|
Август-сентябрь 2011 года.
Доброго времени суток всем читателям. Когда мы с мужем только задумали поездку на юг совместно с нашим «детенышем», мы, как очень ответственные родители, прочитали много отзывов и форумов на тему «путешествие с ребенком» и объезд трассы «М-5». Информации много, всем спасибо, многое пригодилось. Вот и решилась я тоже написать свой рассказ для тех, кто сомневается, как лучше ехать и брать ли ребенка с собой. Информация все-таки лишней не бывает. Дети, конечно, у всех разные, но, как правило, ребенку хорошо там, где есть его родители. По качеству фотографии отличаются, так как сделаны и с фотокамеры, и с видеокамеры. Ну, поехали.
Автомобиль: Subaru Forester 2004 года, 2,5 турбо, механика, левый руль.
Перед поездкой машину продиагностировали, заменили масло.
В автомобиле: два водителя (муж — основной, я — так, на всякий случай), малыш (полтора года исполнилось в дороге) и сестра мужа.
Отправление: 20 августа 2011 года.
Прибытие: 16 сентября 2011 года.
С собой: навигатор, атлас, рации, флешка с музыкой, аптечка (собирали сами, брали по максимуму от ваты до лекарств для сердца, так как с нами ребенок и взрослые родители, мало ли, что может приключиться), холодильник, термос с простым кипятком, раскладной столик со стульчиками, пляжный зонтик, надувной матрац для пляжа.
Для ребенка: детская кроватка-переноска, коляска, DVD (мультики же надо малышу смотреть), собственно, диски со «Смешариками», безумный набор книжек, наклейки, любимые игрушки, горшок, надувной бассейн, тазик для купания, детская косметика, подгузники, влажные и сухие салфетки.
Из провианта особенно пригодились кофе в банке, чай в пакетиках, сахар кусочками, огурцы, кукурузные палочки, семечки (от засыпания).
Ну и, конечно же, хорошее настроение, уверенность в машине и собственных силах :)).
Маршрут на юг был проложен с учетом объезда М-5 (пишу очень подробно для тех, кто захочет просто посмотреть или проехать): Омск—Ишим—Бердюжье—Частоозерье—Обутковское—Курган—Челябинск—Миасс.
И здесь начинается собственно объезд М-5: у Миасса повернули налево на Учалы — Белорецк — Бердагулово — Усаклы — Архангельское — Улукулево — Кармаскалы — Толбазы — Давлеканово — Аксеново — Белебей — Приютово — Тарказы — Бугуруслан — Похвистнево — Отрадный — Самара.
Первый объезд закончен, дальше Самара — Чапаевск — Пугачёв — Балаково — Маркс — Энгельс — Саратов — Камышин — Волгоград. Опять объезд федеральной трассы: Волгоград — Элиста — Приютное — Дивное — Советское Руно — Октябрьское — Ставрополь — Армавир — Лабинск — Майкоп — Апшеронск — Хадыженск — Шаумян — Туапсе. Дальше как обычно Сочи — Гагра — Алахадзе.
Обратно (объезд М5 оставил плохие впечатления, зато Шаумян порадовал): Алахадзе — Туапсе — Шаумян — Апшеронск — Майкоп — Лабинск — Армавир — Ставрополь — Элиста — Волгоград — Камышин — Саратов. И здесь опять эксперимент: Саратов — Вольск — Сызрань — Самара. Дальше как обычно: Уфа — Челябинск — Курган — Макушино — Обутковское — Частоозерье — Ишим — Омск.
20 августа 2011 года. В поисках приключений
Из Омска до Учалы (мы тоже не знали про такой город :)).
