|
Приближался конец лета и очередной отпуск. Встал вопрос, куда поехать отдохнуть на авто (наше текущее авто — Toyota Corolla 1989, 1,6, 5A-FE, привод передний, родной пробег 180 тыс.). В этот раз, как и во все остальные, было решено ехать на Алтай, осталось решить — куда???
Кату-Ярык немного надоел — на Учар ходили, на Куркуре ходили, на безымянном водопаде через мостик были, единственное не доехали пока до Телецкого с той стороны, ну и на каменных грибах не побывали — решили оставить это на потом. Что ещё есть интересного, красивого, волшебного на Алтае? Почитали отчеты на дроме и решили сунуться на реку Шинок, с её сногсшибательными водопадами и на Мультинские озера, вид которых завораживает. То, что эти места не очень доступны, делает их ещё привлекательнее.
В нашей семье есть два ребенка: старшему — 2,3, младшей — 0,7. Мы всегда и везде таскаем их с собой — я не сторонник оставлять детей бабушкам и дедушкам, а самим ехать отдыхать. Отдых без них для нас не отдых вовсе. Поэтому тут без вариантов — берем с собой. К слову, год назад мы уже ездили на Кату-Ярык в первых числах мая с сыном — ему тогда было 11 мес. Тогда мы сходили на Куркуре и безымянный водопад. Вопросы: замерзнет в палатке, клещ укусит, долго ехать — плохо перенесет — были для нас закрыты ещё тогда. Хотя с клещами тут свой вектор, ведь тут мы собираемся шастать по лесам, да ещё кто-то в отчете про мультинские озера писал, что там годовалого ребенка укусил клещ. В общем, купили мы поллитра дегтя и эфирное масло герани — для детей, и по три флакона рефтамида синего — отпугивающего, и зеленого — убивающего клещей. Ещё будучи дома, я пробрызгал насквозь наши штаны этими составами, высушил и засунул в полиэтиленовый пакет, чтобы эффект сохранился до выхода в лес.
День 1
Выехали часов в 6 в воскресенье, машина была битком. Очень много нужного места в салоне занимала канистра на 20 л, которую взяли на всякий случай.
Часов в 11 были в Бийске, заскочили в магазин сняли денег (т. к. нала совсем не было), купили забытые спички и поехали дальше. Тут мы свернули с М52 на Р368 — для нас это новое направление, а значит новые пейзажи и новые впечатления. По пути в Солонешненское больше всего изумили многокилометровые поля подсолнечников. На пол пути в небе появились тучи, которые, казалось, сдавят нас.
В Солонешненском заправили полный бак и канистру и двинулись дальше к Денисовой пещере. Для информации, расход на 100 км от Новосибирска до сюда составил 6,5 л. Дорога от Солонешненского — гравийка, местами ехали 60-70, но в основном около 40-50, хотя местные там носятся как угорелые, то ли у меня машина такая, то ли им свои не жалко... Ну да ладно, часам к 16-17 мы были на пещере. Пещера находится в нескольких километрах за вывеской про водопады Шинок, почти сразу перед пещерами есть не очень приятный мостик через Черный Ануй.
Почему нельзя было заделать эту дырень посреди моста чем-нибудь, не знаю, но наверняка кто-нибудь туда уже заезжал. Вход в пещеру стоит 10 руб., если хочешь 15-минутную экскурсию, то 70 рублей. Мы взяли экскурсию — девочка Настя, похоже, студентка с Бийска или Барнаула на подработке, за 10-15 минут со скоростью света рассказала многотысячную историю пещеры, показала всякие там наконечники от копья и чьи-то зубы. Запомнил я ровно 1 процент от сказанного, но и его я сейчас не перескажу. Пещера сама по себе маленькая, там нету кучи лабиринтов и т. д., как я предполагал, есть какая-то дыра, куда можно заползти, но там, как я понял, ничего интересного. Самое интересное было обнаружить людей, которые занимались раскопками (заглянули за запрещающую табличку) — один что-то писал, другой копал — я думал, что там уже все раскопали, а нет…
На выходе, в кассе мы узнали, что связь тут есть у МТС (у нас Мегафон — мы в пролете).
