|
Почему Мьянма
Название Мьянма (она же Бирма) было мне знакомо давно. Но вот показать эту страну на карте еще пару лет назад я бы навряд ли смог. Мы планировали проехать Мьянму в последнем, 12-ом этапе нашей кругосветки. Но судьба распорядилась иначе. Непал оказался закрыт из-за землетрясения, что потянуло за собой серьезное изменение маршрута. Теперь в Индию мы могли попасть только через Мьянму из Лаоса или Таиланда. Других разумных вариантов наземного перемещения не было. Проблема состояла в том, что Мьянма была страной весьма закрытой, и в принципе я не нашел ни одного рассказа о том, что хотя бы кто-то на авто с российскими номерами здесь проезжал. «Знающие» люди махали руками, говорили «ничего из этого не получится», в общем не настраивали на позитивный лад. Тщательно перечитав англоязычный инет на тему путешествий в Бирму, я понял следующее: еще совсем недавно проехать по этой стране на своем авто было нельзя, но вот удача, с 2014-го года правительство смягчило свою позицию, позволив иностранным авто бороздить просторы этой юго-восточной страны. Все, конечно, не так просто, как, например, в Таиланде. Маршрут должен быть согласован заранее, обязательно автомобильное сопровождение в составе гида, водителя и сотрудника спецслужб. Но мы все это проходили уже в Китае, тем более здесь не требовалось делать новое водительское удостоверение и техосмотр.
Бумажную работу нужно было проделать заранее. Более чем за месяц потребовалось предоставить данные по машинам, экипажам, маршруту движения, датам въезда и выезда. Следовать нужно было строго по согласованному плану. Любые изменения должны были быть согласованы заранее. Не слишком много свободы... но зато мы будем первыми!
Подготовка
На время перерыва между первым и вторым этапом мы улетали домой, как и планировали. Два месяца было достаточно, чтобы решить свои рабочие дела, сделать четыре визы, получить специальный таможенный документ для Индии, Пакистана и Ирана — Carnet De Passage. К концу сентября мы начали слетаться из разных уголков России в Паттаю, там были оставлены наши внедорожники.
За пару недель до вылета я очередной раз прокручивал весь маршрут в голове. Старался это сделать до малейших деталей. А вот добравшись до Индии я почувствовал, что чего-то не хватает. Перевалы... выше 5000 м... Конец октября... Снег и лед! Вот, что нас ждет. Наступает осень, и многие высокогорные дороги закрываются, причина банальна — все заваливает снегом. Больше всего меня волновала индийская часть. Там сосредоточены самые высокие дороги мира. Резина у нас хорошая, но она не зимняя. Что мы будем делать, если спуск обледенеет? Вывод один: нам нужны цепи. На наши колеса мы нашли только полноценные металлические цепи. На вопрос таможенника в аэропорту: «А это что?», мы невозмутимо ответили «цепи, металлические, они нам будут нужны». Оставив сотрудника службы в большой задумчивости, мы погрузили позвякивающие 25-килограммовые коробки в багаж. Теперь снег и лед нас не страшили.
За месяц до старта второго этапа выяснилось, что один из участников нашей команды не готов ехать дальше. Как минимум второй этап. Поэтому один из Хайлюксов мы загрузили в контейнер еще в Таиланде. Потом пришлось переделывать разрешительные документы на въезд в Мьянму, ведь теперь у нас не четыре, а три внедорожника.
Въезд
Таиланд оказался не самой простой парковкой, заставившей нас понервничать. Таможня не поставила печать на продленную до 2 месяцев таможенную декларацию. Приближаясь к границе, мы были готовы на многочасовую задержку, битву с таможней, звонки в Бангкок и прочее. На следующем КПП (уже бирманском) мы тоже готовились к тотальному многочасовому досмотру и бюрократическим сложностям. Особое волнение вызывало свидетельство о регистрации транспортного средства. Совсем недавно в России перестали в него вписывать информацию о номере двигателя. А номер двигателя обязательно требовался для всех документов. Пришлось взять с собой ПТС (где номер двигателя все же указан) вместе с нотариально заверенным переводом.
