|
Начало истории здесь.
Окантовка курайской степи — снежники с двух сторон этой гигантской аэродинамической трубы, где ветер такой силы, что открывать дверь машины приходится двумя руками, а открыв — всем телом удерживать, чтоб не оторвало. Палатку сносит даже на растяжках. Чудо, но в этой местности есть постоянное население, правда, не ясно, что оно тут делает, особенно зимой.
Степь да степь кругом…
Единственно пригодное место для стоянки — берег Чуи. Здесь — узкая полоска леса и почти настоящий травяной ковер. На травке можно и позагорать.
Зарядка нетбука на берегу — приятное с полезным в одном флаконе.
Третий член команды менее восторженно относится к красотам природы, предпочитая конуру на колесах. Чтобы вылез — нужно очень попросить!
Реализуя идею добраться до горы Белухи, возвращаемся по Чуйскому тракту к ответвлению на Усть-Кан и бодрым рывком проскакиваем до села верхний Уймон, где, случайно для себя, обнаруживаем музей Рерихов.
Отсюда знаменитые путешественники совершали экспедиции к Белухе в поисках страны Беловодье или Шамбалы. Места здесь удивительно красивы, верховья Катуни величественно неторопливы. Минус один — вопреки расхожему мнению, что на Алтае комаров практически нет, в окрестностях Уймона их уйма, что наводит на мысли о происхождении названия села.
Из-за необходимости планового ТО для машины, пришлось взять обратный курс на Усть-Кан, теперь уже не торопясь. В местных горах — многочисленные пещеры и вереницы экскурсантов к ним. Отсутствие подъезда остановило от их посещения.
Однако, спустя пару часов получили компенсацию. Решив идти непроторенными ранее дорогами, от Усть-Кана двинулись напрямую в район Белокурихи, по грунтовкам в направлении селений с оригинальными названиями — Белый и Черный Ануй. Оказалось — не зря. На границе с Алтайским краем, в 100 метрах от дороги обнаружили интересное сооружение — Денисову пещеру, жилье первобытного человека, комплекс из огромного центрального зала с вертикальной штольней-дымоходом и несколькими боковыми помещениями. Ведутся археологические раскопки, не все доступно для осмотра, но и то, что обустроено для посещений, впечатляет. Возможно, находки в этой пещере помогут иначе взглянуть на развитие цивилизации на территории Западной Сибири.
Центральный зал пещеры по-своему уютен. Наш первобытный предок, видно, имел неплохой вкус, да и вид из «окошка» очень даже неплох. Прохладно, правда, зато пожар и наводнение не страшны.
Обратный путь в Новосибирск — под аккомпанемент дождя, быстро и просто. От Белокурихи дорога приобрела асфальт, мы — скорость, бегом на ТО. Сутки — на визит к дилеру, 27 июля — пополнение продовольственных запасов и 28.07.2013 — в путь, теперь на запад! Впереди 4000 км только по атласам, по факту оказалось существенно больше.
Начало пути на запад, северный обход Новосибирска… Утро, туман, пока пустая трасса.
Путь до Омска — ровная как стол степь, солончаки, минимум событий. Ремонты дорог встречаются редко, фур относительно немного, скорость 130-140, погода располагает. Первый день пробег превысил тысячу км, первый серьезный привал на берегу Иртыша.
Первая ночевка — на реке Ишим, неподалеку от одноименного поселка
Далее, к Тюмени, дороги приобретают очертания условных направлений, в движении — вибростенд, а скорость — ну какая тут скорость!
Вторые сутки пути — торжественный въезд в город Тюмень.
Вопреки ожиданиям, город красив, ухожен, по-европейски элегантен.
Пешеходный мост через реку Тура, на мой взгляд, уникален. Подобных конструкций ранее встречать не доводилось.
Набережная реки Туры заслуживает самых хвалебных комментариев, радует бережным отношением к ландшафту в сочетании с несомненным вкусом архитекторов.
Центральная площадь города — тоже пример гармоничного и яркого решения, образец подхода к созданию досуговой зоны в крупном городе.
Вечно живой Юрий Владимирович Никулин.
По дороге на Ирбит. Река Тура удивительно медлительна в своем течении, берега — живописны, но изрядно заболочены и труднодоступны.
Привал на речке с поэтическим названием Нея.
Египет на этом фоне — отдыхает!
Очень порадовал тот факт, что за 39 дней путешествия со мной пожелал познакомиться только один ДПСник, и то — без изъятия денежных знаков. Растет культура волшебников с полосатой палочкой, за что — отдельное спасибо!
Удивительное полотно — почти 5 километров сплошного подсолнечника.
