«АБАКАНиЯ — 2010». Отчет о трофи-экспедиции через Абаканский хребет к р. Большой Абакан

06.07.2011 | 40793 просмотра

Когда Сусанин со Змеем собираются на рыбалку, то ничего доброго не жди, а уж, если в компании с Доктором, Снайпером и Дэнозавром, то и подавно держись от этого мероприятия подальше.

Вот я и не пойму, как же так вышло? Собиралась ведь гардеробчик новенький «активировать», парочку модненьких местечек посетить, в которые давно нацелилась; цвет лица, в конце концов, поправить. Да и без ритуалов у зеркала, в салоне и в ванне (по часу, а то и больше) я себя уже не помню. Да что говорить… Всё это любопытство моё треклятое. В общем, хочу представиться — за желание быть очевидцем, нарекли меня Летописцем и велели всю правду обсказать.

Как это было

Рыбалку наметили в краях суровейшего бездорожья. Там не то, чтобы плохая автомобильная дорога по тайге, а её вообще нет, есть только пешие и конные тропы. Зимой туда попадают на снегоходах — в единичных случаях. Отправная точка от цивилизации — деревня Мрассу, что в Кемеровской области, путь к которой лёг через Горный Алтай, Турочак, Таштагол. Мрассу — название загадочное, волшебное. Рядом с деревней текут три реки: Акмрас, Сумрас, Чормрас (как всё в нашей жизни — Свет, Сумрак, Темнота). Далее путь пролёг через Абаканский хребет. В месте Консинский разлом намечен спуск к реке Консу, а по ней к реке Большой Абакан.

Соль экспедиции не просто в её эксклюзивной непроходимости и сложности маршрута, а в том, что это осуществляется впервые автомобилями-внедорожниками (да и в принципе автомобилями) и, на мой взгляд, вряд ли повторится вновь. Знаете ли, наведаться к бабуле Лыковой или хотя бы в те края на авто желает «далеко не каждый».

Идея почувствовать себя первопроходцами и торжественно навешать табличку о покорении Абаканского хребта щекотала нервишки и подстегивала самолюбие (что скрывать — признаёмся).

Комментарии местного населения, опытных путешественников, бывавших в тех краях, сводились к одному: «Вы не проедете и не доедете, тем более не за две недели».

Состав экспедиции постоянно менялся по мере подготовки: кто-то «стоял над душой», пока не записали в маршрутную книжку, кто-то решился в последние дни. Команду составили четыре автомобиля УАЗ с пятнадцатью экспедиционерами (в их числе пять девушек), одним на всех багажником, три лебёдки, четыре пилы, два сэндтрака, два штурмана — на всех, одним разведчиком; слава Богу, одним руководителем, одним рыбаком — Сан-Ванычем — ну, должен ведь кто-то на рыбалке рыбу ловить. Так или иначе, но случайных людей не было, все члены экспедиции — наши люди. В общем, «что на зеркало пенять, коли рожа крива», тем интереснее.

17 июля 2010 г. Отъезд от нулевого километра Барнаул. 6:30 утра

Спортивно-туристическая трофи-экспедиция «АБАКАНиЯ — 2010»:

Змей с курительной трубкой (гламурненький табачок с вишней и амброзией вскорости был заменён на самокрутку из газеты «Кроссворды» и листьями с ближайшего куста, хотя предлагался заячий помёт — ну он же ядрёный — он проймёт).

Сусанин с народом (зорким взглядом отслеживает настроение членов команды на протяжении двух с лишним недель — важно, чтобы всем там понравилось).

S.T.A.L.K.E.R. с рацией (наш «ищущий» и не подозревал, что был взят в суровые условия папой с целью педагогической, а также воспитательной).

Снайпер без «мышей». (Да ладно! Можно подумать он туда за рыбой ехал. Этому парню не то что так отдыхать, ему так жить можно.)

Завхоз. Со своими перепутанными футболками. (Что не взяли, забыли или перепутали — неважно. Главное, что тушёнка на месте.)

Папарацци с камерой. (Призывы «Снимите меня!» не всегда обозначают видео или фото, а например: снять с коня человека после конной прогулки в горах в течении 2-3 часов.)

Кисточка с табличкой. (Любопытная оказалась не только я, но и эта юная особа, которая ещё и впечатлительная «до обморока».)

Дэнозавр с отличным настроением. (Забросить работу, дела удалось, а вот жену-то не вышло.)

Путешественница со знаниями «всё о коклюше», но без марлевой повязки. (К ней ночью медведь лез — настоящая женщина!)

Штурмовик вездесущий. (Безотказность и умелость этого парня породило легенду о чудо-рыбе Хариусе. А «охарюсеть» — стало нарицательным и применялось к проявлениям звёздной болезни у кого-либо из членов экспедиции.)

Малой с новеньким защитным костюмчиком. (Опора и надежда  пилотов. Вот так и закаляется сталь: уехал Малой — приехал Большой.)

Доктор с помпой и набором мед. препаратов. (До отъезда случилось несколько суток ремонта автомобиля, включая последнюю ночь до 5 ч. утра, но настрой боевой.)

Тори на подхвате у Доктора. (Как настоящая «декабристка» вслед за любимым хоть в огонь, хоть в воду, а трудности — ноль внимания.)

Сан-Ваныч с удочкой. (Единственный, пока ещё неджиппер, но абсолютно свой и, главное, помнит — за чем мы туда едем.)

Летописец с хронометрическим журналом. (Все мы в каких-то смыслах летописцы.)

Припёрлись провожающие: Юля и Вова Седых, Саша Дверников, Андрюха Казначеев, Ромка Михайлов, Дима Морозов. Нам приятно — им завидно. Председатель А. Чернюк совсем припух. (Ну в смысле, обгорел на солнце, а вы что подумали?) Он припозднился, но не приминул дать своё благословение. Всем спасибо.

Отдельная благодарность съёмочной группе «Вести-Алтай» и Сергею Пенчуку за репортаж и моральную поддержку.

7:25 ч. Под фанфары выезд колонной с флагами из Барнаула на трассу. За этот день мы пройдём 423 км — немного, но начало положено. День выдался на редкость жаркий (градусов 36). Автомобили греются, капризничают.

Заклинило генератор у Змея.

Заменили за полчаса и продолжили путь. Обедаем в автомобилях, машем куриной лапкой постам ГИБДД, бросаем кости в Снайпера, а он нам пикает маленькой резиновой уточкой.

Вот мы и в Чойском районе. В небольшом карьерчике Дэнозавр латает свой бензонасос. В дороге звонят родные, помятуя о том, что связь скоро закончится.

Деревня Туньжа, река Иша, деревня Ыжи, река Кызылташ — названия мелькают в голове. Жара усиливается. Хорошо тем, кто предусмотрительно оставил передние окна в Барнауле, а остальные мечтают о люке, собираются парится вениками.

В 17:00 — Турочак, автозаправка «Солекс» — ставим отметку для туркомитета и ищем место под ночевку.

Группа инициативных решила ставить лагерь на реке Лебедь, прямо на каменистой косе.

Приготовили ужин, обкупнулись, достаточно скромно отметили начало экспедиции (на каждый вечер строгий руководитель выдавал литровую кружку «для сугреву» на всех — ну, Змей — он и в горах Змей). Выставили дежурных и баиньки.

Этот день пролетел, оставив в наших душах смутное сомнение, что нашей спокойной жизни пришла хана.

18 июля 2010 г.

Ночью шёл дождь. Змей составил график ночного дежурства из провинившихся членов, вина которых была в том, что они не девушки и не были сегодня за рулём, а может и ещё из-за чего — неизвестно. Тем не менее руководитель бескомпромиссно решил, что ночью они не должны спать, а в дальнейшем — и лишний раз есть, сидеть в машине, просто так стоять, прикидываясь деревом — так до конца экспедиции. Однако Штурмовик и Малой живы-здоровы, только выправка строже, а менял их сам Змей, Сан-Ваныч и Папарацци.

В то утро мы любовались горой «Подхребетной», рекой Лебедь, рассветом без комаров и мошкары. Мы тогда ещё были туристами. Снайпер опутал куст верёвкой, сказал: «Так надо», но заявил, что на обратной дороге обязательно её распутает, а его Зая активно почёсывала ему спинку. Девчонки навели марафет, ввели новую моду на косички — самая оптимальная прическа в условиях «без душа». Пилоты и штурманы сложили багаж, проверили автомобили.

8:30. Выезд.

Настрой романтический. Поднимаемся в перевал. «Инвалиды» — Доктор и Дэнозавр прут как угорелые, ведь горячий характер не даёт покоя.

9:30. На перевале. Граница Кемеровской области и Республики Алтай.

Начинается край металлургов. Проезжаем местность, где ходила драга несколько лет назад.

Вывернутые куски породы, насыпанные горами, а между ними ил с водой.

На небольшой речушке под мостом близ Таштагола встретили ребят из Новокузнецка. Эти экипажи «Лэнд-Крузер»-80 и УАЗик не справились с горячительными напитками и по дороге упали в геологический шурф. Хочу добавить, что наши собратья — джипперы из Новокузнецка и Таштагола выехали в трофи-экспедицию «Две границы» в тех же краях, но другим маршрутом с более ранним, чем у нас, стартом. Так вот эти экипажи, сломленные, но неповерженные (они возвращались к своим), встретились нам и пожелали удачи.

11:00. Таштагол. Делаем отметку для МЧС-ников, трамбуем бензобаки, опустошаем магазины и прощай, цивилизация. Прохладный денёк перерос в ливень. Надели дождевички и поехали. Эти чудо — плащики были нашей ежедневно-неснимаемой одеждой «и так, и на выход». У Сусанина он был кислотно-жёлтого цвета. Лысый человек в широком жёлтом резиновом плаще постоянно мелькал у всех перед глазами и превратился в наваждение. При этом он считал, что в этом имидже «мужики его ещё больше зауважают». Он маньяк или шпион. Нет, всё-таки маньяк. Но всё-ж таки его перещеголяли Доктор и Тори в военных костюмах химической защиты Л-1.

Возле Чулеша дождь внезапно кончился. Решили съесть уже наконец арбуз. Остановились на роднике Таймет.

Вода в нём, по мнению местных, самая чистая в этих краях. По краю дороги красно от россыпи крупнейших ягод земляники.

Продолжали движение уже опять под дождём. Проезжая деревню Талон, видели драгу. За этот день по гравийным дорогам пройдено 180 км.

16:10. Деревня Мрассу. Дождь всё ещё смущает нас пока (это пока), ведь для подъёма в гору сухость дороги существенно облегчает прохождение.

Решили встать на реке лагерем, отправили в разведку Сусанина с Малым без воды, еды, только с надеждой вернуться к ночи. Палатки, автомобили и мы сами ходим, сидим и стоим на огромнейшей земляничной поляне. Все в позе садовода-огородника жуют молча. Только наевшись, мы начинаем хозяйничать. Всю эту красоту и дальнейшие приключения мы не могли не запечатлеть на видеоплёнку. Поэтому был выделен член экспедиции — Папарацци на это благое дело. Змей велел каждому, кто видит Папарацци без камеры, пинать и лупить бедолагу. Братская любовь Змея и Папарацци всегда обостряется и шокирует окружающих во время вылазок на природу.

— Крайний раз я с ним поехал!
— Змей, а ты у нас не Горыныч ли?

Я, в свою очередь, имею дискуссию со S.T.A.L.K.E.R.-ом по поводу постановки палатки и поиска места под неё, в итоге которой спим почти на камнях, но каждый при своих аргументах. Ужин к концу, а разведчиков-то нет. Змей с Доктором встречают их около лагеря. Сусанин и Малой без ног.

Так вот. Предварительно подкрепившись, разведка донесла: там небольшая горка, лужа, чуть-чуть грязьки, примерно 1 000 — 1 500 — 2 000 (на выбор) шагов, а дальше как по асфальту. Если вы думаете, что я издеваюсь, то поверьте мне, что наша разведка (а может она и не наша) такое исполняла ежедневно. И мы с умным видом прикидывали: «Сколько же это в километрах до нашего счастья?». Нет, чтоб дурням ещё раз послушать про гору с лужей. Но видно так надо было, чтоб все спали спокойно.

А вот вечер переставал быть томным. Все воодушевлённые тем, что «наши там были, они знают…», решили маленько расслабиться и посидеть у костра подольше.

Дэнозавр обнаружил, что забыл дома всё нижнее бельё, костерил за это Путешественницу, но недолго горевав, утешился задорным купанием в речке «в чём мать родила». Вода была в речушке по колено и достаточно бодрящей температуры. Снайпер поддержал товарища в трудную минуту. Уверенные, что их белорозовые  силуэты не видны, они громко горланили и веселились, радуя все окрестные дома, которые находились метрах в пятидесяти от лагеря. Но даже в эту пору беспечного веселья наш Змей бдел и велел ночью не спать всё тем же провинившимся. Так прошёл второй день. Это был последний день, когда мы беспечно ехали в автомобилях, как туристы. Со следующего дня все шли пешком, кроме пилотов. В то же время и эти места впервые принимали у себя путешественников на автомобилях. Ведь до сих пор ни автомобилей, ни какой тракторной, ни какой гусеничной техники здесь не было. Как и не было здесь никаких старых дорог.

19 июля 2010 г.

Громкий зычный голос женщины, которая восхищена неким Анатолием, никого уже не вдохновлял ни в 6:00, ни в 7:00, ни 8:00 часов утра. А вот фольклор Змея возымел действие за пару минут. Аргументами послужили звуки дождя об крыши палаток (доспались до дождя).

Утром был туман, а к 8 часам пошёл дождь. Предложение принести в жертву самого ценного члена экспедиции — Малого (с точки зрения голодного времени), для ублажения бога дождя, не было поддерженно, хотя сам Малой спал и был абсолютно не против. Вот именно поэтому практически всю экспедицию мы мокли под дождём.

Грузились под дождём. Выезжали в надежде (наивные!) прорваться до Бараньего лба Консинского перевала (самой высокой и сложной части), и хотя в этот день преодолено 13 км, но до намеченного нами было ещё далеко.