Вопреки нашим предположениям, тайцы даже не моргнули глазом.
Пропустили без всяких помех. Уже через 40 минут мы пересекали очередной мост дружбы (так называются все пограничные мосты Таиланда) и перестраивались в правый ряд, в Бирме правостороннее движение. Мы попадаем из 2558 тайского года в наш 2015-й в Мьянме. На следующем пропускном пункте нас уже ждал молодой и активный представитель турфирмы — Ко Пьё. Оформление документов превратилось в веселый квест. Представители таможни весело листали бумаги и рассматривали диковинные авто.
Немного позже таможенники наклеили временные номерные знаки, на 80-ку знаки попали на капот. Мы тем временем, нисколько не стесняясь, снимали все на фото- и видеокамеры, все только улыбались и радовались. Все было легко, неформально и непринужденно.
Редкий случай — можно снимать на границе
Через час после начала оформления документов настает тот самый исторический момент: впервые в истории авто с российскими номерами, наши авто, въезжают на территорию республики Мьянма.
Вот он, исторический момент! Мы первые!!!
Дороги Мьянмы
Поскольку Мьянма страна бедная, то и дороги тут должны быть совсем уж так себе. С такой мыслью мы и заезжали в страну, понимая, что нам нужно проехать более 2000 км до границы с соседней Индией. Немного смущал выпуск «Top gear», где англичане веселятся в Бирме вовсю, особенно катаясь по 20-полосному (!!!) шоссе. Пересмотрев выпуск несколько раз, я очень удивился, предположив, что это всего лишь маленький кусочек хорошей дороги в одном из городов. Такая вот случайность. Необычно, конечно, но это ни о чем не говорит. Вообще Мьянма полна зелени.
Первая несуразица в дорожном движении заключалась в том, что движение было привычным нам правосторонним, а вот все автомобили, за редчайшим исключением, были... с правым рулем. Чтобы осмыслить этот парадокс, нужен небольшой экскурс в историю и традиции Мьянмы. Астрологи в этой стране решают все. Или почти все. Например, около десяти лет назад астрологи посоветовали перенести столицу из Янгона в новый город, построенный на почти пустом месте. Причем сделано все было с идеальной точностью, 6 ноября 2005 года в 6 часов 36 минут утра. Место было выбрано крайне неудачно, летом там жара, осенью и весной наводнения. Похожая история с дорожным движением. До начала 70-х годов в Мьянме, как и у многих соседних стран, было левостороннее движение. Но придворный астролог сообщил правящему страной генералу о том, что звезды настоятельно рекомендуют поменять существующую схему на правостороннюю. С тех пор авто в Мьянме двигается по вполне нам привычной схеме. Правда, удивляет одно: прошло уже более 40 лет с момента этой смены, а абсолютное большинство машин с правым рулем. Автобусы высаживают пассажиров прямо на проезжую часть, поскольку двери у них также по старинке на левой стороне. Обычных леворуких авто буквально единицы. Прояснить, в чем же дело, никто нам так и не смог.
Готовились мы к серьезному бездорожью, но с дорогами все было очень даже хорошо и гладко. Единственный ухабистый участок был в начале, а потом в конце, где размыло дорогу. За десять дней нашего путешествия мы практически не сходили с асфальтированной поверхности. Дорога проходила в горах, по маленьким поселкам, соединяла большие города. Везде и всегда было достаточно хорошее покрытие. Периодически мы наблюдали, чего стоит построить это самое покрытие. В большинстве случаев работа по укладке асфальта почти на 100% ручная. Это самый необычный способ укладки асфальта, который мы когда-либо видели. Все делается с минимальной степенью механизации. На дороге навалены большие камни. Первая группа дробит их при помощи молотов.
