|
Предисловие
Как-то в школе, на обществознании вроде (в общем, дело было давно и не правда), нам дали задание написать, что бы мы сделали, если бы выиграли в лотерее. Не знаю почему, но я написал, что обязательно бы осуществил поездку (на тот момент с Питера) на Байкал. Но вот судьба забросила трудиться в город Енисейск Красноярского края, приобрел машину, 2 недели отпуска согласовал на конец июня. И всплыла та давняя идея. Спланировал ещё в мае маршрут, подбил двоюродного брата на это дело и 19.06.2014 г. мы уже стартовали из Енисейска.
«Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут…»
Маршрут был намечен такой: Енисейск — Красноярск — Канск — Тулун — Иркутск — Баяндай — Еланцы — Хужир (о. Ольхон) — Качуг — Жигалово — Магистральный — Северобайкальск — Нижнеангарск — Северобайкальск — Магистральный — Братск — Тулун — Канск — Красноярск — Енисейск, 5000 км и 10 дней. Вроде очень даже ничего план.
А вот и два главных героя сей истории: я, Роман, и мой двоюродный брат Александр.
Поееехали!!!
Утром устроил брату обзорную экскурсию по Енисейску (по приезде с Новосибирской области было уже поздно, только вскользь проехали). Город скромный, можно быстро пешком даже осмотреть все достопримечательности, за исключением разве что Монастырского озера.
Запрашиваю разрешение на взлет =)
После, окончательно укомплектовав всё, двинули в путь, заехав сперва в Лесосибирск. Тоже показать немного город, да, наконец, гос. номер в страховку записать. Лесосибирск хмурый промышленный город с немногочисленными красотами. Самая впечатляющая из достопримечательностей — Храм, его обязательно нужно увидеть, будучи тут. Вот он, собственно.
Немного задержавшись в Лесосибирске, наконец выходим на Енисейский тракт и идём на Красноярск, заскочив по моей традиции к «Петровичу». Трасса среднего состояния: есть участки где асфальт, убитый лесовозами, предательски расползается и крошится, петляя при этом по Шапкинским горкам, но ближе к Красноярску дорога распрямляется и становится такой, что не грех и побаловаться.
В Красноярск приехали поздно вечером. Сходу едем смотреть главные достопримечательности центра. На Покровке случайно попадаем на чей-то спонтанный салют. Катаемся по ночному городу, ночной Красноярск к этому очень располагает, есть в нём что-то эдакое. Чуть погуляв, ужинаем и на ночлег, завтра большой перегон запланирован.
Выспавшись после ночного гуляния и немного провозившись с окончательным приобретением продовольствия (человек я военный, поэтому по привычке всё должно быть с собой), выходим с Края на Иркутск. Завтракаем уже в пути, остановившись за городом на заправке, попутно пополняя бак. Не скромничая катим до Канска, пока не замечаем, что смена ДПС, наконец, заступает на посты. Они-то пыл и ослабляют. Но цель-то всё равно грандиозная сегодня, надо дойти до Иркутска.
Достигаем, наконец, Канска. Давно хотел глянуть на него хотя бы одним глазком, после упоминания, что в нём проходит кинофестиваль документального кино, называемый по аналогии «Канским». Так и выходит, глянуть удаётся лишь одним глазком. Времени останавливаться нет. Мчим дальше.
Наконец, въезжаем в Иркутскую область. Дорога улучшается, но местами обрывается ремонтными работами. Едем по этим участкам очень аккуратно: кругом гравий, сплошной поток машин, а лобовуху-то жалко…
Встречаем первые на пути скалы. Периодически останавливаемся хорошенько со средством протереть лобовое и фары от насекомых, а попутно и с решетки защиты коллекцию бабочек и жучков смести.
Чуть не доехав до Тулуна, останавливаемся пообедать в кафе и попутно решить некоторые организационные вопросы по Иркутску. Тут огромное спасибо моей подруге — Ксении, что родом из Иркутска. И рассказала нам, как и что посмотреть в Иркутске, и номера проверенных квартир посуточно раздобыла. Меж тем замечаем для себя неожиданность: в Иркутской области часовой пояс ещё +1 час, теперь к 22:00 всяко не приедем… Но в этом ничего глобального нет, разве что в городе будет совсем уж темно. Едем дальше, перед Тулуном на трассе имеется самый натуральный придорожный базар. Каждый найдёт что- то для себя: мёд, орехи, травы, настойки, варенья, соленья, различные сувениры, шкуры и чучела медведя. На обратном пути обязательно что-нибудь возьмём. Проскакиваем Тулун и уходим там на Иркутск. Всё реже трасса идёт сквозь деревни, оставляя их по сторонам, на трассе становится больше свежих участков. А с учётом того, что дорога местами просматривается далеко по сопкам, свободно притапливаем вплоть до 180. Порой навязываемся к кому-нибудь на хвост, а порой кто-то и в нас «спонсора» обретает.