Вообще-то «туда» мы ехали на двух машинах, мы и родители на Mitsubishi Galant 1991 года. И нам ехать, впервые с ребенком, спокойнее и вещи равномерно распределились по двум машинам. Выехали, как и все, рано утром в 05:40, хорошо заправившись, проверив все документы и вещи. Ребенок наш не спал, мы включили ему dvd (вещь, кстати о-о-очень полезная для путешествия с ребенком, нас очень выручила), вручили свежий огурец и «все счастливы». Первая остановка для завтрака была за Ишимом.
Дальше дорога на Курган через Бердюжье и Обутковское. В нашем атласе дорога здесь не проложена, но на самом деле дорога есть и неплохая. Крупные города мы проезжали по-разному, если было утро или вечер и навигатор вел через город, слушали его, а если день (период пробок), тогда «слушали» указатели. Курган проехали через город, Челябинск по очень долгой объездной дороге. Остановки мы делали часто, ребенку надо прогуляться, переодеть подгузник и все такое. Погода теплотой не радовала, ну это и хорошо, ехать приятно. Ребенок наш смотрел мультики, поедал кукурузные палочки, хлопот не доставлял. Спал по своему обычному режиму, пил очень много чая, книжки слушал внимательно, иногда даже засыпал под их чтение.
Доехали до Миасса и повернули на Белорецк, чтобы пересечь Уральские горы вне загруженной М-5. Дома мы договорились, что ехать будем максимум часов до 9 вечера по местному времени, опять же из-за малыша. Но это правило не было выполнено ни разу :). То силы еще были ехать, то мотелей не было или свободных номеров. На этом участке дороги никаких придорожных мотелей мы не встретили. Заехали в город Учалы, решили судьбу не испытывать и остаться на ночлег здесь. В общем, первый раз мы остановились ночевать в обычной гостинице (единственной в городе) советского типа. В комнате три кровати, две тумбочки, телевизор, стол, санузел. Для того, чтобы переночевать, набор достаточный, к тому же берут недорого (1 000 руб. за номер). Сначала у нас очень много времени уходило на погрузку и разгрузку детских вещей, но пришёл опыт, действия по сборке дошли до автоматизма и ночевать стало проще.
За этот день пройдено 1 140 километров, дорога радует и манит дальше.
21 августа 2011 года. Самый жесткий день дороги
Из Учалы до Самары.
Не совсем рано (в 07:30), но утром, выехали из города Учалы.
Двигались и по навигатору и по атласу (все-таки контролировать технику нужно). Навигатор нас вел всегда самым коротким путем и иногда этот путь был через такие деревни, что, как в сказке, «чем дальше, тем страшней», но зато короче. Проехали границу между Европой и Азией. Природа в этих местах, конечно, очень красивая, спуски, подъемы, траффик почти нулевой, дорога приличная, все это позволяет смотреть по сторонам и наслаждаться путешествием.
В Башкирии все как обычно, нефтяные качалки, мечети. На этом пути сотрудники ГИБДД не встречались. Кстати, рации в дороге тоже пригодились, и просто так переговаривались, а в городах, при потере, легко могли сориентироваться, кто где находиться. Покушать останавливались, съезжая с дороги, первые пару дней, потом старались отыскивать приличные кафешки. Про еду всегда уточняли, что самое свежее есть в наличии, чем не страшно накормить ребенка. Ни разу не обманули, за что всем спасибо. Когда проехали Урал, стало жарко. Пообедали мы на скошенном поле пшенички и двинулись навстречу приключениям.
Не доезжая Белебея, послушали навигатор и поехали дорогой покороче, ох, лучше бы эта техника выбрала путь подлинее. Ехали мы по какой-то белой пыли, вдоль железной дороги, ни людей, ни деревень, спросить, куда мы вообще едем, не у кого. Пришлось надеяться на навигатор и удачу. Удача была с нами, потому как выехали мы все-таки на этот теперь уже ненавистный нам Белебей.