Далее руками дробленый щебень переносится к месту укладки, потом камешек к камешку укладывается. Разумеется, руками. Тут же стоят бочки с кипящим гудроном. Опять все только человеческий труд. Даже каток, и тот двигают несколько человек вручную. Зато в почти каждой деревне на нашем пути был асфальт. В России такое не часто увидишь.
Самый большой город Янгон (бывшая столица) соединен с новой бирманской столицей Нейпидо отличным четырехполосным разделенным шоссе с очень низким трафиком.
Новая столица так и осталась полупустующим городом. Мы очень рвались в Нейпьидо, именно там англичане из «Top gear» снимали невероятное двадцатиполосное шоссе, мы хотим проверить, правда ли это.
Через несколько часов мы в новой столице Мьянмы — Нейпьидо. Просим нашего гида показать нам это невероятное место с 20 полосами движения. До последнего момента нас терзают сомнения, как-то слишком странно это... Совсем скоро узнаем все то, что хотели: 20-полосное шоссе в Мьянме существует. Это больше похоже на декорацию к фильму — невероятно широкая дорога, имеющая до десяти полос движения в каждую сторону. При этом поток транспорта просто мизерный. По этому широченному пространству изредка проезжает автомобиль, автобус или мотоцикл. Новую столицу проектировали с учетом пробок Янгона и с огромным заделом на будущее. Мы катимся по всем полосам, поперек дороги, останавливаемся сфотографироваться. Просто восторг! В одной из беднейших стран одно из самых широких шоссе мира!
10 полос в одну сторону, столько же в другую
Эльшан не может поверить в счастье
За рулем
Все время, пока мы были в стране, любое движение на наших внедорожниках было возможно только с сопровождением. Спецслужбист постоянно следил за тем, что и как мы снимаем, сам в кадр не попадал. Гид и помощник тоже не отставали, снимая нас на фото и видео, похоже для отчета о поездке.
Наш гид и представитель министерства туризма
Разумеется, снимать полицию, военных, стратегические объекты нельзя. Коптеры тоже запрещены. Единственный раз, двигаясь по горам, мы все же уговорили сотрудника на съемку с воздуха.
Первое, что нам объяснил сопровождающий гид, так это правила поведения на дороге. Если впереди идущее авто показывает поворот, как будто намерено идти на обгон, это означает, что водитель вам советует его обогнать, а вот если поворот правый, значит обгонять нельзя. В России все с точностью наоборот, поэтому нужно привыкнуть к новым правилам.
Водители вполне адекватны и культурны. Нам есть, с чем сравнить. Пока рекорд худшего вождения — это Китай и Вьетнам. Вскоре в Индии он будет многократно побит. В горах водители чувствуют себя традиционно уверенней нас и часто обгоняют, мы же никуда не торопимся и едем в пределах безопасной нормы.
В Мьянме мы очередной раз порадовались нашим громким звуковым сигналам. Хоть водители и аккуратны, но мы в Азии. Лучше лишний раз громко дать знать о себе всем транспортным средствам на дороге (от велосипеда, до грузовика), а также многочисленным пешеходам, снующим по проезжей части.
Перед нами проплывали бесконечно деревни, в основном состоящие из соломенных домиков. Мы уже привыкли, что наше появление вызывает фурор.
В каждой деревне фруктовый рай
Горные дорожки очень узки и извилисты, скорость по ним очень и очень небольшая, порядка 30-40 км/ч. Самые быстрые шоссе соединяют большие города, там спокойно можно разогнаться более 100 км/ч, но машина сопровождения строго следит, чтобы мы ехали не выше этой цифры.
Иногда льет тропический ливень
Езда в Янгоне была уже совсем не прогулочной. Многомиллионный азиатский мегаполис, движение соответствующее. Очень непросто ехать в колонне по центру. Бесчисленные мопеды и небольшие легковые авто так и пытаются нарушить наш строй. Часть перекрестков нерегулируема. Там действует простое правило: у кого авто больше, тот первый и проезжает. Янгон, конечно, не вьетнамский Хошимин, но место не самое простое. Стандартная болезнь большинства столиц (в этом случае бывшей столицы) — пробки. Выезд даже в 8 утра не спасает от заторов. Нам понадобилось более двух часов, для того чтобы выбраться из центра самого большого бирманского города.
