|
И снова только мои ощущения дороги. Только мои мысли. И только мой маршрут. Может, кому и будет интересен он, а кому нет, то извиняйте!
Впереди были очередные майские праздники. И решено было поехать на север, а потом на юг. Времени четыре дня. Для севера много, и захотелось побывать уж заодно и южнее, в верховьях Волги.
Когда-то, в 99 году мы уже ездили туда всей семьей. Но тогда дети были маленькие, слушались родителей. И были рады, что их везут. А сейчас они выросли и не поехали. У всех свои дела. И тогда мы с женой сами решили проветриться.
Старт, как всегда, с утра. Всего-то на 30 минут позже запланированного времени выехали. По мурманскому шоссе лихо катили до Синявино. Практически автобан! Но на первом же сужении встали. Первая пробка. Потом второе сужение. Опять потолкались. Кое-как в восемь ноль три переехали реку Волхов. Казалось, все вырвались из города. Пройденный путь составил 136 км. Но тут началась Россия и ремонты дорог. Хотя и ранняя весна, но ремонтники уже успели вылезти на дороги и начать свое страшное дело.
Кое-как проехали семьдесят километров за полтора часа и остановились на заправке перекусить. Как оказалось, мы полностью преодолели всю полосу ремонта. В прошлом году, осенью, мы этой же дорогой поехали в Москву. Вот тут я писал о нашей поездке: https://travel.drom.ru/26023/. Там нам она показалась великолепной. Не чета нынешней. Пройденный путь составил 208 километров. Объехали Тихвин и в полпервого въехали в Вологодскую область. 340 км Ленинградской области проехали за шесть часов. В половине второго проехали Устюжну и остановились перекусить домашними запасами.
Пройденный путь составил 449 км. Средняя скорость 67 км/час и расход 7,6 литров на сто километров. Все данные записаны в бортовой журнал из автомобильного компьютера женой, которая в дороге выполняла обязанности штурмана.
Дорога А-114, Новая Ладога — Вологда, неплохая региональная дорога. Трафик минимальный, ДПСных засад нет, камер нет, населенные пункты все где-то сбоку. Ехать одно удовольствие. Правда, скучновато, лес кругом один. Но мы были к этому готовы и просто ехали. Я наслаждался дорогой. Вначале шестого часа подъехали к первой достопримечательности — Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Прямо на трассе, не доезжая двадцати пяти километров до Череповца, стоит село Нелазкое, и в нем находится эта церковь, построенная в 1694году.
«Четверик главного объема с четырьмя прирубами образует в плане равноконечный крест. Каждый из прирубов завершается бочкой с полицами, примыкающими к срубу четверика. Центральный объем увенчан крещатой бочкой, над которой возносится стройное пятиглавие. С трех сторон храм окружен крытой галереей, устроенной на далеко вынесенных консолях. Нелазская церковь кажется сказочным парусным кораблем, по какому-то волшебству занесенным в эти поля, да так и застрявшим». Это цитата. Но церковь и в самом деле очень оригинальна. На небольшом фундаменте стоит сруб, который чем выше, тем становится больше. Как бы избушка на «курьих ножках». Оригинальное решение. Не зря мы сюда заехали. И от нее открывается вид на Череповецкие заводы. Вокруг молодежь пионерского возраста убирала прошлогоднюю траву. Что-то типа субботника у них было. Я их попытал про церковь. Но единственное, что они мне сказали, что церковь не действующая. Больше ничего они не знали. И это печально, что молодежь не знает своей истории. Но все-таки хорошо, что в субботнике участвуют. Напомню было это первого мая. Налюбовавшись русской красотой, мы поехали далее.
Нагляделись на череповецкие трубы, проезжая мимо. В 16:15 проехали реку и одноименный поселок Шексну, и я специально съехал с дороги, чтобы сфотографировать мост, по которому переехали реку.
Много раз переезжал его, когда в командировки мотался в Вологодчину. Один раз проплывали под ним, когда в 1998 году катались с женой на белом пароходе из Питера в Москву, хороший был круиз.
Вот, пожалуй, и все достопримечательности в первой части нашего путешествия. Но мы к этому были готовы. И нашей задачей было просто доехать в день до Вологды. В Вологду въехали в 17:20.
