Санкт-Петербург—Рига—Юрмала—Сигулда (27.08—31.08)

08.10.2012 | 16433 просмотра

В июне мы, возвращаясь из отпуска, посетили Вильнюс и Каунас. В конце июля съездили в Таллин. А этой поездкой в Ригу мы решили закрыть «балтийский вопрос». Проводя отпуска в странах западной Европы, мы оставили без внимания наших прибалтийских соседей. И, наверное, пришло время наверстать упущенное. Ехать только на один-два дня нам не хотелось. 7 часов в одну сторону, семь обратно. Если уж ехать, то на несколько дней. Но, помня наше слишком затянувшееся путешествие в Таллин, мы решили «разбавить» Ригу Юрмалой, и на обратном пути заехать в Сигулду.

Маршрут простой, подготовка много времени не заняла. Информацию искали в сети и на официальных сайтах: Латвийское туристическое агентство — много полезной информации по Латвии, Риге и регионам, есть карты и брошюры; информационный центр по туризму Сигулды — также много информации, карты и брошюры; информация по Юрмале. Прочитав на форумах, что парковки в Риге дорогие, а в старой Риге очень дорогие, мы заранее нашли информацию по стоимости и расположению парковок: городской центр парковок и парковки компании Europark. Городская подземная парковка на ул. Krišjāņa Valdemāra, 5a — 1 LVL/ в час с 08:00 до 17:00. Вечерний тариф 0.60 LVL/ в час с 17:00 до 23:00. Тариф очень привлекательный. И от старой Риги недалеко. Эту парковку наметили на день прибытия в Ригу. Еще недалеко от центра есть недорогая открытая парковка на улице Maskavas 10/1 0.5 LVL/ в час 08:00—20:00, затем бесплатно или 2,5 лата за 24 часа. Принадлежит компании Europark. Это для второго дня.

Гостиницы мы забронировали через booking.com. В Риге по спецпредложению зарезервировали четырехзвездный Отель Elefant — 42 евро/двухместный номер. В Юрмале заказали апартаменты Niedras Jurmala — 35 евро/ночь. Страховки купили в «РЕСО-гарантия».

Машина «Пежо-308», автомат 2012 года. Экипаж — водитель и штурман. Навигация «Garmin 1340» c европейскими и российскими картами. Пару слов о навигаторе, после последней прошивки (май 2012). Навигатор в Европе стал глючить больше, чем обычно. Город Милан по-русски знает, набираешь латиницей — нет такого города. На выезде из Вильнюса навигатор пытался нас развернуть и отправить в Даугавпилс через Минск. Пришлось выбирать точку на границе с Латвией и задавать ее, а затем уже указывать Даугавпилс. В странах Балтии нужно быть внимательным. Так как на карте отображается только дорога, по которой едешь, а все, что вокруг не прорисовано.

День первый: понедельник 27.08. Санкт-Петербург—Рига

Выехали из дома поздно в 10:30. Из города пробок не было. Дорога до границы очень приличного качества, особенно в Псковской области. Только что после ремонта. Плохо то, что дорога почти на всем протяжении по одной полосе в каждую сторону. Навигатор повез нас через центр Пскова, не знаю, есть ли объездная. Перед въездом в Псков видел указатель на Старый Изборск, который мы позже проезжали. До границы доехали за 4,5 часа, один раз остановились размять ноги. Рядом с ПП есть пара заправок. На ПТК заправились до полного бака и поехали к границе. О таком переходе можно только мечтать. Мы были первыми. Наших прошли за две минуты. Заехали в дьюти-фри, купили пару бутылок вина.

Эстонцев прошли минут за пять. Заглянули в машину, посмотрели страховку, кроме грин-карты проверили страховку для выезжающих за рубеж. Спросили, куда едем, проезжайте. Хорошо «устроились» латыши. Трасса Псков—Рига, поток туристов из России в Латвию, а трудится приходиться эстонцам. На эстонскую территорию приходится километров 30, вряд ли кто-то успеет потратить здесь деньги.

