|
Маршрут: Смоленск — Варшава — Дрезден — Замки Нойшванштайн — Швейцария (вершина Титлис) — Шамони — Восхождение на Монблан — Монако — Ницца — Марсель — Барселона — Валенсия — Тарифа — Лиссабон — мыс Рока — Бискайский залив — Пиренеи — Мон-Сен-Мишель — Париж — Брюссель — Амстердам — Кёльн — Зальцбург — Любляна — Будапешт — Львов — Киев — Смоленск.
19.07.2013-24.08.2013 — 37 дней 13 578 км
Часть 2: Валенсия — мыс Рока — Смоленск.
День — 16. 3 августа 2013 года. Барселона — Порт Авентура — кемпинг (40.220396°, 0.268057°).
Продолжаем наше путешествие по южному побережью Испании. Сегодня по плану американские горки в парке «Порт Авентура».
Маршрут к нему от места нашей ночевки короткий, всего 103 км. Решаем ехать по бесплатным дорогам, и правильно. Дорога в начале идет по побережью, серпантин за серпантином, потом уходит немного от моря и переходит в обычный автобан, с хорошим скоростным режимом. Час с небольшим и мы подъезжаем к стоянке. Стоянка огромная, платная, оплата при въезде, цена фиксированная - на день 8,5 евро.
Описывать аттракционы незачем. Можно только подвести итог: здесь можно отдохнуть! Аттракционы просто класс! Если есть возможность можно и на пару дней задержаться, тем более, что цена билета за два дня имеет скидку. Самый крутой аттракцион, на мой взгляд, это Furius Baco, на фото вверху, он находится рядом со входом в парк и на него, как только открываются ворота, несется толпа людей занимать очередь. Кататься на нем надо осторожно, скорость набирается с 0 до 135 км/ч за 3 секунды, отсюда вполне заметные перегрузки.
От аттракционов до кемпинга Playa Tropicana, где мы ночевали, 150 км по хорошим бесплатным дорогам Испании. Этот кемпинг самый дорогой из всего нашего путешествия. Стоимость 58,5 евро. Кемпинг необычный, вдоль дорожек стоят скульптуры девушек и юношей, как в наших старых пионерских лагерях, все места пронумерованы и разделены зеленым забором, иногда в виде цветущих рододендронов. Кругом чистота и порядок, бассейн, wi-fi и другие стандартные прелести кемпингов в наличии.
Море рядом, через дорогу.
Итог дня: пройдено 287 км.
День — 17. 4 августа 2013 года. Кемпинг (40.220396°, 0.268057°) — аквапарк (40.047248°, 0.050210°) — океанографический парк Валенсии — кемпинг (39.388841°, -0.331859°).
От кемпинга до аквапарка отличная бесплатная дорога.
Аквапарк выбирали по дороге, расписание не знали, приехали пораньше в 8:50, думали открытие в 10:00, оказалось в 11:00. На стоянке никого. Стоянка бесплатная. После десяти часов народ стал понемногу собираться и чем дальше, тем больше. Чем больше, тем больше удивление у меня вызывали приезжающие. Из машин выходили люди с огромными сумками — большими холодильниками, как правило, в каждой руке по сумке. Я даже стал сомневаться, туда ли мы попали. В 10:20 уже стояла приличная очередь. Мы тоже встали в неё, далеко не в первых рядах. У многих были абонементы, билеты продавались рядом с основной очередью в кассе, очередь в неё небольшая и работать она начала в 10:30. Стоимость посещения: на троих составила 70,5 евро. В 10:50 открыли ворота, и толпа с огромными сумками ринулась вперед, мы за ними, не понимая, куда все бегут. А все бежали мимо лежаков, всё дальше и дальше, мы уже из любопытства за ними. Оказалось, в дальнем углу аквапарка есть столы, где все хотели занять местечко. Мы в шоке, просто хохма. Все время, пока мы стояли в очередях на аттракционы, купались, загорали — испанцы ели, ели, не переставая, как нам показалось! Надо сказать, что испанцы очень полная нация, очень много тучных людей, как молодых, так и в возрасте. В аквапарке провели 5 часов, маловато, надо еще часа 3 для полного счастья.
Очень хотелось успеть в океанариум в Валенсии. К океанариуму приехали в 17:15, океанариум работает до 19:30. Цена приличная: 79,5 евро на троих, но она того стоит, есть что посмотреть, 3 раза в день представление в дельфинарии (последнее в 18:30), все в стоимости билетов.
Кемпинг рядом с Валенсией выбрали по навигатору, первый попавшийся, стоимость 40 евро, все хорошо, только море немного далековато, около 500 метров.
Итог дня: пройдено 141 км.
День — 18. 5 августа 2013 года. Кемпинг (39.388841°, -0.331859°) — мыс Тарифа (южная, не островная, точка Европы 36.005525°, -5.609006°) — Кемпинг (36.056661°, -5.659498°).
Сегодня едем на южную точку Европы, мыс Тарифа! Если повезёт, увидим Африку через Гибралтар. От Аликанте и дальше на запад автобан бесплатный, отличного качества. Несмотря на приличное расстояние от кемпинга, около 770 км, дорога проходит быстро и легко, без приключений. На въезде в Тарифа нас останавливают какие-то люди в непонятной форме и предлагают нам завернуть на стоянку и оформить какие-то документы. Я говорю им, что мы только город посмотреть и обратно, они соглашаются и отпускают нас.
Как мы поняли, эта служба регулирует очередь на паром в Африку. Машин на паром очень много, несмотря то, что паром быстрый и ходит круглосуточно, мне показалось, что простоять в очереди придется не менее суток. Паркуемся на первой бесплатной стоянке (36.012206°, -5.599460°) и пешком на южную точку Европы.
По дороге любуемся Африкой, которая еле просматривается через сильную дымку на море, а до неё около 15 км.
На мыс доступ закрыт, там находится какой-то режимный объект, а перед ним на косе таблички: с одной стороны Средиземное море, с другой Атлантический океан! Романтика!
Походив по небольшому городку Тарифа, возвращаемся к машине и едем в кемпинг, купаться в океане. Кемпингов на побережье много, до нашего около 8 км. Стоимость 40 евро. Океан рядом.
Океан немного прохладнее, чем море, но купаться вполне можно. Здесь я впервые в жизни увидел мурену, красную, в пятнах, с огромной раскрытой пастью, на глубине не более 2,5 метров. Надо быть аккуратней при купании, как мне показалось, она давно следила за мной, а я её увидел не сразу.
Итог дня: пройдено 805 км.
День — 19. 6 августа 2013 года. Кемпинг (36.056661°, -5.659498°) — Cabo de Sao Vicente (37.023176°, -8.996503°) — Кемпинг (37.438333°, -8.755768°).
