|
Июль 2011 года.
Маршрут: Красноярск (левый берег) — пос. Жемчужный — Абаза — Ак-Довурак — Чадан — Кызыл — оз. Торе-Холь — Кызыл — Шушенское — Выезжий Лог — Красноярск (правый берег).
Машины:
Subaru Forester. Экипаж — четыре человека.
Suzuki Escudo. Экипаж — два человека.
Уважаемые дромовцы, а что вы берёте с собой в дорогу? Спрашиваю не о продуктах и палатках, а о вещах, которые делают поездку более комфортной и приятной. Для нас это:
1. Навигатор. Причём используем и Garmin (в машине), и Navitel (на телефоне). Задаём координаты, а потом удивляемся, какими почти незаметными, чуть протоптанными дорогами он приводит нас к нужному месту. В отчёте координаты мест даю в разных единицах — в градусах и в градусах и минутах.
2. Рации. Все вопросы между машинами обсуждаем по ходу движения, без лишних остановок.
3. Печка «Дымок». Количество её достоинств существенно превышает количество недостатков: не нужно искать или оборудовать место для костра, из-за большой площади нагрева она требует минимального количества дров, а наличие трёх ёмкостей позволяет приготовить что-нибудь «эдакое» (вроде пасты с кабачком в соусе бешамель :)). Ну а недостаток нашли один — греется, поэтому сразу после обеда не поедешь — надо подождать, пока корпус остынет.
4. В эту поездку впервые взяли постельное бельё, и, думаю, оно станет в дальнейшем обязательным. Так приятно после целого дня дороги лечь на простыни и укрыться не спальником, а одеялом.
5. Ёмкость для воды мягкая, складывающаяся, но с краником. Незаменимая вещь для умывания, мытья посуды.
8 июля. День 1. Красноярск — пос. Жемчужный
Ночёвка на базе в палаточном городке на берегу озера Иткуль. Стоимость — 300 руб. в сутки с машины и 100 руб. за одну палатку. Территория базы большая, есть душ (только в тёплую погоду, т.к. вода греется на солнце), небольшое кафе. Машин приезжает много. Мы поставили палатки немного в стороне, хотелось отдохнуть, выспаться, но, увы, часов в 12 ночи приехали машины, встали недалеко, и какая-то весёлая компания до четырех утра дружно пела песни.
Озеро Иткуль.
9 июля. День 2. Сундуки
Эти места туристам уже хорошо известны, информации о них много. Археолог из Новосибирска академик В. Е. Ларичев, изучающий эти скалы уже много лет, выдвинул несколько интересных гипотез. Основываясь на найденных наскальных рисунках, он предположил, что именно Южная Сибирь является прародиной индоариев, что ещё 16 тысяч лет назад весь горный массив использовался для астрологических наблюдений и подробно описал наскальные рисунки, расположенные на Четвёртом сундуке. Кому интересно, зайдите сюда.
Организованный туризм в Хакасии набирает обороты. Это ещё не Алтай, но около Первого Сундука уже появились сувенирные лавочки, кафе. Можно пригласить с собой экскурсовода.
На обратном пути в посёлке Шира заехали пообедать в кафе «Восьмой сундук» (Если выезжать из посёлка по дороге от ж/д вокзала к посёлку Жемчужный, то находится на улице Курортной, справа,). Оценили в 4,95 по 5- балльной шкале.
Большая и Малая Боярские писаницы
Расположены южнее с. Троицкое. Путеводители рекомендуют осматривать эти писаницы рано утром или вечером. К сожалению, мы приехали во второй половине дня и петроглифы Большой Боярской писаницы (54 гр. 17,496’ с.ш. 91 гр. 11,320’ в.д.) были почти не видны. Зато Малую смогли рассмотреть хорошо (54 гр. 17,630’ с.ш. 91 гр. 10,919’ в.д.).
Гора Куня
Не доезжая до Усть-Абакана, свернули в сторону Енисея, к пос. Мохов. Потом ещё поворот к дачам, расположенным прямо под горой, проехали мост через Биджу, форсировали свежевыкопанный ров и по грунтовой дороге, которая становилась всё круче и круче, подбадривая друг друга по рации, забрались почти на вершину горы Солнца (53 гр. 53,745’ с.ш. 91 гр. 23,958’ в.д.). Эта гора интересна своими наскальными рисунками, тем, что на её вершине осталась, правда, почти разрушенная, стена оборонительного укрепления, а, главное, удивительно красивыми видами.
