|
Всё началось с приглашения подруги на свадьбу — в Ольденбург, Германия. Несмотря на всю свою сознательную жизнь в Украине, Ася за 2 года учебы в Германии научилась поступать по-немецки — за 7 месяцев поступило приглашение приехать! А я, абсолютно по-украински, начала собираться за 1,5 месяца.
За границей я ни разу не бывала, хотя путешествую активно и самостоятельно с 15 лет, вся Украина изведана, Питер и Москва рассмотрены... Пора в Европу!
Ну и понеслись сразу мысли — если брать визу, то неужели только Ольденбург посетить? Нет... Берлин и Варшава точно! А если... и Париж? Начали прикидывать варианты автобусы/поезда/самолеты. На двоих с таким количеством пунктов с европейскими ценами на транспорт — дорого... Но ограничивать себя одним городом даже не собирались. И решили — едем на своей машине! Итак:
Маршрут
Одесса-Варшава-Берлин-Ольденбург-Париж-Штудгарт-Прага-Одесса (6300 км)
Даты 22-31 мая 2012 г.
Экипаж — Алёна(я) и Гари, оба за рулем, оба впервые за границей.
Автомобиль — Deawoo Matiz 2011 г., автомат, расход (по итогам) 6,3 л/100 км.
Снаряжение — навигатор на iPhone и атлас Европы, ноут (не пригодился).
Деньги — евро и гривны, и, конечно, пластиковые карты VISA.
Культ-программа — в каждом городе минимум 1 музей или панорама города.
Для экономии решили спать в машине: задние сиденья Matiz, складываясь, образуют с пространством багажника единую ровную поверхность, положили матрас — ночлег готов! Благо есть Ауто-гофы — бесплатный безопасный паркинг, магазинчик и кафешка, а главное — чистейшие душевые за 1-2 евро.
Кроме жилья мы ни в чем себе не отказывали, но, как оказалось, неплохо сэкономили на еде благодаря маме Гарика: пирожки в дорогу, овощи, фрукты и печенье — 2 дня мы кроме горячих чая и кофе ничего не покупали.
День 1. 23.05.12
Выехали в 8:00 из Одессы, далее Умань, Винница, Хмельницкий, Ковель, Ягодин. По предыдущим поездкам в Житомир помнилось, что дорога там ужасная, поэтому через Киев не поехали, а зря. Дорогу Киев-Ягодин к Евро-2012 сделали отличную, а на западной Украине... Если честно, то я не понимала, для чего там стоят знаки ограничения 90, больше 80 ускориться невозможно! Но качество дороги скрашивали пейзажи весеннего Прикарпатья, ужин на зеленой траве с видом на горы. И из-за тихой скорости расход топлива 5,3 — по-моему, тоже неплохо. Визы вступали в силу только в полночь, поэтому мы тихо и воодушевленно ехали к границе.
Расчеты не подвели, в 23:00 заправили полный бак в 20 км от границы, 23:30 прибыли на пограничный пункт. Очень переживала, что не сориентируюсь, что и где заполнять, но пошли «по волне» — на границе полно водил-челноков, которые с погранцами и таможенниками уже на «ты». Куда они, туда и мы. За полчаса заполнили бумажки, показали открытый багажник — смотреть реально было нечего, т.к. мы не курим и особо не пьем, везли в подарок 2 бутылки крымского вина, что для погранцов — смех. И поехали на польскую сторону. И тут мы встряли... с 00:00 до 03:00 мы ехали в колонне, продвигаясь по 3 метра в 15 минут. Мрак. Самое сонное время...
Ну да ладно, 04:00 утра — первые метры польских дорог. Кто там их ругал? После дорог Западной Украины (а поверьте, такое же качество дорог и от Одессы до Крыма) дороги Польши просто сказка — ровная поверхность, четкая разметка, обочина, указатели... Увы, но после Европы я не могу нормально воспринимать то, что под колесами в Украине...
Нашли стоянку для туристов возле леса и завалились спать. Но я долго спать не смогла — будоражит желание видеть новое!
