Путешествие из Иркутска к Саяно-Шушенской ГЭС на Камри и Лачетти

20.01.2014 | 16445 просмотров

Часть 1.

Есть такая профессия — Родину теплом и светом снабжать… По профессии я энергетик, работаю в одной из крупнейших российских энергетических компаний и живу в славном сибирском городе Иркутске. Так сложилась история, гидрография и рельеф местности, что мой регион обладает значительной энергетической мощностью за счет немалоизвестного каскада Ангарских ГЭС в количестве 3 действующих штук. Они, конечно, мощные и большие, но, как известно, самая большая и мощная в нашей стране — это Саяно-Шушенская ГЭС. Так вот к чему клоню, представил я для себя С-ШГЭС как Мекку для русского энергетика, надо съездить, да посмотреть грандиозное творение рук человеческих, с того все и началось…

Прочитал все отзывы про те края и оказалось, что помимо С-Ш ГЭС, там есть на что посмотреть: красивые теплые соленые и пресные озера, памятники археологии и архитектуры, да и просто жизнь других регионов страны, других людей. Сомнения прочь — едем. Земляки, конечно, скажут: «А как же Байкал, Аршан и т.д.»? А я отвечу: «Лучше не бывает, но и себя где-то надо показать и на других посмотреть». Вперед, на Хакасию.

Поездку запланировал на июль, где маячил мой очередной отпуск 2013 года, совпадающий с отпуском любимой супруги. Вдвоем на одной машине хоть и романтично, но веселее, когда в запазухе попутчики по интересам. Таковыми стали мой хороший старый друг (по совместительству коллега, тоже энергетик) и его возлюбленная. Итак, будем знакомы, экипаж Тойота Камри: я (по имени Андрей) моя дорогая жена Галя; экипаж Шевроле: Саня и Наташа.

О нас: молодые, веселые, находчивые, уставшие от рабочего года и голодные на приключения.

О машинах: Тойота Камри 2005 года V=2,4 л, состояние ОК, моя надежда и опора в дороге; Шевроле Лачетти 2009 года, V=1,6 л. Проведен лично технический осмотр агрегатов на предмет готовности, замена масла в движке, фильтров, диагностика подвески (смена некоторых расходников в ходовке), с собой компрессор, рем. комплект (ключи, отвертки) и т.п., в придачу 2 навигатора, радиостанция (очень полезная вещь в дороге) с дальностью 4 км, радар-детектор, и флешки с множеством разных треков (чтоб весело в дороге), залили полные баки на Роснефти, ну все, вроде как готовы.

О сборах: ох, уж эти сборы куда-то перед отпуском, только после отпуска понимаешь, что это прекрасный момент. Позволю себе лирическое отступление, но, наверное, каждый помнит этот последний рабочий день, а точнее, вечер перед отпуском. Что сказать он — прекрасен. Жизнь, кажется, наполняет новый смысл, заботы где-то там вдалеке за горизонтом, на лице улыбка до ушей, за спиной выросли крылья, чувствую себя, как в детстве беззаботным свободным от ключей, бумаг, портмоне, телефона, компьютера и прочих подобных штук, просто — майка, футболка, шлепанцы и полные легкие свободного воздуха.

Выезд запланировали на утро воскресенья 21 июля, соответственно свободен я был уже в пятницу вечером. Дабы сократить расстояние при первом перегоне от Иркутска до Красноярска (1050 км) рванули в пятницу вечером в Саянск, что на 270 км дальше от Иркутска и ближе к Красноярску, в гости к родителям Гали, моим глубокоуважаемым теще и тестю. На вечер субботы запланировали там сбор, Саня должен подъехать к 20:00 в субботу.

Мы с Галчонком, не теряя времени даром, отправились покорять местную оптовку, чтобы потом в дороге беззаботно и праздно поедать все, что накупим. Кстати, готовить планировали сами на костре, благо мои родители обеспечили нас всеми принадлежностями такого отдыха (котелки, оригинальный таганок, шампура, топор и прочее), чтобы побольше дух свободы ощутить. Часа за 2 все прикупили и отправились на дачу за город, чтобы поедая клубнику, наслаждаться предвкушением путешествия. Кстати, спросите, зачем так подробно пишу? Ну, нравится мне вспоминать все это в хмурые холодные дни, уж потерпите немного.

К 9:00 вечера ждал Саню, так как попасть на дачу с помощью навигатора он не мог, скорее бы лежку крокодилов в Зимбабве нашел, я его поехал встречать. В итоге, Саня, слушая не себя и собственную интуицию, не Наташу, не навигатор, послушал мои невнятные объяснения, куда повернуть и как следствие все перепутал, пролетел поворот на Саянск с М-53, укатил в сторону Куйтуна. С помощью матов, мобильного телефона и рекогносцировки на трассе недоразумение было исчерпано. Изложу остатки дня существительными:
встреча, стол, коньяк, закуска, баня, пиво, бассейн вприкуску.

Чтобы завтра рано встать, все легли в 2 ночи спать.

И вот оно 21 июля, 8:00 утра. Помылись, завтрак, в 9:15 поехали.

Выехали из Саянска на трассу М-53. Средняя крейсерская скорость 100 км/ч, машин мало, туман рассеялся, солнце вылезло, уже какое-то Хокку получается. Ну, в общем, все прекрасно. Стоит отметить, что рации в дороге — это вещь. Я на праворукой машине, Саня наоборот, он идет первым, обо всех встречках и прочих помехах сообщает вовремя, да и где остановиться, поделиться комментариями по поводу пролетающих за окном пейзажей или просто поржать — штука незаменимая. Советую.

Долетели до знаменитого сибирского «мегаполиса» Тулун-сити как-то даже очень быстро, зачем-то сфотались на въезде, хрен бы на обратном пути это стали делать.

Но видимо на тот момент запала хватало, даже пострадавшие как от немецких бомбардировщиков местные автобаны нас не расстроили. Поели на выезде мороженого и вперед. Дальше грустная песня под названием «Курзанский тракт», для непосвященного сразу же скажу — участок между Тулуном и Нижнеудинском (25 км) разбитой гравийки, кто-то скажет: «какая ерунда», а вот Камрюха другого мнения. В оправдание местных чиновников, а может даже и областных, стоит сказать — строят новую объездную, строят…

Но у каждой грустной истории есть свой конец, дорога выпрямилась, подмигнула и позвала нас дальше. Честно говоря, я ожидал худшего, начитавшись отзывов путешественников про наши дороги, вот не надо «грязи», нормальные дороги. Участок от Алзамая до Тайшета вообще для Формула-1, путинские приблуды заблудились не той дорогой шефа отправили на желтой Лада Калина, вот где надо было ехать.