Сразу же заправились на Газпроме. Хоть я и не люблю эту наглую контору. «Национальное достояние». А бензин самый дорогой! Где забота о людях, которым принадлежит это «национальное достояние» ? В Эмиратах по праву рождения уже получаешь деньги за газ и нефть. А у нас только по телеку меня заставляют гордиться Газпромом. У себя в городе я никогда не заправляюсь на этих колонках. Не хочу помогать наживаться всяким паразитам за мой счет. Да и «Лукойл» из той же серии.
Но все-таки пришлось залить 48,05 литра по 33,3р/литр. Заливаю по самое горло. Потом ещё несколько литров вливаю потихоньку. Пройденный путь составил 675 км, средняя скорость 72 км/час и расход 7,3 литра на сотню.
Когда думал о поездке, запланировал три ночевки. Две в Вологде и одну в Осташкове. По интернету забронировал квартиру в Вологде и гостиницу в Осташкове. Опыт поиска жилья у меня уже был. Когда в прошлом году на майские ездили в Киев, бронировал аналогично. Вот тут описание нашей поездки на Украину. https://travel.drom.ru/25069. Это же как удачно мы тогда съездили! Кто же знал, что у них такая заваруха начнется. Что они с ума сойдут и начнут стрелять друг в друга. Теперь уже думаю, что не скоро мы поедем на Украину.
Нашел в контакте группу по предоставлению жилья в Вологде. Созвонился с хозяевами и доехали до квартиры. Вологодские ребята не подвели. Все, что обещали, все было. Хорошая однокомнатная квартира, в новом доме на Ярославской улице. Чистые ванна и туалет. Большая комната с огромной плазмой и спутниковой тарелкой на лоджии. На кухне все есть, и все работает. Андрей- хозяин нас встретил, все показал, все рассказал. Мы отдали деньги и больше его не видели. Уезжали мы рано утром, закрыли квартиру, ключи бросили в почтовый ящик и привет. Приятно иметь дело с такими людьми.
После небольшого отдыха поехали гулять. Машину я оставил у дома. Всегда стараюсь максимально использовать возможности для общения с местным населением, поэтому и езжу вместе со всеми. В принципе Вологда маленький городок. Все самое интересное находится в районе Кремлевской площади и на расстоянии двух кварталов от нее. Все это я видел уже, но моя жена первый раз была тут. Уже был поздний вечер, но нам повезло, и от причала отправлялся теплоход « Дионисий».
Я тоже на нем не катался и, несмотря на холод, мы решили прокатиться по реке Вологде. И получили колоссальное удовольствие. Всем пассажирам выдали одеяла, в которые уютно завернувшись, мы проплавали полтора часа. Был великолепный гид. Пожилой мужик в капитанской фуражке и в кителе. Как он здорово рассказывал. Ни на одной экскурсии в Питере так не рассказывают о своем городе. А как пел! А какие песни исполнял! Оказывается, сколько хороших песен существует в России! А нам гонят «попсу» с утра до вечера.
Вот ради таких встреч я и люблю кататься по стране. В Европу я все-таки доеду, когда-нибудь. Но в России классно отдыхать. Сервис, конечно, хромает. Но все окупает красота, присутствующая здесь. Посмотрели все церкви, новые районы. И дошли до Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.
Его основал в 1371 году Дмитрий, игумен Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Как рассказал наш капитан-гид, уже тогда люди старались сбежать из Москвы, чтобы окунуться в русскую красоту. Наш «корабль» прошел под железнодорожным мостом, чего никогда ранее не было. Так резко упала вода в этом году. На отсутствие воды мне указывали и лодочники на Селигере. Наверно засуха будет. На обратном пути дядька пел по заказам экскурсантов. И, по-моему, денег не брал. Здоровский экскурсовод на « Дионисии»! Но все когда-нибудь кончается, и кончилась наше песенная экскурсия по реке Вологде. Мы все- таки подмерзли на палубе, да вечер уже совсем наступил, но мы забежали в «Елки-палки» и хорошо поужинали. Благо торопиться некуда. А потом, на автобусе доехали до дома. Так закончился наш первый день.
Второго мая, выспавшись, мы поехали на север в монастыри. Вот тут-то и начались плохие дороги. Километров 120 надо было отъехать. Строго на север. Стало заметно холоднее. Зелени вообще не было. Останавливались пару раз по дороге для фотографирования, сдувало конкретно. Особенно на мосту через Кишемский канал. Этот канал соединяет Волго-Балтийский водный путь с Кубенским озером. По нему можно попасть в Архангельск водным путем. Сразу видно, что это дело рук человеческих. Прямой, как стрела.