День 2. 24.05.12 Польша
В 8.00, пока Гарик спал сзади в машине, я села за руль и продолжила путь в сторону Варшавы. Дорога узкая, городков много, едут все медленно — по-моему, отлично! Я разглядываю Польшу изнутри, и она мне искренне нравится — по обычным сельским, но ухоженным домикам и дворам я пришла к выводу, что если с дорогами у нас правительство «лажает», то, похоже, мы его заслужили — ни одно село у нас не выглядит таким ухоженным, а ведь это личное дело каждого хозяина.
Хелм-Люблин. Гарик проснулся, остановились у первого ауто-гофа (большой комплекс, заправка + МакДональдс), привели себя в порядок, купили кофе, перекусили домашними пирожками, заглянули в скайп — отписали домашним, мол, «всё ок», и полетели.
В Варшаву приехали в 12:00, машину оставили во дворе жилого дома в 2 минутах ходьбы от центра. Много читала про проблемы с парковками в Европе, но после своего опыта теперь не могу понять, в чем же «паника»: или люди совсем не любят ходить ногами, или смекалка завернуть во двор не работает, непонятно...
Варшава в конце мая 2012 была не очень гостеприимна, т.к. в последние недели перед Евро-2012 она была полностью перекопана ) Но она мне очень понравилась! Кайф самостоятельного путешествия на авто в том, что ты, пытаясь найти ту или иную достопримечательность города, вынужден его разглядывать досконально! А если еще заблудишься — это вообще отлично, т.к. тогда ты точно пообщаешься с местным населением, оценишь уровень их отзывчивости, посмотришь на их «нецентральные» районы и быт окраин... В общем, Варшава мне показалась чопорной старушкой, которая отлично выглядит и не стесняется покупать и одевать новые наряды. Вполне сочетаются сталинская высотка и стеклянные небоскребы, старинная гимназия, овитая плющом, и шикарный новый стадион. Варшава лично для меня первая открыла Starbucks ) Увы, я стала зависимой )
Первым делом, покинув машину, мы нашли обменник, получили немного злотых и пошли в Центр науки и образования, знакомое по Москве совковое монументальное здание. В нем, кстати, на первом этаже находится туристический центр с кипой брошюр на разных языках о том, где и как лучше отдыхать в Польше — набрала и по приезду раздала друзьям для изучения.
За 25 злотых мы поднялись на 30-й этаж сталинки и открыли для себя шикарный вид на Варшаву. Мне нравится!
Далее из профессиональных соображений потянула Гарика в ТЦ «Аркадия» напротив — ну очень уж симпатично выглядит. По дороге заходим в Hard-cafe, поглазели на кожаные брючки самого Фредди; умиляюсь количеству и разнообразию велосипедов, легкости и непринужденности людей, которые на них передвигаются по городу в своих будничных заботах, здорово!
ТЦ понравился, но еще больше понравился сыр из Закопене, который там попробовали, в итоге затарились еще на 3 дня им — смакота!
Еще по капучино в Starbuks, купили чашки и кофе домой и чай как сувенир. И нам пора — на часах 18:00, выдвигаемся в сторону автобана на Берлин.
За Варшавой вновь заехали на ауто-гоф (чай, домашние пирожки, помыли машину в автоматической мойке за 12 злотых, пропылесосили салон автоматическим пылесосом за 2 злотых, приняли душ за 10 злотых) и помчали.
Надо сказать, что программа-навигатор была подобрана не ахти какая, сейчас пользуюсь iGo и довольна. Но в тот вечер в самый ответственный момент навигатор решил отдыхать вплоть до возвращения в Украину. Т.е. картинка карты Европы видна, но кроме стрелки, едущей по этой картинке, и ее направления (как компас) от навигатора помощи не было. И не нужно! И снова не понимаю паники всех относительно чуда техники — есть карты, есть заранее намеченные крупные города (а не намеченные заранее, так выбранные в пути), указатели в Европе: захочешь заблудиться — не получится. Или нам после Украины уже ничего не страшно, или я не забыла еще, как мои родители по одному атласу нас с сестрой катали по всей Украине и в Смоленск...