Война войной, а обед по расписанию. Остановились естественно «У Петра». Столько слышал про него, что мимо стыдно проехать, но вот оказия — мест нет. Все занято. Что делать, культовое место не заклеймим, на обратный путь включили в план-график (тьфу ты, служебными терминами кидаюсь, надо отвыкнуть в отпуске), но запас в багажниках позволил тормознуть на перекус.

Ниже на фото сытые довольные рожи.

А вот и к Вашим услугам сам автор.

Вкус жизни нам дал почувствовать участок дороги от Алзамая почти до самого Тайшета. О, как ты сладок и краток, но в районе Тайшета нас ждал, не мог дождаться участок японской федералки под названием Тояма токанава, однако новый участок в объезд японского автобана наши русские все-таки строят. Но мы ведь в начале отпуска, нас ничего не сломает, травим комментарии по поводу японской дороги, обзываемся названиями деревень за окном.

«Сушим клыки».

И едем дальше.

Вот и навигатор переводит часы, значит, мы въехали в Красноярский край.

Кстати, всегда было интересно, а вам? Есть ведь конкретное место, где часы переводят. А если часовой пояс соседние поселки разделяет. Это же сколько плюсов. Время 23:00 — водку уже не продают, а в соседней деревне — пожалуйста, на работу в соседний поселок удобно ходить — поспать подольше можно, Новый год 2 раза отмечай на здоровье.

Дорога преподнесла еще сюрприз — где-то возле Ниж. Ингаша, вся дорога разбита. Да ладно о грустном, поэтому про Канск вообще не напишу, дабы его уважаемых жителей не расстраивать, все-таки каждому свой город роднее и милее.

В Красноярске мы планировали остановиться у друзей моих родителей (со студенческой скамьи дружат, раньше это умели). Поэтому созваниваться начали часа за 2 до прибытия в город на Енисее. Нам пытались дословно объяснить, как доехать до поселка «Солонцы», я же понимал, что в таком гиганте как Красноярск 100 пудов запутаюсь, если поеду по воспоминаниям. Собрали придорожный совет, председательствовал я, заслушали всех участников, единогласно проголосовали за решение кандидата от партии «Справедливое Шевроле» — быть навигатору.

Вскоре почувствовалось дыхание большого города, как-то суетно стало вокруг. А вот и он. Красноярск встретил нас инновациями, при въезде в город перед пешеходным переходом знак «Ограничение 50», а над ним табло с указанием скорости, с которой движется поток, или твоей скорости, если ты один на дороге, ну что сказать модно, стильно, молодежно, у нас пока такого нет. Но больше меня поразил, конечно, Енисей.

Ох, Енисей, Енисей,
Ты удобный Енисей,
Хочешь — купайся, а хочешь пей.

Хоть я и не первый раз в Красноярске (проезжал поездом), но меня всегда потрясают лики природы, в том числе, мощь и красота сибирских рек. Вот такой я по натуре, не знаю, как другие участники нашего автопробега, но природу я люблю побольше творений рук человеческих, поэтому в очередной раз восторгался сильной и величавой рекой.

Где-то после алюминиевого завода — слева и поворота на Енисейск — справа, нам нужно было свернуть на указатель «Красноярск» и после сворота ждать нас встречающих. Навигатор же думал совсем о другом. Как итог нервное перестроение впередиидущего Шевроле через 2 полосы и сворот направо, а я за ним. Смотрели фильм «Поворот не туда»? Фигня, по сравнению с яростью красноярских водителей, сигналящих, моргающих и матерящих. Но ничего, обошлось, поблудили, развернулись на каком-то кольце, вернулись на ту же дорогу и в итоге повернули правильно. Вечер добродушно закончился в поселке Солонцы в компании очень приятных людей. Дядя Саша, тетя Надя и все, все, все — спасибо большое за, как всегда, очень радушный прием, вкусное угощение и мягкую кровать.

Часть 2.

Проснулись в 11:00, выспались, отдохнули. Утро чудесное, яркое, солнце как бы намекает на продолжение отпуска. Сборы заняли 1,5 часа. В Хакасию предварительно решили ехать по М-54 через Дивногорск (как уговаривал навигатор), но хозяин дома дядя Саша предложил альтернативу — ехать по дороге на Новосибирск по М-53, через километров 50 на кольце свернуть по указателю на Балахту. Вариант этот должен был быть проще в плане того, что не придется тащиться по пробкам через весь Красноярск в сторону Дивногорска, а быстро выскочить из города, проехать немного по М-53, свернуть по этому указателю и двигаться по этой не самой важной, а значит и не загруженной дороге, до соединения с М-54 уже за Дивногорском. На поверку вышло по-другому…

Выехав на М-53, мы попали в плотный быстрый поток и в достаточно экстремальном режиме добирались до вышеуказанной развязки, но, съехав с М-53, двигаться стало гораздо легче и приятнее. За каждым поворотом открывались новые виды, которые очень радовали глаз.

В скором времени мы «выскочили» уже на М-54 «Енисей». Стоит отметить, что шоссе в прекрасном состоянии, во многих местах ремонтируется. Изначально путешествие планировалось так, чтобы не попадать в пробки, не иметь проблем со снятием жилья и прочими очередями, которыми изобилует курортная Хакасия в теплые летние выходные дни, поэтому ехали мы в этот понедельник по достаточно свободной дороге в этом направлении.

Как бы ни хотелось быстро добраться до назначенного места, усталость берет свое. Диалог по рации:

— Камри, может отдохнем ?
— Давай.
— Тогда тормозим?
— Выбирай место у воды.
— Зачем?
— Искупаемся.
— Тема.

Выбрал место я. Водоем на первый взгляд издалека сверкал чистой водой и удобными берегами. При первом рассмотрении вблизи (при этом, съехав с трассы, и, проехав по бездорожью приличное расстояние) оказалось болото. Камыши за 10 метров до воды, подойти очень сложно, берег вязкий противный. Били недолго… Но больно.

Несмотря на минусы, «перекур» пошел на пользу. Поехали быстрее и веселее. Природа Красноярья постепенно уступала место лысогорью Хакасии, а слева открылось Красноярское море, и приятные взгляду человека, рожденного в СССР, обрабатываемые сельхозугодия.

Ну, вот и докатились, Хакасия открывает двери.

