|
Маршрут: Владивосток — Алтай — Подтесово (Енисейск) — Хакасия — Тыва — Вершино-Рыбное — Благовещенск — Кульдур — Владивосток.
Здравствуйте. Жизнь порой штука не предсказуемая. Так получилось и у нас, совершенно не запланировано, без особой подготовки, практически без плана я, Таня и Маша сели в Танин Land Cruiser Prado и поехали. В планах было: 18.05 надо быть в Барнауле; обязательно надо проехать на Мажойский каскад и в любом случае посетить Кош-Агач; все остальное чистой воды импровизация.
Тане ни у кого отпрашиваться не надо, поэтому она подготовила машину, решила вопрос с деньгами и школой, села в прадик и сказала, что готова. У меня немного сложнее. Муж, прекрасно понимая, что это не поездка выходного дня, переживал и сомневался, но скрепя сердце отпустил. :)
Итак, 12.05 наш женский экипаж, закинув нехитрые пожитки, забрав Машу из школы, выдвинулся в путешествие. Многие, конечно, крутили пальцем у виска, но вера наших родных и нас в самих себя помогли не сомневаться в правильности решения.
Дорога, конечно, с нашей последней поездки ( https://travel.drom.ru/20388/ ) сильно изменилась, практически везде отличная трасса.
К вечеру пошел дождь, так мы узнали, что дворники у нас хреновые. Сначала искали на заправках новые дворники, потом смирились, да и дождь не так часто шёл.
Еще был момент с музыкой. Думали, что microSD не удастся включить, через пару дней выяснили, что все возможно :)
Вот так хитро мы повесили навигатор, устав бороться с присоской.
Природа нас радовала свежей зеленью, бурным цветением подснежников всех цветов.
Вся эта красота на фоне остатков снега и багульника.
Он заслуживает отдельной строки. Прекрасные розовые волны рододендрона сопровождали нас практически всю дорогу, в березовом, хвойном, смешанном лесу, целые сопки, окрашенные в малиновый цвет, мы летели по Амурке-Забайкалью, наслаждаясь погодой и красотой вокруг.
За первый день прошли 950 км, встали на ночевку где-то на объезде Биробиджана. Второй день — 1600 км, ночью встретили путника, шел вдоль лееров и голосовал в такой глуши Амурки, как в песне поется «вперед 500, назад 500», интересно, доехал он куда хотел?
Доехали до Чернышевска, до знакомой кафешки, потом посчитали оставшиеся км до Барнаула, решили снизить темп, заночевали за Мухор-Шибирем.
Залезли на трактор, здорово, дух захватывает, но разлива нет, а мы так надеялись…
— Интересно, а на Байкале лед еще стоит?
— Ну, окей, поехали проверим.
Глянули по карте, вроде в районе Кабанска можно подъехать к Байкалу.
Проехали деревушку с красивым названием Степной Дворец, свернули в поля и неожиданно попали на «рижское взморье» — песок, сосны, красиво, но Байкала не видать, вернулись в деревню за «языком», очень милые бабулечки с характерным говорком, подсказали про с. Посольское.
Ура, мечта сбылась, на Байкале лед!
Погуляли, послушали шелест льда, похожий немного на колокольчик, поехали дальше.
Традиционно купили омуля и хариуса, погода прекрасная +27, едем дальше, по дороге лакомясь рыбкой.
Хотели ночевать в Булюшках в кафе «У Друзей», где прошлый раз наклеили купюры на стену, но в темноте не нашли, в следующей кафехе нам сказали, что они закрылись, на обратном пути увидели — все в порядке, работают.
Я думала, гонщики на участке Ангарск — Красноярск стали спокойней. Нифига, все так же летают, подрезают, чехардят, отъезжают от обочины и выезжают со второстепенной, не глядя. Один товарищ выморозил конкретно, при абсолютной пустой ночной трассе, по которой идут всего две машины! Отъезжал от обочины, пытаясь вклиниться между нами, ну не дебил ли?
Догоняли красивый закат за Мариинском.
Переночевали, позавтракали, поехали. В Кемерово начали пролетать снежинки, но мы не волнуемся, чай не зима, растают.
Свернули в сторону Ленинск-Кузнецка, и тут началось, сильный снег, сильный ветер, на дороге 10 см жижи, а мы на летней резине.
Собрали совет. Хоть как думай, а надо двигаться. Со скоростью 40-50 км/ч покатили дальше с надеждой вырваться из снежного плена.
Выдохнули мы, только подъезжая к Алтайскому краю.
Очищаем последствия снегопада.
Ну а в Барнауле, где нам предстояло ночевать, лето +20.
Гуляем.
Оригинальная стоянка возле не менее оригинального мото-бара.
Удивили барнаульские водители, возле подъезда машины стоят в два ряда, и хоть бы кто уши сложил, что за неуважение к себе и другим?! К подъезду шли с пакетами, как по минному полю.
Порешали дела, поездили по Барнаулу, вечером собрались за столом со старыми и новыми друзьями, ну а утром поехали в сторону Алтая.
Так как плана у нас не было, мы просто катились по Чуйскому тракту, вспоминая предыдущую поездку, подмечая изменения, произошедшие за последние 5 лет.
Пустые сувенирные ряды. Видать, не ждут еще туристов на Алтае.
Заночевать решили на «нашем» месте на р. Урсул.
Палатку не ставили, во-первых, ночью было +5, ну а во-вторых, страшновато.
Мужчин, конечно, не хватало, бороться с газовой плитой, дровами и костром пришлось самим. Ну ничего, матерясь, победили плиту, а пока я бегала с факелом по поляне, Машуня вполне профессионально сложила и разожгла костер.
