|
Предисловие
План поездки возник внезапно — предложили по дешёвке пару билетов в греческий Салоники, всего на неделю, но отказаться было совершенно невозможно, так что приготовлений, как таковых, не было. Через Booking.com была заказана одна ночь в самой дешёвой гостинице в центре Салоник, выяснено, что взять на прокат машину в Греции — сущий пустяк, всё прямо на месте и недорого (август месяц! Какая наивность).
Итак, в активе — друг детства без прав на машину, наличность 1 000 евро на двоих, своенравный смартфон «Нокия» с загруженными картами Балкан от «Нокиа-мэпс» (карты времён довоенной Югославии), бумажная карта Греции с картинками и расплывчатый дорожный план — «ну, покатаемся, там посмотрим». Гражданство — израильское и российское.
Результат — 900 км за семь дней на автомобиле «Ситроен-Ксара» производства начала века, и милейшее путешествие по Македонии, Албании и северной Греции. Море позитива, новые знакомства и гигабайты фотографий.
Маршрут: Салоники — Флорина (Греция) — Битола (Македония) — Охрид — Рамне — Велешта — Святы Стефани — Поградец (Албания) — Пискупат — Букезе — Струга (Македония) — Охрид — Национальный парк Галичица — Битола — Салоники.
День 1
В полдень вылетаем на греческом чартере в Салоники. Самолёт просто пусичка — мал, да о четырёх моторах.
В Салоники прилетаем вечером, едем в гостиницу, водитель с интересом смотрит на нас и уточняет: «Правда, гостиница «Александр»?» — «Да» — «Ну, как скажете».
Гостиница оказалась действительно так себе, но зато не скучно — постояльцы весёлые, все с хохочущими подружками и всё время какая-то движуха. В общем, гостиница на час, для встреч. Вечером вышли прогуляться, впечатление от ночного города приятное — везде кафешки, музыка и молодёжь тусует. Немного похоже на Барселону. Много кафе вот в таких переулках, нет мест за столиком — не беда, посидим на ступеньках.
Вернулись в гостиницу, поразились, что постель перестелена и новое бельё. Говорим аминистратору: «Мы завтра съезжаем, не нужно убирать в комнате». А, говорит, у нас уборщица пожилая, привыкла перестилать постель, как только клиенты уходят, ну, вы понимаете…, и подмигивает. Ну что ж, понимаем.
День 2
С утра пошли искать машину, ШОК! Контор по аренде машин видимо-невидимо, и ни одной свободной на ближайшие дни! Надо сказать, что сервис очень так себе — просто говорят: «Машин нет», — и курят себе дальше. Наконец, находим маленькую конторку, где нам говорят следущее: «Есть немного побитый «Юндай Гетс», завтра придёт из починки, 63 евро в день. Берём?». Берём! Ладно, говорит, приходите завтра УТРОМ к 12-ти часам дня. Ну ладно, утром, так утром, хорошо, что не ранним, например, в 11:30, хе-хе. А пока, говорит, сгоняйте на автобусе в Халкидики — там море, девчонки и вообще весело. Без проблем, сгоняли в Халкидики, всё так — море, девчонки и МЕХА, бесконечные магазины мехов и кож и атмосфера Ялты в середине сезона. Вечером возвращаемся в родную гостиницу, хозяин рад нам, как старым друзьям, и дал лучшую комнату.
Кушать.
Гулять — площадь Аристотеля.
День 3
Ранним греческим утром приходим забирать машину, на стоянке одиноко приютился немолодой и уставший автомобиль «Ситроен Ксара», года этак 2001. Приходит хозяин конторы и сходу сообщает — «Юндай» не готов (странно — в Греции не успели вовремя починить машину) и я вам за те же 63 евро в день даю машину люкс! Вот этот прекрасный машин «Ситроен», верой и правдой 10 лет прослуживший нашей семье с тремя детьми. Она мощная (1 400 кубов) и просторная (это правда). Берегите её и не заезжайте на ней в Албанию, а то пропадёт она и мусульмане на ней дрова возить будут. Что ж, говорим, берём и спасибо за доброту.
Вот она труженица.