Для ночёвки проехали через Мохов (вниз по течению Енисея) и встали на песчаном берегу сразу за улусом. Справа — гора Куня, слева — горный массив Оглахты, а напротив, на правом берегу Енисея — гора Тепсей.
10 июля. День 3. Барсучий Лог
(54 гр. 00,455’ с.ш. 91 гр. 11,723’ в.д.)
По дороге в направлении к д. Московское перед поворотом к кургану есть указатель. Поворачиваем направо на грунтовую дорогу. От V-образной развилки, помеченной высоким деревянным шестом, нужно ехать по правой дороге. Туристов сюда приезжает немного и курган (V век до н.э.), раскопанный в 2004- 2005 годах российско-германской археологической экспедицией, уже зарос травой, восстановленная ограда начала разрушаться, камни покосились.
В Долину царей мы традиционно въезжаем через Салбыкские ворота (53 гр. 55,904’ с.ш. 90 гр. 49,866’ в.д.).
Для этого проезжаем Московское, на первом знаке перекрёстка за столбиком 33 км поворачиваем налево и по грунтовой дороге, проехав 5-6 километров видим два камня размером чуть выше человеческого роста. Ворота между Землёй и Космосом.
К Салбыкскому кургану (53 гр. 53,641’ с.ш. 90 гр. 46,420’ в.д.) от ворот ехать чуть больше километра. В этом месте тоже уже организовали музей, вход — 50 руб.
Мы планировали объехать Абакан стороной, поэтому не стали возвращаться в Московское, а задали нашему навигатору новую точку — озеро Улуг–Коль. Но тут он нас подвёл: тех дорог, по которым он пытался нас вести, уже не существовало. Мы тыкались в разные стороны по еле заметным следам, которые обрывались, теряясь в высокой траве. Огромные комары с ожиданием заглядывали в окна машин и оценивающе разглядывали нас. Пришлось вернуться почти к самому кургану и ехать к хутору №9, где нам объяснили, как объехать болото. По дороге нашли очень интересный курган.
Озеро Улуг –Коль
(53 гр. 48,508’ с.ш. 90 гр. 41,158’ в.д.)
Минеральное, с бирюзовой водой и голубоватой жирной грязью, немного пахнущее сероводородом. День был ветреный, нежаркий, поэтому купаться не стали. Пообедали на южном берегу, полюбовались на озеро, на стаи гусей, заходящих на посадку в его северо- восточную часть, и поехали дальше. Да и большая туча, наступающая с юго-востока, не располагала к длительному отдыху.
Уйбатский чаатас
Чтобы проехать в Чарков, нам нужно было выехать на трассу Абакан—Сорск. Местный житель из д. Камышовая рекомендовал ехать через Капчалы, сказал, что, несмотря на крюк, так доедем быстрее, дорога лучше. Но оказалось, что туча, за которой мы наблюдали во время обеда, здесь уже побывала и размыла глину, покрывавшую дорожное полотно. До поворота на трассу не ехали, а плыли со скоростью 20-30 км/час.
Не доезжая до аала Чарков, свернули налево. На поляне, на горе над рекой Ниня установлена стела, посвящённая 280-летию открытия древнехакасской письменности.
От стелы уже виден лес камней — Уйбатский чаатас (IX — XI в.в.) (53 гр. 39,717’ с.ш. 90 гр. 25,245’ в.д.)
Вернулись на трассу Сорск—Абакан и двинулись в сторону Абакана. В районе Красноозёрного пересекли железнодорожную ветку и, как и планировали, минуя Абакан, выехали на трассу Абакан — Абаза. На ночь остановились на берегу озера Ханкуль (53 гр. 22,856’ с.ш. 90 гр. 53,536’ в.д.) (50 км от Абакана). Как посоветовали местные жители, проехали по дороге вдоль левого берега озера и встали напротив трассы под горой, подальше от осоки и от комаров.
11, 12 июля. День 4, 5 (днёвка). Музей «Улуг Хуртуях Тас» (большой каменной старухи)
(53 гр. 00,867’ с.ш. 90 гр. 19,012’ в.д.)
Место тоже довольно известное, находится рядом с дорогой по трассе Абакан — Абаза.
В юрте есть кафе и лавочка с сувенирами. Цена билета зависит от длительности экскурсии. Экскурсовод может рассказать обо всех экспонатах музея, или только о каменном изваянии, расположенном в отдельной стеклянной юрте, а остальные экспонаты рассматривать самим.