Дорога была ужасная. Но ее ремонтировали! Два человека регулировали движение, один сидел на катке, двое разбрасывали асфальт в ямы. Ну и на КАМАЗе водила. И все работники. Просто, когда у нас укладывают асфальт, толпы людей и техники вокруг трутся. А тут, всего пять человек в ямы кидают смесь. Красота! Тем не менее, скорость держал километров 80-100. Сразу доехали до самой дальней точки, Ферапонтова монастыря. Вообще интересно, столько пустой земли вокруг, а тут, на расстоянии двадцати километров, сразу три монастыря. Наверно, место какое-то заколдованное. Можно сказать, что это «камерный» монастырь.
Совсем не большой, основанный в 14-м веке. Там находятся фрески, которые написал Дионисий. Монах Ферапонт, ушел из Кирилло-Белозерского монастыря и основал свой, Ферапонтов. Расположен он красиво на берегу озера,
но холодно было, дождь пошел. Бегом обежали монастырь и в машину, поехали в Кирилловский. Он, конечно, большой. Красивый. Но как-то тоже все бегом. Холодно, дождь, ветрюга. Короче, не принял нас русский Север. Видно, ещё не доросли до него.
Мы заехали в кафе, пообедали. Чай наливали из огромного самовара, установленного там.
Да и сам обед обошелся рублей в триста на двоих. Взяли по полборща, по бифштексу, и к чаю мелочь всякую. Благодать. Стало совсем тепло и хорошо. И решили доехать до Гориц, посмотреть на третий, Горицкий монастырь. Краем глаза мы видели его, пятнадцать лет назад. Ничего не изменилось. Только тогда было лето и тепло. А сейчас совсем холодно.
Шексна, как Нева, была свинцового цвета. Волны бились о берег.
Этот монастырь самый бедный, заброшенный весь. На смотровую гору не забраться, грязь по колено.
Поехали обратно. В Вологде опят погуляли по центру, по набережной прошлись, посмотрели на собаку, делающую свои дела, по остаткам рынка прошлись, закрывался он. Да и домой, на ночевку. Так мы посетили старинный русский город Вологду. Знаменитый палисадник тоже видели.
С утра, не торопясь, поехали на юг. По трассе Холмогоры, до Ярославля. Вот такие бы дороги, да везде. Я слышал, что севернее Вологды она никакая, но до Ярославля хороша. Классно было ехать. Солнце всходит. Лес кругом все зеленее и зеленее. Ярославль объехали по задворкам. Не было его у нас в планах. Пересекли Волгу и свернули на Углич. Снова началась районная, латанная-перелатанная дорожка. Едем-едем и вдруг раз — музей космонавтики справа. Оказывается, приехали на родину Валентины Терешковой.
Она тут родилась. Не могли не остановиться. Когда-то, я тут был с сыном. Он тогда ещё маленький был. И очень нам понравилось тут. Музей небольшой. Два зала посвящено космонавтике и кусок русской избы с утварью, якобы Терешкова родилась в таком доме. В музее настоящий посадочный модуль-«шар» , несколько скафандров, образцы космической еды. Много фотографий. Интересно так, в глубинке страны, напоминание о великих делах наших. Очень нестандартно. Далее Углич. Тоже проскочили его без остановки. Были тут полгода назад, когда ехали в Москву. Вот тут мои «женщины-путеводительницы» дали первый серьезный сбой.
