|
Предисловие
Середина августа 2015 года. Я где-то недалеко от монгольской границы. За рулем. Сотовая связь работает, и ко мне прилетает звонок от очень любимого, но уже давно бывшего коллеги, заслуженного дромовца PeterC.
— Ольга, я сейчас ставлю палатку на берегу Колымы!! Владивосток — Магадан, мы это сделали!
— Питер, а я скоро буду ночевать на высокогорном плато Укок, если только не пойдет снег и мы не застрянем!
Когда-то мы с Питером оказались вместе в Красноярске https://travel.drom.ru/16203/ , там он рассказал мне про drom.ru … и теперь я никогда не скучаю в пробках и очередях.
И снова Алтай…
Я вышла на Ленинградском вокзале Москвы в пять утра 7 августа 2015 года, зная ровно две вещи: я еду на джипах на Алтай, и меня встречает Владимир.
— Ольга, доброе утро! Вы уже вышли из поезда?
— Володя, а почему ты на «Вы?» Мы ж на десятилетии клуба «УАЗ Патриот» уже были на «ты»!
Возникла пауза.
Когда я дошла до белого Land Rover Defender стало очевидно, что список моих вводных сократился до одной: конкретно этого Владимира я видела впервые в жизни, но он действительно ехал на Алтай.
А только это и имело значение.
Однажды я уже ездила с друзьями в Горный Алтай из Петербурга на легковой Subaru Outback, о чем есть отчет на Дроме https://travel.drom.ru/17243/ . То путешествие закончилось для меня первым в жизни восхождением в горы, первой лавиной, первой спасательной операцией и первой встречей с медведем прямо у палатки. С тех пор каждое лето я проводила в горах разных континентов, но где-то в глубине души тосковала по гималайским видам и монгольской дикости края, открывшего для меня мир снежных вершин.
По случайному повороту судьбы я стала участником приключенческой экспедиции на внедорожниках «Алтай-Трофи-2015» и вторым водителем «Рыжика», оранжевого LR Defender, на встречу с которым мы отправились с теперь уже знакомым мне Владимиром и его белым «Дефом» по имени «Беляш».
Пока мужчины грузили инструменты и проверяли последние моменты перед стартом, я входила в роль бортпроводницы и знакомилась с имеющимся продовольственным набором: тушенка, сникерсы, семечки, водка. Познакомилась со своим экипажем — Олегом и его 12-летним сыном Ваней, будущим штурманом. Второй экипаж — уже знакомый мне Владимир, основной пилот, и Сергей, автор-конструктор наших автомобилей, штурман и инициатор поездки.
Стартовали. Следующая остановка — Новосибирск. Спать будем в машине, есть — на ходу.
К вечеру приходит моя очередь сесть за руль. Сейчас, спустя три недели и 13000 километров, я особенно восхищаюсь терпением и сдержанностью моего напарника, хозяина «Рыжика»: первые два дня моего рулевого позора он не проронил ни слова. Просто говорил, что ему не спится.
Свою первую машину, десятилетнюю ВАЗ 2109, я купила раньше, чем мобильный телефон. Я всегда очень гордилась умением поменять колесо или откачать влагу из карбюратора при помощи медицинской клизмы. Освоила правый руль, бывала в горах, ездила на автобусах и грузовиках, научилась подкладывать резиновые коврики под колеса в нужный момент и ни разу не попадала в аварию.
Всеми этими навыками можно было сколько угодно натирать до блеска мою гордыню, но к управлению настоящим внедорожником они не имели никакого отношения. Я не попадала в передачи, жгла сцепление, вылетала на встречную полосу на поворотах, все время боялась опрокинуть эту махину на тридцать пятых колесах и никак не могла научиться фиксировать вырывающийся из моих потных ладоней руль. Со мной легендарный «Рыжик» превращался на обгонах из резвого скакуна в немолодую корову, пропускающую всех юных телочек вперед…
А Олег молчал и не отбирал у меня руль.