Едем, время к четырем, пора обедать. Проехали эстонскую территорию, едет дальше, ищем место, где можно остановиться и пообедать. Заправок нет, стоянок тоже. Вдруг видим знак «стоянка». На противоположной стороне большая парковка со столиком и со скамейками. Зона отдыха расположена на берегу пруда. Радостно заруливаем. Не успели выйти из машины, как были атакованы крупной дворнягой. Видимо, здесь ее прикормленное место. То ли давно туристов не было, то ли еще по каким-то причинам собака решила излить на нас накопившееся чувства. Мы были облизаны, испачканы и еле успевали уворачиваться от настойчивых желаний облизать лицо. Такая псина, если ткнет мордой в лицо, может оставить и без зубов. Команды «нельзя», «домой» она, по понятным причинам не понимала. Так нам и поесть не дадут, подумал я, поднял, валявшуюся рядом, ветку и замахнулся. Реакция оказалось неожиданной, псина не зарычала, не задала стрекоча. А легла на асфальт, и виновато глядя на нас, продолжала вилять хвостом. Пришлось ретироваться. Следующую стоянку мы нашли только километров через 50. До этого встретили передвижной пост местного ГАИ, о котором нас заранее предупредили морганием фар. Чувствуется советское наследие.

Дальнейшая дорога обошлась без приключений. На подъезде к Риге начался дождь, который то усиливался, то прекращался. Под такой аккомпанемент мы и въехали в Ригу около 6 часов вечера (от нас на час отличается). Гостиница у нас была забронирована на юге города. Мы хотели погулять в центре, поужинать, а затем уже ехать в гостиницу. Мимо запланированной парковки на ул. Krišjāņa Valdemāra, 5a мы проскочили, так как навигатор не знает дома 5а, и на парковку нет указателей. Въезд на парковку не с улицы К.Valdemāra, а с бульвара Kalpaka. Чтобы вернуться опять к парковке, навигатор нарисовал нам путь через юг города. Я попытался сам вернуться, но, поплутав, мы выехали все равно на дорогу, ведущую на мост. Как оказалось, в Риге движение организовано по кругу, вокруг старого города, но все равно не понятно, почему навигатор прокладывал дорогу через другой берег Даугавы. Очередные «глюки». Мы смирились с этим и поехали в гостиницу, которая была как раз на другом берегу. Заселились, Отель Elefant оказался симпатичным местом с вежливым персоналом. На ресепшене мне разменяли пять латов мелочью, и это при дефиците монет! Отель тихий, уютный. В номере минибар, утюг. Утром очень плотный разнообразный завтрак. Один минус — отель далеко от центра, но на машине это не проблема. И еще, у отеля очень маленькая собственная парковка.

Но я отвлекся. Заселились, сняли деньги в банкомате и поехали гулять в центр города. Запарковались на набережной Даугавы напротив Рижского замка, где сейчас находиться резиденция президента. Подошел к паркомату. Первый час в этой зоне стоит 0,80 лата, следующий 1,20. Надпись только на латышском, могли бы продублировать на английском. Ну да ладно, логика у паркоматов везде одна и та же. Схематично было нарисовано, что монетки в 1 лат автомат не принимает, пришлось бросать 2 лата. Автомат проглотил монету, пожужжал и вернулся в исходное положение, не распечатав парковочный талон. Понажимал я на все кнопки, никаких результатов. Автомат периодически зажигал какие-то надписи на латышском на дисплее, но билетик так и не выдал.

Вернулись люди в соседнюю машину. На мой вопрос, как пользоваться автоматом, мне сообщили, что этот и два часа назад глючил. У них тоже «сожрал» деньги, на счастье, появился служащий и выдал им билетик. Мне они предложили позвонить в бюро информации и объяснить ситуацию. Пояснив при этом, что по-русски там понимают. Короткий четырехзначный номер не набирался, видимо, нужно набрать код страны и код города и т.д. Пришлось смириться с потерей, не сидеть же здесь непонятно сколько. Опять начался дождь.

Мы поехали ужинать в ресторан KID, который выбрали на официальном сайте Латвийского туристического агентства за большое количество рыбных блюд в меню. Ресторан оказался модным местом, в то время как мы ужинали, на второй этаж приходила и уходила богемная публика. Кухня в ресторане так себе, съедобно, но не более того. Порция чрезвычайно мала даже с дополнительным гарниром. Спасли нас от греха «чревоугодия». Русский в ресторане понимают. Мне показалось, что в Риге, Юрмале и Сигулде (трех городах, где мы побывали) все разговаривают по-русски. В Таллине такого впечатления у меня не было. Пока мы ужинали, дождь закончился. Бесплатно запарковав машину на границе со старым городом, мы отправились знакомиться с Ригой. Время работы автостоянок: в рабочие дни с 8:00 до 20:00, по субботам с 9:00 до 17:00, в остальное время, а также по воскресеньям и в праздничные дни услуги автостоянок бесплатные.

Ратушная площадь.