«Направление» на столицу славного Урала — Екатеринбург
Очередная точка маршрута — Екатеринбург. Столица Урала показалась несколько помпезной и высокомерной, как в архитектуре, так и в организации жизненного пространства. Удивило, что в центре города практически нет газетных киосков, возможно, здесь поголовная интернетизация. Но в целом город хорош:
Городской пруд в центре. Просто, но с каким вкусом!
Держим путь дальше, для ускорения решаем проскочить мимо Перми, прямиком в Киров, Орлов. Города, безусловно, с историей, но нет выразительных черт; здания, парки, улицы, магазины — все там кричит о провинциальности, подавленности. Ощущения отсутствия мотивации к развитию, каких-то амбиций, прямо-таки витают в воздухе, оставаться надолго там нет желания. Возможно, это издержки менталитета обитателя 1,5-миллионного мегаполиса, но, что есть — то есть.
Ночевка в Кировской области — тишина, туман, журавли на полях.
Дети в Кирове — самое лучшее украшение города.
Дорога в районе города Буй носит гордое имя региональной трассы, но несчастному «Логану» без нашей помощи преодолеть сей автобан не удалось.
Но оказалось, что проехав пару километров по этой, с позволения сказать, трассе, мы нашли участок, по сравнению с которым место спасения «Рено» — действительно автобан!
Консервы, лежащие на заднем сидении, после 3х часовой езды по этой дорожке, значительно изменили свою конфигурацию, взаимодействуя друг с другом. Подозреваю, что наши позвонки деформировались не намного меньше.
Зато в городе с поэтическим именем БУЙ очень оригинально решили проблему старых тополей. Хоть и Буй — но молодцы!
Мы почти у цели — Ленинградская область перед нами.
Новая Ладога — первый контакт с живой историей — тральщик — защитник «конвоев жизни» по Ладоге на берегу озера на вечной стоянке.
Едем в Шлиссельбург!
Развалины форта Красная горка, где простые матросы дали жару большевичкам во время Кронштадтского восстания. Плохо, что историческое место практически заброшено. Руины — не лучшая иллюстрация истории. Поддержи то восстание население, жили бы мы без коммунистической деспотии и, наверняка, лучше, чем сейчас.
Копорская крепость — древнейшая сохранившаяся крепость северо-запада России, около 80 км от Петербурга, 13 век. Африку кормили, а на реставрацию денег не нашли. Рассыпается от времени.
На берегу финского залива — мы, машина, внуки и пес!
Небо над Балтикой на закате (берег Финского залива в районе города Сосновый Бор).
Местным джипперам езда по дорогам — не в радость. Осваивают морские просторы. Мы думали, поедет прямиком в Финляндию. Но нет. Видно это был тренировочный пробег.
Отправляемся в Петербург. Наверное, стабильность и неизменность основных туристических точек великого города — большой плюс. Петропавловка, Аврора — все там же, где и тридцать лет назад, когда я был еще в Ленинграде последний раз.
Выставка песчаных скульптур на пляже Петропавловской крепости.
Московские ворота Санкт-Петербурга. Просто, но со вкусом!
Осчастливив своим визитом славный город на Неве, дополнив экипаж сыном, невесткой и внуками, установив взятый напрокат багажник, реализуем многолетнюю мечту двух поколений нашего семейства — вояж в Карелию.
Итак, с новыми силами, в путь! Путешествие по Карелии вокруг Ладожского озера — не Питерская кольцевая, тайга, однако! На фото — отнюдь не самая плохая карельская дорога.
Порадовала грязевая проходимость нашего коня. Даже на штатной резине, при максимальной разгрузке, Ховер пер по грязи как танк.
Ну а здесь скорость — 3 км в час.
Застрять — не застряли, но попотеть пришлось. Бревнышки под колеса — не баловство, а средство преодоления. Попутно выяснился главный минус отличной, в целом, машины — чрезмерный передний свес, клевать носом приходилось частенько, трубчатая защита переднего бампера оказалась хлипкой, хотя и защитила пластик от поломок. Рихтовать кронштейны защиты приходилось неоднократно. Жирный минус разработчикам передка машины и защиты бампера. Для себя сделал вывод — по окончании гарантийного срока придется лифтовать кузов хотя бы на5 см. Вот тогда это будет настоящий внедорожник.
Без лома и кувалды — ну какая жизнь!
Трудности дороги с лихвой компенсируются чудесными берегами многочисленных карельских озер, кое-где благоустроенных, кое-где — нет, но везде радующими гармонией и покоем.
Маленькие лесные водопады — еще одна визитная карточка республики Карелия.
Место съемок культового фильма нашей юности «А зори здесь тихие». « Легонтово» озеро по-прежнему великолепно.