Вот так мы спали, вполне себе комфортно.
Так как на Мажое дрова брать негде, утром напилили, нарубили, загрузили в прадик чурочки.
Не устаю восхищаться красотами Алтая. Перевал Чике-Таман.
Слияние р. Чуи и р. Катуни. Плохо видно, обе реки мутные, полноводные.
Памятник водителям Чуйского тракта. 5 лет назад под него только площадку готовили.
Постоянно останавливаясь, фотаясь, мы докатились до Акташа, купили баранины на шурпу и шашлык, поехали в Чибит. Тане довелось бывать на Мажое, даже пешком прошагать от Чуйской ГЭС до Чибита, для меня эти места были в новинку.
Таня боится высоты, на карнизе пошла пешком.
От Чибита всего 25 км порой очень «интересной» дороги.
Самым напряженным участком оказалось «марсово поле», где нужно аккуратно переваливаться колесами по камням, не пропуская их под днищем, и на карнизах боялась встречку встретить — не разъедемся, а так дорога нормальная. Когда выехали на плато, первое что поразило — тишина.
Слева в разломе Мажойский каскад на р. Чуя
Здесь надо объяснить, зачем мы вообще сорвались в поездку и полезли на Мажойский каскад.
1 марта 2017 г. ушел из жизни Эдуард Григорьевич Закружный, Танин отец, Машин дедушка, наш хороший друг, прекрасный человек. Первый Мастер Спорта по водному туризму в Приморском крае, путешественник, бизнесмен, фотограф, изобретатель, меценат. Есть прекрасные слова — человек вне времени и возраста, это самая точная характеристика Эдуарда Григорьевича. Как водник он прошел многие реки, в том числе и на Алтае, но на Мажойском каскаде не был. Поэтому попрощаться с отцом Таня решила на плато выше каскада.
Вечером провели небольшую церемонию…
Эдуард Григорьевич говорил, что закат в горах большая редкость. Нам повезло…
Там, конечно, обалденно, реку не слышно — она глубоко, тишина, только кукушки разговаривают, а когда понесся табун лошадей — даже не знаю, как описать, это было волшебно!!
На следующий день Маша довезла нас до моста на р. Чуя, дальше только пешком там, кстати, есть стоянка водников.
Как бы хорошо ни было на, как я его назвала, «плато каменных сусликов», но надо двигаться дальше.
Напоследок решили подняться на гору под кодовым названием «триангулятор». Я, потом уже вспоминая, так и не смогла понять, почему побоялась подниматься на машине, ведь на своём форике заезжала и в более крутые и сыпучие подъемы. Девочки — такие девочки))) Как бы то ни было, пошли пешком, отмахав километра 3, поняли, что не так уж и хотим смотреть, что там наверху, решили оставить на следующую поездку.
Для масштабности :) Называется — найди машину, не нашу, местные едут.
На подъезде к Чибиту встретили ребят на Honda HR-V, хотели проехать на каскад, но закипели на подъеме, интересно, рискнули дальше ехать?
Мы были слегка в раздрайве. Как бы то, для чего ехали — сделали. Махать обратно 6000 км просто, потому что надо, вообще неинтересно. Решили заехать глянуть на долину р. Чулышман. Мне там очень нравится. Как объяснила Таня, это мое место силы.
Между делом звоним друзьям:
— Вы где?
— У родителей в Подтесово.
— Не против, если мы заедем?
Друзья удивились, но были совсем не против :) Так обратный маршрут начинает потихоньку вырисоваться, едем дальше.
Преимущество весны, в отличие от лета, в разнообразии. И температурном в том числе. На Мажое, например, у нас вода в бутылке ночью замерзала, а днем +25.
Поднимаясь на Улаганский перевал, мы уже не сильно удивлялись отсутствию зелени, льду на озерах и снегу на обочине.
Дорога капец, видать, после зимы не грейдили, по фото так не скажешь, но Таня «раскреплялась» чаще обычного.
Слегка отвлеклись, промахнули поворот, фото вместо поднадоевших Позырыкских курганов :)
По перевалу Кату-Ярык спускаться не стали, неинтересно, мы его в прошлый раз покорили. Постояли наверху, насладились красотой и мощью и поехали в Акташ.
Солнце клонится к земле, а мы никак не можем вынырнуть из деревьев, чтоб увидеть закат. Я смотрю по верхушкам в надежде поймать кадр, и вдруг Таня резко тормозит:
— Ооооо, смотрите!!
Тут уже челюсти отвисли у всех нас.
Как в каком-нибудь фильме про северные земли.
Под впечатлением от прекрасного завершения дня рванули в Кош-Агач на ночевку. Плюс к незабываемому опыту — ночная поездка по Чуйскому тракту.
Переночевали в знакомой гостинице «Расул». Утром пожарили оставшуюся баранину и выдвинулись на выезд с Алтая, по пути думая, куда бы еще свернуть.
«Он вкусный!!!» — говорили они…
«Открывай, не бойся!!!» — говорили они…
Никогда не открывайте незнакомую бутылку в машине, кумыс добавил аромата и чистоты в салоне, ёк-макарёк :(
Перепад высот также сказался и на других «тюбиках», повыдавливало шампуни, у шарикового дезодоранта выскочил шарик О_о
Северо-Чуйский хребет открылся нам во всей красе.
Девочки развлекались, как могли, Машуня снимала видео для своего блога.