Всю ночь, не переставая, гудел паром, и это на расстоянии 8 км от него, а как же люди в Тарифе живут? Сегодня Португалия! Самая далекая страна нашего путешествия.
До Португалии всё отлично, бесплатные дороги хорошего качества. На границе какая-то непонятная очередь, всех тормозят, к каждой машине подходит человек и что-то всем рассказывает. Не могу понять, о чем речь. Подходит наша очередь и нам начинают объяснять, что в Португалии платные дороги и чтобы быстрей преодолевать пункты оплаты надо провести регистрацию машины и банковской карты или внести какой-то залог. Как его вернуть потом, я не понял. Вариант простого проезда мне не предлагали. Соглашаюсь на карточку, отдаю карту, человек вносит данные машины, выписывает мне чек, просит проверить номер моей машины на чеке и пропускает нас в Португалию. Не знаю, где это надо было использовать, но там где я ехал по платным дорогам везде платил карточкой или наличными, может эта система работала только до Лиссабона, но там мы все проехали по бесплатным дорогам.
Наш путь лежит к маяку на мысе Cabo de Sao Vicente(37.023176°, -8.996503°). Здесь нет ничего необычного, просто красивое место, а у нас было время, и мы решили сюда заехать. Здесь мы встретили москвичей, точнее, они нас. Как только мы встали на парковку, увидев наши номера, к нам сразу подошел мужчина с семьёй и рассказал, что они уже 6 лет подряд отдыхают в Португалии на прокатной машине, а на своей никак не соберутся сюда приехать. Им здесь очень нравится. Говорят, есть, на что посмотреть и климат не такой жаркий как в Испании.Побродив по красивому берегу, едем в кемпинг. Стоимость кемпинга 33,5 евро. Бесплатные дороги Португалии сильно отличаются от Испанских. Они узкие, извилистые, скорости маленькие и если время ограничено, то это не ваш выбор.
Итог дня: пройдено 600 км.
День — 20. 7 августа 2013 года. Кемпинг (37.438333°, -8.755768°) — мыс Рока(38.780389°, -9.498958°) — Синтра — Кемпинг (38.722114°, -9.466367°).
Ранний подъем и в Лиссабон. Здесь у нас запланировано несколько мест для посещения. Первое по дороге — это статуя Христа (38.676833°, -9.171075°) в Алмаде, пригороде Лиссабона.
Статуя была построена в 1959 году, а пожертвования на неё начали собирать в 1940 году под лозунгом спасения Португалии от участия во второй мировой войне, и Португалия, действительно, в ней не участвовала. Высота статуи 28 метров, расположена на 82 метровом постаменте. На постаменте есть смотровая площадка, стоимость подъема 5 евро.
От статуи к Лиссабону дорога идет через мост имени 25 апреля, проезд платный 1,65 евро. Мост - копия моста Сан-Франциско—Окленд Бэй Бридж. Здесь у нас произошел маленький неприятный инцидент. Я заехал на мосту не в ту очередь. В очередь, где проезд оплачивают проездными карточками, которых у нас, конечно, не было. Я видел, что еду не туда, но сначала машины мешали перестроиться, а потом пошел разделитель, и мы приехали к воротам, которые нам не открылись. Что делать непонятно, сзади очередь, которая достаточно долго, терпеливо ждала этих безграмотных русских. А я ничего не придумал, как нажать красную кнопку с надписью «Help». Из динамика раздалась непонятная речь, на которую я ответил, что мне нужна помощь. Помощь пришла быстро в виде улыбчивой девушки. Девушка взяла с нас денежку и убежала, через минуту шлагбаум открылся, и мы были на свободе! Спасибо терпеливым португальцам за ожидание и мои им извинения.
Навигатор уверенно вел нас по дорогам Лиссабона, и через 45 км мы были на самой западной точке Европы — мысе Рока!
Мыс Рока! Мини-подарок дочке на день рожденья, ей сегодня исполнилось 14 лет. Здесь на почте можно купить красивый именной сертификат о том, что вы посетили это место.
Случайно стал свидетелем разговора наших туристов. Муж говорит жене: «Я зачем сюда приперся? Чтобы только сфотографироваться? Не буду фотографироваться, пойду лучше пива выпью!». Место здесь красивое, скалы крутые, но есть тропинка к океану, желающие могут спуститься и искупаться. А мы едем в замки Синтры. До стоянки (38.798400°, -9.386716°) всего 18 км, но дорога не быстрая, машин много, свободных стоянок мало. На нашей стоянке мест не было, но мы немного подождали и смогли поставить машину. Стоянка дешевая, нам обошлась в 2 евро за 4 часа.
Первый замок, или скорее крепость — «Castelo dos Mouros». Билеты непонятные, куда и что да сколько стоит разобраться сложно. Берем самый дешевый по 7 евро и идем, куда пустят. Пускают почти везде, больше и смотреть здесь, как нам показалось, нечего. Крепость красивая, особенно виды, которые с неё открываются.
Второй замок «Palácio da Pena» находится в шаговой доступности и хорошо виден из крепости. В нем мы купили билеты на все, за 13,5 евро.
В стоимость билетов входила экскурсия по замку. Посмотреть есть на что, посетить обязательно (при случае).
Классика бесплатных дорог Португалии.
После замков хотели найти еще какой-то колодец, писали, что там интересно и красиво. Но что-то не сложилось, хоть у нас и была его точка, но как-то к нему шли не дороги, а сплошные заборы. Пришлось оставить эту затею на следующий раз и идти к машине, которую тоже еле нашли даже по GPS.
Едем в кемпинг, платим 38,7 евро и идем на океан.
Океан достаточно далеко, не менее километра, но по дороге картинки как из журналов о путешествиях. Красота!
Итог дня: пройдено 306 км.
День — 21. 8 августа 2013 года. Кемпинг (38.722114°, -9.466367°) — Лиссабон.
Сегодня Лиссабон, у нас там забронирован отель почти в центре города (Hotel Anjos 38.722600°, -9.133850°) с бесплатной парковкой. Но мы туда не торопимся, т.к. заезд только с 14:00. С утра на машине едем к океану, любоваться прибоем и кайтсёрферами. К 13:00 приезжаем к отелю. Улочки узкие, односторонние, с двух сторон стоят машины, остановиться негде даже на пару минут. Едем потихоньку, впереди вижу отель, сзади машины ползут за нами. Что делать непонятно, а в отеле должна быть бесплатная парковка! За отелем вижу ворота, подъезд к ним свободен, но если попытаться в них заехать, то пока ворота закрыты, вся улица остановится. Что делать? Думаю: «Поверну и бегом на ресепшен», но только остановился, даже не успел из машины выйти, как ворота открываются, и мы заезжаем в подземный паркинг, без уверенности, что это паркинг нашего отеля. Паркинг многоуровневый, на первом уровне мест не видно, пытаюсь проехать на уровень ниже, но моя длиннющая машинка не вписывается в спиральный спуск, и мы застреваем. Пока думаю, что делать, Раиска находит на первом уровне место, и мы потихоньку задним ходом возвращаемся назад, паркуемся, идем на ресепшен. В Европе много таких мини-паркингов, но этот был самый-самый мини. Отель нам понравился, чистенько, аккуратно, wi-fi, правда, только у ресепшена. Но это нормально, чем дальше от центра Европы, тем хуже с интернетом. Стоимость номера на троих 72 евро вместе с завтраком, который мы так и не попробовали. Размещаемся в номере и идем гулять по Лиссабону.
