Короткая семейная вылазка в Южную Финляндию (Порвоо—Турку)

10.09.2013 | 11069 просмотров

Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Хочу рассказать вам не о путешествии. Путешествие — это когда едешь куда-то далеко от дома, странствуя из одного города в другой и исследуя незнакомые тебе места. А данный отчет о небольшой поездке, которую наше семейство предприняло в соседнюю Финляндию в июле 2011 г.

Жители Питера к этой бывшей провинции Российской империи относятся не очень серьезно. Многие туда за продуктами катаются. К нашей семье это, впрочем, не относится. Мы в булочную на такси в Финляндию для шоппинга не ездим. Но и в качестве достойной цели для путешествия страну Суоми тоже до этого всерьез не рассматривали. Мы вообще предпочитаем колесить по родным бескрайним просторам.

Но, как уже упоминалось в других моих отчетах, в 2010 году я неожиданно стал бесколёсным. Наш Форд Мондео стоял себе мирно на обочине, когда об него решила затормозить огромная Скания. Впрочем, по мнению юристов хозяев фуры, все было совсем наоборот: Скания ехала себе тихо по шоссе, и вдруг с обочины на нее бросился мой злобный универсал. Уж грузовик уворачивался-уворачивался, но от форда (пусть и без водителя) так легко не уйдешь. В общем, как бы то ни было, закончилась эта встреча плачевно для обеих машин. В намеченное на то лето путешествие в Новороссийск мы поехали на прокатной Kia Rio. А потом год обходились без личного транспорта.

К счастью, у нас много замечательных друзей с машинами, которые наперебой выручали нас, когда нужно было куда-нибудь везти детей. Весной 2011 года семья наших друзей отправилась в долгую заграничную поездку, а нас попросили взять на передержку их праворульную Honda Odyssey. Долго уговаривать нас не пришлось. Минивэн все-таки! Наших трех детей можно было рассадить по этой машине так, что они при всем желании не могли «нечаянно» задеть друг друга локтем. Шума и визга на заднем сиденье в поездках сразу поубавилось. Правый руль меня не смущал. Был у меня давным-давно друг-англичанин, катался в России на Toyota Emina Estima. Тоже на несколько месяцев оставил мне как-то машину. Я тогда долго отбивался: после Лады-2108 привыкать сразу к автомату, минивэну и правому рулю?! Англичанин заверил меня, что в городе правый руль вообще не ощущается. Я, почесав в затылке, с ним согласился, сказав, что в зеркала на ходу все равно не смотрю, так что это не должно быть проблемой. Тут он вдруг почему-то занервничал и засомневался, стоит ли мне машину оставлять. :) Но все закончилось благополучно и для меня, и для машины. А в этот раз правый руль был уже как родной. Только жена чаще обычного взвизгивала: не привыкла видеть встречные грузовики настолько близко…

Зная нашу страсть к путешествиям, хозяева Хонды сразу великодушно разрешили нам отправляться на ней куда угодно. Но мы все-таки не отважились кататься по нашим российским направлениям на чужом авто. Сломается — как потом в глаза друзьям смотреть? И тут мои родители предложили поехать всем вместе в Финляндию. На какую‑то настоящую ферму их знакомых, с настоящей скотиной и птицей, что для наших очень городских детей должно было стать крайне экстремальным и познавательным опытом. С возможностью жить бесплатно в палатках на чудесном лесном озере неподалеку… Идея была интересная. Но нам этого показалось мало. Мы запланировали закольцевать маршрут, вернувшись обратно через Турку и Хельсинки. Нашли через знакомых хорошие гостевые дома под Турку и в городке Порвоо. Вырисовывалась неплохая двухнедельная поездка.

Но, увы. Незадолго до нашего отъезда пожилая мама хозяйки фермы сломала ногу. Хозяйка застряла в России, а без нее нас на ферме никто не ждал. Родители мои, в итоге, никуда не поехали. А вот нам жертвовать недешевыми шенгенскими визами было слишком обидно. В конце концов, мы решили, что исполним хотя бы вторую часть плана и доберемся до Турку. Так что от красивого маршрута осталась только жалкая южная часть.

