|
На дворе 1999 год. В стране произошел дефолт и вроде бы уже все успокоилось. Народ привык к переменам, в нашей стране это часто происходит. Решил съездить на рынок Новосибирска попробовать продать «Карину». Так как эксплуатирую её уже третий год. Хотелось побывать на Востоке. На авторынке конкретных покупателей на машину не было. Подходили одни перекупы, мне не было смысла отдавать ее дешево. Решил пройтись по рынку. Наткнулся на беспробежную «Карину». Рассмотрел её, понравилось состояние. Поговорили с продавцом, предложил ему обмен с доплатой. Первоначальная цена была около 4 500. Поторговались — 4350. Я записал его номер телефона. На следующий день мы встретились, я ему предложил 4 150,объяснил, что у меня больше нет. Сказал, что если он не отдаст, то поеду сам на ДВ. Продавец сказал, завтра скажет результат. И так сделка состоялась. Теперь я обладатель двух «Карин».
Приехав с рынка домой, своим знакомым задавал вопрос: «Ну, как я машину перекрасил?» Все были в недоумении. На следующий год продал свою первую «Карину».
В 2002 году мой знакомый хочет приобрести «японца», я рекомендую «Карину». Созвонился со знакомым из Хабаровска, попросил узнать его, рыночную стоимость «Карины» 92-93 г. В общем, решил слетать в Хабаровск. Предварительно со знакомым договорился, что, когда буду вылетать, сообщу номер рейса и время прилета.
Подлетаем к Хабаровску, вид за бортом поразил. Снизу раскинулся величавый Амур. Его размеры завораживают.
Самолет заходит на посадку. Благополучно садимся. Выхожу из аэровокзала, большое скопление таксистов, все предлагают недорого уехать. Пытаюсь найти своего знакомого — безуспешно. Настроение пропадает. Жена из Новосибирска должна была созвониться с Хабаровском и указать номер рейса и время прилета. Видно, что-то не срослось. Подхожу к таксисту, спрашиваю тариф, слышу в ответ: по городу 30 рублей.
— Тебе куда?
— На Широкую.
— У нас такой нет. Может на Большую?
— Да, да на Большую, — обрадовался я).
Я сажусь, едем. Поясняю, что почему-то не встретили. Конкретного адреса не знаю. Так визуально был один раз. Таксист предлагает дозвониться, так как уже дело к вечеру, вдруг дома никого нет. Едем на телеграф — нет света. Едем в центр, покупаю карточку, звоню — никто не отвечает. Рядом гостиница. Таксист зашел, говорит, мест нет. Предлагает мне ехать опять в аэропорт. Там есть, типо, гостиница для персонала. Таксист сходил, узнал, места есть. Достаю таксисту 100 или 200 рублей, не помню, и вижу удивленное лицо таксиста: «Ты меня не понял — 30 рублей километр. Сейчас посмотрю, сколько накатали — 29 км». У меня все деньги спрятаны. Отвернулся от таксиста и начал наощупь доставать из заначки купюры. Сделал несколько попыток, пока достал нужную. Рассчитался. Таксист пожелал удачи и удалился. Было неприятно.
Вспомнил песню Вили Токарева: «Я приехал из деревни в этот крупный городок…». Договорился с администратором, что заселяться пока не буду, попытаюсь дозвониться. Угостил ее озерной копченой рыбой, везу знакомому гостинцы. Сижу, как на иголках, через каждые 15-20 минут пытаюсь дозвониться, но безуспешно. Администратору рассказал, что приехал покупать машину и что меня не встретили. Расспрашиваю, как добраться до авторынка. Советует быть осторожным — город криминальный, в местных «ЧП» часто показывают случаи криминального характера. Очередная попытка, звоню. На обратном конце слышу голос знакомого: «Да!». «Серега, привет!» — радостно воскликнул я, пояснил, что я в аэропорту. Через 20 минут Сергей приехал за мной. Он сказал, что был на даче. Настроение поднялось. Приехали домой, выпили, поговорили. С утра решили ехать на рынок. Ну, а сегодня спать. Все-таки день закончился удачно.
