|
Всем привет!
Хочу рассказать о нашей поездке в Грузию в конце июля 2013 года.
Зимой начал задумываться о летнем отпуске — куда поехать, как поехать и т.д. Отпуск у меня короткий, 2 недели всего, поэтому на поверхности лежали Турция или что-то подобное чартером на самолете на 10 дней. В Турции был уже 3 раза, да и пляжный отпуск — это не для меня, ну не люблю я валяться на пляжах с утра до вечера. Т.к. мы живем на Урале, то естественно моря не хватает, и хотя бы раз в год хочется погреться и поплавать в море, жена тоже настаивала на поездке к морю. И тут я предложил ей: «Поехали к морю, но только на машине!» Я люблю путешествовать на машине — когда ни к чему не привязан и едешь, как хочешь, останавливаешься, где хочешь. После непродолжительных споров решение принято. «Едем!»
Осталось выбрать, куда. Мы уже ездили на Черное море своим ходом 2 раза, в Сочи и Геленджик, поэтому было охота поехать куда-нибудь в другое место, может даже на Украину. Начал шерстить Интернет с отзывами о различных поездках. Читал про разные города, поселки, как в России, так и на Украине — везде примерно одно и то же, как мы раньше и ездили, и тут наткнулся на отзыв о поездке в Грузию, прочитал — понравилось. Дальше искал и изучал только про поездки в Грузию, нашел познавательный и хороший сайт «За 7-ю горами», очень помог в составлении маршрута, плане достопримечательностей и информации о Грузии. Не буду долго всего перечислять, короче принято решение «Едем в Грузию!»
Состав экипажа : Я — водитель и штурман; жена — помощник штурмана, фотограф; 9-летняя дочь — ГЛАВНЫЙ пассажир и путешественник, готовая с нами всегда и хоть куда.
Автомобиль Шкода Октавия 2011 года с пробегом 43 000 км, 1,6 л, 102 л.с., механика.
Маршрут по России: Магнитогорск — Оренбург — Самара — Саратов — Волгоград — Элиста — Владикавказ, т.к. из России въехать на машине можно только через погранпереход Верхний Ларс рядом с Владикавказом. Через Абхазию или Южную Осетию по грузинским законам заезжать нельзя — чревато крупным штрафом или даже вплоть до тюремного заключения.
Машину особо не готовил — новая еще, прошел ТО 45 000 (замена масла), и все.
Установлен видеорегистратор, навигатор и СВ-рация для связи с дальнобоями (супер нужная штука для дальних поездок по трассе — ни одного штрафа за всю дорогу).
Отработал в четверг 18.07.2013, и в 20:00 по местному времени, заправив полный бак, стартанули в сторону Оренбурга. Дорога от Магнитки до Оренбурга и Самары пустая и ничем особо не примечательная, машин практически нет, ДПС почти нет, в отличие от варианта Уфа—Самара.
Про дорогу от Самары до Волгограда тоже не вижу большого смысла описывать, в каждом отчете про поездку на ЮГ давно по сто раз описано — в Саратовской и Волгоградской области дороги, мягко говоря, плохие.
Местами есть хорошие участки.
По своему прошлому опыту поездок, первые сутки еду без ночевки, поспал 2 часа на заправке после Оренбурга и двинул дальше.
Перед Волгоградом в Дубовке переночевали в гостинице за 1200 руб. за номер, стоянка машины 50 руб. Очень достойная гостиница, три полноценные кровати, кондиционер, телевизор, холодильник, душ и туалет в номере. Все чисто и аккуратно, новый ремонт, нам очень понравилось, на обратном пути останавливались там же.
Первый перегон получился 1750 км за 22 часа.
Утром проснулись и в 5:00 по местному времени выехали в сторону Элисты, т.к. было раннее утро и суббота, то Волгоград проехали без всяких пробок и задержек, дороги в городе очень плохие. Мы уже были на Мамаевом кургане и на панораме Сталинградской битвы в прошлые разы, поэтому поехали сразу в сторону Грузии.
