На букашке по острову, или Большой обзор пляжей Сардинии

05.11.2013 | 18564 просмотра

Сардиния — Корсика. 23.07.2013 г. — 27.07.2013 г.

Пролог

Италия нам нравится с самого первого путешествия: https://travel.drom.ru/11551/. В 2012 году мы посетили ее снова, но уже всей семьей. Отзыва не было, поскольку летали самолетом в Венецию на 2 недели, большую часть из которых пробыли на Адриатическом побережье близ Каваллино.

И вот зимой 2012 начали созревать планы новой поездки. Первоначально рассматривали Грецию (Закинтос), но ценник на размещение 5 человек как-то отпугивал, да и незнакомое место осваивать с 2 малышами как-то не очень хотелось. И тут супруга нашла фотографии сардинских пляжей с белым песочком и бирюзовым морем, на них и остановили свой выбор. Но все оказалось не так-то просто: пляжей много, а хотелось и белого песочка, и бирюзового моря, и чтоб не било по карману.

Путем долгой осады www.booking.com остановили свой выбор в местечке Байя Кадинас (Baia Caddinas) в районе Гольфо Аранчи (Golfo Aranci), забронировав апартаменты в 150 метрах от пляжа.

Гольфо Аранчи (Golfo Aranci)

Вид из апартаментов на залив Аранчи.

Выбирая место отдыха в Сардинии, столкнулись с одной проблемой: фотографии пляжей и моря в Гугл Мапс были всякие разные, где-то кислотные, где-то безликие, поэтому составить внятное представление о реальной картине красот Сардинии было сложно. Обзоров на тему Сардинии было не так много в сети. И тогда родился план: взять на острове в аренду машинку на неделю и объехать самые интересные и красивые места, в том числе заехать на Корсику, и запечатлеть все на пленку без прикрас, максимально приближенно к реальности! Да и тупить две недели на одном месте как-то не очень хотелось. На том и порешили.

О билетах и перелете

Прямых рейсов на Сардинию (Ольбия) из Питера нет, поэтому в декабре были приобретены билеты с одной пересадкой в Мюнхене, Люфтганзой. На 5 человек это обошлось в 60 000 руб. в обе стороны. Выбирали через www.skyscanner.com, платил с банковской карты по интернету напрямую через сайт Люфтганзы — так надежнее.

Технология полета следующая: в Питере регистрируешься за 23 часа до вылета на оба рейса сразу до Сардинии по интернету, сам выбираешь себе места и распечатываешь посадочные талоны на принтере (также можно и через мобильник зарегистрироваться и даже талоны не распечатывать). Это значит, что в очередь на регистрацию стоять не нужно, но нужно сдать багаж, а это делается в отдельной очереди за сдачу багажа. Багаж из пункта отправления летит сразу в пункт назначения, в Мюнхене при пересадке его не надо получать. Будьте внимательны к весу каждого чемодана — он не должен превышать максимально допустимый по тарифу билета (у нас было 23 кг.), иначе надо будет существенно доплачивать (159 евро за 3 кг.) или перекладывать багаж. Далее небольшая очередь на таможенный контроль при выезде из России, штамп в загранпаспорт о выезде. Затем предполетный досмотр и посадка в самолет.

В Мюнхене тебя встретит таможенник и поставит штамп в загранпаспорт о въезде в еврозону. Посадку в самолет до Сардинии уже нужно осуществлять прикидываясь европейцем как гражданин еврозоны, без таможенного досмотра. В Ольбии из самолета сразу за багажом и на волю. Отмечу, что посадка в Ольбии для многих удовольствие не из приятных: трясет и швыряет маленький бразильский Embraer как надо!

При вылете назад регистрация из Ольбии по интернету невозможна ни на один из рейсов. Необходимо за 2 - 1,5 часа до вылета прибыть в аэропорт, пройти регистрацию на стойке сразу на оба рейса до Питера и получить посадочные талоны, сдать багаж (причем автокресла и коляски сдаются в отдельном месте как спецбагаж, но получаешь их вместе с остальным багажом в Питере).

Везде пестрят объявления, что нельзя вывозить колбасу, мясо и пр. продукты, но нас это не особенно смутило, и пара Корсиканских колбасок таки попала нелегально в Россию-матушку. Однако аэропортовские изъяли у дочери из ручной клади сувенир в виде декоративной рогатки и хотели было его выкинуть в корзину, в которую обычно летит запрещенная вода, а также флаконы с духами (в Турции), но, выслушав мои доводы, сошлись на том, что можно снять резинку, а саму рогатку оставить, как не представляющую опасности.

По прилете в Мюнхен обратная процедура: строгий взгляд таможенника при выезде из еврозоны, штамп в паспорт, предполетный досмотр и посадка в самолет. Для некоторых — поход в Дьюти-фри.

О дьюти-фри

Еще прошлый отпуск в Италии открыл для меня один странный момент: товары в дьюти-фри дороже, чем в обычном итальянском супермаркете. Поэтому я, вооруженный знанием о такой подставе, закупил все, что мне нужно, в магазине, и отправил это багажом. Как оказалось — был абсолютно прав. Для примера: Martini Asti в магазине стоило 5,5 евро, а в дьюти-фри Мюнхена — 10,3 евро.

О визах

Это третья наша поездка в Италию, ранее нарушений не было. Все документы готовил и оформлял сам на основе информации с сайта визового центра Италии в Санкт-Петербурге. Подал за 30 минут. Получил годовые визы через 4 дня. Подавать для получения туристической визы надо не ранее, чем за 3 месяца до даты въезда.