Основной целью поездки было побаловать детей. Дело в том, что в августе того же года, меня пригласили на конференцию в австрийские Альпы. Денег хватило взять с собой жену. Мои родители согласились забрать к себе наших детей на время конференции. Неделя вдвоем, без трех спиногрызов, обещала стать еще одним медовым месяцем, даже если мы все время проторчали бы в аэропорту. Нам же, в итоге, удалось погулять по Мюнхену в Германии, осмотреть окрестности чудесного альпийского озера в Австрии и даже скататься на прокатной машине к более высоким горам в Итальянских Альпах. Не командировка, а сказочные каникулы.

К сожалению, формат этого форума, наверное, не подходит для отчета о нашем альпийском путешествии, т.к., кроме однодневной вылазки в Италию, машиной мы там практически не пользовались.

Поскольку взять детей в Австрию мы не могли, то было решено, что поездка в Финляндию будет в первую очередь посвящена им. Главными целями были выбраны Парк Муми-троллей в Турку и детский научный центр «Эврика» рядом с Хельсинки. А все остальное определялось по ходу дела. Так что не обессудьте: на фотографиях будет много детей и достопримечательности будут больше интересны семейным путешественникам.

Ну, команда водителей подобрана…

Пассажиры сохраняют олимпийское спокойствие…

Можно и в путь отправляться!

07 июля 2011 СПб – Порвоо (330 км)

Из дома мы выехали в мой день рождения, что меня совершенно не расстроило. Равнодушен я к этому празднику. Но родителям все же хотелось поздравить именинника, поэтому специально для них мы впервые устроили праздничный завтрак с тортиком. В 12:30 мы, поздравленные, отправились в недальний путь. К 15:00, несмотря на три ремонтируемых участка трассы «Скандинавия» с реверсивным движением, мы уже объезжали Выборг, а еще через полчаса подъехали к границе в Торфяновке. Час на нашу границу, полчаса на финскую. В генеральной доверенности было предусмотрительно упомянуто «право вывоза за границу», а правый руль никого на таможне не смущал: катаются же англичане по континентальной Европе! Так что наша KHONDA (так ее какой-то умник обозвал в техпаспорте) благополучно выкатилась на гладкие финские дороги.

Ограничение скорости в Финляндии — 80, но трасса Хельсинки — Турку считается магистралью, там можно ехать 100. Напуганные огромными европейскими штрафами, мы ехали строго по правилам. В отличие от финнов… Стереотип про «горячих финских парней» всем известен. И действительно, финны не слишком склонны к торопливости и суете. Мы, например, навсегда запомнили посещение финского Макдональдса. Кроме нас в фаст-фуде было два человека, но нам все равно предложили присаживаться и ждать заказ. Принесли его нам минут через 20! Но вот на дорогах финские парни совсем не медлительные. Они лихо пролетали мимо нас, совершенно игнорируя периодически вспыхивавшие камеры. Впрочем, вели себя финские водители при обгонах очень воспитанно: даже в узких местах никто нам не сигналил, терпеливо ждали возможности обогнать. К 19:00 мы припарковались у гостевого дома Soltorp возле городка Porvoo.

Разместились в двух отдельных комнатах. За пятерых заплатили 37,5 евро за сутки. В доме, кроме нас, жила только еще какая-то голландская пара, которую мы практически не видели. Поэтому удобства на этаже оказались для нас вполне удобными. Комнаты светлые, просторные, обстановка в стиле Икеа. Рядом еще один корпус, то же самое, но оттуда в душ надо было ходить к нам. За счет этого  проживание там подешевле. Оказалось, что в этом другом корпусе уже вторую неделю проживали наши друзья из Питера. Они очень удивились, что мы уезжаем уже завтра, а мы не могли понять, что можно делать две недели в этом захолустье? Ну, лесное озеро недалеко, ну, свежую рыбу в городе можно купить. Но две недели?! С тем же успехом можно и у себя на даче жить. Впрочем, дело, конечно, в разнице характеров, которая была еще больше заметна по нашим детям. Их две девочки с удовольствием полдня качались на качелях возле гостевого дома. А наши, качнувшись пару раз, помчались искать, что тут еще есть интересного? Яблочко от вишенки недалеко падает… =) Несмотря на принципиально разное отношение к отдыху, в остальном у нас с этой семьей много общих интересов, поэтому остаток вечера мы провели в дружеском общении. А назавтра нам предстояло открыть для себя окрестности.