Кто был в этом музее, что скажете вот о таком экспонате?
После музея каменной старухи мы двинулись в Полтаков, в музей наскального искусства (находится на выезде из улуса в сторону Сафронова) (52 гр. 57,133’ с.ш. 90 гр. 11,460’ в.д.). Но, к сожалению, был понедельник — выходной (и в воскресенье). Зато в магазине увидели вот такое объявление:
От Полтакова по грунтовой дороге поехали в Сафроново, к Сафроновскому могильнику (53 гр. 03,291’с.ш. 90 гр. 03,725’ в.д.). На въезде в деревню после моста нужно повернуть направо, потом по дороге вверх к горам, расположенным за посёлком. Могильнику 2,5 тыс. лет. На камнях — рисунки, относящиеся к шаманской культуре. С погодой нам не повезло — небо было серое, так что эффектных фотографий не получилось.
Дальше — по трассе Абакан—Ак-Довурак в сторону Тывы.
В районе Абазы горы сменили степь.
В Абазе мы заправились, т.к. знали, что с 95 бензином в Западной Тыве есть проблемы. Дорога шла вдоль реки. Она, то и дело переходя с одного берега на другой, перевалы становились всё выше.
Машин почти не было, кое-где по реке прохаживались рыбаки.
Мы планировали доехать до базы «Снежный барс» (1 400 м над уровнем моря, 19 км до границы с Тывой, поворот у знака 301 км) (51 гр. 50,030’ с.ш. 89 гр. 46,713’ в.д.) и остаться там на день.
Подошли к организации днёвки несколько безответственно, заранее не стали звонить и резервировать места. Но нам повезло. Единственное — была проблема с питанием, т.к. для нас продуктов на базу, естественно, не привезли, но в этом мы были автономны. База произвела самое хорошее впечатление. Не сочтите за рекламу, нам действительно понравилось. Сотрудники смогли создать приятную атмосферу, в которой чувствуешь себя не клиентом, а гостем. Пока администратор Игорь решал вопрос с нашим заселением, девушка Света (аниматор) пригласила в гостиную на вечерние посиделки, а инструктор Лёша провёл экскурсию по базе, показал собственную электростанцию, баню, душ с (о, счастье!) круглосуточной (!!) горячей (!!!) водой, запруду — бассейн с холодной водой ручья Стоктыш (куда большинство из нашей группы отважно нырнуло на следующий день после экскурсии) и ещё более холодное озеро с минеральной водой (куда меньшинство из нашей группы ещё более отважно нырнуло после второй экскурсии). Нас расселили по домикам (стоимость за сутки — 540 руб. с человека). На полянке с помощью нашего «Дымка» мы приготовили ужин и отправились в гостиную, где под потрескивание камина аниматор Света рассказывала и пела под гитару. Здесь же мы познакомились с инструктором Катей и договорились об экскурсиях на следующий день. Одна из особенностей этой базы — возможность организации экскурсий в сопровождении инструктора (услуги инструктора — 500 руб., независимо от количества человек в группе). Причём, если экскурсия на весь день, инструктор берёт с собой сухой паёк.
Мы договорились о самых коротких экскурсиях, справедливо предположив, что за время, проведённое в машинах, мышцы частично атрофировались за ненадобностью. До обеда сходили на гору «Маяк» (общая протяжённость 4 км, но сначала шли в гору, потом по бревну форсировали ручей, потом ползли на крутую скалу и только потом восхищались видами Западных Саян и кедров, усыпанных шишками).
А после обеда отправились на мостик любви (1,5 км). На следующий день, когда уезжали, проводить нас вышли и администратор, и Света, и инструктор Катя. Обнимали и приглашали приехать ещё.
13 июля. День 6
Через 19 км после поворота к «Снежному барсу» находится Сотый перевал, граница между Хакасией и Тывой.
Хакасия.
Тыва.
Почти сразу за перевалом начались марсианские пейзажи Западной Тывы.
В стороне, подальше от дороги — юрты, стада лошадей и овец.
Из отчётов знали про «сложный» пост недалеко от границы, но у нас проблем не было. Мы остановились перед шлагбаумом на знак «Стоп», «старшие» по машинам зашли в будочку, где всех переписали, потом нам пожелали счастливой дороги и открыли шлагбаум.