О GPS

Куда ж сейчас без ЖПС? Сеть предлагает массу вариантов. Я остановился опять на IGO Primo. Закачал нужные карты и точки. Заранее ввел координаты тех точек, которые сделал в гугльмапс, создал на их основе все свои маршруты и по приезде только загружал необходимый мне маршрут.

На деле выяснилось, что IGO имел не самые подробные карты, кроме того некоторых новых дорог в нем не было, хотя данный недостаток был не особо критичен. Куда хуже было то, что айфон на держателе под стеклом через 20 минут на жаре начинал тускнеть и отрубался, поэтому большую часть времени лежал в теньке козырька торпеды.

Об аренде машин

Заранее арендовал машину на одну неделю по приезде и на один день перед отлетом. Детские кресла пришлось везти с собой, поскольку их аренда в прокатной конторе стоит, внимание, 24 евро в день — половину стоимости суточной аренды машины. Кстати, так делали многие. Кроме кресел с собой взял автоДВД для детишек на заднее сидение, держатель и автозарядку для телефона.

В 50 метрах от аэропорта Ольбии стоит здание, в котором расположены конторы по автопрокату, их там штук 20. Подойдя к стойке компании, где бронировал машину, с удивлением услышал, что надо оставить залог на кредитной карте 2500 евро. Такой суммы я там не держал, поскольку в прошлом году, при аренде машин в аэропорту Венеции, никаких денежных сумм не блокировалось вообще, соответственно, я наивно полагал, что и здесь будет также. Был жестко обломан. Поэтому пришлось идти ловить такси. Стоимость такси из Ольбии до Гольфо Аранчи составляет 50 евро за 20 километров.

При аренде второй машины, которую я брал за сутки до вылета, пришлось заблокировать на кредитке 1200 евро. Служащий прокатной конторы обещал, что через 1-2 дня деньги будут разблокированы, но на самом деле их разблокировали только через неделю. И это еще хорошо, а то некоторым, как я узнал потом, деньги возвращают на карту аж через месяц! Так что будьте осторожны с прокатными конторами.

Когда заселились в апартаменты, то представитель принимающей стороны дал контакт местной конторы по аренде машин. Русские ребята, с которыми я в первый же день познакомился, сказали, что эта контора нормальная, они там сами брали машину, надо лишь дать представителю конторы данные кредитной карты, с которой при наступлении какого-либо ущерба она снимет 500 евро независимо от размера ущерба. Правда, стоимость подороже, чем в аэропорту: 70 евро в день против 40. Девушка из прокатной конторы по имени Валери оказалась деловой и честной. Когда выяснилось, что я оставил в машине держатель для ДВД, она пообещала вернуть его мне. И действительно, в октябре я получил бандерольку со своей деталькой.

О машинах

Hyundai i10 (пробег 5500 км) - на нем мы неделю ездили по островам. Оставил очень хорошее впечатление: при моих 185 см вполне удобная посадка, собранный, не валкий, с достаточно энергоемкой подвеской, которая не бухала по ухабам, четкая коробка переключения передач, отличная тяга на низах, внятное сцепление и прогнозируемое поведение на дороге. Одним словом, в этой рабочей лошадке комфортно, привыкать к нему после Аккорда абсолютно не пришлось. Конечно, полную машину людей по горам возить ему было тяжеловато, особенно с обгоном было туго, но он с честью выполнил свою миссию, за что ему огромный респект.

Peugeot 208 (пробег 4300 км) — взяли в аренду на сутки, на ней же уезжали в аэропорт. Этот — полная противоположность Hyundai: к нему надо привыкнуть, на низах не тянет — любит пооборотистее, сцепление сложно угадываемое — надо улавливать, руль маленький спортивный — острое управление, коробка с длинным ходом рычага, подвеска рассчитана на хорошие дороги, так как все стыки и колдобины отдаются неприятным гулом, сильно укачивает пассажиров. Но и у него я нашел свои положительные черты: очень удобные сидения, на заднем сидении для 3-х человек места на несколько сантиметров в ширину больше. После 4500 оборотов и где-то до 6000 двигатель издает звук гоночной машины. Хотя, может, он был сломан :), но удовольствие крутить его до отсечки доставляло. Плюс на хорошей горной дороге приятно погонять в меру возможностей машины, которая четко входит в поворот с приятным ревом.

О русских

Русских видели почти везде, но в единичных количествах, люди нормальные, ничем особым от всех не отличались, разве что некоторые выдавали себя при чихании — слышно было на всю округу :)! Пьяных или конфликтных не встречали. Местное население относится к русским нормально, из разговоров понял, что это для сардов хорошие и щедрые туристы. А вот немцев на удивление немного. Из иностранцев в основном французы (с Корсики, наверное).

О Сардинии

Сардиния — второй по величине остров Средиземного моря, автономный регион Италии. Остров расположен по соседству с Корсикой от которой его отделяет полив Бонифаччо. Регион Сардинии, столицей которого является город Кальяри, разделен на восемь провинций: Кальяри, Сассари, Нуоро, Ористано, Ольбия-Темпио, Ольястрa, Карбония-Иглезиас и Медио-Кампидано (фото с сайта www.arst.sardegna.it). Нам удалось посетить 4 верхние провинции.

С дороги это выглядят приблизительно так:

Нигде не видно следов запустения, наоборот, повсюду пасутся козы, овцы, коровы.

В общем и целом остров живет нормальной жизнью.

В городках чисто и красиво.

Очень густая растительность, особенно на Costa Smeralda,

много пальм,

кактусов,

и цветов.

Люди доброжелательные, всегда помогут незнакомому человеку.