Одна из запланированных точек маршрута — поселок Рускеала и расположенный там мраморный карьер, камнем которого одет весь старый Петербург. Теперь здесь место паломничества туристов из России и Скандинавии. Бизнес и рукотворное чудо природы — рука об руку.
Часть карьера — открытая каменоломня.
Но главная изюминка комплекса — затопленный в войну главный карьер — место пеших и водных прогулок и запредельного экстрима.
И снова цепочка озер в районе границы с Финляндией.
Кольцо вокруг Ладоги замкнули, проехав, по данным навигатора, 980 км, из них половина — по лесам. Снова в Петербург. На прощание — волны Ладожского то ли озера, то ли моря.
Появление сухопутной дороги в ранее закрытый славный город Кронштадт, ныне — район Санкт-Петербурга, просто обязало нас посетить его. 40 минут по Кольцевой — и мы буквально окунаемся в 18-19 века, в героическую историю ВМФ России.
Памятник адмиралу С.О. Макарову на соборной площади Кронштадта.
Форты на рукотворных островах — памятник воле и умению русских людей. Трудно представить, что эти величественные сооружения возведены на островах из камней и бревен, доставленных вручную, на лодках и по льду зимой, уложенных на дно Финского залива — и все это без подъемных кранов, земснарядов и многих нам привычных механизмов!
Казематы фортов и сегодня впечатляют своей мощью. А уж в начале восемнадцатого века и подавно!
Побывать на северо-западе России и не посетить город-сказку Петергоф — преступлению подобно!
Город Пушкин — чуть менее помпезен, но Екатерининский парк и дворец — тоже чудо света.
Все прекрасное рано или поздно подходит к рубежу, конец августа заставляет вспомнить, что скоро — на работу. Снова короткие сборы и — в путь домой по южному маршруту, через Москву и Подмосковье.
Первый город на пути — Новгород Великий. Колыбель всего северо-западного славянства.
Великолепный памятник воссоединению Руси вошел во все учебники истории.
В реальности впечатляет куда больше, чем на картинке.
Колокольня кремлевского собора.
Красив кремль и со стороны Реки Волхов.
Панорама Великого Новгорода со стороны озера Ильмень, воспетого вместе с городом в старинных русских былинах.
Дорога на Москву. Чудесный городок Торжок. Патриархальная красота и покой. Мегаполисам и не снилось!
По дороге на Москву, как всегда случайно, обнаружили, что рядом — то самое Бородинское поле. Проехать мимо — просто грех! Бородино — не только битва 1812 года, но и 1941. Дот — из тех времен.
Главный монумент в честь всех погибших на этом поле:
Наш маршрут привел еще к одной мечте — посетить музей бронетанковой техники в Кубинке. Долгие годы, по глупости военных чиновников, музей был закрытым учреждением, простому смертному в 80-90 годы Кубинка была недоступна, теперь мы здесь!
Мемориал павшим танкистам на территории музея:
В таких игрушечных танках народ еще и воевал!
Ну а здесь машинки солиднее. Что больше всего удивило — практически все раритеты на ходу, регулярно выезжают из ангаров, свежая глина на гусеницах. А ведь некоторым экспонатам по 90 лет. Хорошо делали технику для войны.
Глядя на шеренги шедевров инженерной мысли, осознавая, сколько сил, умения и просто металла законсервировано в этих машинах убийства, думаешь — насколько бы мы могли жить лучше, если бы все вместо танков строили дома и автомобили.
Не смогли мы проехать мимо и авиационного музея в Монино. Воистину — сто километров — не крюк!
Китайцев критикуем за плагиат, а сами внаглую скопировали до последнего винтика американца «Боинг В 29» «суперкрепость» (с него бомбили Хиросиму) и стал он чисто советским ТУ-4. Слава А.Н. Туполеву!
Зато красавца Бе-12 копировали уже у нас.
Вся линейка самолетов слева от меня — продукция новосибирского завода им. В.П. Чкалова. Горд за земляков!
Едем дальше на восток. Владимиру тоже есть чем блеснуть из глубины веков.
Смотровая башня на вершине кремлевского холма — украшение города.
Короткий ночной привал — и снова в путь.
Нижний Новгород — не менее славен в веках.
Весьма модная тенденция современности — тематические скульптурные композиции малых форм. Балуются многие, в Нижнем — одни из самых удачных.
Городовой на посту, жаль что металлический, а не живой. Тех, дореволюционных, ценили и уважали не в пример нынешним. Да и статью не сравнишь.
А это — коза счастья.
Город немало потрудился на войну, техника у стен кремля произведена в военные и первые победные годы жителями Горького, ныне Нижнего Новгорода. Горожанам можно гордиться не только седым средневековьем.