Далее двинули обратно к дороге на водопады, разузнать, что и как (узнавали чисто для жены, я уже для себя определил, что в любом случае не поеду). Там есть два кемпинга, которые возят на водопады туристов — первый сразу напротив таблички, а после того, как кончились домики первого, есть дорога по полю к реке — там второй. Цена за экскурсию 800 руб. с человека и там и там. Возят на буханке, бобике и газ66 — в зависимости от кемпинга. На всех авто цепи на колесах. Экскурсия начинается в 10 часов, то есть если приехать утром в 9:30, то без предварительной договоренности можно легко тут же поехать на водопады. На табличке обозначающей водопад указано расстояние 18 км, в реальности наверное чуть меньше — по навигатору до стоянки автомобилей от трассы 10 км, + максимум 4-5 км до самого дальнего водопада.
Уговорил жену, что пораньше утром пытаемся проехать сами докуда сможем, а дальше пойдем пешком. Я ни в коем случае не хотел попасть на водопад легким путем, для меня это неинтересно, хотелось отдохнуть активно, и это был шанс выложиться по полной.
В том районе нет особо стоянок для ночлега (не считая кемпингов), мы нашли только одну — сразу перед мостиком. Поставили палатку, третье десятое и тут стало холодновато. Дрова, все, что нашел, были полусырые и гореть не хотели. После 40 минут безуспешных попыток разжечь костер я решил прибегнуть к методу «бензинчик». Костер тлел, я достал канистру свежезаправленного бензина, поставил на расстоянии не меньше метра от костра, который, ещё раз замечу, только тлел. План был такой — открыть канистру, налить в стакан бензинчика, ну и полить костерчик. План провалился на начальной стадии. В канистру на заправке я залил 20,7 литров бензина, и там оставалось ещё сколько-то места. Когда открывал канистру, вообще не ожидал, что горючая смесь может выпрыгнуть наружу. Когда я открыл клапан, под давлением из канистры во все стороны ливанул бензин, ну наверное с поллитра выпрыгнуло. Попал мне на руку и на носок на одной из ног, и, блин, долетело до угольков, через 2 секунды все полыхнуло. Т. к. канистра была почти полная, то паров для взрыва там не было, и нужно было всего лишь закрыть крышку канистры и все бы нормализовалось через пару минут. Но вот незадача, у меня горела и нога и рука, не знаю, зачем, но я решил отставить канистру подальше от огня на земле, и, блин, чего-то не получилось у меня это сделать, и я опрокинул её случайно на землю, и опять мне на ногу попало горючее. Короче, я понял, что ничего не поделать, и побежал спасать ногу — в итоге сейчас лечу два ожога. Кстати, костер в тот вечер так и не развели.
Вот так кончился первый день.
Дети переезд перенесли хорошо, сильно не капризничали.
Расход от Солонешного до Усть Кана составил 10 л на сотню.
День 2
Встали часов в 7, приготовили кашу — сын не может жить без утренней каши.
Погнали на водопады.
Сразу в начале пути идет супер крутой подъем, моя машина малу-помалу ехала вперед, но тут на пути встречается камень и неудачный перепад колеи. Для того, чтобы проехать это место, нужно набрать приличную скорость, но при этом я сильно долбался об этот камень.
Я решил не рисковать машиной в самом начале отпуска и мы оставили её там — перед проклятым камнем, на обочине. От трассы проехали метров 300. Одели наши против-клещевые штаны, детей измазали эфирным маслом и дегтем, погрузили их в рюкзаки и двинули в путь. Через 5 минут сил уже не было — подъем, казалось, никогда не кончится, он реально очень длинный и очень крутой. Замечу, что с грузом подниматься значительно сложнее, даже с небольшим. Минут через 30 мы-таки пришли к вершине горы. На протяжении всего пути постоянно встречаются такие крутые подъемы — поэтому дорога весьма сложная. Наше упущение, что мы не взяли с собой навигатор, (и то, что до стоянки 10 км мы тоже не знали) — мы не знали, сколько нам осталось идти, и это убивало. На 2/3 пути нам повстречалась буханка, которая забросила туристов и, видимо, ехала за другими. Когда я спросил водителя, сколько нам еще топать, он сказал что километров 7, и еще добавил: «Вы вообще не туда пошли....», видимо, в том контексте, что мы умом тронулись — с детьми пеший тур устраивать. Мы расстроились, что идти ещё так много ... Но через час были уже на стоянке. Всего мы шли до неё 3 часа. Младшая все время спала, старший тоже спал, а когда не спал, почти всегда шел своим ходом.