О дорогах

На Сардинии дороги не в самом лучшем состоянии. Конечно же, ям и колдобин на автомагистралях нет, но, тем не менее, много мест с не очень хорошим покрытием. Все дороги на острове бесплатные. Автомагистраль с двумя полосами в каждую сторону и разделительным барьером только одна — SS131, она соединяет крупнейшие города острова.

Все остальные магистрали узкие, едва хватает места разъехаться грузовикам.

Более того, при планировании маршрута надо учитывать, что то время в пути, которое показывает гугльмапс, в реальности будет больше, поскольку иногда попадаются тормознутые водители, которых трудно обогнать, в результате чего средняя скорость падает. Итальянцы повсеместно нарушают правила скоростного режима: там, где ограничение в 90 легко могут ехать 120, в тоннелях, где 30 — едут 80. На SS131 однажды видели полицейскую засаду — стояли несколько полицейских с радаром. Имеются также и камеры видеофиксации, но их немного. Поскольку в Сардинии гористая местность, то и дороги соответственно постоянно петляют. Много грунтовых дорог. Есть даже поворот на Тулу.

О ценах и продуктах

Поскольку мы арендовали апартаменты, то это подразумевало самостоятельное обеспечение себя продуктами. Мы закупали продукты в Ашане (в Ольбии) и в супермаркете Sisa, около апартаментов. Цены в Ольбии процентов на 10 больше чем в остальной Сардинии (как мне объяснили это связано с тем, что Ольбия это портовый город) и процентов на 15-20 больше, чем в материковой Италии. Цены в ресторанчиках в среднем такие: пасты 9-13 евро, мясные блюда 16-25 евро, пицца 6-12 евро, кофе 1-1,3 евро, бокал молодого вина — 2 евро. Из сардинских продуктов следует отметить прежде всего их фирменный сыр пеккорино (pecorino sardo), который бывает разной степени зрелости. На мой вкус хорошим можно считать молодой пеккорино, он хорошо у нас шел под белое вино. А те сыры, выдержка которых дольше 2-х лет, уже попахивают сырым подвалом у бабушки в деревне, и есть их мне как-то было не очень комфортно. Еще одним пиарным товаром является миртовый ликер, им забиты все магазины. По вкусу напоминает низкопробное пойло с легким миртовым привкусом, жаль, что потратил на него 10 евров. Из вин я бы отметил Vermentino di Gallura — белое, легкое, сухое, очень распространенное. Также повсюду продаются сухие тонкие хлебные лепешки, по ощущениям напоминают чипсы, имеют солоноватый вкус, у детишек пользовались популярностью. Из сладостей, в отличие от венецианских кантучини в прошлом году, почти ничего не понравилось. Еще одну интересную штуку я обнаружил в магазине, называется Crema Chef Pasticcera, по вкусу это яичный крем, который иногда добавляют в выпечку. Дети просто пищали от восторга, уминая его вместе с булочками. Кстати на Сардинии также продают мороженное с яичным кремом — очень вкусное в аэропорту. Еще с одной удивительной вещью столкнулся, когда купил мороженное со вкусом ликвириции (liquirizia) — это мороженное было с анисом и вкусом сиропа корня солодки (есть такое лекарство от кашля). И действительно, это был сироп из солодки, более того, он повсюду продавался в магазинах, да еще и под разными брендами. Грушевый сок (pera) известного итальянского бренда — просто восхитителен, как и в прошлом году пили исключительно его. А вот в России этот бренд выпускает такой же сок, но по вкусу он сильно отличается в худшую сторону: я специально это проверил! А что касается пиццы, то она разная, бывала вкусная, а бывала — не очень, поэтому стали брать только в одном месте, где пицца готовилась в печи на углях, и была очень вкусная.

О маршрутах

В ГуглМапс создал карту тех точек, которые хотел посетить. Получилось приблизительно следующее:

План содержал несколько маршрутов:

—Corsika (280 км);

— Oristano (OR) — 428 км ;

— Nuoro (NU) — 240 км;

— Sassari (SS) — 426 км;

— Olbia (OT) — 130 км.

О море

Как я и обещал в предыдущем отчете, следующий отпуск за рубежом мы с детьми провели на Адриатическом море рядом с Венецией. Все было замечательно.

Что касается Сардинии, то ее восточное побережье омывается Тирренским морем. Это море очень соленое, аж глаза щиплет. Дети отказывались купаться, если имелись мелкие ранки. На западном побережье менее соленая вода, так как море уже Средиземное. В остальном — непередаваемой красоты цвет, небольшие волны почти везде, приятный песочек или красивая галька, чисто и прозрачно, ни медуз, ни прочих тварей нет (по крайней мере, в то время, когда мы были). Одним словом — супер!

Одна беда у итальянских морей — они морем не пахнут! Я привык с детства на Азове, да на Черном, вдыхать их специфический морской запах. Но в Италии даже по горло в воде ничем не пахнет…

О пляжах

Пляжей — уйма! Есть песчаные светло-серого, желтого, красного, розоватого, темно-коричневого цветов, с крупным и мелким песком; есть ракушечные, где ракушки с ноготь, а есть — где с ладонь; есть галечные, где камешки размером с фасоль, а есть — где размером с мячик, а есть, в конце концов, с камешками, по размеру и форме похожим на рисовые зернышки! В общем, на любой вкус и цвет.