Маша, конечно, молодец. Вы представляете, что значит, в современном мире оставить ребенка на месяц без интернета?! Ребенка, у которого страничка в инсте, куча друзей в вотсапе, канал на ютубе!? Не специально, по каким-то неведомым причинам, ее тлф отказался подключаться к моб. интернету, это, конечно, конкретная беда. Она иногда огорчалась, глядя на нас, мы-то зависали во всемирной паутине, но никаких истерик и психозов, умница.
Я очень люблю нетронутость, дикую красоту Алтая, и меня сильно огорчает, что эта красота превращается в «филиал Сочи».
Количество домиков на курьих ножках, выросших вдоль Чуйского тракта, просто поражает. Беспонтовый сервис и конские цены, даже не стала фотать это уродство.
Совершенно случайно свернули в Караколе, искали место для ночевки, попали в природный парк «Уч-Энмек».
Честно говоря, не поняли прикола. Все новодел или нам так показалось, расчитано на потоки туристов, которых привезли на автобусе и увезли на автобусе.
Развернулись, едем дальше, хотели встать на р. Урсул, возле Онгудая, но вспомнили, что все дрова мы отвезли на Мажой… Блиииин… В итоге нашли место за Мьютой под Шаман-горой.
Последняя ночевка в Республике Алтай, разожгли костер, сварганили ужин, сидим балдеем. Вдруг на другой стороне реки идет фонарик. Машу отправили в машину, сидим ждем. Фонарик доходит до нас, как раз в районе мостика и гаснет. Мы сидим, никто не подходит, становится жутковато. Быстро собираем манатки и по газам. Хрен его знает, может и рыбак какой шел, но поскольку мужчин с нами нет, лучше свалить от греха подальше. В итоге, ночевали за Чергой. Утром тени исчезли, выглянуло солнце, едем дальше.
Памятное фото на мостике через р.Катунь.
В Манжероке увидели указатель на подъемник, решили заехать.
Нууу, так себе. «Дорого, богато», но не шибко интересно. Пока подымались, нас, да и всех посетителей, атаковали мухи в огромном количестве, большие такие, навозные, фуу(((
Танина знакомая рассказала про слияние р. Бии и р. Лебедь. О! А там мы еще не были, поворачиваем.
Здесь уже ни снега, ни льда, температура +34. Везде продают черемшу. Вообще, её продавали на всем пути следования, но здесь было очень много, прям мешками покупали, может, скот кормить!?
В Турочаке «взяли языка»,потому что навигатор нас категорически посылал обратно)) Дорога одна, по ней и едем.
Где то за ним асфальт собственно закончился, дальше было километров 100 грунтовки, так называемый Солтонский тракт.
«Язык» сказал, за мостом, где профиль Ленина!?слияние. Скалу мы нашли, а вот профиль Ленина так и не увидели.
Нам, кстати, повезло — весна, очень много потомства: и барашки, и телятки, и жеребятки, и утятки — всех увидели. Маленькие, такие очаровашки.
Свернули в поля, это прям девиз поездки был «пошли полями». Никого, ни одной живой души, деревня далеко, думали уже вставать на ночевку на р. Бия.
Вдруг откуда ни возьмись — лагерь. Машины нет, людей тоже. Это потом уже, дома, муж ржал над нами. Телега-то от лодки, а у нас в уставших мозгах, каких только версий не возникло.
По традиции, вздохнув, погнали дальше, никак у нас не получается приземляться раньше двенадцати-часа ночи.
Деревня Озеро-Куреево. Давай-ка поищем это самое озеро. Нашли, красиво, даже лебедь плавал. Местные девчули собирались на вечерний променад, и это здорово, значит, живет деревня, очень грустно видеть пустые окна домов, вымирающие станицы.
Это не муляж. Да, таксофоны еще существуют :)
Так как все-таки правильно, Турочак или Турачак? На каждом знаке пишут по-разному.
Внезапно вынырнули на перевале.
А дальше поля, поля, поля и хреновый асфальт. Лучше уж хорошая грунтовка. Жуки-самоубийцы, никаких указателей, и так до самого Бийска.
Ловили хиленький интернет, чтоб почитать про Лесосибирск, Енисейск, да и вообще про севера.
Прикольные такие жужицы, но их просто миллионы,так и норовят прилететь в стекло. Муж, потом опознал в них давних знакомых, майских жуков.
Возле Бийска метаемся, пытаясь определиться с ночевкой и дальнейшим направлением движения. Это потом уже я сидела и разбиралась в настройках навигатора, отключая лишние, а тогда мы не могли понять, что ему от нас нужно. Указатели в одну сторону — он показывает в другую.
Устали, свернули ночевать в лесополосу.
Навигатор ведет нас на трассу Алтай — Кузбасс по новому маршруту, мы в принципе не против.
Вдруг указатель. Пещерный монастырь звучит заманчиво, да и запас воды надо пополнить. Воду мы набирали в родниках. Один раз купили 5л — вылили, оказалась сильно невкусной.
Помотались по деревням. Проехали поворот на монастырь. Спросили в школе у ребят, оказалось, надо идти полями в прямом смысле.
Едем. Хорошо Маша глазастая, увидела лесенку, в чистом поле. В траве узреть спуск дело не простое.
Спустились. Вода вкуснюючаааяяяя…
Остатки монастыря. Почитали про него, задумались, «а был ли мальчик»!?
Места там красивые. Решили сделать «рекламную паузу», навести порядки в машине и сварить яйца на обед. Яйца покупали в Турочаке по 31 руб., у нас они традиционно космоспрайс — 95 руб. десяток.
