|
Я думаю, многие читали мой цикл статей об автопробеге «Ударим русскими автомобилями по русским дорогам русской зимой», где описано, как я с группой товарищей перегонял два российских автомобиля — бюджетный седан Лада Гранта и молодёжный кроссовер Рено Дастер — из Магадана во Владивосток через полюс холода Оймякон.
Вид из окна отеля во Владивостоке
В комментариях неоднократно звучал вопрос и просьбы такого характера: почему вы не хотите проехать тем же маршрутом на японском праворуком автомобиле? Тем более, что их эксплуатируют в тех краях без каких-либо проблем и подготовок к экстремальным морозам? Я всегда откровенно удивлялся: как человек, живущий в Кургане, ни разу не видевший отметку термометра ниже, чем -40, может мне, колымчанину, такое навязывать?
Одна из немногочисленных фоток достопримечательностей Владивостока...
«Шведский стол», я тебя по-прежнему люблю и ненавижу... :)
Короче, мне люто повезло и с поездкой туда, на Гранте, и также повезло в поездке обратно — уже в путешествии мне позвонил давний приятель Николай (кстати, тоже украинец, правда, из Западной Украины) с вопросом, не помогу ли я ему в перегоне вэна в Магадан. Я с радостью согласился, а когда по его приезду во Владивосток (а я к тому времени отчитался Дромокоманде по расходам, и о крайнем этапе автопробега и т. д.) выяснилось, что он против каких-либо подготовочных моментов (что касается свежего япа) к перегону — я вообще подпрыгивал от радости! В моём активе была своя экипировка, предназначенная для выживания в экстремальные морозы, и комплект выживания моего товарища Дюйма — там мини-буржуйка, комплект инструмента, барахолка всякой всячины (от проволоки до всевозможных скотчей и патрубков-шлангов), бензопила, палатка, паяльная лампа, две канистры 45 и 50 литров, воронка, лопаты, ящик сухпая и ещё куча всего, и полный карт-бланш на отсутствие ответственности за 100% сохранность авто в дороге в такие морозы на путь обратно в Магадан!
Cлёзное прощание с Грантой... :(
С помощью моего родственника, владивостокца Сани, был выбран и приобретён на Зелёном углу за 580 тысяч рублей семейный вэн Тойота Ноах в предпоследней версии 2007 года выпуска, с мотором 2 литра, на вариаторе с подключаемым полным приводом. Там же купили и поставили на машину комплект отличных колёс из Японии 205/65 R15.
В воскресенье же заменили масла в двигателе (Кастрол Магнатэк 0W30) и в трансмиссии (туда лили специальное Тойота ЦВТ). Жидкость ГУРа и фильтр воздушный менять не стали, антифриз и тормозуху тоже.
Одна из первых фоток в дороге
Пытались утром в понедельник отодрать двойное остекление с Гранты, дабы взять его с собой, но не вышло — ооочень хороший двухсторонний скотч применили, в условиях парковки перед гостиницей демонтировать его не представилось возможным. Заехали в офис Дрома, попрощаться тепло с коллективом сайта, и в путь!
Где-то в недрах ДВ
Выехали в направления Хабаровска в 14:30, с помощью владивостокских друзей, так как мой навигатор сломался. Приняли решение останавливаться только по нужде, на заправках и для принятия пищи. Как по заказу, на метеосайте светилась информация о сильных морозах в Якутии — значит эксперимент будет завершен удачно! Все чеки о заправках решили сохранять, чтобы вывести количество топлива, потраченного на весь путь, и стоимость литра топлива в среднем.
Не все вовремя доехали домой...
По пути необходимо было сделать доброе дело — в Хабаровске нужно забрать у заводчика щенка добермана и довезти до Хандыги его счастливому новоиспечённому хозяину. Кто читал мои статьи о перегоне Гранты, его узнает — это заправщик на заправке в Кюбюме Васян. Мы про собаку договорились ещё в его балке, когда ночевали по пути на Оймякон. Коля был не против, тем более щеночек маленький, будет лежать себе в коробке, только корми его да пои, да иногда подстилку меняй. Гм-м.. Добравшись без приключений до Ха, отзвонились на присланный Васяном номер заводчиков, сообщили, где находимся, встретились. Семейная молодая пара передала мне коробку с подстилкой для собаки, пакет с подарочной банкой витаминов,пакетом корма и документами на пса, и самого пса... Да, подстава-подстав... Щенок с короной на голове из пластиковой бутылки с приклеенными к ней подрезанными ушами, размерами был с атлетически сложенного средних размеров поросёнка. Мы его в коробку еле запихнули. Заводчики попросили рассчитаться за их ночной выезд (Васян об этом предупреждал, обещал сразу отдать деньги за их выезд по приезду в Хандыгу, а за саму собаку он им на карту деньги перечислил) — 700 рублей, как-то дороговато, но что делать... Спрашиваю, ребята, вы нас на мост через Амур доведёте, навигатор сломался? Говорят, да, это стоит 1000 рублей. Забрав собаку, без лишних эмоций посылаю их на три буквы, садимся в машину, едем по редким указателям по ночному Хабаровску. Собака верещит, Коля орёт, я рулю. Романтика, блин!!!