13 июля открытие XIII фестиваля живой музыки и веры Устуу-Хурээ в г. Чадан, где мы и хотели остановиться на ночь. Но сначала — каменное изваяние «Чингисхан» (51,090585 гр. с.ш. 91,623446 гр. в.д.) (более 1 200 лет. К реальному Чингисхану никакого отношения не имеет), которое находится западнее Кызыл-Мажалыка.
Мы проехали поворот на Ак-Довурак, на кольце перед Кызыл-Мажалыком повернули в первый поворот направо, дальше по улице метров 500 до двухэтажного заброшенного здания бывшего универмага, поворот налево и по дороге выехали за посёлок. (Сразу за поворотом слева маленькое одноэтажное здание с надписью «Горячий хлеб», где мы и отоварились на обратном пути.) Около 8 км ехали по степи.
Около «Чингисхана» стоит обоо и касса с картой расположения исторических объектов (билет 50 руб.).
Ориентируясь на эту карту, мы нашли в степи ещё одно изваяние, а искать петроглифы не поехали: погода не позволила — 37 градусов в степи для нас, жителей леса, это слишком.
От Кызыл-Мажалыка до Чадана около 75 км.
Для участников и гостей фестиваля приготовлена поляна на берегу реки Чадан. На фестиваль приезжают очень колоритные личности.
Вечером на стадионе состоялось открытие фестиваля и концерт. А позднее, ночью — костёр на поляне в лагере, песни, в общем, фестивальная тусовка.
Цель фестиваля — привлечь внимание и собрать средства на восстановление храма, разрушенного ещё до присоединения Тувы к России в 1937 году. Кому интересно — официальный сайт фестиваля.
14 июля. День 7
14 июля в Чадане отмечали Наадым (праздник животноводов), который начинался с шествия — парада. Открывали колонну участники и гости фестиваля Устуу-Хурээ.
Следом — 80 всадников (не считали, так было заявлено в программе).
За ними — 80 богатырей.
Потом — 80 красавиц.
А дальше — как в полузабытые времена: «Поприветствуем коллектив школы номер 5 Хемчикского кожууна!». Или: «Награждается передовик труда частного хозяйства, животновод…!».
И ещё несколько фотографий с праздника:
К сожалению, мы не могли остаться на фестивале дольше — нужно было ехать в Кызыл за пропусками в приграничную зону. Утешало лишь то, что знаменитое тувинское горловое пение — хоомей — вчера на концерте мы всё же услышали. Перед тем, как повернуть в Кызыл, поехали посмотреть храм Устуу-Хурээ. Он находится в долине реки Хемчик в 7 км севернее Чадана, по дороге в сторону посёлка Бажин — Алаак.
Это разрушенный храм.
А это новый, ещё не достроенный.
В Чадане пытались найти 95 бензин. Но, несмотря на заверения, что «где-то на выезде он есть», пришлось долить в баки немного 92-ого (по цене 31 руб. за литр). От Чадана до Кызыла — 225 км. Остановились около священной горы Хайыркан (около дороги, за г. Шагонар, 105 км от Кызыла).
Дорога шла через невысокие перевалы вдоль реки Енисей.
К Кызылу мы подъехали ближе к вечеру, объехали его стороной и направились к озеру Хадын (48 км от Кызыла на юг), чтобы завтра с утра осмотреть столицу Тывы и заехать за пропусками.
Поворот к озёрам Хадын и Дус-Холь (Сватиково) пропустить трудно — вправо от трассы уходит хорошая асфальтированная дорога, которая через несколько километров переходит в широкую, но очень пыльную и тряскую грунтовку.
Сначала решили посмотреть солёное озеро Сватиково (51,361764 гр. с.ш. 94,439106 гр. в.д.) (3 км после оз. Хадын). На это озеро приезжают, в основном, лечиться. Уровень соли в воде такой большой, что зайти в него выше пояса не удаётся — выталкивает. А самая популярная фотография — лёжа на середине озера и при этом читая газету. Оно не глубокое, с голубоватой грязью, совсем чуть-чуть пахнет сероводородом.
Мы подъехали к озеру, зашли по колено в воду. Температура воздуха — около 35, воды — около 30. Тёплая солёная вода не освежала, а только пощипывала ссадины. Постояли, посмотрели и поехали назад, к пресному озеру Хадын (51,3319 гр. с.ш. 94,535236 гр. в.д.), купаться.