08 июля 2011 Порвоо

Изначально, мы вовсе не планировали гулять по городу. Остановка в Порвоо была связана исключительно с тем, что мы не хотели слишком поздно приезжать в Турку. Но раз уж нас занесло в эту деревню, надо было про нее что-нибудь прочитать. Буклеты с туристической информацией есть в интернете, а на месте их бесплатно дают в любой гостинице или сувенирном киоске. И тут вдруг выяснилось, что Порвоо второй по старшинству город Финляндии! Именно здесь собирался сейм, принимавший решение о присоединении Финляндии к России. Т.е. понятно, что этот вопрос был решен победой России над Швецией, но все же для соблюдения формальностей сюда сам царь Александр I приехал. Правда, порвоовчанам (или как называть жителей этого славного города?) пришлось срочно сколотить деревянный тротуар, чтобы царь мог спокойно дойти от самого приличного в городе дома, где его поселили, до кафедрального собора. Зато теперь именно ради этой провинциальности сюда туристы и едут. И, несмотря на частые пожары, уничтожавшие деревянную застройку городка, старый Порвоо нас сумел впечатлить.

Само название города происходит от шведского «крепость над рекой». Крепостей не видел, а к реке город лепится, нависает над ней. В прошлом река была главным источником благосостояния местных жителей. Красные амбары, к которым приставали купеческие суда, стали теперь главным символом Порвоо. И, кстати, до сих пор используются в качестве пристани, правда, кораблики уже другие…

Церковью горожане обзавелись уже 700 лет назад. А вот кафедральным местный собор стал только в 1723 году. И опять русские «подсобили». Когда Выборг отошел России, статус храма в Порвоо сразу резко повысился. Позже, именно в нем сейм собирался, новому хозяину присягать. Снаружи довольно типичный лютеранский храм, внутри довольно просто, но на нужный лад настраивает. В качестве бонуса, посмотрели, как церковная молодежь гимны разучивает. Некоторые из гимнов мы на русском знали, могли тихонько подпевать.

Кстати, обратите внимание, на второй фотографии кафедра (куда лесенка ведет). Оттуда говорят проповедники. Кафедра может быть роскошной (в зависимости от храма), но она всегда сбоку, а не по центру. Это сознательное решение: традиционные протестанты всегда старались подчеркнуть, что в центре, куда все прихожане смотрят, должен быть Христос, а проповедник — он тут так, сбоку. И в буквальном, и в переносном смысле.

Кафедральный собор Порвоо

Собственно, больше архитектурных достопримечательностей мы в городе не заметили. Что неудивительно. Во-первых, в эти глухие места даже Герда уже под самый конец поисков Кая добралась, только Лапландию ей осталось пересечь — и к Снежной Королеве. Так что самый, что ни на есть, край средневековой Европы был. Дворцов и замков ждать не приходится. А во-вторых, материал для строительства брали, естественно, из окрестных непроходимых лесов, а не из каменоломен. Что тут могло сохраниться, если один только пожар 1760 г. (хозяйка уху с печки вовремя не сняла) уничтожил 200 из 293 городских строений? Их, конечно, все восстановили, ну так уху тут и потом часто варили… Зато как же приятно здесь просто погулять по узеньким и крутым улочкам, посмотреть на обычные дворы и крылечки местных жителей!

Улицы Порвоо. Они здесь еще и на машинах катаются!
Правда, на зиму некоторые улицы перекрывают даже для пешеходов: слишком скользко.