Подобные стелы на границе регионов типично окружены плантациями кафе и тому подобного. Въезд в Хакасию ничем не отличается, поэтому мы решили, воспользовавшись случаем, откушать местного колорита в виде шашлыка. Это популярное блюдо готовили во всех кафе поблизости, выбор решили остановить на неприметной закусочной. Хозяин оказался очень доброжелательным парнем, с улыбкой встретил нас и пообещал вышеуказанное блюдо в прекрасном исполнении через 10 минут. Шашлык и вправду оказался очень вкусным и за разумные деньги (140 руб.) хорошая порция. При этом удивило радушие хозяина, который категорично отказался принимать деньги пока мы не откушаем сие кулинарное творение и не дадим экспертную оценку. Спасибо тебе, уважаемый.

Очень вкусно, советуем.

Что ж, получив такую порцию вкусного мяса и приятных эмоций, тепло распрощавшись с хозяином, выдвигаемся дальше, теперь уже едем по официальной Хакасии (граница преодолена). Пейзаж меняется кардинально, исчезает лес, появляются живописные холмы, поля и озера.

По всей дороге вокруг знаменитые хакасские курганы-менгиры какой-то древней культуры (пока еще не прочитал какой, сами в нете посмотрите, там много информации).

*Менгир — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Естественно, хотели сфотаться, но как это часто бывает, искали вдоль дороги самый большой и внушительный, так и не определившись с выбором, проехали мимо всех, уже на обратном пути запечатлели.

Напомню нашу цель на этот день — озеро Беле. Через некоторое расстояние от стелы навигатор показал сворот с М-54 направо в сторону озера. Дорога, которая вначале порадовала асфальтом, превратилась в пыльную гравийку, но более удивила пустынность местности. Через 20 минут, не встретив ни одной встречной и попутной машины, совет постановил сделать остановку. Тормознулись, вышли и вот наши ощущения. Очень тихо, легкий ветер так мягко гладит по лицу, тормошит футболку, а вокруг ПРОСТОР и ни единой души. Замерли мы без всяких комментариев и стояли так минут 20.

Есть в каждом русском человеке такая черта воскрешать в памяти былое и ушедшее при виде олицетворения нашей души — русского поля. Здесь в нас проснулась та отрешенность от мирской суеты и спокойная задумчивость, что спит в нашем человеке в пробках на дорогах, опозданиях на работу, супермаркетах и при просмотре дорогого голливудского треша, та земная невесомость, когда очень легко и хорошо до мурашек по спине, когда хочется как в моей любимой песне «выйти в поле с конем», идти бесцельно, ощущая каждым атомом своего тела слияние тебя с духом родной земли. Очень сильные и приятные чувства навеяла на нашу компанию в эти минуты какая-то древняя сила этой земли.

Но дабы вовремя приземлить нас, был ниспослан черного цвета Уазик-Патриот, который на скорости в 100 км/ч пролетел мимо, окатив нас пылью и мелкими камнями. Это знак. Знак, что мы на какой-то «левой» немощеной дороге и уже пора бы ехать, а то на улице будем ночевать.

Не буду долго пояснять, почему из всех Хакаских озер выбрали Беле, отмечу лишь то, что там почище, потише и как-то поуютнее, чем на том же Шира, но тут мнения разделятся, в общем, каждому свое.

Постепенно гравийка превратилась в асфальт, и мы увидели за очередной грядой холмов долгожданные озера.

Белё — озеро в северной части Хакасии, на территории Ширинского района, в 320 км к юго-западу от Красноярска, самый большой минеральный водоём республики, озеро тектонического происхождения и до настоящего времени ещё до конца не исследовано. Белё состоит из двух плёсов: Большого (юго-западного) и Малого (северо-восточного), соединённых узкой протокой. Площадь водного зеркала Большого плёса — 52 км², средняя глубина 17 м, максимальная — 29 м, Малого — 26 км², средняя глубина 23 м, максимальная — до 46 м.

Свернув с основной дороги к перешейку, разделяющего озеро Беле на 2 части — соленое и пресное, мы наткнулись на таблички с объявлениями о сдаче жилья, чего нам и нужно. Выбрав с десяток, стали обзванивать. Начали с самого красиво оформленного объявления. Результат телефонных переговоров — это двухместный номер в помещении, именуемом многозвездочным отелем за 4200 рублей в сутки, но мы люди простые, звезд с отелей не хватаем, поэтому позвонили по номеру, намалеванному на кривой деревянной табличке. Это то, что нужно. Девушка мелодичным голосом предложила проехать до дальнего от нас берега озера и расположиться в домике за 500 руб. с человека в сутки. Под телефонные наставления Жанны (а так звали арендодателя) мы поколесили вдоль озера.

Стоит отметить, что озеро нас поразило тремя вещами: во-первых, цветом воды (у берега красное, дальше на глубине лазурное); во-вторых, температурой (очень теплое, тем более по сравнению с Байкалом) и в-третьих, своей соленостью.

Кое-как нашли этот домик, он оказался частью композиции из двух подобных ему строений, а также деревянного туалета (2 штуки), деревянного душа, деревянной кухни, все это изящество обрамлял деревянного вида забор. Сразу же скажу о минусах — отсутствие электричества, и о плюсах — все свежепостроенное и очень вкусно пахнет новым, везде чисто, тихо и чудесный вид на озеро, которое в 50 метрах.

Хозяйки на месте не было, но по мобильнику Жанна нам сообщила секретный код доступа к домику, чем явился ключ от врезного замка под столбиком у крыльца. Вот и прибыли. Вещи сбросили и побежали на озеро.

Приятная прохлада удивительной для Сибири соленой воды успокаивала качающиеся на волнах, уставшие от дневного перегона, тела 4 путников. Нирвана.

Продолжение первого вечера на озерах ознаменовалось некоторыми интересными событиями, в том числе:

поход в магаз, дабы не пропустить вечернее восхваление местных духов горячительными напитками. Магазин оказался дорогим, но порадовало живое «Абаканское» пиво очень хорошего качества, чем мы и не применули воспользоваться, затарившись под завязку.

явление хозяйки домиков народу. Жанна предстала нам в виде общительного и приятного человека во всех отношениях. После взаимных комплиментов, подробной экскурсии по территории арендованного нами лагеря и угощения нас доморощенными абрикосами стало как-то стыдно за буквально час назад возникшую пакостную идею затереть на объявлении «Сдам недорого, Жанна (тел.: 8-ххх-ххх-хх-хх)», первую букву в слове «сдам». Естественно, этого не сделали, Жанна оказалась добрейшей души человек. Пользуясь случаем, передаем привет, ждите в гости.