Стоим, занимаемся делами. Подъезжает седан, выходит мужчина представительного вида — рубашечка, брючки. Монастырь, говорит, там? Мы киваем. Спустился, долго его не было, поднимается. Да, говорит, за 15 лет сильно все изменилось. Мы переглянулись, кивнули с умным видом. Попрощался, уехал. Кто, что? Глушь не сусветная, людей нет от слова совсем!! Чего только не увидишь в дороге.
В Заринске навигатор довел нас до площади, где проходили литературные чтения. Интересно, но немного не то, узнали, как выехать на трассу.
Наконец-то знакомые горизонты. Едем в Подтесово. Недалеко от Ачинска, крутанулись по кольцу сфотать закат.Чертов навигатор сказал: «Давай до свидания», завис напрочь. Да и хрен с ним, идем «по приборам». Заночевали где-то под Красноярском, ну а утром погнали в сторону Енисейска.
Опять задорные красноярские пенсионеры :)
Слияние р. Енисей и р. Ангара чуть раньше, мы по незнанию проскочили, ну ничего, на обратном пути заехали.
Вода, конечно, еще очень холодная.
Звонит Серый:
— Аккуратно, в Лесосибирске большой пожар!
Нам только огня не хватало. Перед нашей поездкой были пожары в Забайкалье, переживала, что через дым пойдем, там прошли нормально, зато на северах огонь догнали.
Как оказалось, сильно горело за день до нашего приезда, трассу перекрывали.
Прошли по «зеленой».
Не каждый день увидишь пожарный вертолет, набирающий воду в реке Енисей.
По пути заехали в храм св.ап. Андрея Первозванного.
На обратном пути посетили Крестовоздвиженский собор. Красиво снаружи, но грустно внутри, новодел. Вообще, Лесосибирск мне не очень понравился, портовый промышленный городок.
А вот Енисейск произвел впечатление. Ему бы лоску навести, рекламу правильную сделать, и туристы поедут с удовольствием. Очень красивый город с богатой историей.
Это прям мое. Я не могла не полазить, жаль только, что реставрация походу заглохла.
Думала, может, где внутри роспись на стенах сохранилась, а нет, только леса.
В полном восторге от Успенской церкви. Мало того что она двухэтажная, так еще и полы с подогревом, подобные я встречала только в Угличе.
Я мало что понимаю в канонах церкви, больше рассматриваю храмы с точки зрения истории, красоты, атмосферы. Так же отношусь и к костелам, мечетям, дацанам и т. д. Когда стоишь внутри, понимаешь сколько человеческих судеб прошло через них, сколько витков истории они пережили, непередаваемые ощущения.
Мы так увлеклись беготней по городу, что совсем забыли, что нас ждут :)
— Вы где?
— Катаемся по Енисейску.
— Там паром на 16:00 бесплатный, не опоздайте!
— Тааак, а платный сколько стоит?
— 200 руб.
— А машина?
— Где-то 200 руб.
— Ок, сейчас ещё в фотоизбу зайдём и поедем.
Фотоизба это типа частного музея, организованного очень увлеченным человеком, любящим свой город.
Экспонаты собирались 19 лет.
Здорово, просто здорово.
Быстренько все глянули. Толком-то не знаем расписание паромов, обидно было бы остаться в Енисейске.
Сообщаем друзьям, что мы на пароме. Он же платный, говорят они. Мы напрягаемся, начинаем считать: 200 руб. с человека + 200руб. за машину, чет многовато, прячем Машу под одеялами. Подходит кондуктор, все считает, озвучивает сумму 187 руб.!!!!! ВСЕГО!!!!! Ё-моё, мы сэкономили на Маше 11 руб.!!! До сих пор в шоке, паромы ходят через час платный - бесплатный, водитель едет бесплатно, машина по кг считается, пассажиры по 11 руб., 10 минут и мы на другой стороне, и никто их не отменяет. Во Владивостоке отменили практически все паромы, аргумент — нерентабельно!!??? Да, ёшкин кот, на севере билет стоит 11 руб., и это рентабельно, а у нас при гораздо большей цене нерентабельно???!!! Ладно, это грустная лирика, продолжим.
Это был восторг!!! Встречали нас хлебом-солью. Антонида Александровна кормила разными местными вкусностями, Виктор Георгиевич рассказывал о жизни на реке, да и вообще о жизни на севере. Огромное, просто огромнейшее СПАСИБО!!! Света и Андрей провели экскурсию по Подтесово, показали место, где пристрелили медведя, напал на жителей О_о
Шашлыки, уха, баня, два дня пролетели незаметно, пора прощаться.
Узнали, куда еще можно заехать, что интересного глянуть и поехали. Таня предложила заехать к родне в Абакан, погонять по Хакассии ну и раз уж мы будем в тех края, наведаться в Тыву. Попросили Серого узнать подробней про всякие интересности и скинуть по ватсап.
Собственно, на стеле все написано.
Про жизнь репрессированных нам потом еще много расскажет в Вершино-Рыбном т. Вера. Про жизнь в землянках, голод, холод, каторжный труд.
Съездили на Монастырское озеро. Название ему дали братья-иноки, которые пришли на озеро и увидели в нем очертания монастыря. В 1642 на нем был организован скит.
Есть легенда о том, что красноармейцы, озлобленные тем, что монахи, дескать, оружие где-то спрятали, расстреляли стариков, а потом в озере утопили. На следующий день захоронить их решили, всплыли тела почему-то. Достали всех, кроме одного. Баграми и неводами все дно прошарили, но все впустую. С крутого берега тело видно, а когда подгребают к нему на лодке, оно на дно уходит. Всю ту зиму озеро не замерзало, и вода в нем была кроваво-красного цвета. Говорят, что потом, несмотря на лютые морозы, несколько лет озеро не замерзало.