Если честно, то порой было страшно. Особенно в 4 утра, когда отец с сыном спали, а под колесами были удмуртские ямы. В такие моменты на помощь приходил голос «Беляша» в рации: «Рыжик в канале? Давай, готовься, прижимайся ближе, выходи, обгоняй, все чисто-чисто!». Страх подвести команду — пусть даже я знала этих людей без году неделю — был так силен, что в какой-то момент я устала бояться. И что-то стало получаться. Не все и не совсем, но Олег начал понемногу спать в машине.
Но я даже близко не представляла себе, что меня ждет впереди.
— Что??? Зубы почистить? Кофе выпить? Какие к черту кусты? Да вся обочина в твоем распоряжении! Ты в гонке тоже будешь по две минуты на туалет тратить?? Да там счет на секунды!!! По машинам, быстро!
Сергей, самый опытный из нас участник подобных экспедиций и капитан нашей команды, не унимался. Мы слишком медленно ели, крайне долго заправлялись, чересчур часто останавливались. Никаких скидок на женщин и детей в экипаже, никаких послаблений неопытным водителям: взялась — давай! Не нравится — терпи! Не можешь терпеть — уезжай! Впереди — гонка, а мы едем за победой, потому что если победа не нужна, то зачем было из дома выходить?
Старт был назначен на утро. В палаточном лагере где-то под Бийском экипажи участников «Алтай-Трофи 2015» встречал организатор алтайской гонки — Сергей Павлович Начаров, заслуженный строитель России и ветеран российского трофи-движения. Никаких послаблений, никаких подсказок друзьям, «Палыч» только чуть-чуть задержал утренний старт из сострадания к нашей головной боли, вызванной исключительно свежайшим алтайским воздухом.
Впереди — 4 дня, более сотни контрольных точек и непредсказуемое количество километров. Каждая команда вправе сама выбирать маршрут и последовательность прохождения точек; пройти все — невозможно, часть точек доступна только для очень подготовленных автомобилей, но все честно: у легковых есть возможность за счёт скорости обыграть медленных тяжеловесов. Как и в любом командном виде спорта, во внедорожном ориентировании все решают стратегия и слаженность работы команды.
Мне очень хотелось быть полезной в гонке. Оказавшись так себе водителем (Олег ласково называл меня «слабым звеном»), я захотела реабилитироваться в качестве стратега. Поскольку из всех участников нашей команды прежде только Сергей и я бывали в Горном Алтае, я посчитала себя вправе выдавать ценные замечания.
В первый же день я уверенно заявила, что Ороктойский мост через Катунь смыт (в 90-е годы это было бы правдой, но, вообще, я перепутала тот мост с Оройским, по которому можно пройти только пешком). К счастью, наш капитан мне не поверил, и мы взяли красивую точку.
Мое утверждение, что «на Алтае нет комаров» (а именно так 4 года назад сказал мне местный житель!), мои покусанные товарищи вспоминали до конца поездки. Уступив моим просьбам, ребята согласились свернуть с маршрута и брать точку в элитном комплексе «Altai resort», куда в 2 часа ночи меня пустили только в туалет, а вовсе не в бассейн, как требовалось по заданию.
Поэтому, когда после всех моих дневных достижений в 4 утра на спуске с 2000-метрового перевала Чике-Таман у «Рыжика» закончились колодки, у меня не хватило наглости попросить головной экипаж «Беляша» ехать помедленнее: моему пилоту нужны были эти пара часов сна, а мне лучше помолчать и потерпеть. Из-за руля я выпала на ватных от напряжения ногах и вся мокрая, но этого никто не заметил: куда-то запропастился новый мост через Катунь в месте ее слияния с Чуей!
Лучшее, что я могла сделать в той гонке — быстро готовить бутерброды и вести учет взятым контрольным точкам. И делиться с командой полученной информацией от друга, с кем мы когда-то ездили по этим местам: ему удалось найти для нас и описания подъезда к тому самому новому мосту, который открыли ровно за сутки до нашего проезда, и телефон капитана баржи, на которой мы позже пересечем вместе с автомобилями Телецкое озеро…
Все остальное я делала откровенно плохо.
Первый 36-часовой этап гонки мы закончили вовремя, но весьма скромно по очкам. Настроение в команде было сдержанно уставшим. Хотелось расслабиться, но за 12 часов отдыха нужно было не только поменять колодки, помыться и поесть, просчитать маршрут на второй этап, но и сплавиться на рафте по ледяной Катуни. В сплаве мы проиграли 20 секунд...