Больших планов не было, обязательно хотели посетить лифт Санта Жушта (38.712162°, -9.139225°). К его созданию приложил руку сам Густав Эффель.
Прокатились на лиссабонских трамвайчиках. Стоимость проезда 3,6 евро в обе стороны. Есть два маршрута на гору, можно на одном подняться, а на другом спуститься. Билеты действительны на оба маршрута. (38.716159°, -9.142739°) — одна из нижних точек трамвая.
1 ноября 1755 года в Лиссабоне произошло мощное землетрясение, которое полностью уничтожило город, погибло более 80 тысяч человек, для того времени это практически весь город. Все постройки в Лиссабоне не старше этого времени, пешеходные дорожки и многие улицы вымощены натуральным камнем с красивым орнаментом. Очень красиво. Дальше наш путь лежал в метро, просто для знакомства, не московское, конечно, но тоже ничего.
Уставшие к концу дня мы вернулись в отель.
Итог дня: пройдено 41 км.
День — 22. 9 августа 2013 года. Лиссабон — Пляж кафедральных соборов (43.552967°, -7.157017°) — Кемпинг (43.399834°, -4.651094°).
Сегодня ранний подъем, большой перегон, а завтрак в отеле только с 8:00, пришлось от него отказаться. В 6:00 по местному, а в 7:00 по европейскому, мы покидаем отель. Выезжаем с паркинга, включаю навигатор, спутников нет. Узкие улочки, крутые горки с односторонним движением, темно, спутников нет, остановиться негде. Ездим по улочкам наугад. Через пару минут находим спутники, еще минут через 10 выезжаем на двухстороннюю дорогу, навигатор уверенно ведет нас к автобану. От бесплатных дорог отказались сразу, по ним к вечеру на Бискайский залив не успеть. Едем по платным. За участок 293 км заплатили 21,25 евро. Дороги пустые, машин очень мало. До пляжа кафедральных соборов 720 км.
К 14:30 испанского времени приезжаем на пляж.
Очень красивые скалы, купаться можно не везде. Много спасателей и табличек с запретом купания. Сначала все это непонятно, но после обеда все становится на свои места.
Мы приехали на пляж во время отлива, пообедали и через 40 минут пляж не узнать. Все места, где загорали люди на песочке, залиты водой. Вот это скорость!
К вечеру прибываем в наш кемпинг (43.399834°, -4.651094°). Кемпинг очень красивый, расположен террасами на берегу залива. Стоимость 40,8 евро. Сегодня у Раисы день рожденья, праздничный ужин и спать. Завтра Пиренеи.
Итог дня: пройдено 955 км.
День — 23. 10 августа 2013 года. Кемпинг (43.399834°, -4.651094°) — цирк Гаварни (42.694413°, -0.005523°) — Кемпинг (42.727936°, -0.007346°).
Саша утром спрашивает: «Куда мы сегодня едем?». Я говорю ей, что сегодня мы идем в цирк! Мне даже в голову не приходило, что мы где-то упустили такое простое горное понятие. «Ура-а-а! Мы едем в цирк! — кричит Саша. — А когда вы успели купить билеты?». Я говорю, что в цирк идём бесплатно, здесь у моей девочки начинают закрадываться сомнения: точно ли в цирк сегодня идем? Я говорю: «Точно!». И снова вопрос: «А клоуны там будут?». Я в ответ: «Думаю, что пара клоунов точно будет!» Мама улыбается, понимая, что речь про неё с Сашей.
От кемпинга до цирка Гаварни 519 км. Нам в этот день хотелось еще сходить в цирк к водопаду, до которого около 4 км от стоянки. Времени немного, решаем ехать по платным дорогам. На всем маршруте много небольших платных участков общей стоимостью около 20 евро. К 15:00 местного времени мы приехали в городок Гаварни и поставили машину на стоянку (42.735560°, -0.011747°), стоимость стоянки 4 евро до 17:00, дальше бесплатно. Как выяснилось позже, сделали это зря. Надо было сразу ехать в кемпинг (42.727936°, -0.007346°) и ставить машину там. Но въезд в город Гаварни закрыт, и как проехать в кемпинг непонятно. Оказывается надо просто знать волшебное слово: «Мы едем в кемпинг», и вас пропускают, никаких документов не надо, но это мы узнали только потом, на обратном пути из цирка.
Цирк Гаварни — самый большой цирк Европы, расположен на высоте 1400 м и окружен с трех сторон 14-километровой дугой скал высотой 3000 метров. Со скальных стен Гаварни падают вниз 12 водопадов, самый большой имеет 3 каскада общей высотой 422 метра. К нему мы и собираемся. Здесь же расположена вторая по высоте вершина Пиренеев — Монте-Пердидо, достигающая 3356 м и всего 50 м уступающей пику Ането. Дорога к водопаду хорошая, идётся легко и через 1 час 10 минут не очень спешной ходьбы вы у водопада.
Кемпинг не очень удобный, палатка и машина в разных местах, но это компенсирует цена 18,8 евро и прекрасные виды на Пиренеи.
Итог дня: пройдено 519 км.
День — 24. 11 августа 2013 года. Кемпинг (42.727936°, -0.007346°) — вершинка Taillon в Пиренеях (42.693714°, -0.051388°) — Кемпинг (45.877792°, 0.181885°).
Утром ранний подъём, выезд в 6:40 и через 12 км прибываем на высокогорную бесплатную стоянку (42.713761°, -0.051106°). Отсюда начинается наш маршрут «выходного дня» на вершину Taillon, высотой 3125 метров. Мы не пошли на эту вторую вершину Пиренеев Монте-(почти ругательство), только из экономии времени, и еще потому, что подъем на Taillon проходит через очень красивые скальные ворота.
Мест на стоянке рано утром было много, а когда мы собирались уезжать несколько машин ждали своей очереди на парковку. Здесь на парковке можно и переночевать при желании, как некоторые и делали.
Подъем на вершину технически несложный, есть несколько мест, которые надо проходить аккуратно, может даже с гимнастической страховкой.