Дороги Калмыкии на четверочку с натяжкой, иногда участки на 2+, засады ГИБДД были, особенно на каждом участке с ремонтом и там, где ремонт закончен, а временные знаки как всегда еще стоят. Как видно, у дороги нет кустов и других естественных укрытий, поэтому калмыцкие ДПСники очень изобретательны, закрывают камеры различным мусором, старыми покрышками и т.д. Но т.к. я был «в канале» (на языке дальнобоев), я знал каждую засаду, еще даже не доехав до нее, и снижал скорость заранее.
Вообще, ехать с рацией это супер удобно и безопасно, дальнобои всегда подскажут про засады, где вкусно и недорого поесть, отдохнуть, далеко ли до нормальной заправки, как проехать или объехать город, не заезжая в него, и много другой полезной информации. Они всегда отзываются и помогают, даже если ты не их «братишка», а едешь «на маленькой».
Догнал фуру, а тебе не видно встречный поток из-за поворота или горки, попросишь его помощи в обгоне (он высоко сидит, далеко глядит) — как только появляется окно во встречном потоке «Давай, пошел!!!» и спокойно и безопасно обгоняешь. Скажешь ему «Спасибо, счастливой дороги» в ответ «И тебе удачки».
В общем, с рацией ехать очень и очень удобно, минус один — мата в эфире, конечно, много. Дальнобойщики — это не институт благородных девиц, поэтому, если едете с ребенком и женой, советую купить для рации наушники, как я — и будете все слышать, и дети с женщинами не будут все это слышать, потому что иногда такие «шедевры» ненормативной лексики слышатся, что у самого уши в трубочку сворачиваются, особенно когда на плохих участках дороги они заведутся и начнут «вспоминать» добрым словом наших правителей и дорожников.
Дальнобои мне посоветовали ехать не по федералке через Минводы и Пятигорск, а свернуть на Георгиевск и через Буденновск выехать уже к Владикавказу, получается и короче, и минуя все прелести федералки в виде многочисленных засад и камер и разводилова неместных машин Кабардино-Балкарскими и Осетинскими гайцами (сам читал в отзывах, что там практически невозможно проехать без остановок и «разводилова» на выдуманные нарушения машине с неместными номерами, взятку пытаются вытянуть на каждом посту).
По указанному дальнобоями пути доехал до Владикавказа без проблем и остановок.
Проехали Владикавказ и взяли курс на Верхний Ларс, где находится граница с Грузией, и начались ГОРЫ!!! Кавказский хребет.
Границу прошли быстро, Российскую за 30 минут (очереди не было, сразу заехали на пост), Грузинскую за 5 минут, отдали, не выходя из машины, наши паспорта, он сфотографировал каждого на цифровую камеру и «Добро пожаловать в Грузию!!!»
Добрались!!! До границы с Грузией по России проехали 2650 км.
Доехали до деревни Казбеги (сейчас в Грузии она называется Степанцминда), которая располагается у подножия горы Казбек, и решили там заночевать, т.к. было уже 20:00 по местному, а впереди знаменитая Военно-Грузинская автодорога и Крестовый перевал, ночью его как-то неохота было проезжать и боязно.
Пройдено во второй день 900 км за 14 часов.
Сняли комнату в гостевом доме с питанием, на троих обошлось 1700 рублей (это с ужином, вином и завтраком).
Гора Казбек, если я правильно помню высота более 5000 метров.
Утром проснулись, позавтракали и, попрощавшись с хозяевами, поехали покорять Крестовый перевал.
Дорога по перевалу, конечно, непростая, после Казбеги начинается участок без асфальта — скала слева, пропасть справа, противолавинные тоннели и участки дороги, снесенные лавинами, и отсыпанные скальником, иногда скорость падала до 5 км/час, есть узкие участки, где проезжает только одна машина, участок километров 30-40, точно не замерил т.к. все внимание было приковано к дороге и управлению машиной. Надо отдать должное — грузины дорогу строят, везде куча техники — отсыпают, расширяют, делают новые тоннели, говорят, сделают асфальт до России года через 2-3, работы очень масштабные.