Далее по лесу через 40 минут, постоянно переходя ледяную речку (от водопада), мы пришли к первой цели — водопад Ласковый мираж. Ничего особенного, кроме той фишки, что вода стекает там по огромной ровной монолитной плите. Там перекусили и пошли дальше.
Второй водопад Двойной прыжок выше, расположен метров через 200, нужно только залезть на горку вверх по течению.
Для того, чтобы попасть на третий водопад, нужно по очень крутому склону вскарабкаться на гору слева от водопада, и там на дереве будет зеленая метка краской, и тут же крутой спуск только как бы уже с другой стороны. Когда спустились ещё километр по ущелью, вы на водопаде Жираф — высота его 70 м.
К сожалению, мы не знали, что после дерева с зеленой меткой нужно спускаться, и не заметили этот спуск, и в итоге полезли выше, выше и выше. Т. к. там была протоптанная тропа по горе, я не сомневался, что мы идем в верном направлении, в итоге мы залезли на вершину горы, там была тропинка — мы пошли по ней и вышли на какую-то поляну, где была отчетливая колея от гусеничного трактора. Потом дома по навигатору реально нашел некую дорогу, на которую мы вышли, интересно, может ли там проехать обычный автомобиль...? Понятно дело, что водопадом там и не пахло. Сделали фото на память.
Очень устали карабкаться по горам, и расстроились, что не достигли цели. Пошли обратно. В этом месте жена меня уговаривала пойти обратно, что, мол, дойдем в следующий раз, реально силы были на исходе, но не закончить начатое я не мог, и поэтому мы продолжили поиски. Дойдя до места, где был нужный спуск, мы его все равно не увидели, зато обнаружили какую-то заросшую травой тропу, по ней и спустились в ущелье. И вот через полчаса мы были у цели. Это было истинное наслаждение — через 7 часов тяжелейшего пути мы были у прекрасного водопада.
Отдохнули там, и двинули к машине. По дороге встретили сначала девушку с парнем, и потом ещё двух парней туристов — они шли туда с ночевкой и тащили палатки. Мы были рады, что не одни ходим туда пешком. Еще мы встретили змею. Заметила её жена, если б не она, я бы вообще наверное наступил на неё. Через 4 часа пути были на месте.
День 3
Встали как обычно, ничего не предвещало проблем, и двинулись в путь. Когда подъезжали к Усть-Кану, меня начало морозить, плюс к этому и у меня и у жены ЖУТКО стало ломить ноги. Пока в машине, все ок, стоит выйти, как жуткая боль пронизывает ноги насквозь. В Усть-Кан мы заправились и за руль села жена, у меня была температура 39,5. Напился таблеток и за 70 км от Усть-Кокса меня отпустило, и я забрал руль обратно.
В Усть-Кокса мы пообедали в столовой и поехали в Мульту. Дорога ужасная — 70 процентов асфальт, но через каждые 500 метров разбитый участок, все время разгон—торможение, разгон—торможение. За 5 км до Мульты начинается гравийка, по которой можно ехать спокойно.
Проезжаем знаменитый мост и через пару километров мы в селе.
Т. к. жена была не в курсе моих планов, мы опять поехали разузнавать что, как, почем.
Сначала заехали на кемпинг «Мультинские озера», чтобы до него доехать, нужно свернуть налево напротив магазина в центре «Сибирь» — там улица уходит вниз, дальше везде таблички — не промахнешься.