К полуночи доехали до автобана, нашли первую стоянку, уснули.
День 3. 25.05.12
В 8:00 проснулись и сразу выехали, в 9:00 нашли комплекс с мини-гостиницей и очень хорошим кафе, где и позавтракали. Кстати, попробовали 2 польских блюда — томатный суп и суп-фраки (как оказалось, со свиными ушами) — ну нет... Обошлись отличной отбивной с гарниром и кофе (все вышло на 50 злотых).
Перед Германией заправили полный бак и заплатили последний раз за польский автобан (всего получилось 65 злотых).
Как и многие, мы ожидали ну хотя бы одного полицейского на границе — никого! На Берлин!
Кстати, на автобанах шли всегда 120-130 км/час, для Matiz на идеальной прямой дороге это оптимальная скорость. Расход примерно 6,5 л.
Прибыли в 12:00. Однако, жарко! Огромные дороги, сумасшедшие развязки и, главное, весь плотный поток несется со скоростью 90-100 км в час. Одно немецкое хамло умудрилось мне даже сигналить — мол, я медленно еду! Черт, на 80 км/час нереально на чужеродном немецком понять, какой же из 10 съездов с трассы мой. Забегая вперед, отмечу, что сие хамло оказалось единственным хамлом среди всех встреченных немцев. А после Парижа мы решили, что он и вовсе был не из немцев — наверняка парижанин)
И вот только немного приблизившись к «CENTRUM», мы попали в пробку. Ну ё-моё! Честно, я от Берлина ничего и не ожидала приятного. И запланировала на него, как и на Варшаву, 6 часов. Зря! Берлин чудесный город! А немцы — прекрасный народ. Мы это поняли, уже стоя в пробке. Издалека начал доносится вой сирены, еще не видно было, скорая или пожарники, слышно лишь, что сзади нас и несутся сквозь автомобильную пробку. На дороге 4 полосы, по 2 в каждую сторону. И вот в этот момент, кто бы как ни стоял, все начали прижиматься к обочине, мы за всеми. Уже через минуту рядом с нами получилась 5-я пустая полоса, и скорая пролетела на всех парах. И вот что тут сказать? Если Вы не замечали, то у нас совсем не так. Государство виновато? Нет — мы.
Стоя в пробке уже 30 минут, мы увидели вывеску «Прокат велосипедов — 8 евро». Я знала, что для Европы это недорого (в основном 10-15). Быстро перестроились, припарковались (просто центральный жилой район, запрещающих или ограничивающих знаков нет — паркуйся, как жители, на обочине бесплатно).
Залог по 100 евро за байк, заполнить анкету — и мы уже велосипедисты. Это был отличное решение, хотя и незапланированное. Главное вернуть до закрытия проката в 19:00.
Сказать, что мы что-то искали конкретное — нет, мы наслаждались свободной велосипедной прогулкой по центру Берлина. Но увидев телевышку на Александр-плац, решили сразу и посетить панорамную площадку. Зашли, а там прекрасная система — покупаешь билет на конкретное время и гуляй по городу, пока настанет твой час. Купили (1 билет = 12 евро) и покатили дальше. Пару раз останавливались и на английском просили нам помочь найти ту или иную достопримечательность. Все (все!) немцы знают английский и радушно нам помогают.
Чудесный город, зеленый, много старинных зданий сохранили или восстановили, чисто, все очень продуманно, и при этом встречаются разные современные памятники или скульптуры без названий причины, иногда посреди газона жилого дома.
Возле очередного величественного, но очень доступного здания расположились на траве и просто наблюдали за жителями и туристами.
Так расслабились, что спохватились только в 18:50 — отдать байки нужно!!! Немного поплутав на перекрестках примчали в 19:05. Нам дружелюбно отдали залог, и мы уже на машине помчали на TV-башню, т.к. подходило время нашей очереди. Примчали на Александр плац, оставили машину в кармашке возле бордюра — оказалось, платная стоянка, т.к. стоит паркомат. Ок, мы же спешим, платим 1 евро за 30 минут и летим дальше.