Дана команда стравится. При наличии автомобильной камеры до 1 атмосферы, для бескамерных покрышек до 0,7-0,8 атмосферы. Дэнозавр стравился на глаз (оказалось до 0,3). Поэтому первая же гать и колея оказались местом разбортовки лихого хлопца. Достали компрессор, обулись.

Как только началось бездорожье, выглянуло солнышко (правда ненадолго). Говорят, что когда заканчиваются дороги, то начинается жизнь. Да, вот это жизнь! Во всей своей красе предстал Абаканский хребет. Вот теперь-то уже невооруженным глазом видна вся масштабность нашего путешествия. И радость и мурашки по телу. Куда мы собрались? Ё-моё! А вокруг горы таёжные в облаках и низины в ромашках — красота сумасшедшая.

Потом был подъём с небольшими спусками. Наблюдаем  за GPS — навигатором. В змейской машине он показывает, что мы слегка сбились с курса, а вот у Доктора другой навигатор почти всегда указывает на точное соответствие конной тропе.

Наш путь был вообще иным. Выбирали его почти интуитивно, ориентируясь на показания идущей впереди разведки. Как Сусанин умудрился ни разу не потеряться в незнакомой местности, до сих пор непонятно, ведь он не использовал навигатор, а расстояние отмерял шагами. Остальные штурманы оббегают территорию в радиусе 50-80 метров впереди автомобильной колонны. Выбор оптимального продвижения нёс ответственность за сохранность автомобилей. Сложность была в больших боковых уклонах — 40-45 градусов (идём по верху небольшого хребта) и близости деревьев друг к другу.

При этом оговорю сразу, что деревом для нас является растение с диаметром ствола 15 см и более, а всё что менее — «трава». Хотя, как правило, стволы попадающихся нам деревьев были диаметром от 80 до 100 см. это не считая завалов (упавших деревьев, лежащих в беспорядке), которые были до 1,5 м в диаметре. Здесь-то и оценились преимущества наших УАЗиков перед более тяжёлыми автомобилями с длинной базой, подготовленными для бездорожья.

Тот, кто идёт с автомобилями обязательно помогает пилотам. Даже девочки толкают, подкладывают сэндтраки и стоят в виде маяков на опасных точках. Периодически льёт добрый ливень. Змей идёт во главе автомобильной колонны, разгоняя штурманов вежливыми просьбами посторониться с подробным объяснением особенностей УАЗика — отсутствием тормозов. Направляющие отскакивают в кусты, как зайцы, от этих просьб. Но особо шустрые штурманы успевают на ходу снимать сапоги, выливать из них воду и отжимать носки, не снимая их с ноги. «Веселей ребяты, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ…»

На автомобиле Доктора ломается рулевая тяга. Оттаскиваем УАЗик на ровное место на лебёдке и лечим его. Через час отправляемся дальше. Надо сказать, что автомобиль Доктора хотя и был в нашей колонне завершающим, но вёз весь боевой запас медикаментов и бригаду докторов (две штуки).

К 18:00 уткнулись в тупик. Конная тропа уходит под сильным уклоном. Сусанин убегает в разведку, а мы встаём лагерем на узком месте между деревьями (фактически на самой тропе). Палатки ставить негде, приготовить пищу тоже негде (едим сухпай). Экономим воду (поблизости нет ни родника, ни ручья, ни реки). Все мокрые, грязные, усталые. Сушим носки, штаны, ботинки у костра. Тори, Путешественница и Зав. Хоз. играют в карты в «Дурочку Таёжную». Причём, Тори играет за компанию, а вот две остальные участницы игры — на принципиальное выявление «Дурочки» и признание её в нашей могучей кучке. Но так как периодически кто-то не доволен результатом игры, то борьба продолжается в течение всей экспедиции не на жизнь, а на смерть. Кисточка повышает свой интеллектуальный уровень, слушая и запоминая названия различных деталюшек и приспособ автомобиля, чтобы как-нибудь ввернуть в разговоре с собеседником.

Наконец-то возвращается Сусанин, заставив всех поволноваться (разведка отсутствовала два часа). Наскоро поев, он объясняет, что есть целых два варианта дальнейшего прохождения маршрута: первый — ехать домой (нет!), второй — утром искать новые варианты прохождения пупыря, который огибает конная тропа под смертельным для нас боковым уклоном (да!).

Так и решив отправляемся спать.

Первая ночь, проведённая в автомобилях, наложила на всех отпечаток: то в форме ручки рюкзака, то в решении — ни при каких условиях больше так не ночевать. А вот Змей отличился. Он провёл ночь на крыше автомобиля в спальнике, утром поразив всех красотой половины лица и руки, оставленной нечаянно за границей спальника и обкусанной мошкарой. С мошкарой как-то у всех отношения не сложились. Никто не мог с ней договориться ни по-хорошему, ни по плохому, а поэтому решили её непросто бить, а ещё от всей души материть. Так вот, когда наш обкусанный Змей решил спуститься ночью в разнотравье по змейской нужде, мы, — спавшие в этом автомобиле, подумали, что он просто свалился во сне, но не услышав комментариев ситуации (характерных матерных слов), поняли, что спустился сам и можно спать спокойно. В то же время, когда кто-либо из нас пытался ночью выйти из машины, то для Змея это было испытанием вестибулярного аппарата. В общем больше на крыше спать он не лёг. Тори и Папарацци решили, что лучше хорошая бессонница, чем дурной сон в тесноте. Дежурные охраняли наш сон у костра и скорей всего они-то и выспались лучше всех.

Третий день начался категорийным бездорожьем VI категории сложности (первые 11 км) и закончился абсолютным бездорожьем (последние 2 км).

20 июля 2010 г.

Утром Сусанин со Змеем ушли в разведку. Прошли по конной тропе 600 м и выяснили, что путь для автомобилей непреодолим.

Ширина конной тропы не более 1 м между деревьями. Слева поднимаются скальные выходы метров на 300, а справа обрыв на 400-500 м и уклон 70-80 градусов. Попытка обойти скальный выступ слева от конной тропы не впечатлила, так как обездвиженное тело крота, погибшего под копытами лошади, подсказывало лысым разведчикам, что нам здесь не пройти. Решено спуститься с горы вниз и пройти заболоченной низиной, обойдя гору с южной стороны. Задача была вернуться на эту же конную тропу, хотя увеличился маршрут с 600 до 1 000 м. задача поставлена — задача выполнена.

Вот к полудню начинается восхождение на сам Абаканский хребет. Жёлтый разведчик сообщил, что необходимо выставить лагерь, т.к. мест для стоянки в дальнейшем не предвидится. Ни он, ни мы не могли предположить как и в каких плоскостях — ракурсах можно ночевать в автомобилях с лебёдкой. Подготовка в космонавты теперь есть у всех. Лагерь остались ставить девушки, а все остальные, включая меня, подались удовлетворить своё любопытство и посмотреть (пройти, постоять, осмотреться) всё ж таки — Бараний Лоб. За одним прихватили канистры для воды. Там наверху из земли бьёт родник.

Дорога к ручью породила всевозможные философские размышления на темы: «Чего же дома не сиделось?»; «Есть ли верхушка у этой горы?»; и вплоть до «Мама дорогая, забери меня отсюда!». Дошли до родника, утолили жажду.

Я уснула на досточке, и мне было хорошо. S.T.A.L.K.E.R. с Сан-Ванычем набирали воду.

А все остальные поднялись дальше. Вернулись они, истерически похохатывая. Сусанин решил разведать спуск, который по одной из версий должен быть проще: «Спускаться — не подниматься. Спустимся».

Мы с водой вернулись в лагерь.

Девушки готовили ужин.

Доктор лечил автомобиль.

Все остальные (кроме разведчика) ушли воевать с завалами, которые, по мнению местных, после предыдущей зимы были непроходимы.

Уклон в начале Бараньего Лба составлял 30 градусов на протяжении 700 м., дальше становилось круче до 50 градусов. Скользкая, как размякшее мыло, тропа на этом подъёме всё время доставляла хлопоты. Можно было провалиться в чаче по колено и с трудом вытащить ноги. Задача на сегодня — расчищение как можно большей части подъёма.

Мимо проезжал местный на коне. Угостили, разговорились. От него узнали, что лето пришло в этом году в их края с опозданием на две недели и выдалось дождливым. И это в то время, когда по всей стране засухи и бесконечная череда пожаров. Как нам повезло, мы даже и не подозревали. Пожар в тайге — дело страшное, что и подтвердила наша разведка. Сусанин вернулся, пройдя через перевал, обойдя верховое болото с левой стороны по ходу движения и пройдя вниз по течению Консу 2 км к реке Большой Абакан. Он рассказал, что лет десять назад слева от верхового болота был пожар. Выгорело около 3 км. Раньше там проходила конная тропа, а теперь только горельник и бурелом. Спуск наметил на правую сторону от верхового болота.

Ужинаем просто шикарно — спасибо девочкам. Усталые (это уже наше нормальное состояние) ложимся спать.

В два часа ночи лагерь проснулся от хохота и беготни четырёх в исподнем. На все вопросы о случившемся Дэнозавр и Путешественница, а так же поддавшиеся панике Малой и Штурмовик, заявили: «Нам страшно! Там медведь тявкает!!!». Ну, какой ещё медведь в два часа ночи? И медведи-то не тявкают! Вышел Сусанин, стал решать, что делать и какой зверь мог такие звуки издавать. Позже местные рассказали, что на самом деле медведь так может пугать того, кто вышел на его привычную местность. Паника в лагере набирала обороты:

— Может Снайпера разбудим?
— Чо? Щас! Да, пальните вы в воздух и всё.
— Тогда может Змея разбудим?
— Не надо Змея. А то, он, чего доброго, пойдёт с Мишкой поговорить по душам.
— А может нам палатку переставить к центру поближе?
— Так это чо? Чтоб нас первых съели? Нет, мы скажем медведю, где Дэнозавр спит. И, вообще, хватит. Всем спать.

В общем, напуганные остались одиноки в своих опасениях, а «Всем кто ложится спать — спокойного сна.» В этот день пройдено 1100 м., а отвоёвано (т.е. подготовлена дорога) ещё на 700 м.

21 июля 2010 г.

КАПЕЦ! ЛУЧШЕ Б Я ДОМА ОСТАЛСЯ!!!

Эта фраза одного из членов экспедиции наиболее полно отражала дальнейшее наше продвижение по маршруту. Иногда это хотелось заорать, иногда простонать. С сегодняшнего дня это стало присказкой, чтобы выразить отношение к происходящему и в то же время поиронизировать над самим собой.

Подъём в 6:00. В 8:15 все воодушевленные двинулись на штурм. Говорят: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Те же и говорят: «Ну и зачем вы туда поехали?» Да, неразумные — нелогичные, но отчаянные. А цель наша — жизнь и ощущения «на грани». Это всё там есть.

«Чтобы думать, не надо времени, думать можно и за чисткой рыбы. А чтобы чувствовать, нужно время…» (М. Цветаева). А чувствовать надо остро — на полную катушку — как в жизни.

Прочувствовали всё мы в первом болотце, длиной 30-40 м (10-15 градусов в подъём). Обойти его нельзя, поэтому идём по нему. Змей ушёл ходом. Все остальные автомобили лезли на лебёдках, разбивая колею последующему.

Затем пришлось уйти с конной тропы около 50-100 м. Весь подъём на GPS-трэке получился зигзагами, потому что было много «рулёжки».

Автомобили маневрировали по полметра вперёд — назад под нужным углом, чтобы не зацепиться бортами о близстоящие деревья на скользкой дороге.

Запомнился взлёт в подъёме (около 15 м), разогнаться в который не было возможности, при наличии огромных корневищ, создающих ступеньки и выбоины. Спасались траками, принесёнными с родника досками, лопатами и коллективными усилиями.

По всей дороге в подъём разбирали завалы, распиливали их и оттаскивали.

За 50 м до родника был самый тяжёлый и самый опасный участок, который удалось преодолеть за 3 часа. До этого конная тропа, на которую мы вновь вышли, дала развилку. Выбрали путь верхний (выше на 3 м, чем нижний), но с большим боковым уклоном. Тащились все автомобили на лебеде. Оказались в итоге на ровном, но узком месте.

Но радость была недолгой, так как вся дорога — курумник (скользкие от дождя камни-валуны).

Те камни, которые меньше 30 см в диаметре, — автомобиль проходит, а те, которые больше, — составили работу для штурманов.

Пришлось по сантиметру проводить автомобили, чтобы не задеть редукторами мостов, бензобаками и порогами. Слева от колонны автомобилей уклон (45 градусов) с поворотом и хотя по его краю росли деревья, но два-три оборота через крышу были обеспечены каждому.

Стало резко смеркаться и мы поняли, что здесь-то и заночуем. Вдобавок начался дождь с грозой и молнией. Что мы готовили и ели под этим дождём, известно одному Завхозу, но всем было вкусно.

Спать отправились по автомобилям. Там, где окна были выставлены, автомобиль герметизировался от дождя с помощью всё тех же плащей-дождевиков. Автомобиль Змея висел на лебеде, а остальные стояли под уклоном за ним. Экипажи скатывались в тот угол автомобиля, который находился под уклоном. Сам Змей был статичен. Он просто гулял всю ночь, а под утро (часа 1,5) сидел. Разные калибры тел и особенности характеров членов экспедиции порождали всевозможные варианты группировки в салонах автомобилей. Дискуссии продолжались пол ночи, ведь место соседа каждому казалось выигрышным. Но правда одна: лучшее спальное место — ровное.

Мы идём на рекорды: пройдено около 700 м за 16 часов непрерывного продвижения по маршруту.

22 июля 2010 г.

Дайте уже нам точку опоры.

К 10:00 утра, раскачавшись (после завтрака и гимнастики), пытаемся тронутся.

Двигаемся буквально с подвесного состояния по миллиметру.

Подъём от родника, где состоялась ночёвка, до верха перевала 400 м — самый сложный и опасный участок. Скользкая тропа после ночи дождя состоит из камней, корневищ и выбоин из-под лошадиных копыт, которые представляют собой туннельные ямы со стоячей водой (она, по-видимому, здесь никогда не высыхает).