Сейчас там небольшая церквушка.
Святой источник. Воду набирать не стали, слишком железистая, побродили, пора и честь знать.
Навигатор к тому времени настроили, заработал. Красноярск проехали быстро и легко. К знаменитой Царь-Рыбе добрались вечером.
Красноярская ГЭС ночью красивей, чем днем.
Хотели заночевать за Дивногорском, но там негде, поэтому Солгонский кряж проходили в темноте, о чем жалеем, с перевала должен был быть красивый вид.
Первые впечатления — очень много озер, оленных камней и чаатасов.
Чаатас — насыпи курганов из камня, обставленые вертикальными каменными плитами и стелами. Согласно хакасским легендам, эти курганы представляют собой обломки скал, которыми сражались древние богатыри. Чтоб посмотреть Большой Салбыкский курган, направляемся в Долину Царей, но сначала заедем на Туимский провал.
Ирисы. У нас одуванчики вдоль обочин, а здесь ирисы, это так необычно и красиво.
Туимский провал — это обвал породы на месте закрытого рудника, но больше всего меня поразил остов некогда огромного предприятия.
Бывшая обогатительная фабрика.
Благодаря безалаберности людей, образовался вполне себе интересный туристический объект.
Местный парнишка предложил поход в туннели, по которым велась выработка пород.
С легкостью согласившись, мы пошли, но когда я увидела остатки лифта, шпалы для железки, по которой шли вагонетки, кучу поворотов и ответвлений, какие-то дыры в полу, мне, честно, стало страшно.
Лазим под землей с парнишкой лет 14, из фонарей только сотовые тлф и пара налобных, жуть.
Выбравшись на поверхность, поблагодарили парня , молодец — рассказывал очень интересно, и рванули в Долину Царей.
Очень большая территория, около пяти квадратных километров, 56 курганов.
Большой Салбыкский курган. Видимая высота плит 4-5 метров, а сам курган был высотой 30 метров.
Говорят, что Долина Царей является зоной особого психологического комфорта, так как расположена над огромной каменной платформой, которая не дает вырваться на поверхность потокам отрицательной энергии. Это я уже потом узнала, но, когда мы там были, действительно было спокойно, усталось куда-то ушла, не хотелось ни о чем думать, полный релакс. Насладившись покоем в полной мере, поехали в Абакан.
Маша страсный любитель кошек, дома у нее два мэйн-куна, коллекция всевозможных котиков от мала до велика. Поэтому памятник кошкам мы никак не могли проехать.
А утром, оставив Машу у родственников гулять по Абакану, мы с Таней рванули в Тыву. Серый накидал по ватсапу разных интересностей, очень хотел, чтоб мы съездили на родину С. Шойгу. Но после Таниного рассказа о том, как их обстреляли при сплаве по реке, как-то перехотелось удаляться далеко от цивилизации.
Подниматься на Западные Саяны тяжко, зато вид с высоты на хребет Ергаки полностью это компенсирует.
По самому природному парку мы не ходили, оставили на следующий раз.
Сразу за ним место гибели А. Лебедя.
Тыва встретила нас оригинально — стрельбой, я надеюсь, из травмата.
Только мы пошли фотаться и отдать дань духам, из проезжающей машины раздались выстрелы. Пули не свистели у нас над головой, и то хорошо))) Посмеялись, решили, что это салют в нашу честь. Стела, кстати, самая красивая из виденных мной. Резьба по натуральному камню, круто!!!
Сразу на въезде лежит «дракоша», но так как он за колючкой, погранзона как-никак, сфотали только «хвост».
Надо отдать должное, со стороны Тывы на серпантинах очень много парковок, съездов для большегрузов, ну и для нас. На перевалах не приходится красться вдоль лееров, можно спокойно припарковаться и фотать в свое удовольствие.
Опять же едем без плана. Видим указатель на Анжаан. Помня про Хакасскую Долину Царей поворачиваем, находим Анжаан 2.
Потом уже почитали, поняли, что до Анжаана 1 не доехали. Ну ничего, все-таки это пробный заезд, в следующий раз подготовимся более основательно.
Несмотря на «адову» жару, если приглядеться, вверху слева табло +37, гуляем по городу.
Примерно 90% населения — тывинцы. Сразу прошу прощения, видно, что уровень жизни невысокий.
Про беспредел в 90-тых и выживание русских с Тывы даже писать не хочу, жизнь идет, всё меняется…
Очень много детей, молодежи.
А «дедушка» Ленин-то стоит и путь указывает, надеюсь, в светлое будущее.
Место слияния Большого и Малого Енисея у города Кызыла является географическим центром Азии.
А вот и сам центр Азии (скульптура, конечно, не географическая точка).
Красивая набережная, с большим удовольствием бродили.
Нагулявшись по городу, поехали становиться на ночевку, место выбрали заранее.
Место просто великолепное, красота вокруг поражала, это как оазис в пустыне.
Офигенная база, но обслуживание, как в третьесортном отеле. Хочешь заехать - выехать, хрен кого найдешь, сам открывай ворота. В ресторане разговаривают мало того, что на тывинском, так еще и через губу, повернувшись пятой точкой к клиенту. При этом мы были единственными гостями на базе, и мы платили, пусть не в люксе жили и не швырялись миллионами, но все же. Спасибо хочется сказать только женщине, наверное, администратору, и парню-официанту, который служил срочку недалеко от Владивостока, если бы не они, скорей всего срулили бы оттуда.
Местные приезжают погулять. У ребят выпускной, приехали на фотоссесию.
