|
Время отдыха: Август 2011
Идея съездить в Абхазию возникла у жены. В прошлом году ей там очень понравилось, а съездить на авто было интересней, чем иными способами (тем более, что это была первая дальняя поездка). Маршрут сознательно выбирался в объезд трассы М4 «Дон», знаменитой ГАИ-шным беспределом.
Итак.
Авто: Daewoo Nexia 2007 г.в., пробег 71 000 км.
Маршрут: Екатеринбург—Касли—Кыштым—Карабаш—Миасс—Златоуст—Сим—Уфа—Самара—Маркс—Пугачев—Саратов—Камышин—Волгоград—Котельниково—Сальск—Песчанокопское—Григорополисская—Новокубанск—Курганинск—Кошехабль—Гиагинская—Белореченск—Апшеронск—Хадыженск—Шаумян—Туапсе—Лазаревское—Сочи—Адлер—Веселое—Гагра—Пицунда.
Расстояние: 2 930 км.
Расход бензина: 191 л /4 900 руб. в одну сторону.
Расходы на ночевки и питание: 2 400 руб. в одну сторону.
Навигация: Texet TN505 + Navitel 3.5.
Связь: MegaJet MJ-100.
Экипаж: два человека, водитель (я) и штурман (супруга).
Старт: 5 августа, 22:30.
Финиш: 9 августа, 00:30 (в пути трое суток).
1 сутки. Участок Заречный—Пугачев, 1 200 км
Выехали вечером, в 22:30. Есть разные мнения относительно выезда в ночь, но мы руководствовались теми соображениями, что за первый день желательно уехать подальше, водитель один и что ночью дорога свободнее. Так оно и вышло. Единственное, что портило впечатление, так это то, что всю ночь шел дождь.
Кыштым оказался закрыт из-за ремонта дороги. Пришлось ехать в объезд, указатели завели в глухой черный лес на грунтовую дорогу, и закончились. Выручило постоянное правило: «Не знаешь, куда ехать — ехай по главной», ну, и навигатор подсказал направление. По выезду из леса указатели чудесным образом появились и сообщили, что объезд был верный :). Потеря времени составила около часа.
Утром, около 7 часов, не доезжая 200 км до Уфы, первая остановка у придорожного кафе. Поспали два часа в машине с приоткрытыми окнами (благо, ветровики позволяли) и стартовали дальше. После Златоуста началась федеральная трасса М-5 «Урал», которую мы окрестили «позором России». Немудрено — двухполосная дорога, участки покрытия с выбросом гравия (конечно же, из-под колес фур в стекло), кочки, ремонты дорог.
При подъезде к Самаре, где М-5 заканчивалась, стало ощутимо теплее и появилось диво для уральцев — подсолнуховые поля.
Тут мы начали ощущать все преимущества кондиционера, который, пожалуй, является самой важной опцией машины при поездке на юг. Он позволял закрыть окна и ехать тихо, без шума и пыли.
Саратовская область поразила самым отвратительным качеством дорог и концентрацией «гиббонов» на 1 км пути. Их было просто несметное количество, и вот тут самым полезным образом проявили себя рация и радар-детектор, практически не умолкавшие.
Несмотря на предосторожности, в районе Маркса все же пришлось пообщаться с белорубашечными саратовскими гайцами, за обгон «газона», едущего со скоростью 30 км/ч, через прерывистую линию, в зоне действия незамеченного ранее знака «Обгон запрещен». Как мне потом рассказали, это одна из распространенных гаишных фишек. Просили 5 000, сторговались на 3 000. В дальнейшем, ни на прямом, ни на обратном пути нас не останавливали.
К 8 вечера добрались до первого промежуточного пункта — Пугачева Саратовской области. С ночевкой проблем нет — к вечеру вдоль дороги выстраиваются местные жители с табличками «ночлег». Стоимость — 300 руб. с человека.
2 сутки. Участок Пугачев—Котельниково, 850 км
В Волгоградской области появились первые бахчи. Дыньку отрвать не удалось — тут же подехал юноша на разбитой «шестерке» с вопросом, что это мы тут делаем. Хотя мы и не пытались ее оторвать — просто сфотографировать :).
Зато купить арбузы и дыни можно на каждом шагу по смешной цене — 4 руб./кг арбуза.
Самое заметное во второй день пути — это Волгоград, чрезвычайно растянутый вдоль Волги, который проезжаешь насквозь, протяженность города — около 70 км. В Волгограде, конечно же, заблудились, и на обратном пути на мосту через Волгу попали в пробку из-за аварии — перевернулась и сгорела «пятерка». Потеря времени — два часа.
А некоторые волгоградцы не скрывают, что находятся в активном поиске:
Дороги в Волгоградской области неплохие.
В Котельниково (Волгоградская область) ночевка стоила 350 руб. с человека.
3 сутки. Участок Котельниково—Пицунда, 840 км
Завершающий участок был самым интересным.
После н.п. Песчанокопское Ростовской области основная часть машин уходит на М-4, в направлении Горячий Ключ—Джубгинский перевал. Мы же свернули с основного пути и поехали по полям и станицам. И не пожалели: дорога началась идеальная и оставалась такой до самого финиша.
Куда-то пропали все земляки, регулярно встречавшиеся до того, и мы гордо поехали по Ростовской области, Ставрополью, Адыгее, Краснодарскому краю единственные из 96 региона :).