Ночная Рига впечатляет, желтые фонари таинственно подсвечивают средневековые здания, последние отражаюсь в лужах, дополняют картину таинственного средневекового города. Обошли мы вокруг собора Святого Петра, величественно возвышающегося в стороне от ратушной площади. Вышли на площадь с удивительным по красоте зданием братства черноголовых. Еще раз отметили, что Таллин и по этому параметру проигрывает Риге.

Ночной город.

В Таллине также есть здание братства черноголовых. Если сравнивать два города нам больше понравилась Рига. Архитектура более разнообразная, и город более живой, на наш взгляд. Таллин все-таки бутафорский, как декорация к спектаклю, где зрителем является турист. Но это мое субъективное мнение. Нашим многим знакомым Таллин нравится. Перечитал на днях Довлатова, он также любил Таллин. Современное здание музея оккупации портит всю Ратушную площадь, нарушая гармонию и органичность. На самой площади и на прилегающих улицах — много уличных кафе. Цены ниже, чем в Таллине. Некоторые заполнены, некоторые пустуют. Мне такой феномен не удалось пока разгадать. При схожести ассортимента, цен и интерьера в одном месте сидит народ, а в другом нет. То ли у некоторых заведений есть аура, которая притягивает посетителей, то ли еще что-то. Один раз мы катались на лыжах на болгарском курорте Пампорово. На горе два ресторана. Так вот в один день был забит до отказа один ресторан, в другой день другой. Наверное, срабатывал принцип «толпы». Где появлялся первый посетитель, туда потом и валил народ.

Дом черноголовых.

Дальше прошли по главной торговой артерии старого города улице Kaļķu. В одном из уличных кафе при полном отсутствии народа играл на гитаре молодой человек. В вечернем, влажном после дождя, воздухе плыли переливы испанской музыки. Можно ведь и не играть, раз посетителей в ресторане нет, но парень, казалось, ничего не замечал вокруг и был полностью погружен в мир своих аккордов. Дошли мы до парковки, немного прогулялись в сквере вдоль канала, который отделяет старую Ригу от северной части города. Посмотрели на статую свободы и поехали в гостиницу. День закончили бутылкой Côtes du Rhône, приобретенной в дьюти-фри. Вино в этот раз оказалось вкусное, не в пример тому, которое мы купили в дьюти-фри в Нарве.

День второй: вторник 28.08 Рига — Юрмала

Утром, хорошо выспавшись, и плотно позавтракав, мы вернулись в старую Ригу. Вечером в дождь не получилось рассмотреть деревянные дома, которыми славится рижское Задвинье, застройки XIX в., которой присуще свое очарование. Утром по дороге в центр мы полюбовались такого рода архитектурой. На улицах Kalnciema и Krišjāņa Valdemāra в юге города находиться несколько любопытных образцов таких строений, которые мы рассмотрели по пути к центру.

В качестве стоянки выбрали парковку на улице Maskavas 10/1, принадлежит компании Europark. Поллата в час, 2,5 лата за 24 часа. Парковка недалеко от центрального рынка, охраны нет, но мы решили, что днем должно быть безопасно. Ближе к рынку есть еще одна парковка этой же компании: улица Maskavas 4. Это парковка стоит уже 1 лат/час и 6 лат за 24 часа. Мы запарковались на практически пустой парковке и пошли гулять. На рынок не зашли, хоть и его рекомендуют посетить. Рынок — одна из достопримечательностей Риги. Дневной осмотр начали с Ратушной площади. Рассмотрели все при солнечном свете. Рядом с офисом по туризму дежурят русскоязычные гиды, от которых мы еле «отбились». Обещали показать такую Ригу, которую никто не видел и рассказать такого, что никогда никто не слышал. Отошли в сторону и вздохнули с облегчением. Возможно, Александр, на бейдже было его имя, и высококлассный профессионал. Но мы любим, бродить по городу самостоятельно. Пусть мы не обойдем всех мест, описанных в путеводителе. Пусть мы не услышим всего того, что знает профессиональный краевед. Для нас это не главное. Главное это постараться почувствовать, как говорят французы ambiance (атмосферу) и ритм города.

Домский собор.

Утро, большое кол-во туристов с круизных судов. Недавно углубили фарватер Даугавы и теперь большие корабли швартуются рядом с мостом Vanšu tilts, а на противоположном берегу высится гора песка. Правда, обещают, что кучу уберут до нового года. Вантовый мост Vanšu tilts является символом современности. Верх инженерный мысли. На момент открытия в 1981 году этот мост являлся самым длинным вантовым мостом в Европе. Подходим мы к Домскому соборукафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Толпа туристов на входе, пристроились, вошли в собор. Гиды рассадили группы по лавочкам послушать органный концерт. Присели и мы, послушали, обошли по периметру. Кроме величественного органа, смотреть особо и нечего. Собор принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Все чисто и просто. Ни тебе устремленной в небеса готики, ни пышности римско-католических церквей. На выходе заметили, что вход оказывается платный — 2 лата. Вот и вернулись нам деньги, «сожранные» вчера парковочным автоматом. По булыжной мостовой мы вышли к мосту Vanšu tilts.