Мьянма нам запомнилась дорожными сборами. Сами по себе сборы невелики, от суммы менее доллара до нескольких долларов. Проблема в том, что это происходит часто. Даже слишком часто. Иногда создавалось впечатление, что вся страна только и занимается тем, что собирает деньги за проезд. Иногда это вполне серьезные заведения по сбору денег, как в Европе. Но чаще всего это почти самодельный шлагбаум и небольшая коробка рядом, где сидит какой-то человек и собирает плату за проезд. Нам это было не очень принципиально, так как все это время проезд оплачивался из машины сопровождения.
С ценой дизельного топлива приключилась веселая история. Проезжая мимо заправок, мы наблюдали цены на ДТ: мелькали цифры от 2800 до 3500 мьянмских кьятов. Получилась цена топлива просто запредельная, почти 3 доллара за литр! После такого подсчета мне захотелось срочно заглушить авто, работающий на холостых оборотах. 3 доллара за литр? Самое дорогое топливо в мире?
У меня имелась небольшая догадка на счет цены, похоже, мы где-то ошибаемся. Слава богу, совсем скоро она подтвердилась. Поскольку Бирма бывшая английская колония, то многие меры, используемые здесь, до сих пор английские, не метрические. Поэтому цена дизельного топлива оказалась за галлон (чуть менее 4 литров). Таким образом, литр дизеля выходил уже вполне приемлемым по цене.
Заправки нас очень удивили... длиной заправочных шлангов. Иногда это были 5-, 7- и даже 15-метровые шланги! Можно было просто поставить все наши внедорожники рядом, а заправщик спокойно их обходил и заправлял. Честно говоря, просто и очень даже удобно.
С технической частью наших авто все было в полном порядке. Машины в каком-то смысле отдыхали от нелегких дорог Китая и Монголии. Комплектующие наших новосибирских партнеров «Полиуретан» не вызывали беспокойства, амортизаторы работали теперь нормально, единственное, что заставляло работать наших железных коней более интенсивно, это жара. На улице постоянно было +35+40, поэтому кондиционер не выключался с утра до вечера все время, пока мы двигались по стране. Мы знали, что это отдых перед большой работой. В Индии будет, над чем потрудиться.
Очень важна борьба с гиподинамией. Приходится много сидеть. В этот раз я взял две важные вещи: эспандер, который я привязывал к переднему бамперу, и скакалку. Теперь несколько занятий день помогали держать форму.
Куда ехать
Мьянма весьма велика по своей территории. За десять дней пути мы проехали более 2500 км. Мы сравнивали Мьянму с соседними странами: Лаосом и Камбоджей. С одной стороны, все эти страны очень и очень похожи, но Мьянма все же уникальна. Страна изобилует невероятным количеством буддистских символов. Это могут быть тысячи Будд вдоль трассы, ступы разных размеров, установленные в самых неожиданных местах.
Мы двигались от границы с Таиландом сначала на юг до Янгона, потом на север через Инле, Баган, Мандалай до границы с Индией. В Бирме можно посмотреть множество интересных мест.
Невероятный храмовый комплекс Шведагон в центре Янгона.
Вспоминаю, как много лет назад я наткнулся в интернете на фото Янгона. Естественно, основным символом был целый комплекс пагод Шведагон. Гигантскую ступу видно со многих точек города. Мы приехали в храм, когда еще было светло, нужно было дождаться темноты и тогда, по словам нашим гидов, будет сказочно красиво. Есть два правила посещения храма: всем нужно обернуть вокруг пояса лонджи, это просто кусок ткани с местным орнаментом, после оборачивания больше похожий на юбку. И обязательно нужно снять обувь, в храм можно заходить только босиком.