Подъём на вершину у нас занял 2:30, но сильно на это время ориентироваться не надо. Мы с акклиматизацией Монблана почти бежали наверх, обгоняя группы, которые вышли раньше нас более чем на час. Встретили французов, которые бывали в Воронеже и Санкт-Петербурге, очень хорошо отзывались о России.
Пиренеи — высокие горы, средняя высота выше Альп. Эти горы более дикие, здесь нет развитой инфраструктуры как в Альпах, очень мало растительности, бывают сильные ветра.
Общее время подъема и спуска составило 4:50. В 12:15 приходим к машине, обед и в кемпинг, до которого ещё 436 км. Здесь самое время рассказать об особенностях французских дорог. Нет, с дорогами всё хорошо, как везде в Европе. Едем по бесплатным, не торопясь, любуясь французской провинцией. А вот заправки и магазины имеют особенности. Магазины, большие супермаркеты, имеют обеденный перерыв, на который мы попали. Как-то непривычно для «загнивающего» капитализма. А дешевые заправки, которые в обед работают без операторов, только по карточкам, отказались нас заправлять, по нашим Visa Classic, потому что они были без чипа. Обидно, цена на таких заправках намного ниже, чем на больших заправках с операторами. Карточку надо иметь обязательно с чипом, и тогда проблем не будет.
Дорога до кемпинга прошла в неспешном режиме с минимальным расходом топлива, и в 20:00 мы на месте. Кемпинг камерный, с огромными площадями, малым количеством постояльцев, отличными условиями и стоимостью всего 14,4 евро. Это самая дешевая ночевка за всю поездку.
Итог дня: пройдено 448 км.
День — 25. 12 августа 2013 года. Кемпинг (45.877792°, 0.181885°) — Мон-Сен-Мишель (Camping aux Pommiers 48.596267°, -1.512308°)
Сегодня едем в Мон-Сен-Мишель. Рядом с ним у нас забронирован кемпинг. Это был единственный кемпинг, который мы бронировали заранее. И правильно сделали, свободных мест в нем не было. Самый сезон и рядом такая достопримечательность! Стоимость кемпинга 27,13 евро, у кемпинга есть сайт и система предварительного бронирования мест, даже на одну ночь, чего другие кемпинги, как правило, не имеют.
Здесь мы сделали очередной промах, приехав на платную стоянку, которая стоит 12 евро на день, вместо того, чтобы оформиться в кемпинг и спокойно идти пешком в замок. Кемпинг хоть и далековато, но для нас в шаговой доступности не более 40 минут пешком. От стоянки до «острова» ходит автобус, цену не знаю, но кажется 2 евро. Автобус интересный, с двумя кабинами, чтоб не разворачиваться на узкой дорожке к аббатству.
Вход бесплатный, людей очень много, по узким улочкам очень сложно гулять. В аббатстве есть музей, стоит около 12-15 евро. Очереди большие, какие-то англичане в возрасте 50-55 лет лезли без очереди, я бы, может, и возмутился, но у одного из них на потрепанном рюкзаке была надпись «Катманду». Мне стало как-то жалко его, вроде свой человек, а такой ленивый.
Аббатство Мон-Сен-Мишель за всю свою историю, во времена войн, ни разу ни кем не было захвачено, это гордость и один из символов Франции.
Мы были на острове во время отлива. Приливы здесь бывают очень быстрые, вода прибывает со скоростью до 6 км/ч, а высота прилива может достигать 14 метров.
Вечером мои девчонки, находившись, легли спать, а я решил сделать несколько ночных снимков замка, мешал сильный ветер, но некоторые снимки получились.
Итог дня: пройдено 428 км.
День — 26-27-28. 13-15 августа 2013 года. Camping aux Pommiers 48.596267°, -1.512308° — Париж (Premiere Classe Paris Ouest Pont De Suresnes 48.867347°, 2.226469°)
Париж — это как-то далеко и несбыточно. Но в этот раз все было очень буднично и обычно. Париж, Версаль, как будто каждый день здесь бываешь. Едем в Версаль (48.803358°, 2.123829°). Стоянки рядом со входом все заняты, мест нет. Едем искать на удачу, вокруг Версаля. И находим недалеко свободные места(48.799512°, 2.124801°), стоимостью 8,8 евро за 5 часов.
Очередь в Версаль. Кажется, и за день не попадешь, а стоять всего около часа. Так бы и случилось, если бы Саша не сообразила, что в эту огромную очередь надо стоять уже с билетами, а за билетами другая очередь рядом, намного меньше, но и движется медленно. Поделившись на неравные части, мы почти успели с Сашей купить билеты, а Раиса, пропустив пару человек вперед, сберегла нам очередь на вход.
Всё красиво, посетить обязательно, очень напоминает наш Пушкин и Петергоф. Находившись по чудесам Версаля, возвращаемся к машине и в Париж, в отель Premiere Classe Paris Ouest Pont De Suresnes, стоимостью 157 евро за троих на три ночи. Подземный паркинг 10 евро в сутки, комната как кубрик в подводной лодке, маленькая, но душ, телек, wi-fi в наличии. Отель расположен в третьей транспортной зоне, отсюда и все наши приключения, которые начнутся завтра.
Утром идём с умным видом на ресепшен и просим посоветовать нам, как лучше добраться до Лувра, который у нас первый по плану. Рядом с ресепшеном стоит какая-то немка и любезно нам предлагает свою помощь. Она тоже едет в центр. Мы идём с ней до метро (48.868193°, 2.221533°). Но здесь не метро, а аналог метро, так называемый SNCF. Тоже метро только надземное. Приходим на станцию, а там только автоматы по продаже билетов и снова наши карточки не работают, так как без чипа, наличку не берут, приёмник сломан. Немка любезно покупает нам 10 билетов (carnet), самое выгодное для проезда, стоимость 13,3 евро. Мы отдаем ей наличку, ждем поезда. Она нам всё время объясняет, как ехать, я понимаю через слово, но киваю головой. Приходит наш поезд, мы садимся, компостируем билеты в спец. автомате, он мигает зелёненьким глазком, и мы едем. Она снова по дороге нам что-то говорит, но здесь шум, и я вообще ничего не понимаю, видя это она говорит, что выходим вместе, я киваю. Но тут остановка и немка куда-то исчезает, а мы остаемся. Выходим на следующей. Понимая, что проехали, садимся на обратный рейс, компостируем старые билетики, т.к. везде пишут, что билеты действительны в течение часа на всех видах транспорта, а огонек красный. Не понимая почему, едем зайцами. Выходим на следующей остановке, с трудом находим, куда нам идти. Снова турникет, наши билеты недействительны, берем новые, едем дальше, куда-то идем, снова турникет, старые билеты работают, ура! Мы приехали, Лувр! История с билетами еще не закончена, все впереди.
