|
Всем привет.
Предыстория. В 2012 году посчастливилось проплыть через все Телецкое и побывать на южном берегу и немного проехать вглубь Чулышманской Долины.
После этого думал и мечтал съездить на перевал Кату-Ярык, хотя бы просто доехать до перевала, посмотреть и вернуться, побывать в Кош-Агаче, заодно посмотреть Чуйский тракт. Прожил много лет в Республике, а в ту сторону дорога не заносила. Почему только до перевала? Все просто, на пузотерке, я думал, смогу только доехать до самого перевала (как я заблуждался). А старенькую отцовскую 213 Ниву гнать в глушь тысячу километров как-то было боязно (хотя авто было в нормальном состоянии).
И вот, сидя как-то на работе, размышляя о жизни и о предстоящем «вынужденном» отпуске (работодатель обязал сходить))), подумал — а почему бы не съездить на несколько дней, утолить любопытство. Теперь ехать уже было на чем, в прошлом году взяли отцу Шниву. В одну машину ехать было и не интересно и не уверенно. Предложил коллеге по работе, заинтересовалась… Ну, в общем, набралось 4 машины, 8 человек и ребенок (форестер, c-rv, камри 4wd). Заявление на отпуск подписали, с 27 июля на 2 недели. Изначально запланировал ехать на 30-2 августа, потому что в будни и трасса свободная и народу по берегам меньше. Хотя к тем местам это не так критично. Чем больше народу, тем сложнее всех организовать, т.к. у всех семьи и работа. И поездка перенеслась на 25-28 июля. 4 дня 3 ночи.
Планирование маршрута
Так как хотели не только доехать до перевала, но и посмотреть все достопримечательности Чуйского тракта, то начал планировать, где остановиться и на что посмотреть. Сайты достопримечательностей РА, яндекс-карты, яндекс-панорама и пр. Через какое-то время составил примерный план остановок (останавливались, конечно, в больших местах). Так же, через яндекс-панорама посмотрел немного путь от Акташа до Балактыюль, с целью посмотреть место для остановки на ночлег. План поездки был таков, день1: едем, везде останавливаемся, ночуем между Акташом и Балыктуюлем; день2: едем до перевала, спускаемся, поход на Грибы и Учар; день 3: едем до южного берега; день 4: дорога домой. Ну, как обычно, все пошло по-другому :)
Сборы
За неделю до поездки закупились на всю компанию продуктами питания и прочими товарами для поездки (газ, мыло и т.д.). Договорились про столики раскладные, 2 вполне достаточно, иногда ставили 3-й.
Т.к. к отечественному автопрому нету доверия, хоть и пробег у авто меньше 10 тысяч, закупился хомутами, лампочками, предохранителями и пр. Еще с собой: набор для ремонта безкамерных шин, герметик, хоз. ленту, насос, лопату, буксировочный трос, стропу 10 м, стяжку 8 м, набор головок, ключи… в общем, получился внушительный пакет))). Это что касается машины. Также инвертор 220в, фонарики, аккумулятор 12в от ибп и к нему советский фонарь на проводе, и прочее барахло. Также палатка, стол раскладной, 2 стула, каремат, матрас надувной, 2 спальника, одеяла, подушки, 4 пятилитровых бутылки с водой. С водой по трассе и в долине проблем нет, есть куча горных ручьев с нормальной водой, главное взять тару.
Вещи + несколько коробок с продуктами и посудой.
1-й день
Выезд наметили на 6 часов 25 июля, потом из-за детей перенесли на 6:30, выехали в 7 часов. Из-за личных проблем одна машина задерживалась, и решено было ехать без них. К вечеру они добрались до места ночлега, и дальше ехали уже все вместе.
По прогнозу погода 25 июля хорошая, 26-го дождь.
В Соузге на зеленой долил до полного бака. Едем дальше. Дорога до Семинского перевала без остановок, машин до Усть-Семы, как всегда, много, дальше все меньше и меньше. Берега вплоть до Черги все забиты туристами, мест, где остановиться, практически нету. Природа, горы восторга не вызывают, т.к. приелись, и вплоть до перевала Чике-Таман все похоже.