Спешили зря — время на очередь хоть и четко вписано в билет, но является условным, просто для упорядочивания очереди и Вашего же удобства в планировании отдыха. Немцы! Поднимаемся наверх и... видим весь Берлин как на ладони! Все 360 градусов обзора твои! Ну тут же и ресторан, и просто барная стойка. Пока Гарик делал кадры для круговой панорамы, я умостилась за стойкой, пила кофе и смотрела на какую-то отдаленную берлинскую точку — еще пару дней назад мы были в Одессе, а сегодня я вижу весь Берлин! Думаю, именно тогда ко мне пришло понимание, что мир огромный и безГраничный — нужно делать мультивизу ! ))) Сегодня ты дома, заскучал — уже завтра ты в Исландии!
Фото сделаны, выводы тоже, пошли гулять по городу дальше. Нужно отметить, что Гарик ярый поклонник хороших авто. Чтобы Вы понимали. ярый — это очень ярый! ) У вас муж, возможно, не пропускает матчи любимого футбольного клуба, носит шарф с символикой и улю-лю-кает перед телевизором во время тв-трансляций. Мой парень всегда смотрит вслед Х6-му и знает все новости высшей лиги автоиндустрии. Германия для него особая страна. )
Но за неделю в Европе я тоже стала авто-фанатом, и не мудрено при их ценах на эти отличные машины. Поэтому помимо архитектуры, природы и нюансов жизни европейцев мы пристально разглядывали автомобили вокруг.
Я невольно нарушила правила и припарковала машину на площади перед Бранденбургскими воротами, как потом оказалось, прямо под запрещающим парковку знаком. Ээээ... я не хотела, так получилось. Гарик ждал меня в Старбаксе, мы попили кофе, перекусили чизкеком и решили уже уезжать. Подходим к машине — рядом полицейский, смотрит на меня и улыбается. Мне кажется, что такого хамства он на этой площади давно не видел и потому даже не злился, а просто улыбался. Я за секунду поняла, что опростоволосилась, сразу представила проблему, после этого прониклась настроением полицая и сделала вывод — нужно мило извиняющееся улыбаться в ответ. В итоге — он просто укоризненно покачал пальцем и улыбнулся на прощание. И вот что тут сказать? Ведь виновата? Да. Сглупила? Однозначно! Наказать? Сама поймет ошибку и повторять не будет. Немцы!
После этого решили, что мы еще часа 2-3 погуляем. Припарковались во дворе жилого дома, пошли к реке, после поужинали в ресторанчике, позвонила подруге, предупредить, что будем не вечером, а только к утру, и в 00:00 стартовали в Ольденбург.
Из-за задержки в Берлине пришлось ехать 5 часов ночью, т.к. завтра в 8:00 утра уже начало свадебного торжества. И ничего! Мы молодые, можно и потерпеть недосып!
Одно испугало — на автобанах ауто-гофы или просто заправки встречаются редко. К одной из них ехали почти на последних каплях бензина.
В 4:00 въехали в Ольденбург, адрес был, но подробной карты городка не было, а навигатор «морозился» от нас. Заехали на заправку, из посетителей — 2 пьянющих парня в наколках, причем один в килте, говорят по душам, выбирая пиво. Попросила продавца мне помочь — парниша в 4:00 утра на доступном английском объяснил всю схему движения, показав на карте, причем сказав, что покупать её не нужно, мол, по светлу уже сами сориентируетесь в городе.
Почти доехав до пункта назначения от усталости заблудились на ровном месте. В отчаянии решила словить первое попавшееся авто и просить провести (на часах 4:30 утра). В первом же авто оказались... выходцы из России! Жена работает с 5:00, и муж по утрам отвозит ее. Они-то и провели нас до нужного дома. Наши молодожены нас пристроили к своим друзьям на проживание, за что этой чудесной паре огромное спасибо! Спать!