Утром Сергей взял с собой товарища караулить свою машину. Серега рассказал, что в городе промышляют спецы, которые угоняют легкодоступные автомобили. Затем звонят хозяину машины и предлагают ее выкупить за 1 000 у.е., если не выкупаешь, разбирают на запчасти. Звонят только один раз. Меня тоже предупредили, что работают по трассе около кафе и магазинов. В радиусе 200 км от Хабаровска. Рынок мне не понравился, выбора не было. Посмотрел пробежные «Карины», цены как в Новосибирске.
Подошли к Серегиному знакомому гонщику посмотрели «Корону-бочку». Радиатор клееный, заглянул в зад, под днищем много ржавчины. Спросил у него, откуда гоняет. Говорит из Находки. Понимаю, что в Хабаровск приехал зря.
Решил сходить на вокзал. Удается купить билет на поезд до Находки. В купе два мужика, по разговору понял, что железнодорожники. На верхней полке женщина. Мужики бухают, разговаривают, спорят, видно, коллеги по работе. Уходят в ресторан, там пробыли до закрытия. Возвращаются в купе, один из них требует продолжение банкета. Один другому высказывает все, что о нем думает и все, что накипело. Женщина с верхней полки не сдержалась и высказала: «До каких пор это будет продолжаться? Мне в 5 утра в Уссурийске выходить! Имейте совесть!» и т.д. На что один из них ответил: «Не нравится — купи СВ!».
В общем, они угомонились. Утром я у проводницы спросил, где мне лучше выйти, чтобы добраться до авторынка.
На рынке стал быстро обходить автомобили, меня интересовала «Карина», выбора было мало. Решил перекусить, купил шашлык и кофе. Стало легче выбирать машину, а то уже еле передвигался. Осмотрел рынок, остановился на «Карине» 94 г., полусупер,1,5, золотистая, цена 3 400$. Оформляем по справке-счету, так как хозяина нет. Укомплектовываю, беру пару колес с дисками. На улице жара, продавец в шортах, а я в кожаной куртке, упарился. Спросил как лучше выехать в сторону Партизанска, выслушал, попрощался и в путь.
Попутно остановился в шиномонтаже, проверил давление, закрутил колёса — были слабо закручены. Не доезжая до Артёма, влил сильный дождь. В магазине купил сухой паек: сок, фрукты. Проехал Уссурийск, Спасск. Дождь идет всю ночь. Около четырех часов ночи я на посту в Хабаровске, проверили документы. У инспектора спрашиваю откуда лучше позвонить, у жены сегодня день рождения, 23 сентября. Еще, может, успею поздравить. Запарился, можно было это сделать раньше. Инспектор сказал, из центра позвонишь.
Оказавшись на перекрестке, поворачиваю наугад влево, наверно, улица Ленина. Тут же подрезает «Камри- бегемот», белая, с шашкой на крыше, быстро выскочил водила и ко мне, я опускаю стекло и спрашиваю у него, где улица Большая? «На обочину съезжай, сейчас все объясню». Я понял, что это будет стоить денег. Выкручиваю до конца влево и стартую в обратную сторону, что есть духу, как говорится, без оглядки, потом поворачиваю вправо с улицы, а потом куда дорога приведет. Заехал в тупик, капитальные гаражи. Вижу стоит «Карина» с поврежденной мордой, и рядом экипаж ДПС ходят вокруг, разглядывают. Машина вроде как брошенная.
Меня подтряхивает, у инспектора не решился спрашивать, где я. Мысль поздравить жену отпала сразу. У прохожего парня спрашиваю, как добраться до Большой, он затруднился с ответом, подумал, потом начал рисовать пальцем по отпотевшей крыше. Выезжаю на главную улицу, откуда убегал, поворачиваю вправо. Еду, волнуюсь.