23 августа 2013 г., осмотрев город, пройдя ТО-3 на станции технического обслуживания ООО Авто-Эра-сервис на пробеге 18500 км, мы продолжили свой путь на восток. Впереди Чебоксары, столица Чувашии.
Город удивил своей чистотой и красотой. Крошечный городок просто светится изнутри, в нем атмосфера какого-то благолепия, спокойствия и, одновременно, торжественности.
Герои Ильфа и Петрова — уроженцы здешних мест. Памятник им и стульям — вполне уместен на улицах города.
Прощальный светофор Чебоксар. Нас ждет Татарстан.
Столица Татарстана — Казань — причудливая эклектика, смешение стилей славянства и востока, христианства и мусульманства, при каком- то высокомерном размахе улиц, площадей, сооружений.
Памятник поэту Мусе Джалилю — сильное впечатление!
Казанский кремль — симбиоз двух культур:
Виды на Казань с кремлевского холма:
Памятник создателям Казанского кремля.
Местная «Пизанская» башня. Стиль — московский, уклон — явно итальянский.
Главная мечеть России.
Новосибирский «Ховер» на улице Казани вписался с трудом, тесновато. Как ни красив и интересен город, особенно в вечернее время, дорога зовет.
Наш путь — на восток. Башкирия — нефть и ничего более.
Уфа спокойна и, почему-то, малолюдна. Машин на улицах — как в конце восьмидесятых. Может, все в работе…
Дорога через Южный Урал — испытание не для слабонервных — крутые перевалы, ремонтные заторы через каждый километр, вереницы фур, пробки на федеральных трассах по 3-4 часа — в порядке вещей, усугубляет ситуацию добротный, почти непрерывный дождь. Но все равно — красиво и величественно.
Перекус на перевале в короткий промежуток без дождя, через 15 минут — снова вода со всех сторон.
Обгон в таких условиях — искусство высокого уровня!
Предпоследний акт нашего путешествия определился в Курганской области, когда на развилке трассы М51 встал вопрос — ехать далее через суверенный Казахстан, по дороге на 200 км короче, или в объезд по тюменской трассе. Остаточный авантюризм сыграл злую шутку, решили испробовать заграницу. Потом пожалели. Дорога действительно короче и лучше, но формальности… Четыре пограничных пункта, два российских и два казахстанских, на каждом по 2 часа! Идиотизм этих новых границ в том, что куча народа в форме бурно имитируют деятельность по охране рубежей, но по факту через эту границу можно провезти даже ядерный фугас. Досмотр машин — через опущенное стекло, что в багаже погранцам — поровну, в багажник вообще не глядят, зато всех непременно фотографируют, выписывают миграционную карту, которую через 200 метров на другой заставе изымают. Все работают со скоростью ноябрьских мух, говорят, что за два часа въехать или выехать — это очень быстро. В итоге выигрыш от более короткого маршрута отрицательный. Справедливости ради стоит отметить, что казахский участок дороги М51 хорош — ровный асфальт, плоский рельеф и практически нет этих жутких фур, собирающихся поездом по 5-7 штук и плетущихся со скоростью 50-60 км. Взяла бы Россия, да выкупила бы у наших братьев меньших землю под трассой и не морочили бы все головы на пограничных переходах. Как бы то ни было, благодаря «оптимизации» черезграничного движения ночевать пришлось в 2 км от границы, палатку ставили в кромешной тьме.
Казахстан, государственная граница на замке. Замок, правда, ржавый и, по большому счету, никому не нужный.
КПП в Казахстане пока что не ликвидированы как класс, хотя вроде не лютуют.
Гримаса современной истории. Глубоко русский город Петропавловск вдруг стал заграницей. Доигрались с парадом суверенитетов.
В плюс друзьям казахам — на этой дороге держать 150 км в час — одно удовольствие и «парикмахеры в погонах» по кустам с «фенами» не пасутся.
Финальный забег по трассе Омск-Новосибирск прошел в рабочей, будничной атмосфере. 870 км прошли за 7 часов, один раз заправили полный бак в Омске, до дома хватило. 28 августа 2013 года — мы снова в Новосибирске. Преодолеваем матушку Обь вдоль метромоста.
На закуску попали в пробку — за 1,5 часа 10 км, но мы готовы это простить родному городу. Мимо часовни — географического центра России — домой!
План отпуска перевыполнен с запасом. Следующим летом — до Тихого океана!
P.S. За время путешествия было выполнено более четырех тысяч фотоснимков и отобрать столь малую, представленную в повествовании часть, для иллюстрации путешествия, было очень непростой задачей. Каждое фото — эпизод большого пути и по-своему дорого авторам. Надеемся, что увиденное вами позволит оценить маршрут.