Масштабы сооружения впечатляли. Как только начало темнеть, стало понятно, о чем говорил наш гид. Вся позолота огромной пагоды и всех строений засияла в ночи. Невероятное зрелище, кажется, что все это сделано из чистейшего золота, а на фоне темно-синего неба это смотрелось как-то даже нереально. Больше похоже на картинку, над которой хорошо поработали в графическом редакторе.
Золото переливается под светом прожектора
Тут же девушки начали поджигать свечи, тысячи свечей, от которых исходил свет и жар. Неповторимый вечер, такого мы еще не испытывали: вокруг все блестит золотом, на улице 30-градусная жара, горят тысячи свечей, люди, молящиеся тут же на полу или просто пришедшие встретиться с друзьями среди пагод — мы гуляем по какому-то сказочному царству. Визит в Шведагон это must do в Мьянме.
Яркое впечатление осталось и от golden rock (золотой скалы). На краю, балансируя каким-то волшебным образом (как говорят бирманцы, «на волоске Будды»), стоит огромный камень, скала. Он почитается как место священное и женщинам ближе 10 метров к нему подходить запрещено.
Golden rock, чудесным образом балансирующий на крае
Добраться до этого камня — отдельная история. Сначала нужно сесть на импровизированный автобус, который на самом деле является обычным грузовиком, в кузов которого установлены деревянные лавки.
После наполнения грузовик на сумасшедшей скорости несется по узенькой извилистой дорожке высоко в гору. Все происходит ранним утром, лучше всего увидеть скалу на рассвете, около 7 утра. Грузовик взлетает все выше и выше, так, что в какой-то момент мы оказываемся над облаками.
Здесь целый храмовый комплекс, заходить туда нужно, разумеется, босиком.
Ходить в храме можно только босиком
Дети играют с чем под руку попадет
Милая девушка легко несет на голове более десятка кирпичей
А эта девушка идет с мешком цемента
Очень часто мы встречали в таких местах монахов, собирающих подаяния. Это именно то, на что они живут. Выглядит это как целая процессия, кто сколько может, столько и подает. Нередко это совсем еще дети, для которых монастырь — это школа, вместо обычной.
Сам камень за многие годы покрыт приличным количеством золота. Верующие приносят листки тончайшего сусального золота в виде пластинок и наклеивают его на камень. Говорят, что на самом камне уже образовался несколькосантиметровый слой золота.
За безопасность драгоценного металла никто не беспокоится, в Бирме совсем иначе смотрят на материальный достаток. Они будут строить очередную позолоченную статую Будды, но жить при этом будут продолжать в своих соломенных домиках. Другие обычаи, другое мировоззрение, нам есть, чему поучиться.
Девушки наносят маску на лицо. Это должно помочь сохранить красоту
Город Баган известен тем, что когда-то там кипела жизнь. Сейчас там можно найти остатки тысяч древних ступ в разном состоянии. Самые большие восстановлены и принимают туристов. А где-нибудь в поле в зарослях может стоять совсем небольшая, полуразрушенная ступа. До них руки не доходят, ибо ступ здесь очень много. С высоты птичьего полета в зелени можно разглядеть, что осталось от былого величия.
К вечеру около одного из городков мы увидели огромную статую Будды. Это была вторая по высоте статуя Будды в мире, построенная совсем недавно. Ее высота достигает 129 метров. Внутри есть лестницы и лифты, можно подняться на самый верх.
Помимо рукотворных красот, это страна с совершенно потрясающими тропическими зарослями в горах. Жалко, у нас было недостаточно времени, но если бы мы свернули с асфальтной дороги на проселочную, то, думаю, насмотрелись бы много чего интересного.
Нас везде приветствовали добрейшие люди, искренне радующиеся встрече с иностранцами. Сама атмосфера Мьянмы располагает к спокойствию и позитиву.