приготовление супа. Готовили на костре, шеф-поваром вызвался я и стоит отметить, что очень даже неплохо получилось.

Что сказать, вечер в тот день удался на славу. Все этому способствовало, в том числе вкусный суп (сами знаете, что на природе хлорка с зеленкой вкусными кажутся, а тем более такое варево), теплый летний вечер, а самое главное — хорошая компания. Покушали вдоволь, выпили по чуть-чуть для острастки холодной водки и принялись «травить» «бородатые» анекдоты, чудные истории из жизни. Так не смеялись мы, по общему мнению, уже давно, со времен студенчества. В тот вечер зародились в нашей компании устойчивые выражения, приколы и подколы, которые сопровождали нашу шайку до конца путешествия и по сей день заставляют улыбнуться. Дальше в ход пошла гитара, но не в плане разбивания о головы, а в музыкальном плане. Завершился вечер страшными историями из жизни своей и знакомых при абсолютной темноте (электричества-то нет, костер уже погас). Девчонок запугали, да и сами жути нагнали на себя. Финальным аккордом была выдуманная мною на ходу легенда, якобы прочитанная в сетях перед поездкой, что темными ночами именно в этой части озера выходят из воды 5 маленьких детей-утопленников в мокрых белесых одеждах, со спутанными волосами, черными пустыми глазами, а один самый маленький (для пущей достоверности придумал) в руках плюшевого мишку с оторванной лапой носит. Ходят по берегу, заглядывают в окна гостевых домиков, тащат за собой в воду зазевавшихся туристов, кошек, собак и прочую живность. Вот почему на этом берегу озера малолюдно и тихо… Спать убежали мгновенно (не думал, что так подействует) закрылись на замок, поматерили меня с полчасика, да вроде уснули. Но в туалет ночью по одному не ходили.

Часть 3.

Утро встретило нас переменной облачностью. Решили в этот день никуда не трогаться, а купаться и отдыхать, сделать себе выходной, так скажем.

Начали с трезвого завтрака и пока насыщались, погода становилась все хуже и хуже. Подул ветер и нагнал туч. Что ж нам весь день в домике сидеть? А ничего подобного, на Байкале же живем, перемена погоды для нас не сюрприз. Поэтому дружной сворой поперлись на Беле закаляться. Вода, когда на улице прохладно, кажется еще теплее, поэтому сидели в ней как бегемоты в Африке.

Таких, как мы, больше не наблюдалось. Люди, поеживаясь в своих теплых свитерах, печально смотрели на нас и на серое небо. Через пару часов попытки поиграть в бадминтон и волейбол при пронизывающем ветре потерпели фиаско, да и плавать на голодный желудок и трезвые головы все были не расположены. Решили заняться покупками и знакомством с окрестностями. Жанна накануне заботливо подсказала о наличии магазина на дальнем от нас береге с приемлемыми ценами. Пешая прогулка с осматриванием окрестностей — вот что нужно. Когда отправились в путь, вылезло солнце и поэтому расстояние до магазина показалось не помехой.

В итоге, казавшееся недалеким расстояние, обернулось в двухчасовой поход.

Наградой нам послужил действительно недорогой магазин, где мы набрали полные пакеты съедобного, включая мясо на шашлык, а также горилку к мясу. На обратном пути нас нагнала темно-синяя туча и принялась обливать далеко не приятным ливнем. Убегать с такими пакетами было бессмысленно, в общем, добрались до пункта назначения злые и мокрые.

Накануне Жанна предупреждала нас о том, что возможно у нас появятся соседи. Так оно и оказалось. Приехало 2 машины с хакасскими номерами, собаками, детьми и водкой, заняли соседние домики. Поначалу мы решили, что им придется мириться с нашей шумной компанией или ругаться, дабы не мешали спать. Все оказалось с точностью до наоборот, компания эта шумела в 1000 раз больше нас. Взрослые хорошо набрались и бурно обсуждали что-то на непонятном нам пьяном языке (мы же пока трезвые), дети в количестве 4-5 головорезов кучковались возле нашей, законно занятой беседки. Мы решили переждать вакханалию на берегу. Купаться что-то не тянуло, поэтому сидели у костра, выбрали прикольную тему для обсуждения — «наши соседи», было о чем поговорить. И вот в это время не ускользнули от нашего взгляда небольшие помещения, качающиеся на волнах у берега. Оказалось — это мини-бани. За символическую сумму 500 р./час договорились попариться. Помещение оказалось небольшим, вчетвером на полог кое-как поместились. Однако впечатления не обманули ожидания. Поддали пару и, когда стало невмоготу, выскочили и плюхнулись в озеро. Это непередаваемые ощущения, голова кружилась как у пьяных. И так 9-10 заходов. В итоге по телу разлилась такая нега, что до нашего домика кое-как дошли. Развели костер, нажарили шашлыков, выпили по стопочке и забыли про своих шумных соседей, предались задушевным разговорам и умиротворению. Спать легли поздно. Так закончился очередной день четырех пилигримов.

Часть 4.

Наступило утро. Еще с вечера решили поехать дальше по республике. Пока валялись по кроватям, составили план действий. Заранее договорились с Жанной о том, что еще вернемся. Легко позавтракали, скидали шмотки в багажник и в путь. Вечером должны быть в Абакане.

Настроили навигатор на первую достопримечательность — Туимский провал. Стоит отметить, что погода стояла великолепная, соответственно настроение на высоте. Всю дорогу глохли от громкой музыки, трещали по рации и ржали. До поселка Туим доехали быстро. На въезде в поселок ватага пацанов с табличками «покажу провал». Видимо доходный бизнес, прибыль 100%. Мы же сделали проще, поехали за потоком машин с номерами других регионов, коих рядом с нами было предостаточно. Явно же они в какое-то примечательное место едут. Для достоверности уточнились у местной девушки о правильности направления, получив подтверждение, развеяли сомнения. И вот, поднявшись на небольшой холм по лесной дороге, мы попали на густо заставленную парковку. Вход на смотровую площадку, естественно, платный. Молодые ребята продавали билеты на осмотр провала, как тут не вспомнить Остапа Бендера. Да ладно, не жалко.

Разрекламированная в интернете достопримечательность действительно поражала воображение.

Туимский провал — техногенный провал на месте закрытого в 1954 году подземного рудника недалеко от посёлка Туим (Хакасия). В результате взрывных работ кровля рудника проседала и позже обрушилась, образовав техногенную депрессию. После консервации рудника на вершине горы в результате обвала подземных горных выработок образовалась впадина диаметром 6 м, которая постоянно расширялась. На дне образовалось озеро с водой, окрашенной в ярко-голубой цвет из-за большой его глубины.