Семинский перевал, кое-как 80-сильный двигатель затащил полторы тонны наверх. Первая остановка. Постояли, сфотографировались и дальше в путь. Перевал как перевал, высокий по факту 1717 м, подъём — 9 км, спуск — 11 км, но из-за пологости высота не ощущается.
Далее Онгудай, остановились на несколько минут на газовой АЗС, т.к. дальше такого вида топлива для авто больше нету.
Начиная от Онгудая природа и горы начинают меняться, глаз видит что-то новое и радуется. Горы более крутые, едешь между ними и думаешь, куда же повернет дорога. Потихоньку упираемся в тупик, перед нами гора, куда же уходит дорога, слева наверху вижу разрытые камни, первая мысль карьер какой-нибудь, чуть дальше понимаю, что там ездят машины. Дорога уходит влево, начинается перевал Чике-Таман.
Перевал, конечно, запоминающийся, как по подъему на него, довольно круто и эффектная дорога, так и по открывающемуся виду с него. Много писать не буду, надо самому все увидеть.
После перевала природа совсем изменилась. Горы острые, деревьев мало, и повсюду камни, на равнине и на горах, как будто нападали вместо дождя или выросли вместо деревьев. Грунт песчаный, местами глинистый. Не доезжая до с. Иня начинается узкая извилистая дорога, не знаю, как это место называется, справа гора, слева обрыв и р.Катунь. Чуть проехав видно практически вертикальную стену из песка. Зрелище, конечно, интересное, справа песчаная гора, слева обрыв, река, за рекой ровное поле. Песок довольно плотно спрессован, можно что-то написать, но выскабливать приходится довольно долго.
При въезде в село Иня останавливаемся поглазеть на старый деревянный подвесной мост, он находится справа от дороги. По нему до сих пор можно переправиться пешим ходом.
За с. Иня стоят несколько менгиров (каменных баб или каменных воинов), остановились. Грунт в этой местности глиняно-песчаный, ни травы, ни деревьев не растет. Температура в этот день была +35 еще вдобавок от земли пышет жаром, очень сложно находится в данной местности, как люди живут в этом селе, непонятно, осадков в этом районе меньше, чем в остальных . Постояли, подождали отставших в деревне и дальше в путь.
Проехав 8 км от села, останавливаемся на слиянии рек Чуя и Катунь. Довольно интересный вид, когда бирюзовая вода Катуни сливается с мутной водой Чуи. Мы были после дождей, и Катунь тоже была мутноватой, в жаркие дни контраст слияния двух рек выше. Подойти к рекам можно, спустившись вниз и перейдя через мост. На машине подъезд запрещен.
Далее Через 10-20 км от слияния двух рек находятся 3 памятника архитектуры, Петроглифы, или наскальные рисунки. Первый Чуй-Оозы, на него заехали, доступ свободный. Посмотрели оленей и прочую наскальную живопись. Видно в принципе нормально, если намочить будет ещё лучше. Все это дело находится под открытым небом и видимо с каждым годом разрушается от дождей и морозов, да еще и туристы… Второй Калбак-Таш, вход только с экскурсоводом, платный 130 руб. с носа. Рисунков много, рассказывать будут долго, решили время не терять и ехать дальше. И третье место с петроглифами никак не называется, если не знать, можно проехать мимо, нам повезло — там стояла машина и люда толпились у скалы, решили заехать. Рисунки плохо видно, нужно обязательно поливать водой.
У Чуй-Оозы увидел, как новосибирцы пытаются завести севшим аккумулятором короллу, подошёл, спросил, подкурил и поехали дальше.
Скала с петроглифами, без названия.
Через несколько километров останавливаемся в с. Ак-Бом перекусить и попить чаю. Времени было как раз обед, примерно 13:30. С горы течет ледяной ручей, в котором вкусная вода, и можно, умывшись, прогнать сон.
