|
Привет уважаемым читателям сайта Drom.ru! Хочу рассказать об автопутешествии на южный берег Телецкого озера. Первоначально поездка планировалась из Новосибирска по стандартным местам: Чемальские окрестности, северный берег Телецкого озера и никакого экстрима.
В путешествии приняли участие: я (Евгений), моя жена (Ольга) и наша ласточка Toyota Corona Premio AT210, 1998 год, 1,6 литра, передний привод, автомат.
За два дня на Чемале мы поучаствовали в сплаве на рафте, конных прогулках, походе к Чемальской ГЭС по «Козьей тропе». И вроде все было интересно, весело и увлекательно, но мой мозг требовал чего-то особенного и рискованного. Жена была не против, но с условием: «Ночуем только в домиках, никаких палаток».
Перед выездом была проверена погода в Улагане на предмет дождей, затяжных дождей синоптики не обещали, поэтому мы решили: «будь что будет», и в 12 часов 27 июля 2011 года выехали из Усть-Семы по Чуйскому тракту М-52 в сторону Акташа. В Усть-Семе машина была заправлена под завязку АИ-92 (бак 60 литров) на АЗС «Роснефть-Алтай». Погода нам улыбалась, светило солнышко, в окна врывался свежий горный воздух.
Первой точкой назначения стало село Шебалино, чтоб пополнить запасы еды и денежных средств из банкомата «Сбербанка». В нашем распоряжении был коммуникатор с GPS и ДубльГИС Горно-Алтайска. При въезде в Шебалино мы не стали поворачивать по М-52 в обход села и поехали по центральной улице Советская. Заехали в магазин, которых там немало, закупили продукты.
Среди прочих в продуктах оказался обычный пол-литровый йогурт из Маймы. В эту ночь и следующую половину дня он абсолютно не давал покоя моему организму. При покупке продуктов смотрите, где покупаете, что и срок годности, тогда вы будете спать спокойно.
После магазина заехали в банкомат на Советскую, 46 и благополучно покинули Шебалино.
Следующей точкой остановки стал Семинский перевал. Подъем на Семинский трудностей не доставил и проходил в положении D АКПП. При скорости около 50-60 км/ч автомат включал либо третью передачу на пологом подъеме, либо вторую на подъеме покруче. Больше 3500 об/мин я двигатель работать не заставлял. Во время остановки заметил запах палёного масла, открыл капот и всё проверил. Тревога оказалось ложной: дымило сгорающее масло, которое попало на двигатель при доливке в Усть-Семе. На Семинском мы немного сфотографировались, традиционно были куплены магнитики по 50 рублей и сувенир в виде держателя салфеток за 200 рублей.
Спуск с перевала не представлял никакой сложности, за исключением укладки слоя асфальта по новой технологии «Льем битум, сыпем щебень». На только что отсыпанном участке пришлось ехать 40 км/ч и держаться подальше от встречных машин.
Через 40 километров, проезжая через село Каракол, мы увидели памятник участникам ВОВ и решили сфотографироваться, попить воды и просто полюбоваться на окрестности.
После осмотра достопримечательности мы двинулись дальше, но сзади стал хлопать багажник, который не закрыла жена, пришлось останавливаться второй раз. Но и это еще не все, после того как багажник был закрыт и я начал набирать скорость, отчетливо донеслись шлепанье дырявой покрышки. И мы остановились в третий раз, для замены заднего левого колеса. У моей городской ласточки всегда вместо банана лежит полноценное колесо на штамповке и совковая лопата. В этот раз понадобилась запаска, которая была быстро установлена. В пустом колесе был сразу найден острый камень в форме клина и длиной 25 мм. Был этот камень с укладки нового асфальта на Семинском или просто камень с обочины возле памятника воинам ВОВ я так и не решил.
Через 12 километров появился райцентр Онгудай. При въезде в село контролировали скоростной режим инспекторы ДПС. Нам они были не интересны, как и мы им — мы неспешно искали шиномонтаж. Как раз за инспекторами на пригорке оказалась шиномонтажка. Ремонт колеса занял минут 20, колесо было заклеено изнутри, накачано и отбалансировано. Удовольствие обошлось в 210 рублей. У шиномонтажника выяснили, где можно недорого плотно пообедать.
Путь в столовую Онгудайского райпо проходит следующим образом: При движении по М-52 в Онгудае дорога заходит на мост, нужно свернуть до моста вправо и ехать вдоль моста снизу, а затем дорога сама выведет в центр села, в центре не только столовая, но и кафе и магазины. Вовремя пообедав вдвоем на 300 рублей, поехали дальше по главной дороге и выехали на М-52, но уже с другой стороны села.