Сложно оценить по верхней фотографии масштабы, но чтобы удивиться — посмотрите на нижнюю фотографию, где видны силуэты людей в синей одежде с левой стороны.

Впечатляет, согласитесь. Вживую еще круче смотрится.

Долго находиться там не стали. Прикупили сувениров, посмотрели на очередного бедного медведя в клетке, коих немеренно в Сибири любят выставлять напоказ, считая это эксклюзивом для иностранцев и москвичей. А вот позаботиться об условиях содержания не каждый может. Короче, жалко мишку.

Следующей остановкой назначили озеро Тус. Как до него ехать, сейчас уже не вспомню, ехали по навигатору. Однако точно помню множество озер, поселок Борец, и видимую вдалеке знаменитую цепь гор «Сундуки» (там, к сожалению, не побывали). В общем, через 2 часа достигли цели. Дорога от трассы до озера не очень подходила для наших пузотерок, но ничего — проехали. Навстречу попадались машины с иркутскими номерами, все громко сигналили друг другу и махали руками. Приятно.

Тус — горько-солёное озеро в Ширинском районе Хакасии. Общая площадь — 2,65 кв. км. Максимальная глубина - 4,5 м. Вода в озере обладает высокой плотностью. Концентрация соли очень велика, часть её не может раствориться в воде и выпадает осадком на дно до 30 см толщиной. Можно купаться, уверенно держась на поверхности и читать газету, например. Озеро Тус используется в лечебных целях.

На озере народу тьма. Все грязные, визжат, как поросята, от удовольствия. Припарковались в грязи и пошли к узенькому мостику через болото к озеру. Как вы уже поняли, вначале нас это мероприятие не впечатлило. Но следуя инструкциям из интернета и стадному инстинкту, нужно было лезть в озеро и обмазываться донной грязью, дабы получить заряд бодрости на весь год или путевку в кожвендиспансер (шутка). Отправили первыми Саню с Наташей, сами с Галчонком остались сторожить вещи. Вскоре из воды показались два озерных чудовища и вышли к нам на берег, мы успели заснять этот феномен.

Следом свинячить направились мы. Погрузившись в воду, я сразу же испытал необычное чувство невесомости, плотность воды из-за соли настолько высокая, что тело держится на поверхности без особых усилий. Поплавали вдоволь, а после испытали скверную процедуру «огрязнения» (может, и правда грязь полезная).

После умывания в соленой воде, выяснилось, что мы ни фига не чистые. Соленая вода оставляла белый осадок на коже и неприятные ощущения. Нужно было искать пресный водоем. Застелили салоны машин полотенцами и поехали искать реку или пресное озеро. При имеющихся недостатках знания местности решили поинтересоваться о местных водоемах на ближайшей заправке. Под удивленные взгляды операторов ввалились в помещение АЗС в одних трусах и получили рекомендации о направлении к озеру с забытым мной названием. Озеро оказалось небольшим, но очень приятным. До сих пор его вспоминаю с теплотой. На берегах немного народу, аккуратный песчаный пляж, чистая пресная теплая вода, глубина почти до середины озера везде максимум 1,5 метра. Булькались там минут 40, никак не хотелось выходить из воды. Но мы уже не укладывались в свой распорядок, нужно было быть в Абакане к вечеру, а дальше еще и в Саяногорск попасть.

Подсохнув, чистые, тронулись в путь. Опять вокруг древние курганы, холмы и ровная лента дороги. Всегда интересно проезжать новые места. За каждым поворотом открывается новый вид, неизвестные ранее пейзажи, чужие города и поселки. Особенно интересны населенные пункты со странными названиями, как ниже на фото, например.

На въезде в Черногорск в Шевроле загорелся «чек». Неприятно, конечно. На месте выяснить неисправность не получилось, решили добраться до ближайшего сканера в Абакане или Саяногорске, поехали дальше. Но пока выявляли причину, видимо, понервничали, поэтому очень сильно потянуло чего-нибудь съесть, заторопились в Абакан.

В Абакан (столица Хакасии) въехали в 8 часов вечера. Город оказался небольшим, но очень симпатичным, все аккуратно, чисто, спокойное движение транспорта. Очень долго искали место общепита, в итоге наткнулись на неплохую пиццерию (название опять забыл). Съели много вкусного и недорого по 250-300 руб. на человека. Пресытившись, дальше ехать уже не хотели. И вот тут я вспомнил, что в Абакане есть замечательное место — парк Сады мечты. Туда и отправились.

Как оказалось, местечко и вправду занятное. Парк представляет из себя ландшафтное соединение различных культур.

Тут тебе и восток.

И запад.

Украинский хутор.

И много прочих интересных вещей всего за 150 рублей за вход (почему в Иркутске подобного нет?).

…короче говоря, романтика.

В этот вечер нам необходимо был попасть в Саяногорск (где-то 80 км от Абакана), так как по плану с утра мы должны были достигнуть цели нашего путешествия — Саяно-Шушенской ГЭС, а это совсем рядом с Саяногорском. Ночевать в Саяногорске мы решили в съемной квартире, поэтому нашли объявление в интернете и позвонили. Парень на том конце невидимого провода предложил однокомнатную квартиру за 1000 руб. Согласились. Обещал встретить на въезде в Саяногорск. Выехали, что-то настроение у всех упало, по рациям перестали переговариваться, видимо, устали за день, слишком он уж был насыщенным. Так и ехали до самого Саяногорска. Однако был забавный луч света в нашем последнем марш-броске за этот день. Все, кто ездил по этой дороге, знают это место.

В Саяногорск въезжали уже в 12-м часу вечера. На въезде нас встретила черная Мазда с долгожданным арендодателем. Стоит отметить, что за все время нашего путешествия нам встречались только положительные персонажи. На всем пространстве регионов, где мы побывали, живут замечательные, гостеприимные и доброжелательные люди. Саяногорск не исключение. Парень, предоставлявший нам жилье, помог нам во всех наших просьбах абсолютно бескорыстно. Большой привет тебе, уважаемый, если читаешь эти строки — еще раз спасибо!