Штурман явно отвлекается =)
Порой складывается впечатление: а не по Америке ли едем? =)
А вокруг такая красотища! Даже и не верится, что природа может быть такой аккуратной что ли.
Радугу поймали.
Наконец, решаем поужинать. Благо, на пути встречается как раз позная. Ммм, какая же вещь местные позы! Поужинав устремляемся дальше, остаётся совсем чуть-чуть. Задерживаемся лишь в Усолье-Сибирском, дабы запечатлеть красивый закат и местный храм.
В начале 12-го въезжаем в Иркутск, побаловавшись немного с колонной из двух марковников и чайника. Едем к приготовленной для нас квартире. Кроме душа и кровати на сегодня нам больше ничего не нужно.
На утро, рассмотрев маршрут, предложенный моей подругой, приступаем к осмотру Иркутска. Доехав до центрального стадиона, оставляем там машину и идём гулять.
Кстати, немного о езде по городу. Манеры вождения Иркутских водителей, не в обиду будет сказано порядочным и вежливым, кои тоже встречаются, порой оставляют желать лучшего: зачем поворотники нужны, моргнул, посигналил и поворачивай хоть через две сплошные. И да, я не сразу привык к отсутствию включения на светофорах жёлтого, только хардкор, только зелёный и красный. Тупил сперва немного, но приспособился быстро. Вернёмся же к прогулке.
Перво-наперво отправились в 130-й квартал. Очень красивое место! Да и сувенирами можно закупиться на любой вкус. Представляет собой он своего рода реинкарнацию старого Иркутска. На входе в этот квартал всех встречает бабр с герба города. Один из местных с удовольствием растолковал нам, почему же у этого редкого животного на гербе хвост как у бобра. Оказывается, всему виной чрезмерная «образованность» чиновников Петербурга, утверждавших герб города. Они посчитали, что это опечатка и тут обитает какой-то кровожадный бобр, подправив тем самым хвост бабру =) Попутно также посмотрели рядом расположенную церковь.
Дальше отправились на Верхнюю набережную и остров Молодёжи. Полюбовались хитрой Ангарой, сбежавшей от отца Байкала к Енисею.
И дальше в поисках кафе, что посоветовала подруга, дабы пообедать. Кафе не оказалось в указанном месте, по-видимому закрылось. Зато нашли интересный сквер с фонтаном, разными фигурами и «книгой добра».
Затем доехали и быстро осмотрели Нижнюю набережную.
И, прилично отбившись от графика, мы выдвинулись к озеру Байкал, а точнее к его сердцу — острову Ольхон. Попутно повязав разок ленточку на удачу.
Дорога после Баяндая начинается весьма сложная из-за частых подъемов и спусков, порой очень аккуратно нужно быть с газом и накатом. Вот и Ольхонский район.
Проезжая Еланцы, заправили полный бак. Дальше заправок нет.
По пути к паромной переправе увидели немного в стороне красивую стелу, на вершине которой сидит, гордо расправив крылья, орел. Данная стела была расположена на одной из многочисленных сопок, и с этого места открывался потрясающий вид на местность. Данный объект был установлен примерно в 2011 году, и является символом этой местности, со слов жителей.
Затем мы остановились уже у «Бродяги». Нам открылся потрясающий вид на озеро Байкал на закате. Пейзаж, который мы наблюдали, просто восхищал, в этот момент захлёстывало радостными эмоциями. Мы, наконец, добрались до дедушки Байкала!
Немного погодя мы тронулись в сторону парома. Достигли его, предстояло ожидание пока он прибудет. Во время ожидания решили подняться на гору и осмотреться, полюбоваться на Байкал. На горе находится памятник в честь перелета через аномальную зону Байкала на воздушном шаре «Святая Русь» 10 сентября 2007 г., Валентину Ефремову и Владимиру Исайчеву. В то время пока мы смотрели на озеро Байкал с горы, внизу заметили, что уже подходит наш паром. Нужно было спускаться к нему.
