Крым и Абхазия на Шкоде

09.12.2015 | 34527 просмотров

Вступление

После незабываемого путешествия на Филиппины с осмотром по пути Гонконга и Макао и маленькой поездочки в Черногорию душа настойчиво требовала новых дорог. В связи с кризисом и падением рубля найти попутчиков для нового путешествия становились все труднее, но вот, наконец, забрезжила надежда, и что-то начало вырисовываться. Выручили родственники. Неожиданно для меня от какой-то дальней родни объявилась квартира в Крыму, и сестра собралась поехать смотреть ее, совместив этот визит с отдыхом на море и прихватив за компанию лучшую подругу. И на той же неделе, но несколькими днями позже, в очередной раз собралась к друзьям в Абхазию моя старшая дочь Татьяна. Я понял: это — знак! И такой шанс упускать нельзя. Поэтому буквально напросился к ним в компании, объединив два этих направления в один маршрут и продлив тем самым для себя лето и купальный сезон. А главное, я хотел посмотреть Крым, с которым хорошо знаком по прошлым поездкам в советское и украинское время, и, конечно, познакомиться с Абхазией, в которой никогда раньше не был. В отличие от сестры и дочери, уже имеющих на руках авиабилеты, я решил ехать на своей машине, что давало мне определенную свободу перемещения, увеличение веса багажа и, при необходимости, место ночлега. Хотя были в этом способе передвижения и свои минусы и, конечно, свои риски. Попытки найти попутчика в дорогу не увенчались успехом, поэтому выезжать пришлось одному (без штурмана и сменщика).

Подготовка

Доехать одним днем до Крыма я даже не мечтал, поэтому сразу задумался о ночлеге в середине пути, в Ростове. Выбор пал на каучсерфинг, кто не знает, есть такое бескорыстное сообщество гостеприимных путешественников. Я состою в нем с прошлого года, но опыта его использования для своей ночевки у меня пока не было, поэтому очень хотелось заиметь такой опыт. Сделав три запроса, я получил все три возможных ответа: «да», «нет», «может быть» и договорился с первым о том, что к вечеру планирую быть, а предварительно позвоню, когда проеду Воронеж. О ночевке на обратном пути я пока не думал.

Конечно, можно было заранее оплатить паромную переправу, советы и мысли об этом были, но как-то закрутился и поехал так.

Из провианта заварил с вечера в кружку-термос кашу ассорти, заготовил несколько бутербродов, чай в термосе и взял груш-яблок со своей дачи.

Еще в подготовке был один полезный совет, которому я последовал. Я купил антирадар, без которого раньше всегда как-то обходился. Очень нужная вещь в дальней дороге, если хотите ехать быстро, не нарываясь при этом на штрафы.

И еще я предусмотрительно загрузил в планшет для навигатора карты Крыма, юга России и Грузию (Абхазии отдельно в картах нет, только в составе Грузии). Кроме Яндекса у меня стоит MAPS.ME, которая не раз меня выручала и на Крите, и на Филиппинах. Очень информативная и удобная оффлайн карта с навигацией.

День 1-й

Воскресенье 13.09.2015 г. Выехал ровно в 6:00, предварительно обнулив одометр и нацелив навигатор на Ростов-на-Дону. Погода была ясная, дорога свободная, километры только отскакивали. Есть все-таки в дальней дороге что-то завораживающее и притягательное!... Перед Каширой, правда, постоял минут 20 в пробке, то ли из-за аварии, то ли из-за ремонта дороги, а в остальном ехал без задержек. Даже пункты оплаты платных участков были без очередей и не слишком тормозили (хотя раздражали). С антирадаром до конца не разобрался, поэтому, наверно, еще в начале пути и поймал два штрафа — на 500 и на 1000 руб. Это, я считаю, на всю дорогу не так много, если учесть, что стрелка спидометра частенько маячила между 180 и 200.

В результате к Ростову я подъехал даже раньше, чем планировал, еще до 18:00. Дом расположен в пригороде, в садовом товариществе или типа того, с участком и даже гаражом. Хозяйка по телефону навела меня на точный адрес и вышла встречать. Она предупреждала, что «будет тесновато», но, по-моему, это она скромничала или немного кокетничала, т. к. квартира большая и уютная, а каучсерферы — народ неприхотливый, и кому не достался мягкий матрас, будет спать на более жесткой «кровати» из тех, что стоят в углу (см. фото), но места все равно всем хватит.

С того момента, как только я переступил порог, меня не отпускало впечатление, что я попал в компанию старых друзей, с которыми просто давно не виделся. Общение сразу было легкое и непринужденное. Там уже были приехавшие ранее два парня автостопера: один из Казахстана, направлявшийся на Украину и один путешественник с неопределенным маршрутом, но мечтающий посмотреть Крым и Кавказ, в которых раньше не был. А я раньше не был в Ростове-на-Дону и поэтому, раз уж я попал сюда, имелось тайное желание посмотреть город в компании с аборигенами. С такой надеждой я предложил свои автоуслуги «не надо ли куда съездить…» и, на мое счастье, у хозяев было встречное желание посетить торговый центр, до которого от дома им добираться не очень удобно.

Итак, мы всей компанией поехали в город. Проехали по центральным улицам Ростова, потом оставили машину и совершили пешую прогулку по набережной. Меня поразило большое количество красивых, даже шикарных зданий, хорошо отреставрированных и освещенных. Жаль, что было уже темно, а мой планшет плохо снимает при недостатке освещенности.

Механическое сердце на набережной Ростова:

Потом было посещение торгового центра, возвращение домой и совместное приготовление ужина. На столе появилось домашнее вино, были тосты за каучсерфинг, объединяющий путешественников, за гостеприимных хозяев и дружбу между народами.

День 2-й

Наутро позавтракали (еще раз спасибо гостеприимной хозяйке!), и мне надо было продолжать намеченный маршрут в сторону Керченской переправы, а одному из моих новых друзей оказалось со мной по пути. Так у меня появился штурман. О нем следует рассказать подробнее. Зовут его Альберт (в сети Берт Бертов) — позитивный, обаятельный, умный парень, знающий несколько языков, интересный собеседник и большой, несмотря на возраст, путешественник. К примеру, поработав 10 месяцев гидом в Таиланде, он решил, что дешевле и интереснее будет возвращаться на Родину автостопом через Лаос, Китай, Казахстан… И это не единственное в его судьбе, чем он меня удивлял в дороге. Скажу короче — мне повезло, что он оказался моим попутчиком, тем более со штурманом ехать по новому пути гораздо удобнее. За интересными разговорами дорога пошла веселее, время летело незаметно, хотя сама дорога стала хуже: полос чаще оставалось только две и здорово тормозили грузовые тихоходы, которых подолгу было не обогнать.

Тем не менее, сделав остановку на обед где-то в кубанских степях...

... примерно в 15 часов мы прибыли в порт Кавказ.

Очереди практически не было, оформление простое, быстрое и, сразу видно, хорошо отработанное в горячую пору. Досмотр машины — не строгий, выборочный, основное время ушло на то, чтобы поплотнее набить паром автотранспортом.

На пароме просто и удобно, даже уютно: буфеты-туалеты, мягкие кресла.

Сам «переплыв» быстрый, за 20 минут не успели повертеть головами и пофотографировать, как уже причалили в порт Крым и — пора выгружаться.