Там мы узнали, что поехать на экскурсию стоит 1100 руб. с человека. Экскурсия — это дневной тур, выезжаете в 9, в 11-12 там, до 17 гуляете и в 17 едете домой на том же газ66, что вас привез. Заброска стоит 950 рублей. Заброска — это для тех, кто хочет пожить на озерах. Внимание — за обратную доставку также берут 950 руб. То есть в итоге 1900 с человека. Это меня сильно возмутило — ведь понятно дело, что повезет тебя тот же газ66, что будет возвращаться с однодневками. Дурдом, короче. Газ66 возит не менее 6 человек. Если группа до 3 человек, то доставка/экскурсия стоит 3500 за машину, при этом везут вас на бобике. Далее ещё заехали на какой-то кемпинг, там ценник такой же.
Кстати, забыл отметить, у нас была последняя версия навитела с самыми новыми картами — очень интересно, но навигатор показывал две дороги к озерам. Одна — через Мульту, вторая — через Верх-Уймон. Перед тем как поехать в Мульту мы попробовали проскочить через Верх-Уймон, но, как и ожидалось, дороги там нет, а Навител врёт! После Верх-Уймона мы уперлись в какую-то закрытую зону — мужик за оградой сказал, что дороги к озерам там нету, ну кроме как для трактора-гусеничника. Самое веселое, что мы были третьи, кто в этот день подъезжал к этим воротам. Откуда Навител взял эту дорогу, да ещё и нарисована она жирным — типа хорошая трасса — хз.
После Мульты оказалось, есть ещё несколько кемпингов — например «АРИНА» по пути, и «Кедровая опушка» в селе Маральник-1. В последнем цена 950 и 800 соответственно, то есть несколько дешевле, чем в Мульте, и время отбытия тут в 10 часов.
Перед Маральник-1 снесло мост, там стоит времянка, и вся дорога вблизи этой времянки усеяна булыжниками — чтобы проехать к селу, жена шла перед машиной и контролировала мое движение.
Мне было безумно интересно попробовать проехать к озерам на своей машинке, пришлось долго уговаривать жену, но, в конце концов, мы сошлись на том, что рано утром встаем и едем на своей машине к озерам — а если упираемся в нечто непреодолимое, то возвращаемся и в 10 едем со всеми.
День 4
Встали в 6 часов, пока поели, пока собрали вещи время уже было 8:45. Стояли мы на 5 километре между Мультой и Маральником-1 (тут неплохое место). Еле-как запихали мой 100-литровый, новокупленный, битком забитый рюкзак в машину и поехали. В 9 мы проехали «Кедровую опушку», после чего начиналась дорога на озера. Т. к. дождей давно не было, то без особого труда мы проехали по лесу по засохшей колее газ66 до первых ворот в маральник.
В лесу я успел въехать в скалу, которая незаметная торчала из травы, когда объезжали лужу, как результат немного повело бампер. Мы открыли ворота и поехали, а может и зря. Как оказалось позже, можно на развилке перед воротами поехать прямо, может, там дорога лучше, имейте в виду. Проехав метров 500 после ворот, мы оказались на суперкрутом подъеме, машина еле-как ехала на первой передаче при том, что я давил педаль в пол. Первый раз я проехал треть подъема и встал, т. к. сбросил скорость, то ли колея неудачно шла, то ли камень валялся, не помню, почему сбросил. Сдал назад и с разгончику попробовал ещё раз, проехал чуть дальше и опять встал, туда-сюда и случайно ***ой въехал в земляное, так сказать, ограждение дороги, ну знаете, дорога как бы находится ниже уровня земли, и я вот въехал в эту землю. Вот веселье — вперед не едет, потому что буксуют колеса, а назад потому, что уперся в землю. Достав лопату, я немного раскидал землю сзади, так, чтобы машина смогла вывернуть. Время к моменту, как мы откопались, было 9:45 — то есть на транспорт от кемпинга мы не успевали. Сильно побранились с женой, и было решено выдвинуться в путь пешком, по навигатору оставалось 10 км. Оставили машину на перекрестке перед склоном,
и двинулись в путь — я с сыном и гигантским рюкзаком, жена с дочкой и относительно маленьким рюкзаком, в котором было то, что не влезло в большой. Я с трудом прошел 600 метров и сел на перекур. Рюкзак, казалось, весил килограмм 30, 14 — сын. Жене сказал, что я не дойду с таким грузом до озера никогда и любой ценой закину этот рюкзак в ГАЗ, который должен скоро проезжать мимо, минут через 10 появился ГАЗ. Оказалось, на перевозку рюкзаков есть фиксированная такса — 300 руб. Я отдал водиле 300 руб. и рюкзак, забрал маленький у жены, и мы счастливые пошли дальше. Водитель ещё спросил меня, мол, моя ли машина стоит на склоне, сказал, что зря я её туда поставил. Спросив, почему, я ожидал, что он скажет что-нибудь про мародеров, но он сказал: «Если будет дождь, её смоет», — он, наверное, пошутил, не знаю, но что мы понимали точно, так это то, что если пойдет дождь, то обратно мы сами точно не проедем. После этого ГАЗ-66 мимо проезжало ещё два таких же — все три были битком забиты людьми. Кто-то смотрел на нас с детьми с упрёком, кто-то просто улыбался. Через два километра от того места, где я скинул рюкзак, начиналось месиво, броды, камни на дороге...