Разобидевшись на греческий сервис, решаем сразу ехать в Македонию, По дороге выясняются некоторые технические особенности машины: алгоритм открывания окон — «когда как», не горит левая фара, скорости переключаются, в общем, без помощи педали сцепления, но это мелочи. А не мелочи — это дорожные указатели. На выезде из города видим огромный указатель — «Македония», слушаемся и поворачиваем по знаку, несмотря на крики Джи пи эса, что нам совсем-совсем не туда. Через десять минут приезжаем в... аэропорт Салоник! Который соответствено называется «МАКЕДОНИЯ». Мда-а, сердобольный охранник обучает нас: «В Греции нельзя называть страну Македония «македонией», в Греции она называеться FYROM, а «Македония», она ЗДЕСЬ! Салоники — это столица области Македония». Спасибо тебе, безымянный страж!
Едем дальше, в районе города Флорин из-за кустов выскакивает полицейский и тормозит нас. Что-то говорит по-гречески, потом, проверив документы, улыбается и говорит: «Исраэль гуд! Вери Гуд!» И продолжает кивая куда-то вниз: «Фотос!». А говорю, Фотос, конечно! Снимаю фотоаппарат с торпеды и фотаю его в упор. Внезапно полицай начинает орать: «Ноу фотос!!! ФОТОС!!!!!» И хлопает по левой неработающей фаре. Хе-хе. Мы извиняемся, обещаем починить и нам пишется адрес электрика в городе Флорин. В Флорине несколько водопадов, но мы мчим дальше в республику FYROM. Границу проходим уже в сумерки.
Греческую сторону проходим в секунды, шлёп печать в паспорт и всё, на македонской стороне пограничник, увидев греческие номера, злорадно усмехается и предлагает отъехать в сторонку. Но увидев израильский паспорт и русские имена, удивляется и спрашивает: «Израиль? Александр?». Мы ему по-русски: «Да, брат! Мы русские, живём вот в Израиле», а он нам: «Израиль и Россия наши лучшие друзья», — говорит. И, честно говоря, всё напряжение дня как-то спало и ощущение было, что на родину приехали. Македонский язык один в один, как болгарский, всё на кириллице, в общем, после Греции всё стало легко и просто. Пограничник посоветовал далеко ночью не ехать, так как дороги не очень и с одной правой фарой, рассказал про семейный хостель в соседнем городе Битола, снабдил адресом, и вот мы в Македонии, через десять минут приезжаем в Битолу и заселяемся в хостель. Хозяева — милейшая пара, хорошо говорят по-русски, гостеприимны и готовят нам вкуснейшее блюдо: сэндвич со плескавица.
Всё, спать.
День 4
С утра, хозяева высылают нам по экскурсию по городу. Мы думали, что Битола — это небольшой промышленный городок, но, к нашему удивлению, оказался приятнейшим городом с красивым променадом и древней историей. Мечети, церкви и кафе с местным пивом.
Есть местный извращатель, к нему вот туда.
Графити обличает неизвестную Сашку.
Ну и местный автомобиль «Застава» — это югославский «Фиат-500», большинство, кстати, на ходу. Кстати, местные вместо пожелания доброго пути говорят: «Желаю вам не встретить «заставу на горной дороге».
Ощущение, что ты в Росии, но начала 90-х.
Не могу не поделиться впечатлениями от общения с местными жителями. Народ очень доброжелателен и весьма настроен помочь. Никакого стремления обмануть и т.д. По-английски не говорят, но, если говоришь по-русски, то стараются понять и помочь, как могут. Отдельно про еду в Македонии: очень и очень вкусно! Недорого и вкусно. Еда типично балканская, плюс много супов, например, суп едят на завтрак, жареных блюд немного, в основном различные виды гуляша. Праздник желудка!
Кафе на каждом шагу, видимо, наследие турецкого владычества.
Город напоминает западно-украинские города, особенно Черновцы.
Назад в хостель на обязательную послеобеденною сиесту. Кстати, хостель находиться во дворе школы медсестёр, девицы стеснялись фотографироваться, поэтому, увы, придётся поверить на слово. Вечером поход по местным барам и кафе, замечу, что никаких эксцесов, пьяных (несмотря на какой-то местный праздник) мало и молодёжь вообще не агресивна. В хостеле знакомимся с парой из Франции, приехали в Македонию из Парижа на велосипеде-тандеме! Хозяин хостеля советует с утра ехать в Охрид, что на Охридском озере, и зависнуть там на пару деньков. Говорит, что не пожалеем. Так что с утра на Охрид!