Проехали этот участок и начали спускаться по серпантину вниз, на самой высокой точке перевала было +12, с каждым поворотом температура росла, и, спустившись с перевала, термометр показывал уже +28.
Грузинское Памуккале ))) розовый известняк, а по нему бежит вода с гор, видимо, вода с каким-то минералом, вот за годы и образовалась данная аномалия.
Вообще, в Грузии из всех горных рек, ручьев и водопадов, как говорят местные, можно безбоязненно пить воду, т.к. она очень чистая и зачастую минеральная (Боржоми это подтверждает).
Спустились до Жинвальского водохранилища, на берегу которого стоит крепость Ананури.
Примерно с час походили, посмотрели и поехали дальше в сторону Тбилиси. Грузия страна небольшая, поэтому больших перегонов уже не было. Ехали спокойно, часто останавливались и осматривали достопримечательности, которых в Грузии ОЧЕНЬ много.
К 16:00 добрались до Тбилиси, созвонились с хозяином заранее забронированной квартиры, он нас встретил и проводил до места проживания. Еще дома я нашел через интернет квартиру в исторической части старого Тбилиси рядом с Ботаническим садом и забронировал ее за $50 в сутки на 2 дня.
Заселились и пошли гулять по Тбилиси, за два дня обошли и посмотрели очень много, машину даже не брали, ходили пешком и смотрели, смотрели, смотрели.
После проведенных двух с половиной дней в Тбилиси отправились на восток страны в Кахетию, винный край? как говорится. Доехали и поселились в городе Сигнахи, откуда открывается потрясающий вид на Алазанскую долину.
Один день посвятили осмотру Сигнахи и окрестностей.
На второй день поехали по Алазанской долине: Цинандали, Гурджаани, Кварели, Телави.
В Кварели посетили винный завод, основанный в 1533 году, где абсолютно бесплатно провели для нас троих экскурсию по заводу и устроили дегустацию.
По дороге также заезжали в разные интересные и древние крепости и монастыри.
Нам очень понравилось в Кахетии, но так как времени было немного, посмотрели, естественно, не все. На следующее утро выдвинулись на запад Грузии в сторону Батуми.
По пути заехали в Боржоми, погуляли по парку и попили воды из источников. Сходили в краеведческий музей, который расположен в доме бывшей канцелярии Романовых.
Свернули с трассы и посетили монастырь Давид Гареджа — комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа.
Впечатлений получили массу, довольные и немного уставшие поехали в Батуми, где решили завершить наш отпуск пребыванием на море.
Купались, гуляли по городу, опять купались, отдыхали и расслаблялись одним словом.
Сходили в Батумский дельфинарий, программа длится час, но смотрится на одном дыхании — вышли в полном восторге!!! Очень понравилось.
Но все подходит к концу, в том числе и наш отпуск, пора собираться домой. Собрались, купили сувениров и подарков (вина взяли еще при посещении завода в Кахетии) и поехали домой.
Обратная дорога ничем особенным не отличилась, в первый день доехали до Волгограда, постояли немного в пробке через ремонтирующийся мост и остановились на ночевку опять в гостинице в Дубовке.
На второй день в 5:00 по местному выехали и ехали до упора до дома, под конец, конечно, уже начало срубать в сон, но до дома оставалось 100 км, и, выпив баночку энергетика, в 6:00 подъехали к дому и завалились спать.
Общий пробег получился 6870 км.
Бензин по литрам не считал, считали по суммам заправок, получилось 14 500 руб.
Перед поездкой сбросил средний расход на компьютере, и по приезду он показывал 6,6 л на сотню, я просто в приятном шоке от такого расхода, и это с включенным климатом и ездой по горам. Хотя на самом деле по горам не так много и получилось. Повторюсь, что Грузия небольшая страна, и там больших пробегов просто нет. Основной пробег получился по равнинной России, и при состоянии основной части наших дорог ехать получалось как раз в экономичном режиме 100-110 км/час.
Проживание, питание, развлечения — на все ушло 40 000 руб.
Итого на отдых втроем своим ходом потрачено около 55 000 руб. на все. Считаю, что это очень бюджетно.