Набережная Даугавы.

Производит сильное впечатление. Полюбовались раскинувшейся за Даугавой панорамой, обошли вокруг рижский замок и вернулись в старый город. Дальше наш путь лежал к собору Святого Иакова — памятнику кирпичной готики, четвёртой по величине церкви Риги, и главной католической церкви Латвии мимо трех братьев — архитектурного комплекса, состоящего из трех зданий разных эпох. А также к другим достопримечательностям этой части города: Шведским воротам, пороховой башне и казармам святого Иакова. У шведских ворот сохранилась небольшая часть городской крепостной стены.

Городская стена.

По этому параметру Рига проиграла Таллину, где крепостная стена сохранилась в нескольких местах и большей протяженностью. Завершили мы круг по старой Риге на улице Kaļķu. В большом сквере между еще несколькими достопримечательностями старой Риги: дома с чёрными котами и зданиями большой и малой гильдии, мы устроились на скамейке отдохнуть.

Дом с кошкой.

Погода была теплая, солнечная о вчерашнем дожде ничего не напоминало. Мимо куда-то спешили местные жители и туристы. По бульвару Aspazijas мы прогулялись до улицы Krišjāņa Barona. Вдоль бульвара тянется зеленая зона с небольшим каналом — Pilsetas, на углу улицы Krišjāņa Barona находится роскошное здание рижской оперы. Отсюда начинаются кварталы, застроенные в стиле модерн или югендстиль. Около трети центра города Риги построена в этом привлекательном архитектурном стиле, сделавшем Ригу одним из главных европейских центров модерна. Самые впечатляющие примеры модерна можно увидеть на улицах Elizabetes и Alberta.

Через Верманский парк мы вышли к Лидо Vērmanītis, одному из заведений одноименной сети. Ресторан расположен на улице Elizabetes, 65, угол с улицей Tērbatas. Пишут о Лидо много и хорошего и плохого. Конкретно этот ресторан нам не очень понравился, хотя все было вкусно и получилось сравнительно недорого — 9 латов на двоих. Разгар обеденного времени — народу очень много. Свободных столиков нет, люди висят с подносами над головами обедающих, не давая расслабиться. Комплексный обед за два лата, которым так гордиться Лидо в такой суматохе мы не нашли. Предпочли встать в очередь и взять то, что хочется из разнообразного ассортимента. Надо отдать должное персоналу, освобождающееся столики убирали очень оперативно. Нам повезло, что обеденное время заканчивалось, и нас никто не торопил, стоя у нашего столика. Быстро и недорого поесть здесь можно, но отдохнуть после длительной прогулки не получиться. Хотя к вопросу «недорого» с этим можно поспорить. Гуляя по городу мы видели несколько предложений: Бизнес ланч за 3,5-3,9 лат. Кстати одно из предложений было в ресторане на улице Tērbatas недалеко от Лидо. Название ресторана я не запомнил.

Ратушная площадь.

Нас уже поджимало время, мы договорились в четыре часа встретиться с хозяином квартиры в Юрмале. И мы вернулись на стоянку и поехали в Юрмалу. Перед отъездом заехали в супермаркет Rimi, расположенный в ТЦ Olympia.

Сеть Rimi нам понравилась, больше чем магазины сети Prisma. В Таллине мы покупали продукты в Prisme, а сеть Rimi проигнорировали. Хотя эта сеть в Эстонии тоже представлена. Ассортимент более большой и разнообразный. Цены на одном уровне с питерскими. Что-то дороже, что-то дешевле. Купил я попробовать несколько сортов латышского пива, которое оказалось, на мой взгляд, вкуснее эстонского. Цены на пиво от 0,4 лат за поллитра. Также купили французского сыра Comte, на наш вкус — это лучший из французских твердых сыров. В ТЦ Olympia есть пункт обмена валюты, где можно без комиссии обменять деньги. Я поменял еще немного рублей на латы. За 1 000 рублей в тот день давали 17,1 латов. Курс 58,48.