Дальше километров 80 все было спокойно, дорога была нормальной. Еще дома нас предупредили про дорогу по степи после Тарказы (не путать с Толбазы). Даже говорили, что если будет дождь, туда лучше вообще не ехать. Ну дождя в нашем случае не было и мы поехали. А что, «Форик»-то высокий, проедим. К тому же после предыдущего приключения, нам было уже не страшно. В общем, в Тарказы объяснили нам куда ехать, какой-то магазин, вправо и дальше степь. Дорога по этой степи просто жесть, даже мы с нашим просветом в некоторых местах опасались. А вот на Митсубиске-то «пузом» потерлись в некоторых местах.
Там еще есть так называемый мост через реку, что на самом деле оказалось небольшой речкой с какой-то железякой от одного берега до другого вместо моста, но с такими засохшими колеями после дождя, что приличных слов все это описать нет.
Может, в начале лета здесь как-то поровнее.
Настроение изрядно упало, мы стали опасаться того, что нас ждет впереди. Ох уж этот объезд М-5. Потом мы еще ехали по степи между Тарказы, Абдулино и Бугурусланом. Точно мы уже не помним, но была там какая-то более или менее приличная дорога на Бугуруслан через Аблулино, но мы послушали навигатор и пришлось нам опять ехать почти по степи. Отвратительный участок дороги был километров 10, дальше около 70 км всё было не так уж и страшно. После Бугуруслана дорога стала хорошая, так потихонечку мы и добрались до Самары.
В навигаторе забили ближайшую гостиницу, приехали в мотель в самом городе. В 23:00 оказались в номере в китайском стиле, который, конечно же используют не автопутешественники, цена была около 1 500 руб. за номер, но нам было все равно. Настроения не было, хотелось отмыться от пыли, перекусить, запить плохое настроение и отдохнуть. Мужчины поставили машины, купили выпить, женщины собрали на стол и разложили вещи. С утра нас покормили завтраком. Девушка-администратор предупредила о том, что выезжать из города нужно пораньше, если мы не хотим простоять в пробках. Но нам было все равно, хотелось хорошо отдохнуть и выспаться.
За этот день мы очень устали, водители — от дорог (если это можно так назвать), пассажиры — от тряски и пыли, я, как ответственный штурман, от постоянного напряжения, кому верить атласу, навигатору или указателям, чтобы не заблудиться. И только наш ребенок-лапочка не проявлял беспокойства, чай, мультики и чтоб нежарко было. В общем, этот объезд повторять больше совсем не хочется. За день пройдено только 919 километров.
22 августа 2011 года. Приключения находят нас сами :)
Из Самары до Волгограда.
Из города Самары с легкостью выехали по навигатору (все-таки навигатор вещь нужная, когда надо проехать незнакомый населенный пункт). Мы выехали около 8 утра, движение плотноватое, но в пробках не стояли. Дороги в Саратовской области все еще отвратительны. Но в некоторых местах все же шёл ремонт.
В Энгельсе переехали Волгу. Волга, конечно же, покоряет своей широтой и красотой берегов. Не доезжая 200 км до Волгограда в машине родителей лопнул тормозной шланг на обгоне. Хорошо, что это случилось рядом с «оазисом», где есть СТО и кафешки (называется он то ли «545 км», то ли «745 км»). Пока нам пытались подобрать этот тормозной шланг, мы успели пообедать, отдохнуть, родители встретили земляков с Казахстана и даже получили от них в дар арбуз и дыню.
В итоге шланг все-таки не нашли, заглушили им задние тормоза, остались тормоза только передние. А впереди еще Шаумянский перевал и горы на побережье. Потеряли мы на ремонт около трех часов. Потом был еще хороший дождь, машины помылись.
В Волгоград мы приехали поздно вечером, увидели указатель гостиницы и завернули отдыхать. Поужинали дарованным арбузом и разошлись спать.
За день пройдено мало — 845 километров.
23 августа 2011 года. Море, море :)
Из Волгограда до с. Алахадзе (Абхазия).