Крыльцо обычного жилого дома в Порвоо

Двор жилого дома

Мелюзга наша выдерживала прогулки по жаре довольно стойко, но, конечно, такие достопримечательности были им не слишком интересны. Мы пообещали мальчишкам, что если они будут хорошо себя вести всю прогулку, мы отведем их на детскую площадку. В середине дня парни, пошушукавшись, попросили площадку прямо сейчас. «Уже устали?» спросил я. «Да не в том дело, — пояснила старшая сестра, — они просто боятся, что не смогут так долго хорошо себя вести». :) Что делать? Пришлось площадку организовать авансом.

Финляндия, возможно, не самая экзотическая страна для туристов. Но для детей тут продумано все до последних мелочей. Сейчас и в больших российских городах стали появляться хорошие детские площадки. А вот съездив в Тампере в 2007 году и впервые увидев на самых обычных дворовых площадках мягкое покрытие (чтобы детям не больно было падать со всяких лазалок), мы были очень впечатлены.

Пока дети весело осваивали свою территорию, жена, как положено, цветочки нюхала.

Ну и по магазинам сувенирным ходила, не без этого же…

Ну а папа, понятное дело, подвиги совершал. Заметив хоть какую-то скалу, не мог оставить ее непокоренной.

Вот он я там, в расщелине… снимите меня отсюда!!!

08 июля 2011 Порвоо-Турку (230 км)

Нагулявшись по городу, в 17:00 мы выехали в направлении г. Турку. Хельсинки объехали по кольцевой дороге RING III. Финляндия, вообще-то, страна плоская, как… Санкт-Петербург. Но именно эта часть ее изобилует скалами и туннелями.

К 19:00 покинули магистраль, чтобы добраться до нашего очередного ночлега. Надо сказать, что в 2011 году у меня еще не было навигатора (его мне подарили на следующий день рождения). Пользовался я распечатками из Google. Все друзья считали это извращением и, наверное, были правы. Но, в основном, мне этих распечаток хватало. Там все четко прописано и даже нарисовано: «проехав 3,2 км, поверните направо…» А вот когда я стал искать нужный поворот на какую-то сельскую дорогу, отсутствие навигатора стало расстраивать. Указателей с названиями улиц в Финляндии хватает, но все они прячутся в глубине этих улиц. Проезжая перекресток, название улицы не увидишь. В итоге, нужный нам поворот мы нашли с третьего раза. Но ведь нашли! Около 20:00 мы добрались до виллы «Балтика», откуда планировали покорять древнюю столицу Финляндии. Три ночи, проведенные здесь впятером, обошлись нам в 120 евро.

Но для начала, надо было проверить, не напрасно ли для виллы выбрали такое название. Выход к Балтийскому морю нашелся в нескольких километрах от нашего ночлега, и мы торжественно омыли наши сапоги в волнах Индийского… ну, в общем, вы поняли. Смыли усталость этого дня.

09 июля 2011 Наантали

Поскольку, как уже было сказано, заправляли в нашей поездке дети, замок Турку мы оставили на закуску. Первым делом мы отправились в городок Наантали, объехав Турку по кольцевой. Датой основания Наантали считают 1443 год. Хотя основан тогда был не город, а монастырь «Долина благодати», от шведского названия которого и пошло название выросшего вокруг селения. Потом в Финляндии произошла Реформация, монастырь был закрыт за ненадобностью, и город тихо угас. Пока в XIX-XX веках не обнаружилось, что здесь есть целебные воды, и в эти места хлынули уже не паломники, а отдыхающие. Все что осталось от монастыря — древняя церковь. Вон она, на горизонте:

Этот крошечный город по сей день привлекает толпы туристов отовсюду. Формально, крошечным Наантали назвать нельзя: по площади он больше, чем, скажем, Владимир. Только эта площадь почти вся на безлюдных островах, а жителей в самом городе немного.

