|
Кату-Ярык сентябрь 2014, 2 дня, 1500 км
Нексия, 1997 г.в., 75 л.с., МКПП, пробег 370 тыс. км
Летом 2014 года вновь услышал про знаменитый перевал в горном Алтае. И с мыслями «все были, а я нет» поставил себе цель покорить этот неведомый для меня маршрут.
Нацелился на отпуск: конец августа - начало сентября.
Изучив ряд материалов с youtube.com и drom.ru, решил поехать исключительно вдвоем, дабы не нагружать зад автомобиля, он у меня переднеприводный, а подъем крутой…
Предложил своему другу составить мне компанию. Он, недолго думая, согласился. Хотя одними из первых слов его при встрече было: «а она доедет??», но поверив моему ответу: «она ломается только дома», согласился.
Договорились ехать субботу утром в 4:00, путь довольно длинный более 700 км, и без особых остановок я планировал его преодолеть за 10 часов.
Заправляться я решил, в целях экономии, накопленными бонусами от «Газпромнефти», но ближайшая к горному АЗС была в Б-Ключах, что всего в 30 км от Барнаула. И даже заправка Газпромнефть за Маймой не обслуживала по топливным картам. Пришлось затариваться канистрами. Полный бак, 3 по 20 л и 10 л, получилось 115 л, этого хватило впритык, следующая заправка была вновь в Барнауле.
Собрав кемпинговую мебель, как и договаривались, в 4:00, мы выдвинулись.
Как раз начало светать. Дорога пустая, все отлично.
До Бийска доехали часам к 6, город спал, выходной.
Встретили рассвет, я не помню как, но фотоаппарат запечатлел :)
Первые «возвышенности» Горного Алтая.
На пути встречался довольно плотный туман, над реками и низинами.
Через некоторое время пути я ощутил сильное падение тяги моего автомобиля, начал уже задумываться, что может быть. Но, оглядевшись, понял, что мы поднимаемся на Семинский перевал. Здесь я был всего второй раз, предыдущий раз зимой. По поведению своей Нексии я понял, что затяжные крутые подъемы не ее стихия. Все-таки 75 лошадей, да с годами и разбежались, поди, некоторые :)).
Я, Семинский перевал, Нексия.
Долго не задерживаясь, едем дальше.
Бараны на дороге встретились только настоящие, баранов за рулем не попадалось :)
Название следующего перевала мы пропустили, но, помню, по описаниям где-то должен быть перевал Чике-Таман. Он и оказался.
Водитель пятерки правила не особо соблюдает. Номер на фото виден хорошо, но я его подтер…
Мы правил нарушать не стали и, чтоб не плестись за «вонючим» грузовиком, остановились в удобном месте.
Чуйский тракт, как раз — река Чуя.
Остановились у стелы шоферам Чуйского тракта. Почему-то в поле камеры не попалась третья часть стихотворения.
Погода хорошая, мужик в трусах тому подтверждение :)
Решили перекусить, выбрали подходящее место со съездом к воде.
Догнали путешественников из зарубежья. Далеко они забрались на такой машинке.
Недалеко от Акташа интересное строение, пофотаемся на обратном пути.
Кончилась М-52, кончилась хорошая дорога. Вообще М-52 практически идеальная дорога, «хоть на боку катись».
Машина может ехать по максимуму, главное в повороты войти.
Вынужденная остановка. Трактор-отбойник расширяет дорогу, перегородил всю. Зато красивый снимок.
Проехали последний населенный пункт, кстати, там есть АЗС, бензин от 1000 л, странный маркетинговый ход.
Дорога круто спускалась вниз. С непривычки казалось, что невозможно будет забраться обратно.
А по описаниям, на самом перевале еще круче! Но для нас назад дороги не было.
И вот он, показался долгожданный перевал!
Вон она, маленькая, беленькая.
Решили мы рискнуть и купили по шашлыку, со слов местных алтайцев это был марал. Стоил всего 150 руб. штука. Взяли его с собой, внизу съедим.
И мы внизу. Спуск, как и стоило ожидать, труда не составил.
Решено было рвануть до «куда-нибудь». Главное, чтоб была хорошая стоянка.
Сотовая связь закончилась.