Очередь в Лувр не меньше чем Версаль, но идет быстро. Стоимость, кажется, 10 евро.
Лувр, как наш Эрмитаж, ничего не понимаешь, что видишь, всё очень красиво и всего очень много. Быстро забываешь, что видел, но ощущение красоты внутри остаётся.
Я очень люблю не спеша прогуливаться по картинным галереям, абсолютно не разбираясь в искусстве.
Парижский пляж на берегу Сены! Песочек, грибки, а за мостом душевые кабинки.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), строился, начиная с 1163 года, в этом году отмечает 850 лет.
Находится на острове Сите, недалеко от Лувра. Пешком полчаса неспешной прогулки вдоль Сены.
Местная полиция, как в фильме «Такси», только на великах.
Следующий обязательный пункт нашей прогулки по Парижу — Эйфелева башня. Идем пешком, любуясь парижскими улочками. Здесь расстояние больше, около 5 км, но за час мы на месте.
По совету наших друзей, которые бывали в Париже неоднократно, мы не стоим в длинную очередь, в которой продают билеты на самый верх, а становимся в маленькую, где билеты только на второй этаж. Поднимаемся на второй этаж пешком, так дешевле и в кассу, где продают билеты на лифт до 3-го этажа (вершины), так должно быть намного быстрее, но снова перехитрили сами себя. Касса закрыта, откроется только через 1 час 20 минут. Причина непонятна, это не перерыв, просто не повезло.
Час с лишним осматриваем красоты башни и Парижа, ждем открытия кассы, раз уж приехали. Таких как мы немало, потихоньку начинает образовываться очередь, мы в первых рядах покупаем билет и наверх.
Бар с шампанским на верхнем этаже, для фотосессии или если просто захотелось выпить.
Приключения с билетами продолжаются, из остатков купленных билетов раздаю каждому по одному и в метро. Мы с Сашей проходим, а Раиска нет. Стоим, смеёмся над ней — невезучей. Думаю, билет перепутала, она перепробовала все старые билеты, которые еще не выбросила, ничего не подходит. И тут молодой человек, по виду студент, проходя мимо, прикладывает свой бумажник к считывателю, и Раиса проходит через открытые турникеты. Спасибо тебе, незнакомый француз! Особо не разбираясь в произошедшем, приезжаем в отель. Чудеса с билетами еще не все, непонимание придет позже.
Следующий день, с утра едем на холм Монмартр — высочайшую точку Парижа.
Любуемся на местных художников, некоторые из них черезчур навязчиво предлагают сделать зарисовки в виде шаржа, от одного отказаться не смог. Шарж получился безобразный, на меня совсем не похож, наверно, некоторые рисуют заранее натренированный портрет, а кто там получится неважно, это же шарж.
Триумфальная арка, наверху есть смотровая площадка. Стоимость 9 евро, до 18 лет бесплатно. Вся арка украшена названиями населенных пунктов, где французская армия одерживала победы. Там же есть Смоленск и Красное. Мне кажется, французы лукавят, это наша победа! Нельзя считать победой локальную битву в проигранной войне.
Вид на Дефанс — современную часть Парижа с Триумфальной арки.
Чем классно в Европе, так это газонами, где можно без опаски расположиться на перекус, или просто отдохнуть, не опасаясь во что-нибудь вляпаться.
Увидев с триумфальной арки район Дефанс, решили туда съездить и посмотреть, что там? А там сплошные магазины, рестораны и другие развлечения. Приехали на метро, оставив по билетику на обратную дорогу. Погуляв по площадям Дефанса, посетив пару магазинов, собрались домой в отель. С трудом находим, где наш SNCF. Причем местные нам в поисках не смогли помочь, а помог наш, русский, проживший в Париже более 10 лет. Идем к турникетам и здесь полное непонимание всей системы оплаты проезда в метро. Наши билеты недействительны. Нас не пускают на перрон. Я в справочную, мне говорят, что с этими билетами сюда не пройти. Почему? Все билеты, которые мы покупали стоили одинаково, все carnet (10 шт.). Покупали в одинаковых автоматах, на всех стоят значки SNCF. Разница только в местах покупки, наверно, это и стало ключом к пониманию особенностей метро. Купил билеты в первой или второй зоне, по ним и катайся там же, купил в третьей, значит все три зоны для тебя. Не знаю точно ли это так, но если так, то очень странные эти французы, была бы цена разная, все понятно, а так зачем такие сложности. Мы немного расстроенные, не из-за денег, из-за непонимания, решаем идти пешком оставшихся 2 км по GPS.
Итог 3х дней: пройдено 326 км.
День — 29. 16 августа 2013 года. Париж — Брюссель (Hotel Windsor 50.842841°, 4.346418°)
Едем в Брюссель. С утра французы удивили еще раз. Спускаемся на подземную парковку к машине, видим, что паркомат не работает, без оплаты ворота не откроются. Возвращаемся на ресепшен, объясняем ситуацию, администратор берет нашу парковочную карточку, что-то смотрит на своем компьютере, и говорит нам, что мы можем ехать. А платить? Платить не надо, у вас бесплатно, я ему говорю, что платно, он мне снова — нет, у вас бесплатно. Дальше пререкаться не стали, собрались и уехали. Никак не могу представить себе такую ситуацию у нас, когда ты даешь деньги за парковку, а тебе говорят, что для вас бесплатно. Просто чудеса.
Во Франции едем по бесплатным дорогам, а в Бельгии платных нет. В 10:40 мы в Брюсселе, заселение в отель по бронированию только в 14:30, но нам обещают, что через полчаса номер будет готов. Стоимость номера 68 евро, номер просто огромный, с огромной ванной комнатой, но весь прокурен, хотя должен быть для некурящих. Спрашиваю у администратора, куда поставить машину, у вас написано бесплатно, а рядом с отелем бесплатные парковки заняты. Он мне говорит, ставь смело на платную и не плати, полиция иностранцев не трогает, а если чего я с ними вопросы решу. Так и сделали.
Пошли гулять по культовым местам, писающий мальчик (50.844985°, 4.349979°).
Девочка в том же состоянии (50.848506°, 4.354076°).
Очень много всевозможных магазинов, шоколадных лавок.
Съездили к Атому, построенному еще в далеком 1958 году.
Посещение платное, 11 евро взрослым, 8 евро детям. Ничего интересного внутри я не увидел. Рядом парк, игрушечная Европа, туда мы не пошли, показалось дорого и неинтересно.
На обратном пути попали в какой-то район, где 90% это не европейцы, очень много африканцев, арабов. В целом Брюссель нам показался самым грязным, неопрятным городом из всех европейских городов, в которых мы были, а ведь это столица Евросоюза.
Центр Брюсселя красив, сказать нечего, надо видеть.