Вот о них-то хотел бы подробнее рассказать. Я уже писал о том, что по части фото Сардинских пляжей царит полный хаос, поэтому все фотографии, представленные в данном отчете, не проходили обработку фотошопом или иными редакторами. На широком объективе стоял поляризационный противобликовый фильтр. Я не профессионал в фотографиях, поэтому прошу особо камни не кидать. Помимо этого надо учитывать, что я лишь даю описание определенной части пляжа, которая была доступнее всего, поэтому не исключено, что многие пляжи очень разные на своем протяжении, например та же La Cinta — 5 километров — все не перепробуешь!

Цвет песка на всех пляжах, где мы были, никак не дотягивает до белого: от светло-светло серого, до желтоватого и красноватого. Это можно заметить на некоторых снимках, где в кадр попала кепочка моей дочери, или белое полотенце. Об условной белизне пляжей в какой-то мере можно говорить лишь про галечные в Стинтино.

Опытным путем было установлено, что красота морской воды зависит от времени дня и наличия солнца: самые обалденные виды с 12 до 15 часов дня в ясную солнечную погоду, а утренние и вечерние снимки — вполне обычная вода. Все яркие цвета моря на моих фотографиях немного тусклее, чем на самом деле. В действительности цвета моря ярче и насыщеннее, а уж если надеть темные очки с поляризацией, то реальные виды становится вообще шедевральными!

Повсеместное явление — черные, которые все время что-то продают, где-то навязчиво, где-то — не очень.

Что касается волн и ветра, то здесь, наверное, многое зависит от места расположения пляжа: если в бухте, то не так много, а если на открытом просторе, то больше. Не исключено, что мы попали в хорошую погоду (2 недели 29-33 градуса и ни одного дождя :)) и особых волн не увидели. Хотя в сети есть информация, что некоторые пляжи позиционируются как виндсёрферские, в частности La Caletta или  Porto Pollo .

Заметна тенденция: чем лучше дорога к пляжу, тем он популярнее, больше, обустроеннее и красивее. На очень многих пляжах платная парковка — 1-2,5 евро в час. Там, где запрещено парковаться, даже на грунтовой дороге с соответствующими знаками, - лучше этого не делать: полиция проводит регулярные рейды и укладывает под дворники пачки квитанций.

Намеренно старался не приводить много общей и исторической информации о местах, чтобы не перегружать повествование многабукфами. В сжатом виде факты и собственные ощущения. Для каждого пляжа указаны ЖПС метки.

ПЛЯЖИ В ПРОВИНЦИИ ОЛЬБИЯ-ТЕМПИО.

Spiaggia Va, Golfo Aranci. GPS 41.001302, 9.608218

(Пляж 5, Гольфо Аранчи)

Большинство пляжей в заливе Аранчи обозначено просто римскими цифрами I-V.

Пляж 5 — это пляж, на котором мы провели большую часть времени, поскольку он был расположен рядом с апартаментами.

Отсутствие волн, светло-светло серый, местами желтоватый мелкий песочек как на пляже, так и в море, прозрачная вода бирюзового цвета, плавное понижение морского дна, бесплатное место для парковки недалеко от пляжа, супермаркет и пиццерия в пределах 300-500 метров от пляжа. Протяженность около 70 м.

У этого пляжа есть особенность: берег и дно как будто усыпаны блестками.

На деле оказывается, что это маленькие кусочки слюды.

А это соседний Пляж 4 (Spiaggia IVa) — слева, за камнями, протяженностью около 100 м: и песочек покрупнее, и бережок погрязнее.

Cala Sabina, Golfo Aranci. GPS 41.010609, 9.585957

(Кала Сабина, Гольфо Аранчи)

Чтобы попасть на этот пляж надо пройти в арку под железной дорогой. На выходе из арки открывается вид на бухту Сабина. Очень красивое место. Протяженность пляжа чуть больше 100 метров. Отсутствие волн и ветра, светло-светло серый мелкий песочек как на пляже, так и в море, прозрачная вода бирюзового цвета, плавное понижение морского дна, небольшое кафе, бесплатное место для парковки в 50-100 м от пляжа, от магистрали до пляжа идет грунтовая дорога около 1 км по безлюдной местности.

Так «видит» этот пляж айфон 4:

но нас не обманешь…!

Marinella, Golfo di  Marinella. GPS 41.004759, 9.553395

(Маринелла, Залив Маринелла)

Залив Маринелла сам по себе уже примечательное место лишь тем, что в 3 км от одноименного пляжа расположена вилла Чертоза Сильвио Берлускони.

Протяженность пляжа Маринелла около 600 метров. Отсутствие волн и ветра, средней крупности серый песок, прозрачная вода бирюзового цвета, плавное понижение морского дна, небольшое кафе, бесплатное место для парковки в 30 м от пляжа.

Ira, Porto Rotondo. GPS 41.026718, 9.532259

(Ира, Порто Ротондо)

Протяженность пляжа Ира около 150 метров. Отсутствие волн и ветра, поскольку пляж сильно зажат бухтой, нет вида на открытое море, крупный серый с желтоватым песок на берегу и мелкий — на дне, прозрачная вода бирюзового цвета, плавное понижение морского дна — метров 15 от берега чуть выше, чем по колено, затем метров 50 понижение по плечи, небольшое кафе, бесплатное место для парковки в 70 м от пляжа. Фотографировали с утра, так как целенаправленно ехали искупаться там, поэтому особых бирюзовых видов не запечатлено, но они есть! Инфа 100%.

А это песочек с морского дна: почувствуйте разницу!