Следующей точкой стал перевал Чике-Таман. Он намного интересней Семинского и будет немного покруче. Поднялись также без проблем.
На перевале купили красивые стопки из оникса в качестве сувенира за 200 рублей. Может это и не оникс, но теперь смотрятся на стеклянной полке красиво.
Там же было поставлено отремонтированное колесо обратно.
На перевале прошли вверх метров 300, там на обзорной площадке снимался кинофильм «Когда цветет папоротник», актеры пели песню про воздушный шар мандаринового цвета в корзине от воздушного шара, который катался по краю обрыва на рельсах. Думаю потом компьютером приделают и воздушный шар и спрячут рельсы.
Дальше путь проходил вдоль реки Б. Ильгумень, на ней очень хорошие места для дикого отдыха с палатками: тишина, красота, вода, дрова.
Как выехали на Катунь, не заметили, но дальше дорога шла вдоль её скального берега. Много крутых поворотов, подъёмов-спусков, дорога не широкая — на этом участке нужно быть предельно внимательным.
Уже вечерело, а мы хотели попасть засветло в Усть-Улаган, поэтому ехали быстро и впадение Чуи в Катунь тоже не заметили. Таким образом, мы около 19 часов добрались в Акташ, который находится на 786 км Чуйского тракта М-52. При въезде в Акташ стоит щит рекламного типа, в котором говорится, что на территории Акташа скорость ограничена — 40 км/ч. Но ни одного нормального знака я не увидел, поэтому ехал со скоростью 70 км/ч. Поворот на Усть-Улаган обозначен на щите с указанием расстояния (56 км) и направления движения.
После Акташа асфальт закончился, дорога начала резко подниматься вверх вдоль речки Чибитка, некоторые пороги не ней очень красивы. Километров через 8 машина упорно теряла скорость и уже ехали в положении «2» АКПП, при скорости не больше 40 км/ч. Горы начинали зажимать дорогу и внезапно скалы обступили с обоих сторон до небес — это «Красные ворота». Чибитка пробила путь через скалы красного цвета (в них содержится большое количество солей ртути), а человек загнал Чибитку в трубу, и провел поверх трубы дорогу. Останавливаться не стали, потому что уже темнело.
Проезжали вдоль озер, где разводят форель. На них есть несколько баз для любителей рыбалки.
Асфальт то появлялся, то исчезал. Дальше были просто базы с домиками, но мы решили ночевать в Улагане. Это была ошибка.
В Улагане есть магазины и банкомат, но ночевать абсолютно негде. Стемнелось и пошел дождь. В центре висит вывеска о гостинице «Алтай», найти ее не смогли. От продавщиц в магазине узнали, что эта гостиница закрылась. Затем напротив банкомата увидели еще один указатель «Гостиница», поехали по нему 50 метров, но гостиницу найти не смогли. Позвонили по телефону на указателе, тогда нам объяснили, как найти.
Гостиницей оказался деревянный дом во дворе хозяйского дома без вывески и других намеков на цивилизацию. Машину загнали во двор, туалет на улице. Но внутри чайник, плитка, холодильник, раковина с водой телевизор и четыре кровати. «Номер» стоил 500 рублей с человека, но и этому были рады. По телевизору шло три канала «Первый», «Россия», «НТВ». Связь МТС была. В эту ночь я почти не спал, йогурт делал свое дело, поэтому Улаган теперь будет сниться в страшных снах.
Утром выехали в 8 часов, заехали в продуктовый магазин и выдвинулись в сторону с. Балыктуюль. При выезде бак был дозаправлен на 20 литров АИ-92 по 28 рублей возле моста в Улагане, дальше АЗС нет. В Улагане поставил одометр на 0, поэтому теперь буду считать километраж от Улагана.
Асфальт за Улаганом закончился, и теперь была гравийная дорога, до Балыктуюля около 10 километров, в Балыктуюле МТС работает, дальше связи не будет.
По указателю на Балыкчю повернули направо через речку и пошла дорога на перевал Кату-Ярык. За Балыктуюлем через пару километров находятся «Пазырыкские Курганы» справа от дороги, при поездке туда мы их не нашли, потому что смотрели с другой стороны. Дорога нормальная, встречаются и ямы с камнями и ровные участки, но в целом ехали километров 30-35 в час.