Передо мной развязка, сбрасываю газ, пытаюсь решить, куда мне лучше ехать. Тут со мной равняется «Карина» тонированная, притормаживает. Я делаю резкий маневр в обратную сторону, опять педаль в пол. «Карина» за мной. Сигналит, моргает светом. Еду под «кирпич», «Карина» не отстает. Пролетаю светофор, не помню, на какой сигнал, по-моему, на красный, пытаюсь повернуть куда-нибудь вправо, притормаживаю, не могу. Давлю газ дальше в пол до следующего перекрестка, удается повернуть, дорога проваливается вниз, погружаюсь в туман. Передо мной бетонный забор, дорога уходит вправо, с трудом вырулил. Слева вижу автостоянку — я туда, на воротах замок. Видно, на ночь закрывают. Проезжаю дальше, опять вправо, заезжаю в арку многоэтажки. Ну, вроде спрятался. Состояние описать не могу, может быть, меня кто-то поймет. Решил стоять до рассвета. Немного подремал, не помню, спал или нет. Выходит женщина прогуливать собаку, спросил у нее, как мне попасть на улицу Большую. Объяснила, все понял. Рассвело.
Спокойно добираюсь, нахожу нужный дом. Серегу застал в дверях, собирался на работу. Рассказал ему, как меня гоняли. Позвонил домой, поздравил жену с прошедшим днем рождения. Решил с Сергеем ехать к нему на работу, подремать немного и машину осмотреть. Показалось, что чехол привода в смазке.
Приехали на работу, поддомкратил, осмотрел привод, оказалось, что через хомут выдавило, ничего страшного. Лег в машине, заснуть не удается, в машине жарко, понял, что нужно ехать дальше. Серега объяснил, как лучше добраться до моста через Амур. Попрощался с Серегой — и в путь.
На посту останавливают, проверяют документы. « Где транзиты?». «Убрал, всю ночь гоняли». Пожелал счастливого пути. Впервые еду по мосту через Амур, восхищаюсь. На следующем посту опять проверяют документы и подсаживают паренька, ему до Могочи. Парень рассказал, что приехал в Хабаровск на работу. Выпил с девчонками, очнулся — ни документов, ни денег.
Проезжаем Биробиджан, Облучье. Парень просит купить бутылку пива, я отказываю. Дорога у меня дальняя, денег мало. Угощаю его фруктами, делюсь сухим пайком. Где-то дремали. Познакомились с перегонщиком из Усолья-Сибирского, гонит «Лаурель», в багажнике везет контрактный движок под заказ. Задние стойки убил — дорога отвратительная. Добрались до Магдагачи. Парень пересаживается на электровоз. Я в раздумьях... если грузится на сетку, денег не хватит на бензин. Разговариваю с железнодорожниками, гонят ли машины по строящейся трассе. Сказали, ползут потихоньку. В Магдагачи гонщики рассказали, что сейчас осень и если пойдут дожди, то можно надолго застрять в этих живописных местах. Есть речки, которые преодолевают в брод. Бывает, что машины сносит течением и что уходят под воду. Парень рассказывал, что приходилось нырять, привязывать машину тросом, потом менял все жидкости и сушил долго. А еще бывает гидроудары, когда захлестывает воду в двигатель, ремонт длительный, пояснять не буду, сам не попадал.
Выбора у меня не было, покидаю Магдагачи. В дорогу купил продукты, сок. Самое главное, забыл заправиться. Назад не возвращаюсь. Еду в неизвестность наудачу из Магдагачи. В Гонже заправился 80 или 76, повезло. Дорога отвратительная, свеженасыпанные камни, не помню, сколько это продолжалось. Ехал медленно. Стемнело, клонит в сон — монотонная езда. Нервничаешь, когда цепляешься днищем о камни. Встречная машина тормозит, интересуется много еще такой кошмарной дороги. Обмениваемся эмоциями, удаляемся друг от друга. Иногда даже думаю, что еду неправильно. Проезжаю под железкой, вдалеке вижу огоньки, добираюсь до Невера.