Зато на этих островах и островках, кроме пастбищ, разместились и всевозможные парки развлечений. Самый известный из них: Мумидол или, по местному, Muumimaailma. Финская писательница Туве Янсон создала целый сказочный мир, популярный повсюду, а уж на Родине автора тем более. В конце концов, всемирно знаменитых писателей в Финляндии по пальцам пересчитать можно. Одной руки. Музеи и парки по ее книгам есть в нескольких городах, но в Наантали, пожалуй, самая знаменитая долина Муми-троллей.

В качестве подготовки к путешествию мы все каникулы читали детям толстенную книгу муми-сказок. Заодно обнаружили, что половина сказок там для взрослых, причем у автора при написании была легкая депрессия или кризис среднего возраста. Это не в качестве критики, книги-то, на самом деле, довольно глубокие и интересные. Но, в любом случае, дети ориентировались в парке очень неплохо, хотя значительная часть его построена по менее известным в России историям, вроде детдомовского детства Муми-папы, описанного в его мемуарах. Пещера наэлектризованных хатиффнатов, палатка Снусмумрика — чего только нет в этом парке. Но, конечно, больше всего времени можно провести в трехэтажном муми-доме нежно-голубого окраса, где каждая комната полна узнаваемых подробностей из этой книги. И, разумеется, каждый из наших детей всласть наобнимался и нафотографировался с каким-нибудь из любимых персонажей сказки:

Хотя пришлось нам в Муми-доле и с разными трудностями столкнуться. Сначала чуть в лабиринте не потерялись…

Потом и вовсе, за решеткой в темнице сырой оказались…

Ну, а у взрослых были свои испытания. В Финляндии существует великое множество знаков парковки. От привычных или хотя бы понятных нам, до совершенно абстрактных и загадочных. Некоторые парковку разрешают в течение какого-то времени или по особым дням, другие требуют оплатить через паркомат или вообще запрещают ее для всех, кроме местных жителей.

Знак (не тот, что на фото), под которым мы припарковались, намотав кругов десять по заставленному машинами Наантали, как мне показалось, разрешал бесплатную парковку на три часа. Парковочными часами-то мы обзавелись в Финляндии сразу же: это такие игрушечные часики, на которых надо выставлять время, когда припарковался, и оставлять под лобовым стеклом. Контролеры то и дело ходят и проверяют: не перестояла ли машина? Следить за временем в парке приходилось по солнцу, да еще и самим работать солнечными часами:

Судя по моему сыну Артему, сейчас уже 14:00. Надо сбегать, проверить, как там машинка! А возле машины уже молодой человек стоит, квитанцию выписывает. Нет, говорит, ничего вы в наших знаках не понимаете, три часа – это минимальный срок оплаты стоянки, надо было вооон в том автомате плату сразу внести, и под стекло не часы, а чек класть. «И куда мне теперь машину переставить, чтобы больше не нарушать?» — мрачно спрашиваю я. «А теперь уже никуда не надо, — утешает меня контролер, — я вам квитанцию на штраф под дворник кладу, теперь можете хоть весь день стоять, второй раз штраф уже не будут выписывать». Ну, хоть какой-то бонус!

Нагулявшись по долине мумитроллей, дети захотели более активных развлечений. И мы отправились на другой остров, Väski. Да, сразу скажу, что и туда, и туда покупается билет (в виде браслета на руке), дающий право на один или два дня неограниченных развлечений. Все, что есть в парках, а также транспорт между ними для обладателей браслета бесплатно. Билеты продаются и по отдельности, но мы приобрели комбинированные билеты сразу в оба парка. Обошлось удовольствие на пятерых чуть ли не в 6000 руб. на наши деньги (сейчас один такой комбинированный билет стоит 40 евро для каждого посетителя старше 3-х лет). Но, напомню, наша задача была искупить вину перед детьми за то, что в Альпы мы собирались поехать без них.

Транспорт до места развлечения – это отдельный аттракцион. Если в «Долину» надо ехать на туристическом «поезде», то на остров Väski так просто не попадешь. Туда надо плыть на настоящем пиратском корабле:

Под очень грозным пиратским флагом.