Наверное, северный берег озера для купания более удобный, но палаток там было много, и мы решили встать в одиночестве, напротив, на южном берегу.
15 июля. День 8
Ещё в Красноярске мы решили попытаться узнать, можно ли заявления о выдаче пропусков в приграничную зону, где находится озеро Торе-Холь, отправить по почте. Пытались позвонить в пограничное управление, но все телефоны, найденные в Интернете или не отвечали, или оказывались недействительными. Поэтому пришлось искать знакомых и обращаться к ним за помощью. Так что наш опыт получения пропусков не показателен. Наверное, всё же можно было просто отправить заявления по почте, с уведомлением о получении.
С юга Кызыл встречает вот таким пастухом:
В музеи не ходили, просто побродили по городу.
На обед зашли в кафе «Восторг», расположенное на втором этаже одноимённого универмага. Это место разрекламировано в отчётах в Интернете. Не то чтобы очень вкусно, но, как сказали местные: «Точно не отравитесь». А что ещё в дороге нужно?
По городу гуляли почти до вечера. Была пятница, поэтому возвращаться на ночёвку на озеро Хадын, куда наверняка уже сбежала от жары половина жителей Кызыла, не хотелось. Решили ехать до конечной точки маршрута — на озеро Торе-Холь (около 230 км к югу от Кызыла). Но сначала заправили полные баки бензином, а потом запаслись водой. Для этого проехали памятник пастуху и сразу повернули направо, к источнику Тос-Булак (51,631764 гр. с.ш. 94,4346 гр. в.д.) (метров 500 от трассы). Вода минеральная, с примесью железа, но вполне пригодная для приготовления еды.
Заправились и двинулись дальше на юг.
Перевал:
Кондиционер по-русски:
Ещё один перевал:
И, наконец, Эрзин:
В начале посёлка перед заправкой повернули вправо на широкую просёлочную дорогу, проехали мимо буддийского монастыря, потом прямо, к мосту через Тес-Хем.
Дорога хорошо протоптана, ехать легко. Недалеко от озера — останец с орлиной головой.
Когда мы по отчётам других путешественников составляли маршрут, то Торе-Холь (50,06904 гр. с.ш. 95,076256 гр. в.д.) нам представлялось озером, затерянным среди песков северной части пустыни Гоби. Ожидали увидеть пустынные берега, поросшие чахлой травой и всадников-пастухов, неожиданно появляющихся на вершинах холмов на горизонте. О том, что в действительности всё будет несколько не так, начали подозревать в Кызыле у пограничного управления, увидев очередь желающих получить пропуска в приграничную зону. Но база отдыха, которую мы увидели на берегу, была для нас неожиданностью (домик на пять человек — 2 000 руб., лучше резервировать заранее).
Да и берег озера был отнюдь не пустым. Мы не сразу нашли свободное место. Но само озеро действительно очень красиво — прозрачная вода, песчаный берег, редкая трава и невысокие кусты акации. Но, к сожалению, отдыхающих приезжает сюда много. Ну и мусора, соответственно, тоже. Поэтому мы достали лопаты, перчатки, мешки и занялись уборкой. Когда начали ставить палатки, поднялся ветер, и со стороны Монголии появилась туча.
И, пока мы ставили палатки, ветер всё крепчал, а светлые пятна на горизонте начали ассоциироваться с ещё неиспытанным понятием «песчаная буря». А когда ветер стал клонить палатки к земле, мы решили, что пора обратиться к знающим людям. Рядом, за кустами акации, отдыхали молодые ребята. К ним мы и пошли. Ребята оказались местными, из Эрзина, они сказали, что, если туча идёт со стороны Монголии, дождь будет обязательно, и предложили переставить палатки на их место, сами они уже собирались домой. И ещё сказали, что если проехать дальше по берегу, то начнётся мелкая, заболоченная часть озера и, соответственно, комары, и что сегодня вечером начнут приезжать отдыхающие и завтра, в субботу, на берегу не останется свободного места. Но пока было относительно свободно, и мы широко раскинули лагерь, спрятав все три палатки за кустами. Мы ещё не успели оборудовать лагерь (опять достали перчатки, лопаты, мешки для мусора), а туча уже подошла совсем близко и молнии начали бить прямо в озеро.