На 48 километре дорога пошла вниз, и на 49 километре выехали на площадку перед перевалом Кату-Ярык. Сфотографировались, поговорили с только что поднявшимися автомобилистами из Кузбасса на Toyota Caldina 2WD c увеличенным просветом, и Toyota Corsa 4WD. Посмотрев на маленький дорожный просвет моей ласточки ребята настоятельно рекомендовали не спускаться. Глядя вниз долины Чулышмана, жена напугалась и тоже запротестовала спуску. Но адреналин уже в крови и поздно пить боржоми. Сели и поехали вниз. Спуск производил в два этапа. Первый этап — 5 плеч из семи, второй — 2 плеча. Спускался в режиме L АКПП и подтянутым ручником щелчка на 4. Если затягиваешь больше, — колеса идут юзом. Естественно, пользовался и рабочей тормозной системой. Разъехаться не сложно, как на разворотных площадках, так и в некоторых местах на плече. Главное: видишь идущего вверх навстречу, заранее выбери площадку для разъезда и не заставляй тормозить его. У встречного на подъем преимущество!
Жена категорически не хотела фотографировать и даже смотреть вниз с перевала, вжалась в кресло и молча ждала окончания спуска. При попытке показать красоту Чулышмана сверху раздавался крик: «Женя, смотри на дорогу, пока не улетели».
Спустились и двинули дальше. На 65-м километре справа появляется красивый водопад, но расстояние до него приличное, поэтому фото только на приближении. Дорога всё время идёт по левому берегу Чулышмана, слева впадают живописные ручейки.
Дорога — смесь гравия и гальки. Средняя скорость 15 км/ч. Большие машины выкатывают в гальке колею. Если я ехал по колее, то выхлопная труба капитально цепляла за накаты. Я ехал наоборот, по накатам гальки, скорость меньше, но так не цепляет. При движении по камням увеличивается вероятность прокола колеса, поэтому надо быть аккуратней.
Навстречу проехала легковая «Рено» и следом Toyota Camry года 96. С «Камри» сказали, что они с Телецкого едут, проехать можно, но аккуратно. Появилась надежда на прохождение маршрута до конца. С 55 до 70 километра дорога сложная, ехал медленно и внимательно выбирал путь. После 80-го километра находится несколько турбаз, с них можно пойти на Каменные грибы около 3 км в одну сторону и на водопад Учар 11 км в одну сторону.
Каменные грибы находятся ниже по течению, поэтому лучше переправляться со второй турбазы. Переправа на моторке стоила 500 руб. с двух человек в оба конца. Дорога на Каменные грибы идёт по тропинке вдоль правого берега Чулышмана, затем переход через разрушенный деревянный мостик и по тропинке вверх. В одну сторону дорога занимает 1 час.
Каменные грибы — результат разрушения рыхлых горных пород, под твердыми. Вблизи на вид ножка гриба выглядит как бетон плохого качество с песком и мелкой галькой. Шляпка — кусок твёрдой скалы.
Водопад Учар, он же Большой Чульчинский водопад, находится в 11 километрах от устья реки Чульча, на самом деле это каскад небольших водопадов, но очень красиво. Дорога в оба конца занимает около 7-8 часов, поэтому мы туда не пошли.
Вернулись к Чулышману, моторка вернула нас обратно на левый берег. Пообедали в кафе на базе лагманом по 120 рублей за порцию и двинулись дальше.
На 85 километре находится село Коо, просто село и всё. Перед селом объехали по новому мосту брод, в котором, судя по рассказам, много утопилось пузотёрок и не только. Местами дорога становится ровней, но риск, что внезапно появится камень, угрожающий поддону, высок.
На 105 километре дорога уходит левей в сторону долины Башкауса, и перед рекой небольшой, но крутой подъем с хорошими ямами. Подъём был пройден на «L», затем мост через Башкаус. На 115 километре появляется забор с воротами поперек дороги. Это забор ограничивает выпас скота из села Балыкча. Ворота завязаны на веревку и легко открываются. Главное — не выпускать скот из ворот, когда проезжаешь. Тут же в сторожке сидел пацан лет семи. Открыл ворота, мы дали ему конфет. Вообще дети в деревнях постоянно машут машинам и что-нибудь просят. Пошёл дождь, и дорогу начало развозить. На 120 километре село Балыкча довольно крупное, есть магазины и вышка МТС. Проехали сквозь село, доехали до второго забора на выезде.
Отсыпная дорога закончилась и стала грунтовой, а дождь лил всё сильней. Осталось всего пять километров. Машину стало таскать из стороны в сторону, лужи стали большие и глубокие. Не доезжая два километра до берега Телецкого озера, при переезде с одной грунтовки на другую, машину стянуло в сторону и развернуло на 45 градусов от дороги. Колеса категорически не хотели цеплять ни за траву, ни за землю, и все попытки въехать в горку на дорогу заканчивались еще большим поворотом от дороги. Выйдя из машины, я осмотрел масштаб бедствия и тут увидел еще одну машину, которая ехала следом. Они остановились, удивились, как мы сюда попали, и помогли нам въехать на дорогу ровно. Проехав сто метров, машина слетела в глубокую колею, но вторая машина была рядом, и мы на веревке выехали из колеи и доехали оставшийся километр в сцепке. Спасительным автомобилем оказался Skoda Yeti 1.8 литра 4WD из Барнаула. Большое спасибо их владельцам Михаилу и Ольге за помощь. Так на веревке мы приехали на южный берег Телецкого озера, а именно, турбазу «Кырсай» на одноименном мысе. Итог: 130 километров от Улагана.