На подходе к стоянке мы обнаружили бобика, застрявшего в грязи, ему на помощь ехал ГАЗ, по разговору мы поняли, что он их тянет уже не в первый раз.
Через 4 часа пути мы были на стоянке (нижнее озеро), нашли свой рюкзак, выбрали место, где встать (всего там 15 стоянок, стоимость 50 руб. день, 100 руб. сутки с человека. На каждой стоянке есть стол, скамейка и костровище, неподалеку есть и туалетная будка, люди, что собирают деньги, дают ещё мусорные мешки, которые потом сами забирают и относят на свалку. В тот день я понял, что готов остаться там до конца отпуска. Сказочными те места делает кедровый лес, и изумительные пейзажи с озером. Приятным бонусом было море жимолости в лесу и вдоль берега — мы с сыном наелись до отвалу.
Ближе к вечеру небо затянуло, и начал греметь гром — жена пилила меня по поводу, как мы поедем обратно, если сейчас ливанет... Но повезло, дождь покапал совсем чуть-чуть.
День 5
В тот день наша цель была увидеть среднее озеро, идти до него 2-3 километра по берегу первого озера, после чего доходишь до шумов (камни, через которые вода перетекает из среднего озера в нижнее). Двигались очень медленно, вся дорога — это постоянные корни деревьев и бревна на пути.
Через часа полтора мы были на шумах. Переходить через них мы не стали — это нужно только в том случае, если вы идете на верхнее озеро, до которого по навигатору ещё километров 10-12. Если не перейти через шумы, то после среднего озера вы упретесь в непроходимое болото и придется возвращаться обратно.
Пофотались, перекусили и пошли обратно.
С нами по соседству стояла компания туристов, которые вернулись недавно с верхнего озера, три парня и девушка. В этот день пара парня с девушкой пошли на Крепкое озеро — до него километров 8. Пошли налегке, даже еды по-моему не взяли. В этот день они не вернулись — двое оставшихся парня не находили себе места, да и мы тоже переживали — всякое в голову приходило.
День 6
Часов в 9 вернулись пропавшие. Как оказалось, по дороге к Крепкому озеру много водопадов и вообще красивых мест, видимо наши путешественники потратили много времени и сил на это. По пути они встретили какой-то лагерь, где почти все жили по одному человеку в двухместной палатке, и остановились у них на ночлег. Вот так вот.
В этот день мы выдвигались обратно, часов в 10 вышли из лагеря, в этот раз рюкзак был полегче, по факту там убыло 2 банки тушенки, 4 банки консервов, картошка, огурцы, помидоры и чего-то ещё, по мелочам.
Пройдя треть пути, встретили подготовленный крузак турбо, в котором ехала семья с 2-летней девочкой. С ними мы поговорили минут 5. Оказалось, они где-то немного застряли на булыжниках после брода. Мама девочки обрадовалась тому, что они не одни такие, кто везут маленького ребенка хрен знает куда. После этого встретили отряд на квадроциклах, которые лихо перебирались через все препятствия.