Перед поездкой я порылся в интернете на предмет, какие деньги с собой везти. Кто-то советовал евро, кто-то рубли, кто-то рекомендовал снимать наличные в банкомате. В Питере можно было купить латы по курсу 57,5. В течение поездки рубль немного упал. Для нас было бы выгодно купить латы в Петербурге. Двойной обмен рубли на евро и евро на латы я отверг. Получается чуть дороже. Банкомат оказался самым дорогим способом. Мы сняли сто лат, комиссия у «Ситибанка» 3,5% (минимум 350 рублей). Курс получился 62,3. Может быть при крупной сумме комиссия нивелируется, но не на таких сумах как 100 лат. Говорят, еще недавно у «Ситибанка» комиссия была всего 1%, но все меняется. В магазинах, ресторанах и гостинице мы расплачивались карточкой. Средний курс получился 59 рублей за один лат. Чуть дороже, чем при наличном расчете, но за удобство нужно платить.

Дорогу на выезде из ТЦ ремонтировали, мы, изрядно поплутав по улицам, выехали из города. Навигатор в такие моменты напоминает капризную дамочку. Сбивается, теряет связь со спутником. В такой ситуации можно рассчитывать только на себя. Руководствоваться знаками, чувством направления.

Зная, что въезд в Юрмалу платный — 1 лат, а автоматы оплаты стоят в стороне, я всю дорогу боялся их проскочить. Перед въездом в Юрмалу нужно принять в карман вправо, оплатить въезд и следовать дальше. Местные жители едут прямо, так что в потоке можно, и проехать мимо пункта оплаты. Бывалые люди рассказывают, что нарушителей тут же «отлавливают» и вопрос предлагают уже решить за 25 лат на месте– по-советски. Размер официального штрафа я не знаю. Наши опасения оказались напрасными.

Квартира, которую мы забронировали, расположена в деревне Priedaine на берегу речки Лиелупе. В настоящее время Юрмала состоит из следующих районов: Приедайне, Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты, Валтери, Яундубулты, Пумпури, Меллужи, Асари, Вайвари, Слока, Каугури, Яункемери, Кемери. Приедайне это первая деревня — начало Юрмалы. Поворот на Приедайне находиться перед платным въездом в Юрмалу. Квартира — часть второго этажа частного жилого дома. Забронировали мы ее через booking Niedras Jurmala. Хозяином оказался гостеприимный латыш, очень хорошо говорящий по-русски. Как я уже отмечал, что в Латвии у нас не было проблем с русским, и ни разу не пришлось перейти на английский.

Квартира — спальня, гостиная, совмещенные душ и туалет, кухня, полностью экипированная. В наличии вся посуда, можно готовить, тостер, холодильник. Для двух человек места вполне достаточно. Душ небольшого размера, крупным людям будет дискомфортно. На улице парковка, место под барбекю, баскетбольное кольцо. Тихо, спокойно, комфортно, удобно. Апартаменты подойдут для умиротворяющего отдыха на природе, но в тоже время в непосредственной близости от развлечений Юрмалы: аквапарка, пляжей, пешеходной улицы Jomas. Недалеко есть супермаркет. До Риги 20 км. На речке есть причал, с которого можно нырять и на котором можно отдыхать. Мы прекрасно провели несколько вечеров, сидя на причале и наблюдая закат солнца. Тишина, сосны — все необходимое, чтобы расслабиться. Хозяин снабдил нас картой и исчерпывающей информацией о Юрмале, и также посоветовал наиболее интересные места для посещения — как в плане природных, развлекательных, исторических достопримечательностей, так и с целью покупок. По словам хозяина в этих местах хорошая рыбалка, водиться щука, судак. Но нужно уметь ловить и иметь терпение.

Вид на белую дюну.

Расположившись, мы отправились гулять, по совету хозяина, в сторону Белой Дюны. Белая дюна — памятник природы государственного значения — находится на берегу Лиелупе. Дюна образовалась в течение последних двухсот лет, расположившись перпендикулярно берегу моря. Длина дюны — 800 м, высота — 15-17 м. Причиной формирования дюны послужил прорыв рекой Лиелупе перешейка в 1757 году, образовавший новое место впадения реки в море. Отсюда раскрывается замечательный вид на Лиелупе, Стирну рагс и Буллюпе.

Набережная Лиелупе.

Дорога проходит по берегу реки через сосновый лес. Солнце садилось, освещение для фотосъемки было наилучшим и мы, продвигаясь неспешным шагом, фотографировали замечательные виды. Вдоль берега идут частные причалы, небольшие поселения. В одном месте расположилась чья-то роскошная вилла. Как потом пояснил хозяин, дом принадлежит известному латышскому теннисисту. Прошагав минут сорок, надышавшись сосновым воздухом, мы присели на бережок отдохнуть.

Закат на Лиелупе.