День 5
С утра заправляемся и едем на охридское озера в одноименный город. По дороге встречаем вчерашних велосипедистов, они тоже едут в Охрид. Предлагаем подвезти их самих или хотя бы их багаж до Охрида, но они вежливо отказываються, говорят, что честно должны доехать без чужой помощи. Молодцы, уважаю.
Дороги неплохие, хоть и узенькие и, слава Богу, не встретилась нам на пути ни одна «Застава». «Ситроен» неплохо тянет на горных дорогах, но быстро греется, так что приходиться иногда останавливаться и давать отдых нежному французскому автопрому.
Дорогу, к сожалению, не фоткали, так как негде было остановиться, да и, в принципе, не такие уж и красоты. Нормальный такой евро-горный пейзаж. К середине дня добрались до Охрида, бросили машину на боковой улочке «партизанска»(не забыть бы, где оставили) и пошли искать гостиницу. Македонцы —прекрасные люди, над нами никто не смеялся, все пытались помочь двум ненормальным, которые приехали в середине сезона в Охрид без брони гостиницы.
Иллюстрация: друг спрашивает местную жительницу, «где есть свободная комната?».
Спасение пришло неожиданно — прекрасная и добрая женщина (на фотографии сверху), по имени Славица (да славится её имя!) привела нас в молодёжный хостель. Для нас нашлось два места в шестиместной комнате с двуэтажными кроватями (УИИИИ!!!!) и видом на озеро.
Хостель чудесный, куча народа со всего мира и большинство планировало переночевать в Охриде и ехать дальше, но зависло надолго, очень уж хорошая атмосфера в городе и самом хостеле.
Сам хостель немного в стороне, а точнее, в высоте над озером, можно подъехать на машине, но лучше пешочком по таким вот улицам:
Народ живёт небогато, но вполне достойно, все где-то работают.
Русские ананасы замаскированые под дыни (видимо, чтобы турки не догадались).
Вечером знакомимся с парнем из Ирландии, он тоже приехал на велосипеде из Дублина и держит путь в… — внимание! — ИНДИЮ!! Один, совсем один. Тоже завис в Охриде на месяц и всё не может распрощаться. Вот он, славный потомок кельтских воинов:
Посоветовал нам съездить посмотреть из деревни Рамне на закат. После нескольких тревожных минут наша машина была найдена, и под чутким руководством ирландского парня по имени Давид мы ползём в горы над Охридом. Поехали не зря, через 15 минут начинается вот такое:
Только ещё красивее. Уже ночью спускаемся в город и первым делом в рыбный ресторан, главная местная рыба (местная, надо понимать) называеться — «пастрамка». Воистину — «лучшая рыба — это колбаса».
В хостеле выясняеться, что, кроме нас, есть ещё одна девушка из России, смелая девушка Юля путешествует по Балканам совсем одна. Стремительное знакомство и пишется совместный план на следующий день — берём смельчанку в качестве охранника(цы) в поездку в неведомую страну Албанию.
День 6
С утречка в путь. Но сначала нужно искупаться. Едем в сторону Албании и находим пляж. Как находим? А вот так :
Пляж ничё так:
Ну, освежились и в дорогу. 10 минут неторопливой езды, и вот за поворотам она:
На границе ровно минуту, даже обидно! Шлёпнули печатку и всё, ни досмотров, ничего.
Через пять минут въезжаем в Поградец, первым делом «Нокиа мэпс» складывает с себя полномочия и предлагает найти интернет и скачать новые карты Албании. Негодующе отказываемся и решаем спросить у местных. Подъезжаем к ближайшей гостинице и спрашиваем у небольшой группы туристов, где тут дорога вокруг озера. Нас вежливо выслушали и показали на интеллигентного вида старичка, сказав, русский! Старичок оказался бывшим спикером первого албанского парламента и выпускником МГИМО сталинского разлива. Рассказал нам много историй про албанскую демократию, показал дорогу и дал совет, не оставлять машину в одиночестве.
Наконец, выехав из города, мы продолжили путь вдоль озера, у каждого дома было вот это:
Круглый купол — это бункер, такой есть в каждом доме, построенном во время правления Энвера Ходжи.
Придорожный туалет оказался чист и ухожен, но небольшая проблема — а где «М», а где «Ж»?