Длина пролива между материком и островом Ольхон примерно 2,5 км, спустя 15 минут мы оказались на острове. В поселок Хужир прибыли уже за полночь, и заселись в гостиницу («спасибо» кое-кому за несостоявшуюся встречу). Цены в поселке, конечно, безумные, номер обошёлся в 2500 за сутки.
Вот настало солнечное и тёплое утро с лёгким, еле заметным ветром. С балкона открылся красивый вид в сторону озера и гор со снегом на вершинах.
Решено было идти на пляж Песчанка, чтобы поближе рассмотреть и насладиться красотами острова Ольхон. Дорога к пляжу от гостиницы полностью песчаная. Песок был хорошо прогрет солнцем. В момент, когда подошли непосредственно к берегу озера, нас накрыли радостные эмоции, но в тоже время и какое-то умиротворение. Хотелось просто стоять молча и созерцать, наблюдать как вода в Бакале бьётся о край каменистого берега. Вода, кстати, несмотря на конец июня, была ещё ледяная. По-видимому, сказывается ещё не до конца растаявший снег в горах.
Рядом с пляжем располагается одна из пяти святынь Азии — мыс Бурхан. Местные жители называют его Хозяином Ольхона, а сам остров — сердцем Байкала. По приданиям на мысе живёт байкальское божество. Есть легенда о заточённом в скале Шаманка драконе. Говорится, что он находится там для охраны самой скалы. Силуэт дракона можно увидеть лишь с воды. На острове Ольхон также существует легенда про загадочный лес. В него до сих пор боятся ходить местные жители, не говоря о какой-либо экскурсии. В этом аномальном лесу теряются люди, как бы ни звучало необычно это в наше время. Собственно, над ним и осуществлялся вышеописанный перелёт на воздушном шаре. Чуть выше я обмолвился, что силуэт дракона можно посмотреть с воды. Лучше всего сделать это на вечерней прогулке на теплоходе по Малому морю Байкала. Попутно можно увидеть много других красот, которые с берега просто не доступны. А в конце ещё и покормить чаек да бакланов долгожданным ужином. Только ни за что не едьте к пристани по старой дороге! Песок на ней очень непредсказуем. Иначе после столь впечатлительной прогулки будете, как и мы, откапывать свой транспорт, да с досками корячиться.
Вечером я долго смотрел на поздний закат, наслаждаясь видом. Горы как-то необычно преломляют солнечный свет при закате, и весь пейзаж очень сильно преображается. Как же здесь безумно красиво! На утро, попрощавшись с Ольхоном, мы выдвинулись дальше. Вернулись до Баяндая и отправились в Качуг. Дорога там весьма коварна. Казалось бы, только распрямится и выровняется, как тут же подшутит незаметной, но суровой волной. На одной «славно» подпрыгнули. Потом исключительно 80 км/ч ехали. Повторять такое больше не хотелось.
После Качуга асфальт пропал. Появился вновь на небольшом участке у Шишкинских писаниц и снова исчез. У самих писаниц не задержались. Посмотрели их по ходу движения, сбавив скорость, да остановившись разок в самом начале.
В селе Верхоленск на чуть-чуть был найден асфальт. Само село считается одним из древнейших сёл Сибири.
А дорога «лентою вьётся». С Качуга ушли на Жигалово. Не доезжая до Жигалово порядка 40 км нас ждала потеря-потерь. Где-то порезали о камень боковину правого переднего колеса. Решено было не менять в пыли и мошкаре (мошка там лютая и очень голодная), а просто периодически подкачивать. Вычислили, что до единицы спускает примерно за 15 минут, так и ехали…
В Жигалово вечером ни одна шинка не работала, и мы заночевали возле заправки. Ночью началась сильная гроза. Страшновато было засыпать, особенно после того как узрели молнию, попавшую в молниеотвод на заправке. Но всё же выспаться удалось. Позавтракав в придорожном кафе на выезде в сторону Магистрального, поехали искать шинку. Ту, что на въезде, категорически не советую, как бы представительно она ни выглядела. После пары фраз её «специалистов» я понял, что с ними нам не по пути. Нашли рядом с центром ещё одну. Вот там мужик молодец, сделал на совесть! Обошлись лишь грибком. До сих пор с ним хожу, правда на зад перекинул. Морально психологическое состояние это событие подорвало сильно, особенно у Сани. Хотя, честно, и я забздел немного. Впереди ещё более сложный участок, а у нас мягкие шоссейки, да ещё и одна резаная уже, неизвестно как себя поведёт… А там вдобавок 322 км нет ни заправок, ни СТО, ни мобильной связи…
Но собравшись с мыслями, взяв себя в руки, вышли. Эти 322 км были самыми мучительными. Преодолели мы их лишь за 12 часов. Радовало, что из-за жары дорога очень быстро просохла от ночной грозы. Иначе был бы вариант встать где-нибудь на глиняной горке. Также радовали ровные участки, покрытые мелкой гранитной крошкой. На них от скуки, в отсутствие встречки, я по раллийному входил в повороты боком, заставляя брата всё сильнее седеть на каждом из них =).