Дорога по Крыму мне показалась хуже, чем в Кубани, но много мест, где кладут новый асфальт. Это, конечно, сильно задерживает, но понимаешь, что дело нужное, поэтому приходится терпеть неудобства. По пути проезжали какой-то музей военной техники, но остановка в наши планы не входила; время позднее, а нам еще пол-Крыма проехать надо до места ночлега.

Да еще заблаговременно залить полный бак на материке я не догадался, поэтому для моего голодного железного коня пришлось искать заправку в Крыму. Так как во избежание неприятных сюрпризов заправляюсь я соляркой исключительно на Лукойле, я и тут наказал своему штурману поискать в навигаторе АЗС этой сети. В Феодосии такая заправка нашлась, хотя под знакомой красной крышей названия этого бренда я не увидел. Подхожу к окошку и спрашиваю:

— А вы точно Лукойл?

На что мне отвечают, что в Крыму Лукойла вообще нет, но мы — не хуже, заправляйтесь. Вариантов у меня не было и (чтобы закрыть тему крымских заправок) проблем с топливом — тоже.

К месту ночлега прибыли уже почти ночью. Хорошо, что сестру с подругой подобрал в Феодосии заранее (они уже один раз переночевали там), а то заблудился бы в темноте в незнакомом месте.

День 3-й

Квартира родственников, где мы остановились, оказалась в поселке Солнечная Долина недалеко от Судака.

Место красивое, но до моря далеко, километра четыре, искупаться просто так не сходишь, если только на целый день, и то желательно быть с колесами. Вода из крана бывает по расписанию, примерно 4 часа в неделю, центральное отопление не просто отключено навсегда, а обрезано вместе с батареями. Ремонта в подъездах не было, похоже, лет 20. Может, в других местах по-другому, не знаю, пишу, что вижу сам.

В планы на первый день в Крыму я попросил не включать много поездок на машине, чтобы моя спина хоть немного передохнула от большой дороги. Все-таки уже 1800 км на одометре намоталось. Поэтому решили осмотреть крепость в Судаке, пройти Тропой Голицина, искупаться у мыса Меганом и заглянуть в винный магазин (все-таки «Солнечная Долина» — известная винная марка).

Вино мне в магазинах не понравилось, или просто не повезло, может, не там покупал…

Крепость в Судаке заслуживает посещения, гораздо интереснее феодосийской.

Желающие могут залезть на самый верх.

Тропа Голицина очень живописна, рекомендую. Она бесплатна, по пути будет Грот Шаляпина, не поддавайтесь на предложения подвезти на лодке, проходите по кругу через Можжевеловую рощу.

А эту фотографию я бы назвал: «Отдых в Крыму».

Впрочем, если устали, то за 200 рублей вас по морю быстро вернут на место старта.

Бухта Царская, тоже красиво и искупаться можно, если к ней спуститься.

Можжевеловая роща.

Желающие могут сходить на винзавод с дегустацией, мы не ходили, ничего сказать не могу, находится он там же.

Пляж у мыса Меганом.

Позабавила «пальма» недалеко от пляжа, респект тому, кто ее придумал и «вырастил»!

Еще несколько интересных, на мой взгляд, снимков в Крыму в этот день.

Такие указатели мы видели по Крыму везде, где проезжали. Удобно, информативно, мне понравилось.

День 4-й

На этот день были запланированы пещеры и водопады, а также пляж «Чабан-Куле» у с. Морское. С этим местом связаны воспоминания из далекого детства. Сюда из Подмосковья мы, еще с родителями, приезжали дикарями компанией на нескольких мотоциклах. Было это, страшно сказать, как давно, в начале 70-х. У отца был старенький «ИЖ-49» с самодельной коляской. До моря доезжали обычно на 4-й день, становились палаточным лагерем прямо на пляже и отдыхали, делая вылазки в магазины и за достопримечательностями. Славное было время! Оставшиеся в живых участники этих поездок до сих пор вспоминают их с теплотой.

Пляж нисколько не изменился: та же черная галька, развалины древней башни на горе и мусор по обочинам.

Смотреть «Мраморную» пещеру, которую по чьим-то отзывам выбрали мои спутницы, едем в центр Крыма по трассе Алупка — Симферополь. Дорога, наверно, самая хорошая в Крыму, а троллейбусы раскрашены в цвета триколора. Но вот с хорошей дороги свернули, и указатели направляют нас в гору по серпантину из сплошных камней. Передвигаться было можно, но медленно и очень тряско. Притормозил у местного парня, который сидел на лавочке рядом с придорожной кафешкой, спрашиваю:
— Пещера туда?
— Туда, — говорит.
— А дорога лучше будет?
— Нет, все 8 км такая же, но могу отвезти (показывает на свой жигуленок).

Я отказался от его услуг и потом сильно об этом пожалел… Хочу всем дать совет — берегите свои машины, особенно в дальних поездках!

До пещеры мы доползли, осмотрели, кому-то понравилось. Но те, кто уже был в пещерах, которых даже в Крыму очень много, ничего нового и интересного для себя здесь не увидят. Те же сталактиты-сталагмиты и т. п. Меня, в общем, не впечатлила эта «Мраморная» пещера, видел и покруче.

Кстати, мрамора там нет и быть не может, только известняк, это только название.

Дальше путь лежал к водопаду Су-Учхан.

Началась заповедная зона, машину оставили и пошли к водопаду пешком.

Виды замечательные, погода отличная! Что еще надо туристу на отдыхе?!..

В пещеру Красную не пошли, хватит на сегодня пещер.

Водопад маленький, как и сама речушка, но есть места, где можно освежиться в «ваннах» или под «душем» с ледяной водой. Вода вкусная, напились, пополнили запасы и пошли обедать в кафешку, что на входе в этот заповедник.

И еще фотография, которую хочется назвать «Сказки нового времени».

Домой вернулись поздно вечером. Там уже ждал Альберт, который познавал Крым эти два дня по своим планам, а назавтра мы с ним планировали выдвигаться в сторону Кавказа.

Общее впечатление о Крыме не только по плакатам, но и по отзывам местных жителей, сложилось позитивное. Не без трудностей и критики, но люди рады возвращению Крыма в Россию! Заметно возрождение из застоя и упадка, последние тоже еще хорошо видны всем, кто бывал здесь раньше и видел Крым советским.

День 5-й

Подъем в 5:30, затем правильный завтрак кашей, приготовленной сестрой на крымском молоке и в 6:00 стартуем на Запад. Сестра с подругой в последний раз воспользовались моими колесами — подвез их до Коктебеля — и дальше наши пути разошлись: они остались в Крыму продолжать свой отпуск, а мы с Альбертом движемся к переправе.

Знакомая уже дорога и такой же незагруженный, без очередей и ожиданий паром из порта «Крым» в порт «Кавказ». На пароме встречаем колоритных священников. Мы заспорили: почему один из них в черной рясе, а другой — в белой.
— А давайте с ними сфотографируемся, — предложил легкий на общение Альберт, — заодно и узнаем.
Сказано — сделано!

Оказалось, что белое одеяние носить дозволяется, если жарко… А наши попутчики оказались приятными в общении довольно высокими святейшествами из Беларуси, первый раз повидавшими Крым и вообще море. Не узнали их имен, но тот, что в черном, сказал, что из них двоих главнее тот, что в белом, «выше него — только Владыка!»

Фотографирую на прощанье наш паром, потому что получаю СМС от дочери, что она собирается вылететь в Адлер, но рейс авиакомпании «Победа» задерживается. А у нас паром «Победа» — забавно!