Для измученного автомобилем городского тела, на сегодня достаточно, подумали мы, и повернули назад. До дюны мы не дошли примерно половину пути. Хозяин нам сказал, что весь путь займет около часа, но, как известно, чаще всего местные оценки всегда расходятся с практикой. На обратном пути встретили заросли черники, полакомившись ягодой, мы с черными губами вернулись домой. После нехитрого ужина: сыр, вино для штурмана, а для меня — местное пиво, мы легли спать и проспали до утра как убитые.

День третий: среда 29.08. Юрмала—Рагациемс (Ragaciems)

С утра мы отправились гулять в Юрмалу. Заплатили 1 лат на въезде, оставили машину на бесплатной парковке возле офиса по туризму на улице Jomas 42. Пешеходная улица Jomas была пустынна. Кафе и рестораны еще не открылись. Пройдясь по пустынной улице, мы вышли к знаменитому концертному залу Дзинтари. Снаружи он не производит впечатления. А как внутри, я не знаю. Тем временем мы вышли на широкую полосу юрмальского пляжа или пляжей, не знаю, как правильно говорить. Полоса бело-золотистого песка в обрамлении сосен — это и есть главное сокровище Юрмалы. Был солнечно и тепло. Народ босиком бродил по пляжу. Некоторые смельчаки купались. На информационном табло сообщалась сводка погоды: Температура воздуха 17С, воды 15С. Неспешная прогулка по берегу под шум волн, крик чаек расслабляет и умиротворяет.

Пляж в Юрмале.

В отличии от южной Европы в Юрмале в этом году не было лета. Весь сезон было прохладно и дождливо. Нагулявшись, мы выпили по чашке кофе и устроились в гамаках отдохнуть.

Подремав полчасика, мы вернулись домой, пообедали и поехали в рыбацкую деревню Рагациемс. Рассказ про эту деревню нашел в сети накануне отъезда. Спасибо автору. Забегая вперед, расскажу, что рыба оказалось очень вкусной. До Рагациемса поехали по прибрежному шоссе через Юрмалу один лат туда, один обратно. Можно было ехать вокруг Юрмалы, но получился бы большой крюк. Раньше билет на въезд действовал в течение суток, но с 2011 года билет действителен только в течении часа. По пути в Рагациемс видели несколько указателей «Рыба (Zivis)» но ларьки все были закрыты. Только в центре Рагациемса шла бойкая торговля. Вначале мы поехали на берег моря на поиски рыбацкой идиллии и белых лебедей, которых пообещал автор рассказа о Рагациемсе.

От центра деревни мы свернули в сторону моря, через полкилометра выехали на какую-то заброшенную территорию. Запарковали машину рядом с другими местными авто и пошли гулять. Лебедей не было, вместо них на волнах покачивались большие группы чаек, по берегу прохаживались вороны, щелкая как орешки различные морские ракушки. На волнах покачивались лодки, на берегу дежурили рыбаки с машинами, то и дело отплывали и приплывали рыбаки. Рыбацкой идиллии было «навалом». В домах, раскинувшихся по берегу моря, работали коптильни. Очередная прогулка по берегу моря — шум волн, крики чаек. Присаживаемся отдохнуть. В эту поездку нам везет на любвеобильных животных. Не успели мы присесть, как из кустов вылезает большая кошка. Камышовый кот, кричит моя жена. В Таллине мы посетили зоопарк, где видели этих крупных животных. Но все-таки это была обычная, очень крупная кошка. Видимо, откормилась на рыбе. Обтерлась о наши ноги и заставила с ней играть. Ложилась на спину под скамейку и пыталась зацепить нас оттуда, то за руку, то за ногу. Отдохнув, мы прошлись в другую сторону от парковки и поехали за рыбой.

«Камышовый» кот.

Думаю, можно было постучаться в любой дом во дворе, которого работала коптильня. Но мы постеснялись. И прикупили рыбу в центре деревни, в месте организованной торговли. Цены на рыбу (все г/к): сельдь, салака — 2 лата за кг; окунь, треска — 6,5 латов за кг. Еще мы купили полкило очень странной рыбы «Луцыши», напоминает миногу и бычка одновременно. Плавник вдоль всей спины, огромная голова, змеевидное тело — 12 лат за кг. Рыба оказалась очень вкусной, мы ее купили, так как подъехал автобус с местными и все набросились на эту рыбу. Еще мне понравилась салака. По пути домой заехали в Rimi, по совету хозяина, прикупили пива Tervetes. На обратном въезде в Юрмалу велик был соблазн не покупать билет. Ведь каких-то несколько часов назад я уже платил деньги за въезд в Юрмалу. Но на въезде стоял полицейский автомобиль, и сомнения автоматически рассеялись. Вышел, опустил один лат, и под одобрительные или под сожалеющие взгляды полицейских проехали дальше. Вечером поиграли в баскетбол, съели половину припасенной рыбы. Очень хорошо сочетается с местным пивом. Вылезли на причал проводить день, наслаждаясь картиной заходящего солнца.