Всегда спокойный Владимир пошел отогреваться в баню.
Юный Ваня заснул в обнимку с навигатором.
Олег не вылезал из-под «Рыжика».
Сергей делился с «Палычем» воспоминаниями минувших дней.
Я утирала сопли и пыталась что-то понять в картах.
Утро третьего дня «Алтай-Трофи 2015» было на редкость спокойным. Возможно, на нас повлиял дух Усть-Коксинского района Алтая: вокруг села с весьма гималайским названием Катанда до сих пор живут старообрядцы, а летом сюда устремляются так называемые «рерихнутые» — искатели Шамбалы и всяческого духовного просветления. У музея Н. Рериха мы столкнулись с парой дюжин бодрых британских пенсионеров, путешествующих на… дефендерах. Сфотографировавшись с колонной на память, мы перестали расслабляться и опять погнали.
Водопад. Сотовая вышка. Табличка с указателем населенного пункта. Фотография у входа в пещеру. Брод. Граффити на скалах. Слияние рек. Дача Путина — впрочем, это задание было заведомо невыполнимо.
Гвоздь в покрышке — судя по всему, еще дореволюционный. Латаем. Еще одно колесо — меняем под дождем.
Погода не балует — пасмурно, дождь, туман на перевалах. Асфальт — качаем колеса. Гравийка — спускаем колеса.
— Олег, у тебя там хотя бы полторашка есть?
— Конечно, есть! Две по 0,7 и еще пол-литра в багажнике!
— Я тебя про левую заднюю покрышку спрашиваю!!!
На долгих перегонах по Чуйскому тракту (трассе М-52), по которому мы проехали от Бирюзовой Катуни до Кош-Агача и обратно шесть раз за четыре дня гонки, в машинах было тихо.
Ни шуток в эфире, ни песен и прибауток, только сухой обмен данными:
— Подходим к 95-й точке, экипаж «Рыжика», с вещами на выход! У вас две секунды на все!
— Смотрите, кафе «Эдельвейс» — быстро сюда, у нас как раз есть задание «фото экипажа с эдельвейсом»!
— эти волосатые животные похожи на маралов? На всякий случай, берем!
— осторожно, телки, на дороге телки!
Неторопливые раскормленные алтайские коровы представляли непреодолимое препятствие на узких горных дорожках, а один раз нам никак не давал проехать юный каурый жеребец: так родился сказ о том, «как одна лошадиная сила остановила 147…»
Очень хотелось размять ноги, выйти и подышать алтайским горным воздухом. Надоели бутерброды с паштетом и холодный кофе из термоса. Наступало легкое отупение. Зачем я здесь? Я, которая с любого загородного «шашлыкинга» норовлю убежать в лес, чтобы пройти свои традиционные 20 километров? Разве это отдых — мчаться без остановок в пыльном автомобиле, спать, не раздеваясь, в багажнике и не иметь возможности даже посмотреть по сторонам, потому что нужно быстро найти на карте очередную Катанду? Разве можно всерьез расстраиваться из-за невзятой точки — будто б на дворе стоит 1941 год и нужно взять высоту любой ценой? А разве эти игры вообще стоят споров и криков?
От вопросов отвлек голос капитана в рации:
— Самые дорогие по очкам точки — это водопад Учар в долине реки Чулышман, погранзастава на плато Укок и какой-то памятник в альплагере у подножья Белухи. На Укок мы поедем после гонки, так что выбор между водопадом и альплагерем.
— ... я была на водопаде… туда ведет горная тропа, три часа пешком в одном сторону…
— ... значит, едем в альплагерь Актру. Правда, уже темнеет, а это значит, что мы поедем в горы ночью, что делают только больные на голову люди, но это как раз про нас, так что помчали!
Путь в базовый альпинистский лагерь у ледника Актру не был обозначен на картах. В моем путеводителе 2008 года издания содержалось краткое описание пути: «Альпинисты доезжают на автомобилях до перевалочного пункта, откуда в хорошую погоду на подготовленных ГАЗах осуществляется доставка к базовому лагерю. Самая сложная часть дороги — это 8 километров подъема по каменистой лесной тропе, труднопроходимой в дождь, но когда лес заканчивается взору путешественника открывается сияющая панорама снежных вершин ...» и так далее.