Только мы отъехали от порта, как встретили автостопера с гитарой и рюкзачком.

— Надо же, налегке едет, — заметил опытным глазом Альберт.

Других мнений быть не могло — берем! И сразу начинаем расспрашивать: кто, куда, откуда…

Оказалось, что этот молодой, но уже бывалый путешественник, сам родом из Курска, приехал с отцом в Крым на Волошинский фестиваль, так же автостопом, но отец еще задержался на пару дней в Крыму, а ему надо по делам домой. На руках уже были билеты на самолет, поэтому он — без палатки и спальника. На вопрос, чем по жизни занимается, парень сказал, что он музыкант, ходит с другом по вагонам, поет песни, свои и чужие, тем и зарабатывает на жизнь и путешествия. Вот уж никогда бы не подумал, что таким образом можно неплохо зарабатывать!...

Интересный диалог прервала развилка, на которой пришлось высадить нашего попутчика, даже имя не спросили, — ему надо было в Краснодар, а мы продолжали путь ближе к побережью, на Новороссийск. Появились Кавказские горы и сразу же бросилось в глаза отличие от Крымских. Те были какими-то уютными, милыми, а Кавказ — как старший брат, круче в прямом и переносном смысле!

Настроение немного подпортили пробки и заторы-светофоры при проезде через город, в дальней дороге я уж забыл об их существовании. Может, есть какие-то объезды, но я не местный, навигатор мне в помощь. Зато появились заправки «Лукойл», где я заправился «до полного». И там же купил первую канистру антифриза. Вот когда мне аукнулась та каменистая дорога в пещеру, на которой я не удосужился пожалеть свою машинку! Как потом объяснили на сервисе, мелкие камешки попали в какую-то щель между патрубком и радиатором и продавили соты. Антифриз начал подтекать, к счастью не очень сильно.

В Джубге не без сожаления я расстался со своим верным штурманом Альбертом, с которым за дорогу успел подружиться. Свое изучение Кавказа он решил начать с Севера, а не с Черноморского побережья…

А я поспешил на встречу с дочерью, которая уже прилетела на своей «Победе» и периодически слала СМС-ки типа «…ты скоро?..». Дорога тем временем становилась все труднее: в Туапсе тупо простоял полчаса в пробке на мосту, часто встречались ремонты мостов с одной полосой для движения и регулированием светофором или дорожным рабочим. Я уже молчу про наступившую темноту, серпантин и медленно ползущих тихоходов, которых там невозможно обогнать.

Наконец добрался до Сочи, пошла хорошая дорога с новыми освещенными тоннелями, правда, и антирадар мой ожил, заверещал на разные лады. Время было уже позднее, поэтому в пробках, к счастью, не застрял и вот оно — условленное место встречи. Доехал! Дождалась! Ура, мы сделали это! Вперед на Абхазию!!! Не успели поговорить, обменяться новостями, как уже уткнулись в шлагбаум. Я от неожиданности говорю:
— В Абхазию хотим, что надо?
— Показывайте паспорта и проезжайте.

«И все?..» Конечно — нет, это нас только пропустили на территорию пограничной зоны. Потом был паспортный контроль, раздельно водителя и пассажира, нестрогий выборочный «шмон» бардачков-багажников и переезд через мост на абхазскую сторону. Там — совсем просто: кивок в сторону окошка и после записи паспорта отмашка «Проезжай!».

Всё, едем по Абхазии. Таня меняет симку, (связываться через нашу тройку операторов очень накладно, я поленился и после пары звонков со своего МТС ушел в глубокий минус) и предупреждает местного друга о нашем скором прибытии. Дорога, кстати, хорошая, «только подсыпай», как говорил мой старый друг-шофер. Вокруг темнота, но огромные деревья по обочинам в свете фар очень живописны! Проезжая Гагры, дочь предложила сделать остановку, посмотреть и сфотографировать…

В Сухум приехали уже после 23:00. Хотели поужинать с дороги и отметить наше прибытие, но это оказалось не так просто. Несколько ресторанов еще работали, но заказы уже не принимали. (И это — столица?!..) Поэтому взяли на ужин какой-то абхазской шаурмы и разъехались по съемным домам отдыхать. Это был долгий и трудный день! Но главное, все идет по плану. Путешествие продолжается!

День 6-й

Друг моей дочери Тимур приготовил для меня вот такое жилье:

Трехэтажный дом с участком, два верхних этажа поделены на комнаты для отдыхающих. Приветливые хозяева, дружелюбные общительные соседи, в основном из России, удобства на этаже и, что для меня важно, место во дворе для моей машинки. Они называют это «Гостевой дом», я бы определил как хостел, и все это за 500 рублей за ночь.

Выспался я хорошо и встал довольно рано, наверно, потому, что воздух чистый и погода — просто идеальная, нет жары, а хочется гулять и, конечно, купаться. До моря было недалеко, в ожидании звонка от дочери пошел на пляж, осматривая по пути город. Сразу бросилось в глаза, что дома в большинстве своем обшарпанные, разваливающиеся, никаким ремонтом и не пахнет.

На набережной та же картина — разруха…

Пляж — неудобная корявая галька, есть кабинки, в некоторых даже подобие душа бывает. А вот море замечательное, теплое и довольно чистое.

Ну вот, доча проснулась, мы встретились, искупались и пошли подкрепиться в ресторан местной кухни «апацха». Надо отметить, что общепит в Абхазии вкусный, сытный и дешевый. Специально сфоткал меню для наглядности. Забавно смотрится в меню «анаша», но это всего лишь «огурец» по-абхазски.

Теперь можно продолжать осматривать город. Вот, например, когда-то самое солидное и успешное предприятие города — «Сухумприбор». Сейчас выглядит ужасно:

А вот — красивая и когда-то работающая ж/д станция:

Морской вокзал Сухума, похоже, так и остался в том времени, когда его бросили недостроенным. Красивый проект, мог быть украшением города, а теперь навевает грустные мысли…

Но вот здание, где расположена абхазская государственная филармония, выглядит отлично:

В чем же причина?.. А вот она:

Может, я придираюсь или профессиональный взгляд строителя сам цепляется за недоделки и недостатки во внешнем виде города… Но Сухум вызывает неоднозначное чувство. То ли не хотят, то ли не могут местные жители сделать свой город красивым.

Ну ладно, пройдемся по достопримечательностям. Много слышал про Сухумский обезьяний питомник, значит надо его посетить.

Зашли, посмотрели, послушали экскурсовода, покормили обезьянок. Детям тут, может, и забавно, но взрослым интереса никакого, ни эстетического, потому как разваливается он так же, как и все остальное вокруг, ни познавательного, потому что остались тут только мелкие неприхотливые макаки-мартышки, а крупных приматов содержать сложно и дорого, поэтому их там нет.

Время еще есть, надо куда-нибудь съездить. Например, в Новый Афон. Там две главные достопримечательности: пещера и монастырь. В пещере моя дочь уже была, а меня после Крыма под землю пока не тянет, поэтому посмотрим знаменитый Новоафонский монастырь, известный своей богатой историей.

Увы, несмотря на то, что уже больше 20 лет прошло после войны, здесь та же картина, что и во всей Абхазии: разруха, облупленные стены и ни намека на ремонт или реставрацию, как внутри, так и снаружи.

