|
Краткая предыстория. Летом довелось на пару недель выбраться на Байкал (отзыв чуть позже), поэтому никаких поездок в этом году уже не планировалось. Но в начале сентября у супруги выдалась возможность взять неделю отпуска. За неделю особо не разгуляешься, но и отпуск без вылазки из дома — зря потраченный отпуск (IMHO). Времени на подготовку особо не было. Естественно — Горный Алтай (красиво, близко, довольно бюджетно), тем более, осенью там ни разу не были. Хотя все местные жители утверждают, что осень на Алтае — самое красивое время года.
Сначала были думки остановиться где-нибудь в районе Чемала и постоять недельку; но стоять неделю на одном месте для меня невыносимо, да и район этот изъезжен уже плотно. В предыдущие путешествия каждый раз чуть-чуть не доезжали до Кош-Агача, поэтому на http://www.turistka.ru/ стал изучать возможные места, где бы было возможно остановиться в том районе. Выбор, скажу сразу, был не велик, но среди предлагаемых мест обнаружился туристический юрточный кемпинг «Тыдтуярык». После посещения их сайта http://camp-altai.ru/ (смотреть обязательно) сомнений больше не осталось — только туда. Созваниваемся. На интересующие нас даты свободна двухместная юрта (с детьми сильно помогли бабушки, за что им большое спасибо).
Короткие сборы, закупка продуктов и в воскресенье 15 сентября стартуем из Кемерова. Автомобиль Opel Zafira, 1,8, робот, 2007 г.р. Сразу решили ехать не спеша, с промежуточной ночевкой в районе Чемала. В прошлом году очень нам понравилась турбаза «Каратурук» (http://www.altai-karaturuk.ru/), где мы и провели по ночи на въезде и на выезде, вдвоем на всей базе (еще одно преимущество времени года и дней недели). Чтобы добраться до нее, нужно в Узнезе (по дороге из Усть-Семы в Чемал) повернуть перед рекой налево, на Бешпельтир, и после 8 км столба слева увидите базу. С погодой относительно не повезло, Горный встретил и проводил дождем и холодом. Согревались горячим глинтвейном и друг другом. Шутка, в домике был обогреватель, но глинтвейн присутствовал.
База «Каратурук». Четыре двухэтажных домика, столовая, баня. На каждый домик мангал, костровище, крытая беседка.
Слияние Катуни и Чуи. Обратите внимание на цвет Чуи (на снимке слева) —
обычно она мутно серо-белая, а в этот раз была бирюзовее Катуни.
В понедельник 16 сентября не спеша позавтракали и также не спеша, часто останавливаясь на фотосессии, к вечеру приехали в кемпинг. Место суровое. Лагерь спрятан от ветра среди гор, расположен на берегу небольшой (это утверждение справедливо для осени) речки Тыдтуярык. Несколько юрт различной вместимости для проживания, юрта кают-кампания, столовая (повар присутствует, за ваши деньги вас накормят), неплохая (да что там, для этих мест просто отличная) баня. Пара собак, пара кошек, верблюд один. Есть электричество от столба (кто в курсе — поймет). В нашей юрте (куплена ребятами на рынке в Моноголии) двухспальная кровать, пара аутентичных (куплены в алтайских поселениях) сундуков, столик, пара табуретов. Удобства на улице.
Кемпинг «Тыдтуярык» (переводится примерно как «река с тополями и лиственницами»), вид от нашей юрты.
А это наша, самая маленькая, монгольская юрта.
Солнечные ванны в ожидании путешествия.
Примерно так выглядит юрта изнутри.
Из команды кемпинга: Андрей — альпинист, проводник, администратор (пообщаться, к сожалению, не удалось). Александр Hunta — проводник, водитель Shushpanderwagon (в миру Suzuki Escudo https://catalog.drom.ru/suzuki/escudo/g_1997_571/), романтик, фотограф и бродяга в хорошем смысле слова (кстати, сайт — его детище; также пройдите по ссылке на его страничку «В контакте», там еще больше классных фото); Виктор — водитель монстра на базе ГАЗ-66, бывший военный, дальнобой по жизни и профессии, имеет звания по мото и автоспорту, путешественник, джипер и интересный собеседник (но нужно спрашивать, сам не расскажет). Алтынбек — приносит дрова (и все остальное делает).
Последующие два дня — бесконечная череда восторгов от видов Чуйской степи, Южно-Чуйского хребта, рек, плато, курганных полей, ледников и т.д. Все это на фоне неимоверного количества информации по истории, географии, геологии, этногенезу, истории и т.д. и т.п., которую просто обрушивает на вас Александр во время путешествий по окрестностям. Вечерами общались в машине Виктора, пили чай (иногда и не только его), пару раз сходили в баню.
Курганное поле. Высота более 2000 метров.
Александр Hunta и его верный Shushpanderwagon.
Вид с одной из окрестных вершин.
Вид с одной из окрестных вершин.
Это место ребята называют Марсом.
Эта речка уже за погранотрядом, въезжали по пропускам. На юг от Кош-Агача.
Очередная археологическая находка Александра.
Что это? Сад камней? Ритуальное место?
Степь, бесконечная восточная степь (Чуйская).
Река Чаганузун, вид на Южно-Чуйский хребет.
У подножия горы — Бельтир. Он наиболее сильно пострадал во время землетрясения 2003 года. Сила толчков в Бельтире превышала 8 баллов. Все каменные и бетонные строения были разрушены. Новый Бельтир отстроен в степи неподалеку, но многие жители остались жить на насиженном месте.
Плато между долинами рек Чаганузун и Елангаш. Ночью выпал снег.
Александр в образе. Как фотограф умеет вовремя принять нужную позу.
Высушенный и нарезанный навоз (кизяк) зимой используют как топливо.
А так выглядит эдельвейс осенью (на точность не претендую).
На скале петроглифов. Их там просто огромное количество разных эпох и народов.
Фото со скалы петроглифов. Река Елангаш, вид на Курайский хребет.
С той же точки, только в противоположную сторону. Южно-Чуйский хребет.
Ничто не вечно под солнцем Чуйской степи (и под луной тоже).
Очередная археологическая находка.
Тополя на слиянии Чаган-Узуна и Туярыка.
Где-то за этими горами находится «Тыдтуярык».
Близкие контакты человека (справа) и животного.
Контакты еще теснее. Человек — справа.
19 сентября. 8 часов утра. Минус 7 на улице. Вода в умывальнике замерзла, утренний туалет на речке.
В четверг с утра выдвинулись (с заездом в Кош-Агач) в Каратурук, ночевка (снова глинтвейн). В пятницу 20 сентября домой (ехали по дороге Кузбасс—Алтай).
Краткие итоги:
— впечатлений, эмоций и фоток масса;
— дорога и бензин нормальные;
— трафик по сравнению с летом очень комфортный;
— свободных мест масса и цены ниже;
— 3 литра вина, литр виски и чуть-чуть водки (не пьянства ради, а токмо сугрева для);
— по финансам (судя по задаваемым вопросам — очень животрепещуще): около 5 рублей на бензин (километраж 2400, расход 7,5, бензин в среднем 30), 1,5 рубля на питание по дороге и примерно на столько же покупали в дорогу продукты, проживание 4800, баня 1000, 9 рублей за два дня катания по горам на Shushpanderwagon, сувениры и подарки — не считал.
Удачного всем отдыха!!!! Скоро про Байкал.