|
История о том, как российские автогонщики выиграли в КНР десятидневный ралли-марафон и авто за 2,5 млн. рублей…
Это спящий гигант.
И пусть себе спит!
Потому что, проснувшись,
Он перевернёт мир!
(Наполеон Бонапарт)
Предисловие
8 февраля 2013 года из г. Харбин, столицы провинции Хейлунцзян в адрес администрации г. Благовещенск ушла депеша. В ней правительство провинции сообщило о скором проведении на своей территории — из г. Фуюань (расположено напротив г. Хабаровск) до города Мохэ (западнее Албазино на 150 км) — «Дакара на льду».
Впервые в истории КНР и даже мира будет проводиться десятидневный ралли-марафон «От восточного полюса Китая — до северного полюса Китая» с 23 февраля 2013 по 5 марта 2013 г. по реке Амур.
А также в депеше сообщалось, что на ралли-марафон приглашаются официальные лица, в количестве двух человек, плюс два экипажа российских спортсменов на российских спортмобилях, в общей сложности — шесть человек на условиях полного пансиона (условия участия: нулевой стартовый взнос и питание, проживание бесплатно).
11.02.2013 г. российским автогонщикам, спонсируемым компанией «Шинтоп», стало известно об этом письме, а 13.02.2013 г. господин Шалыгин С.А. (неоднократный участник ралли-марафона «Шёлковый путь»), нашёл-таки документ в администрации и сразу же забил в «колокола».
К сожалению, министр спорта Амурской области гражданин Гуменюк не увидел в данной гонке возможности выявить соотношение и расклад спортивных сил РФ и КНР, тем более бесплатно для областного бюджета. Поэтому за дело взялись: председатель совета РАФ Амурской области господин Садовничий М.П. и его друг, автогонщик Сергей Зубов. «Нерешаемый» вопрос с пересечением госграницы РФ—КНР спортивными джипами в кузове длинномера решили более чем успешно!
Благодаря данным «волшебникам» (и много здоровья их друзьям на границе!), 19.02.2013 г. в 17:00 местного времени стало известно, что границу «откроют» 21.02.2013 г. в 9:00.
С разных концов Дальнего Востока засобирались редкие в этих краях представители автогонщиков-рейдовиков: Бельков Евгений и Слободянин Владимир из г. Тынды (800 км от Благовещенска) и Канивец Артём из Находки (1 600 км от Благовещенска).
И через восемнадцать часов начали выдвижение из исходных позиций в стольный град Благовещенск, да не с пустыми руками, а в них рулевые колёса двух Mitsubishi Pajero EVO.
Долго ли, коротко ли, без сна ли али со сном, кому повезло, прибыли наши друзья в пункт назначения ровно в 9:00 21.02.2013 г. и через три часа узнали, что китайские товарищи шибко удивлены нашей пробивной мощью и их «военные» не знают, что с этой информацией делать. «Короче, ждите до завтра…».
Ждать пришлось недолго, через 8 часов, они сообщили, что их «военные» расслабились и «пущають».
22.02.2013 г. в 16:00 амурского времени великолепная пятёрка (пятый — Виктор, помощник Садовничего, он же «Контрабандист») и две машины строились в колонну для движения в Харбин на церемонию открытия соревнования (если читатель заметил, то ребята скорые на подъём — 13-го найдено приглашение, а 22-го они уже с техникой, боеготовые в Китае).
23.02.2013 г. в 7:30 китайского времени, за полтора часа до начала церемонии старта, проехав ночью 800 км от Хейхе до Харбина, российские спортсмены были радушно встречены главным организатором автогонок в провинции Хейлунцзян, мистером Ли.
Часть 1
Жизненная активность китайцев, их воля к победе, уверенность в своих силах, патриотизм — все эти качества становятся слагаемыми «китайского чуда», которое уже удивило весь мир. Бесспорно, у китайцев сформирован менталитет победителей и бороться с ними за первый приз — автомобиль стоимостью 500 тысяч юаней (2,5 млн. руб.) — это натуральное помешательство или наивность.
А если вспомнить, что гонка проводится на государственные, народные деньги, включая призовой фонд, то в ней просто обязан победить гражданин КНР. И другого в Китае не дано.
Что же делать, учитывая выше сказанное, нашим соотечественникам? Пить водку? Посыпать голову пеплом? А может все-таки с Божьей помощью, удастся удивить мир «русским чудом»?
Первые три дня показали, что, как быстро бы ни ехал экипаж Белькова и Канивец, организаторский «прокитайский» карандаш в руках судьи быстрее.