Хотя денежки с паломников на подходе к храму исправно собирают:

После монастыря купаемся на новоафонском пляже, потом возвращаемся в Сухум и заказываем на завтра экскурсию. Хватит уже городов, надо увидеть красоту природы Абхазии, поэтому мы поедем на главную горную жемчужину — озеро Рица. Можно было бы ехать самостоятельно, но сейчас не тот случай. Во-первых, отдохнуть надо от руля, во-вторых, экскурсовода послушать и в-третьих, как же в Абхазии без дегустации местного вина!..

День 7-й

Утром опять встал довольно рано, отлично выспавшись. Для меня, «совы», это довольно странно, обычно утром хочется поваляться подольше. Видно, климат здесь такой приятный и полезный, что энергии прибавляет. Пошел до начала экскурсии на море искупаться, там встретился с дочерью (обычно тоже не большой любительницей ранних подъемов), а в 9:00 мы уже сидели в микроавтобусе по дороге к озеру Рица. Для путешествующих самостоятельно сообщу, что въезд в заповедную зону платный, а у нас это входило в стоимость экскурсии.

По пути делаем несколько остановок размять ноги и пофотографировать.

Водопад «Девичьи слезы».

Воды на фото не видно, но это и есть водопад, «слезы» капают прямо из горы.

Еще один водопад…

Живописная горная река Гега

и совсем маленькое озерцо,

у которого кормятся разные продавцы достопримечательностей. Некоторые — довольно навязчивы, как эти нагловатые юнцы, бесцеремонно усаживающие на туристов своих сов, а потом требующие денег «на корм птичкам».

Природа и горы, конечно, восхищают своей красотой! Хочется фотографировать во все стороны…

А вот и дегустация с продажей местных вин и крепких напитков — коньяка и чачи. Ценителям хорошего и недорогого алкоголя очень понравится местная продукция. Мне, например, понравилась.

Там же дегустация с продажей горного меда и медовухи у потомственного бортника.

И вот, наконец, главная цель нашей экскурсии. Сначала поднялись по серпантину, чтобы сверху посмотреть на «Горную жемчужину»:

А потом спустились к самому озеру. Красота, конечно, необыкновенная!

Вода в озере была, к моему удивлению, не очень холодная, и желающие не преминули воспользоваться возможностью здесь искупаться.

Но и тут, среди этих природных красот, видны характерные черты местного человеческого участия (или безучастия). Когда-то здесь были или должны были быть какие-то постройки, но за несколько десятков лет они или разрушились или не были достроены.

Складывается впечатление, что в Абхазии начисто отсутствует прогресс и созидание, лишь эксплуатируется то, что уже создано, да и то как-то вяло. Утешает, что природе при этом тоже вреда большого не приносится…

Посещение находящейся на берегу озера Дачи Сталина в программу экскурсии не входило, поэтому рассказать об этом ничего не могу.

На обратном пути была еще одна дегустация и запланированный обед. Для интересующихся ценой: сама экскурсия стоила 900 рублей с человека, плюс по 250 собрали за проезд на гору, «чтобы посмотреть на озеро сверху» (по-моему, это такой маленький развод, чтобы добавить денежек) и платный обед, как обычно в Абхазии, недорогой и довольно вкусный, примерно 600 руб. Если подытожить, то мне экскурсия понравилась прекрасной природой, изумительными видами, идеальной погодой, неутомительной дорогой, ненавязчивой и добродушной компанией и, конечно же, дегустациями. Покупали, кстати, не только мед и вино, но и разнообразный абхазский чай.

Приехав домой, мы не чувствовали большой усталости, можно было совершить еще какой-нибудь туристический «подвиг». И, хотя уже совсем стемнело, мы поехали на термальные источники в Кындыг, что километрах в 30 от Сухума. Ехать туда вечером или даже ночью — дело обычное, ведь днем и так жарко, а после заката горячая вода из термального озера — самый кайф! Там кроме водоемов с теплой водой, в которых можно просто понежиться, есть место, где вода разной силы и температуры падает метров с пяти. Там предусмотрительно поставлены деревянные кушетки, лежа на которых просто подставляешь части своего тела под эти горячие струи и получаешь своеобразный массаж. Вход платный — 150 руб. без ограничения времени. Скажу сразу: будете в Абхазии — обязательно посетите это место! И удовольствие получите, и для здоровья полезно. Жаль, в темноте нормальных фотографий у меня не вышло, только эта:

Но чтобы имели представление об этом месте, привожу чужую фотку из интернета:

День 8-й

Утром моя машинка встретила меня лужей антифриза и пустым расширительным бачком. Пошел в магазин за очередной канистрой и разведал у местных на счет ремонта. Перспективы нерадостные: машин в Сухуме много и сервисов не хватает, работают по записи и только в рабочие дни. А сегодня — воскресенье, завтра утром отъезд в обратную дорогу. Задерживаться не могу, поэтому делать нечего, буду ехать и подливать вытекающий антифриз.

Едем дальше отдыхать и осматривать абхазские достопримечательности.

Когда проезжал по центральной улице Сухума, допустил досадную оплошность. Двигаясь через светофор по левой полосе, по которой в этом месте можно было только поворачивать налево, я проехал на «зеленый» прямо. Никому не помешал, сплошных линий не пересекал, но сзади ехал неприметный черный джип без опознавательных знаков, полный абхазскими милиционерами, который вдруг «закрякал» и прижал меня к обочине. Начался обычный развод, хорошо знакомый каждому автовладельцу: «…ну, что делать будем?..» и т.п. с ручкой, занесенной над протоколом. Официальным путем мне грозило от 6000 рублей до лишения прав за «проезд на красный», причем с оплатой через банк и только в понедельник, потому что в воскресенье никто не работает. Это, конечно, было неприемлемо, надо было что-то «решать», а в кармане, как назло, только 1 тысячная и 2 пятерки, торговаться было нечем. Пришлось предложить 5 тыс., на которые они мгновенно и с заметной радостью согласились. Справедливости ради замечу, что все было корректно, без грубостей выяснили — откуда и куда едем, достали ПДД на русском языке, где тыкали в нужную статью, которую я нарушил. В общем, обиды не было, только денег жалко.

Решили искупаться не в Сухуме, а за городом, где пляж получше, с песочком.

А после купания можно и пообедать. В караоке-баре через дорогу от пляжа днем кормят отдыхающих комплексным обедом по 250 рублей. У нас на двоих получилось даже меньше:

Пообедав, мы из оставшихся неизученных достопримечательностей выбрали Черниговку, потому что она находилась по той же дороге, где мы были на пляже. Пока доехали, пару раз заблудились (навигатор повел по какой-то старой дороге и привел в деревню), пришлось спрашивать дорогу у местных жителей, наконец все-таки добрались. Это красивое место, наверно, специально обустроено, чтобы наслаждаться двумя вещами одновременно: абхазской кухней и абхазской природой! И что особенно удивляет и радует глаз, так это — благоустройство и ухоженность, чего не было в других местах Абхазии. Вход бесплатный, взяли только 100 руб. за парковку (хотя и это на мой взгляд лишнее, места навалом).

Мы были сыты, недавно после обеда, поэтому просто ходили и любовались пейзажами…

Набрали с собой вкусной горной воды…

Побродили по горам с самшитовыми зарослями…

В Черниговку советую ехать самостоятельно, чтобы не зависеть от экскурсионной группы, и голодными, чтобы не лишать себя удовольствия трапезы на природе, но быть готовым к очень плохой дороге — минимум асфальта и максимум ям.

Вернулись в Сухум в 17:00, на минуту опоздав в государственный музей (работает до 18:00, но касса до 17:00). Жаль, но можем сходить в ботанический сад.