После крутого поворота начинается достаточно ровная (без боковых уклонов) тропа под 45-50 градусов. Здесь сложность состояла в том, что нельзя прямо зацепиться и надо постоянно обруливать деревья. Поэтому план: вытаскивать на верх всех змейской лебедой — отменён.

Все тащатся сами.

Дэнозавр подтаскивает Снайпера, а уж если усилий не хватает, то используются траки, брёвна и усилия 6 человек.

Вот так почти «на руках» вносятся автомобили на верхушку Бараньего Лба.

Сусанин со товарищи бегает от одной машины к другой по траектории вверх-вниз раз шесть, а так как вместо обеда перекус шоколадкой, то его цель экспедиции — похудеть — вскорости была осуществлена. Остальные штурмана хоть этого и не хотели, но и им пришлось. Мало того, Сусанина, Малого и Снайпера приложили трапиками, а S.T.A.L.K.E.R.-а расхлестали в кровь.

Но подоспевшие вовремя доктора обработали рану и велели не придуриваться.

Со Змея тек то бензин, то вода. Раздаточная коробка Дэнозавра издавала стук и скрежет, поэтому пришлось переключится с пониженной передачи на первую прямую, хоть это и вредило сцеплению. В таких суровых условиях это существенная поломка.

Ремонт отложен до более подходящего места и времени. Изначально сломанный автомобиль Доктора продолжал прилично двигаться, несмотря на свою тяжеловатость. Снайпер был особо благодарен Сусанину за оторванное зеркало, которое последний хотел сложить (не зная, что оно приварено электросваркой), когда автомобиль Снайпера прижало к кустам акации.

17:00. Перевал Консинский разлом.

N 520 13.727’
E 880 36.228’
По GPS:

• высота 1085,6 м
  • время движения 13 ч 54 мин.
  • остановки 23 ч 37 мин.
  • максимальная высота 1097,3 м

Ура-а-а! Мы ехали, ехали и, наконец, приехали!

Мы взобрались в Бараний Лоб! Сейчас мы на той самой вершине, с которой будем спускаться к реке Консу.

Да! Вид сверху впечатляет!

Запускаем салют и бежим продолжать движение.

Начинаем спуск.

Разведка обнаружила верховое болото (500х500 м) с одним единственным деревом посередине. Из болота в р. Консу стекал ручей. И хотя в горах лучшая дорога — река, болото решили обойти краем и с другой стороны от ручья, потому что он был с крупными валунами, крутыми каменистыми берегами и узкой долиной. Решили искать дорогу справа от болота. Вместе с нашим спуском случился ливень, превративший наш перевал в месиво из грязи и огромного количества ручьёв и речушек. Мы потом в них даже мылись, радости нашей не было предела.

Спуск оказался нелёгким. Всё те же завалы, близость деревьев. В одном месте пришлось на лебёдке уходить от столкновения с кедрами и елями под 90 градусов в сторону.

Доверие к навигаторам исчезало. Большое значение уделялось разведке, а особенно сладким речам разведчика-шпиона, который уверял, что «Щастье близко. Только надо пройти энное количество шагов, обойти три лужи и как поплывём по реке, как паяходы.» А звери скажут: «Вот и люди плывут».

В 19:00 Сусанин со мной отправился в разведку. Пройдя до р. Консу и обратно в сумерках под ливнем, мне в свою очередь тоже не захотелось говорить об увиденном с членами экспедиции. И по приходу к ребятам было заявлено, что всё под контролем и завтра обязательно спустимся.

Решено ночевать, а на утро чинить Дэнозавра. За сегодняшний день пройдено 900 м за 11 часов движения.

Лагерь не разбиваем, т.к. льёт ливень. Темень — «хоть глаз выколи». Достаём сухпай, согревающее и... выходим к костру, который поддерживается за счёт машинного масла. А чего по машинам-то сидеть, ведь всё равно насквозь мокрые.

Дичный момент, но так иногда бывает. Бывает, что многое становится мелким и незначительным, а желание человека ночью в тайге собраться с такими же, обогреться у костра, попугать темень хохотом, вернуть оптимизм и снять тревогу, становится необходимостью, инстинктом.

Вот так верхушка разлома разломила наши мечтания о скором прибытии на р. Большой Абакан. Так тоже иногда бывает.

23 июля 2010 г.

Этот день лично мне запомнился очень отчётливо. Наверное потому, что было время осмотреться вокруг: на природу, на людей. Уже с утра было ясно, что будет днёвка, так как Дэнозавр требовал ремонта.

Осмотрев автомобиль, поняли, что развалился подшипник в раздатке. Парадокс, но на самом деле эту деталюшку не взял никто, хотя ехали с ворохом запасных деталей. Оплошали из-за веры в надёжность и небеспокойность этого подшипника. Решили откомандировать Дэнозавра и Штурмовика в Мрассу (около 17 км в одну сторону, естественно, пешим). Они в то утро долго завтракали и выжидали, что вдруг по мановению волшебной палочки кто-нибудь вытащит из кармана их «спасение». Но нет, видимо, им необходимо было запомнить этот маршрут в реальности.

Пока ребята подались в туристическую прогулку, Сан-Ваныч решил показать S.T.A.L.K.E.R.у мастер-класс по рыбной ловле в р. Консу. Змей, Снайпер, Сусанин, Малой и Доктор собрались на прокладку и расчистку трассы. Да, ребяты, такую трассу расчистить — это вам не яму для соревновательной трассы рыть!

Толком не разойдясь, мы имеем радость увидеть вернувшегося Змея, который уже успел сбегать до р. Консу и обратно. Он задал риторический вопрос, делая изысканные круговые движения глазами на мужественном лице:

— Не хотите ли сами сходить туда и посмотреть? (до р. Консу)

—А, чо ходить-то? Я вот доеду и посмотрю, — поставил точку на дискуссии Снайпер, дружелюбно затачивая цепь на пиле.

(Уважуха, тебе Снайпер!)

- Это чо? Куда опять ходить? Я без Дэнозавера не могу! И, вообще, нам и здесь хорошо, — заявили девочки, тем более, что чемпионат по «Дурочке» набирал обороты.

А наши засланцы, тем временем, сбив ноги в кровь, спустились в деревню Мрассу. После часа мытарств по ней они лично знали Пьяную, Бобровских и кучу других жителей, которые посылали их от души из одного конца деревни в другой. В общем, остался последний вариант. Они пришли к местному дедку, у которого в гараже со времён царя-гороха валялся корпус от раздатки. Наши открыли его, обнаружив там одну единственную деталь — именно ту, которая была им необходима. Иначе, как большим везением, эту ситуацию и не назовёшь. На радостях они купили пивка в баночках и «Сникерс» (великий деликатес) для Путешественницы. Пешим ходом ползти в гору все-таки не хотелось. Обратный путь было решено совершить конным маршрутом: Дэнозавр на Гавроше, а Штурмовик на Алтае вместе с местным жителем, который не уставал восхищаться героизмом наших ходоков. Мало того, что конная прогулка оказалась платной, так она ещё больше впечатлила наших пилигримов. Чудесный Гаврош не умел переходить через ямки и ручейки, он их перепрыгивал, чем сильно удивил летящего в свободном полёте наездника. Открытая баночка так и осталась булькать, выливая драгоценное пивко, потому что Дэнозавр побоялся оставить седло своего коняшки, а объяснить ему о сухости во рту никак у Дэнозавра не получалось. У Штурмовика пара часов джигитства оставила свой след на белых штанах и собственно на расположении ног касательно торса.

А в то время в лагере девочки вели хозяйство, как могли. И тут нашла коса на камень. Во-первых, периодически зачитывался список из блюд, т.е. предполагаемое меню на каждый день экспедиции, которое чёрт меня дёрнул составить на угоду руководителя экспедиции. Особенно, резали ухо: «Отбивные из мяса молодого лося», «Сырники с подливкой», «Шоколадное фондю». Во-вторых, продукты начали по-маленьку исчезать, чем нагоняли на всех тоску (но всё-таки, благодаря, экономии Завхоза продуктовый запас растянули до последнего дня). В-третьих, наши вкусовые пристрастия вообще ни у кого не совпадали, а котёл-то один. Тем не менее девочки просто молодцы! Они достойно отбивались от толпы вечно голодных.

А вообще, знаете, что самое главное для грамотно-проведённой экспедиции? Ну, так, чтобы смысл и удовольствие от неё было? Самое главное — способность людей пойти на компромисс, уметь договариваться друг с другом, причём не переламывая себя, а в открытую. У нас это получилось. Вот поэтому никто не сошёл с дистанции на полпути, поэтому мы прошли намеченное, вот поэтому мы сплотились и с удовольствием друг с другом общаемся до сих пор.

Так вот. Сидя у костра, женсовет, Змей (он присоединился к нам, когда разболелась давно травмированная нога) и Папарацци услышали крики: «Снимите нас! Снимите!» Все бросились за фото- и видеокамерами. Это наши гусары, как Шурик на ишаке, нервно тряслись на лошадках. Снимать, оказывается, надо было их и в прямом смысле, так как ноженьки у них обрели форму колеса. Но то, что получилось на плёнке, тоже нас не разочаровало. Дэнозавр и Штурмовик благополучно вернулись, отужинали и принялись за ремонт автомобиля.

Вскорости вернулись ребята с прокладки дороги. Расчистить в этот день удалось большую часть, но не до самого Консу. После коллективного ужина все с удовольствием сели на бревно, чтобы «просмотреть ремонт Дэнозавра», как в кинотеатре (даже лучше, ведь было можно комментировать). По ходу ремонта, решили дать объявление о продаже УАЗа, подготовленного для бездорожья. Цена 2 тысячи рублей. Самовывоз. Координаты даются, после поступления денег на карту.

Ещё этот день стал днём Хариуса.

Сан-Ваныч и S.T.A.L.K.E.R. принесли чудо-рыбку, длинной 12-15 см и посолили. Все с удовольствием угостились и стали предвкушать уже близкую рыбалку.

Отдельно запомнилась тайга после дождя в лучах солнца. Капли, висящие как хрусталики на хвое, ветвях, кустах и травинках просто ослепляли сиянием. Ручьи, стекающие откуда-то сверху, напоминали небольшие речушки, в которых мы и мылись и набирали воду для чая и еды. Огромные и могучие кедры, изящные ели. Тайга вползает в душу и потом бередит её.

…Он рассказал, как плачет тайга,
Без мужика она одинока.
Нету на почте у них ямщика,
Значит нам туда дорога,
Значит нам туда дорога.

Облака в небо спрятались,
Звёзды пьяные смотрят вниз
И в дебри сказочной тайги
Падают они…  (группа «Агата Кристи»)

24 июля 2010 г.

Подъём по-военному. Днёвка и спокойная ночёвка позволили восстановить силы и нацелится на Большой Абакан. Подстёгивало ещё и сознание того, что прибытие туда оттягивается, значит, времени на реке проведём меньше запланированного. Змей, надеясь на лучшее, готовится к худшему, подсчитывая стоимость вертолёта для нашего спасения в случае, если мы спустимся, но не сможем подняться в перевал. Добрые змейские мысли вызывают умиление: «Змеюшка, да мы без еды, курева и пива наши пепелацы на руках вынесем».

Спускались все самостоятельно. Для того, чтобы при спуске машины не стягивало вбок, из деревьев делали отбойник. Обрубали все сучья и ветки с той стороны где шёл автомобиль и выкладывали ими гать. Так спустились до ручья.

Там Дэнозавр учинил ремонт.

Пришёл в негодность второй подшипник, перемолов шестерни пониженной передачи. На счастье нашёлся такой подшипник у Доктора.

Пока остальные пили кофе и обедали семечками, деталь была установлена.

От ручья мы спустились к реке Консу в низине, названной нами «Лыжи».

Эта низина — своеобразная граница, отделяющая «сказочную горную тайгу» от речного мира. От всей здешней природы исходит миролюбие и спокойствие. Сюда, наверное, приходит зверьё на водопой, а вот перевалочный пункт для путника, уставшего в дороге: у костровища лежат котелок, старый капюшон и самодельные лыжи — охотничьи снегоступы. И для нас начался следующий этап. Закалку первым мы прошли, перевалив через Консинский перевал. Полагаясь на опыт «бывавших в горных реках» (Сусанин, Змей и Папарацци), мы были полны решимости и бесстрашия, но р. Консу оказалась не такой простой.

Дело всё в том, что близость гор и достаточно узкая долина определили характер строптивой речки.

Она была узкая, глубокая, с сильным течением, крутыми берегами и огромными булыганами. При этом коварстве течения и камней автомобили постоянно разворачивало поперёк, а чтобы этого не допускать приходилось очень ловко и внимательно отруливать.

Бесконечные завалы, которые нас преследовали в тайге, были обнаружены и здесь. Если не было возможности их распилить на глубине или при быстром течении, то искали объезды по берегу.

Штурманы теперь окончательно вымокли, хотя дождя сегодня не было.

Тяжело разведке было идти рекой, поэтому первая машина фактически шла вслепую.

Штурманов запускали в особо опасные зоны измерять глубину, что не помешало автомобилям сделать пару нырков.

Частота завалов была через каждые 20-40 м.

Многие шли по берегу. Расстраивало большое количество ещё зелёной черники. Отдушиной служила жимолость и красная смородина, которая после нашей орды, что называется «как корова языком слизала». К бесчисленным видам мошкары добавились оводы, укусы которых меняли человеческие лица до неузнаваемости.

Повстречали Костю — проводника из местных, который водит конные маршруты на рыбалку на р. Большой Абакан. Он и его спутники были обескуражены нашим присутствием на р. Консу, что всё-таки не помешало ему нас поприветствовать: «Судьбу испытываете». Спокойно, Кузьмич, тех, кто ещё сюда доберётся, больше нет. Ну, а, если всё-таки доедут, пожми им от нас руку.

Пройдя около 4 км по реке, мы остановились на ночёвку (около 22:00). Выехав на берег, ставили палатки прямо на поваленных брёвнах, правда, поросших мхом (спать было достаточно мягко). Ели сухпай, грелись у костра.

В этот день мы попробовали себя на дикой горной реке. Для многих (кроме троих) это был первый опыт. Он оказался нелёгким. Напряжение во время продвижения по реке для всех показалось тяжелее всего, что было до этого в пути. Первоначально спланированный маршрут (18 км за один день) растянулся на три дня.