Мы тоже не отставали, бегали с фотопа по окресным сопкам.
Утром еще раз пробежались и поехали завтракать в Кызыл, потому что ресторан работает с 11.
Помимо осмотра достопримечательностей нам еще надо было купить Тане шаманский бубен и сувенир для моего мужа — национальный тывинский нож, если где купить нож нам подсказали, то где искать бубен, мы не знали. Пошли по городу в надежде его найти.
Памятник будущим поколениям, в честь 100-летия единения России и Тывы.
Зашли в буддийский храм Цеченлинг, послушали немного ламу.
Возле храма женщина, видя, что мы замешкались, подошла подсказала, что нужно делать, спасибо.
Прогулялись до магазина Шэвэр, купили нож и всякие сувенирчики.
Уже лежит дома на полке. Серому понравился. Я переживала, что он не наточеный, но, оказывается, авторские ножи точит хозяин.
На местном «Арбате» разговорились с женщиной, которая продавала сувениры. Она нам подсказала, куда можно зайти за бубном. Мы вроде поехали, но чет заплутали. Таня вышла спросить дорогу.
Возвращается, говорит: едем за ним. На мой немой вопрос рассказывает, что этот добрый человек по имени Радик, очень заинтересовался, позвонил шаману, спросил у него про бубен и зеркало и сказал ехать следом, он проводит до места, где нам помогут. Хорошо, едем так едем.
Приехали мы в Республиканский Центр Народного Творчества. Это просто надо было видеть, мы, честно, от такого внимания растерялись. Радик поговорил с охраной, с какой-то женщиной, параллельно разговаривая по телефону, если нам здесь не помогут, то куда дальше ехать, записал Танин тлф. Женщина куда-то убежала, вернулась, говорит — ждите, сейчас вас примет директор ( О_о да ладно, мы просто бубен хотели купить). Попрощались с нашим провожатым, договорились позвонить если что, сидим ждем директора, все мимо проходят, здороваются, подходит охранник, говорит: вы в магазин хотели, он открылся.
Короче, вышли мы оттуда через 20 минут с бубном и в полном изумлении.
Я к чему так долго все описывала. Когда мы заикнулись, что поедем в Тыву, нас отговаривали и пугали, но я как-то спокойно относилась. Поди не к зверям в клетку лезем, плохих людей везде хватает, если так рассуждать, то лучше вообще из дома не выходить. Хочу сказать всем отзывчивым, хорошим людям, жителям Тывы, от всего сердца — СПАСИБО!!! За ваше гостеприимство.
Закончив с делами, двинулись на выезд. Напоследок подъехали к Енисею в месте слияния, купаться, конечно, еще рано было — на улице жара, а вода прохладная, но хоть поплескаться немного.
Подъехали насколько было возможно к самой большой мантре выложеной на сопке, Таня еще пешком пробежалась, а я сидела в машине под кондишкой.
И в обратный путь.
Так как мы еще хотели заехать к Хуртуях Тас, начали прокладывать маршрут. Навигатор категорически вел нас через Абакан. Плюнули на него, вышли на форум узнать, можно ли через Шушенское проехать? Получили ответ — можно. Отлично, едем.
Тут мы вспоминаем, что вроде как Ленин здесь бывал. Судорожно листаем гугл, мотаемся по Шушенскому. В музей мы не попали, поздно уже было, ну а к шалашу у узера решили не ехать, променяли «древность» на «современность» махнули к Саяно-Шушенской ГЭС.
Проехали по хребту Майнской ГЭС.
СШГЭС, вспомнили недавнюю аварию.
Так как уже темнело, смысла дальше ехать не было, поэтому мы, отъехав немного от ГЭС, свернули к реке.
Небольшая панорамка нашей стоянки. Вышли. Хорошо, никого нет. Вдруг рёв. Дооолго так кто-то ревел. Стоим, курим, слушаем, думу думаем. Весна, рёв — однозначно гон у оленей или зубров. Он на том берегу, река большая, кароч, нормально все. Как потом охотники нам объяснили, олени это мы, медведь скорей всего был, у оленей осенью гон.
Как-то неожиданно приехали к Улуг Хуртуях Тас (большая каменная старуха). Один вопрос — зачем?! Зачем было закрывать, запрещать?! Она столетия стояла в степи, возле нее совершали обряды, по легенде Улуг Хуртуях Тас помогает женщинам от бесплодия и, судя по количеству мягких игрушек возле нее, в каждой сказке лишь доля сказки . Ну поили ее аракой, я думаю, камню от этого не холодно, не жарко. В общем, попасть нам удалось с трудом, работают они с 11, а мы приехали в 10, вход 50 руб., фото — 150. Зашли посмотрели и вышли, рядом стоящая настоящая юрта, которой больше 100 лет, мне понравилась больше.
Старое и современное кладбища. В окресностях Анхаков очень много оленных камней. Мы спрашивали в музее, почему? Но экскурсовода еще не было, а сторож нам не смог объяснить.
Программу минимум выполнили, едем в Абакан за Машей, которая два дня от нас отдыхала, и дальше наш путь лежит в Вершино-Рыбное. Чтоб не делать крюк через Красноярск, мы решили сократить дорогу. Как говорит Маша: все неприятности начинаются со слов «я знаю короткую дорогу»)) В нашем случае, скорее, приключения))) От Минусинска поворачиваем на Курагино и далее по прямой. Навигатор в принципе бесполезен, ибо показывает космос, идем по карте и по наитию)) Главное заправить полный бак, потому что там негде. 300 с копейками км, из которых 50 откровенно лесной дороги. Оставшиеся километры — смесь грунтовки и асфальта.