Штурман притомился =).
Дорога от свёртка на Магистральный в сторону Северобайкальска составляет примерно 130 км, но этот участок можно заслуженно назвать худшим на всем протяжении путешествия. Часто встречались участки с кучей торчащих камней. Один хорошо звякнул об заднюю балку, благо ничего больше не задел. А вдобавок после перевала Даван имеется ручей, который можно пройти только в брод. Местным УАЗикам да КамАЗам он, конечно, не страшен. А вот я со своим дорожным просветом помучился. Чуть не соскользнул в яму в центре, где мне почти по капот. В итоге преодолел, конечно, успешно, на удивление МАЗу, следовавшему за мной. Правда, пластиковый аэродинамический обвес на днище под пассажирским сиденьем, небольшой шрам всё-таки получил, на один камень в воде, сколько я ни старался, наскочил.
Водитель МАЗа явно тут не впервой. Грамотно с ходу пропустил яму посередине. Мне такое колея и торчащие камни, увы, не позволили.
Ну и несколько фотографий пейзажа этого участка. Перевал Даван безумно красивое место =).
В сумерках, по уже ставшей традиции, мы доехали до Северобайкальска. Он сравнительно молодой, в 2014-м праздновал своё 40-летие. История Северобайкальска тесно связана с Байкало-Амурской магистралью. Город был основан как одна из основных точек железнодорожного проекта. Остановились мы в гостинице в центре. Недорого, уютно, холодильник, телевизор, горячая вода. А вдобавок ещё и бонус — завтрак. Что нам, путникам, ещё для счастья надо?
Рано утром было решено выдвинуться в строну Дзелинды, на дикие горячие источники. По пути посмотрели мысовые туннели железной дороги, осмотрели город Нижнеангарск и посетили косу с самой северной точкой Байкала. На горячих источниках есть небольшое строение в виде беседки, разделенной на две части, где при желании можно посидеть и положить вещи. Есть три купальни: два неглубоких «лягушатника», один из них находится в непосредственной близи горной речки Дзелинда, третья купальня самая глубокая и большая. Температура воды составляет примерно +40 +43 градуса. Весьма приятно после приёма горячей ванны пойти спуститься к горной реке и мгновенно охладиться в ней. Ощущения непередаваемые! В общем, до обеда время провели великолепно.
От души накупавшись, решено было ехать на Слюдянское озеро. Озеро расположено между горами и Байкалом. Вода довольно теплая, я даже искупался. Берег обустроен беседками, уютно и чисто. Правда, за это на въезде необходимо оставить 100 рублей.
Возвращаясь со Слюдянки, заехали на смотровую. Сказать, что вид оттуда впечатляющий — не сказать ничего.
На следующее утро осмотрели Северобайкальск, запаслись сувенирами и отправились в Братск.
Брод преодолели легко, ибо о всех подводных камнях на этот раз уже знали.
В Братск приехали ночью.
Вот так выглядит машина после штурма такого маршрута =).
Наутро осмотрели вскользь Братск и отправились до Тулуна. Там, закупившись на придорожном базаре, как и планировали, ушли на Красноярск.
Вечером мы были на вокзале Красноярска, где уже и распрощались.
Брат поехал поездом в Новосибирскую область, а я на утро в Енисейск.
Как-нибудь надо будет обязательно повторить этот маршрут, пусть даже придётся стартовать с моего нынешнего места проживания — Калининграда.
P.S.
Больше фото с поездки тут: http://vk.com/album2742948_200659134
Если имеются вопросы, обращайтесь в личку ВК: http://vk.com/roman_g13. Все записи с предварительным просчётом маршрута до сих пор живы. Чем могу обязательно помогу!
P.S.S.
Спасибо, что дочитали до конца =)
Удачи на дорогах, добрых гаишников и полных баков!