Rena Bianca, Olbia, Near Portisco. GPS 41.047236, 9.524153

(Рена Бьянка, Провинция Ольбия, недалеко от Портиско)

Протяженность пляжа Рена Бьянка около 300 метров. Небольшая бухточка, очень мелкий светло-серый песок, прозрачная вода бирюзового цвета, небольшая закусочная, парковка в 300 метрах от пляжа — платная — 1,5 евро, однако большинство проезжает на свой страх и риск практически к пляжу — там стоянка запрещена, хотя места достаточно много. К пляжу от автомагистрали ведет пыльная грунтовая дорога, протяженностью около 500 метров, поэтому чистым дойти от пляжа до парковки можно и не мечтать.

Liscia Ruja. Arzachena. GPS 41.07134, 9.52881

(Лиша Руйя, Арцакена)

Говорят, что пляж Лиша Руйя розовый, но по мне, так его назвать розовым можно с большой-большой натяжкой в целях привлечения дополнительных туристов. Пляж отличает крупный песок с мелкими гладкими камешками наподобие битого кирпича, что придает ему тот самый оттенок. Вдали напротив виднеются катера, которые периодически создают небольшие волны. Указателей на пляж с автомагистрали нет, пришлось терроризировать расспросами местное население. Дорога к пляжу от автомагистрали грунтовая, около 1 километра (по пути мы даже случайно заехали на пляж Петра Руйя (Petra Ruja). Парковка платная (2 евро в час), расположена в 150 метрах от пляжа, прямо на земле между деревьев. Вода чистая, теплая, с зеленоватыми оттенками. Море закрытое. Спуск в море пологий, но имеет небольшое углубление вначале, поэтому надо быть аккуратно с маленькими детьми. Протяженность пляжа около 700 метров, народу немного. Есть кафешка.

На морском дне более крупный песок.

Piccolo Pevero, Golfo Pevero. GPS 41.114401, 9.540230

(Пиколо Певеро, Арцакена, Гольфо Певеро)

Пляж Пиколо Певеро длиной около 100 метров, зажат в небольшой бухте. Платная парковка в 50 метрах. Красивое, теплое, бирюзовое море без волн и ветра с яхтами неподалеку. Крупный серый песок. Вокруг все в цветах.

У этого пляжа есть старший собрат: Grande Pevero. Однако до него надо пройти от бесплатной парковки около 300 метров через гору, что в наши планы не входило.

Baja Sardinia, Arzachena. GPS 41.140316, 9.481059

(Байя Сардиния, Арцакена)

Пляж Байя Сардиния расположен в местечке с соответствующим названием. Это бухта, внутри которой небольшой, около 250 метров, аккуратный пляж, который в интернетах иногда позиционируют как розовый, что не соответствует действительности. Если точнее, то цвет крупного песка имеет скорее желтый оттенок, чем розовый. Есть небольшая бесплатная парковочка, но к 9 утра в будний день она уже заполнена. Море закрытое, имеет плавное понижение морского дна. Волны только от проходящих катеров. Вода прозрачная, теплая, с красивой бирюзой в сиесту. Спуск к пляжу прямо с автодороги. Вокруг много зелени. Есть кафе и пункт проката лодок.

Porto Taverna. GPS 40.859195, 9.653471

(Порто Таверна)

Пляж Порто Таверна находится в одноименном городке и открывает следующий день наших поездок по северной части восточного побережья Сардинии, вплоть до провинции Нуоро. Протяженность пляжа Порто Таверна около 700 метров.  Очень крупный, серый с желтоватым песок, прозрачная вода бирюзового цвета (утром были, поэтому на фото бирюзы не видно), плавное понижение морского дна, небольшое кафе, платная парковка в 20 м от пляжа. Волны и ветер отсутствуют, поскольку пляж находится в бухте, а напротив него в каких-то 4,5 км находится остров Таволара (Isola Tavolara), который перекрывает  вид на открытое море. Вообще надо отметить, что остров Таволара виден очень со многих пляжей северной части восточного побережья, в том числе и с «нашего» пляжа в Гольфо Аранчи.

Capo Coda Cavallo, San Teodoro. GPS 40.840336, 9.722513

(Капо Кода Кавалло, Сан Теодоро)

Пляж, расположенный на мысе лошадиного хвоста, а именно так переводится с итальянского Capo Coda Cavallo, почему-то очень сильно пиарится и на Сардинии, и в интернетах. Только этим было обусловлено наше желание посетить данный пляж. Однако суровая реальность началась еще где-то за километр до пляжа в виде жуткой, пыльной грунтовой дороги, по которой можно ехать не более 15 км/ч.

Далее была такая же пыльная платная парковка, затем около 100 метров по тропинке и перед нами узкая (метров 20) полоска крупного, очень грязного, серого с желтым песка, протяженностью около 600 метров.

Море прозрачное, вода бирюзового цвета, дно замусорено, понижается плавно, небольшое кафе около платной парковки (1,5 евро в час). Волны и ветер отсутствуют, поскольку пляж находится в бухте, а напротив него расположены 2 острова: Молара (Isola Molara) и вездесущая Таволара (Isola Tavolara), которые закрывают вид на открытое море.

Этот пляж оказался самым неудачным из тех, которые мы посетили.

La Cinta, San Teodoro. GPS 40.785665, 9.671064

(Ла Чинта, Сан Теодоро)

Безусловно, Ла Чинта это одна из жемчужин Сардинии! Мельчайший светло-серый песочек, плавное понижение морского дна, прозрачная теплая вода бирюзового цвета как магнитом притягивают сюда народ отовсюду. Места всем хватит, поскольку протяженность пляжа La Cinta около 5 километров! К пляжу проложена отличная асфальтированная дорога, которая упирается в огромную платную парковку (1,5 евро в час), расположенную у начала пляжа, в 30 метрах от него. Естественно, что чем дальше от парковки, тем меньше отдыхающих на пляже (около парковки в будний день яблоку негде упасть). Отсутствие волн и ветра, несмотря на открытое море. Несколько небольших кафе (в одном из них капучино стоил 5 евро…).