Ночью наши палатки то и дело освещали светом фар — приехавшие на отдых искали место стоянки, но, заметив лагерь, проезжали дальше. И только почти под утро какая-то машина остановилась между нами совсем рядом. Мы вспомнили весёлую компанию на Иткуле и вздохнули.
16 июля. День 9
Утро было солнечным, озеро спокойным и тёплым.
Весь берег был занят машинами, рядом стояли две палатки, между которыми ходил колоритный мужчина в махровом халате и дамской пляжной шляпе, а сразу за кустом — большой автобус. Но что-то было неправильно, необычно. Мы не сразу поняли, в чём дело. Тишина. Негромко разговаривали люди, играли дети, но не было слышно ни Любы Успенской, ни Стаса Михайлова.
Обгорели мы быстро. Поэтому во вторую половину дня поехали кататься. Территория рядом с озером разделена на зоны — зона туризма и отдыха, зона наблюдения за растительным и животным миром и зона покоя, где гнездятся птицы. До этой последней зоны мы доехали и повернули назад.
Наш Дымок на границе:
Рядом отдыхал забавный мальчонка с косичкой.
Ночь была ясная, светлая, и мы проснулись от того, что рядом кто-то играл в волейбол.
17 июля. День 10
Утром нас разбудил громкий разговор. Трое подвыпивших парней (из большой компании, приехавшей на автобусе) громко начали спорить. Судя по отдельным понятным словам типа Евросоюз и Америка, о политике, и, по накалу спора, мы поняли, что тема их очень занимает. Казалось, ещё немного, и спор перейдёт в плоскость «Ах, ты меня не уважаешь?!!». Причём устроились ребята между нашими палатками. Мы вышли. Шёл дождь. Наш сосед тоже проснулся, он подошёл к парням, поздоровался с ними за руку, что-то негромко сказал. Ребята встали и ушли. Сосед повернулся к нам: «Парни перебрали немножко». И всё. Конфликт исчерпан.
О Тыве пишут много разного, и ехали мы туда с опаской. Да и события 90-х годов не добавляли оптимизма. Но за всю поездку мы не встречали недоброжелательного отношения, а отдых на озерах в Тыве для нас был комфортнее, спокойнее, чем на озёрах в окрестностях Красноярска (когда пьяная компания гонялась ночью на машинах друг за другом между нашими палатками) или в Хакасии (с музыкой и песнями до утра).
Итак, утром шёл дождь. И, хотя вода была тёплая, купаться не хотелось.
Мы собрали палатки и двинулись в сторону Кызыла.
Тучи провожали нас до перевала.
За перевалом светило солнце, но мы уже настроилисьна обратный путь. На пути от Эрзина до Кызыла встречаются заправки с 95 бензином.
В Кызыле переправились на правый берег Енисея и по трассе М-54 поехали на север.
Граница с Красноярским краем:
Спящий Саян в Ергаках:
На ночь решили остановиться на базе «Оленья речка», расположенной на вершине Буйбинского перевала через 9 км после Тормозаковского моста (350 руб. с человека).
18 июля. День 11
Хотели остановиться на день, сходить в Каменный городок. Но, несмотря на внешнюю привлекательность, база нам очень не понравилась. После «Снежного барса» всем показалось, что сотрудники этой базы отнеслись к нам как-то безразлично: и поселили всех в один домик, и посуда в кафе была одноразовая. В общем, безобразие! А может быть, мы просто уже устали. Поэтому переночевали и поехали дальше.
И хотя в этот день планировали вернуться в Красноярск, мы не могли не заехать на Саяно-Шушенскую ГЭС.
На обратном пути завернули в магазин, расположенный рядом с Майнской ГЭС.
В Красноярск ехали по правому берегу Енисея через Минусинск, Артёмовск и Выезжий Лог.
Дорога идёт вдоль железнодорожной ветки Абакан — Тайшет. В 1942 году в этих места погибли, пожалуй, самые известные в Красноярске геологи — Кошурников, Стофато и Журавлёв.
В последний день природа преподнесла сюрприз: было уже поздно, почти совсем темно. Мы поднялись на перевал (1 100 метров) недалеко от Выезжего Лога и услышали из-под колёс чавкающий звук. Снег. На перевале слоем сантиметров 10 лежал снег. А так как температура была 14 градусов, он подтаял и превратился в кашу.
Итого, за 10 дней проехали 3 300 км.
О машинах: проблем не было, в этом году обошлось даже без проколов. Расход на 100 км — 9,8 литров.
Автор: Navigator24.