Итог дня: пройдено 347 км.
День — 30. 17 августа 2013 года. Брюссель — Амстердам — Кемпинг(50.994449°, 7.059654°)
Едем в Амстердам. В Нидерландах, как и в Бельгии, почти все дороги бесплатные. Здесь есть свои особенности. Парковка самая дорогая в мире, как пишут в инете. Час парковки стоит до 5 евро, центр города перегружен, проезд затруднен. Но у них есть перехватывающие парковки, рядом с метро, стоимостью 8 евро за день и бесплатными билетами на метро в обе стороны, для четверых членов экипажа. Это наш вариант, едем на перехватывающую парковку(52.314782°, 4.943153°). Ставим машину, подходим к специальному окошечку, и дежурный даёт нам бесплатные билеты на все виды транспорта в обе стороны. Но у этих бесплатных билетов, есть строгие правила по использованию. Дано всего 2 поездки, использовать надо в течение часа с момента получения билета, ехать до центра и по возвращении не позже чем через час предъявить их дежурному для оплаты талона выезда с парковки. Вместо билетов на некоторых парковках можно взять велосипед и путешествовать по городу на нем. Амстердам идеально подходит для таких путешествий, кажется, что город проектировали для велосипедистов. А пока мы счастливые, с халявными билетами идем в метро и едем в центр. И всё бы ничего, но на полпути заходит человек в форме и всех просит покинуть вагон, мы выходим. Нам говорят, метро на ремонте, вежливо предлагают пройти в автобусы, которые доставят нас в центр города. Заходим в автобус компостируем еще раз свои бесплатные билеты, у всех зеленый огонек и поехали. Но как-то тревожно, что-то пошло не по плану.
Гуляем по красивым улочкам Амстердама, взяв в информационном центре бесплатные карты. Покупаем голландский сыр, проходим мимо музея эротики, по улице красных фонарей с девчонками в купальниках. Наслаждаемся видами красивых каналов.
Встречаются и такие витрины. Местами запах паленой конопли очень сильный.
Походив по городу заходим в музей Немо (52.373805°, 4.912155°), как я думал. Я в него не пошел, а Саша с Раисой пошли и были просто в восторге.
Это не музей, а скорее многопредметная лаборатория, где можно все потрогать своими руками, провести опыты со светом, с химическими элементами под присмотром специалиста, проверить законы физики, написать простейшую программку на машине Тьюринга и многое другое. Мои девчонки зависли там, на пару часов. Посещение с детьми обязательно. Но время идет быстро и нам пора возвращаться.
Идем к месту, где нас высадил дежурный автобус, на входе контролер, мы показываем билеты с парковки, и он нас пропускает внутрь. Говорит, что компостировать не надо, но Саша уже приложила билетик к автомату, а там красный огонек и писк. Контролер замечает это, ещё раз смотрит билеты, но ничего не говорит. Едем к метро. Заходим в метро, а там турникеты не открываются, билетик-то на 2 поездки, которые мы уже израсходовали. Стоим, смотрим, что делать. Вокруг собираются такие же, как мы позарившиеся на бесплатные билетики. Вижу, одна створка турникета приоткрыта, я туда, Раиска с Сашей за мной, и народ потянулся вслед. Едем до своей станции, выходим, но не тут-то было, на выход тоже турникет и дырок нигде не видно. Собирается уже толпа человек 10, может больше, выйти не можем. Турникеты закрываются медленно, 2 секунды точно тормозят. Я за симпатичной девушкой проскакиваю на волю, остальные выбрав себе «жертву», следуют моему примеру, все хохочут. Но мне пока не до смеха, обдумываю как буду объяснять неправильное использование билетов, чтобы не получить штраф в 40 евро, как написано у них в памятке. Но все обошлось, у нас забирают билетики, и мы идем платить 8 евро в паркомат, а эти строгие правила для тех, кто ставит машины на срок более суток.
Амстердам нам понравился, центр небольшой, есть на что посмотреть, но на машине в центр ехать не стоит, очень узкие улочки, остановиться негде. Время позволяет, и мы едем в кемпинг под Кёльном (50.994449°, 7.059654°), до которого ещё 250 км. Стоимость кемпинга 19.5 евро.
Итог дня: пройдено 452 км.
День — 31. 18 августа 2013 года. Кемпинг (50.994449°, 7.059654°) — Кёльн — Кемпинг (47.840267°, 12.474482°)
Кёльн был внеплановым городом, так получилось, что было время, и мы решили посмотреть на Кёльнский готический собор. Приехали достаточно рано, от кемпинга до центра Кёльна всего 10 км. Парковку нашли по навигатору, недалеко от моста к собору (50.939464°, 6.979167°), стоимость за время прогулки 2,6 евро.
Кёльнский готический собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира (157 метров).
Свадебные замочки, а у нас в городе их все с моста срезали, подумали, что не эстетично это или мост может рухнуть.
Чистый, аккуратный город, пару часов на беглый осмотр центра и вперед, сегодня относительно большой перегон к Зальцбургу, но по немецким автобанам все должно пройти быстро и без проблем.
К 17:00 приезжаем в кемпинг на берегу большого озера, стоимость кемпинга 33,3 евро. Озеро пресное, чистое, но мелкое. Купаться можно, вода теплая. К вечеру погода портится, и мы забираемся в палатку спать.
Итог дня: пройдено 685 км.
День — 32. 19 августа 2013 года. Кемпинг (47.840267°, 12.474482°) — Автосервис — Кемпинг (47.779869°, 13.091222°)
Сегодня сложный день. Ещё дома хотел поменять шины, мои уже на исходе, и в походе возникла новая проблема, заскрипели задние тормоза. При осмотре дома, колодки снаружи были с большим запасом, а внутрь заглянуть поленился, а там сейчас почти 0. Так что еду со скрипом при торможении уже 1000 км, задние диски тоже придется поменять. Их не жалко, они свой ресурс отходили. Здесь рядом с Зальцбургом, но ещё в Германии, я нашел магазин, где хотел купить шины, не потому что они дешевле, цена примерно такая же, как у нас, а потому что здесь должно быть немецкое производство, а не Польша или Россия.
С утра едем в намеченную точку (47.883361°, 12.631994°), где по сайту все должно быть. Приезжаем, нас встречает очень любезный менеджер и говорит, что тех колес, которые я хочу — нет. Что размер 215 x 55 x R16 у них редкий, а задние тормозные диски и колодки он запросто поменяет, но только после 13:00, т.к. их надо еще сюда привезти. Хорошо, соглашаемся на замену дисков и колодок. Спрашиваю, а где мне купить резину? Говорит, подождите минуточку, и начинает звонить. Через 10 минут подходит и говорит, что резина есть того размера как надо, но только не Michelin Primacy HP как я хотел, а ContiPremiumContact 5 и ехать за ними надо 25 км отсюда. Я соглашаюсь на то, что есть. Он начинает мне рисовать на бумаге схему, как проехать, я говорю, подожди, несу навигатор, он с трудом находит маленький городок, ставлю точку и поехали.