Поехал по улице прямо, уперся в озеро. Трасса сверху, понял, что не поднимусь, возвращаюсь. Заезжаю в Сковородино, последний пункт погрузки на ЖД. Если бы было достаточно денег, наверное бы дальше не поехал, у меня просто не было выбора. Много транспорта на погрузку. Добрался до Тахтамыгды, немного поблудил, спросил у мужика, как выехать на федералку. Сейчас уже мелочей не помню. Но все это было, как в кошмарном сне, ведь там лучше ездить на тракторах или «Уралах». Подъехав к месту выезда на федералку, увидел технику: экскаваторы, тракторы, Камазы.
Остановился, вышел из машины, осмотрел булыжники, по которым предстояло выехать на строящуюся трассу, откинул в сторону несколько больших камней , чтобы не повредить пороги и медленно, не с первого раза, оказался на трассе. Проехал метров 300 опять препятствие — огромный лежачий полицейский. Преодолевал медленно, чтобы не повиснуть на порогах, это повторялось много раз. Очень много спусков, подъемов, объездов. Постоянно в напряжении. Впереди вижу скопление транзитных машин. Подъехал, остановился пошел посмотреть, что впереди. Река Уруша. Много гонщиков рассуждают, как преодолеть временный мост. Убраны две плиты, вроде бы специально строители убрали. Из подручных средств рядом оказались доски, сделали настил. Гонщики на «Калдине» и «Цивике» решили попробовать преодолеть. Помогая друг другу, мы оказались на другом берегу, все остальные поехали в объезд. Камаз пытался преодолеть в брод, не получилось, посередине встал.
Дальше стало веселей, я уже ехал не один. Отчетливо запомнился один момент. Подъезжаем к груде камней, высота метра три, выбрали место подъема, поднялись, оказались на пятаке, долго крутились, не могли найти, где спуститься. Вокруг ведутся работы, много техники. Всё в серой пыли и глыбах. Ощущение, как будто ты на луне, в каком-нибудь кратере, только лунохода не хватает. Как я позже узнал, это был участок в районе Ерофея Павловича. Ехали медленно, след в след. Преодолевая очередную горку, впереди ползущая «Калдина» на подъеме остановилась, я сзади вижу, включил заднюю и сдает.
Я заднюю включить не успеваю, сигналю. Благо, что близко стоял, уперся мне в бампер, ничего не повредили. Проехав еще немного, задумываюсь, где устроить ночлег. Подходящего места нет. Время 4 часа утра. На каком-то объезде встал за кусты и завалился спать. Утром проснулся от шума проезжающих машин. Вышел из машины, размял кости, рядом стоит «Марк 2». Парень остановился перекурить. Я подошел к нему, завел разговор по поводу дороги. «Как ты едешь на такой длинной машине?». Сказал, что нормально. Наверное часто гоняет, уже привык к таким сложностям. Здесь нужны определенные навыки вождения. Парень поехал своей дорогой.
Через какой-то промежуток времени я догнал своих знакомых на «Калдине» и «Цивике». Они ночевали где-то неподалеку. Добрались до Амазара, подъехали к речке, помылись и побрились, заправились на заправке, купили продукты. До Могочи добрались без приключений. В Могоче посмотрели атлас, сколько еще осталось ехать. Парень на «Калдине», в куртке спасателя, говорит, что опаздывает на работу и вынужден ехать быстрей, удаляется от нас. Мы едем спокойно. На «Цивике» литье и низкопрофильная резина. Едут вдвоем в Москву.
После Давенды на перевале было трудно передвигаться, дорога была вымыта ручьями, торчали глыбы, о которые можно было что-нибудь повредить. Добрались до Ксеньевки. Отремонтировали колеса. Перекусили. Ночью в Сбегах дозаправляемся. На заправке одолели цыгане, просят кого-нибудь взять — не берем. Выехали на федералку, пылища ехать невозможно. Ведутся дорожные работы. «Белазы», «Моазы» снуют туда-сюда. Едем с опаской, может, и камень вылететь из- под колеса «Белаза». Преодолев какое-то расстояние, понимаю, что ехать больше не могу. Сбиваю прутики на дороге. Строители выставили метки по центру дороги. Остановились, поговорили, решили искать подходящее место для ночлега. Остановились между каменными глыбами, вроде бы безопасно, лишь бы камнями не засыпали, спали с габаритами. Кратковременный сон и снова движемся дальше.