25 июля 2010 г.

Сегодня вновь придётся войти в эту воду. Река Консу — наш проводник, что облегчает в ориентировке по местности, но постоянно держит, не даёт расслабиться и перевести дух.

Немного спустившись по течению от нашей ночной стоянки, выехали на пригорок. Увиденное нас порадовало.

Открылся косогор с высоченной травой (выше капота). По нему-то мы и поехали (300 м). В отличие от заболоченных берегов с завалами и горельника, это место было нам передышкой.

Потом пришлось спуститься в реку.

А река из Малой Консу перерастала в Большую Консу (разграничения местных жителей). Через 500 м от косогора в реку пришёл очень крупный приток (количество мелких ручьёв и притоков неисчислимо), что существенно сказалось на самой реке.

Она стала гораздо глубже и шире.

Хотя появились и отмели (в основном у берегов, а иногда и в центре реки), но были и глубокие ямы.

Вода очень чистая и прозрачная (пьём оттуда). По берегам появляются кусты со спелой чёрной смородинкой. На даче под Барнаулом только одно упоминание о ней вызывает кислую мину. А здесь другое дело. Смородинка здесь и слаще и приятней (особенно, когда весь день не успеваешь перекусить). Донимают завалы, которые здесь масштабнее. В одном месте Змей пилил бревно прямо с капота автомобиля. Глубина была машине по фары.

Движимся колонной. Иногда первой машиной едет Дэнозавр или Снайпер. Течение усиливается, подводные камни коварно стучат по днищу автомобилей. Экстремальная ситуация постоянно требует мыслительной работы по поиску новых оптимальных путей.

Вот выходим на правый берег.

Правый берег — долина, по которой хоть и с трудом (из-за болота и завалов), но можно двигаться.

Левый берег — скальная отвесная стена (50-100 м в высоту). Некоторое расстояние по берегу и опять в воду (почти с головой). Через километр приходит в реку приток ещё больше предыдущего. Ситуация обостряется. Сусанин со Штурмовиком уходят по правому берегу в разведку.

А у нас рубилово продолжается. Пытаемся жаться к берегам (по отмелям), наискосок переходим глубину, уворачиваемся от камней.

Тут Змей опомнившись, решает, что мы потеряли разведчиков. Предлагает вернутся на то место, с которого они ушли. Поддержки не получает (какой дурак так запросто поедет назад, если он тут каждый водный метр боем брал). Поразмыслив о том, что наши разведчики не те люди, которые могут потеряться,  да и наши четыре автомобиля не иголка в стоге сена, продолжаем движение вперёд. Через три км за небольшим поворотом обнаруживаем на берегу рыбаков-шорцев из г. Таштагола с нашими разведчиками за милой светской беседой. Причём, Сусанин и Штурмовик так органично смотрелись в этой компании, что возник вопрос: «На кого же мы все похожи?». Ответ пришёл сразу, как я обратила внимание на небритые, измождённые и обкусанные лица мужчин. Слава Богу, нас, девушек, ничем не испортишь. Рыбаки ловили рыбу сетью. Они были рады нам и выражали восхищение. Когда рыбаки шли сюда по верхней конной тропе, то видели наше движение по тайге. Они сказали: «У нас все знают, что мужики на р. Большой Абакан поехали. Если до сюда добрались, то и до р. Большой Абакан доедете».

Предпочитаем движение по реке, хотя наблюдаем за петлянием конной тропы (она уходит на левый берег). Через 250-300 м река делает резкий поворот на 90 градусов, таким образом скальные прижимы остаются с правой стороны. Это сыграло с нами злую шутку — мы фактически пленники реки. За многие годы скальные выступы осыпались, приберегая для нас остроугольные подводные камни. В этом месте мнём пороги. После каждого удара о днище проверяем автомобили, что позволяет вовремя заметить пробитые бензобаки у Дэнозавра, а потом и у Доктора. Достали шланги, сливаем топливо. Во время движения  колонны стараемся всех держать в поле зрения. По берегу правому (около 2 м в высоту) находим первые спелые ягоды черники.

А вот теперь всё. Приехали. Впереди поперёк реки огромная ель.

Глубина перед бревном выше пояса, а за бревном более 1,5 м (достать дна не удалось, т.к. сносило течением).

Бревно распиливаем в воде, а потом усилиями нескольких человек сталкиваем к краю. Перед тем как запустить первую машину все мужчины выходят для страховки и дальнейшей эвакуации. А вот теперь самое время понять «тварь ты дрожащая или право имеешь?». Змей идёт по краю ямы. Бодро занырнул, получил крён под воду на 20 см выше капота, а задняя часть по крышу. В салоне мокро. Я сижу в левой стороне заднего сиденья по пояс в воде. Мотора не слышно. Тишина. Вот она — «хананамити» (дорога цветов). Сейчас-то мы и узнаем: кто мы и зачем мы здесь… Ну уж нет — умри, но не сейчас. А вот он — звук мотора (не заглох, чертяка). И потихоньку Змей выбрался самостоятельно. Следующий — Дэнозавр. Он выбрал другую траекторию. Стараясь пройти быстрее, пилот пошёл прямо «на таран». Сердце на секунду остановилось: капот целиком под водой, лобовое стекло захлестнуло волной. Ещё десять секунд — и он на отмели. Это чудо — бензиновые моторы УАЗов продолжают исправно работать. Вот ведь непотопляемые машины. Огромное спасибо пилотам, готовившим автомобили к экспедиции.

Двумя оставшимися автомобилями решаем не рисковать. С островка посередине реки оттаскиваем лебёдкой распиленное бревно ближе к берегу, что позволяет Снайперу и Доктору обогнуть водную преграду, погрузившись по фары.

Двигаясь дальше, замечаем всё больше признаков слияния рек. Р. Консу становится всё более непредсказуемой. Ищем выход на берег, подходящий для автомобилей и для их дальнейшего продвижения по нему. Через 200-300 м приходит конная тропа слева, которая пересекает реку под углом 40 градусов и уходит на правый берег. Решаем рискнуть и пойти по правобережью, но через 50 м отказываемся от этой идеи и возвращаемся в реку.

Через 1 км делаем остановку на галечной отмели у левого берега. Малой и Штурмовик пришли с разведки с известием, что до р. Большой Абакан осталось 1,5 км. Решив, что для сегодняшнего дня 13 км непрерывного движения уже прилично, находим подходящий выезд на берег (50 м ниже по течению) для ночёвки. В итоге два автомобиля стоят на берегу между первыми деревьями, а два других на камнях у реки. Ставим палатки на сыром берегу. Костёр разводим в канаве и по-быстрому готовим ужин. Сан-Ваныч кинулся ловить рыбу. Удачно. Вот, наконец, хариус и покрупней.

— Знаете, что? С вами, конечно, хорошо, но я больше с вами не поеду. Потому что рыбалка для вас не главное.

А что тут скажешь! Поедет. Ещё как!

26 июля 2010 г.

Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот! (Кобаяси Исса)

Я потихоньку схожу с ума: 33 км тяжелейшей дороги за семь дней, сегодня — восьмой (и мы ещё не на месте). Есть во мне что-то противное. Ну, что я, в конце концов, погундеть не могу? Учёные говорят, что передвигаясь в пространстве с большой скоростью (например, на автомобилях) мы теряем сознание. Оно к нам возвращается во время прибытия. Желание прибытия к р. Большой Абакан уже просто болезненно. А ведь самые замечательные моменты (как и оказалось) именно в пути-дороге. Но это мы потом (в ноябре завернувшись в плед с чашкой чая) оценили, а пока 9 дней жизни в машине как-то утомили. Хотя, как сказал Сан-Ваныч: «Грех жаловаться — меняем нижнее бельё, носки; сыты и согреты. И за то спасибо!»

Утром (9:00), собравшись, выходим в р. Консу.

Идём по отмелям, завалы встречаются редко.

Через 70 м река изгибается влево. По траектории направления течение нас может прижать к скале. Чтобы такого не допустить, слева распиливаем небольшой завал и уходим в старицу р. Консу. Так мы обошли сложное место за 150 м. Далее выходим опять в реку.

Приближение к слиянию рек обостряет наши ощущения. Происходит потеря во времени и месте, волнуют только события и обстоятельства. А они таковы: через 200-300 м появляется наиболее благоприятный выход на правый берег. Хотя и крутой склон (3 м в высоту), но без отвесных скал и больших деревьев по краю берега. Змей на лебёдке вылазит на берег, потом затаскивает Снайпера с помощью лебёдки по сэндтракам. Дэнозавр и Доктор лебедятся самостоятельно. Девочки ползут на четвереньках, заботливо подталкиваемые мужчинами.

Пробиваясь по берегу, распиливаем завал на протяжении 50 м. А потом 30 м идём по редколесью и кустарникам.

Вот так мы и приехали на р. Большой Абакан (14:10).

Осознание этого догнало нас и оглушило. Мы с немного тупыми, но счастливыми рожами (уж как есть) выбежали, выехали, выскакали на отмель (ближе к центру реки, но недалеко от берега) и просто обнимались и фотографировались, поздравляли друг друга.

Местные рыбаки приветствовали нас, проезжая на моторках. Потом подплывали к нам, общались. Они все испокон веков приходили в эти места пешими или на лошадях. Их недоумению не было предела.

Первопрохождение состоялось. Для многих из нас (12 человек) это была первая трофи-экспедиция. Кто-то первый раз организовывал экспедицию, кто-то первый раз так надолго оказался отрезанным от цивилизации, а кто-то первый раз вообще лишился привычного комфорта и уклада жизни. Произошла большая внутренняя работа у каждого. Мы уже не те. Но все мы — вместе.

Дальше лирика отступает. Необходимо расчищать место на берегу р. Большой Абакан под лагерь. Он весь в завалах. К 16:00 вечера, наконец, можем выгрузиться, помыться, покушать, отдохнуть и подвести итоги. А они таковы: 10 дней от г. Барнаула; 8 дней бездорожья никакой ни VI, а как минимум «XV и XX» категории сложности 34,5 км; без связи с цивилизацией. Строго по маршруту. Что ценно — полной командой (все 15 человек) от начала и до конца.

— Попробовал бы кто-нибудь у меня уехать. Дорогу-то только я знаю, — ехидничал Сусанин.

Мужчины кинулись на рыбалку.

Девушки мылись в р. Большой Абакан на глубине воды «до колена». Папарацци подготовил видеоотчёт об этом пикантном обстоятельстве — «Голые и смешные».

Небо то хмурилось, то улыбалось солнышком, глядя на нас (ну что с дураков возьмёшь). Мы заслужили этот отдых. А наградой была рыба. Хариус жаренный, хариус маринованный, хариус и линок на остроге, хариус запечённый на решётке. А вот хариус закопченный горячим копчением на ивовых веточках — это просто песня. Я могу говорить об этом много: это божественное мяско с запахом дымка — наслажденье. Одно воспоминание об этом — моё вдохновение. О, хариус, ты самый соблазнительный соблазн.

А ещё надо сказать о чудо-коптильне Доктора — предмет моей зависти (уж не спрашивайте, где он её взял). Это приспособа была подозрительно похожа на БИКС (стерилизатор медицинских инструментов). Но это не так важно, как более значительно то, что она делала с рыбой!

Весь вечер мы радовались обществу друг друга, вкушая местные кушанья, делились впечатлениями о пройденном и строили планы на будущие поездки (О, ужас, я попала. Они все того… А мне это уже нравится).

А да! Владимир Седых, помним о вашей просьбе: привезти вам йетёночка. Ничего не выйдет. Он передал вам, что лично вас не знает, а к незнакомым людям ездить ему мама не разрешает. И вообще, скромнее надо быть. Вот мои дочки, узнав куда я еду, попросили передать маленьким йетёночным девочкам «ПРИВЕТ» — и всё.

Душевно всё получилось.
Расходимся по палаткам уже ночью.
— Денис, там кто-то ходит!
О, опять началось!
— Да нет там никого. Спи!
— Я слышу. Там кто-то ходит!
— Может, ещё и тяфкает?
— Не тяфкает, но ходит! Денис!

После перепирательств Дэнозавра и Путешественницы весь лагерь на ушах. Все с фонариками бегут на выручку. Оказывается — по крыше палатки скачет лягушка, создавая шлепки по тенту.

Барнаул или тайга, р. Консу или р. Большой Абакан, Земля или Луна — у нас истории повторяются. Судьба.

27 июля 2010 г.

Ранним утром встречаю рассвет, сидя на камнях на отмели в центре р. Большой Абакан. Я это заслужила. Большой Абакан — река наимощнейшая, неукротимая, но страха нет, только умиротворение. Особая роскошь — видеть это ежедневно.

Дыхание белой реки…
Чёрт, «под ложечкой сосёт».
Успею ли добежать за посудой —
Там кто-то кашу варит.

(хокку собственного сочинения в тот момент).

И вовремя. У костра собралась группа с тарелками, как только, кто-то шёпотом сказал, что молочная рисовая каша готова. Аппетит у всех был зверский. Наконец-то возникла возможность приготовить что-то вкусное и отъесться. Надо сказать, что многие уже сильно исхудали, а вот Доктор, реально прикинувший, что для него этот отпуск будет курортом, поставил задачу поправиться. И он осуществил её на весомых 13 кг, причём он бегал, работал и участвовал во всём не меньше остальных (представьте, что за жизнь у этого парня).

А руководство экспедиции ставит сверхзадачу: пересечь р. Большой Абакан. На двух автомобилях пытаемся найти переправу вниз по течению р. Большой Абакан на протяжении 800 м. В результате отправляем их в лагерь и делаем пешую разведку вверх по течению уже левым берегом реки. К нашему разочарованию оба варианта отменены из-за колоссального объёма работы, которая тянет на отдельную экспедицию. Нас затрудняет именно время для этого необходимое. Ведь, если через четыре дня мы не появимся в г. Таштаголе в пункте МЧС, то на наше спасение вылетит вертолёт, ставя под срыв проделанную экспедицию и понапрасну тревожа спасателей. Тем не менее наша экспедиция завершена до логического конца.