Буклет сообщал, что нам предстоит увидеть дворец пиратского короля. Поскольку информацию потрудился прочитать только я, то заметив с корабля дворец, гордо указал его семье:

Правда, потом выяснилось, что это никакой не пиратский замок, а вовсе даже летняя резиденция президента Финляндии! :) Выстроив ее на одном из островов Наантали, президент, разумеется, еще больше повысил престиж этого городка среди туристов.

В Питере Васильевский остров называют Васькой, так что дети сразу почувствовали себя на острове Väski, как дома. Только здесь было куда веселее. Гуляя вокруг острова, успеваешь познакомиться с устройством золотого прииска и даже намыть немного «золота» (пирита). Поесть и познакомиться с местными умельцами можно в пиратской деревне, где по крышам гуляла вот такая курица:

Но главным удовольствием для малышей было бегать, прыгать и лазить по всему, что попадалось на пути.

Потренировавшись на всяких там полосах препятствий, дети осмелели достаточно, чтобы заняться альпинизмом.

Ну а из лука пострелять — тут даже папа к детям присоединился:

Кстати, еще один пример финской внимательности к мелочам, когда речь идет о детях. Заметив, как неловко наш Семён держит лук, инструктор поинтересовалась, не левша ли он? Получив утвердительный ответ, тут же вытащила откуда-то лук другого цвета, специально сделанный для левшей!!!

Но последние корабли уже уходят с пиратского острова обратно к Наантали. Пора и нам собираться.

Кстати, вот то голубенькое здание на горизонте — это Муми-дом. И не спрашивайте: где тут голубенькое? Под красной крышей, что же тут непонятного?! Так что вон то красное пятнышко, к которому корабль направляется, — это оно голубенькое и есть! =)

10 июля 2011 Турку

В воскресенье мы, наконец, отправились осматривать старейший город и настоящую столицу страны Суоми. Турку оформился как центр этих земель еще в XIII веке. И только в 1812 году Российская империя назначила центром своего нового княжества Хельсинки. Именно в древней столице появился первый университет на территории Финляндии, здешний собор считают «колыбелью» финского лютеранства. Другое дело, что Турку по характеру, архитектуре и населению всегда был скорее шведским, чем финским городом.

Первым делом, гуляя вдоль реки Aura, мы обнаружили размещенную в ней выставку современного искусства. Так финны отметили назначение города «культурной столицей Европы 2011 года». Ну, современное искусство всегда вызывало у меня неоднозначную реакцию…

Нечто из области искусства

По-моему, главными ценителями этих произведений были чайки и прочая птичность:

Кстати, так, на мой взгляд, шедевр выглядит гораздо лучше

Затем мы направились к той самой «колыбели лютеранства» — кафедральному собору Турку. Освященный еще в 1300 году (хотя, разумеется, не раз с тех пор перестраивавшийся), он представляет собой очень внушительное зрелище:

Кафедральный собор Турку

Внутри собора

Крест на изображении агнца создается естественным образом — светом, льющимся из окон

Прямо на крыльце собора сидела белка и деловито жрала объедки из макдональдсовского пакета.

С одной стороны, у нас в центре города белки за пределами парков не прыгают. Можно порадоваться за местную экологию. С другой, у белки не было хвоста. Совсем. Может, конечно, у них тут порода такая, но мы предположили, что это фастфуд виноват. Предупреждение всем нам! Не злоупотребляйте, а то тоже что-нибудь отвалится.