Едем по плану дальше вглубь ДВ, проскочив с помощью (безвозмездной) милой тёти-таксистки сквозь Ха к мосту через Амур. Дорога местами радует безупречным асфальтом, местами откровенно злит каменистым грунтом ремонтируемых участков. Меняясь через 3-4 часа, периодически выгуливая Мэрса (так мы прозвали здорового как мерина добермана), мчим вперёд. Средняя скорость по асфальту 100-120, по грунтовке максимум 70. Колян уже при 75 км/час начинает причитать о цене на детали ходовой части... :) На грунтовке шумовой фон в Ноахе не зашкаливает, но и бесшумным салон назвать точно нельзя. Так как задний отдел вэна был занят «шмурдяком», спальник сделали на среднем ряду — тесновато, особенно в длину, но что делать. В ногах переднего пассажира стояла коробка с Мэрсом.
Ремонтируемые участки дорог. Обратите внимание — лобовик начинает затягивать...
Где то за Биробиджаном Коля ушёл платить за бензин на заправке НК-Альянс. Я, заправив машину, решил тоже зайти в помещение заправки купить банку горячего корейского кофе. Как только зашел, Колян, запихнув в карман стопку купюр, рванул в машину, я остался в компании джентельмена кавказкой наружности, который, взяв чек у кассира, тоже вышел. Купив кофе и вернувшись в машину, застал напарника в крайнем душевном смятении. Спрашиваю, ты чего? Да, говорит, этот джентельмен на заправке попросил деньгами поделиться, а тут ты зашел, и я быстро смылся, занимайся, мол, с ним сам, ты здоровый, тебе и карты в руки. Странно, у меня он почему-то ничего не просил... :)
Чем дальше на север, тем ощутимо холоднее — задние стёкла целиком, а средние наполовину затянуло льдом. Передние и лобовое пока держатся. За первые сутки преодолели 1600 км, при том, что плутали в Хабаре полчаса и не менее часа потратили на два обеда — примерно по 350-400 рублей на человека.
Недалеко от поворота с федеральной трассы Амур на Якутск заскочили в придорожный комплекс с тёплым туалетом, кафе и гостиницей. Мы останавливались здесь, когда ехали во Владивосток. Тут я допустил роковую ошибку — вместо того, чтобы сначала выгулять собаку, а потом заниматься собой, мы поступили наоборот, и были жестоко наказаны. Мэрс, выбравшись из коробки, совершил обильную дефекацию в ногах у пассажира и водителя, ещё и умудрившись всё растереть по коврикам... Как говорится, немая сцена, в смысле, если опустить нецензуршину, рвущуюся изнутри Коляна, всё было тихо... :) Не менее часа было потрачено на приведение салона в божеский вид, пришлось купить несколько рулонов туалетной бумаги, воды и т.д. Запах нас преследовал до самого дома... Собака не пострадала.
На подъезде к Нижнему Бестяху мороз давил уже под 45-47, стёкла среднего ряда затянуло окончательно, начало затягивать боковые водительского отдела, на среднем ряду жестко мёрзнут ноги — хотя из-под передних сидушек дует тёплым. Передние стойки подвески даже на мелких неровностях жёстко пробивают в кузов, странно, но потёков масла на них нет. Резина на морозе держится молодцом — каких-либо отклонений от нормы в морозы — не замечено. На очередном обеде в придорожном кафе, приняли решение вставить картонку перед радиатором — стало немного теплее в салоне. В Нижнем Бестяхе голосовали, простигосподи, якутки, но в силу разных причин останавливаться не стали :) Это единственный город, в котором мы увидели этот момент социума в открытой «продаже».
Не доезжая Чурапчи, нас в очередной раз обогнал УАЗик-буханка с особыми приметами — синие основные и дополнительные фары головного света, а сзади дополнительные габариты из красных светодиодов. Как бы в этом нет ничего особенного, если не считать того, что за полчаса они нас обогнали и проехали навстречу раза четыре, каждый раз глазея на нас через двойное остекление. В Чурапче УАЗ стоял на заправке, куда и я заехал — было полбака, мы старались больше не вырабатывать, заправляясь каждые 200-250 км. Разбудив спавшего в спальнике Колю, дал ему задание заняться заправкой вэна, пошёл потрещать с преследователями. В машине четверо, молодёжь до 25 лет, трое криво улыбаясь смотрели в пол, четвёртый водитель сквозь зубы со мной пообщался.