«Кырсай» — очень хорошая турбаза, цены от 400 до 600 рублей с человека, на базе отличное питание по приемлемым ценам. Поужинали, сходили в баню и уснули как убитые.
На следующее утро проснулись часов в 10. Дождь ночью закончился, на берегу озера рассеивался последний туман, появилось солнце.
Позавтракав и сфотографировав пейзажи, мы тронулись на двух машинах обратно вместе с ребятами из Барнаула. Дорога от Телецкого до Балыкчи была в огромных лужах, но на этот раз застряли только один раз и выбрались самостоятельно. «Skoda» уехала далеко вперед, и мы довольные, не спеша, возвращались обратно. Остановились на мостике через русло Башкауса для фотографий. Дорога назад была чуть быстрее.
Перед Кату-Ярыком встретилась интересная скала.
Пообедали на базе Кату-Ярык у начала перевала. Съели по отличной яичнице с колбасой (60 руб.), и по лагману (80 руб.). Посмотрел на Кату-Ярык, машины заезжают, у реки жить никто не остаётся навечно, значит, и мы сможем заползти. Все тяжелые вещи были перегружены из багажника на пассажирское место, чтоб максимально загрузить передние колеса. Многие поднимаются пешком, чтоб облегчить подъем машины в гору. Я тоже хотел отправить жену пешком, но потом подумал, что она легкая и большой разницы не будет. Жена заняла место за мной, ей было настоятельно рекомендовано ехать молча, пока не поднимемся полностью. Включил «L» и поехал на оборотах 3 500-3 800. Забрался с первого раза, днищем нигде не зацепил, пробуксовка была только один раз на яме. Наверху остановились перевести дух, перегрузить груз обратно в багажник и зафиксировать достижение.
Попытка найти Пазырыкские курганы второй раз закончилась успешно, и мы остановились на них, не доезжая километра три до Балыктуюля. Курганы выглядят как насыпи камней в чистом поле. Курганы уже давно раскопаны и сейчас остались только каменные насыпи и яма внутри. Захоронений мы увидели пять штук, но это недалеко от дороги, на самом деле их намного больше.
Проехали Балыктуюль и Улаган без остановок. На половине пути между Улаганом и Акташом есть перевал с местом отдыха для водителей и обзорной площадкой, с которой открываются замечательные горы с ледниками.
Проехали озера с форелью и остановились на «Красных воротах» для фотосессии.
Таким образом, около 20 часов мы выехали в Акташ на М-52.
Ночевать планировали на турбазе «Кочевник» на 781 километре М-52, но свободных домиков не оказалось, и пришлось ехать до села Белый Бом 45 километров. На въезде в Белый Бом справа кафе, слева турбаза. Разместили нас в мансарде домика на турбазе, но стены и окна были с огромными щелями. Отдали традиционные 500 руб. с человека, но спали как на улице, ветер и холод. На базе есть более или менее теплый туалет с унитазом, и раковиной. На территории стоит верблюд в рекламных целях. В кафе напротив оказалось очень приличный выбор полноценной еды по умеренным ценам. Рекомендую всем питаться там, ибо вариантов практически нет.
Утром выехали в 9 часов, чтобы приехать в Новосибирск не поздно. Перед подъёмом на Чике-Таман есть беседка с родником. Остановились там для пополнения запасов воды и памятных фото.
Жена хотела несомненно попасть в питомник с зубрами, указатель о котором увидела еще в начале путешествия. Питомник находится за селом Черга, там табличка и поворот налево, если ехать в сторону Горно-Алтайска. Дорога плохая, но всего 1,5 километра. Потом небольшой брод и подъём в горку с домом смотрителей. Экскурсия стоит 100 руб. с человека. Ласточка осталась стоять возле дома, а нас на УАЗике повезли к зубрам. Зубры живут там без клеток, пасутся на ограниченной территории. Мы подошли на расстояние не меньше 20 метров к ним, сделали фото. После купили магнитики и выехали на Бийск.
В Бийске пообедали в столовой «Лейла» (Красноармейская, 45). Отличная столовая и недалеко от трассы. Сытые и довольные выехали в Новосибирск. Большое спасибо за внимание к рассказу, если есть вопросы, пишите на esa1984@mail.ru