Недалеко от села стоит памятник Кольке Снигереву. Памятник довольно новый, ему несколько лет. Сперва перетащили Полуторку, раньше она стояла в Горно-Алтайске на автоколонне 1951, и вот недавно появился Форд 43 года, снизу можно изучить конструкцию, все потрогать. Если ему сделать двигатель, то он будет еще ездить, в очень хорошем состоянии, руль крутится.
Едем далее, через 17 км водопад Ширлак или другое название Девичьи Слезы, высота водопада 25 метров, н далеко от дороги, метров в 50, небольшой подъем. На улице держалась жара весь день +33-35, возле водопада было прохладно и свежо, не хотелось оттуда уходить. Сфотографировались, постояли, остыли и дальше в путь.
Далее село Акташ, где наш путь поворачивает налево в сторону Улагана.
Но решили проехать километров 10 дальше Акташа в сторону Кош-Агача, т.к. недалеко от дороги находится Гейзерово Озеро (или Гейзерное). В интернете написано, что проход через какую-то базу, заехали на первую базу от деревни, не она, сказали, что на следующей. Пройти можно к нему со второй базы отдыха, по правой стороне дороги. Мы прошли бесплатно, но везде написано проход через базу 20 руб. Пешая тропа, проложенная через заболоченную местность по доскам и бревнам. Болото сухое, дойти не составило труда, представляю, что там бывает весной и в период сильных дождей.
Озеро красивое, но я столько про него слышал, что ожидал большего. Маленькое озеро с голубой глиной и бьющими источниками по середине, из-за этого оно полностью и не зарастает. Так же в это озеро впадает 2 или 3 горных ручья.
Снежные горы вдали. База, через которую можно пройти на озеро.
Вдоволь насмотревшись на то, как шевелится грунт в озере от выходящих из него родников, напившись воды из горных ручьев, остывших в тени, едем дальше. Но не долго, отъехали несколько сот метров, дорожники нас тормозят, ремонт. Зависли мы минут на 15. Успели попить чаю, кофе и перекусить.
О машине, проблем не было, коль стояли, заглянул под днище с задней части, осталась привычка от старой нивы. Потек задний левый сальник полуоси. Ну епрст, и это на машина, у которой совсем детский пробег. И побежал он совсем недавно, т.к. перед поездкой все проверял. И бежит довольно сильно, капая на колесный диск.
К слову о дороге до Акташа. Асфальт, можно сказать идеальный, но местами укладывают новый. Разметка почти везде есть. Еще нигде не видел такое расположение знаков ограничения скорости: поворот, можно сказать, обычный поворот, перед ним знак 60 или 80, и через 50 метров после поворота конец ограничения.
До ехав до Акташа заливаем полные баки, т.к. и цена и качество дальше под сомнением.
К слову о расходе, вошло 31,8 литра, проехали с последней заправки ~350 км, т.е. расход 9 л на 100 км, при том, что постоянные подъемы, 2 перевала. Не ожидал, что такой маленький будет на Шниве.
Едем дальше. Время примерно 17:00 вечера. Скоро вставать на ночлег. А дальше связи не будет вплоть до Улаганского перевала. Пытаемся дозвониться до отставшей машины.
Дорога от Акташа вплоть до мертвого озера это подъем с крутыми поворотами. Гравийка с ямами, камнями и гребенкой, пыль. Двигатель у Шнивы никакой, разогнаться на второй не получается, т.к. очень много ям, а на средних оборотах не тянет, приходится переключаться на первую передачу. Греется.
В общем, неспешно доезжаем до Красных ворот, народу довольно много (на обратном пути вообще никого не было).
Через несколько километров останавливаемся на Мертвом озере. Озеро находится между двух гор, и встать отдохнуть особо негде. Посередине находится типа полуострова, там поставлены беседки, нахождение платное. Все забито отдыхающими.
Много кто рассказывает и пишут, что озеро мертвое, что нет никакой живности, птицы на него не садятся, растения не растут, воду пить нельзя и даже останавливаться не желательно. Все это выдумки. Озеро обычное, в него запущено много рыбы, и воду можно пить и купаться))).