Отношение к русским в Грузии
Россиян любят, и к нам очень хорошо и тепло относятся, особенно люди старше 30, которые еще помнят наше совместное проживание в одной стране СССР. Каждый стремиться чем-то помочь, подсказать, стоит спросить что-нибудь у прохожего, тот сразу откладывает все свои дела и чуть ли не за руку проводит тебя, куда нужно.
Везде доброжелательность и искренность, это видно, поверьте. Отношение не заискивающее перед туристом, как перед кошельком (как в Турции), а реально дружеское.
Простые люди, как только узнавали, что мы из России, стремились нас угостить, позвать в гости, дарили вино и обижались, если предлагали деньги.
При покупках фруктов, орехов и т.д. всегда после покупки еще чуть ли не половину давали в подарок, а ребенка вообще всегда угощали бесплатно. И это все делается от души. Поверьте, это чувствуешь и понимаешь, что такое кавказское гостеприимство.
Безопасность
Когда друзья и знакомые узнавали, что мы собираемся ехать в Грузию одни и на машине, все говорили: «Там же война, вы что, русских там не любят и чуть ли не убивают».
Скажу вам следующее — это все результат промывания нам мозгов посредством СМИ.
В Грузии безопасней чем в России в 1000 раз, это у нас опасно и могут убить на улице просто так ни за что, за косой взгляд в сторону пьяных отморозков.
Там нет преступности, машины стоят открытые с открытыми окнами, ключами и вещами в салоне, пока владелец кушает в кафе или ушел по каким-то делам, для меня это было шоком. Я спрашивал у местных жителей, и все в один голос говорили — у нас не воруют.
Дети гуляют допоздна одни без присмотра, как в советские времена у нас. Попробуйте отпустить у нас ребенка лет 6-7 гулять одного в большом городе, думаю, не надо объяснять никому и ничего.
Полиция занимается своим делом — постоянно патрулирует и обозначает свое присутствие, по трассе патрульная машина попадается через каждые 20-30 минут, ездят и патрулируют, а не прячутся в «рыбных» местах и стригут протоколы и взятки. Взяток не берут, и не вздумайте предлагать — сразу тюрьма.
За все время я не видел, чтобы они кого-то останавливали.
Полицейские участки прозрачные и просматриваются насквозь.
Полицейский всегда поможет и поинтересуется, чем он может помочь еще, все очень вежливо и уважительно. Такая и должна быть полиция.
Нет никаких блокпостов, автоматчиков в бронежилетах, как у нас в Ставрополье, Осетии и т.д.
Безопасно везде и в любое время суток.
За все пребывание в Грузии я не увидел ни одного пьяного человека, молодежь не сидит в парках с пивом, гуляют, общаются, сидят на траве в парках, но не пьют!!!
Дороги и ПДД
Дороги везде хорошие, грамотно установлены знаки и указатели, в том числе и знаки к достопримечательностям на коричневом фоне.
Грузины особо правила не соблюдают, обгон через сплошную, под знак запрещения обгона в порядке вещей, и полиция на это закрывает глаза, если только кто-то совсем будет наглеть, но этого нет. На дороге все взаимовежливы, всегда подвинутся, пропустят того, кто быстрей его едет, никаких гонок и «бодалова», и при этом я не видел ни одной аварии.
Что все свято соблюдают и за что полиция нещадно штрафует — это ремни безопасности, пристегиваются все и всегда, и полиция в том числе. Рассказывали, что месяц назад оштрафовали непристегнутого министра, закон един для всех.
В Тбилиси я не видел ни одного правительственного кортежа и перекрытия дороги, чиновники едут как все, максимум одна машина охраны и без сирен, едут в общем потоке.
Вот так мы познакомились с Грузией. Приехали с кучей впечатлений, положительных эмоций и, можно сказать, влюбились в эту прекрасную страну и грузинский народ. Для себя решили, что поедем туда еще обязательно, планируем в следующем году опять туда, ведь так много еще не увидели.
Спасибо за терпение кто дочитал до конца и удачи на дорогах.