Грустно Белькову, грустно Канивец, грустно Саше-китайцу, который приехал на гонку во главе команды, состоящий из 80-ки (4,5 литра, бензин, на механике, а сверху кабина и кузов от Toyota Hiluxe ) и грузовика «UNIMOG». И приехал Саша не просто так, а взять главный приз, но не свезло — пикап перевернулся на второй гоночный день и сильно сзади в таблице, рядом с ним, уже третий день подряд, последним из всех, его грузовик.
Шансы реализовывать амбиции Саша в разговоре с россиянами обозначил как «стремящиеся к нулю». Грустно хорошему человеку, настоящему спортсмену, отзывчивому к чужой беде… К этому времени он уже третий день возит в своём грузовике русские колёса — сменный комплект, то шипованный, то фрикционный («липучка»), уже успел стащить джип Слободянина с ледяной глыбы, на которой он беспомощно застрял во время скоростного участка, а реечный домкрат выложил на старте, а гидравлический почему-то не работал.
И русским невыносимо захотелось помочь новому другу, и предложили они Саше создать впервые в истории Российско-Китайских отношений российско-китайскую команду. А чтобы развеять печаль, пообещали: «Если возьмём первое место, то отдадим тебе главный приз — автомобиль»!
Часть 2
Регламентом гонки предусматривалось установка приборов: GPS-контроля и помощи при обгоне, точно таких же, как и на настоящем «Дакаре», только с иероглифами. Это говорит о многом: китайцы быстро учатся у всего мира и не стесняются этого.
Приятно Белькову и Канивец, участникам ралли-марафона «Шёлковый путь» созерцать эту технику в своём болиде и осознавать, что организаторы контролируют каждое мгновение и готовы, в случае аварии, прибыть на помощь, точно зная трек и координаты машины, точно так же как и на «Шёлковом пути» и «Дакаре». Приятно осознавать себя участником и необычного «Дакара на льду». Особенно приятно, учитывая то, что утром 1 марта их экипаж в абсолюте идёт первым.
Конечно, приходится контролировать, что ставят судьи в карточки китайским спортсменам (за этим рьяно следит Канивец). Приходится, приехав на финиш, разворачивать машину так, чтобы видеорегистратор снимал, как другие участники проезжают в финишный створ или мимо него (за «мимо» — 30 минут штрафа) — это обеспечивает Бельков. Но в целом — хорошо, когда ближайший конкурент: китаец на «Паджеро» номер 386 с полностью независимой подвеской, двигателем 3,8 литра и механикой, с сантиметровыми шипами, отстаёт на 2 минуты 40 секунд.
Часть 3
К этому времени в экипаже Слободянин—Садовничий произошли конструктивные перемены. Садовничий впервые в жизни ехал четыре дня штурманом и очень устал, и сменил Слободянина Володю за рулём. С того самого момента двухкратный мастер спорта СССР и России начал стабильно завоёвывать первые места на старте по итогам прошлого дня. И их экипаж начал подниматься, с седьмого места в абсолюте, вверх по турнирной таблице. Конечно, скорость на трассе, которую показывал Садовничий, все гонщики называли «беспримерной»! Это просто ураган!
Но вернёмся к 1 марта. В этот день наш лидирующий экипаж «блуданул» по неведомой дорожке 10 минут и лидером «абсолюта» стал китайский экипаж № 386 с комфортным отрывом: в 8 минут 20 секунд. Благо, что Бельков и Канивец сохранили второе место, а Садовничий и Слободянин закрепились на третьем.
Можно бороться — впереди два гоночных дня, есть шанс отыграться. Но вечером этого дня организаторы объявили, что будет всего один гоночный день после дня отдыха. И дистанция чуть более шестидесяти км (точно узнать, какая дистанция скоростных участков не удавалось на протяжении всей гонки, а если называлась точная цифра, то она никогда не «стреляла» с действительным километражем, иногда на тридцать километров). А так же демонтировали устройства GPS-контроля и помощи при обгоне.
Грустит Бельков, грустит Канивец, ведь невозможно отыграть 8 минут 20 секунд за 60 км, за один гоночный участок, а значит № 386 уже на 99,99% — ЧЕМПИОН. Не грустит только наш партнер по российско-китайской команде Саша — некогда ему.
Часть 4
2 марта — долгожданный день отдыха в городе Хейхе. Сегодня в огромный конференц-зал приглашены три всекитайских телевизионных канала; несколько местных каналов; пресса, в том числе репортёры газеты «Амурская правда»; все гонщики и администрация города. На стенах и сцене висят кумачовые полотнища с иероглифами, которые с гордостью возвещают о создании российско-китайской команды «Ярис». Главный организатор соревнований, мистер Ли, талантливо и бойко раздаёт по этому и другим поводам очень яркие и торжествующие интервью. Он СЧАСТЛИВ! Гонка удалась и закономерно, как литерный поезд, приближается к фееричному финалу. Всех ждут благодарности правительства и радужные перспективы будущего.