Любителям флоры и просто прогулок в парках здесь понравится.

Фото называется «найди двух животных»:

Вечером был прощальный ужин в ресторане с абхазской кухней, абхазским вином, абхазскими тостами и разговорами о жизни в Абхазии.

День 9-й

Выезжать рано утром не было смысла, т. к. Таню надо было отвезти туда же, откуда взял, в аэропорт Адлера, (ей сегодня вечером надо быть уже на работе), а вылет был после обеда. Поэтому я попрощался с гостеприимными хозяевами своего хостела, залил вытекший опять антифриз и поехал заправиться перед дальней дорогой. Моего «Лукойла» в Сухуме, конечно, не было, но еще накануне я заметил недалеко друг от друга две АЗС: одну совсем без очередей и «Роснефть» с вереницами машин к каждой колонке. Интуиция подсказывала, что мне тоже туда, где очередь…

Стартовали часов в 9 и довольно скоро без происшествий прибыли на границу.

Опять невозможно не отметить, что абхазский контроль простой и быстрый, а российский — дольше, сложнее и не без грубостей. Пройдя, наконец, досмотр и паспортный контроль, я на радостях выехал за шлагбаум, думая, что Татьяна выйдет ко мне после своего пассажирского контроля. Но не все так просто! Оказалось, что через шлагбаум проходить нельзя, можно только проезжать, поэтому ни ее ко мне (в Россию), ни меня обратно в погранзону — уже не пускали. Вроде совсем близко, а не вижу ее, и позвонить не могу, т. к. на телефоне давно минус, а на планшете роуминг отключен. Общаться же с пограничниками было тяжело, отвечали грубо и односложно. Вышел из этой дурацкой ситуации, только попросившись в чужую машину, чтобы проехать внутрь, а потом вместе с Таней так же попросились выехать наружу.

Оставив дочь в аэропорту дожидаться своего рейса, я продолжил путь уже один. Снимок на обратной дороге сделал только один, когда опять постоял немного, проезжая через Туапсе:

Потом путь лежал сначала до Джубги, а затем по трассе М-4 мимо Краснодара в Ростов-на Дону. Течь радиатора не давала надолго расслабиться, сигнал от пустого расширительного бачка заставлял каждые 30-50 км останавливаться и подливать антифриз. Для экономии стал наполовину мешать с водой, которую тоже набирал на заправках в пустые канистры. Лить одну чистую воду я не рисковал…

Ночевать планировал, конечно, под Ростовом, у той же гостеприимной хозяйки. Когда звонил предупредить, что возможно приеду поздно, она рассказала про серьезные пробки, о которых ей поведал очередной остановившийся у нее автостопер. Пробки действительно были, но к 22:00 я к Ростову все-таки приехал. Каково же было мое удивление, когда от хозяев я узнал, что этим автостопером, днем раньше останавливающимся у них в доме, был отец того паренька, что мы с Альбертом подвезли, когда ехали из Крыма! «Как же тесен мир!!!» — сказали мы дружно, узнав об этом совпадении. Теперь я знаю — это были Александр и Юрий Бубновы из Курска.

День 10-й

Попрощавшись с хозяйкой и ее гостем, я в 9 часов утра двинулся в обратный путь. Дорога уже не казалась такой волнующе приятной, хотелось поскорее добраться до дома и починить машину. Течь радиатора не прекращалась и заставляла периодически останавливаться, антирадар верещал все чаще, не давая разогнаться, да еще эти платные участки стали тормозить очередями и раздражать. Под Ефремовым решил для пробы и разнообразия свернуть и объехать платный кусок дороги по бесплатному участку, но тут же уткнулся в длинный хвост из грузовиков, ожидающих проезда через ремонтируемый мост. Отругав себя как следует за авантюризм («мало тебе приключений?!.»), пришлось при первой же возможности свернуть обратно, тем более что указатели настойчиво направляли всех в «платный сектор». Кроме уже функционирующих, проезжал еще два строящихся пункта оплаты. Хорошо видно, как вместе с камерами, лазерами и др. техникой процветает и развивается на этой дороге бизнес по отъему денег с проезжающих.

Уже затемно, где-то к 21:00 встал в самую большую пробку за всю поездку — перед МКАДом. Зато появилось время сообщить друзьям и родственникам звонками и СМС-ками о своем благополучном возвращении. Последний раз о нехватке охлаждающей жидкости машина мне пропищала, когда въезжал во двор своего дома. На одометре 5036 км. Путешествие закончено!

Заключение

Мне моя поездка очень понравилась! Я выполнил все поставленные задачи: посмотрел новую для себя страну Абхазию, повидался с Крымом, старым и новым одновременно, нашел новых друзей и захватил кусочек «бархатного сезона» на черноморском побережье. Из потерь — только ремонт машины (замена радиатора) и автомобильные штрафы. Зато в плюсе — впечатления, фотографии и этот отчет о путешествии. Спасибо за внимание!

Buenos Aires
А в 2011 мор.вокзал в Сухуми работал))! И в Черниговку ездили - около 70 км дальше Сухума - красивейшие места... https://yandex.ru/images/searc... а абхазов не люблю с тех пор.... Путешествие стандартное по нынешним временам))!!! Тем не менее молодцы!!!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012

Обычное летнее путешествие. Правда в Абхазию я бы не совался - нужно иметь к себе хоть какое то уважение, чтобы тратить деньги на осмотр разваливающейся страны, с населением которое вместо того чтобы привести страну в более менее вид, занимается выработкой углекислого газа из атмосферы и ждет что им кто то сделает все вместо них)

Мелекесс
Хорошо прокатились. Пятерку только жалко которую гайцам отдали. А навязчивых абхазов с птичками тоже помним. Тоже пытались развести на деньги за фото . Причем сначала просили 100 руб, а после фотки уже цена автоматически выросла до 200. так как на фото с ихней птичкой не один человек а два))))) Сказал им - либо 100 - либо стираю фото при них. Остались с 100.
Про черниговку - для меня открытие из вашего отчета. не знал что там есть такое место. Но наверное если и поеду еще раз в абхазию но явно не скоро. у нас в планах КРЫМ. А поскольку мы ни разу не были, то за одну поездку думаю много не успеем посмотреть. Так что Черниговка на пять лет вперед точно переносится)))))).А вот за информацию по крыму спасибо. Пригодиться.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

БЫЛ В АБХАЗИИ И НЕ ЗАСКОЧИЛ КО МНЕ В ГОСТИ??? НЕЗАЧЕТ!!!
С24>AVE50>C25>ZRW70>C26>???
Миллерово, иопта...)

Не плохо, ездили этим летом в Абхазию, в конце июля, пробок не особо много было, постоять пришлось только в Джубге около часа.
Мой отзыв: Volkswagen Passat 1992

Дальнее Замкадье
Красивые фотки.
Бензин ваш, идеи наши!
Мой отзыв: Renault Sandero 2012

мы в июне за черниговку заплатили 100р за вход с каждого. честно говоря бесполезное место. грубо говоря ресторан в горах. прошлись по каньону, да поехали обратно. вот Кындыг это вещь, впечатления на уровне Рицы и Гегского водопада. только на Рице впечатления только глазами видишь, а термальные источники пощупали всеми частями тела. мимо прилипал с пернатыми прохожу не обращая внимания. не советую покупать вино с рук. все оно порошковое. как и соки. лучше в магазине брать в бутылке.
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.