О чём свидетельствует металлическая табличка, прикрученная на мысу при слиянии рек Консу и Большой Абакан. А над этой сверхцелью мы ещё подумаем. Тем более, что наш GPS-навигатор нарисовал наш трэк так, что мы перешли р. Большой Абакан на другой берег (Ну, компьютер, ты балдеешь!).

К середине дня закапал дождик.

Пилоты и штурманы занялись в обязательном порядке полным профилактическим осмотром автомобилей с целью обнаружения поломок и скрытых повреждений. Ведь впереди — дорога домой.

Сусанин и Змей провели ритуал — побрились. Тут-то все и прочувствовали сурьёзность момента. Завтра предстояло «вспомнить всё».
Таёжная резня бензопилой. Часть вторая.

28 июля 2010 г.

«…Hе новое, а заново
Один и об одном
Дорога в мой дом
И для любви это не место…» (Чичерина и Би-2)

Утром сырым и холодным собираемся, проезжаем 200 м по берегу и входим в р. Консу. Задача стоит пройти максимальное количество километров по световому дню. Необходимо рассчитать наше прибытие во время. Путь в обратную сторону хоть и был пройдён за несколько дней до этого, но показался нам незнаком. Свои коррективы внесли дожди, увеличив водные потоки в реке. Да и наше направление теперь было против течения. Там где был удачный спуск, оказался неудобный подъём. Где-то встречались недоразобранные завалы.

Зато GPS стал нашим союзником. Мы наконец-то смогли отслеживать и координировать своё продвижение без разведки. Идём по реке, проходим место предыдущей ночёвки на р. Консу, за ним переходим брод. А через 400 м от него выходим на левый берег, стараясь обойти каменные завалы, огромное поперечное бревно и тот глубокий брод, где нырнули Змей и Дэнозавр. Расстояние сократить удалось на 1,5-2 км, а вот время прохождения этого участка увеличилось. Прошли его за 5 часов.

Двигаемся по берегу, идёт дождь. На протяжении 700-800 м — огромная черничная поляна.

Ягоды очень крупные и невероятно душистые. Едим её вахтовым методом. Тот, кто не штурманит и не за рулём — по черничку, а потом меняемся. Говорят, от неё зрение улучшается, но у нас улучшилось всё, даже настроение. Тем более, что в дороге полноценных приёмов пищи нет, есть одни сухие перекусы. Особенно нас достали галеты — сухие (не укусишь), без соли и сахара хлебцы, которые мы для успокоения желудка называли котлеты.

— Дай-ка мне ещё котлетку.

И на душе сразу тепло.

Первым идёт снайпер, у которого уже нет противотуманных фар. Он прёт через бурелом, а остальные по его пробитой в коряжнике колее.

Обойдя глубокий каменистый участок реки по этому берегу, спускаемся в реку.

Проходим правый приток. Река здесь хоть уже и более спокойная, но ехать против течения сложно. Змей в одном месте заехал на небольшой порог лишь с третьего раза, так как вода била в решётку радиатора автомобиля.

Вот ещё одно доказательство того, что «дорога домой» казалось иной. Через 500 м обнаружена пещера в скале по ходу движения.

Из-под скалы тёк небольшой родничок.

Мы с любопытством осмотрели это место, которое не заметили два дня назад, и которое так явно просматривалось с реки.

Дальше движемся со скоростью 1 км/ч. За 2 км до нашей первой стоянки на р. Консу при попытке обойти русло по более мелкому рукаву случай был. Преградой стали несколько заиленных брёвен, которые не помешали нам спуститься по течению, а вот против течения они научили нас бережнее относится к истерзанным автомобилям.

Змей решил взять преграду ходом.

Он залез передним мостом, потом подтянулся на лебёдке. А на очередном повороте обнаружили, что не хватает радиуса поворота. Так и есть. Загнута рулевая тяга. Снимаем и кувалдой на бревне выпрямляем её.

При установке на место заметили, что на поворотном кулаке слева срезаны два болта.

Затянули намертво оставшиеся три и провели ревизию на остальных автомобилях. Снайпер и Доктор лишились глушителей, а Дэнозавр так и прёт на повышенной передаче.

С большой осторожностью движемся, контролируя зазор между чулком моста и корпусом поворотного кулака через каждые 200-300 м. Ремонт откладываем до более ровного и сухого места.

Продолжаем движение, несмотря на усталость, так как важен каждый отбитый нами час. Отдельно скажу о девичьем терпении. Милые наши спутницы, особенно особы творческие и впечатлительные, держались просто молодцом, несмотря на голод (невозможность питаться более двух раз в день при интенсивных нагрузках), холод и сырость. Я вами горжусь. Скажу более, если бы не девочки, то ничего бы у наших молодцов не вышло. Потому, что если мы стойки, то и им пришлось «марку» держать.

Вот так лихо, но, никто ведь не поспорит! То-то же!

Дойдя до первой стоянки на р. Консу, продолжаем движение. Через 400 м обнаруживаем течь масла у Змея. Смеркается. Делаем привал.

В темноте устраняем поломку. Ставим лагерь, готовим сухпай и на отдых: часть спит в автомобилях, часть в палатках — кто где упал — там уснул. Позади 11 км от р. Большой Абакан.

29 июля 2010 г.

Тринадцатый день экспедиции. Если бы меня увидели мои страшно-модные знакомые, то меня бы не признали. Я вообще сама себя с трудом узнавала: встаёшь в том, чём спала, кепочку поправила, в реке водичку попила, там же умылась, за речку — «в разнотравье» — и весь моцион.

Да, господа, и так люди живут. Ещё как живут-то!

Утром проверяем Змея, заводим и колонной в р. Консу.

Участок реки достаточно знаком и преодолим, поэтому Змей идёт первым. На пути бревно, которое он пытается пропустить между колёс, но помятуя об оторванном кулаке, разгон не получается. Автомобиль виснет мостом на деревьях. После нескольких неудачных попыток орёт, вызывая Малого. Отмечу, что с каждым днём Штурмовика с Малым мало кто видел (они скрывались от призывов пилотов о помощи — правда, неудачно).

В общем, хороший штурман — не тот, кто везде, а которого — нигде.

Объясняем ему ситуацию. Правый берег крутой, левый пологий. Брёвна, лежащие посередине, ближе к правому берегу, необходимо убрать. Малой кладет конец бревна к правому крутому берегу, пока идёт за другим концом бревна — дерево падает обратно. Повторив эту процедуру несколько раз, он зовёт на подмогу Штурмовика. Потом это же делают, но уже вдвоём. С третьей попытки одно дерево уложено, пока идут за вторым предыдущее падает в воду. Мучения штурманят — умора. Фильмы с Ч. Чаплиным «отдыхают».

У нас вся машина трясётся от нашего смеха, некоторые падают под панель в салоне от хохота.

— Да! Учится никогда не поздно, только иногда бесполезно!

Просмеявшись, лысые намекают о другом более пологом береге. В итоге, после долгого обдумывания действий надёжы джиперского движения расчищают путь.

А если шутки в сторону, то ни один из нас не разу не пожалел, что эти ребята были в нашей команде.

Так мы преодолели 3,7 речных километра примерно за 2 часа.

Делаем привал на «лыжной базе».

Впереди штурм Абаканского хребта. Решаем тщательно осмотреть автомобили. И не зря. Обнаружили, что у Доктора на поворотном кулаке срезаны два болта. Змей и Доктор разбирают автомобили.

Снайпер проводит осмотр автомобиля и сливает воду с агрегатов в специально выкопанную ямку в грунте.

Начался кап. ремонт.

Это вообще целый ритуал и философия. Автомобили ставятся кругом, в центре — куча запчастей, возле каждой машины подстилки и стульчики (для умозаключительных раздумий с цигаркой в зубах).

И начинается церемония. Женщин туда не пускают, только если с чаем или обедом (ужином), или руки (лицо) сполоснуть.

Советы друг другу дают, пожелания высказывают. Мне иногда кажется, что ни конца ни края этому нет. А уж какие мысли приходят в такие минуты! Можно диссертации защищать. Например: тема «У кого и откуда как руки растут?»

Как глубоко и тонко копают! У-у!

Сан-Ваныч с Дэнозавром предпочитают рыбалку. Возвращаются довольные с хариусом. Девушки чистят, жарят его, попутно готовя обед. И тут Дэнозавр решает осмотреть и свой автомобиль. Из-под капота слышим ругательства (он, будучи уверен, что всё вроде бы ничего, обнаружил стартер без признаков жизни). На вопрос, что случилось, Дэнозавр даёт полный и исчерпывающий ответ для летописца на «эжоповском языке». Вот и он не избежал ремонта. Таким образом получается днёвка.

Лишь к вечеру, под сумерки на Змее удалось ликвидировать один залом и дальше он идёт на четырёх болтах. У Доктора, несмотря на все манипуляции, так и остаётся три болта. Двигаться в перевал придётся с особой осторожностью. Дэнозавр заменил стартер. Хорошо, что хватило запасных частей.

А день «изменения до неузнаваемости» подходил к концу.

Вечером у костра наша команда мало, чем напоминала современных, цивилизованных людей. Ассоциация была с какими-то лесными жителями деревни имени бабушки Лыковой, этакими «чертями  таёжными». Мы весь вечер подхохатывали друг над другом. Как хорошо, что можно быть таким. Просто самим собой.

30 июля 2010 г.

Подъём в 6:00. По-скорому завтракаем, собираем вещи, палатки. В автомобилях становится гораздо просторнее (поубавилось продуктовых запасов), закончилось согревающее и курево. В ход пошли листья смородины (вместо чая) и всяческий помёт (ну, он вроде как проймёт). Отправляемся в путь.

Первая часть пути — до ручья, бегущего с верхнего болота преодолеваем по проложенной нами дороге в течение часа.

Этот маршрут не составил труда, хотя иногда мы сбивались, потому, что трава и кусты уже поднялись после нашего первого прохождения. Но эти края нам уже как родные. Быстрая переориентировка и мы вновь на тропе. Пересекли ручей.

Далее 1 км протяжённого подъёма. Этот склон горы — северо-западный, то есть, несмотря на второй солнечный день, высохнуть как следует ему не удалось. Сплошная чача, полностью напитанная водой.

Сначала был небольшой взлёт (около трёх метров) по этому сырому подъёму, но с крутым поворотом (на 90 градусов). Змей вышел ходом. Снайпер на сэндтраках и усилиях пяти толкающих. Дэнозавр и Доктор на лебёдках по уже разбитой колее.

Дальше грунт в подъёме иначе как мылом не назовёшь.

Причём около 500 м непрерывно каждый имеющий лебёдку шёл на ней. Снайпера в одном месте подтянул Змей, в другом Дэнозавр. Но большую часть этого пути Малой, Штурмовик и Кисточка (которая ещё и успевала это снимать на видео).

Этот километр перевала отнял у нас пять часов.

Добрались на верх перевала к 15:00. Наскоро перекусили (15 минут) естественно «котлетами», запивая водой из р. Консу. Интересно, что никто (доктора не дадут соврать) за время экспедиции не заболел. Мало того, мысль о цивилизации, в которой есть продуктовые магазины, заставила кровь бурлить активнее.

Начали спуск к роднику.

Курумник прошли за 1 час. Здесь, конечно, помог опыт первичного прохождения.

А вот на выходе из курумника узкие ворота из крепких молодых деревьев.

Перед ними пень. Решение беречь тайгу поддерживалось нами с самого начала экспедиции (поэтому распиливались только заваленные гнилые брёвна). Что делать? Будем протискиваться.

Сначала прополз Змей, который помял крыло и дверь. Потом как медведь проломился Снайпер (смял крыло и дверь). Дэнозавр (кузовных дел мастер), похихикивая, тоже поправил геометрию своего кузова. Я-то думала они вымерли (ну, динозавры), а оказалось, они — долго болели. Доктор по-человечески не мог уже терзать свою машину. Поэтому ему выстилали дорогу от крена на пень. От курумника до поляны «где медведи гавкают» прошли за 30 минут.

Дальше уходим от конной тропы, объезжая скальный выступ. Идём бодро. В низине на болоте идём в крутой подъём на лебёдках. Снайпера вытаскивает Дэнозавр на лебёдке.

Причём, стоял он в колонне ниже Снайпера по склону, а вытаскивал его через блок, закреплённый на дереве выше Снайпера.

— Ну, Снайпер, как тебе соревнования?
— Хорошо повошкались! Можно одну точечку ставить на р. Большой Абакан за 20 км и ехать неделю, — подвёл итоги экспедиции Снайпер, как всегда наиболее точно. Наши экспедиционеры — участники различных трофи-соревнований и этапов Кубка РАФ по трофи-рейдам — согласились.

Оставшееся расстояние по конной тропе (2 км) преодолеваем за час с небольшим. Тут-то Доктор и лишился своего багажника. Его сорвало деревьями с крыши на повороте. В таких условиях багажник оказался лишним.

Доезжаем до солонца. Выкуривается «сигаретка мира» (причём тонкая дамская) по кругу на 11 курящих. Она последняя. Сегодня надо быть в магазине, причём до закрытия.

Следующие 5 км по таёжной колее не предоставляли труда для прохождения. Выходим к сенокосу. Небольшая остановка. Усевшись по автомобилям, продолжаем движение. Видим, идёт мужик в синей кепке, шатается. Пьяный что-ли? О, так это наш Папарацци. Он, что, бегом в деревню бегал что-ли? Непонятно. Похоже все подустали и уже чудят. Подозрительно, в то время, когда все запасы согревающего закончились, откуда-то взялся хмельной член экспедиции. Но, факт.

И с этим человеком мы прожили бок о бок две недели.

Не можем не выйти на сенокосе. Здесь последний раз можно полюбоваться мощью Абаканского хребта, горой Лысухой. Последние лучи заходящего солнца. Мы там были и на самом деле остались там.

Так, не грустить. Скатываемся под горку. Вот последняя грязючка. А вот дорога в деревню.

Ну, всё, магазины, держитесь! Залетаем, сметаем всё с полок: яйца, «Сникерсы», помидоры, сок, бутылки с пивком, влажные салфетки, майонез, чай и многое, многое, многое. Жаль, там не было хлеба.

Зато у магазинчика столпился весь местный люд.