Часть 5
3 марта. На двадцатом километре Белькову и Канивец, удалось обогнать Хаммер Н1 № 389 (он стартовал третьим, а они четвертыми, по результатам первого марта). Еще через десять километров, трасса со льда реки Амур уходила на остров, и скорость упала с 130 до 30 км/ч, но и этого оказалось много… «EVO» подскользнулся и съехал левой стороной в кювет. Это была узкая дамба с крутыми, частыми поворотами на 90 градусов, среди деревьев и через сельхоз участки, похожие на рисовые чеки.
И она требовала осторожности, а ребята спешили.
Слава Богу, удалось выбраться на дамбу, а так бы ездили там взад-вперёд до сих пор. Перевели дыхание, скорость 15 км/ч и через 100 метров… хорошие новости — основной конкурент тоже поскользнулся, но менее удачно — в яму по самую крышу. «Часто семеня шпильками», не веря в чудо, мы проскользнули мимо, и снова на лёд реки.
Финиш. Через некоторое время финишировал и он.
Часть 6
После гонки ужин, как всегда, в самой лучшей гостинице города. Организаторы могущественны и гостеприимны. Лучшие номера, тепло, шёлк, прекрасная китайская кухня. У гонщиков отличный аппетит. В самый разгар вечера…
«Китай может легко оказаться страной, получившей наибольшую выгоду от происшедшего, — тамошние руководители должны только повести себя умно. Но могут они оказаться и главными проигравшими, если не найдут решения проблем. Случись так, что пекинский режим наделает ошибок, то может вызвать в Китае настоящий политический кризис». (Джородж Сорос)
В самый разгар вечера вбегает главный организатор мистер Ли и, остановившись возле стола, за которым сидит пилот экипажа № 386 (двухметровый симпатичный китаец, гонку которого обеспечивают две технички на базе классических длинных «Паджеро» с молчаливыми, слажено действующими механиками) начинает во весь голос, абсолютно не заботясь о сохранении «лица» (что в Китае неприемлемо и вообще, и до этого случая не встречалось иностранными наблюдателями и китаеведами), кричать на гонщика. И так десять или около этого минут. Пилот не выдерживает такой нагрузки, резко встаёт, посылает всех присутствующих на три китайские буквы и выбегает из помещения. На наш вопрос переводчица дипломатично отвечает, что мистер Ли кричал, потому что «очень сожалеет», что придётся делать еще один гоночный день. При этом она дипломатично опускает, почему в момент гнева мистер Ли вынул пачку денег и размашисто тряс ею. Вечер заканчивается, надо спать. Завтра перегон на 500 км в город Мохэ. Организаторам есть о чём подумать, и им, в отличие от гонщиков, не до сна…
Часть 7
5 марта. Утро. Последний гоночный день. Что он нам готовит?
«Почти в каждом событии мирового масштаба угадывается влияние китайского фактора. Китайская позиция сказывалась на динамике целого ряда проблем — от вопросов развития африканского континента до реформы системы ООН, от переговоров в Дохе по глобализации торговли до иранской ядерной проблемы, от геноцида в Дарфуре до цен на нефть в Венесуэле». (Марк Леонард)
На общем собрании участников, мистер Ли объяснил, что все гонщики едут в колонне обратно на восток, знакомясь с трассой. Затем, через 64 км сбор всех и старт на запад к финишу. Особо он отметил, что на финиш приходят две дороги с пятиметровым разделом из торосов, и по обеим дорогам можно финишировать. Тронулись в путь, в очередной неисчислимый уже раз, переобувшись в шипованную резину. Бельков рулит, Канивец пишет «легенду», чтобы не «блудануть», раллийный компьютер считает путь.
Все в сборе.
Садовничий стартует первым, через пять минут стартует «EVO» китайца из города Урумчи по имени Мутенг (он постоянный участник ралли-марафона «Такламакан-ралли» в пустыне Такламакан ), еще через пять минут стартуют третьими Бельков и Канивец и т.д. На десятом километре Мутенг разбивает колесо о ледяной торос, пока меняет — наши ребята обходят его и пытаются догнать Садовничего и Слободянина, но это «мертвый» номер, не видно даже снежной пыли вдалеке…
На финише китайцы горячо поздравляют Белькова и Канивец, пока не понятно, за что… Но вскоре Володя Слободянин объявляет, что Бельков впервые объехал Садовничего на 4 секунды. Впервые! Женя счастлив! А как рады китайские товарищи! Спасибо им за то, что очень внимательно следили за борьбой российских пилотов и заметили данный факт мгновенно и даже азартно. Вскоре на финиш прибыл № 386, он стартовал одиннадцатым. Наверное для того, чтобы медленные гонщики не помешали фавориту, старт в этот день давался через пять минут, хотя раньше старт давался с интервалом через две минуты. И «привёз» Белькову и Канивец 3 минуты 4 секунды.