Isuledda, San Teodoro. GPS 40.763377, 9.692371

(Изуледда, Сан Теодоро)

Очень красивое море! Крупный светло-серый песок. Бесплатная парковка расположена в 200 метрах от пляжа. Перед полоской пляжа находится лиман, грязного вида. Понижение морского дна также более крутое, чем на Ла Чинте. Вода  прозрачная, теплая, изумительного цвета. Протяженность пляжа около 400 метров. Отдыхающих не слишком много. Волны небольшие, несмотря на открытое море. Кафе не обнаружено.

А вот здесь цвет моря более приближен к действительности!

Лиман перед пляжем.

AgrustosBudoni. GPS 40.71818, 9.71321

(Агрустос, Будони)

Этот пляж с не менее красивым, чем Изуледда, и очень открытым морем. Его особенность в резком понижении морского дна — в 5 метрах от берега взрослому по шею. Светло-серый песочек чуть покрупнее, чем на Ла Чинте.  Бесплатная парковка расположена в 200 метрах от пляжа. С парковки пляж не виден — сплошная стена камышей. Вода прозрачная, теплая, с зеленоватыми оттенками. Протяженность пляжа Агрустос около 800 метров. Отдыхающих не слишком много. Волны средние. Кафе не обнаружено.

Немного отступлений: Корсика (Франция)

Учитывая, что Корсика от места нашей дислокации находилась всего-то в 90 км, упустить такую возможность побывать там было бы крайне неразумно.

О пароме

Сардинию от Корсики отделяет пролив Бонифаччо (Bonifacio), длиной около 19 км. Между островами налажено паромное сообщение от MOBY: 3 парома в день туда и обратно. Паром идет один час из Санта Тереза ди Галура (Santa Teresa di Gallura) до города Бонифаччо. Берет на борт несколько десятков автомобилей и кучу пассажиров. На сайте пишут, что надо приехать за 90 минут до отправления, но на самом деле достаточно быть за 30 минут до отправления на месте погрузки. Хотя с другой стороны, если ты хочешь гарантированно попасть на борт, то надо приехать пораньше: не исключено, что опоздавшим может банально не хватить мест. При раннем бронировании автомобиль до 5м с 5 пассажирами обошелся нам в 128 евро туда-обратно. После оплаты на сайте билет распечатываешь с интернета и его достаточно предъявить в Италии человеку, который непосредственно запускает машины с причала на борт. Однако при посадке на Корсике, на распечатанный билет из интернета надо еще в кассе поставить штампик — иначе не пускают. При погрузке на паром куча народу показывает кому, когда и куда надо ехать, так что ошибиться невозможно. На пароме машины остаются внизу, а пассажиры поднимаются наверх, где имеется внутренний зал с буфетом, столиками и креслами, а также открытая верхняя палуба.

Бонфаччо (Bonifacio)

Корсика встречает очень красивым городом Бонифаччо, часть построек которого стоит на краю отвесной скалы

Городок очень небольшой: около километра в длину и метров 200 в ширину в основной части. Расположен вокруг гавани, в которую приходит паром.

Паром приходит в Бонифаччо в 11:00. Наша попытка перекусить в ресторанчике "У Франциса" (Chez Francis) не увенчалась успехом, поскольку он начинал работать только в 12 часов, как, впрочем, и большинство остальных в этом городе, о чем я узнал у владельца ресторанчика на смеси французского, английского и итальянского языков.

В городе есть пара супермаркетов, в один из которых (Spar) мы и зашли. Нам показались интересными корсиканские вялено-копченые колбаски (висели на соответствующем стенде корсиканских продуктов отдельно) и мы приобрели на пробу три вида. Как позже оказалось, их вкус был весьма специфичен и никому из нас не понравился.

Из Бонифаччо я изначально планировал доехать до Солензары, а от неё вернуться обратно через горный хребет с очень красивыми видами. Однако в Солензаре навигатор показал, что путь длиною 80 км займет три с лишним часа, поэтому было принято решение возвращаться обратно по той же дороге через Порто-Веккьо, чтобы успеть на паром к 17:00.

По пути назад заехали на пляж в городке Фавон (Favone) GPS 41.77408, 9.39595, где поели вкуснейшего мороженного, и сделали несколько фотографий.

Корсика нам очень понравилась. Несмотря на некоторую похожесть, она отличается от Сардинии. Было какое-то ощущение, что это такое место, где надо побывать еще раз, с чувством, как говорится, с толком, расстановкой. Не знаю, может такая эйфория возникла тогда от того, что Корсика была первым большим маршрутом из предстоящих, а может она действительно так хороша, что стоит ей уделить еще недельку как-нибудь… Время покажет.

ПЛЯЖИ В ПРОВИНЦИИ НУОРО.

La Caletta, Siniscola. GPS 40.606612, 9.750422

(Ла Калетта, Синискола)

Синискола — также одно из известных мест пляжного отдыха на Сардинии. Пляж Ла Калетта находится в одноименном городке. Протяженность пляжа La Caletta около 2 километров, далее, насколько я понял, следует пляж Санта Лючия. Ширина пляжа — около 50 метров, что не так уж мало. Народу немного. Очень открытое красивое бирюзовое море. Хороший ветер. Мы были около самого начала пляжа со стороны городка. В паре километров дальше в море виднелось достаточно много кайтеров. На границе пляжей даже есть кайтерская школа. Мелкий, светло-серый песок, плавное понижение морского дна. Вдоль пляжа есть несколько парковок. Мы были на самой первой, и самой маленькой, бесплатной, в 20 м от пляжа.