Ну а с чего республике развиваться?
Ее де-юро нет для всего мира.Кому хочется вкладывать деньги в то ,чего нет ?
Для Грузии республика является оккупированной зоной,так же как и Юж.Осетия.
Принять ее в состав России,нужны ли будут России дополнительная головная боль и очередные проблемы со всем миром?.Население живет как может,основной источник это опять же российские туристы.Может Россия им и выделяет свои деньги из бюджеты,в меру своих возможностей ,но на восстановление этого явно не достаточно.Теперь Крым родной надо поднимать)))))
Обычная участь никем не признанной республики и не более.Да и не стоит ожидать какого-то чуда в этом плане.Свобода и независимость на одной чаше,экономическое развитие республики на другой.Абхазцы выбрали первое,это их право.
Повезло что под боком еще большой брат находится,а так кто знает,не будь туристов из России,все могло быть еще печальнее.
Имхо

Крымскую часть отчета комментировать не вижу смысла , а про абхазскую часть несколько слов просятся. В общем и целом можно сказать, что план выполнен. План по мирному отъему денег абхазскими сервисменами. Посудите сами : дешевый общепит (скажем прямо-забегаловку) с чеком неплохого кафе, нашли; по пути на Рицу озеро обозревали; потомственного бортника в 5 коленях лицезрели, чистейший горный мед купили; птичек юзали, абхазское "вино" пили, добродушным абхазским гайцам денежку заслали. Ан нет: ароматной (от слова ароматизаторы) местной чачи не пробовали. Но не беда, еще успеете.
Был автор в Абхазии и не понял, что там все фейковое, кроме обалденной природы и если повезет- настоящего радушия простых людей.
Петровск-Забайкальский
А каково живется им, "радушным простым людям", вот так, между небом и землей, и только потому что "большой брат" приложил ко всему этому руку.......
Петровск-Забайкальский
Отчет неплохой, без ура - поцтреотизма, адекватный........ И еще - похоже этот плешивый уткин популярен в крыму :) Намалеван видать во многих местах, чего не скажешь о собственной стране. Здесь, по крайней мере у нас не рискнут малевать эту образину, сразу напишут что нибудь на "произведении" что нить непотребное ! :) Хотя как сказать, может и "потребное", как раз подходящее ЕМУ :) Напишут - HELLOU !
Росиянам сейчас остаётся только по местам оккупации путешествовать, всё остальное закрыто.

Віктар:
ну рас все закрыто, так может и Абхазия наша будет))))
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.

Мне понравился рассказ и главное, что автору поездка понравилась. Я бы поехал.

спасибо за фотоотчет и за рассказ. сам в абхазию в ближайшее время планирую, было интересно.

Hedy_Prime:
Природа в абхазии красивая и море чистое. А все что делается руками там - плохо. Точнее ничего не делается (не восстанавливается). И на туристов там в основном нас...ть с высокой колокольни.

Все в тютельку! +1.

Главное автору понравилось

Довольно редко можно слышать, что кому то нравится эта "местная продукция"!
Видимо, да - надо быть ценителем этого "хорошего и недорогого"!!
Вкусы у всех разные, от того автору и не понравилось крымское вино. )

Yuta:
Довольно редко можно слышать, что кому то нравится эта "местная продукция"!
Видимо, да - надо быть ценителем этого "хорошего и недорогого"!!
Вкусы у всех разные, от того автору и не понравилось крымское вино. )
На кураже обычно так и получается - все вкусно, по-летнему и по-абхазски. А привозишь домой пробуешь - и удивляешься - как такое пойло мог купить))). Это касается именно коньяка в пол литровых пластиковых баклашках, был личный опыт)))

Глупо.
Павел
Неплохо, но Крыму я бы больше внимания уделил, например в сторону Гурзуфа, Ялты, все что там рядом. В свое время так и сделал 7 дней в Новом Свете, 7 дней Гурзуф. Очень разная природы в этих 2 точках, разные впечатления. В Абхазию в свое время хотели ехать, но отговорили, сказали что там совсем жесть... и были правы

На теплом берегу
Именно потому и не люблю все эти "автопутешествия" (в свое время по работе накатался), т.к. тут "оплати", тут "отстегни", тут "что решим" и т.д. .... Уж лучше в Тае или ЛА эти деньги оставить, а если нет возможности, то с вкусным стаутом на балконе дома ))))
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.
Scleross
Смотрю отчетов о зарубежных путешествиях совсем не осталось.

нормально

Башкатов:
Не слишком много негатива?
Или у монитора "без лички" можно быть неробким.
AIR-S 3л. 4WD.

Были в это же время в Новом свете,Солнечная долина знатный завод странно что непонравилось вам

Касли
люблю автопутешествия. зачетно. 5+

Тамбов
Каждая машина для своих целей и для своих водителей

Дубна
Тоже ездил в этом году а Абхазию. Как и у многих, двоякое впечатление. В целом не пожалел, интересный опыт, но вернуться туда желания нет.

Podolsk
Не гони на нашего президента!!!

Подружка ездила в Абхазию. что ее реально поразило - никто не работает. толпы местных мужиков-бездельников шляются весь день по улице НИЧЕГО не делают.
Edo777:
Не гони на нашего президента!!!
Ха ! А ты приезжай к нам, и намалюй ЕГО "лица" где нить на стене, да побольше, чтоб все видели, и увидишь что будет с ЕГО "патретом" уже назавтра ! :) У нас здесь ЕГО сторонников не так много, а вот противников - уже подавляющее большинство !

Башкатов:
Открою вам страшную тайну - вы и ваше "подавляющее большинство" это не вся страна.
Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.

Grigkud:
Согласенн полностью. И добавлю, что был в Абхазии в 2004 году. Впечатлдение остались такие же - двоякие. Потом, через некоторое время, когда планировал летние отпуски, каждый год сёрфил инет на предмет положительных отзывов, в надежде что негатив там уменьшился. Но нет. Ничего не меняется, негатив перевешивает положительные впечатления. Не скажу что слишком цепляюсь к отрицательным моментам, стараюсь выискивать все таки позитив, но вот в абхазию как то пока не тянет.

noname38:
95% домов на побережье - сдающиеся частные гостиницы. Зачем работать если работает его гостиница-дом? Обратите внимание кто управляет гостиницами-домами на побережье - женщины. А мужики если болтаются - значит хостел в порядке, и все в нам налажено, или есть люди которые держут все в относительно рабочем состоянии.