День 4. 26.05.12
Ну, собственно, Свадьба! Подруга моя выходила замуж за русского немца, поэтому все русские традиции были соблюдены с немецкой точностью. И выкуп был, и баянист, и танцы под домом невесты на глазах у удивленных, но интересующихся немцев. Далее немецкие традиции — фотосет с семьей для семейного фотоальбома., после уже современная фотосессия на природе, в 15: 00 венчание в старинной церкви на берегу озера и шумное русско-немецкое гулянье в ресторанчике в традиционном немецком курортном пригороде. И Анна стала Hanna... Совет да любовь!
День 5. 27.05.12
Спим без будильника, проснулись в 10, позавтракали, немного поболтали о жизни в Германии (ребята тоже родом из России и Украины), всех поблагодарили и в 12 выдвинулись в сторону Парижа. Неспешно проехали Голландию, полюбовались мельницами, реками, баржами-квартирами, количеством велосипедов, супер-качеством автобанов и тюльпанами на заправках. Промчались по Бельгии, заехали во Францию со стороны Лиля и к 18:00 домчали до Парижа. 800 км за 8 часов. Вечерело.
А в Париже — как в Одессе: стиль вождения агрессивный, с долгими рассказами вдогонку, кто что о ком думает, паркуются кто где и как хочет (на пешеходном переходе прямо под светофором — это нормально), пешеходы дорогу перебегают как вздумается, все стены разрисованы, мусор валяется, клошары спят на лавочках... Ну, не ожидали, конечно, но не смертельно. Все машины, хоть немного, но поцарапаны, или бампер подмят, или зеркало накренилось — это Париж. ) Нас от повреждений уберег... украинский авто-опыт.
Кружили по городу в поисках центра, но указателей немного, или мы уже к немецкой дотошности привыкли. Главное найти Сену, а там и центр найдем. Бросили машину где-то среди местных припаркованных, попробовали запомнить местность и пошли гулять вдоль Сены.
А народу на бетонных берегах реки тьма, и все чем-то заняты: кто в карты играет, кто читает, кто на компашку из 8 человек диско устроил, у кого свидание при свечах, шумно, дружелюбно, жизнь кипит.
Прошли очередной мост, а перед нами Нотердам де Пари! В вечерней подсветке он прекрасен!
Гуляли, ужинали в ресторанчике (салат + стейк + кофе на 1 человека 20 евро), смотрели на ночной Лувр, на огни Эйфелевой башни. Вечерний Париж — особое настроение, полагаю, уникальное в мире. Нужно будет повторить и не раз!..
Немного покружив по Парижу, мы усталые решили припарковать машину и заночевать прямо в центре, если честно — прямо в 200 м от Эйфелевой башни )
День 6. 28.05.12
Проснулась я в 6 утра без будильника, а от нетерпения знакомства с дневным Парижем.
Схватив фотоаппарат и закрыв Гари в машине, пошла гулять по Марсовому полю.
Вчерашнее неприятное впечатление от грязи на улицах усиливалось с каждым шагом — столько мусора я видела только на московских вокзалах примерно в такое же время, когда уборщики только приступают к работе, мрак! Запах соответствующий...
Хорошо, что фото не передают этого дискомфорта, ведь посмотреть есть на что!
Погуляв вокруг башни, разбудила Гари, в кафе за углом привели себя в порядок и позавтракали свежими круасанами с кофе (по 6 евро).
В 9 встали в очередь на башню (10 евро), в 10 поднялись и часа 2 бродили по ней и фотографировали.
После — катались на прогулочном катере сети ButoBus, гуляли по Елисейским полям, пили кофе, обедали традиционным луковым супом (10 евро), разглядывали уйму дорогих авто и уже мечтали, что в Париж нужно приехать на 1-2 недели, чтобы увидеть всё не спеша.
В 19:00 выдвинулись в сторону Штудгарта, ближе к границе с Германией нашли заправочный комплекс, приняли душ и устроились на ночлег.
За автобаны по Франции, кстати, заплатили около 40 евро (Лиль-Париж-Мец)
День 7. 29.05.12
Приехали в Штутгард примерно в 12:00 , не без труда нашли музей Mersedes-Benz и, припарковав свою малышку, пошли изучать историю великого автомобиля.