Capo Comino, Siniscola. GPS 40.540853, 9.801553

(Капо Комино, Синискола)

Капо Комино представляет собой крайнюю точку восточного побережья Сардинии. Белый песчаный пляж Капо Комино начинается от городка S'ena E Sa Chitta и заканчивается приблизительно в 1,5 километрах от него. Характерной чертой этого пляжа являются небольшие песчаные дюны и кусты можжевельника. Мы были около самого дальнего от Сена э Са Китта края пляжа. Парковка там огромная и бесплатная, но находится в 400 метрах от моря. Есть также и другие парковки, более близкие к морю. Есть развальчик с пляжными вещами и неграми, а также небольшая закусочная на колесах. Пляж относительно безлюдный. Очень мелкий серый песок, однако, он не такой чистый как на Ла Чинте, повсюду вкрапления мусора природного происхождения, но к счастью не так много, как на Капо Кода Кавалло. Очень спокойное красивое море с очень плавным понижением морского дна, что очень подходит малышне. Приятное тихое местечко, окруженное можжевеловыми зарослями, под аккомпанемент цикад.

ПЛЯЖИ В ПРОВИНЦИИ ОРИСТАНО.

Провинция Ористано это западная часть Сардинии, соответственно пляжи относятся к Средиземному морю. Вода здесь менее соленая, по сравнению с Тирренским морем, но немного более холодная, поскольку дует тот самый мистраль — сильный и холодный северо-западный ветер.

San Giovanni di Sinis, Cabras. GPS 39.881169, 8.436952

(Сан Джованни ди Сини, Кабрас)

Сан Джованни ди Сини — обычный ничем особо не примечательный песчаный пляж, разве что за исключением соседствующих с ним развалин древнего города Таррос (Tharros) и башни Torre Spagnola. Протяженность пляжа San Giovanni di Sinis около километра, на севере пляж упирается в городок с аналогичным названием. Людей мало. Открытое красивое бирюзовое море. Ветра нет. Крупный  серый песок, плавное понижение морского дна, местами камни. Вдоль пляжа есть несколько бесплатных  парковок. Кафешек не обнаружено.

Is Arutas, Cabras. GPS 39.95271, 8.40159

(Из Арутас, Кабрас)

Из Арутас это, безусловно, одна из жемчужин Сардинии. Это тот самый «рисовый» пляж. То есть под ногами у вас не песочек, не ракушечник и не галька в обычном понимании этого слова, а мелкие камешки, по форме и размерам напоминающие рисовые зернышки. Выглядит вживую действительно интересно. Пишут, что эти камешки нельзя вывозить под угрозой наказания, но я не проверял. Ходить по такому пляжу тяжело, поскольку ноги по щиколотку увязают в «рисе». Говоря об Из Арутасе, надо отметить, что это несколько пляжей от Mai Moni до Mari Ermi, общей протяженностью около 6 километров. Окружающие виды представляют собой картину иссушенной пыльной земли.

Тот пляж, на котором остановились мы, был самый северный. Отдыхающих много. Море открытое, прохладно-бодрящее, прозрачное и очень красивое! Спуск в воду относительно крутой и понижение морского дна также очень резкое, поэтому надо хорошо контролировать детишек, которые, кстати, не очень хотели купаться из-за прохладной воды. Протяженность этого пляжа — 500 метров. Парковка большая, асфальтированная, в 100 метрах от моря, 3,5 евро за 2 часа, хотя неподалеку можно было и бесплатно в пыли поставить машину. При выходе с пляжа — бесплатный душ с соленой морской водой, чтобы смыть камешки. Есть кафешка.

Mari Ermi, Cabras. GPS 39.968164, 8.399053

(Мари Эрми, Кабрас)

Все, что было сказано для нашего пляжа Из Арутас, применимо и к пляжу Мари Эрми. Отличие состоит лишь в том, что здесь в полосе прибоя «рис» смешан с серым песком, более пологий спуск к морю и нет душа.

S'Arena Scoada, San Vero Milis. GPS 40.017262, 8.414269

(Сарена Скуэда, Сан Веро Мили)

Пляж Сарена Скуэда находится в одноименном городке. Протяженность пляжа S'Arena Scoada около 300 метров. Отдыхающих — умеренно. Очень открытое красивое прозрачное бирюзовое открытое море. Небольшой ветер. Мелкий, серенький песочек, плавное понижение морского дна. Парковок как таковых нет, поскольку над пляжем сразу идет улица и стоят домики, очевидно, для отдыхающих. Пришлось к одному из них внаглую запарковаться на некоторое время.

Putzu Idu, San Vero Milis. GPS 40.030254, 8.405828

(Путцу Иду, Сан Веро Мили)

Протяженность пляжа Путцу Иду, расположенного в городке с одноименным названием, около километра. Волн и ветра мало, поскольку пляж зажат бухтой, относительно открытое море. Очень мелкий серенький песочек, очень плавное понижение морского дна, вода бирюзового цвета, загрязнена водорослями. Есть большая набережная вдоль пляжа, за которой проходит дорога с платными местами для парковки. Пляж не очень чистый, отдыхающих немного.

Лужа через дорогу от пляжа, в которой кучкуются фламинго.