Утопающий в воспоминаниях:
Ну а с чего республике развиваться?
Ее де-юро нет для всего мира.Кому хочется вкладывать деньги в то ,чего нет ?
Для Грузии республика является оккупированной зоной,так же как и Юж.Осетия.
Имхо
Насчет глобального развития и прочего - я не о том, хоть и это следует из малого. Видимо это непризнанность республики и только она мешает абхазу подмести кучу мусора перед собственным домом, и эта же непризнанность мешает срубить кусты которые разрушают тротуар, и исключительно непризнанность республики мешает абхазу починить собственный завалившийся забор.
А по поводу отравлений, фекалий в море и всего остального уже писалось не раз и не два.
Я не хочу обидеть целый народ, они действительно люди неплохие, и Гостепреимные с большой буквы, но ждать что в эту помойку приедут туристы, чтобы их обобрать как липку - наивно.
Хотя есть люди которым нравится - тут уж сколько людей, столько и мнений) Я таких людей вижу выносящих из Магнитов бутылки т.н. "вина" сделанного из балка изабеллы - и пусть бы пили, так они еще и нормальным людям это советуют)))

Два года подряд езжу в Армянское ущелье, в один и тот же дом. до моря не далеко, до магазина тоже. домашние вина, варенье, и тд берем только у тех у кого живем. все прекрасно, вкусно. грязи нет, хозяин зарабатывает тем что возит экскурсии на Рицу на своем уазике. Жена у него за домом смотрит и иногда уезжает в сочи. работает там на мясокомбинате (что то типа вахты. три дня работает, четыре отдыхает). вот ни разу не видел их что бы они без дела шатались. в огороде своем что то копают или по дому делают. соседи по улице такие же. вот у них реально работает пословица что, летний день-зиму кормит. зимой практически нет заработка. перебиваются халтурой в Сочи или Адлере.
А то что в Сухуми сквозь дома видно всю улицу и никто этим не занимается, дак оно и понятно почему. это не народ ленивый, а то что у правительства нет денег на ремонт. сами абхазы они рукастые. сбиваются в маленькие бригады и что то кому то строят. в нашем поселке где мы жили строили два гостевых дома. за 2 недели нашего пребывания, они их от фундамента под крышу загнали. внутреннюю отделку делали. на сколько я понял налоги они не платят, по этому и нет денег в казне. с гаишниками тоже все решается на месте. сунул в руку полтинник и поехал дальше. меня самого остановили за превышение на 20км, у них это карается от 600 до 1800р. гаишник сам мне предложил минималку без протокола, на что я ему ответил, если без протокола, то тебе и 200р хватит, чему он был рад.
в абхазии нет никакой промышленности, кроме винзавода. продавать им нечего, соответственно и денег они не могут заработать. кто то говорит что берут деньги за все что можно, эти деньги оседают в частных карманах.
по большому счету мне на это пофиг. это их головная боль. я еду туда отдыхать. сервис мне не нужен типа олинклюзив и шведский стол. воздух, море, природа вот и все что мне надо.

180-200 вот так скорость. Лишать пожизненно такого горе водителя
Князе-Волконское
Romeo.Drom:
БЕЗНЕС, ЕДРИТ-МАДРИД

[quote=Grigkud]Обычно когда спрашивают 6тыс., в уме подразумевают, на половине сойдемся, а автор 5тыс. предложил, многовато будет! Про Абхазию много написано и в основном в отрицательную сторону, со многими выводами согласен. Были в Абхазии в этом году в августе, впечатления двоякие. Вино хорошее найти можно, но по подсказкам местных конечно. Народ в целом гостеприимный, но немного ленивый, за порядком не очень следит. Но главное, такого сочетания красивой экзотической природы и чистейшего моря не найти на всем постсоветском побережье включая и Крым. Для меня остается загадкой почему в Адлере находящемся в 30-ти км. от Гагры море в два раза грязнее. Может из-за отдыхающих которых там в разы больше? По этому может пусть в Абхазии все остается как есть, меньше туристов будет и на пляже народа поменьше и море почище?[/q МОЙ ДРУГ ,А ВЫ НЕЗАДУМЫВАЛИСЬ КУДА ТЕЧЁТ КАНАЛИЗАЦИЯ ,ОТ ПОВСЮДУ НАСТРОЕННЫХ НЕЗАКОННО ВЫСОТОК И ЭЛЕНГОВ КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗЛЕ МОРЯ ?
Edo777:
Не гони на нашего президента!!!
Что ?! Нравится повальная коррупция в стране ?! Нравятся песенки васильевой про аленькие тапочки ?

Romeo.Drom:
В сентябре этого года третий раз ездили в Абхазию. Первый раз были в 2010, потом в 2012. Так вот, разницы между двумя первыми посещениями не было никакой. В этом году обратил внимание, что подвижки в сторону улучшения начались. Во первых, с проживанием стало получше, появились нормальные гостевые дома с кондееями и удобствами, раньше все ограничивалось сортиром на улице и вентилятором. Во вторых, появилось много новых магазинов, появился ассортимент на полках. Начали появляться приличные ресторанчики, где не стремно поесть. В третьих, потихонечку, ни смотря ни на что, кто-то туда начал вкачивать бабло. Например восстанавливается рыбзавод (кстати, колоссальных размеров). Помаленьку идет реставрация достопримечательностей.
По поводу домашнего вина, меда, сыра и т.д. на во всех экскурсионных точках и рынках развод полнейший, сам нарывался. А вот если брать у местных (то что делают для себя), то вполне достойные продукты. Просто нужно знать у кого брать.
Ну и Абхазия, это место не для любителей пляжного отдыха "всевключено". Это место для любителей природы и чистого воздуха.
З.Ы Ну и так, улыбнуться... С рынка г. Новый Афон:
Мой отзыв: Toyota Isis 2010

"Нашкодили", значит...

Спасибо всем форумчанам за прочтение моего отчета, а особенная благодарность за комментарии! Ввязываться в перепалки и отстаивать свое мнение не буду, каждый волен иметь свое. А на все вопросы с удовольствием отвечу, пишите. Пока вижу один конкретный вопрос про каучсерфинг, на который и отвечаю:
«Насчет каучсерфинга - а не боитесь что разведут и простите обкрадут?. По какому критерию то идет вывод - можно у того или иного остановиться или нет?.»
Во-первых, за безопасностью в этом «бескорыстном сообществе гостеприимных путешественников» следит Система. Что это значит? За небольшую плату, отправленную организаторам, Вам по почте приходит сертификат с кодом подтверждения, введя который Вы получаете на аватарке зеленую галочку «верифицировано», телефон подтверждается совсем просто, как при регистрации в соц сетях. В итоге Вы становитесь проверенным пользователем. На этом этапе отфильтровываются всякие неадекваты (вряд ли кто-то будет сообщать свой домашний адрес, да еще что-то платить, чтобы потом накосячить!..).
Затем, это во-вторых, помогают от нежелательных и ошибочных встреч отзывы, которые там не обязательны, но очень рекомендованы. И если кто-то кого-то «разведет или обкрадет», то получит отрицательный отзыв и поставит крест на дальнейшем участии в этом сообществе. СтОит ли оно того?..
И в-третьих, интуиция. С годами начинаешь издалека узнавать хороших людей и сторониться плохих.
Так что каучсерфинг – это здорово! И практически безопасно.
mr.Frodo
Віктар:
У нас хоть места оккупации есть,а у вас ничего нет:ни денег ни Крыма!

А откуда ехал то ?

Башкатов:
Нет , никому это не нравится !
Причём здесь это ? Где связь между васильевой , Путиным и желанием путешествовать по красивым местам ?

Автору : зря дал взятку. Пусть бы выписывали протокол , оплатил бы (или не стал бы) в течении 2 месяцев.
Зачем эту дрянь (коррупцию) в другое государство переносить ?
За это нисколько незачёт !

Игорь ELO:
Зачем эту дрянь (коррупцию) в другое государство переносить ?
За это нисколько незачёт !
Да не мог я ждать два месяца, даже до завтрашнего утра ждать не мог, мне в 9 -00 надо было выезжать, чтобы в Адлер на самолет успеть. Иначе, без оплаченного через банк штрафа, они мне права бы не отдали. Конечно, «незачет», а что делать было? Борьбу с коррупцией я бы вряд ли выиграл, а вот проблем бы поимел.
Игорь ELO:
Нет , никому это не нравится !
А тебе разве не очевидна связь между сердюково-васильевщиной и путеным ! Они все в одной связке...... Поэтому и наказали фельдмебеля тем, что посадили любовницу, на месяцок........