Время 17:30, начинаем задумываться, где нам встать на ночлег. Изучаем карты и панорамы, дальше мертвого озера не особо много пригодных мест, или голые места без деревьев, или сплошной лес без водоемов. Есть неплохое место перед Улаганом, но до него еще ехать километров 50. По картам сразу за мертвом озером был поворот налево, и ровное поле, как я заблуждался, там все в небольших холмиках.
Решили поискать место тут. Одну машину оставили на дороге, чтобы ждала отстающих. Нашлось 2 места, одно на горке, видно с дороги. Другое под горкой, поближе к реке, видно озеро, тут и решили остановиться.
Раскинули палатки, поставили столы и начали варить ужин. Одна машина с водителем так и стояла на дороге, чтобы отстающие не проехали мимо. Связи нет. Они приехали, только когда уже темнело.
Место неплохое, фотографий, к сожалению, нет, с дороги не видно. Дров по близости нет. Комары есть, но терпимо. Ближе к темноте, поочередно начали бегать одеваться, и чем сильнее к ночи, тем сильнее одевались. Ночью температура была +9, ну что вы хотите – Горы. Поели, попили. Все бросили, стулья, еду и пр, под открытом небом и пошли спать. Ночью был сильный ветер, думал унесет, как «Элли», и дождь. Спали на матрасе надувном, если бы не он, то вымокли бы, палатка стояла на небольшом уклоне.
2-й день
Встали утром рано, все промокло, утром было хорошее солнышко, пока готовили еду, просушили палатки и стулья. Сложились и в путь. Выехали примерно в 8 часов.
Дорога от Мертвого озера какое-то время асфальтирована, потом при первом подъеме опять гравийка, и ближе к перевалу начинается снова асфальт.
Асфальт и неплохая дорога будут вплоть до Улагана, только местами есть гравийные участки.
За час добрались до Улаганского перевала, не доезжая метров 200, останавливаемся на озере, потом на перевале. На самом перевале есть связь, все операторы.
По пути остановились набрать воды в небольшой горной речке. Вода была желтоватой и со сладким вкусом, все из-за прошедшего ночью дождя. К слову, по цвету и вкусу вода была везде такой на протяжении еще двух дней.
В 10 часов были в Улагане. Купили попить, постояли и дальше в путь. До перевала оставалось примерно 40 км. Есть 2 заправки, заправляться не стали, т.к. проехали всего 56 км от Акташа.
За Улаганом асфальт кончается, начинается гравийка, местами гребенка. Нам повезло, что прошел дождь и пыли не было. Ехали машина за машиной. Дорога широкая, хорошо укатана. На горизонте появлялись синие тучи. Дождь нас настиг на перевале перед Кату-Ярыком.
Дорога между с. Улаган и с. Балыктуюль.
В 10:40 были в селе Балыктуюль, где дорога поворачивает налево и уходит в гору. Дорога сразу стала заметно хуже. Сразу за деревней гора, пришлось местами ехать на первой передаче. На второй медленно не тянет, а быстро не поедешь, большие булыжники.
Вообще, начиная от Балыктуюль, гравийная дорога не очень, ехали в лучшем случае 40-50 км\ч, и то была зубодробилка. Как ездят на пузотерках, не понимаю. А их встречалось немало.
Через километров 20-30 постепенно начинается подъем, который продолжается долгое время. На вершине горы, а это был перевал, нас застал сильный дождь, до этого, конечно, он тоже накрапывал. С вершины открываются вид на озеро Учкёль, чуть ниже есть еще одно озеро, около которого есть база отдыха.
Безымянный Перевал на пути к перевалу Кату-Ярык, сильный дождь и ветер.
Озеро Учкёль, (фото сделано при возвращении домой).
Все, с этого момента дорога пошла вниз, обруливая ямы с лужами, едем дальше. Ближе к перевалу начался довольно сильный извилистый спуск, подумал, как мы будем ехать обратно.
Спуск к перевалу Кату-Ярык, Чулышманская долина уже видна.
Спустившись, подъезжаем к смотровой площадке. Время 12 часов дня.