Они были рады. Узнав, что мы доехали до р. Большой Абакан, смотрели на нас, как на инопланетян. Местные жители рассказывали о неудачной попытке осуществить подобный маршрут квадроциклистами. Узнав о нашей поездке, они ждали нашего возвращения, поздравляли с преодолением Консинского разлома и самой р. Консу.

А мы довольные дружелюбным приёмом, отправились на знакомое место ставить лагерь.

Доели землянику, принялись за костянику. Ужин в тот вечер был со всевозможными деликатесами, основой которого стали хлебные лепёшки (их пекли из того, что было, потому что очень хотелось хлеба). Правда, ими можно было гвозди забивать. Но мы ели, хотя забивать тоже можно было.

Интересно получается: можно, наконец-то, спокойно поговорить, посидеть у костра, обсудить что-то важное. Но нет, все ложатся спать. Видимо, то, что является «моментом истины» было как-то раньше — во время пути.

31 июля 2010 г.

Сегодня мы позволили себе отоспаться. Раскачавшись и позавтракав, сели у костра. Тут охватил нас ступор и силы окончательно покинули. Ощущение того, что мы на «большой земле» и скоро будем дома, пригвоздило к походным креслам у костра. А тем не менее необходимо добраться до заправки, ведь топливо на исходе.

Выезжаем, прощаясь с краем гор и болот.

Едем по гравийной дороге, стараясь окончательно не развалить автомобили.

Но, неминуемое случилось: на поворотном кулаке автомобиля Доктора срывает третий болт из пяти. Живуч всё-таки ты, УАЗик.

Это несмотря даже на то, что едет это авто на верёвочке у Снайпера. За 10 км до происшествия в автомобиле Доктора иссяк бензин. Так они и двигались. Через каждые 2 км у Доктора поднимали колесо хай-джеком, чтобы посадить кулак на место.

Змей решил отправиться в г. Таштагол за топливом. Вскорости вернулся и дозаправил Снайпера и Доктора. Потом Змей решил опять добраться в г. Таштагол, а Дэнозавр, Снайпер и Доктор так и шли 30 км/ч, оставшиеся 40-50 км (из-за предыдущей поломки).

Змейский экипаж доехал до МЧС-ников, где сделали необходимую отметку о выходе с маршрута. Затем ищем мастерскую, чтобы не терять времени, пока ребята ползут в г. Таштагол. Случайно узнаём на автомойке о том, что неподалёку есть мастерская, где готовятся и обслуживаются подготовленные для бездорожья автомобили.

Мы тут же рванули туда, беспокоясь о том, что в выходной после обеда можем никого не застать.

Но нет. Это наши. У входа стояли парочка монстроходов и ребята из таштагольского внедорожного клуба.

Потом подъехал президент клуба Анянов Эд (он же ЭDD). Большое спасибо вам, ребята, за гостеприимный приём, за помощь в ремонте автомобилей и душевное общение. Тут, как вы понимаете, подъехали наши «инвалиды», которых сразу же определили в мастерскую. Там высверлили сломанные болты в переднем мосту, нарезали новую резьбу, поставили поворотный кулак на место и притянули на новые болты.

И всё это с пониманием. Как хорошо, когда не надо объяснять, зачем так поступили с автомобилем и какого лешего мы туда ездили. Они оказались тоже «не дураками» поездить. Приоритетами местного клуба являются экспедиции, причём их «вылазки на природу с тёщей и детьми» — доброе трофи (местность располагает), а уж если они готовят экспедиции, то точно будет интересно.

Показали нам свою технику. Очень понравилась конструкция Toyota Land Cruiser-80 на мостах от советского автомобиля ГАЗ-66 с дисковыми тормозами на обоих мостах и на колёсах ГАЗ-66. Серьёзный агрегат (уровень капота на высоте двух метров).

Таштагольские ребята рассказали, что давно мечтали там проехать. Ну, надеемся, теперь вы там гоняете и что бутылка водки, на которую спорили о нашем прохождении Абаканского хребта, уже выпита. Да, и отвезите уже того рыбака на р. Большой Абакан, которого волновал наш проход к рыбным местам.

Дальше едем затариваться в… «Марию-Ра». Да, наверно, это заговор, они везде.

Выезжаем из г. Таштагола. Прощаемся и с ним. В этом красивом чистом и уютном городе нам понравилось.

Выехали по темноте. Дорога в ночь. Ехать нелегко, но к 7:00 мы в г. Барнауле. Здравствуй, Родина!

Может когда-нибудь я буду важной и бывалой, а молодые и отчаянные будут просить меня рассказать о том, как «это было». И я, с умным видом, почёсывая лысую голову и бородатое лицо… Ой, нет! Этого не будет!... Да и ладно. Плакать по славе «корифея бездорожья» не буду. Лучше всё расскажу сейчас без прикрас (итак, есть чем удивлять) и без вранья (благо память отличная), как на духу.

Четыре автомобиля УАЗ, подготовленные для трофи-экспедиции «АБАКАНиЯ — 2010», осуществили первопрохождение маршрута: г. Барнаул—г. Таштагол—д. Мрассу—Абаканский хребет—Консинский разлом—р. Консу—р. Большой Абакан—р. Консу—Консинский разлом—Абаканский хребет—д. Мрассу —г. Таштагол—г. Барнаул—1 270 км за 15 дней. 67 км категорийного бездорожья VI категории сложности, из которых 33 км абсолютного бездорожья за 12 дней(по нашим ощущениям и в сравнении с нашими экспедициями V к.с., «Таёжный Роман» 2 место в чемпионате России 2005 года и «Монгольская аномалия» 1 место в чемпионате России 2006 года в классе «Спортивные походы» на автомобилях).

Первопрохождение — это прохождение маршрута на колёсной технике впервые  (никогда до нашей экспедиции ни гусеничная, ни колёсная техника по категорийному участку не проходила). Маршрут пройден полностью, без посторонней помощи в автономном режиме, с соблюдением техники безопасности и в указанные заранее сроки. Средняя скорость по участку абсолютного бездорожья (д. Мрассу — р. Большой Абакан) 4,3 км в день, за 8 дней. Наш «рекорд» продвижения по 700 м в день. Средняя скорость по категорийному маршруту (р. Большой Абакан — д. Мрассу) — 10,8 км в день, за 3 дня. Расход топлива на каждый автомобиль примерно 120 литров бензина на 67 километров пути. Экипажи состояли из 15 человек, среди которых (пилоты и штурманы в обязательном порядке) были участники нескольких трофи-экспедиций разных категорий сложности (в том числе и V — на то время самой сложной), участники трофи-рейдов, участники и призёры спортивных соревнований различного уровня (в том числе и Кубка РАФ), спортсмены-разрядники и кандидаты в мастера спорта по автоспорту.

Цели и задачи выполнены: Сусанин похудел на 10 кг; Змей вовремя вышел на работу; Доктор поправился на 13 кг; рыбаки во главе с Сан-Ванычем наловили хариуса; Штурмовик и Малой получили опыт; Путешественница, Завхоз, Тори, Кисточка и Летописец накормили и ублажили мужчин; S.T.A.L.K.E.R. прошёл школу выживания в суровых условиях; Снайпер и Дэнозавр, как следует, отдохнули и проявили себя, показав на практике в реальной жизни своё мастерство пилотов и бойцовские качества спортсменов; Папарацци всё зафиксировал на видео. Так что скоро будет фильм.

С автомобилями не так всё просто: два пробитых бензобака, два оторванных поворотных кулака, шесть свёрнутых зеркал заднего вида (одно из них в принудительном порядке Сусаниным без согласия хозяина автомобиля), разбитые фары, два разбитых стекла, одна согнутая рулевая тяга, оторванный рулевой палец, мятые крыши, двери, крылья, пороги, разорванная вхлам раздаточная коробка, умерший стартер-генератор, три с половиной померших бензопилы,  один потерянный багажник, три оторванных глушителя.

Скажу прямо. Не без удовольствия по приезду я залезла в ванну на полдня, с ещё большим удовольствием хорошенько отобедала-отужинала, а с превеликим удовольствием обняла и расцеловала детей. Но до сих пор мысленно я на Абаканском хребте и на р. Большой Абакан, дорога туда болезненно залезла под кожу, а душу наизнанку выворачивает от воспоминаний. Это затягивает и не лечится. Поэтому вытащили палатку, достали чемоданы, разложили карту уже сейчас. А потом когда? Потом ехать надо.

Автор отчёта: Белоусова Татьяна

круто

Набережные Челны
Хороший отчетик
Новоселов
Прикольно, но я бы так не смог.

Иркутская область,
Классно!!!
Mitsubishi Pajero iO 1.8 ZR-S автомат 1999 H76W
Daihatsu Rocky 1.6 SX limited автомат 1993 LSD

Сообщений: 1909
Блин, вот зуб даю, один из лучших отчетов в таком духе. Ребята - просто молодцы, супер, что тут еще сказать. Мегареспект за выдержку, решимость и пройденный маршрут!
Танк Т31
Мотоколяска SB 200
Мой отзыв: Nissan Primera 2001

Barnaul
очень много фото где уазиков вытаскивают, такое ощущение что всю дорогу не они везут а их на руках, но все равно очень отважные люди, вся дорога одно приключение
OUTBACK 2007, 2.5 MT
FORESTER XT 2004, EJ205, AT был
Мой отзыв: Mazda Capella 1999

Вот это поездка.
No Comment
Я ни настолько богатый, чтобы покупать дешёвые, некачественные авто.

Тында
Убийцы природы
и не жалко же такую красоту

ГИГАНТСКИЙ ТРУД С ЧУСТВОМ МОРАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ! СУПЕР -ДЕВЧЁНКИ МОЛОДЦЫ С РУССКИМ ХАРАКТЕРОМ! ОБИДНО ЗА УАЗИКИ- КОНСТРУКЦИЯ САМО ТО ДЛЯ ЭТОГО НО ВОТ КАЧЕСТВО......НО ВЫ СПРАВИЛИСЬ! БОЛЬШОЙ РЕСПЕКТ ВАМ!!!!!!!!!!!!!!

casper-knight
Отчет конечно хороший, но сжать его не помешало бы...

серпухов

красавцы!!!!
тоже так хочу)))))))

Ахринеть

вы конечно крутые, но я наверное никогда не пойму какой смысл тащить на себе груду железа в горы, всё же техника должна везти

Настоящие русские парни, респект и уважуха!!!
- Ви тосе японес?
- Нет, оси покусяли!
CORSA 5E-FHE
HIACE 3L
Zёrg
Настоящие психи!!! ;))) Вызывают искреннее уважение!

Экстремальная поездочка.

tsukasauus:
----------------------------
Отчет супер !! хорошо читается !
Молодцом !
Toyota
рубэнчик
"..Средняя скорость по участку абсолютного бездорожья (д. Мрассу — р. Большой Абакан) 4,3 км в день, за 8 дней.." пешком быстрее однозначно :) , ну а если серьёзно то данная поездка вызывает неподдельное уважение к её участникам !! хотя бы потому что сам бы на такое не решился( погряз в благах цивилизации))
рубэнчик
DAUN:
а где бы они нашли подшипник для раздатки на"нормальную машину" наверное поэтому УАЗ ! ---------------------------- !
а кто сказал что этот подшипник сломался бы на "нормальной машине" на то она и нормальная ! машины выбирали думаю не из за этого, а просто по мере финансовых возможностей

Салехард
Русские Люди- СИЛИЩА!!!!!!!

Хакасия
Блин,ЗДОРОВО!!!!! Читал на одном дыхании. Завидую по хорошему:)) Молодцы!!
Я не ленивый,просто меня хранит бог покоя и умиротворения - ДАНУНАХ

Chevrolet Tahoe GMT900 2008

ООчень круто! Впечатлило.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2002

По-геройски выступили! :)
Chevrolet Blazer 4,3 V6 4WD
лёхыч я
Изгадили такой лес! вот ведь молодцы!

Впечатлило! Прочитал на одном дыхании.
Мои отзывы: Mazda Axela 2009, Suzuki Swift 2005

Молодцы, по доброму завидую вашему авантюризму!!!
Мой отзыв: Mazda Mazda6 2008

Novi Sad (Serbia)
Молодцы !!!
Мой отзыв: Mazda Capella 2001
Max_BB:
Настоящие русские парни,
Да, действительно, - сами себе трудности придумаем, сами преодолеем.

Как там у Райкина было? "Если бы этим одиннадцати бугаям...!!! Да, по динамо-машине приделать...!!! Сколько бы электроэнергии выработали...!!!"

Rostov on don
А написанно то как? Ааа??!! глаза не оторвешь))) за тонкий юмор отдельное мерси....

maxxik1
а вроде поехали на рыбалку, а по итогу ползали и карабкались:) МОЛОДЧИКИ

sam5511:
Уехать за 1000 вёрст,что бы сфотографироваться с УАЗом ,типа "Я и мой ТАЗ"
не, ну так то оно конечно лучше )))) да? https://travel.drom.ru/16932/
Toyota

Это лучшее что я видел!!!
Subaru Legacy Lancaster 2000 BHE EZ30
мой вредный друг
LW

Люди как свечи - либо горят, либо в ж@пу их (с) Ф. Раневская
Проектные работы любой сложности.

Клас!Супер!Ну вы и проходимцы!Зачёт!

Офигеть просто кинуть ссыочку на форум уазистов что - ли пускай почитают)
.............Карету мне, карету!.................

Кузня
МОЛОДЦЫ !!!!!!! трэк глянуть можно ?
Мой отзыв: Toyota RAV4 1996

Респект, это не веселая поездочка на Юг..здорово!!!!!
Toyota. Hyundai.

Чет увазики ваши в таких несерьезных лесных жижах буксуют и застревают, такое ощущение что в них только лифт и резина.
zaporoje
УМОПОМРАЧИТЕЛЬНО-на таких аппаратах думаю ВЫ-ЛУЧШИЕ и главное , прошли и вернулись без потерь,а МНОГОГО СТОИТ !!!!!!!!!