Билет 8 евро, получаете русскоговорящий гид и в Вашем распоряжении несколько этажей уникальных автомобилей и рассказов о них. Очень интересно!
Мы неспешно бродили по музею, там же поужинали, а вечером так же неспешно выехали в сторону Чехии.
Буквально пересекли границу, но сразу чувствуется бывшая совдепия, причем гораздо больше, чем в Польше... Меньше освещения на дороге, хуже покрытие дороги, хотя это считается автобан, причем платный. И вот тут мы опростоволосились — не купили «виньетку» (оплата автобана).
После 30 км от Германии мы нашли кое-какую заправку, но она уже была закрыта, мы просто устроились на ночлег и уснули. Не тут-то было...
В 5:00 нас разбудил стук в окно — полицейские. Оказывается, они нас приметили еще в 3 часа ночи, увидели отсутствие виньетки на лобовом стекле и решили подождать рассвета, чтобы нас оштрафовать.
Один из полицейских, тот, что постарше, немного говорил по-русски (как оказалось, до 90-х годов в Чехии русский обязательно учили в школе), и на все мои объяснения, мол, проехали всего 30 км, въезжали ночью, он отвечал, что сочувствует, но мы обязаны были найти работающий магазин или заправку и оплатить автобаны.
Что ж, закон есть закон, 500 крон (20 евро) ушли по выписанной квитанции сразу в руки полицейских, но, как оказалось, купить виньетку у них нельзя — нужно ждать открытия кассы заправки, купить и только после этого продолжать движение.
День 8. 30.05.12
В 8 утра купили виньетку, наклеили на лобовое стекло, перекусили и поехали в Прагу. Если честно, настроение немного было подпорчено, и от того нам слишком явно были заметны все недостатки этого на самом деле красивого города.
Прогулялись по старому городу, купили в сырной лавке местного сыра, пофотографировали, пообедали и поехали уже в сторону дома.
Автобан Прага-Брно ужасен, без дыр, но покрытие дороги — не рекомендую. Ближе к Польше заблудились — указателей, мол, через 20 км Польша, нет, раза 3 останавливались у постов полиции (кстати, первая и последняя в нашем списке европейская страна, где мы видели патрули и очень много) спрашивали дорогу. В конце концов выехали на польские дороги и сквозь всю страну промчались до Украины на пограничный пункт Рава-Русская.
Границу прошли довольно быстро, 2 часа, и мы на Родине. Качество дороги и чистота санузлов на заправке это подтверждали. В 2:00 ночи мы уснули.
31 мая мы полностью потратили на дорогу до Одессы, и именно она нам показала, что мы уставшие и... очень счастливые!
То, что начиналось как поездка на свадебное торжество друзей, мы превратили в приключение — мы довольны!
Но и, конечно, сделали выводы:
виза должна быть минимум на 2 дня больше, чем планируется путешествие, а еще лучше мультишенген;
для автопутешествий брать отпуск не на 10 дней, а на все 3-4 недели
к бумажному атласу всё же добавить хорошую программу навигатор
и побольше денег — уже хочется комфорта )
И в завершении уточню некоторые цифры по расходам, для интересующихся:
Километраж | 6300 км | Билеты (на 2х) | |
Топливо | 6000 грн | Варшава, смотровая | 10 евро |
Ср.расход | 6,3 л/100 км | Берлин, смотровая | 24 евро |
Автобаны | Берлин, велосипеды | 16 евро | |
Польша | 17 евро | Париж, Эйфелевая б. | 20 евро |
Франция | 40 евро | Париж, ButoBus | 30 евро |
Чехия | 12 евро | Париж, гор.автобус | 6 евро |
Штраф | 20 евро | Штутгард, музей | 16 евро |
Парковки | 10 евро | Покупки, сувениры | 150 евро |
Визы, страховки | 1000 грн | Еда и прочее | 200 евро |
ИТОГО на поездку вдвоем примерно 13 000 грн, (1300 евро) |
Желаю всем приятных путешествий!