Добрая половина страны все носит на голове
Именно так и проходило все наше автомобильное путешествие. В одной из деревень я попросил гида помочь осуществить нашу давнюю мечту: попасть в обычный сельский соломенный дом. Хозяин, старик, обычный крестьянин, живущий по большей части натуральным хозяйством.
Мы долго с интересом слушали о том, как они живут, из чего сделан дом, кого выращивают. Выяснилось, что дом стоит на сваях по весьма тривиальной причине — просто удобно складывать вещи прямо под домом. Близко и доступно.
Типичный дом в бирманской деревне
Мы наконец прошлись по самой избушке на курьих ножках. Основа у такого дома из дерева, а вот стены делают из подручных материалов (лиан, коры), крышу покрывают слоем соломы.
В самом доме стоит ощущение, что ты попал в пыльный чулан. Все очень хлипкое, прозрачное, скрипящее, было все время страшно, что пол где-нибудь треснет под нами. Мы все же не такие легкие, как бирманцы. Мне всегда было интересно, а вообще слышали что-то здешние жители о России? «Да, бывает, что по радио о России говорят».
Проблема переноски детей решена
Еще мы встречали экзотические блюда в сельской местности. Например, рис, запеченый в бамбуковых палках.
Вся семья торопилась и готовила нам блюда из риса. А вот хозяин сидел в стороне, курил самодельную сигару и довольно кивал.
Самым большим разочарованием был для нас Мандалай. Мы были погружены в романтическую атмосферу сначала стихотворением Редьярда Киплинга «Road to Mandalay». Несколько раз перечитали отрывок на русском, потом на английском. Потом включили и многократно прослушали «Road to Mandalay» Робби Уильямса. В общем, Мандалай обещал быть прекрасным. На деле это оказался очень скучный, ничем не примечательный город с подобающей гостиницей. Зато для репортажа он отлично подошел. Самая обычная улица бирманском городке:
Костя чуть не съел микрофон, пока нас ждал
А вот и сам репортаж для канала «Россия»:
А еще в Мьянме есть... самый длинный тиковый мост в мире! Да еще и самый старый. Хоть и было безумно жарко, почти под 40, мы все равно получили несказанное удовольствие.
Такой рыбалки мы еще не видели
Вино в Мьянме?
Вообще, мы поехали посмотреть озеро.
Но неподалеку от озера Инле мы обнаружили винодельню.
Это совсем не клеилось с нашими представлениями о Мьянме и областях виноделия. Виноградную лозу сюда завезли французы, облюбовав близлежащие склоны. Доминируют классические французские сорта Каберне, Шардоне, Пино Нуар. Как уж они тут вызревают в таком климате, это вопрос.
Виноградные поля разделены и подписаны
Тем не менее, все сделано очень красиво и аккуратно. Даже есть небольшой бар, где можно продегустировать несколько видов вин. Наш штатный энолог, Ю, пробует и предлагает взять пару бутылок.
Вино вполне приемлемое для такого экзотического места. Но вот дальше нас преследует неудача. Одна бутылка подло разбивается при погрузке, а вторая, открытая вечером, отказывается безнадежно испорчена неприятным резиновым привкусом от пластиковой пробки.
Привет из России и не только
Круг автопутешественников не так уж и широк. Готовясь к проезду новой и необычной страны, я изучал множество отчетов и материалов. Так, через долгую цепочку знакомых я узнал о Дмитрии Хитрове из Москвы. Дима летом отправился из Москвы на своем мотоцикле, преодолел Китай, Пакистан, Индию, попал в пик наводнения в Мьянме. Нам было, о чем поговорить с ним, так как он преодолел часть нашего будущего маршрута.
Мотоцикл пришлось оставить в небольшом приграничном городке в Мьянме, сам Дима улетел домой с надеждой вернуться сюда в декабре и продолжить маршрут. Когда мы приближались к границе с Индией, Дмитрий попросил проведать его железного коня, узнать, как же он там на чужбине. Нам и самим было интересно увидеть родные номера в чужой стране. Буквально через несколько часов, во дворе одной из небольших местных гостиниц, мы уже снимали чехол с мотоцикла, обнажая российские номера. Такой вот небольшой кусочек родины на краю света. Мотоцикл оказался цел и невредим. Будем надеяться, что Дима в декабре продолжит свой интересный маршрут.