И вот он, долгожданный перевал Кату-Ярык и Чулышманская долина. Ставим машины, идем смотреть ближе к краю. Вид, конечно, обалденный, как на сам перевал, так на всю долину. Смотровая площадка довольно большая. Проходили минут 30. Смотря на горы сверху, какие они высокие понимаешь, только посмотрев вниз и разглядев размер машины внизу. Почти напротив, на противоположной горе небольшой водопад, в правой стороне долины видно ущелье с водопадом Куркуре (изначально не планировали на него идти). Посмотрел в бинокль как не смогла подняться в первую горку машина, видимо, монопривод. Пока мы были на площадке, поднялась семерка (ваз 2107), не знаю, сама не сама, но видно, что закипела.
Постояли, посмотрели, ну что. Надо спускаться, за этим мы и приехали…
Перевал Кату-Ярык, слева видно ущелье с водопадом Куркуре.
На смотровой площадке, в таком составе мы и ездили.
Водопад. Внизу видны домики турбазы.
Отвесная скала на смотровой площадке.
Спуск, конечно, запоминающийся. Особенно первые 2-3 поворота. Во-первых, не доводилось ездить по подобным дорогам, во-вторых, незнание и неумение разъехаться со встречной машиной. На втором повороте подождал, пока проедет встречка, дальше машин больше не попадалось. Спускались мы колонной 5 машин, держа дистанцию. Всю дорогу на первой повышенной, на последнем спуске очень сильно размыло и накатали дороги, чтобы не палить тормоза, включил первую пониженную и спокойно не спеша спустился. На Шниве очень туго раскручивается двигатель, тормозить им очень хорошо. На автомате спускаться сложнее, у cr-v посинели тормозные диски.
Спустились, уууххх…, постояли поделились впечатлениями.
Ну что, надо ехать дальше. На налево. Видим вывеску с надписью «водопад Куркуре, переправа» и стрелка вправо. Решаем поехать. Хотя изначально этот водопад не рассматривали, потому что в интернете была информация, чтобы сходить на него, нужно как минимум полдня времени.
Едем направо к переправе через реку Чулышман. Упираемся в тупик, на берегу стоят беседки, территория огорожена. У берега стоит уазик таблетка, возле него спит водитель. Рядом стоит свежий Солярис, как и зачем?))
Поставили машины, время обед. Раскинули столики, стулья, набросали на стол, быстренько пообедали.
Переправа стоит 500 рублей за одну ходку лодки, 5 мест, нас собралось плыть 8 человек. Переправа представляет собой трос, натянутый через реку на тихом течении, к этому тросу на ролике еще одни трос и к лодке, а все остальное делает течение. Незамысловатая конструкция.
Переправа через реку Чулышман.
Время сходить туда-обратно мы затратили 2 часа. Дорога по равнине между мелкими и большими камнями не составляет труда. На середине пути настиг дождь, который нас миновал во время обеда. Пришлось скрываться под ближайшими деревьями. Встретились несколько групп туристов. Люди есть везде, но не так много, как в начале Республики.
Водопад издалека кажется небольшим, но шумит сильно, если подойти ближе, то понимаешь, он высокий и мощный. Огромная струя воды падает с приличного расстояния в небольшое озерцо, образуется оно из-за расположенных по краям 2 больших камней. От падения воды создаются капли, долетающие на приличное расстояние, а если подойти максимально близко (на край того озерца), то ветер с водяной пылью на тебя дует очень сильно (думаю, ветер создается от падения воды). За несколько минут практически полностью вымок. Уже собравшись идти обратно, заметили тропинку в гору. Поднялись на скалу над водопадом. Смотрю и вижу, какой-то маленький водопад сверху, так это же другой, а за ним еще меньше. Получается каскад из 3 водопадов (фото, к сожалению, нет).
В 16:00 выдвигаемся ехать дальше. По дороге останавливаемся в интересных местах, также набрать воды, она до сих пор желтоватая со сладким вкусом. Дорога гравийная, холмистая с крутыми закрытыми поворотами. В начале на протяжении 10 км узкая, разъехаться со встречной сложно, пару раз встречка сдавала назад, т.к. нас была колонна из 4 машин. Ехали не быстро, сначала было не разогнаться, а когда выехали на более-менее ровный и широкий участок дороги, постоянно встречается гребенка и причем очень сильная. Местами есть объезды, но съезды и выезды довольно проблематичны, на пузотерке не рискнул бы там ехать.