Приключения с парковкой продолжали меня преследовать. Нет, на этот раз я поставил машину правильно, несколько часов мог бесплатно стоять. Но до меня вдруг дошло, что парковочные часы я выставил по своим автомобильным. А мы их не переводили на финское время! Контролеры могли подумать, что мы стоим здесь уже почти сутки или пытаемся их обмануть. Обливаясь холодным потом, я кинулся к автомобилю. Уфф! На этот раз обошлось. Погрузившись в минивэн, мы направились в музей ремесел Luostarinmäki. На самом деле, это куда больше, чем музей ремесел. Это единственная уцелевшая часть старого Турку. В 1827 году почти весь город был уничтожен страшным пожаром (дежавю?). После этого, дома стали строить, в основном, каменные. Несколько уцелевших деревянных кварталов законсервировали под музей:

Глядя на эту застройку, не удивляешься, что город так легко сгорел.

В музее постарались сохранить и воссоздать обстановку домов разного достатка.

На фотографии выше воссоздано старинное орудие пытки. Финский сапог называется. :) Впрочем, думаю, вы уже догадались, что это такое?

Кроме того, в разных домах показаны ремесла, которыми занимались местные жители. Причем, почти все мастерские действующие. Кузнецы, гончары и прочие мастера и мастерицы на наших глазах изготавливали свою продукцию.

Типография и переплетная мастерская

Кружевные закладки и салфетки возникали прямо на глазах

Плетеные корзины в разных стадиях готовности

Налюбовавшись и даже получив какие-то сувениры в подарок, мы направились к самой известной достопримечательности города: замку Турку. Впрочем, мальчишки нашли себе достопримечательность по вкусу еще на парковке (для разнообразия бесплатной):

Можно изучать устройство двигателя!

Но вот впереди и замок!

Замок Турку

Замок основали раньше, чем город, но свой окончательный вид он принял к XVI веку. А уже в следующем столетии он полностью утратил военное значение. Сейчас это исторический музей. Тут наглядно рассказывают об этапах строительства замка и города, демонстрируют образцы средневекового искусства, целый зал посвящен смерти в ее разных обликах (но его наши дети постарались миновать бегом).

Этапы расширения замка

Нда. Кажется, такое малоаппетитное изображение кровавых ран Спасителя называется «средневековым реализмом».

Нагулявшись по старому городу, мы отправились на виллу «Балтика» набираться сил. На следующий день нам предстояло отправиться в обратный путь.

11 июля 2011 Турку-Хельсинки-Порвоо (225 км)

Прежде чем покинуть Турку, нам нужно было оплатить штраф за неправильную парковку. Дело оказалось не такое простое: в выходные банки в Финляндии не работают, да и в будние дни не слишком себя утруждают. Пришлось еще раз съездить в Турку, отстоять небольшую, но ооочень неспешную очередь, и, наконец, расстаться с 35 евро плюс комиссия. К 14:00 (нашего времени) мы взмыленные, наконец, выехали в обратную дорогу. На этот раз, с объездного кольца вокруг Хельсинки мы съехали в сторону, чтобы посетить детский научный центр «Эврика».

Это совершенно потрясающее место, где дети могут все потрогать, попробовать и в наглядной форме понять какие-то научные факты или законы. Постепенно и в нашей стране появляются подобные познавательные музеи и центры. Но подобного масштаба они достигнут нескоро.

Двигаясь от парковки к территории «Эврики», уже можно увидеть выставленные образцы всех горных пород, встречающихся в Финляндии.

А на подходе к зданию замечаешь первые любопытные экспонаты.

Обычные кубики, верно? Но стоит пройти несколько шагов и посмотреть на них с другой перспективы…

… и никакие они не кубики! Один сплошной обман или, вернее, оптическая иллюзия.

Во дворе центра детям предложили заняться раскопками ископаемых костей. А неподалеку мы обнаружили большое количество динозавров. Рычали и двигались они настолько правдоподобно, что Артем старался держаться поближе к родителям.

Что-то мне с этими зверюгами рядом неуютно… пойду я лучше помузицирую!

О! Вот и инструмент нашелся по вкусу.

В путешествиях я часто думаю, что если бы энергию наших детей направить в мирное русло, то бензин бы мне вообще не понадобился. Видимо, я не единственный, кто об этом задумывается.

Здесь двое из наших «белочек» не просто крутят колесо, а поднимают наверх воду, которая потом приводит в действие целую серию колес!