Пытаясь объехать дорогу, как гладильную доску, не учел, что объезды накатали подготовленные автомобили. Мне бы их клиренс! Поймав пару булыжников днищем, вернулся на «главную» дорогу. Эти булыжники, кстати, потом мне еще вылезут «приятной» неожиданностью. Здесь еще бампер сорвало с крепления, но это мелочи.
Кто-то что-то пытался строить…
Проехав около 25-ти км, подходящее место для стоянки нашли. Приличное расстояние от дороги, широкое место, правда, шумновато, Чулушман мощно обходил пороги.
Разместились на хорошем месте, даже костровище было. Собрали покушать, погрели шашлык из марала. Марал это был или нет, мы так и не поняли, жестковато, но съедобно.
Накололи дров, костер, идиллия.
В палатке весь вечер горел фонарь, и была открыта дверь, но ни одно насекомое туда не залетело! Идеальное место.
Ночные снимки. Как снимки с другой планеты.
Спали, как убитые, шум воды и 13 часов дороги сделали свое дело.
Наутро нужно было двигаться обратно, поели, собрались, поехали.
Преодолев 25 км, добрались до подножья, остался последний рывок.
Посмотрев как некий Галант поднимался с помощью УАЗика, мы решили немного подождать, морально подготовиться.
Пофотались. Вперед ушел еще и Форестер.
Подъем — это отдельный разговор. Это что-то с чем-то!
Подождали несколько минут. Сели в машину, выдохнули и поехали. Разогнавшись аж до третьей скорости, начали штурм. Запал кончился уже на первых 50 метрах, переключаюсь на вторую, ее тоже хватило ненадолго, вся «мощь» моей Нексии улетучилась. Но деваться некуда, останавливаться нельзя. Рву на первой, оборотов за 4000, шум, камни летят по днищу, как из автомата. С «подоконника» перед лобовухой посыпалась мелочь, телефоны и т.п. Начали напрягать сильные стуки в левом колесе, как-будто стойке хана. Два раза вылетела скорость, то ли из-за напряга, то ли так крепко я держался за рычаг.
Несколько раз я уже почти сдался, думал все, катиться нам назад, особенно в местах бывших ручьев, где была канава, и подъем становился еще круче. Но Нексия гребла и гребла, прям чувствовалось, что из последних сил.
Ехали молча, никто слова не сказал, наверное, было страшновато.
На первом, самом крутом, подъеме встретили спускающегося УАЗика, Галанта, похоже, он затянул только на первый подъем. Слышал, что стоит это 1000 руб., а на самый верх 3000 руб. УАЗик любезно нас пропустил. В конце первого подъема догнали Форестера, он двигался не торопясь, да и некуда ему торопиться. На не сильно крутом участке сделали единственную остановку. И здесь вырвался истерический смех. Осмотрели автомобиль, все на месте, ничего не отвалилось, не побежало.
Постояв минут 5, двинулись дальше. Следующий отрезок, до самого верха, останавливаться не пришлось. Через пару поворотов встретили того же Форестера, прижался к нему, мне тормозить вообще не вариант, потеря скорости может меня спустить вниз. Но водитель Форестера это, похоже, понял, немного ускорился и на следующем повороте меня пропустил. Повороты не кончались, все вверх и вверх. Бедная Нексия, такое под старость лет ей досталось!
За последним поворотом почти догнал того же Галанта, долго он поднимался…
Очутившись наверху, выдохнули, радости было полно. Нексия даже не перегрелась. Осмотрев, на всякий случай, подкапотное пространство, скинув запись с регистратора, двинулись дальше.
Добрались до «замка», странно, но за такими стенами охраны не было замечено :)
Едем дальше, красота…
Макс-фотограф полетал вокруг машины :)
Добрались до дома уже по темноте, в Бийске вылили последнюю 10-ку бензина.
В общем, все, что запланировали, мы выполнили. Цель была достигнута. Впечатлений полно!
Поеду еще, только уже на таком автомобиле, о котором не нужно будет думать «а заберется ли?».
P.S. что стучало в левой стойке — это был кронштейн крепления двигателя к подушке, он лопнул не до конца и «играл». Скорее всего, это следствие ударов о булыжники, которые я собрал на объезде. Полностью он лопнул через пару недель, в городе, двигатель «упал», ехал в сервис положив поперек двигателя лопату и подтянув, привязав к ней двигатель. Вот, если бы он лопнул там, на перевале, то рассказ был бы еще интереснее :).