В Волгограде мы ночевали в самой удобной гостинице. Стоянка машин была прямо во дворе. Выехали рано и направились в сторону Элисты. По калмыкским степям ехать одно удовольствие, правда, немного скучновато. Машин очень мало, дороги хорошие.
Элисту мы проехали через город, навигатор решил, что так короче. Мы не сопротивлялись.
Дорога через Ставрополь, Армавир и Майкоп была пройдена без происшествий, по хорошей дороге, с небольшим трафиком и хорошим настроением. Дальше начались горы, виды стали прекрасные. Знаменитый Шаумянский перевал, которого многие опасаются, а у местных жителей других вариантов добраться до Туапсе нет. Ну что ж асфальтированной дороги на перевале вы не увидите примерно километров 20, к тому же там серпантин. Ехать стало совсем не скучно. Особенно, когда мой любимый муж обгонял на этой дороге КамАЗ. Этот момент, от страха, я даже забыла засвидетельствовать.
Ехали на перевале мы уже, когда стемнело, поэтому все обрывы я разглядеть не успевала и мне было не очень страшно. Серпантин иногда просто завораживает, особенно, когда КамАЗу требуется пропустить встречные машины, чтобы вписаться в поворот. Под колесами камушки, то спуск, то подъем, так что ехать быстро конечно же не получиться. Зато экономия по расстоянию около 170 км.
Знаки ограничения скорости особенно радовали.
Проехали мы этот перевал, помыли фары, перевели дыхание и поехали дальше. В Сочи, конечно же, заблудились, город строиться, множество новых дорог и тоннелей, а в навигаторе карта Сочи старая. Но доблестные строители, которые работают круглосуточно, помогли разобраться и направили на границу с Абхазией.
Границу проходили около трех часов ночи по местному времени, поэтому машин было немного. При проезде границы водители остаются в машине, а пассажиры идут куда-то для паспортного контроля. Мне с ребенком разрешили остаться в машине. Таможенники досматривают нормально, без фанатизма. Берут какой-то небольшой сбор за въезд.
Потом мы немножко заплутали. В навигаторе карты Абхазии не было. Сразу за границей нужно было поворачивать направо, а мы поехали прямо, потому как именно там стояла очередь из машин в Россию. В общем быстренько поняли, что едем не туда, и вернулись на нужную дорогу. В районе села Алахадзе, куда мы собственно и ехали отдыхать, нас встретил хозяин дома, проводил до дома, где мы и остановились. Время часа три утра по местному. На море смотреть не захотелось.
За день пройдено примерно 1130 километров. Уставшие, но счастливые, что добрались до моря, пошли отдыхать.
24 августа—13 сентября 2010 года
А дальше начался, собственно, отпуск. Дом, море, дом и вылазки по интересным местам. Мы заранее знали, где будем останавливаться в Абхазии. Еще в Омске позвонили и обо всем договорились. Номера были такие же, как и везде на юге, в комнате кровати и тумбочки, душ с горячей водой и удобства на улице, кафешечка в этом же доме, телевизор в общем холле, там же столы, плита и холодильники. Стоил номер 400 руб. в сутки.
На пляже:
Вот столько людей было в «час пик».
Нам разрешили кушать фрукты из сада, это были яблоки, груши и инжир.
Дорога до моря занимала около пяти минут. Иногда мы ездили и на машине, потому как с собой возили большой надувной матрац (на крыше), бассейн для малыша, ведро для набора воды, горшок, детские вещи, небольшой провиант, зонтик и покрывала. Море было теплое, вода очень чистая. Малыш наш в море купался редко, в основном принимал солнечные ванны, играл с камушками, коих на галечном пляже было огромное количество. Игрушки, привезенные из дома, были не в почёте. Ребенок поливал цветы, играл с веником, гонял цыплят по саду, плескался в тазике и вообще отказывался одеваться и обуваться.