Berbergam:
З.Ы Ну и так, улыбнуться... С рынка г. Новый Афон:
Важное мнение! Спасибо.

Спасибо за отчет. Теперь в Абхазию ни ногой, хотя и в Крым тоже. Хотя если страну закроют, по типу КНДР, то выбора не будет.
Башкатов:
Как вы надоели со свей политикой п...те на цензор и там собачьтесь, а здесь о путешествиях и машинах.

180 - 200??? На наших дорогах? Да вы в своём уме? Таких "водил" как вы нужно лишать прав пожизненно, вы потенциальный убийца. Свои автоамбиции удовлетворяйте на спортивной трассе.

Ничего, с нового года, за таких*****оводил займутся основательно. Шумахеры херовы.
vortex19:
180-200 вот так скорость. Лишать пожизненно такого горе водителя

при 180-200 км ч. вообще -то не хотелось с вами на трассе встречаться.

Кемерово-Симферополь
sergio 71:
только из-за этой скорости вообще ничего не стал комментировать.

Фото хорошие,и в достаточном количестве.)

Хороший отдых получился,молодец.

Камчатский край
Хороший отчет! Хороший отдых! Подыскиваю маршрут для отпуска 16г. Хотел в Абхазию, но что-то боязно стало...
Некоторые замечания: Зря поважаете гаишников! Если боитесь оставить ВУ в другом государстве - сделайте МВУ. Проверенно алчными украинскими ДАИцами. Желание развода пропадало сразу!
Как же так получилось, что не понравились вина Солнечной долины (на мой вкус- самые лучшие из крымских), а понравился абхазский самиздат? Хота правильно говорят - о вкусах не спорят...
Удачи в путешествиях...
Віктар:
Вы зря иронизируете! У нас огромная страна и есть что посмотреть! За всю жизнь не объедешь всю! А какие заграничные маршруты для автолюбителей закрылись? Назовите пожалуйста, что бы не быть голословным!

Абхазия- впечатляющая природа и разруха во всем, кажется даже и в головах у местных.

Elser:
А в 2011 мор.вокзал в Сухуми работал))! И в Черниговку ездили - около 70 км дальше Сухума - красивейшие места... https://yandex.ru/images/search?tex... а абхазов не люблю с тех пор.... Путешествие стандартное по нынешним временам))!!! Тем не менее молодцы!!!
Башкатов:
Не будет в Абхазии экономического чуда. Как и в Южной Осетии. Непризнанные оккупированные территории Грузии. Как уйдет император Палпатин, так эти т.н. *независимые* гос-ва (от кого только они независят непонятно. Полностью они зависят от России).. вернутся обратно в состав Грузии. Как и крым тоже. Силой забранная территория. В нарушение норм межд права. Взяли и забрали. Тоже вернется в состав украины. Это вопрос времени. Теперь по отзыву. В абхазию ни ногой. В крым сьезжу. В 16 или в 17 году. А в абхазию нет. Им русские туристы деньги везут. А они обдирают их как хз кого. Некрасиво. В Грузии кто был, тот подтвердит как у них работает полиция-четко.справедливо. без засад в кустах. На профилактику нарушений. А не на наказание. Учись милиционер абхазский. И российский тоже.
Представьте картину. В Кал-скую обл вошел спецназ германии. Обезоружил все части. Взял под контроль органы управления. Через 7 дн провели референдум о присоединении Кал-ской обл к германии. Все 100 проц населения естественно захотят войти в состав германии. Бред? Абсурд? Но так произошло с крымом. Да. Он был российским до 1954 года. Но-в состав рф он должен был войти в соотв вии с нлрмами межд права. В противном случае в мире наступит бардак. Абхазы и юосетины кровью заплатили за независтмость. Это неоспоримо. Они независ гос-ва. Если рф перестанет их финансово поддерживать, то от их независимости не останетсч и следа...

Ты идиот?

Av Av:
Разрешите с Вами поспорить, уважаемый форумчанин.
Начну с того, что в реалиях современных информационных войн бывает трудно разобраться, на чьей стороне правда и, чтобы избежать пропаганды и связанной с ней лжи, я почти не смотрю ТВ, фильтрую и анализирую новостные сообщения, а информацию стараюсь находить из «проверенных источников» или из первых рук, не обработанную работниками идеологического фронта. А уж выводы делаю сам, и здесь будут только мои рассуждения и описания, никаких ссылок и перепостов.
Так вот, на мой взгляд есть много того, за что следует ненавидеть и презирать руководство нашей страны. Это и развал экономики, и тотальная коррупция, и грабеж собственного населения по всем отраслям: ЖКХ, здравоохранение, наука… За прогнившую судебную систему, за платные парковки в конце концов, да много за что! Но вот Крым…
В Крыму я бывал во все обозримые периоды новейшей истории. В советское время я прожил там два года и лично управлял огромной АДУ-1000 (Антенна Дальнего Участка с площадью зеркала 1000 кв.м.) в Центре дальней космической связи, что находился за Евпаторией, у д. Витино. Полеты наших ракет на Марс и Венеру управлялись оттуда. А под Симферополем, например, испытывался первый луноход, которым потом так гордилась вся страна. И вот попадаю я, уже в качестве туриста-отдыхающего, в эти же места через 25 лет. Некоторые антенны, правда, еще стоят, но какой там космос!!! Все разграблено, разрушено… Зрелище грустное и убогое.
Наконец, моя последняя поездка в сентябре 2015 г. Я увидел, что застой и медленное разрушение сменяется оживлением и созиданием. Строятся и ремонтируются дороги, восстанавливается инфраструктура, люди рады переменам и чувствуют уверенность в завтрашнем дне.
И вот в свете вышеизложенного у меня вопрос к Вам, уважаемый: а Вы – КТО? В смысле, чьи интересы представляете? (Прошу понять правильно, никаких обид, только для понимания вопроса). Если вы, к примеру, друг украинского олигарха, у которого в Крыму отняли собственность или бизнес, тогда ваше возмущение понятно, у вас свой интерес – Крым отняли незаконно и его надо вернуть. А как же простой рабочий или крестьянин, прикинувший в этом споре, с кем ему будет лучше жить, и искренне проголосовавший за Россию. Вам плевать на его мнение? Или Вы не верите в честность выборов? А я видел этих людей и могу подтвердить, что если и соврали на референдуме, то ненамного, не принципиально для принятия решения – с кем им быть.
С Калининградской областью – хороший пример, могу сюда же добавить Курильские острова, которые теоретически в результате референдума могут запросто отойти Японии. Так что вы предлагаете, запрещать и не пущать?!! А может, лучше создавать такие условия в регионе, чтобы населению не хотелось сбежать из страны вместе со своими территориями?.. С Калининградом и Курилами надо еще разбираться и, как минимум, там надо побывать, а на примере Крыма у меня сложилось свое личное убеждение: земли надо давать тем, кто умеет на них хозяйствовать. Конечно, Россия – тоже не подарок, если сравнивать с развитыми цивилизованными странами, но сравнение с Украиной она выигрывает, а третьего не дано.

БЫЛ В АБХАЗИИ И НЕ ЗАСКОЧИЛ КО МНЕ В ГОСТИ??? НЕЗАЧЕТ!!!
Буду в Абхазии в августе - обязательно заскочу в гости!) А то крик души в в каждом рассказе!)) Телефон на 940?)
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.