Ровная дорога среди полей подсолнечника и кукурузы закончилась в Апшеронске. После него начался извилистый и крутой Шаумянский и Гиохтский перевалы, последняя преграда на пути с суши к морю. Протяженность их — 100 км, перепады высот от 0 до 480 м над уровнем моря. Покрытие само по себе ровное, но на Шаумянском перевале есть участок грунтовой дороги в 7 км.
Преодолев перевалы, мы, грязные как черти, после грунтовки плавно съехали в Туапсе и впервые за всю дорогу увидели море. Туапсе нас встретил пробкой, а на выезде начался знаменитый серпантин до Сочи протяженностью 120 км и с поворотами на 180 градусов с подъемами и спусками, хотя само покрытие опять же почти идеальное.
В Лазаревском опять образовалась пробка из-за огромного количества отдыхающих, ходящих по дороге вдоль и поперек (дорога идет вдоль моря).
В Сочи были уже вечером. От Сочи до Адлера — широкая прямая дорога с мостами и тоннелями.
На границе с Абхазией, в Веселом, простояли в очереди два часа, заплатили положенный взнос 150 руб., и, показав таможенникам российский паспорт, затемно въехали в Абхазию.
В Абхазии по непонятной причине наотрез отказался работать навигатор. Впоследствии, он-таки заработал, но уже на обратном пути, после пересечения границы.
В полпервого ночи наш маршрут был закончен. Машинка ни разу не подвела. Единственное, что я с ней делал — это заправлял.
Мы ехали дикарями, без всякого предварительного бронирования или договоренности с хозяевами, поэтому мы искупались с дорожки и остаток ночи снова провели в машине.
Утром мы отправились на поиски жилья, которое без проблем нашли за 300 руб. с человека в сутки в доме в 50 метрах от моря.
Абхазия
Про Абхазию написано немало. Могу лишь поделиться впечатлениями о жаркой погоде, доброжелательных жителях, невысоких ценах на проживание в частном секторе, и высоких ценах на продукты. Абхазия практически не производит своих продуктов (кроме сыра, вина, чачи и лимонада), все остальное привозное из России.
Не соглашусь с отрицательными отзывами об Абхазии. Любителям спокойного или дикого отдыха, чистого моря и воздуха и буйной красивейшей природы там понравится.
На пляже в Пицунде, в районе рыбзавода, на песчаном пляже есть зона для любителей палаточного отдыха, оборудован душ и цивилизованный туалет.
Есть много экскурсий по наиболее туристическим местам (озеро Рица, Сухум, Новый Афон, Гегский водопад, дачи Сталина, Черная Речка). Благо, на своей машине к экскурсиям не привязан, мы проехали все эти места сами, наездив по Абхазии 800 с лишним км. По дороге на Рицу у водопада «Девичьи слезы» есть источник очень вкусной воды, которую мы потом набрали с собой в обратную дорогу.
Местные гаишники нас ни разу не остановили, а вот наших соседей из Мордовии на «Патриоте» тормознули за превышение скорости, оштрафовав на 500 руб.
С бензином проблем не было, заправлялись на «Роснефти» за 26,50 руб. (заправок было две — у границы в Леселидзе и на полпути между Пицундой и Гагрой). Абхазские дороги в основном весьма неплохи. Кочки и ямы практически не встречаются.
У местных жителей можно купить мандариновый сок, компот из фейхоа, мед, вино, чачу. На рынке их лучше не покупать (соки разводят водой).
Любителям пеших прогулок по горам раздолье — обилие горных дорог и тропок, в изобилии растет дикая ежевика, которой можно до отвала наесться.
Все природные красоты диссонируют с разрухой после войны 1992-93 годов, практическим отсутствием новостроек и развлекательной инфраструктуры. Если бы было возможно впустить туда российских инвесторов и привести все это в порядок, думаю, Турция бы рядом не валялась.
В Россию звонить можно, купив симку одного из двух местных операторов (паспорта не нужно). Мы пользовались «А-Мобайлом» за 3,5 руб./мин.
Вывозить из Абхазии эвкалипт и мед официально нельзя (не выпускают абхазские пограничники), алкоголь домашнего приготовления тоже (не впускают русские). Но мы немножко эвкалипта вывезли, упрятав в машину подальше и расчитывая на невнимательность пограничников в условиях потока машин, которые нужно досмотреть. Расчет оказался верным :)).
Совет: непременно запаситесь кожным антисептиком для рук (в аптеке, спрей во флакончике) не менее трех флаконов, смектой, фуразолидоном или цифраном, регидроном. Почти все наши соседи переболели отравлениями, да и мы тоже, правда, легко.
Обратный путь
Обратный путь был примечателен мегаочередью на границе. Неудивительно — конец августа. Мы простояли 9 (!) часов в очереди на жаре, а абхазские пограничники пропускали вне очереди тех, кто даст взятку. Я не узнавал, сколько именно, но говорили о 5 000 руб.
Далее обратный путь ничем особенным не отметился. Гайцы не останавливали. В Белореченске (Краснодарский край) отведали вкуснейших блинчиков по невысоким ценам.
Для пробы решили взять с собой по паре арбузов из разных регионов — краснодарские, волгоградские, ростовские. Самыми сладкими оказались ростовские.
Дабы избежать ужасных саратовских дорог на участке: Саратов—Балаково—Маркс, избрали другой маршрут, через Жигулевск—Сызрань—Тольятти. Там дорога действительно оказалась лучше, а Тольятти в ночи весь сверкал и переливался огнями.
В Волгограде на сей раз не заблудились. Посетили Мамаев Курган и без приключений, с забитой под завязку фруктами, винами, арбузами и прочим машиной добрались домой, как принято писать, «усталые, но довольные», намотав за все путешествие 7 000 км.