Во-первых, с сопровождением поехали в супермаркет, затарились банально разовой лапшой и пивом, потом, недолго петляя по улицам города, добрались до ночлега. Машины поставили на платную стоянку, удивила цена — 35 руб. место. В Иркутске за эти деньги разве что дворняга беспризорная у колеса заночует под видом сторожа. Пока ходили с Саней на стоянку, девчонки организовали стирку. Когда закончилась стирка и принятие душа, все удобно устроились перед телевизором с уже привычным абаканским пивом. Оказывается, посмотреть телевизор тоже очень приятный отдых, особенно когда он наступает после активного. Все так расслабились, что идея ехать дальше на следующий день никого не прельщала. Но это временно, лишь до следующего утра.

Почему-то сейчас, собравшись вместе, мы часто вспоминаем эту простую квартирку в далеком Саяногорске. Не всегда в памяти людей откладываются какие-то грандиозные места или события, очень часто вспоминаются заурядные моменты прошлой жизни. И вот почему-то именно эта квартира чаще всего всплывает в наших разговорах и воспоминаниях. Может быть, находясь в простой обстановке жителей этого города, мы почувствовали себя ими и унеслись куда-то далеко от наших проблем, которыми мы живем постоянно. Саяногорск стал каким-то потайным углом, куда можно спрятаться от всего, что нас мучает и заставляет иногда плохо спать, как ребенок, чьи родители ругаются, прячется в шкаф за полы висящей одежды, чувствуя там какую-то защиту. Ощущая на себе сейчас давление большого города и усталости от рабочих дней, конфликтов и сложных решений, я в мыслях еду в эту квартиру в небольшом тихом городке на моем краю света, где меня никто не найдет.

Часть 5.

Утро встретило нас серостью. Прогноз неутешителен — дождь. Что ж, не в первый раз. Завтракаем произведением восточных изобретателей — лапшой и звоним хозяину квартиры. Он еще с вечера дал обещание свозить нас в сервис, чтобы выяснить причину горевшего «чека» на Шевроле.

Съездили в 3 автосервиса, и ни в одном нам, к сожалению, помочь не смогли. Удивило то, что во всех сервисах почему-то на причале только отечественный автопром, ни одной иномарки не встретили на ремонте. Может, они там не ломаются, или русские машины только обслуживают, или просто так совпало. Решили больше не пытать счастья. Тепло распрощались с отличным парнем из Саяногорска, обменявшись контактами, договорились помочь ему на иркутской земле, если там появится.

Из города, как обычно, выбрались по навигатору с курсом на цель нашего путешествия. Дорога от Саяногорска до С-Ш ГЭС очень живописная, однако все омрачал нудный дождь, хотя нам это не мешало останавливаться и отдавать должное изобретателю фотографии, делать памятные снимки.

Справа горы, слева Енисей. Чем-то напоминает сочинские серпантины. Ехали медленно, потому что все время пялились в окна.

Вот показалось какое-то гидросооружение. Девчонки, конечно, подумали, что это и есть наша цель и соответственно расстроились из-за немасштабных размеров чуда, но мы-то, энергетики, знаем, что перед С-Ш ГЭС расположена Майнская ГЭС.

Майнская ГЭС является контррегулятором Саяно-Шушенской ГЭС, сглаживая колебания уровня воды в Енисее, возникающие при смене режимов работы этой мощной ГЭС.

Кстати, поблизости в наличии форелевое хозяйство, где можно получить удовольствие от пойманной лично диковинной заморской рыбы. Особенно этот факт волновал мою любимую вторую половинку, так как эта кошка очень любит красную рыбу. Но, увы, погода вносит коррективы, наша замечательная фотосессия в не менее замечательном месте прервалась сильным ливнем. Пришлось ехать дальше, а дождь и не планировал заканчиваться. Все последующие остановки как героические вылазки.

И вот, медленно, из-за лесистой горы, появилась необъятная серая стена — тело рукотворного гиганта советской энергетики. Поначалу все приняли плотину за очередную гору, никак наш мозг не укладывал ее в свои рамки, но при приближении все встало на свои места. Миссия выполнена. Заезжаем на смотровую площадку с памятником первостроителям (вот это мужики были, все им по плечу). Дождь льет как из ведра, но народ присутствует, ходит туда-сюда, трет мокрые шкуры. Да честно говоря, дождь даже не навредил, весело, щекотно, только не очень хорошо пейзаж виден. Взялись за камеру.

Миниатюра: «работник станции ведет экскурсию»:

Местные девахи :)

Долгое время находиться под проливным дождем не выдержал даже наш крепкий энергохарактер. Пришло время ехать обратно. Купили, как положено, магниты в местной сувенирке и рванули назад. Ехать решили по той стороне Енисея, то есть по правой. Для этого пересекли плотину Майнской ГЭС и попали в Красноярский край. Ничего в этом нет удивительного, по левому берегу Енисея в этом месте Хакасия, а на правом Красноярский край. Погода в Красноярском крае сразу же начала улучшаться, тучи рассеялись, вылезло солнце. Дорога ничем особенно не удивляла. Правду сказать, природа вокруг поменялась. Такое ощущение, что административные границы регионов совпадают с природными и климатическими, горы сгладились и появился классический средне-русский пейзаж — поля и березовые перелески.

Ехать в пару немного поднадоело, поэтому решили немного разъехаться. Шевроле убежала вперед, а мы остановились, чтобы заснять курьезы пространства. Каким-то образом мы переместились на 2 тысячи км в одну секунду и оказались в 8 км от Саянска.

Вы, наверное, уже поняли, что никакой фантастики с нами не происходило, просто, оказывается, есть еще один Саянск в Красноярском крае. Как же не сфотаться.

Недалеко от въезда в Шушенское экипажи вновь объединились на заправке. Всем известно, чем знаменито это село. В определенное время здесь коротал ссылку вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Естественно, проезжая по селу, необходимо было навестить музей этого события, но что-то все опять проголодались и низменные чувства победили просвещение, поэтому остановились только на выезде.

Вскоре после Шушенского мы выехали на М-54, которая должна привести нас к Абакану через Минусинск. Обедать решили в уже понравившейся нам кафешке в Абакане. Так и сделали. Еще в программу посещения города включили поездку в супермаркет, так как вечером еще планировали хорошо отдохнуть на Беле (дом Жанны нас дожидался). Магазины, кстати, в Хакасии с очень приемлимыми ценами по сравнению с нашим городом.

До свидания Абакан.

На выезде из города нас проводили глазами сотрудники ГИБДД и скульптура неизвестного нам мастера.

Стоит отметить, что за все путешествие сотрудники ГИБДД нас ни разу не остановили. Даже в других регионах, нас с иркутскими номерами ни разу не проверили, просто скучно провожали взглядами, при этом постов было предостаточно. Наверное, летняя туристическая индустрия их подраслабила.