Про писсуар и не говорите — в обоих кабинках в полу банальная дырка.
Сверхдорогое кафе, где с нас содрали аж ДВА евро за три пива и чипсы! Зато пришла змея, совершенно забесплатно. Попутчица Юля радовала всех плёночным фотоаппаратом «ФЭД».
Албанский мальчик пришел пообщаться и сообщил, что школа отстой.
Не смотря на священный месяц рамадан, пиво потребляется с удовольствием и плазменный телек показывает попсу.
Аисты с детьми:
Привет, Дед!
Этож сколько ходок нужно сделать, чтоб стока дров навезти?!
Что ж, погуляли и хватит, пора в хостель в Охрид, нужно добраться до наступления темноты а то с одной фарой по албанским дорогам ездить не хочется.
За километр до македонской границы тормозит полиция. Смотрит документы и на пальцах выражает удивление международным составом нашей делегации. После чего обходит машину и громко и чётко, так говорит: «ФАРА!!!» Слава тебе, господи! Первое слово на албанском, которое мы поняли! Починим, говорим, починим обязательно! Чесс слово! Нам козыряют и отпускают восвояси. Нужно отметить, что дороги в основном совсем низкого качества, узкие и много ям, правда, от Букоза и до македонской границы построили абсолютно новенький серпантин отличного качества, с обочинами и ограждением.
Границу проходим быстренько и прямо за постом подбираем голосующию попутчицу. Попутчица болтлива и беззуба, но говорит на невероятно множестве языков. Рассказывает, что папа у неё албанец, и она у него в гостях была, а мама македонка. Рассказывает про войну между албанцами и македонцами, о том, какие цыгане наглые и как дороги стали перцы и помидоры. Приглашает в гости, но нам нужно в Охрид, сажать на автобус Юлю. Уже затемно приезжаем в Охрид, оставляем машину на улице Партизанов и пешечком в хостель. Заодно прощаемся с Юлей, ей предстоит долгое путешествие в Черногорию. Ну, а мы завтра утром должны покинуть Охрид и с утра ехать в Салоники, чтоб успеть на наш рейс домой.
Вечером устраиваем прощальную вечеринку, Давид спел нам боевые песни древних кельтских воинов. Все пообнимались, записали фэйсбуки, и мы пошли спать. План на завтра: подъём в пять утра и скоростной перегон в аэропорт Салоник. По плану за пять с половиной часов должны добраться, сдать машину и даже успеть на самолёт. Причём поедем по другой дороге, через горы и национальный парк Галичица.
День 7
В пять утра выезжаем в стороны парка Галичица, дорога горная, много серпантинов, но приличного качества, виды потрясающие, но из-за небольшой дымки фотки не очень получились.
Так как время вроде есть, то особено не торопимся, машин на дорогах мало, и мы решаем заехать в Битолу и попрощаться с хозяевами тамошнего хостеля. Хозяев нет, и мы продолжаем ехать в сторону Греции. На границе пусто и после нескольких вопросов, типа, «А как это вы умудрились за день получить две македонские и две албанские печати?!», мы продолжаем дальше, и тут случается небольшой страх и ужос — часы на мобильнике перескакивают на час вперёд! Мы забыли, что между Македонией и Грецией есть час разницы. То есть, мы опаздываем на самолёт. Ну что ж, самое время проверить, какова максимальная скорость у нашей «Ксары» :). Честно говоря, так быстро я ещё никогда не ездил, нам повезло, что было мало машин, но те, что были, съезжали на обочину, так как мы мчались, как сумашедшие и беспрерывно бибикали. К нашему везению прибавилось то, что джи пи эс решил нас провезти через платную, скоростную трасу до Салоник. Приехав в контору, мы сдали машину, и хозяин предложил нас отвезти в аэропорт, за что ему огромное спасибо. В общем, всё закончилось хорошо, успели вовремя и узнали, что «Ксара» может ехать 160 км/ч в течение трёх часов :).
Итог: Македония — прекрасная страна, не пресыщённая туристами, народ приветлив и не агрессивен, цены очень умеренные, а еда вкусная. Много кемпингов и небольших гостиниц. Не для любителей эксклюзивного отдыха. В общем, искренне советую Македонию!
Напоследок немного фотографий Охрида и Греческие острова с воздуха.