Время есть, замена колодок только в 13:00. Приезжаем на место, нас ждут, достаточно быстро меняют нам резину, старую оставляю там, доплачивать ничего не надо, новая стоит 649 евро. Возвращаемся назад, ждем, через полчаса приходит менеджер и говорит, извините, но мы не сможем поменять вам диски и колодки. Почему? Мы все привезли, но у нас нет компьютера, а у вас электронный ручник. А чем думали раньше, когда смотрели машину? И что мне делать? Он говорит, рядом есть еще сервис, съездите туда. А может, позвонить? Он звонить отказался, я понял - конкуренция.
Приезжаем в этот сервис, до него всего 300 метров, находим менеджера и я говорю: что купил диски и колодки в соседнем сервисе (хотя еще не купил), можно у вас их поменять? Нет, нельзя! Немая сцена, стоим, молчим, и тут я догадался, что диски и колодки надо купить здесь же. Спрашиваю, точно нет проблем, все сделаем, только снова ждать пока привезут и менять будут аж 4 часа! Вот это да! А быстрее можно? Он говорит, постараемся, но менее чем за 2 часа не сделаем.
Здесь в сервисе не принято ждать, все приезжают на двух машинах, одну сдают, на другой уезжают. Даже присесть негде, кроме этого столика, а когда пошел дождь, пришлось ходить по магазину кругами и ждать когда неторопливые немцы поменяют диски с колодками. Через полтора часа привезли запчасти, и началась очень неторопливая работа. Меняли более 4-х часов. Диски, колодки и работа обошлись в 291 евро. Пока ожидали свою машину, нашли рядом 3 больших продуктовых магазина, с такими низкими ценами, что подумали — эти магазины только для малообеспеченных, стояли у кассы и смотрели, не показывают ли покупатели какие то социальные карточки.
И ещё одно чудо было обнаружено поблизости, это местная «помойка». То есть не совсем помойка, а место, куда немцы привозят отсортированный мусор на своих машинах и аккуратно его раскладывают по контейнерам. На этой «базе» пахло свежеиспечённым хлебом! Рядом, наверно, была пекарня.
Из сервиса мы уехали в 17:20, думали, посмотрим хоть вечерний Зальцбург, но на подъезде к городу пошел сильный дождь, стало как-то темно, попали в огромную пробку, и от Зальцбурга пришлось отказаться. Успеть бы в кемпинг до закрытия. Кемпинг рядом сразу за Зальцбургом, стоимость 21,4 евро. Это последний кемпинг на маршруте и как назло дождь, придется вести мокрые палатки домой.
Натягиваем тент, готовим ужин и спать, не повезло с Зальцбургом, тогда завтра едем в самую большую в мире ледяную пещеру (47.497154°, 13.193786°) Eisrieseenwelt.
Итог дня: пройдено 118 км.
День — 33. 20 августа 2013 года. Кемпинг (47.779869°, 13.091222°) — Ледяная пещера Eisriesenwelt — Любляна (Hostel Print 46.047040°, 14.482820°)
В пещеру приезжаем рано, к 9:00. Как выяснилось, по-другому нельзя, иначе вы зависните здесь на целый день. Очереди огромные. Билеты начинают продавать с 9:00, взрослый 20, детский 10 евро, эта стоимость с учетом подъема наверх на подъемнике.
От стоянки примерно 15 минут быстрой ходьбы до подъемника, дальше очередь на подъемник, как мы ни старались быстро идти, попали только в третий вагончик, и от подъемника еще 20 минут быстрой ходьбы до входа.
На входе формируются 3 группы по языковому признаку: англичане, немцы и ещё какой-то местный диалект. Мы попали только во вторую английскую группу. Все происходит не торопясь, и в 10:00 мы попадаем в пещеру, экскурсия длится час с хвостиком, в пещере холодно, фотографировать запрещено.
На входе каждому третьему раздают карбидные лампы, как у первопроходцев и ведут вверх по крутым лестницам, установленным на ледяном склоне пещеры. Своды пещеры диаметром более 30 метров, угол подъема 45-50 градусов. Группы с одной стороны пещеры поднимаются на 1 км вверх по расстоянию, с другой спускаются, все с карбидными лампами. Зрелище завораживает! Посещение (при случае) — обязательно. Общая длина пещеры 42 км.
На спуске, внизу подъемника стояла очередь не менее чем на 2 часа, приезжать надо к открытию.
Стоянка бесплатная.
Едем в столицу Словении — Любляну. До неё ещё 240 км, есть отдельные небольшие, недорогие, платные туннели.
В Любляну мы приезжаем к 15:00, здесь у нас отель стоимостью 54,47 евро. Размещаемся и пешком в центр.
Ничего особенного мы здесь не увидели, обычный европейский город. Сходили в замок на горе, зашли в музей истории. История Словении, представленная в этом музее, нам показалась какой-то надуманной, неяркой. Может быть, так оформлен музей, или нам уже все приелось, и мы просто устали.
Отель вполне приличный, просторная комната, вот только душ общий.
Итог дня: пройдено 288 км.
День — 34. 21 августа 2013 года. Любляна — Будапешт (City Hostel Buda 47.482930°, 19.039520°)
Сегодня Будапешт — столица Венгрии. Здесь я уже был в далеком 1991 году и от Будапешта того времени остались очень приятные впечатления. Путь не близкий — 460 км, автобанов без ограничений, естественно, нет, выезжаем пораньше, чтобы полдня погулять по городу. Въезжаем в Венгрию, здесь надо купить виньетку, но купить негде, едем уже давно по Венгерской земле, а заправки, или еще какого пункта продажи нет. И вдруг указатель: виньетки 3 км вправо. Что делать? Сворачиваем с трассы, приезжаем в кафе с вывеской виньетки. Захожу, спрашиваю виньетку, мне говорят, хорошо, но карточки не берут. Форинтов у меня нет, в евро получается намного дороже, аж 13 евро. Покупаю, а мне дают только чек и говорят, что виньетка электронная, мой номер машины уже в базе, можете ехать спокойно.
В отель приехали в 11:00, номер будет готов только к 14:00. Здесь у нас забронировано 2 номера, по 2 места в каждом, 3-х местных нет. Стоимость за 2 номера 31 евро. Решаем заселиться позже и идем гулять по городу.
Город очень красивый, на мой взгляд, можно поставить в один ряд с Веной и Прагой.
К 21:00 приходим в отель, размещаемся и идем на смотровую площадку (47.486812°, 19.047637°) любоваться ночным городом. Точка расположена недалеко от отеля, все в пешей доступности.