(Две фотографии пути в Актру из интернета: своих нет по причине темноты)
Это описание я зачитала товарищам.
В десять вечера мы съехали с трассы и через час добрались до кемпинга в перевалочном пункте. Здесь мы заметили припаркованные автомобили наших коллег-конкурентов: они сняли домик на ночь с тем, чтобы поутру встретить рассвет в горах.
Как же я хотела бы увидеть здесь восход солнца, ведь горы, о которых я так мечтала, собираясь в эту поездку, совсем рядом. Но как назло — ни луны, ни звезд. Только тучи и начинающий накрапывать дождь.
Спросили местного охранника-алтайца: «Проедем?» — «Проедете!», «Туда?» — «Туда!»
Первым пошел «Беляш». Бодро залез на бревенчатый мост через горную реку, мы — за ним.
— Всем аккуратно назад! — кажется, впервые голос Сергея был напряжен.
Когда мы аккуратно съехали задним ходом со скользкого моста, выяснилось, что с ним у нашего капитана своя история дружбы — семь лет назад, во время предыдущей гонки «Алтай-Трофи», здесь ушел в воду Nissan Patrol. С того момента мост никто не чинил, в чем мы убедились, переезжая реку вброд: в паре метров от того места, где мы остановились, в мосту была зияющая брешь…
А дальше был кошмар. Лес, валуны, постоянный подъем и расходящиеся в разные стороны еле заметные в грязи колеи. Затем начался град. Олег вначале получал удовольствие: вот оно, настоящее бездорожье! Вот он, экстрим, ради которого все и затевалось! Первый час подъема прошел относительно благополучно, только я все не знала, что делать с ремнем безопасности — отстегнуть, чтобы быстрее выбраться в случае переворота или все-таки оставить, т.к. он смягчал удары моей головы о стойку?
В мой мобильный телефон встроена функция шагомера. В ту ночь аппарат впервые пискнул: «Вы выполнили дневную норма шагов, пройдено 10 километров». Как так — я ж сутки не выходила из автомобиля? Но тряска в салоне была столь сильна, что датчик движения сошел с ума и продолжал обновлять пешие рекорды.
В час ночи «Рыжик» остановился на вершине холмика. Съезд вниз даже смельчаку Олегу показался рискованным предприятием. Легкий «Беляш» прорвался вперед и ждал нас метрах в 200 впереди. Мы с Ваней выпрыгнули из машины и сразу погрузились в липкую грязь, прилипающую к ботинкам и превращающую каждый шаг в силовую тренировку. Наши неопытные советы не сильно помогали Олегу, но я была рада хотя бы на несколько минут принять вертикальное положение и отдохнуть от чувства, что сиденье предательски ускользает из-под пятой точки…
Справились. Спустились задом к исходной точке. Выбрали путь объезда. Мокрые, грязные, сонные. И тут снова голос из рации:
— Ольга, до контрольной точки осталось два километров. Берешь с собой молодого и идешь брать КП пешком — быстрее будет.
Не задумываясь, я начала собирать рюкзак. Термос, рации, фонарик, запасные батарейки, теплые вещи. В глазах Вани читалось плохо скрываемая растерянность — пешком, ночью, под дождем??? Без сотовой связи по вязкой грязи и камням?
Немаловажно для понимания ситуации, что весь июль я провела в загородном ретрит-центре, среди сосен, в палатке, в кругу единомышленников и близких, занимаясь янтра-йогой и знакомясь с тибетской философией. За руль я садилась только для того, чтобы посетить какой-нибудь краеведческий музейчик или прокатиться до озера. Слово «быстро!» вообще не существовало в нашем лексиконе, а основным правилом было расслабленно наблюдать за происходящим со стороны, не вмешиваясь и не оценивая…
В эти минуты я посмотрела на себя со стороны: мокрая и уставшая девушка, безропотно готовая идти в кромешной темноте по горному склону ради какой-то точки ценою в абстрактные 40 баллов? Это ж не просто безумие, это глупость… Но почему я даже не спорю? Почему я сижу с рюкзачком на коленях и согласна выпрыгнуть в грязь по первой команде?