Железногорск
Когда видел первые фоточки с гравиечкой, думал так у людей прогулочка... но когда дочитал дальше и увидел эту тропиночку, да подумал что же б там стало да с моим Степочкой??? ;)))

По мере прочтения осознал в полной мере масштаб мероприятия... (в юности увлекался пешеходным туризиом, альпинизмом и прочим ориентированием)... Короче мега респект!!!

Пы.Сы. А места то какие волшебные...

tsukasauus:
А почему одни УАЗИКИ нормальных машин нет???????
Нет, нормальных машин много, просто на других авто передвигаться там ещё более проблематично. Очень тесно.

Tinkz:
Так она и везла. Но так же не может продолжаться вечно, вот и нам тоже приходилось её выручать.

в меня робота прошла отлично когда читал вашу историю!молодцы плюс 5!

DAUN:
а где бы они нашли подшипник для раздатки на"нормальную машину" наверное поэтому УАЗ !----------------------------О тчет супер !! хорошо читается !Молодцом !
Поэтому и брали одни УАЗы и с одинаковым набором запчастей на всех сразу.

лёхыч я:
Изгадили такой лес! вот ведь молодцы!
Прошу прощения, но живой лес старались не валить и после нас ни одной консервной банки не осталось, использование корозащитной стропы обязательно. Таковы правила!

Баранул
Если есть желание, можно посмотреть фильм об этой экспедиции на сайте http://www.4x4video.ru в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ. Фильм АБАКАНСКИЙ ПРОРЫВ.

Эскудо 93г, коротыш, 2" гражданка, 30x9,5R15 Kumho Road Venture MT KL71, люстра, кенгурин

ВЫ ГЕРОИ!!!!!!!!!!!!

Surgut
Бессомнено этим людям уважение!
ВАЗ-2107 97г. HONDA-CIVIC 92г. MMC-GRANDIS 07г. MMC-PAJERO 2010г.

Мрассу
Интересный отчет, написанный интересным языком, с долей юмора и умением неплохого рассказчика. Напоминает весёлую книгу нашего кузбасского автора Евгения Буравлева "Под флагом Чазыбука", в которой действия происходили тоже на Мрассу, только в лодке с группой мужиков с различными прозвищами (как и в этом отчете).

Новосибирск,Обь.
Сууууупер, тожа хочу,возьмите с собой сталкером или хантером,вырос в тайге,хочу там полазить,но не с кем,и не начем,никто не хочет.
Бабло - всегда побеждает зло.

Удмуртия
МОЛОДЦЫ!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

Красноярский Юг
Хорошая поездочка. Может треки выложите? Не помешали бы.
Лучше пеpеесть, чем недоспать
диван на колесах Chevrolet Caprice'92

molodzi!!!

Хакасия
Двоякое чувство испытываю, граждане-путешественники, от вашей затеи.

Ей Богу, хочу границы и блок-посты!
Мой отзыв: Nissan Wingroad 1999

Ставрополь
Романтика. Просто супер. После армии была мечта УАЗ - так и не сбылась. Наверно просто у нас негде так влезть в грязь чтобы ощутить всю прелесть этой легендарной машины. ОДНОЗНАЧНО 5+. Поставил бы оценку 100000000+ да ***** нет таких. РЕБЯТА МОЛОДЦЫ.
TOYOTA GAIA SXM10 -есть
TOYOTA IPSUM SXM15- Был
TOYOTA CARINA ED ST202 - Была
Мой отзыв: Toyota Carina ED 1994

Мастер Алтай:
Поэтому и брали одни УАЗы и с одинаковым набором запчастей на всех сразу.
Респект Бродягам! )))) Спасибо за подробный и позитивный отчёт. Чуство юмора не последняя составляющая в коллективе,а пожалуй одна из главных. Удачи.)))

Р.С. Опять тролли минусуют....И это,непонимающие такой образ жизни-не сотрясайте воздух.Оставьте своё бухтенье при себе.Вам это не навязывают....)))))

Тщательно, вдумчиво и с завистью (белой) читал до утра:) комментарии излишни...

Нет, ну мужики- это понятно, но вот женщинам надо памятник поставить!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Мой отзыв: Nissan Elgrand 2004

Прочел на одном дыхании, молодцы ребята, летописцу отдельный респект за стиль изложения. МОЛОДЦЫ!!!
пешеход....вечный скорее всего.

молодцы ребята!
кто всем минусов наляпал?
Чем дзюдо и карате, лучше старенький ТТ :)

Артем
Годно!
PII V46 33"

Круто!!!молодцы

Горняк:
Двоякое чувство испытываю, граждане-путешественники, от вашей затеи. Все бы ничего, НО, Кемеровчане-сплавшики(на резиновых лодках) и так уже загадили р.Большой Абакан до нельзя! На берега тошно смотреть - стекла, пластика, ж.банок и пр. сиф_илиса столько, что уже стоянку не возможно выбрать для ночевки. Вокруг лесных избушек местных охотников и рыбаков с помощью кемеровчан такая же песня, все, что можно разломать (нары, скамейки, навесы, двери) - сожгли.... Грустно. У себя в Кемеровской извели уже все, что может бегать и плавать, теперь, с помощью технического прогресса добрались и до Хакасии. Ей Богу, хочу границы и блок-посты!
.............Карету мне, карету!.................

Wuglusskr:
Хорошая поездочка. Может треки выложите? Не помешали бы.
Треки не умею выкладывать, товарища попрошу.

Горняк:
Двоякое чувство испытываю, граждане-путешественники, от вашей затеи.Все бы ничего, НО, Кемеровчане-сплавшики(на резиновых лодках) и так уже загадили р.Большой Абакан до нельзя! На берега тошно смотреть - стекла, пластика, ж.банок и пр. сиф_илиса столько, что уже стоянку не возможно выбрать для ночевки. Вокруг лесных избушек местных охотников и рыбаков с помощью кемеровчан такая же песня, все, что можно разломать (нары, скамейки, навесы, двери) - сожгли....Грустно. У себя в Кемеровской извели уже все, что может бегать и плавать, теперь, с помощью технического прогресса добрались и до Хакасии.Ей Богу, хочу границы и блок-посты!
Согласен на все 100%! У нас на Алтае тоже самое, свалки мусора и бардак за собой оставляют не только приезжие, но и наши местные.Но это же зависит не от того на чём люди путешествуют и в какие места они забираются, а от уровня культуры и воспитания каждого из нас! Природу надо беречь!

Восторг после прочтения!
Вспомнилась армейская юность на ГАЗ-69.
Всё будет хорошо. Ну в крайнем случае - нет.
NT-30 2001 4WD

психи )
5++++
АЗЛК 21412->AE100 ->RN3 ->C100->WK2
Барс747
Очень интересный, занимательный и хорошо с юмором написанный отчет! Получил огромное удовольствие от прочтения оного! Спасибо автору и ОГРОМНЕЙШИЙ респект всем участникам экспедиции!!! Вы просто ГЕРОИ!!!
юрка зубакин
такое ощущение что отзывы писали те люди которые не понимают дорожные условия, и типа уаз не нормальная машина, кто сказал, что то же ленд курзер или патрол прошел этот путь без поломок, ну не расчитаны эти машины именно на такое бездорожье жесткое, все машины на таких "дорогах-направлениях " могут поломаться, накройся электроника в крузере и что диагностов искать побежите, УАЗ машина созданная для бездорожья, но не для такого вседорожья..... потому не делайте про уаз и другие машины выводы.... не нам их судить!!!

Бердск, Новосибирская обл
Почитал/посмотрел - молодцы конечно... Но хочу историю рассказать из жизни. Решили с друзьями/подругами съездить на сплав по Катуни. В моменты спокойного спуска, любовались природой и вот в какой-то момент, девчёнки озадачились отчего в лесу, есть прореженные широкие участки. Причем эти участки напротив друг другу по разным сторонам реки. Спросили у инструктора и тот с невозмутимым видом, без заминки выдал инфу: - А это! Да эт путь миграции белок алтайских. Они раз в год собираются в большую стаю и мигрируют по этому месту. Но т.к. их много и в это время у них меняются/прорезаются зубы, то они по пути сгрызают деревья. [мы с пацанами отворачивались от девок к воде и тихо ржали в тот момент] Инструктор продолжил: - А вы знаете, что белки охотятся на медведей? Вот они стаей нападают на медведя, как касатки в море тунца ловят.. пять белок на одну лапу напрыгивают, пять на другую, ещё по пять на ноги... но т.к. они не могут убить медведя так(перегрызть не могут, т.к. кожа у медведя жёсткая и шерстью защищена), а силы теряют быстро, то ещё одна белка прыгает на морду медведю и затыкает ему нос/рот. Тот задыхается и белки потом его потихоньку раздербанивают. Часто в норах/дуплах белок, находят подстеленную шкуру медведя. Девчёнки с открытым ртом сидели и слушали... хотя возрастом были по 25-27 лет.. Но нивные как оказалось и падкие на романтику!!! К чему это я.
Белоусова Татьяна:
Едите куда-то, то почитайте историю того места. Намного интересней становится путешествовать. Знали бы вы, что наши деды/отцы территорию алтая/саян вдоль и поперёк прошли/объездили с геологоразведочными и прочими экспедициями... там и на газ66 много где были и на более популярных у них гусеничных вездеходах типа (газ71,гтт и и же сними).. Ну и фотка(где вы идёте по колее) после этих слов говорит о том, что там ездят вдоль и поперёк до сих пор(а то что вы дороги нормальной не знаете и полезли валить лес - тык "в России 2 беды"). Фотка ваша https://i.drom.ru/pubs/4483/169... Я за путешествия, но против вот такой глупой вырубки леса и порчи грунта. Ни какой научной/общественной пользы не приносят такие поездки, а природу жалко.

Автор - Дарья Донцова. Из за слога осилил только пару дней повествования. Остальное добирал по фоткам. Уже лучше.
Кстати почему в каждом офф-роуд путешествии есть кадры жанра "я мою свою УАЗ в горной реке"?
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Point:
Почитал/посмотрел - молодцы конечно...Но хочу историю рассказать из жизни.Решили с друзьями/подругами съездить на сплав по Катуни. В моменты спокойного спуска, любовались природой и вот в какой-то момент, девчёнки озадачились отчего в лесу, есть прореженные широкие участки. Причем эти участки напротив друг другу по разным сторонам реки. Спросили у инструктора и тот с невозмутимым видом, без заминки выдал инфу:- А это! Да эт путь миграции белок алтайских. Они раз в год собираются в большую стаю и мигрируют по этому месту. Но т.к. их много и в это время у них меняются/прорезаются зубы, то они по пути сгрызают деревья. [мы с пацанами отворачивались от девок к воде и тихо ржали в тот момент]Инструктор продолжил:- А вы знаете, что белки охотятся на медведей? Вот они стаей нападают на медведя, как касатки в море тунца ловят.. пять белок на одну лапу напрыгивают, пять на другую, ещё по пять на ноги... но т.к. они не могут убить медведя так(перегрызть не могут, т.к. кожа у медведя жёсткая и шерстью защищена), а силы теряют быстро, то ещё одна белка прыгает на морду медведю и затыкает ему нос/рот. Тот задыхается и белки потом его потихоньку раздербанивают. Часто в норах/дуплах белок, находят подстеленную шкуру медведя. Девчёнки с открытым ртом сидели и слушали... хотя возрастом были по 25-27 лет.. Но нивные как оказалось и падкие на романтику!!!К чему это я.Едите куда-то, то почитайте историю того места. Намного интересней становится путешествовать. Знали бы вы, что наши деды/отцы территорию алтая/саян вдоль и поперёк прошли/объездили с геологоразведочными и прочими экспедициями... там и на газ66 много где были и на более популярных у них гусеничных вездеходах типа (газ71,гтт и и же сними)..Ну и фотка(где вы идёте по колее) после этих слов говорит о том, что там ездят вдоль и поперёк до сих пор(а то что вы дороги нормальной не знаете и полезли валить лес - тык "в России 2 беды").Фотка ваша https://i.drom.ru/pubs/4483/169... за путешествия, но против вот такой глупой вырубки леса и порчи грунта. Ни какой научной/общественной пользы не приносят такие поездки, а природу жалко.
Эта колея рядом с деревней Мрассу, там местные жители сено косят, потому и проехали в первый день тринадцать километров. Историю и географию этих мест изучали в течении пяти лет и был выбран именно этот маршрут потому ,что там никогда не ходила НИКАКАЯ техника, в том числе и гусеничная.До ближайщей ЛЭП через Абаканский хребет 100 километров ниже по течению реки Большой Абакан. Это единственный на сегодняшний день проход через хребет.К природе относимся очень бережно и с любовью!

Баранул
Один пожар или ураган в тайге за одну ночь губит тысячи деревьев, мелких, а иногда и крупных , животных. Поверьте, эти последствия ужасны, кто часто бывает в тайге это видел и знает.

Блин белой зависьтю вам завидую ребята. Просто нет слов!!!!!!!!!!!!!! +100000000
BMW
С удовольствием за рулем!!!!!!!!!!!!

Мастер Алтай:
Согласен на все 100%! Но это же зависит не от того на чём люди путешествуют и в какие места они забираются, а от уровня культуры и воспитания каждого из нас! Природу надо беречь!
Вот именно, природу надо беречь! А когда несколько УАЗЫКОВ "купаются" в нерестовой речке Консу - это как ножом в сердце. А с УАЗЫКА априори с рождения ГСМ килограммами в час вытекает.
Нравится г/авно месить на УАЗе - велкам в карьеры и на полигоны. Любишь природу и хочешь попасть в реликтовую тайгу - рюкзак тебе на плечи и альпеншток в руки.

отличный экстрим. 5

Лесостепск в краю болот
Вот почитал я отзыв, посмотрел фотографии. Да с одной строны молодцы, нашли себе хобби, суровое мужское увлечение, все же неспиваетесь пивом в своем кемерово. Но с другой стороны...злость берет, от того что по девственному лесу на уазиках расковыривая все вокруг в грязь,рубя лес, ломая все на своем пути, катаясь по речкам...сто процентов за собой кучи мусора оставляя, ибо наше население жить и отдыхать культурно и чистополотно априори не может. Лучше бы пешечком пошли, с рюкзаками, экстрима не меньше, зато природа более цела. А на этом *****ожелезе месите карьеры вокруг своих загаженных городов. В России есть потрясающая еще не совесем урбанизированная, порой девственная природа, и ее нужно беречь, мало ее осталось, но даже на такой громадной территории русские ухитряются все загадить, сломать, сжечь. Беригете природу-МАТЬ вашу!!!