Rocca Tunda, San Vero Milis. GPS 40.042154, 8.41995

(Рокка Тунда, Сан Веро Мили)

Протяженность пляжа Рокка Тунда, расположенного в городке с одноименным названием, около 2 километров. Ветрено, волны средние, море открытое. Крупный серый песок. Пляж и море сильно загрязнены водорослями. Местами берег сплошь состоит из водорослей. Цвет моря очень яркий и красивый, понижение морского дна плавное. Парковаться пришлось в городке, около какого-то дома. Отдельной парковки и кафешки не обнаружили. Отдыхающих мало.

ПЛЯЖИ В ПРОВИНЦИИ САССАРИ.

Ezzi Mannu, Stintino. GPS 40.879774, 8.262561

(Эцци Манну, Стинтино)

Пляж Эцци Манну сразу удивил резким контрастом со всеми до этого уведенными нами пляжами, поскольку он галечный. Но галька эта, в отличие от черноморской, очень красивая: гладкие, небольшие белые камешки. Протяженность пляжа около 2 километров, пляж дикий, грязный и необустроенный. Имеется достаточно большой кемпинг. Отдыхающих мало. В районе кемпинга есть какая-то кафешка. Парковки как таковой я тоже не обнаружил — машины все ставят вдоль дороги, где придется. Дорога к пляжу грунтовая. Море чистое, несмотря на периодически выбрасываемые на берег водоросли, прозрачное, очень открытое и красивое. Понижение морского дна — среднее. К сожалению, мы были утром, поэтому не удалось получить фото с бирюзовой водичкой.

Le Saline, Stintino. GPS 40.906613, 8.235711

(Ле Салине, Стинтино)

Пляж Ле Салине, также как и Эцци Манну, галечный. Однако, отличается от последнего  тем, что к нему удобный подъезд по асфальтированной дороге, несколько больших платных и бесплатных парковок, пляжные развлечения, местечко для перекуса. Народу много. Протяженность пляжа не менее 2 километров. Море чистое, прозрачное, открытое и красивое. Понижение морского дна — резкое.

La Pelosa, Stintino. GPS 40.966901, 8.208567

(Ла Пелоза, Стинтино)

Ла Пелоза один из самых популярных пляжей Сардинии. Он действительно красив! Мельчайший песочек серого цвета, очень-очень плавное понижение морского дна, из-за чего мне это все напомнило большой лягушатник, куча народу, что яблоку негде упасть. Вдоль пляжа проходит асфальтированная односторонняя дорога по кругу, на всем протяжении которой можно платно (3 евро за 2 часа) запарковаться. Однако надо это делать заранее — в 11 часов нам удалось поставить машину в 400 метрах от пляжа. Есть много мест для перекуса на разный вкус и кошелек. Народу очень много. Отчасти это объясняется тем, что сам пляж довольно небольшой, около 400 метров. Море мутноватое от песка около берега и прозрачное вдали. Виды закрыты островами. Но самое главное здесь — цвет моря! Такого я нигде не видел. При этом если ты сидишь на пляже, то ничего особого так и не увидишь — лягушатник, он и есть лягушатник. Красивые виды открываются с возвышенностей слева от пляжа, напротив башни (Нураги) либо с правой части от пляжа, где мы сидели в кафешке.

Это абсолютно реальный и достоверный цвет моря около La Pelosa. Ради него я даже специально сходил за фотоаппаратом в машину.

Отступление

Capo Caccia, Alghero. 40.565614, 8.16484

(Капо Качча, Альгеро)

В тот день, когда мы посещали Стинтино, было также запланирован заезд в городок Альгеро. По пути мы заехали на мыс Капо Качча, просто понаблюдать с высоты на окружающие ландшафты.

Maria Pia, Alghero.GPS 40.582324, 8.309089

(Мариа Пиа, Альгеро)

Пляж Мариа Пиа это итоговая, но далеко не самая плохая, точка в нашем путешествии. На мой взгляд, Maria Pia это один из лучших пляжей Сардинии! Мельчайший серый песочек, плавное понижение морского дна, прозрачная теплая вода бирюзового цвета являются достойным доводом для посещения этого пляжа. Но и это, как говорится, еще не все. Особенность данного городского пляжа в том, что от дороги он отделен зарослями деревьев хвойных пород, что создает соответствующий приятный аромат, а также большие затененные пространства.  Протяженность пляжа Maria Pia около километра. Вдоль асфальтированной дороги имеется несколько платных парковок (евро в час), расположенных в 100 м от моря. Волны и ветер — небольшие, море мутноватое из-за песка в начале и прозрачнее, по мере углубления, открытое. Кафешка имеется.

Эпилог

8. Паром — 128 евро

9. Аренда машины 500 евро

Итого: 3 778 евро

Помимо этого еще были расходы на питание, сувениры, какую-то мелочевку, которые я не учитывал, поскольку они зависят от человека в зависимости от его желаний.

Все 28 рассмотренных мною пляжей это лишь малая часть от Сардинских пляжей даже на северной части острова. Задача посетить все пляжи и не ставилась, более того, нам не удалось посетить еще около десятка из запланированных пляжей в силу разных причин, в основном связанных с наличием малолетних детишек, их режимом дня и настроением, для умасливания которых в ход иногда шли разные посулы, типа купания в море, постройки замков на песочке, мороженного или конфетки.

Все вышесказанное — лишь моя точка зрения по поводу конкретных сложившихся обстоятельств, которая может и не совпадать с чьей-то другой. Сколько людей, столько и мнений. Но не каждый может найти время и желание, чтобы донести свое мнение до окружающих. Конечно же, я могу где-то и ошибаться, однако не думаю, что такие ошибки могут сильно повлиять на общее впечатление, как говорится: не ошибается только тот, кто ничего не делает!