Да что там колеса… изучая систему блоков, один наш пацан настоящую машину умудряется оторвать от земли! Представляете, сколько времени он потом об этом вспоминал?

Фотографии, сделанные в помещении, в основном не слишком удались. А жаль, чудес там было без счета. Дети знакомились с принципами съемки кино и пневматической почты; выясняли длину человеческого кишечника, вытягивая из пуза манекена многометровый чулок (брр!); наблюдали, как компьютер опознает их по фотографии; сравнивали зарплату за 5 минут своей работы в разных странах в гамбургерах и т.д. и т.п.

Еще в этом центре мы сходили в планетарий. Технологии там навороченные, 3D и двигающиеся кресла, так что ощущение полета в космосе было очень реалистичным. Но сам фильм нас не впечатлил. В Волгоградском планетарии было интереснее.

Зато автосимулятор настолько реалистично вел детей по настоящим финским дорогам, что я невольно реагировал на каждый поворот. В конце концов, в сердцах подумал: неужели я сегодня по этим дорогам еще недостаточно наездился?!

С горя отправился кататься на велосипеде по тросу, натянутому через весь зал. Забавно, не более. Особой экстремальности не почувствовал, тем более, что под тросом была натянута страховочная сеть.

Думаю, достаточно сказать, что вытащить из «Эврики» детей удалось, только когда объявили, что музей закрывается. А до второго этажа мы так и не добрались!!!

Билеты в центр «Эврика» стоят сейчас 18,5 евро для взрослого и 13 евро для детей старше 6 лет. Вместе с планетарием билет будет стоить 23 евро для взрослого и 16 евро для ребенка.

В 20:00 по Питерскому времени мы покинули «Эврику» и через час устраивались на ночлег все в том же гостевом доме в Порвоо. В планах у нас был спокойный отдых и быстрый перегон до дома на следующий день.

12 июля 2011 Порвоо- Турку-Порвоо- Хельсинки (примерно 500 км)

Хочешь насмешить Бога — расскажи Ему о своих планах! С ночлегом-то все было хорошо, а вот возвращаться домой у нас получилось не сразу. В суматохе сборов накануне мы забыли все документы жены на вилле «Балтика»! На следующее утро, оставив семью отдыхать от впечатлений, я был вынужден снова мчаться в Турку. Там нарвался на хозяина виллы, который до этого был в отъезде. Очень интересный человек, который строит вдоль границы с Россией центры помощи беженцам из нашей страны. Когда-то он помог тысячам евреев из СССР переселиться в Израиль, попутно проповедуя среди них христианство. А теперь готовится к новой волне эмиграции. Можно не соглашаться с его мрачноватым взглядом на будущее нашей страны, но я был впечатлен основательностью этой работы, продуманностью каждой детали, с которой он подходит к своим проектам. В общем, мы проболтали пару часов, и вернулся я в «Солторп» уже довольно поздно. В Питер мы бы приехали глубокой ночью. Но и оставаться в гостевом доме дольше, чем планировали, было нельзя: здесь уже ждали другую компанию гостей. Заглянул, ни на что не рассчитывая, в Контакт и обнаружил, что мне оставила сообщение хорошая знакомая, переехавшая жить в Хельсинки. Они с мужем-финном гостеприимно распахнули перед нами дверь своего дома и приютили на ночь. Разговоры затянулись допоздна – было видно, что в эмиграции нашей знакомой не хватает общения.

А на следующий день мы, наконец-то отправились домой. Полтора часа до границы, столько же на границе, несколько пробок на ремонтируемых участках «Скандинавии» и 13-го июля, проехав за день 410 км, к 18:30 мы были дома. Общий наш пробег немного не дотянул до 2000 км. Ну, на то она и вылазка, а не путешествие. Общий бюджет составил примерно 38000 рублей, включая визы, развлечения и питание.

Поездка оставила много приятных впечатлений. Дети были счастливы. А значит, мы могли со спокойной душой отправляться в прекрасные Альпы!