Гребенка, встречается очень часто.
К концу дня погода налаживается.
Через полтора часа и 28км неспешной езды останавливаемся у базы отдыха, где была табличка «Грибы, Учар, переправа». Время почти 18:00, обсуждаем дальнейшие планы. Ехать до южного берега сегодня уже не было смысла, т.к. скоро стемнеет, и мы совсем рядом с грибами и водопадом. Да и смотреть дальше особо нечего. Решаем ночевать где-то неподалёку, на следующий день поход на грибы и водопад и в этот же день доехать до перевала и там где-то ночевать. А на утро 4-го дня домой.
Проезжаем дальше, после 2-й базы едем по берегу, ищем место. Часть берега уже оккупирована туристами, чуть дальше них встаем на ночлег. Место неплохое, с дороги не видно, подход к берегу нормальный.
Вечер без костра— это не вечер, а дров по берегу мало. Едем в ближайший лес, он через большое поле на горе. Посиделки затянулись до поздней ночи.
С лагеря видно ущелье, где находятся «Грибы».
3-й день
Утром не торопясь, поспав вдоволь, позавтракав, собрав все вещи, выдвигаемся на грибы. Мостов нет, только переплавляться на лодке. Переплавившись в районе второй базы, идем вверх. На улице примерно +25, от камней пышет жаром. У подножья горы есть ручей, набрав воды, лезем в гору. Ползти не очень далеко, главное не торопиться, один подъем довольно крутой, остальные нормальные. Забравшись на гору, видим так называемые грибы на склоне в ущелье. Понимаю, что про них больше разговоров, ничего выдающегося они из себя не представляют. И если нет особого любопытства, их можно разглядеть с дороги в хороший бинокль. Поход занял примерно 2,5-3 часа.
Идем не где все, т.к. переправились не в том месте, основная тропа слева в кустах. Впереди гора, куда предстоит лезть.
Часть туристов уже спускается.
Дальше по долине село Коо и южный берег.
Грибы. Долина. Слева ущелье куда нам предстоит идти на водопад.
Собственно, это и есть «каменные Грибы»
Добравшись до машин, решаем проехать немного назад для переплавы и похода на водопад Учар. У первой же базы видим вывеску «переправа». Решили тут и переплавиться. Потом уже поняли, что малость ошиблись и пришлось нам пересекать поле перед ущельем по диагонали, что по расстоянию дальше, нежели по прямой, если бы мы проехали еще дальше и там переплавились. Чтобы не тратить время, взяли еды с собой. Лодочник сказал идти в одну сторону 4 часа, 8км, и они после 14:00 людей больше не переправляют (это была наша вторая ошибка, т.к. не узнали, какая дорога идет на водопад).
В 14:09 мы уже идем быстрым темпом по полю к ущелью. Быстренько добрались до ущелья, перед подъемом стоит палатка с работниками заповедника. Да, это территория заповедника, и вход платный, по 100 руб. с носа. Наскребаем денег, забираем билетики и в гору. Узнаем, что нам осталось всего то 6-6,5 км скакать по камням. Тропа идет по склону горы, то вверх, то вниз, но в основном небольшой подъем, т.к. назад было полегче идти. Справа обрыв и река. Вниз лучше не смотреть, голова кругом. Чем дальше, тем тропа все хуже и хуже, прыгаем по камням, пробираясь через кусты. Тропинка протоптана, не заблудишься. Воды много можно с собой не брать, пару раз встречаются небольшие речки. Жарко, от камней пышет жаром. Идти стараемся быстро. Один человек решает вернуться, прошли совсем немного. Идем вроде долго, навстречу начинают попадаться люди, идущие назад, на вопрос «далеко нам еще» говорят «далеко». Это мы только идем, а они уже спускаются. Ну, в общем, пытаемся торопиться. Все думаю, ну вот за этим поворотом будет водопад, ага, ничего подобного.