Причал.

День четвертый: четверг 30.08. Юрмала — ТЦ Spice

Утром в очередной раз выспавшись, не спеша позавтракали и отправились в ТЦ Spice. Особых планов на шопинг не было, но магазины это часть современной культуры и невозможно познакомиться со страной не побывав в магазинах. ТЦ Spice находится на юге Риги в 17 км от Юрмалы. Побродив по ТЦ, мы обнаружили «салон причесок», а у моей жены опять остро стоял вопрос о стрижке. Знакомый мастер в Питере начала халатно относится к своим обязанностям. И моя жена решила попробовать подстричься в Риге. Цена на стрижки очень привлекательная. Жену подстригли, уложили за 16 латов (чуть больше 900 руб.). В Петербурге за такие деньги в хорошем салоне не подстричься.

Мастером оказался молодой русский парень родом из Даугавпилса. Кризис заставил его искать работу в Риге. Подстриг он очень хорошо, при этом выложил все последние политические, экономические и культурные новости столицы. Какой парикмахер не любит поболтать. Недавно он стриг Светлакова, который отдыхал в Юрмале. По его мнению, кризис в Балтии лучше всего переживут литовцы. Из-за их активной жизненной позиции, хотя сейчас им хуже всего. Что в Латвии проводят необоснованную экономическую политику. Что нельзя занимать больше, чем можешь отдать. Что его родители так и не выучили латышский. И т.д. За час стрижки мы получил больше информации о Латвии, чем за предыдущие три дня. За то время, пока мою жену стригли, я успел обойти несколько раз ТЦ, выпить кофе, понаблюдать за бойким обменом валюты.

В ТЦ находиться пункт обмена, который принадлежит компании Tavex. Евро еще немного вырос, и за 1000 рублей давали уже 16,9 лат. Деньги меняли не только туристы, но и местные. Видимо, как и у нас сбережения предпочитаю хранить не в собственной валюте. На втором этаже комплекса расположен ресторан Лидо. Думаю, если мы первым посетили этот ресторан, сеть нам бы понравилась больше. Начиналось обеденное время, народу было немного. Продуманное расположение столов образовывало комфортные пространства. Висел большой баннер, рекламирующий обед за 2 лата.

После обеда мы запарковались в Юрмале в районе 35 линии. И совершили неспешную трехчасовую прогулку по пляжу. День был еще теплее предыдущих. Воздух прогрелся до 20С, а вода до 17С. Купающихся было еще больше, на песке за высокой травой, которая загораживала от ветра, люди принимали солнечные ванны. Мы, сняв обувь, наслаждались моментом. Часто присаживались на многочисленные скамейки, и общались.

Пляж в Юрмале.

Дома, как ни странно, такого полноценного общения не получается, под вечер уставшие от работы, издерганные пробками, сил хватает только на то, чтобы перекинуться парой слов. Попрощались с Юрмалой пешеходной прогулкой по улице Jomas. Народу прогуливалось больше, чем вчера утром. Люди сидели в ресторанах с бокалом вина/пива, не спеша пили кофе, наслаждались жизнью. Виной тому была хорошая погода или преддверие выходных. Все парковки были заполнены. Всего 20 км от Риги, и ты на курорте. У нас пока доедешь до Репино-Комарово, все нервы измотаешь, стоя в пробках.

Белая Дюна.

Вечером после ужина, только мы собрались покидать баскетбольный мячик, хозяин нам предложил проехать к «Дюне», до которой мы не дошли в первый день. Дорога идет по лесу берегом моря, местами разбитая, огибая небольшие поселки. Самостоятельно мы бы не нашли путь до «Дюны». Приехали как раз перед заходом солнца.

Закат.

Песок, окрашенный заходящим солнцем, казался оранжевым, вдалеке виднелось спокойное чуть поддернутое рябью море. Внизу расстилалась Лиелупе. Мимо нас по реке плыл лыжник. Море, широкий речной плес, сосны, закат — зрелище величественное.