Готовили на юге мы себе сами, иногда питались в кафешке наших хозяев, пили местное вино. В Абхазии мы уже не первый раз, поэтому знаем одно местечко в Гагре в горах, где одна хорошая женщина нас вином и снабжает. За продуктами и сувенирами ездили в Пицунду. В Пицунде есть старинный православный храм, мы пошли его посмотреть, а в дополнение еще и орган послушали.
Ездили в Рицинский национальный парк, заплатив за въезд.
Заехали на госдачу (в народе называется «дача Сталина», но Сталин там был всего пару раз, зато Хрущев делал пристройки).
Дорога рассчитана на одностороннее движение.
Переключатели света и «тревожная кнопка».
Табличка на прогулочном катере.
Экскурсию на Гегский водопад мы с мужем посетили в 2007 году, я столько адреналина получила, пока мы туда добрались по «шикарной» дороге, где могут проехать только «русские джипы», что в этом году никого туда не отпустила. Съездили в Новый Афон, посетили церковь, прошли по тропе грешников, побывали в пещерах.
Нам в пещерах очень понравилось, красиво, впечатляет всё, но немножко утомительно. Еще раздражало, когда тетечки-экскурсоводы не позволяли фотографировать без их разрешения и все время торопили. Но муж мой человек настойчивый, нас это не останавливало, и фотик наш мог справиться со всеми препятствиями.
Родственники наши ездили в Гагру, принимали массаж. Там, где мы жили, был еще и небольшой пруд с карпами. Сначала мы ходили кормить хлебом рыб, пока нам не рассказали, что по дороге на этот прудик можно и со змеями повстречаться. После этого никого мы уже не подкармливали.
В последний день море начало штормить, купался у нас только глава семьи, а мы с ребенком ловили волны на берегу.
Вечером съездили в Гагру, прогулялись по набережной и даже нашли там минизоопарк.
Вид со смотровой площадки в Гагре.
В обратный путь мы поехали втроем, родители уехали пораньше, решили заехать к родственникам в Пензу, а мы захотели пожить на море еще, втроем, своей маленькой семьей. На обратном пути мы определились с самой оптимальной, для нас, дорогой на юг. Из Туапсе на Шаумянский перевал, Ставрополь, Элисту, Волгоград, Камышин и Саратов. А дальше навигатор предложил нам дорогу на Самару через Вольск и Сызрань, мы поспрашивали про данное направление у дальнобойщиков, особо отрицательно никто не отзывался, правда, все ездили там давно. Ну мы и поехали по этому направлению, и ни разу не пожалели.
Дорога нас порадовала и красиво, и покрытие приличное, и машин немного, еще и километраж поменьше. А после Самары экспериментировать не стали, поехали по федеральным трассам. Выезжать старались пораньше, чтобы с «фурами» ехать поменьше.
На обратном пути, в первый же день нашего малыша жутко укачало (серпантины, да еще еда почти всухомятку). Мы очень испугались, ни больниц, ни врачей по дороге не встретишь, крупные города мы проехали. Нам пришлось останавливаться на ночлег в Ипатово (до Элисты 260 км). На заправке нам подсказали, как найти гостиницу. Гостиница была пивного завода. Пиво было вкусное ). Мы решили никуда не торопиться, дать малышу отдохнуть после тяжелого дня, ехать с утра, когда выспимся, и кормить ребенка не в машине, а где-нибудь останавливаться.
Второй раз мы ночевали за Саратовом. Название мотеля кажется «Зеленая крыша» (только на английском языке). Там вроде мотеля для рыбаков, недалеко есть пруд. Условия спартанские, в комнате ничего, кроме кроватей и стульев, удобства на этаже. Зато в наличии детская площадка, чему очень обрадовался наш малыш.
Третий раз переночевали под Уфой, начался дождь и ехать вечером стало неудобно. Утром проснулись пораньше, погрузились и уже поехали до Омска.
Итоги
Спасибо за внимание всем дочитавшим отзыв до конца, удачи на дорогах, смелости и незабываемых путешествий!