К концу путешествия, вечером, в один из отелей подъехали три мотоцикла. Мы встретились с байкерами из Англии и Турции. Турок ехал через Иран, Пакистан, Индию, а двое англичан привезли свои байки в Непал и оттуда начали движение. Их цель — Австралия.
Очень было интересно послушать о нашем предстоящем маршруте и понять, насколько отличается путешествие на авто от путешествия на байке. Есть у байкеров свои плюсы, но в целом трудностей все же больше. Особенно когда дело касается погодных условий: жара под +40, снег с дождем и прочее. Желаем ребятам удачного пути, следующие месяцы мы будем их видеть в социальных сетях. Спустя пару месяцев ребята уже были в Австралии, где один из них попал в серьезную аварию. Его даже эвакуировали самолетом. Но все в порядке, через пару недель он снова вернулся к поездке.
Дэна эвакуировали самолетом с места аварии
Неожиданности
Еще в конце августа, когда мы только планировали путешествие, турфирма сообщила, что из-за обильных дождей в Мьянме наводнение. Наводнение серьезное: десятки погибших, эвакуируют целые деревни, разрушено около пяти больших мостов. Движение остановлено. Самое неприятное, что это наводнение как раз лежит на нашем маршруте. Объехать его не представляется возможным. Но у нас был почти месяц в запасе, поэтому мы сильно не волновались. Времени достаточно, чтобы вода ушла, а мосты восстановили. На какой-то момент мы даже и забыли об этой стихии.
Вспомнили об этом, когда приближались к границе. Основная дорога осталась закрытой. До сих пор не все мосты восстановлены. По этой причине нам приходится ехать по более долгой, медленной объездной дороге. Но вариантов иных просто нет, медленно и упорно едем в сторону границы.
Дорога становилась все хуже...
Часть мостов была снесена, а рядом были возведены временные насыпные дамбы. Видно было, насколько серьезно разгулялась стихия, которая сметала все на своем пути. Если бы не насыпные временные сооружения, то перебраться на ту сторону рек было бы невозможно.
Мост до сих пор не восстановлен
Бурные потоки завтра снесут временный мост
Нам везет, завтра этого моста не будет
Тем временем на улице третий день шел дождь. Чем ближе мы подъезжали к границе, тем большие потоки воды текли вдоль дороги. Реки становились все полноводнее. Начался сезон дождей. Переезжая очередные временные мосты, мы удивлялись, как же их вновь не смыло. Вода поднимается все выше и выше, остается местами полметра, и вновь все прорвет. У меня периодически мелькала мысль: «как-то это все ненадежно... размоет же все легко».
Но в тот момент нас волновало другое: нам нужно было попасть поскорее в Индию. О своих подозрениях и переживаниях мы быстро забыли. Впереди часы бумажной работы на каждой стороне границы, первое оформление Carnet de Passage, в нем нельзя ошибиться.
Как выяснилось позже, переживали мы не зря. Все это время мы находились в контакте с несколькими группами путешественников, кто в той или иной степени касался нашего маршрута. Благо с тех пор, как появился интернет, это не проблема. Одна из этих групп была из Индии. Ребята тоже пересекали Мьянму, направляясь к себе домой. Через несколько дней ребята добрались до границы и застряли. Как потом выяснилось, на следующий день после нашего проезда бурные потоки воды смыли два временных моста, отрезав индийскую группу на неделю от Индии.
На следующий день моста уже не было
Нам повезло, очень повезло. Проедь мы днем позже, так бы и нам пришлось ждать целую неделю. Но удача нам улыбалась широко и приветливо, мы уже ехали по территории соседней Индии.
Продолжение следует...