Очарованные мы уже по шоссе в объезд вернулись домой. Одна из причин, по которой я люблю останавливаться в апартаментах, — это возможность пообщаться с хозяевами. Персонал в гостинице вряд ли станет для вас задушевным собеседником. Вернувшись, домой, мы с хозяином договорились встретиться через полчаса, выпить пива и поболтать. Через 20 минут Гунтарс (так зовут хозяина) зашел к нам, и сказал, что его вызвали на работу. Он владеет кафе на пляже в Юрмале. «Делов» минут на пять, сказал он, и предложил нам присоединиться. Так мы совершили незапланированную прогулку по вечерней Юрмале. Вначале заехали к нему в кафе, выпили пива, пока Гунтарс решал свои вопросы. Затем проехали по вечерним улицам Юрмалы, поездка сопровождалась комментариями. Это красивый дом — вилла «Марта» принадлежит известному банкиру, вот здесь живет Лайма Вайкуле, которая разъезжает по Юрмале на золотом роллс-ройсе. Это дом русского посла, цветочная клумба выложена в цветах российского флага. Под конец экскурсии мы спросили: а где живет Задорнов, не знаю, ответил Гунтарс. Наши посиделки затянулись до полчетвертого по Москве. Под бокал пива мы долго болтали о России, о Латвии, о наших взаимоотношениях. Было очень интересно и познавательно. Такое общение помогает развеять различные предрассудки, которые у нас появляются. И, если бы нам не предстояла завтра дорога домой, думаю, проболтали бы еще дольше.

День пятый: пятница 31.08. Юрмала—Сигулда—Петербург

Очередь на границе у нас была забронирована на 16:00 по местному времени через систему GoSwift. Можно было не торопиться. Поэтому мы выспались, позавтракали, попрощались с гостеприимными хозяевами и тронулись в путь. Выехали в 11:00 по московскому. На обратном пути мы, чтобы разнообразить нашу программу, запланировали посещение Сигулды. Сигулда знаменита своим замком Ливонского ордена и Новым Сигулдским дворцом. Рядом находиться Турайдский заповедник со средневековым епископским замком. Можно также посетить пещеру Гутманя и многое другое. Для любителей горных лыж есть несколько трасс в окрестностях города. Информация о достопримечательностях и природных красотах в офисе по туризму Сигулды.

В Турайдский замок (парковка платная — 1 лат, вход — 3,5 лата, за парковку оплату принимает служащий), из-за того что вчера засиделись допоздна, мы уже не успевали. Планировали часа два погулять по заповеднику и осмотреть сам замок. Этим и плохо, что мы привязаны по времени к переходу границы. Нет возможности подкорректировать планы.

Новый дворец в Сигулде.

Ограничились осмотром замка Ливонского ордена и Нового Сигулдского дворца. И замок, и дворец находятся в одном месте. Рядом большая бесплатная парковка. Во дворце квартирует общество журналистов Латвии. А замок можно посетить — вход 1 лат. В замке отремонтированы надвратная башня и часть стены, а также южная башня.

Замок Ливонского ордена в Сигулде.

На башнях соорудили смотровые площадки, с которых можно насладиться замечательными пейзажами и ландшафтом долины реки Гауи и Турайдским епископским замком. Во дворе организована сцена для различных мероприятий на открытом воздухе. Нагуляв аппетит, мы пообедали в кафе Cathouse (адрес Pils iela 9). Вкусно и недорого. Обед на двоих обошелся в 6 латов.

Вид на долину реки Гауя и Турайдский епископский замок.

Время прохождения границы у нас было забронировано на 16:00, приехали 15:45. Ровно в 16:00 вызвали на границу. В отличие от Нарвы, здесь плату за пользование зоной ожидания не берут. И не томили долгим ожиданием сверх назначенного времени. Обе границы прошли быстро и без лишних вопросов. Уложились минут за 20. Выехали за ПП и заправились на первой заправке. Проехали мы весь маршрут на российском бензине. Километров за 100 до границы на табло загорелось «low fuel». Хотя знаю, что «пыжик» начинает предупреждать, когда бензина остается еще литров 8, но все равно каждый раз нервничаю. На трассе до границы нет заправок на протяжении 50-60 км.

Итог

Латвия нам понравилась. Есть большое желание еще раз вернуться в Ригу и в Юрмалу. И мы начали строить планы по поездке на курземское побережье. Туда, где Рижский залив встречается с Балтийским морем. Где простираются широкие пляжи в обрамлении сосновых лесов, и где сохранилась девственная природа.

Маршрут — 1 380 км, расход бензина — 7,8 л/100 км. Экипаж — 2 человека. Общие расходы около 14 000 рублей, включая страховки, бензин, проживание и питание. Курсивом в тексте выделил выдержки из Википедии.