Я лично считаю, что если я и стала полноценным участником экспедиции — хотя бы только для себя самой! — то именно в ту ночь, когда ко мне пришли вера в товарищей, уверенность в том, что никто не бросит в беде и доверие к решениям, которые принимают те, кто берут на себя ответственность за всех. Правда, до конца путешествия меня еще называли «наше животное», но я уже не обижалась: собака — друг человека, что тут плохого?
Команды «с вещами на выход» так и не последовало. Через пару сотен метров мы выехали на горное плато, тут и там пересеченное разливами одноименной реки Актру: для наших машин эти броды не были препятствием, но для пешехода они могли бы оказаться рискованными, если не последними…
— Видишь, какие мы заботливые, тебе не пришлось даже ног замочить! — отметил сдержанный на эмоции Володя.
Не ему ли я обязана, что нас пощадили? Не знаю, и уже не буду спрашивать, но выдохнула я тогда с облегчением. Ваня тоже.
В кромешной темноте мы выехали к домикам альплагеря. Предстояло еще выяснить, где же находится памятник разбившимся новосибирским сноубордистам, а потом пройти весь этот путь обратно, вниз, что гораздо сложнее, чем ехать вверх.
Темная фотография — это наша, а вторая взята с просторов инета: вот, что мы должны были бы увидеть.
Справились. К четырем утра спустились к трассе.
Рассвет четвертого, финального дня гонки, мы встречали среди марсианских пейзажей Чаган-Узуна — в чуйской степи. Там, впервые за все время, было решено выделить 60 минут на сон. Красно-желтые краски сливались с лучами восходящего солнца, в глазах было сухо от недосыпа, сознание медленно ускользало. Я вынимала себя из машины, чтобы сделать очередную фотографию, и погружалась обратно в сон, пока не пришла моя традиционная утренняя «собачья» вахта за рулем.
Мы медленно возвращались: финиш гонки был назначен на пять вечера. По пути были радоновые источники, какие-то мелкие задания, последним — из последних сил — я фотографировала неожиданный памятник Джону Леннону на Бирюзовой Катуни, который отдыхающие теперь путают с таким же беломраморным памятником Рериху…
По очкам мы выиграли с преимуществом процентов на 30%. Заняли первое место. Получили дипломы. Отметили победу в ресторане. Помылись. Выпили водки.
Весь следующий день мы немного гудели, а потом отправились обратно, по родному Чуйскому тракту, в сторону Плато Укок.
Пересечь его — это и была наша цель. Много лет назад наш капитан провел там три непростых днях, вытаскивая машину из высокогорных болот. Мы знали, что ночью может быть и все минус 10, а днем — до 50 на солнце. Знали, что вряд ли встретим там помощь, что не будет сотовой связи, но именно этого мы и хотели — проехать одно из самых сложнодоступных и красивых мест в России.
Я много где была в мире и, к счастью, даже была в Тибете. До прошлого года я считала, что нет ничего красивее пустынных высокогорных пейзажей в районе Эвереста, но плато Укок, хоть и является совсем небольшой территорией, представляет собой пример абсолютно сопоставимой с Гималаями красоты. Рерих не ошибался.
Поэтому дальше я просто покажу фотографии, т.к. технически нам очень повезло с маршрутом — было сухо, и все опасные броды буквально за сутки подсохли.
Сначала мы заправились в последнем оплоте цивилизации, полностью казахском селе Кош-Агач в единственном открытом и (о да!) халяльном кафе.
Дальше мы выдвинулись к погранзаставе: до границ с Китаем, Казахстаном и Монголией в тех краях одинаково близко — менее 5 км.
Кстати, въезд в эту погранзону теперь свободный — только нужно сохранять «километровую» зону. На пропускном пункте нужно предъявить паспорт, вас запишут в тетрадочку, и на этом все.
К сожалению, у меня нет фотографий погранзаставы уже на самом плато Укок, где мы даже немного испугались: степь, два барака, вышка, а не ней — пограничник в защитном костюме с автоматом. Сбавили скорость, поехали тише… и только когда проезжали прямо под самой вышкой, поняли — да это ж МУЛЯЖ! Ай-да погранцы, ай хитрецы. Кому же хочется сидеть в холоде на ветру? Лучше добраться на УАЗике до села Джазатор, там пиво можно купить.