Вскоре дорога привела нас опять в край озер. На ходу созвонились с Жанной, договорились о ночлеге, при этом сама Жанна по условиям договоренности в домик не приезжала, ключи должны были лежать все под тем же столбиком, а мы, уезжая, должны были оставить деньги в оговоренном месте. Вот такой хороший доверчивый к людям человек — Жанна. Опять же по дороге созвонились с хозяйкой бани (брали ее телефон про запас). Когда все было на мази, и уже мы были спокойны за свое ближайшее будущее, остановились для фотосессии в интересном месте.

Ох уж эта Хакасия, красивая чертовка.

Так тепло и хорошо было этим вечером на хакасских просторах, что невольно хотелось петь.

На озере стояла слегка ветреная, но очень мягкая погода. Волны инопланетными красными бурунами накатывали на безлюдный берег. Все располагало к тихому вечернему времяпрепровождению. Тем более, соседей наших уже не было.

Однако последний день на озере мы намеревались посвятить другому.

В программу включили спортивные состязания с участием шумных болельщиков с горячим сердцем и холодным пивом в руках (догадайтесь кто кем был?).

Далее ватагой поперлись окучивать баню. Опять парились и ныряли в озеро, снова парились и снова ныряли. Пока не закончился лимит в рамках 500 рублей в час и силы. Позже состоялась очередная трапеза с задушевными разговорами и подведением итогов дня. Всех клонило в сон. Идем спать. Завтра в путь.

Часть 6.

Настал день прощаться с прекрасной республикой.

Проснувшись, наметили план действий. На сборы выделили один час, далее доезжаем до Дивногорска с остановкой на смотровой площадке, потом при въезде в Красноярск посещение парка отдыха «Роев ручей» и под конец дня поход на Красноярские столбы.

Собрались быстрее, чем думали, даже успели с Саней сбегать на прощание в Беле окунуться. Оставили деньги Жанне в условленном месте, закрыли домик и поехали с ветерком, погода стояла замечательная. Очень быстро как-то выскочили на М-54 и вклинились в мощный транспортный поток. Тут я вспомнил, что так и нет у нас ни одной фотки с древним курганом, так сказать, дань не отдали древним хозяевам Хакасии, однако больше на пути нам их не встречалось. Уже потеряв надежду, мы заметили вдалеке одиноко стоящую плиту, ну и, конечно же, увековечили это место в своих фотоальбомах.

Древний курган на фоне таких же древних дикарей.

Вскоре въехали в какой уже раз в Красноярский край. Появились лесистые холмы, серпантины и кафе с замученными медведями в клетках. В одном из таких мы хотели пообедать, однако завидев бедное огромное животное в клетке, изнывающее от жары, принципиально от идеи отказались. Может быть, бойкотируя такие места, мы вернем мишек в их привычную среду. Поэтому покушать решили где-нибудь в Дивногорске.

Перед Дивногорском мост через Енисей с видом на Красноярскую ГЭС. Остановились. Сооружение, конечно, С-Ш ГЭС поменьше, но все равно завораживает.

В Дивногорске прикупили кое-что и уточнили, как попасть на знаменитую смотровую площадку с царь-рыбой. Оказалось все просто — недалеко от города (в сторону Красноярска, как раз нам по пути) и вверх по серпантину. Кстати, серпантин в гору ничем не уступает серпантину в Култуке, который тоже со знаменитой смотровой площадкой только с видом на Байкал. Но нельзя не отметить положительные стороны красноярского серпантина, а это: широкая проезжая часть, хорошее асфальтовое покрытие и, что немаловажно, наличие аварийных съездов для большегрузов, у которых отказали тормоза или когда скользко зимой (Аварийные съезды представляют идущий на подъем тупик, продолжающий направление повернувшей дороги или примыкающий к ней под острым углом). У нас почему-то на хитровыделанной трассе Иркутск—Култук такого нет, хотя вещь элементарная, много полезного бы принесла.

Дорога эта нам очень понравилась. И вот по несложным приметам мы определили, куда повернуть к смотровой площадке.

Что сказать, место и вправду красивое, соответственно и количество снующих вокруг белоснежных невест зашкаливает неписанные нормы.

Я бы в таком красивом месте, может, даже и заночевал, так люблю красивые виды, но голодная толпа бандерлогов тянула меня что-нибудь сожрать, но и я сам был не против поживиться. Поэтому решили поехать в «Роев ручей», наверное, там есть приличное кафе, а то возле дороги кафе со скрытыми слоганами «Купи четыре беляша и собери кошку» не впечатляли.

Смотря на часы, мы с грустью поняли, что не попадем в этот раз на Красноярские столбы, а очень хотелось. Ну что ж, зато будет повод еще раз вернуться в эти края.

«Роев ручей» по своей сути оказался достаточно крупным зоопарком, вторым крупным зоопарком, где я побывал, после новосибирского.

Сразу же порадовала парковка — большая и дешевая (20 руб. за все время стоянки). Вход в сам зоопарк стоил порядка 250 руб. с человека. Гулять по парку с пустыми животами не решились, а то пришлось бы потом возмещать зоопарку ущерб за съеденного павиана или лемура. Для начала неплохо подкрепились в кафе на территории парка.

Площадь зоопарка действительно большая, при этом здорово смотрятся интересные ландшафтные решения и архитектура. Гулять вообще нескучно, помимо главных действующих лиц — животных, много интересного.

К примеру, вот такие банальные вещи:

У животных достаточно просторные и удобные для них вольеры.

Было приятно погулять по тенистым тихим аллеям после душной напряженной трассы.

Наслаждаясь при этом многовековым наследием животного мира планеты.

В целом очень приятное для души человека, близкого к природе, место. Что тут рассказывать, съездите и посмотрите, детей только не забудьте, для них там настоящий праздник.