Рассветает. Перед Жирикеном сильный туман, ехать невозможно . Ориентируюсь по обочине. В Чернышевске заправляемся, завтракаем , немного поговорили и снова в путь. О плохой дороге в памяти больше ничего нет, на тот момент она наверно была лучше, чем в последующие годы. Где-то на эстакаде осмотрели автомобили снизу, ничего серьезного, думали, что будет хуже. После Читы не запомнилось ничего. Бурятия впечатлило, чисто, красиво, хорошая дорога, перед Улан-Удэ пацаны на «Хонде» устроили гонки с местными шумахерами. Меня это напрягало, дорога была сложная с крутыми поворотами. Результат гонок : на развязке поехали неправильно и заехали в Улан-Уде, заблудились, попросили местного вывел из города. Пацаны продолжали быстро ехать.
Цель заночевать на Байкале. В Сотниково я спустился с трассы и лег спать на заправке. Там был когда-то какой-то завод. Сейчас одни руины. Пацанов на «Хонде» я больше не встречал, часа в два я был в Иркутске. На выезде из города на посту ДПС мне указывают жезлом остановиться. Принял вправо, полез за документами.
— Куда едешь?
— В Новосибирск.
— Да не нужны мне документы. Возьмешь с собой?
Не помню, наверное, сказал да. Через секунду он уже в машине и мы в пути. Заехали в Тельму, в пелеменную он сказал, что очень хорошо готовят, лучшая на этом участке дороги. Ехали разговаривали, он спросил, почему один, сказал, что знакомые где-то впереди, я немного отстал. Попутчик рассказал про себя. Сопровождает фуры, обеспечивает безопасность, в общем охранник. К вечеру я начал задумываться о своей безопасности, и охранник, наверное, это понял по моему виду. Остановились на ЖД-переезде, стояла колонна транзитников, я ему предложил пересесть в другую машину, а то я задумываюсь о ночлеге, мол, рано встал и много проехал. Он пошел, спросил, никто не берет. «Да ты не бойся… я без оружия!» — проговорил он мне. «А хочешь, спать ложись, а я поеду… дорогу знаю хорошо». Я ответил, что так не смогу. Предложил ему заехать на станцию и сесть на поезд, в ответ я услышал — нет! В общем, добрались мы до комплекса «У Петра», договорились, что я подремлю пару часов, а он пока посидит в кафе, пиво попьет.
У меня просто не было другого выбора, и я решил его оставить в кафе. С кем-нибудь уедет, на крайняк станция рядом. По внешнему виду он мне напоминал Николая Валуева. Может быть, маленько поменьше. Цель была уехать как можно дальше, чтобы случайно не встретится с ним еще раз. Сон одолевал, да еще и дождь пошел. Проехал Тайшет, заправился. Через какое-то время в какой-то деревне за заправкой лег спать. Два-три часа сна и снова в путь, еще не рассвело. После Мариинска, разговаривал с перегонщиками. Рассказал им про охранника. Сказали, что видели его там, ищет попутчиков, они его не взяли. Перед Кемерово отличная дорога, навстречу едет знакомый МАЗ. Разворачиваюсь, догоняю. Мой кент едет с напарником в Красноярск. Соскучился уже по дому, по общению поговорили, пожелали друг другу удачи и снова я в пути. К вечеру я был в Новосибирске. Таков был мой первый перегон без погрузки на ЖД. За дорогу пробил пару колес, потекли задние стойки. Лобовое без сколов. В общем, удачно.
P.S. Фотоаппарат с собой не брал, на тот момент он был не нужен. Фотографии из последующих перегонов.