Суть беседы. Хохол: здорово парни! Якут: и тебе не болеть... Х.: а что за догонялки тут у нас? Я.: а чё, нельзя? Х.: да можно,почему нет? Просто, смотрю, мотаетесь туда-сюда, думаю, может, помочь чем? Я.: и чем помочь? Х.: да просто я сотрудник магаданского ОМОНа, может, чем и помогу? Патронами, может, мне их до утра хватит отстреливаться. Я.: не, не надо... Х.: а термометра нет, сколько градусов за бортом? Я.: не, нету, где то -45... Х.: ну чё, мы поехали, если чё, догоняйте, найдём, о чём потрещать! И подмигнул.
Сел в машину, сообщил и так перепуганному Коле, что ребята в УАЗе не простые, и позвонил с мобильного 102, сообщив о нашей проблеме сотруднику полиции, явно из местного населения, которому пришлось долго объяснять, что такое 452 УАЗик-буханка (на них там все ездят), надиктовал их гос.номер и попросил проконтролировать наш беспроблемный выезд за пределы Чурапчи. Мы на выезд из посёлка, они за нами, но потом свернули куда-то в проулок, и больше мы их не видели. Не знаю, что больше их подвигло к отступлению — моя с ними беседа или звонок в полицию...
Пересадив за руль Колю после выезда из Чурапчи, лёг в спальник вздремнуть. Пока спал, мой попутчик дал под хвоста Ноаху, дабы быстрее покинуть опасную зоны, чем окончательно добил передние стойки — утром они уже были в масле... Рано утром были в Хандыге, заправили вторую канистру бензином — свежи в памяти события на заправке в Кюбюме :)
Следующее знаковое событие перегона — это передача Мэрса Васяну. Нашей радости не было предела, как, собссна, и Васиной, только по разным причинам... :)
На Чёрном прижиме простояли 2 часа, ждали, пока почистят дорогу после массового взрыва, продолжили путь к Кюбюме — тоже знаковая точка нашего маршрута :)
Работы на Черном Прижиме
100% способ перекрыть движение на трассе Колыма :)
Строящийся мост на Черном Прижиме
Заправка там, естественно, не работает, но у нас есть 95 литров НЗ, и уже налаженные добрососедские отношения с местными. Старший оператор Андрюха без лишних слов выдал нам ручку, которой мы «накрутили» себе 40 литров бензина. Отдав должное обеду в местном кафе, рванули дальше.
Полюбившаяся нам заправка на Кубе... :)
Не все уехали из гостеприимной Кубы
Ресторан на Кубе, поэтическое название — «Смерть гурманам»... :)
Морозные виды Якутии
Километров через 20 после Кубы на ничем не примечательном участке трассы, на лёгкой гребёнке, сзади что-то оборвалось и противно загремело. Обследование показало: оборвано нижнее крепление левого заднего амортизатора, и из него течёт масло. Судя по быстрому охлаждению тела, было за -50, решили (после того, как вывел Коляна из очередной прострации по поводу убитой ходовки) ехать дальше. К этому добавилось ещё пару стрёмных моментов: стал подвывать вариатор, причём на низких оборотах более громче, чем на высоких, и стало в среднем ряду совсем холодно. Боковые стёкла затянуло полностью, лобовое на 3/5, звук работающего ДВС ощутимо поменялся в худшую сторону. Я, выгнанный из-за руля после кончины аммортизатора, потихоньку одел комбез Буран и сапоги-незамерзайки Вудланд, уже ждал конца вэна — ан нет, дотянули до Усть-Неры на заправку, где узнали кол-во мороза этой ночью: -56. После Кадыкчана начало потихоньку отпускать, хотя боковые стёкла так и не размёрзлись. Я был прощён хозяином авто и вновь допущен к управлению, он же, смертельно уставший, завалился в спальник. В Ланковой пообедали и сняли обломанный амортизатор, первый раз потревожив за всё время выживальщицкий комплект — нужен был ключ на 17, спрятанный глубоко в недрах багажного отделения груженного Ноаха.
–50 аднака... :)
Выгруженный шмурдяк на Ланковой
Заправка из НЗ на Ланковой
Оборванный амортизатор
Дальше, собственно, описывать особо и нечего, всё прошло гладко, местами даже по асфальту. За всё время перегона потрачено 580 литров бензина разного цвета, запаха и цены, за который было заплачено 21 038 рублей, что показывает среднюю стоимость литра 36,27 рубля за литр.
На подъезде к дому
Из всего вынесенного мною из перегона опыта, больше всего отложилось в памяти и сознании несколько заезженных, прописных истин: надо перед поездкой на Колыму (или из неё) готовить машину (как готовить, описано в блоге Лады Гранты), в дорогу есть смысл брать только проверенных напарников. И это, японские автомобили тоже ломаются... :)
Всего было проехано 5 120 км за четверо суток и один час, маршрут непростой, интересный, но уже, к сожалению, пройденный... :(
Как-то так, прошу сильно не пинать, написал на одном дыхании. Если есть какие вопросы — в комментах или в личку задавайте, буду рад помочь подготовиться к сложной поездке в условиях крайне низких температур.
Да пребудет с вами Дромосила!.. Ваш xoxol_mgdn.