Итог дня: пройдено 464 км.
День — 35. 22 августа 2013 года. Будапешт — Чоп — Львов (Хостел Sun 49.837127°, 24.031275°)
Мы покидаем зону Шенгена, от Будапешта до Чопа 300 км. Нам надо сегодня обязательно попасть на границу, у Саши заканчивается виза, а у нас с Раисой еще 3 месяца. Так сделали французы. Почему? Едем по венгерским дорогам все отлично, но за 80 км до Чопа навигатор теряет дорогу, и мы едем по чистому полю. Нет под колесами отличный автобан, новенький, с нулевой инфраструктурой. Вокруг почти никого, а так как соляра в Венгрии дороже чем на Украине, то заправка была рассчитана до Чопа с запасом на 50 км. Едем быстро, автобан позволяет, расход растет, заправок нет, а навигатор все в поле, начинаю сбавлять скорости, на моей машине самый экономичный режим это 90 км/ч. И дорог, чтобы повернуть на Чоп нет. Лампочка уже горит, заправок нет. Вот будет номер остаться без топлива в Венгрии на машине с запасом хода более 1000 км. Останавливаюсь, ищу на навигаторе ближайшую заправку, 10 км в сторону. Едем, заправки нет. Разворачиваюсь и назад по проселкам на Чоп. Навигатор ведет по каким-то проселкам, населенных пунктов почти нет, заправок тем более. Топлива по расчетам на 20-30 км не больше. И вдруг в маленькой деревне на столбе прибит указатель на заправку, написанный от руки на куске фанеры. Как я его заметил, не понимаю. Поворачиваем, конец деревни, заправки нет. Смотрю направо, в последнем дворе малюсенькая заправка с двумя старыми колонками. Захожу в дом, спрашиваю, заправиться можно, но только за наличку. Выгребаем все остатки форинтов и мелочь в евро, все принимают и говорят 11,24 литра. Соглашаюсь, но прошу его самого налить, чтоб не перелить лишнего. Заливает, и мы счастливые приезжаем в Чоп. На переход границы ушло ровно 30 минут! Заправляем на Украине полный бак и держим путь во Львов через Карпаты. Дорога после шенгена среднего качества, но ехать можно.
В 15:00 мы во Львове. Здесь у нас отель в самом центре за 780 рублей. Оплаченный заранее. Заселяемся и гулять. На ресепшене очень милая девушка дала нам бесплатно карту и подробно рассказала, куда нам надо сходить и что посмотреть.
В центре Львова очень много брусчатки, местами просто отличного качества, ровная и гладкая.
Львов оставил приятное впечатление, доброжелательные люди, низкие цены.
Итог дня: пройдено 624 км.
День — 36. 23 августа 2013 года. Львов — Киев (Down Town Хостел 50.440902°, 30.524737°)
Ранний подъем и в 6:00 выезжаем из отеля. На выезде из Львова тормозит «любимое» ДАИ со стандартным вопросом: «Пил?». Нет. Ну, хоть немного коньяка вчера выпил? Нет. А пива стаканчик? И только после заверения, что я трезвенник отстаёт, потеряв интерес. И вдруг: «Так не спал же ночь!». Мое спокойное: «Я только из отеля», открывает нам путь.
В Киеве у нас бронь в центре города, стоимостью 364 гривны. Оплата только в гривнах, которых у нас нет. Соглашаются подождать, пока наменяем. Это просто комната в трёшке. Нас устраивает. Под окном место для машины бесплатно, но можно и не найти, всё бывает занято. Если что, рядом платная стоянка 50 гривен.
В Киеве мы не первый раз и теперь прослеживается четкая закономерность, как приедем, так у них революция. Были в 2004, сразу после этого оранжевые, в этом году Евросоюз. Хоть не приезжай, чтобы им спокойно жилось :).
Посетили Киево-Печерскую лавру с дальними пещерами.
Побывали у президента Украины.
Это кукольный театр, красивое здание. Пока мы фотографировались около него, вышел охранник и сказал, что нам обязательно надо попасть на представление, и что он может помочь с билетами, если мы захотим.
И конечно, вечерний Майдан, где шла последняя репетиция к празднованию Дня Незалежности.
Уставшие пришли в свою комнатку, с предчувствием скорой встречи со своим любимым и лучшим городом на земле — Смоленском!
Итог дня: пройдено 538 км.
День — 37. 24 августа 2013 года. Киев — Смоленск (Дом!)
Здесь писать много не о чем, ехали и ехали. Поехали на погранпереход в Ломаковке (52.286655°, 32.638477°) с надеждой быстро пересечь границу. Может быть, так бы и было, но День незалежности сделал своё дело. Стояли вторые в очереди, а украинские пограничники просто никого не пускали, пока какой-то москвич в очереди за нами, не устроил там скандал. На границе простояли больше двух часов, при отсутствии машин. Дальше сделали еще одну ошибку, хотели проехать через Унечу на Сураж и через Беларусь, но Навител, на который я перешел в России самостоятельно переложил мне маршрут и отправил меня через Брянскую область, по отвратительной дороге через Мглин, Клетню, а я это заметил слишком поздно, чтобы вернуться. По этой дороге ездить нельзя. Лучше лишнюю сотню через Брянск проехать. Дом!
Итог дня: пройдено 697 км.
Краткие выводы: (я их делал по ходу рассказа, здесь повторюсь).
1. Денег надо много, поездки по Европе дорогие, это не Норвегия, где можно практически бесплатно путешествовать. За поездку истрачено около 200 т.р., здесь всё — и колеса, и ремонты, и музеи, и подъемники, и бензин, и отели и многое др. Меньше чем за 150 т.р. такую поездку не сделать.
2. Карточку надо иметь обязательно с чипом.
3. Деньги надо иметь и наличные, лучше купюры не более 100 евро. Во Франции у нас 2 раза отказывались брать купюру 200 евро.
4. Навигатор обязателен, лучший тот, что быстрее ловит спутники. Программа iGO для Европы лучше Навитела (ИМХО).
5. Знание языка, с минимальным набором словарного запаса, обязательно. Остальное на пальцах и жестами.
6. Всегда надо быть готовым к изменению любой части маршрута, прежде всего, морально и материально тоже.
7. Боятся нечего, вокруг люди, которые вам помогут в сложной ситуации.
8. Правила не нарушать, штрафы очень большие, да и незачем это.
9. Бесплатные дороги хороши всем, кроме времени прохождения маршрута. Мой расчет 300 км потеря 1-1,5 часа (ИМХО).
10. Заправляться при остатке ¼ бака обязательно.
Здесь маленькая зарисовка о восхождении на Монблан:
Удачи на дорогах!
«Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог».
Ю.И.Визбор