Позже, когда вечером следующего дня пограничники приедут к нам сами, мы посмеемся над их хитростью уже вместе.
К вечеру мы поднялись на 2900, к источнику и одноименному поселению Теплые Ключи. Поселение — громко сказано. Есть источник и несколько оборудованных деревянных домиком для туристов и паломников, ведь эти источники — священное место для местных язычников. У местных сломался генератор, поэтому нас попросили поработать фонарями — мощными люстрами осветить кемпинг, и за это не стали брать денег. Ночью было ниже нуля, поэтому спали в машине, включив Webasto.
Утром мы тоже окунулись в источнике: солнце быстро нагревало воздух, и окунуться в воду 17 градусов тепла было не так страшно.
Обычно редкие туристы здесь ночуют и возвращаются вниз, но погода нам благоволила, и мы поехали прямо. Туда. На УКОК.
Просто озеро. Около 3000 м.
На перевале нам открылась панорама Белухи (высочайшая точка слегка слева на фото) и окружающих ее вершин.
Идеальное место для фотосессии:
Наши мальчики:
Болота и впрямь высохли:
Ночевали мы уже примерно на 2000 тысячах, в живописном месте на берегу реки Джазатор, где отогрелись, помылись, поели и поспали на твердой земле, никуда не торопясь.
На следующий день мы проедем от Кош-Агача до села Балыкча, что на берегу Телецкого озера, но т.к. в долине Чулышмана многие бывали и не раз, то тратить на это время читателя не буду. Скажу только, что кемпингов в долине стало еще больше, качество дороги на перевале Кату-Ярык хуже не стало, а баржи через Телецкое озеро ходят через день.
Этим мы и воспользовались, чтобы отоспаться и назагараться — мы погрузились с машинами на баржу и целые 7 часов загорали, готовили еду, мылись, спали и просто наслаждались красотой Алтая. Телефон капитана, если что, всегда пришлю в личку. Съехали с парома вечером и уже к утру мы были в Новосибирске, несмотря на то, что последние ночные 500 километров наш Рыжик ехал на тросе, но это уже совсем другая история.
И под конец немного статистики:
2 машины, 4 водителя + ребенок, 19 дней, около 13500 километров (Москва — гонка на Алтае — гонка в Челябинске, о которой я здесь не пишу — Москва)
Сколько литров дизеля мы залили — я даже и не скажу, очень зависело от условий эксплуатации.
Потратили всего, включая рестораны, гостиницы (правда, всего 4 ночи, а так в палатках) взносы на участие в соревнованиях и ремонты — чуть меньше 300 тысяч на всех, то есть по 57 тысяч с носа. Топливо — основной расход.
Из расходников: 4 покрышки на две машины (потом был куплен комплект новой резины) + 2 пары колодок.
Из серьезного — меняли медные колечки на форсунках (нам их доставляли друзья из Москвы самолетом прямо в Новосиб)
Маршруты:
Первый этап гонки (36 часов):
Бийск — Сростки — Чоя — Артыбаш — Майма — Горно-Алтайск — М52 - Онгудай — Куюс (через Ороктойское ущелье) — М52 - место слияния Катуни и Чуи — обратно до Онгудая — Усть-Кан — Усть-Кокса — Катанда.
Второй этап гонки (36 часов):
Тюнгур — Усть-Кан — Усть-Кокса — Онгудай — Акташ — Курай — альплагерь Актру — степи Кызыл-Таш — обратно по М52 до Бирюзовой Катуни (Манжерок).
Маршрут по плато Укок (72 часа всего):
День 1. Бирюзовая Катунь — Кош-Агач — Теплый Ключ (ночевка).
День 2. Теплый Ключ — Плато Укок — поселок Беляш (Джазатор), ночевка у реки Джазатор.
День 3. Джазатор — Кош-Агач — Акташ — Усть-Улаган — пер. Кату-Ярык — долина р.Чулышман — Балыкча, ночевка на южном берегу Телецкого озера.