Учитывая, что еще утром «наши» вели в абсолюте с теми же 2-мя минутами 40-ка секундами, как и до блуждания 1 марта (надо же какое чудесное совпадение!), то он становится чемпионом с преимуществом в 24 секунды.
Но! Как же так быстро?
Вот это ракета!
А может он стартовал не в своё время? Звонок другу и партнёру по команде «Ярис» китайцу Саше — он последний «тошнит» по трассе:
— 386-ой стартовал одиннадцатым?
Саша:
— Да! А что?
— Да, он Жене с Артёмом привёз 3 минуты 4 секунды!
Саша:
— А сколько Женя проиграл Садовничему?
—Женя выиграл 4 секунды!
Саша:
— Значит, 386-ой где то схитрил! У вас есть неподписанная спортивная карточка?
— Да, есть на одну минуту. И есть видео, как 386-ой финишировал мимо финишного створа.
Саша:
— Класс! Через пять минут перезвоню.
Через пять минут Саша перезвонил:
— Женя и Артём, поздравляю, вы первые!
Немая сцена…
Оказалось, что китайский фаворит двигался по другой более прямой дороге для китайских пограничников, а не по прописанной трассе и финишировал по соседней дороге, о которой говорил мистер Ли, но флаги финишного створа были установлены только на одной дороге — спортивной. Он поленился замедлится и преодолеть полосу торосов для въезда в финишный створ. То есть нарушил правила и стал вторым.
Часть 8
Возле камня, символизирующего крайнюю северную точку КНР, на берегу реки Амур, в поле видимости российских пограничников, происходит награждение спортсменов кубками, согласно занятых мест. Ощущается праздничное настроение — позади 4 200 километров, три сошедшие гоночные машины, перевороты, проломленный лёд, затопленный на полутораметровой глубине грузовик UNIMOG. Но всё это позади.
А сейчас приглашаются абсолютные чемпионы «Дакара на льду-2013»: Бельков и Канивец для вручения главного приза — сертификата на получение автомобиля. Женя дисциплинированно встал перед шеренгой китайских руководителей: вице-губернатор провинции, министр спорта провинции, мэр города Мохэ и других очень солидных и респектабельных чиновников. А Артём расчувствовался и каждому из «генералов» трясёт по очереди руку и благодарит: «Спасибо!», «Се-се!». А «генералы» неулыбчивы — не склонны к веселью. Уровень!
Мистер Ли, вручает главный приз, слышны хлопки аплодисментов, Женя просит микрофон и, получив его, благодарит за прекрасную организацию гонки, за интересный маршрут и вдруг просит выйти к нему китайскую половину российско-китайской команды «Ярис» и передает сертификат Саше. Саша переводит на китайский, воздух разрезает резкий вскрик доброй сотни людей, типа: «ЭКХХХ!!!» и гробовая тишина, «стрекочут» три видеокамеры трёх всекитайских телевизионных каналов, которые в прямом эфире сообщили народу Китая об этом эпохальном событии и невероятной щедрости русских.
Эпилог
«Неважно, какого цвета кошка — черного или белого, — лишь бы она ловила мышей». (Ден Сяопин)
Мохэ! Как много для Жени Белькова, Артёма Канивец, Володи Слободянина в этом названии компактного, но очень красивого, современного приграничного города!
Этот город им как родной, ведь именно он познакомил их в новом друг для друга качестве — как автоспортсменов. Чего только не было в том далёком 2007 году: и специальная «грязь» попадала в топливный бак, забивала трубопроводы, а потом бесследно исчезала; и откручивались два болта на верхней шаровой совсем, а остальные два только ослаблялись на треть длины, перед самым стартом неожиданно начинало спускать колесо…
С такими мыслями, испытывая прекрасный приступ ностальгии, Женя и Артём случайно встретили своего старого друга — китайца Юру, он выходил из своего номера, оказавшегося по соседству с их номером в гостинице. Обнялись, пригласили к себе попить чаю и что покрепче.
Юра за эти шесть лет возмужал, волосы тронула седина, воспитывал второго сына, но так же внимателен к мелочам и очень доверчив: вышел на полчаса, оставив дорогой телефон включённым на запись. Когда вернулся, рассказал, что сегодня прилетел по делам (то есть через три часа после финиша гонки), а завтра утром улетает обратно в Харбин, где он теперь живёт и работает. В общем, порадовались мы его карьерному росту — настоящий профессионал, такой обязательно разберётся у кого помешательство, а у кого, может быть, наивность…