Идем дальше. Начинаю понимать, что уже стер ноги, темп падает. Часть народа отрывается вперед. Взвесив силы, еще один решает идти обратно, вперед еще далеко, а возвращаться еще дальше будет. Минут через 20 вижу вдали водопад, идти до него, наверное, еще час. Ноги стер конкретно. Народ спустился в небольшой лог и должны были подняться на противоположную горку. Посидел, подумал, водопад почти видел)), чего ноги мучить, к тому же еще возвращаться. Помахал им, что пошел назад. И поскакал, не спеша, обратно. (Это наша третья ошибка, шли быстро. Вообще, люди ходят с самого утра). Встретились с нашими вернувшимися и пошли через поля втроём. Переплавились обратно, минут 30 отдохнув, решаем ехать на 2 машинах обратно где ночевали, ставить палатки и готовить есть, время подходило уже к 19:00. Благо место никто не занял. Остальные дошли до водопада, вернулись уже темнело.
Поужинали, немного посидели и пораньше пошли спать. Утром нам рано вставать и ехать домой. Вечером и ночью было очень тепло, в 23:00 температура была +24.
Самое начало пути, преодолели первый подъем.
Дорога обратно, внизу река Чульча.
4-й день
Утром встали рано, приготовили еду, поели собрались. Выезжаем в 7:20. За час долетаем до перевала Кату-Ярык. Постояли посмотрели, ну что, в путь. Первый поехал форик, я следом. Дорогу разгребли немного, где были 2 дня назад сильные ямы. Вторая пониженная, едем вверх, на первом крутом подъеме чую, что двигатель теряет обороты, не дожидаясь пока заглохнет, подтыкая первую пониженную, забрался, дальше вторая пониженная. На первом повороте подождал, чт бы форестер немного ушел вперед, на втором повороте опять догнал его. И так всю остальную дорогу, вторая пониженная и остывая на каждом повороте, двигатель греется, видимо, из-за позднего включения вентилятора.
Схема включения больше для города подходит, сперва включается один вентилятор через резистор, потом оба на полную мощность. И включаются, когда стрелка довольно сильно отклоняется. Надо или ставить принудительное включение с кнопки или БК и через него настроить более раннее срабатывание вентиляторов.
В общем, заехал самым последним, пропустив вперед Камри и ЦР-В. На перевале немного постояли и поехали дальше. Впереди был долгий извилистый подъем, когда мы спускались, все думал, как мы там будем обратно подниматься, но, видимо, после спуска и подъема на Кату-Ярык остальная дорога кажется легкой.
Дальше после перевала Кату-Ярык в подъем ехали быстро, догнал впереди дизельный хантер, обгонять его не стал, т.к. в горки двигатель тянет на второй повышенной, но греется. Приходилось ехать местами на первой, остужая. Так же было и на середине пути, затяжной подъем на второй идёт нормально, а стрелка температуры растет.
Держа 30-40 км\ч, доезжаем до Балыктуюль, на горе перед деревней появляется связь, отзваниваемся родным. Дальше без остановок летим до Улагана, дорога хорошо прикатана, можно держать 60-70 км\ч, правда, пыль столбом. В Улагане остановились в центре, дождаться всех и съесть по мороженке. Останавливались еще пару раз, на Улаганском перевале, на Красных воротах (там не было ни души минут 5, потом снова понаехали). В Акташе были к 12:00. Через Чуйский тракт, напротив села Акташ, почти у горы течет речка и сделана запруда, останавливаемся там пообедать и покупаться. Через час выезжаем домой и почти без остановок к вечеру были уже дома.
Итог: пройдено 1070 км, спалено порядка 100 литров 95-го, потрачено 3500 руб. денег на бензин, 1400 руб. на еду (с каждой машины), 1000 руб. на горячительное и прочие расходы 1500 руб. Все живы-здоровы, никто не пострадал. Все с кучей впечатлений.
Единственное огорчает, что мало там побыли, еще хотя бы пару дней.
З.ы. фото с дороги, сделанные на обратном пути.