|
Пять лет назад случилось так, что в далеком поселке Софийске (Верхнебуреинский район Хабаровского края) у меня появились родственники (женился). Обычный маршрут туда из Хабаровска — на поезде до п.Чегдомын, а далее — на вахтовке почти 200 км. Но в душе всегда таилось желание доехать на автомобиле. Два года назад я купил свой первый авто Toyota Sprinter Carib 1997 года, и начал готовиться к поездке, изучал варианты, дорогу. Набравшись информации, маршрут разбил на три участка:
По первому участку проблем и вопросов нет, до Комсомольска федералка, а до Березового наезженная, довольно оживленная гравийка. Второй участок был полон тайн и загадок, информации крайне мало, хороших и подробных карт не найти. Ну а третий — меня там уже возили, и я представлял дорогу.
На конец 2011 года мы с женой запланировали выехать по маршруту Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Чегдомын — Софийск. Жена, конечно, сопротивлялась, но я был непоколебим, тем более что ребенка ранее отправили на поезде. Когда планировал движение, было две важных задачи: доехать до Нового Года и участок п. Березовый — п. Чегдомын пройти в светлое время суток. Решено было ехать в ночь и без ночевок. Вещи упакованы, баки залиты, на часах 22:30 (29.12.11) — в путь.
Первый участок прошел нормально, не спеша (все же темно и скользко), за десять часов, так что когда рассвело, я уже вышел на таинственный и загадочный для меня второй участок п. Березовый — п. Чегдомын. По рассказам «бывалых», «до нового моста через Амгунь должен проехать спокойно, а дальше — как повезет». Так примерно и получилось. На пути к п. Чегдомын были намечены контрольные точки: п. Амгунь, п. Джамку, п. Герби, п. Сулук. До п. Амгунь дорога сносная, ехать можно и местами даже 70-80 км/ч, в основном проходит вдоль железной дороги и на небольшом участке уходит в горы.
Между п. Березовый и п. Амгунь.
До следующей контрольной п. Джамку дорога отличная, недавно отсыпанная (не больше года, наверно), с отбойниками, на поворотах — катафоты, скорость получалось держать 80-90 км/ч, и порой забывал, что под колесами не асфальт, а засыпанная снегом гравийка. Проехав поселок, решили остановиться перекусить после нового моста через р. Амгунь, но по дороге был очень удивлен дорожному знаку «Кемпинг», а за ним — действительно площадка и эстакада! На этой площадке грех было не остановиться, заодно и перекусить. Как позже выяснилось, до моста не доехали метров 50-100.
Кемпинг перед мостом через р. Амгунь.
Покушали, передохнули, насладились великолепием местной природы и двинули в путь, даже и не подозревая, что ждет впереди… а там, после моста, метров через 200-300, дорога закончилась! Не, направление-то обозначено, но это уже не дорога! Как-то в телевизоре фразу услышал: «Ряд колдобин от города к городу на Руси называют дорогою», ох, как она подходит к этому месту! До следующей контрольной точки п. Герби от моста чуть более 30 км — это расстояние я преодолевал почти два часа. На дороге постоянно ямы, рытвины, провалы. В местах, где пересекаются ручьи, есть мосты, но они все разрушены, есть объезды, но они ничуть не лучше мостов, на более крупных реках мостов вообще нет. Проезжать приходилось по льду, наледям, по воде. После п. Герби нас поджидало одно из самых серьезных препятствий — река Герби. Она почему-то не полностью замерзла и через нее нет автомобильного моста.
Переехал реку чуть выше по перекату, в принципе, нормально, пару раз цепанул днищем камни, и потом по льду вышел на берег.
После Герби опять разрушенные мосты, объезды, замерзшие реки, наледи. Контрольную точку п. Сулук проехал уже в сумерках. До п.Чегдомын добирался долго, доехал только в десятом часу вечера — дорога идет по перевалам, но дорога нормальная.
Стоит сделать небольшое отступление по поводу автозаправок. Между п. Березовый и п. Чегдомын заправок нет. Поэтому я в Березовом залил под пробки бак и 20-тилитровую канистру. Канистру я использовал примерно на середине участка п. Сулук — п. Чегдомын.
В Чегдомыне опять заправил под пробки и бак, и канистру, и двинул на Софийск. Дорога удовлетворительная, мосты есть и они целые, но здесь другая проблема — наледи, вероятно, грунтовые воды выходят на дорогу, а в темноте их заметно в самый последний момент, повезло, что практически все они были подмерзшие. Усталость брала свое, перед Буреей как раз было удобное место для стоянки, и я там час покемарил, и через три часа были уже в пункте назначения.
Ну а потом Новый Год, шампанское, оливье, водка, фейерверки, неделя пролетела незаметно, все описывать, думаю, смысла нет.
После Рождества, рано утром 08 января 2012 двинули в обратный путь. При подъезде к Бурее уже светало и удалось сделать пару кадров.
После Чегдомына было уже светло, и мы словно в сказку погрузились, до того захватывающие пейзажи…
По дороге к п. Сулук из п. Чегдомын.
Ну а далее уже знакомый маршрут, единственное изменение в котором — это ночевка в п. Березовый. И вечером девятого января мы уже дома, в Хабаровске, пили чай…
Отдельно хочется сказать про город-герой Комсомольск-на-Амуре. По дороге «туда» я этот город проехал очень рано утром, а вот по пути «обратно» — ехал днем. В этом городе живут очень мужественные, храбрые, смелые люди. Водители отважно проезжают перекрестки на красный свет, храбро, внезапно, без поворотников разворачиваются и перестраиваются. Пешеходы мужественно кидаются под колеса вражеских автомобилей. Комсомольчане, где тот рынок, на котором у вас продают водительские удостоверения? Конечно, первые впечатления о городе обычно ошибочны, но они остаются надолго. Возможно, мне просто так «повезло».
Итоги поездки:
Пройдено 2 248 км (1 124 км в одну сторону), из них примерно 1 400 км по автозимнику, потрачено около 200 литров бензина, получен годовой запас положительных эмоций и чистейшего воздуха.
Дорога «туда» заняла 28 часов, «обратно» — 23 часа.
GPS-трек поездки с контрольными точками.
По пути обратно вели «бортовой журнал» для истории и для пользы обществу:
Километраж по спидометру | Время | Место |
08.01.2011 | ||
0 | 07:15 | п.Софийск |
189 | 12:15 | п.Чегдомын |
296 | 15:08 | п.Сулук |
353 | 17:05 | п.Герби |
387 | 18:45 | мост через Амгунь |
413 | 19:30 | п.Джамку |
463 | 20:55 | п.Амгунь |
520 | 22:16 | п.Березовый |
09.01.2012 | ||
0 (520) | 08:40 | п.Березовый |
209 (729) | 12:30 | г.Комсомольск-на-Амуре |
604 (1124) | 18:40 | г.Хабаровск |
Перед выездом в багажник было погружено:
Вот и все, только добавлю, что «Кариб» ни разу не подвел, пролез и проплыл через все преграды, и после поездки это уже не «Кариб» — это реальный «Карибас»!