Едем через Восточный Саян, соответственно, перевалов много.
Неожиданно идеальный асфальт, жаль недолго.
Странно, деревня в глуши, а название на склоне выложено!? Крутим головами в разные стороны, пытаемся увидеть что-нибудь интересное.
Нашли, сюрприз так сюрприз. Оказывается, здесь 49 лет назад снимался фильм «Хозяин тайги»!
И куда?! Глянули по карте, дорога петляет между речкой и железкой. Речку не видно, а вот железка справа, значит, едем направо.
Красиво все-таки. Идем, стараясь не сбиться с пути.
Успокоились. Однозначно правильное направление — речка с одной стороны, железка с другой.
А потом мы встали. Подошла к ребятам. Они сказали, что неизвестно, когда закончат. Нам повезло, они последний цементовоз разгружали, поэтому стоять пришлось всего минут 20.
Наконец-то, тунель железки на Абакан, почти приехали.
Дом, милый дом.
В одном здании: сельсовет, почта, сбербанк и библиотека. Отдыхаем, общаемся, сходили в библиотеку, посмотрели выставку фотографий Эдуарда Григорьевича. Он присылал фотки с путешествий, а т. Вера подарила их библиотеке. Как бы ни было хорошо, пора домой.
Новая стела у Мальты. Когда на запад ехали пролетели в темноте.
Храм Иконы Казанской Божьей Матери в Усолье-Сибирском. Тоже, сколько раз мимо проезжали.
На ночевку встали где-то на иркутских перевалах. Их хоть и расширили, сделали полосы для обгона, но по темноте больше не буду проходить. Повороты крутые, скорость маленькая, устаешь больше, чем проезжаешь. В начале пути взяли тлф у девушки, которая рыбой торгует в Бабушкино, чтоб не метаться в поисках, позвонили, заказали омуля и хариуса, отлично.
Заезжаем в Улан-Удэ. Тане нужно купить зеркало шамана. На форуме подсказали, где можно купить, но просто так заехать-выехать неинтересно. Быстренько шуршим интернет, узнаем про Лысую гору и буддийский центр Ринпоче Багша. «Надо брать».
Отличное место. Сходили в кафе, в дацан, в золотую ступу, ударили в колокол. На территории шикарный магазин сувениров. Самое прикольное — по громкоговорителю читают мантры на русском языке. Пока девчонки побежали по дороге долгой жизни искать свои года, я слушала.
Мне повезло. Беседка Дракона на территории Дацана, в этот год родился Ринпоче))
Заехали на «гору оленей».
Ночевать решили на р. Селенга, чтоб нормально с костерком, рыбкой и местным пивом отдохнуть.
Ночью прошел дождь. Немного переживали, что не сможем выехать — вокруг нашей полянки был ил. Солнышко подсушило, выехали нормально.
Я наконец-то увидела Льва. Как я его раньше не замечала?!
По дороге «туда» нас сопровождали подснежники, обратно маки, желтые маки! Прикольно.
Заехали на памятник возле п. Жанна.
Сколько веревочке ни виться… :)
Началось лето. Навстречу пошли «отпускники», очень много машин, 25, 27, 28 ,14 регионы. Мы в шутку играли, пытаясь угадать, кто местный, а кто турист. Сейчас, когда машины продают на номерах, неинтересно отслеживать регион, но все же на трассе можно отличить. Если все «люстры» включены — однозначно турист, а 14-й регион отличался ещё и комплектами шин на крыше. Нас это заинтересовало, вспомнили про дорогу на Якутию, глянули фотки в интернете.
Правда, запасного комплекта шин у нас не было, поэтому решили на грунтовку не лезть.
Ровно 30 км отличнейшей трассы, а потом всё, если проморгал сворот — улетаешь в кусты. Катимся потихоньку до конца, видим к нам бежит мужик, руками машет. Он стоял неподалеку, в машине ковырялся. Побежал к нам спасать, думал, мы конец дороги не видели. Походили с ним, поглазели. Он рассказал про аварии, как джип с деревьев снимали,как камазы рядочком собрались. Последний водитель, который ушел в кусты, разбил груз, подал в суд, надеюсь, выиграет. Недавно прокатилась волна по всем каналам об этой дороге, может поможет. И кстати, понятно, почему 30 км всего. Сделали трассу как раз до газовиков. Слева большая площадка: ангары, трубы, камазы мотаются на Невер (в Китай то есть), только мы не поняли туда или оттуда трубы возят.
Угостив «экскурсовода» сигаретами, погнали обратно.
Километровые столбы, близнецы-братья, как мало туристов, однако, доезжает до Биробиджана.
Надоело унылить по Амурке, хотелось новых впечатлений:
— А давайте в Благовещенск сгоняем!?
Сказано — сделано, поворачиваем на Благу.
Красивая набережная. Нам единственно не повезло — хоть и приехали в начале 12-го, но, как оказалось, поздно, китайцы выключили подсветку домов.
Удивительно, как близко Китай!
Быстренько пробежались и в путь. На выезде нас тормознули на КП, единственный раз за всю поездку. Мы им прям обрадовались. В ночь, говорят, до Владика погоните? — Нет, что вы, нам еще в Кульдур надо заехать.
Строящаяся Новобурейская ГЭС, недалеко от стелы Москва— Владивосток.
Кульдур — малая Танина родина. Заезжаем в гости, плюс нам надо было кое-что там сделать.