В эту поездку я в первый раз поехал с навигатором. На телефоне стоит гугловский навигатор (Гугля, как я его называю) и установил « Оксану» (Яндекс-навигатор). Я их и запустил одновременно. В принципе, я дороги, по которым ехали, знал, ездил по ним, кроме небольшого куска Калязин — Тверь. На всякий случай взял и атлас 1999 года. Но сейчас модно ездить по навигаторам. Часто вижу в городе машины с навигатором. Круче всех видел старинную ВАЗовскую четверку с огромным планшетом на лобовом стекле. Уж что там видел водила через стекло? Планшет реально закрывал у него весь правый угол. Но смотрелось круто! Вот я и решил протестировать достижения современной науки. И у них раньше были небольшие косяки, у «теток» моих. Но в Угличе они отожгли! Одновременно сказали, одна — направо поверни, а вторая налево! А тут, ещё и жена моя вмешалась: давай прямо езжай! Я плакал! Реально смеялись с женой долго! Аналогичный вариант был и в Твери. «Оксана» говорит: «налево крути баранку», а Гугля направо требует повернуть. И смех и грех! В Торжке тоже прокололись «тетки» электронные. А когда ехали по лесам Тверской области, яндексовская девушка постоянно теряла прямую дорогу. И все время радостно объявляла, что маршрут построен. Хотя дорога одна и прямая на расстоянии сто километров. Интернет практически везде был. Вывод для себя я сделал следующий. Особо верить им нельзя. В конце концов, они доведут до адреса. Но не самым коротким и не самым прямым маршрутом. Так что голову никто не отменял. И если хочешь доехать, то надо головой думать, по крайней мере, в России.
После Углича доехали до Калязина. Глянули на колокольню. А то ходили слухи, что в этом году можно пешком дойти до нее, так Волга обмелела.
Ничего подобного. На острове стоит колокольня.
А дальше начался ад! До Кашина кое-как доехали, мост был большой через Волгу. В Кашине залил на пятьсот рублей 15 литров бензина по 33,25 рубля. Потому что впереди неизвестная дорога была. И поехали в Тверь. Никогда не ездите там. Это не дорога, это направление. Причем все разбитое. Ямы всех размеров, скорость упала до минимума. Рейсовый автобус ехал по обочине. Так его было не обогнать. И обочина вся убитая. Тоже не проехать. Казалось, что эта дорога длится вечность! Но зато трафик нулевой! Самый тяжелый участок нашего путешествия.
Но рано или поздно все кончается. Кончилась и эта дорога. Объехали и Тверь. И выскочили на трассу Москва — Санкт-Петербург. Так прямо сказкой показалась эта дорога. До Торжка шестьдесят километров и не заметили, как пролетели. На 202 километре залил 45,36 литра по 32,25 рубля. Опять под завязку. И этого бензина мне уже хватило до дома.
Зато в самом Торжке опять убитые дороги. Переехав мост через Тверцу, остановились. Пошли погулять. Уж очень красивая набережная у них. Прямо как «пряник», с одной стороны мосты.
С другой стороны уже попроще, но тут тоже красиво.
Торжок считается родиной «Пожарских» котлет. Зашли в ресторан, попробовать местной достопримечательности. Пафосно, но не вкусно. И дороговато. Котлеты, правда, понравились. Но очень долго готовили. И солянка «пустая», и морс теплый. Короче, больше не пойдем туда. Из Торжка уже без остановки по прямой покатили в Осташков. Дорога позволяла держать «соточку», плюс двадцать. Шла по лесу. По сравнению с дорогой на Тверь, неплохо прокатились. Доехали и до Осташкова.
Там, электронные «тетки» мои довели меня до гостиницы. Кривой дорогой, но вывели все-таки. Гостиница неплохая. Свой двор, стоянка там. Номер большой, душ современный. Заселившись и перекусив, пошли с женой на берег Селигера прогуляться.
Красивый закат мы поймали.
С утра, а это уже был четвертый и последний день нашего путешествия, позавтракав, поехали в Нило-Столбенскую пустынь. «Жемчужину Тверской епархии», как назвал ее Патриарх Алексий. Нам повезло, солнце всходило. И очень красиво выглядел храм. Русские всю жизнь жили в деревянных избах, но храмы строили, как дворцы. И тут, в лучах утреннего солнца, это очень сильно бросилось в глаза.
Мы когда- то были тут, когда в 99-м году первый раз поехали в свое первое путешествие всей семьей. Но тогда мы подъехали сюда очень рано, да и пасмурно было. Да и дети маленькие совсем были. А сейчас мы с женой были просто очарованы красотой. Прошлись по территории монастыря, поднялись на колокольню. Вид оттуда на «миллион»! Потом прокатились на моторке вокруг этого «чуда». Очень красиво!
И оттуда покатили к последней цели нашего путешествия. К верховьям Волги. Ну, грех побывать на Селигере и не доехать до Волговерховья! По пути, в глухом лесу доехали до пирамиды! Реально в лесу стоит пирамида,
«22-метровая остроконечная облегченная пирамида …». Построил ее инженер Голод в 1997 году. В инете много информации, кому интересно, сами найдете. У меня жена очень интересуется такими неординарными вещами. Короче, тут мы зависли на час с лишним. И в результате всех этих переговоров у меня теперь дома стоит небольшая пирамида, которая структурирует воду, контачит с космосом! И так далее. И всего за 350 рублей! Фантастика! Ну и далее на Волгу поехали.