Найдите на фотографии 8 лягушек:

Когда выходили из парка, уже было поздно. После неудачного прошлого опыта езды по Красноярску, решили тихо «тошнить» в правом ряду. Ехать нужно было через весь город в Солонцы к нашим очень гостеприимным друзьям. Но для начала нужно было заехать в супермаркет. Тут и начались приключения. Свернули с большой широкой улицы на второстепенную, где навигатор указал на нужный магазин. Купили все как хотели, сели в машины и поехали по тому же пути, как приехали. Дорога вроде пустая, вечер, машин мало. Смотрю по сторонам на людей, а они что-то нам кричат, и тут до меня начинает доходить, что улица-то ОДНОСТОРОННЯЯ, а мы против шерсти пилим. Короче, Саня успел проскочить и повернуть направо, а мне навстречу тем же путем, что мы приехали, выезжает машин 6-7. Как же мы так тупанули, видимо, дневная усталость берет свое. Улица узкая, везде припаркованные машины, двум машинам не разъехаться. Включаю заднюю и ищу карман для разворота, весь кортеж тянется за мной. Через 100-120 метров (показавшиеся бесконечными) я втерся в узкий карман, пропустив поток. Веселые красноярцы, проезжая мимо, улыбались, махали руками и кричали: «Привет иркутяне, мы вас сразу же узнали, даже не глядя на номера, вы там все так ездите». Вот такой очередной штрих внесли мы в доказательство отсутствия водительской культуры в Иркутске. Один единственный парень остановился и рассказал, где можно развернуться и попасть на ту дорогу, на которую повернул Саня. В очередной раз убеждаюсь в том, что много в Сибири хороших людей. Спасибо тебе, незнакомый дружище. Мы поехали по его совету, параллельно связались по рации с баламутом на Шевроле. Они отъехали недалеко, ждали нас, моргая аварийкой. В остальном дорога через сибирский миллионник прошла без приключений, и уже затемно мы прибыли в Солонцы.

Остаток вечера провели в компании любезнейших хозяев дома, с нашими рассказами о приключениях и дороге, под вкуснейшую закуску и расслабляющую выпивку.

Уснули моментально. Подъем запланировали на 11:00. Надо выспаться. Завтра дорога домой.

Часть 7 (заключительная).

Утро. Природа серая и понурая. Начинается дождь. В душе ощущение чего-то уходящего, недоделанного и грустного.

Короткий завтрак и прощание с хозяевами. Спасибо вам, дядя Саша и тетя Надя.

Выехали уже где-то в 12:00. Ехать решили до Саянска. И то поздно для преодоления 800 км за день.

Едем, молчим, даже при обгонах перестали рациями пользоваться.

Однако мы с Галчонком нашли о чем поговорить, начали подводить итоги поездки, как эмоциональные, так и материальные. Для начала обратились к бортовому компьютеру, который рассказал нам о том, что за последние 50 часов в дороге средняя скорость наша составила 57 км/ч (это видимо из-за ухабистых грунтовок), расход бензина 8,3 л/ 100 км, запас хода до следующей заправки 650 км. В остальном, как это модно в отзывах, подводя итоги, выяснили, что самая дешевая заправка обошлась нам в Красноярске по 27,3 рубля за литр 92 бензина, всего на бензин истрачено 7000 руб. (включая последнюю заправку до полного бака 1 час назад), на жилье порядка 3500 руб., плюс на все остальное (питание и развлечения) около 10 000 рублей, в конечном итоге вся поездка на нас двоих обошлась чуть больше 20 000 руб., за Саню считать не стал, его же деньги. Но все эти материальные расчеты несравнимы с диалогами о полученных впечатлениях. Эта неделя была столь насыщенна и интересна, что воспоминания о ней здорово подняли нам настроение. Да и, все-таки, мы ведь едем домой, а что может быть лучше возвращения на свою Родину.

Вот и погода настроилась. Солнце засветило в соответствие нашему настроению.

Договорились по рации, что будем останавливаться и отдыхать по 15 минут через каждые 150 км, а также выделили 2 получасовых промежутка на обед и ужин.

Первую остановку сделали перед Канском, интересное место не ускользнуло от круглого глаза камеры.

Далее, уже чувствуя пресс времени, решили ускориться. При этом используя рации, мы только задерживали себя тем, что были привязаны друг к другу радиосвязью и лишний раз не обгоняли. Поэтому решили разделиться (как в голливудском фильме ужасов или триллере про маньяка :)). Саня убежал вперед, а мы остановились на реке, названной в честь холодильника Бирюса (это юмор), чтобы искупаться. Не зря есть связь между двумя этими названиями, потому что вода в реке показалась очень холодной. Хотя народу на берегу было как в крещение Руси, скорее всего нам, изнеженным теплыми озерами Хакасии, вода казалась холодной. Накупался я всласть, желание спать сразу же отбило, чувство такое, что заново родился.

Следующий участок пути от Тайшета до Алзамая пролетел очень быстро, так как дорога широкая и ровная меньше 130-140 мы не ехали, но Саню все равно догнали только в кафе «У Петра». На этот раз места свободные были, и мы присели за столик, ожидая заказ. Отзывы об этом кафе действительно правдивые, все очень вкусно, меню разнообразное, порции большие. Поэтому просидели мы там около часа. Очнулись, поглядев на часы. Впереди был еще участок гравийки между Нижнеудинском и Тулуном, а мы еще до Нижнеудинска не доехали.

Подъезжали к Нижнеудинску опять в паре, рации не умолкали, после вкусного ужина все повеселели. В городе разбитых дорог прикупили разливного пива отметить приезд. Но кто же знал, что он будет так нескоро. К участку разбитой дороги подъезжали уже в темноте. Саня поехал медленно, объезжая каждую ямку, я же, сравнив сумму на ремонт подвески и разбитого лобового от летящих в стекло камней из под колес внедорожников и грузовиков, нажал на газ. В клубах пыли при практически нулевой видимости мы маневрировали между булыжников и ямами минут 30, а потом еще дожидались Саню. Тулун тоже не порадовал скоростной объездной, ехали через весь город очень долго. Наш сарказм по поводу дорог в глубинке крепчал. Остаток пути до Саянска пришлось в тяжелой вольной борьбе побеждать сон. Останавливались каждые 15 минут, обливались водой, прыгали, плясали, выглядели идиотами на трассе особенно для суровых дальнобоев. Галя всю дорогу разговаривала со мной о неинтересных для нее и интересных для меня темах, и все это при открытых окнах и громкой музыке. Так и доехали в 3-ем часу ночи на то же место, откуда отправлялись в путешествие. Расчехлились, выпили внеохотку уже купленное пиво и завалились спать.

Следующим утром мы проводили Саню с Наташей в Иркутск, а сами остались на некоторое время погостить в Саянске. Через 4 дня мы поехали отдыхать на восточное побережье Байкала, но это уже совсем другая история…

Спасибо, уважаемый читатель, за то, что вытерпел эту писанину до конца.

P.S. Дата и время на фотографиях корректны кроме года, естественно, мы фестивалили по Хакасии летом 2013 года, а 2003 год — это шутка фотоаппарата.