Тут нас обогнали два парня из компании наших соседей. Похоже, что им, когда увидели, что мы пошли пешком, да ещё и с детьми, стало некомфортно ехать на авто, и они решили пойти пешком вслед за нами. На полпути мы сделали привал.
Отличное место, тут и дрова, и стол, и костровище — видны надписи прошедших туристов. Меня до сих пор волнует вопрос — кто готовит дрова и для кого, неужели кто-то заботится о туристах? Странно это.
Пока мы перекусывали, на горизонте появилась буханка, едущая с озер. Она тут же села на брюхо.
В нем ехала большая семья: три подростка, мама и два мужика. Они разом выскочили и на руках раз-два и вытащили УАЗ. Проехал метров 10 — опять... Но тут они встали надолго, чего-то там не срасталось у них. В итоге мы поели и пошли дальше, УАЗ обогнал нас, но на всем протяжении пути он не отъезжал от нас далеко, так как постоянно где-то застревал.
В итоге, часам к 14-15 мы дошли до машины. Завелись и поехали. Что-то очень скрипело, когда машина ехала. Я заметил это, еще когда мы сюда поднимались, как оказалось, скрипел глушитель — когда ехали сюда, то мы проехали по острому булыжнику, и он сорвал какой-то крепеж на днище. В том месте ещё какие-то трубочки проходят, хз что это, но ничего более вроде не сломалось.
В этот день мы проехали Усть-Кокса и встали сразу за мостиком через речку Большая Громатуха. Место мне очень понравилось.
Его не видно с дороги из-за особенности рельефа, хоть оно совсем недалеко от трассы.
День 7
Целью этого дня было найти кедровый лес и выкопать пару молоденьких кедров, чтобы посадить в огороде дома. Оказывается, верхушка Семинского перевала — это сплошной кедровый лес, мы нашли укромное место, съехали с трассы, и я пошел искать их. Далеко ходить не пришлось, тут была полянка, на которой отлично прижились как минимум 10 маленьких красавцев. Где-то ушел час на то, чтобы выкопать 4 из них и поместить в машину. Вообще-то, это браконьерство, но я без палева на руках нес деревья и люди в проезжавших мимо машинах видели это. Ну, видят и видят, не станет же никто никого вызывать, думал я.
Как только мы загрузились, к нам в наш укромный уголок свернули два УАЗа, один старенький, второй хантер. Все, что можно было, у меня ушло в пятки, я реально подумал, что некий лесничий приехал взять меня за то самое место. УАЗ остановились, из одного вышел парень и спросил: «А вы чего тут делаете?». «Ну всё», — подумал я. Но дальше он сказал: «Нам нужно проехать» и показал на что-то типа дороги, которая уходила в лес, а наша машина стояла как раз на пути. Меня отпустило, и я радостный прыгнул за руль. Но тут оказалось, что я после того, как заглушил двигатель, забыл выключить инвертор с нагрузкой и ближний свет, аккум старенький и быстренько сдох. Ну, в итоге парни прикурили нас, и мы поехали дальше. Встали перед Чемалом сразу после Усть Семы. Встали туда же, где стояли пару лет назад. На удивление, в пик туризма, что в тот раз, что в этот в этом месте практически никого больше не было, кроме нас. Хотя все стоянки, которые мы видели в тот день, в тех местах, были битком. Наверное, фишка в том, что съезд с дороги к этому месту неприметен, а издалека стоянку с трассы не видно.
День 8
Встали и поехали домой. Так как из багажника сильно пахло хвоей, я на всякий случай окунул тряпочку в деготь и кинул в багажник, до сих пор в машине стоит запах, но зато если бы гайцы тормознули по пути, то ничего бы кроме дегтя не учуяли. По трассе видели несколько ДТП.
К 6 вечера были дома.
Это был очень активный отдых. Самое главное, у меня нет вопроса, куда ехать в следующий раз, ведь на Мультинских озерах есть еще много чего, что мы не смогли посмотреть в этот раз, и мы, конечно же, вернемся туда. Очень хочется посмотреть безмятежность верхнего озера (может, кстати, на среднем можно увидеть, не уверен), наверное, это обалденный пейзаж.