Таня проводит экскурсию по городу. Печальное зрелище, честно говоря. Санатории хоть и действуют, и люди приезжают лечиться и отдыхать, но всё в таком упадке. Казалось бы, экологически чистый район, всего 300 км от Хабаровска, горячие источники, там весь ДВ мог мы лечиться, а построить горнолыжку — так и молодежь рванет отдыхать, но никому нафиг не надо.
Горячо жуть. Днем я ещё залезла в нижний бассеин, а на следующий день, залетев с разгону, думала сварюсь :)
В окресностях Кульдура, мы искали старую деревянную дорогу, которую строили японцы. Правда, Танин брат предупредил, чтоб мы не бродили, медведи ходят, но как же не полезть — вдруг мишку встретим :)
Дорогу или вернее то, что от нее осталось, нашли. Чуть дальше был госпиталь для японских военнопленных и кладбище. Ничего уже не осталось, в начале 90-х родственники японцев выкопали останки, кремировали и вывезли на родину. Интересно, кстати, японцы не верили, что русские лечили их сограждан и на останках искали следы пыток, расстрелов, но ничего не нашли.
Вечером собрались за столом. Ваня рассказывал охотничьи байки, а Оля угошала местными вкусняшками.
Ну а утром, перед отъездом, проехались по озерам Кульдура, раскидав семена лотоса.
Очень хочется, чтоб они прижились и добавили колорита этому удивительному месту.
Всё, пора домой, родные уже заждались. Была мысль прокатиться еще в Комсомольск-на-Амуре, но не рискнули, муж бы меня точно убил :)
Переночевав под Дальнереченском, 08.06.17 г. приехали домой.
ИТОГИ, ДОРОГИ, ТРАТЫ, СОВЕТЫ, МЫСЛИ
Итак, путешествовали мы 28 дней, всего проехали 17204 км, бензина прокатали 2128 л. Заправлялись 92, потратили на бензин 77980 р. Многие спрашивали почему так много, объясняю: прадик 2,7 л, когда он едет 130 км/ч, то жрет 17 л на сотню. Да, не совсем экономичная машина, но, тем не менее, свою миссию он выполнил на 200%. Нам всем в нем хватало места для ночевки и проехали мы везде, где хотели.
Бензин. Самый дешевый в Красноярском крае 33 руб., есть даже по 31 руб., самый дорогой — недалеко от Семиозерска 43,40 руб., ну и Забайкалье 41-42 руб. Чтоб не налипнуть, в Чите забиваем полный бак. За прошедшие пять лет бензин подорожал на 10 руб., это к слову об инфляции.
На Байкале, на Роснефти, кстати, если говоришь «до щелчка» это одно, а если до полного, то будут «цвиркать», пока не польется из горлышка, у нас еще 12 л влазило.
Заправлялись мы в основном на Роснефти, Газпроме, Альянсе, ныне ННК — дорого, кстати. На Роснефти вводят новые карточки, старые действуют до конца июля, баллы на них сгорают, в Красноярске старые карточки уже не действуют.
Дороги. Грунтовка: пару км на М-60, самый плохой участок от Читы до Мухор-Шибиря, очень много мест, где асфальт сняли, Байкал метров 100 осталось, объезд Иркутска глобальный ремонт и за Усолье-Сибирским, не помню, где точно, км 3 взорвано. В остальном отлично, есть, конечно, небольшие ремонты, но они жизни не мешают.
Не знаю, есть ли карта с отмеченными камерами, потому что пора делать, ставят штанги на дороге, например, перед Магаданской развязкой или перед р. Зея, или в Тулюшках. КП практически все закрыты, живые остались в Хабаре, У-У, Красноярске, но они как-то больше на фуры внимание обращают. Встречали и выездные экипажи, редко с камерами, чаще за обгон брали.
На еду на троих ушло 41500 руб., это с учетом гостиницы в Кош-Агаче (750 руб. с человека) и Алдын-Булака (800 руб. с чел. + ресторан 1500 руб.), сувениры каждый сам оплачивал. Мы в основном завтракали в кафешках и ужинали. Цены, я б не сказала, что сильно изменились, средний чек у нас был 600 руб. на троих.
Омуля и хариуса горячего копчения мы брали по 120 руб, слабосоленого хариуса по 100 руб.
Проверено, вкусно, свежее, чуть дешевле чем на базаре, заказывать лучше за сутки.
Ночевали мы возле кафе, спрятавшись за фурами, один раз в лесополосе между полями.
Сотовая связь и интернет. Удивила Бурятия в этот раз, МТС и Билайн категорически не регистрировались в сети. Интернет был, а связи не было, причем, когда туда ехали, и инета не было, цеплялся только Махин китайский тлф, но зато он категорически отказывался ловить моб. интернет на всем пути следования. Иркутск — Красноярск связь с провалами, тоже странно, даже в Забайкалье лучше было.
Вот такое небольшое путешествие. Мы пересекли Западный и Восточный Саян, поднялись на высоту 2000 м над уровнем моря и спустились на 30 м ниже уровня моря, пережили температуру от -5 до +37, увидели все краски весны и лета, видели 4 ГЭС, прошли вдоль р. Енисей (занимающей пятое место в мире по длине) от истоков, не до устья, конечно, но приблизились к нему. Познакомились с интересными людьми, посмотрели новые удивительные места, попробовали разнообразную кухню.
Впечатления только положительные, вспоминаешь каждый день с улыбкой. Нет усталости, не было напряжения в дороге, все-таки три девочки, совершенно разного возраста, характера и темперамента, жили вместе месяц в ограниченном пространстве, но настолько легко двигались и решали проблемы — просто удивительно. Таня, Маша, спасибо вам за поездку!
Слева направо: Таня, Маша, Юля.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. До новых встреч!