И тут, опять дорога изменилась. До Волговерховья двадцать километров по грейдеру. И «гребенка» сантиметров по пять. Ужас! В начале я ехал со скоростью десять-пятнадцать километров в час. В какой-то момент мне показалось, что у меня лопнули все четыре колеса и я еду на ободах. Вышел, посмотрел, нет, вся резина на месте. Поехал дальше. Даже, в какой-то момент подумал, что лучше развернуться и поехать назад. Но тут какой-то местный проскочил на «Жигулях», я только его и видел. Кое-какой опыт у меня все же есть, и я добавил скорости. Стало легче ехать. В общем, где-то на скорости километров шестьдесят-семьдесят ехать стало более-менее можно. Но дорога песчаная и реально швыряло по дороге. Но, благо, что трафика вообще никакого, дорога широкая, и я выехал на середину и попылил вперед. Прямо ралли в песках. Эффектно прокатились и выехали к самому истоку великой русской реки.
Тут, все красиво, стоит домик над истоком, на пригорке церковь, камень с обращением к путешественникам. Что-то на душе сжалось и расправилось. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!». Иногда надо бывать в таких местах! Несмотря на все трудности с дорогой мы все-таки сюда добрались!
Все, отсюда дорога была только домой. В 13 часов 23 минуты выехали в сторону дома. «Гугля» пишет, что надо проехать 442 километра, ориентировочное время прибытия в девятнадцать часов тридцать минут. Но надо было ещё проехать границу Тверской и Новгородской областей. И надо было пересечь Валдайскую возвышенность, не по Московской трассе, где все очень красиво. А по местным, пунктирным дорогам (так они нарисованы в старом атласе). Но Гугля их видела. А дороги на них, как показывает мой опыт, очень плохие! Так и оказалось. Опять грейдер, километров пятнадцать, но уже опыт как ехать есть. Я даже обогнал лесовоз, несмотря на то, что его тоже швыряло по всей дороге. Но местные меня делали все равно. И вот мы выбрались на дорогу Демянск—Холм. Это уже в Новгородской области. Впереди был только асфальт, и чем дальше ехали, тем лучше он становился. А когда уже выехали на М10, вообще сказка началась. Отличный асфальт, разметка нарисована. Я уже и отвык за время нашего путешествия от таких дорог. Но сразу вырос трафик!
Доехали до Крестцов и там остановились покушать пирожки. А их нет! Четвертое мая, все едут домой. И все съели. Первый раз мы так попали. Продавцы оказались не готовы к массовому наплыву покупателей. Мы, конечно, нашли свои любимые пирожки. Но такое первый раз видели, чтобы пирожки кончились.
Трасса с каждым годом все лучше и лучше становится. Но и движение все больше и больше. В конце Новгородской объездной мы и встали. Причем капитально встали. Просто дорога в три полосы, средняя полоса меняет направление. Реверсивная, так называемая. Вот тут все и сталкиваются. А воскресенье, жара, все уставшие, все домой хотят. А до дома ещё километров двести. По обочине гонят, пылят. Я немного потолкался, даже пытался прикрыть движение по обочине своею машиной, но скоро плюнул на все это дело и тоже начал крутить баранку. Был грех, и по обочине ехал. И так было до самой Ленинградской области, пока не стало две полосы. Вот тут уж поехали во всю ивановскую. И по деревням гнали по стольнику. Так шел весь поток. Не знаю, пока писем счастья не приходило. Два с лишним часа потеряли в Новгородской пробке.
И все- таки мы доехали до дома. Весь путь составил 2318 км. Бензина сжег 156,07 литра на сумму 5063,03 рубля. Это по чекам. Средний расход по компу 6,7 литра на сотню, средняя скорость 68 км/час.
Машина «Пежо 308» 2012 года — великолепна. Прошла все российские дороги. Ничего и нигде не только не отвалилось, но и не скрипит. Тьфу, тьфу, налево. Я очень рад своей машине и скоро поеду в ещё более длительное путешествие. Всем удачи на дорогах.