Мастер Алтай:
И вправду, чтоб людей пачками не валить!? Вот что такого сделал плохого доктор Йозеф Менгеле!? Ну подумаешь бесчеловечные опыты ставил и 40 тысяч в газовые камеры отправил, какая разница, в мире ведь столько катастроф, ураганов и землетрясений всеравно куча народа гибнет, сотней тысяч больше сотней меньше..какая разница!?:)))

Ребята....ну давай те уже объективно, вы влюблм случае оставили после себя уйму мусора, да еще и в заповедных местах, где техники не было!!! Знаешь почему исторически сложилось что русские относятся к окружающим их ресурсам, в том числе и лесным пользовательски? Потому что привыки думать что они безграничны, еще 100 лет назад на юге западной сибири где я живу было полно зверя, пушнины, отличная рыбалка -сейчас этого ничего нет. Лучше б жен своих в Европии свозили, в альпы...и посмотрели как это все устроено там.

hondalub:
Во-первых,мы не из Кемерово(читать надо, прежде чем что-то обсуждать).
Во-вторых, отвечайте за себя, почему вы априори культурно и чистоплотно отдыхать не можете. Не надо за всех отвечать(тем более за всех русских!).
Что и кому лучше - это отдельная тема, обсуждать которую возможно бесконечно. А если вам такой отдых не понятен, то нечего прикрываться темой защиты природы. По логике, если вы так нас осуждаете, то , видимо, вы и мясо не едите, и в бане не моетесь, и одежду только синтетическую носите, да , наверное, и топливо на своём авто только экологически чистое используете. А когда по реликтовой тайге ходите, то и консервы не едите, и птичек не стреляете, и рыбку не ловите. Да, да, да.....
Давайте, уже, начинайте любить природу, с себя. Вобщем добрее надо быть.

ребята,молдцы ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
женам ихним респект.не то что моя,даже не знает где гараж находится мой,хотя до него 6 минут хотьбы

Вобщем добрее надо быть.
Согласен про добрее.

Горняк:
Согласен про добрее.Ружо у меня висит на гвозде более 10 лет. Осмысление с возрастом приходит. Промысловую охоту и рыбалку не осуждаю в принципе, осуждаю когда у балбеса висит на плече оружие и он готов стрелять по чему угодно: от дорожных знаков и консервных банок до синичек.И рыбку люблю половить в удовольствие, и покоптить ее в ящике на природе. Но не ведрами, а сколько необходимо для отдыха, ну и домой на пирог. Вот только все больше в Туве, т.к. Абакан уже почти зас/р/али и выцедили весь. Но и в Туву уже добирается цивилизация на "УАЗЫках".Ну а за мое отношение к Кемеросчанам прошу не пинать. Первые банки дихлофоса, хлорка и карбит появились на речках именно с появлением в наших краях Кемеровчан.
А у меня ружья вообще нет и никогда не было! Птичек жалко! А у кого есть, тех тоже не осуждаю, каждому своё.

Парни и дамы РЕСПЕКТ и УВАЖУХА ВАМ ! Прочитал с удовольствием ваш рассказ о поездочке , действительно коллектив у Вас подобрался что надо , то что там кто-то кричит о порче леса , читать надо внимательней просто а не орать , на счет коллие оставленные от уазиков , их не будет к концу лета уже , так что о порче леса бред полный , люди деревья не валили , а то что землю колесами пропахали это не страшно , фотографии зачет , такое могли только русские люди замутить на русских машинках ) , немцы бы сгинули там бесследно на своих МЛ-х или Туарэгах , а вот Гелека загнать в такие места это можно , только бампера другие и лебедочки с 2-х сторон поставить не помешает ) было бы интересно почитать такой отчет ))) немец на р.Большой Абакан .

Мастер Алтай:
Ну с чего вы решили что мне не понятен такой отдых??? Вполне понятен, когда в меру, и мясо ем, и хоть и городской житель имею опыт закола свиней и баранов, да и баню очень люблю. И рыбку половить люлблю, но на удочку или спининг побросать, но чтоб в красивом и тихом месте и чтоб окурков и пластиковых бутылок в ближайшем радиусе не было. Да только мест таких практические не осталось, реки и берега загадили, воду выкачали, рыбку электроудочками перебили. Едешь за грибами в лес, выходишь на опушку живописную, а там все раскатано и бутылками и окруками засыпано. С себя я давно начал любить природу...с детсва ибо воспитан так.

Алексей_76:
+++++++100000000000 под каждым словом!
P.S.Будем надеяться, что Гелик там скоро будет! Это наша сверхзадача на ближайшее время!

Кем обл г.Мариинск
Молодцы ..как говарится мужик сказал-мужик сделал очень интересный отчет и фотографии .так держать в дальнейшем по таким *прогулкам*в тайгу .

Бердск, Новосибирская обл
- тут впервые проехала автомобили. До нас сюда только на лошадях доезжали.

olegm42
супер!!!!!!!!!!

hondalub:
Ну, вот, бескомпромисных защитников природы здесь не оказалось! Тогда, вы с чего решили, что мы злостые истребители всего живого?....
Мы вам (ну уж как могли) рассказали о ПУТЕШЕСТВИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПРИКЛЮЧЕНИИ. Отчёты в защиту природы нужно искать не здесь. А громко кричать о защите природы ещё не значит любить и охранять её на самом деле.
Мы за разумное отношение к природе и её охране. При этом отдыхать по дорогам и пешком мы НЕ МОЖЕМ!

Алексей_76:
Ремонтом авто вон занимались.. куда масло капало?

Правильно говорят:"Если просто сидеть на диване и мечтать-то твою жизнь проживет кто-нибудь другой". Молодцы, отлично поработали и заодно немножко отдохнули.Активный отдых-это хорошо!!!
Мой отзыв: Land Rover Range Rover 2001

Point:
Кто вам сказал что там "икогда не ходила НИКАКАЯ техника,"? В каких отчётах вы это вычитали так категорично? Уверены что там геологи на своих горбах тащили оборудование для бурения, чтоб сделать замеры? Уверены, что там географы пешком ходили с планшетами, чтобы замерить местность? Уверены, что пьяный тракторист не гонял по вашему маршруту заснув с бутылкой водки в руках на рычагах управления? Вот и я том же... А по фотке - лучше тогда надо готовить материал. А то так могли и просто текст наваять, фоток из инета накидать и превед. Люди ведь читают текст, следом смотрят на фотографии которые подтверждать должны этот текст, а там "колея рядом с деревней Мрассу, там местные жители сено косят"...
Уверен.Мы изучали историю тех мест и с местными старожилами общались, к экспедиции несколько лет готовились. Ну вот всем текст понравился, а Вам нет .Ну ,извинити ,пожалуйста.

Point:
Зы: в догонку в прошлому моему сообщению. Дед у меня военный доктор. Но по обязанностям, обслуживал "близлежащие" населённые пункты в районе. Гонял он там на передвижной рентгеновской установке на базе Газ63. Забавно было, когда начался движняк 4х4 "экспедиций" массовых в народе и выкладывании отчётов, читать подобный пёрлы как в данном отчёте:- тут впервые проехала автомобили. До нас сюда только на лошадях доезжали. и фотка полуразрушенного аула/деревни. А у меня воспоминания, что видел я подобный пейзаж(горы/дома)... сначала долго думал. Потом догадался залезть к деду в ящик с фотографиями... и там фотография его рентгеновской установки на фоне процветающей деревни и гор. Практически в том же месте сфотано, где и те горе покорители бездорожья фотались.
Ну так я же Вам и говорю, это последняя деревня Мрассу, дальше, после неё, нет ни дороги, ни каких других деревень! Ничего нет! Возьмите карту и посмотрите внимательно , если нам не верите.

Point:
Понимаешь, под колесом того уазика, мог сдохнуть последний представитель женской особи какой-нить твари... Ну или завезли они из другого района жучка/паучка не специфичного для данного района..Ремонтом авто вон занимались.. куда масло капало?По рекам проезжали.. спугнули пару зверят у которых сезон гона и у тех не встал на самку..Деревья, которые "не валили" - на фотках видны не поваленные деревья со свежими спилами по живому дереву... аще не валили.. сами упали почему-то.Открой спутниковые снимки полянки какой-нить рядом с населённым пунктом. Там поляна вся изъезжена вдоль и поперёк и наверняка каждый проезжающий думал "да пустяки! на следующий год трава вырастит и не заметно будет что тут я проехал".С умом надо делать такие вещи... с умом и аккуратнее с природой. Лошади им в помощь.
Ну так в отчёте же и написано, что нашли тело крота погибшего под копытами лошади! Прочтите отчёт ещё раз , пожалуйста.

Как там в песенке..."Уаз-машина для мужчины"...)). Первопроходцы,молодцы.
P.S. Господа комментаторы, думайте, перед тем как писать. и, мне почемуто кажется, что те кто пишет такие отчёты, и действительно любит путешествовать, никакого гуана, в переносном смысле)), за собой не оставляют.

Молодцы!!!!!!!!
этож надо так собратся да еще и с дамами!!!!!!!!!!
респект и уважуха вам

Новосибирск-Родник
От накинулись то "любители природы" на участников экспедиции. Аж смешно какие все в интернете правильные. Ну какой они ущерб там природе нанесли? Вальняк попилили и пару завалов разгребли? Так чтож тут страшного то? Тем более не думаю, что туда еще кто-нибудь сунуться отважится))
Я вот месяц с небольшим назад был в Алматы, так вот там на Медео и в Чимбулаке ураган прошел, так весь лес как косой скошенный лежит, смотреть страшно и жалко очень такую красоту. И никто даже убирать эти деревья не пытался. А ведь они гнить начнут и жучки могут нехорошие там завестись... Ну так вот смысл в том, что от 4х УАЗов и 15 человек, прошедших по лесу, ничего страшного не случиться. Да и я больше чем уверен, что мусор они весь с собой привезли и выкинули нормально.
Участникам экспедиции мегареспект! Спасибо, что осветили для широких масс свое путешествие)) Было приятно читать и смотреть фотографии с такими чудесными видами. Удачи в дальнейших экспедициях.

Зачетный отчет!Молоцы!
Котельное оборудование,сантехника Дрому скидка!

Челяба
однозначно респект участникам трофи,
вопрос- как дела с клещами обстояли?
Мы думали, у нас такие серьезные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?

Здорово, молодцы!!!

Нет Слов!!!!!!!!!!!!
"UGT"
Грузоперевозки до 3 т.
Покупай Motul!!!
Мои отзывы: BMW 1-Series 2012, Hyundai i30 2009
Мрас-Су
Я вот что-то не понял - почему данных путешественников и создателей этого отчета много народу ругает, а вот когда в прошлом году был выложен отчет https://travel.drom.ru/14619/ так были только одни восхитительные и восторженные отзыва, типа "Ахренеть!" Там народ тоже писал, что уже изъездил все дороги возле дома, и они решили податься на неизведанный север. А ведь они тоже там пилили деревья и по речкам ездили, "заливая" их маслом и другими отходами. Что ж вы накинулись на этот отчет? Из-за того, что там были чуда японского автомпрома, а тут УАЗы?

Мрас-Су
Что-то ссылка не прошла:
Я упоминал отчет:
Экспедиция «Нывровидение-2010»: Южно-Сахалинск — Оха — Ныврово
Крутышки однако!!!
росли,и взаимовыручка,если хотите...Эх,романтика,блин!Кра -сав-цы!
слабо оторвать свои задницы с уютных кресел,и попереться куда-нибудь пошевелить
своими булками.
Удачи вам,чуваки!И новых экспедиций!Благодарю за отчет.

СПб
Вот это супер. Тоже хочу. Хариус - самая лучшая рыба.

Всё правильно - люди должны делать дороги и строить дома.Вот ребята и сделали дорогу.Молодцы,но не завидую,грязь,мошкара,железо,п отный и грязный в спальник и палатку,вонь.....ну ево нафик!))))))

fox396:
однозначно респект участникам трофи, вопрос- как дела с клещами обстояли?
Именно клещей было очень мало, укусил только одного человека, сразу укол вкололи, до сих пор жив и здоров. Много комаров, мошки, слепней и мелкого гнуса. Даже через сетку-маскитку пролазит!

cfirfkfhbcrby:
Крутышки однако!!!Да - тяжело,да - грязно,да - у тёток свои запросы в таких условиях,но сколько же кайфа,познания неизведанного,эмоций и позитива от этой касотищщи!Завидую белой завистью!Хера это море - лужа лужей,а вот горы,реки,водопады,лес - вот это отдых!Плюс драйв.Да,драйв на бобиках,ездить на которых совсем непросто - но зато какое приключение!Тут вам и техическая грамотность,и умишком шевелить надо,и руки чтоб из того местаросли,и взаимовыручка,если хотите...Эх,романтика,блин!Кра -сав-цы!И,кстати,не увидел я ни в тексте,ни на фото никакого истребления ни природных,ни этнических,ни моральных и прочих других ресурсов.Всем завистникам,наверно,простослаб о оторвать свои задницы с уютных кресел,и попереться куда-нибудь пошевелитьсвоими булками.Удачи вам,чуваки!И новых экспедиций!Благодарю за отчет.
Спасибо огромное за понимание!!! Всем,всем, всем!!!

Круто!!!!!!!

благ-анжелес
респект !!! Молодцы ребята !!!
Девчонкам особая уважуха !!!
по жизни на позитиве

Читать приятно и - "Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей". Удачи в жизни, новых рейдов.
Патриот!
Слов нет!!! Это наверное самый лучший отчет о такой сложной экспедиции!!! Респект вам, 5 однозначно!!!!!

Отчет на 5 с +++++++++++!
поездка впечатляет очень, отличная экспидиция. Так держать! молодцы что не сдались, дошли до конца. Респект Вам!

Респект и уважуха настоящим ПАТРИОТАМ))))

Point:
- тут впервые проехала автомобили. До нас сюда только на лошадях доезжали.
это было фиг знает сколько лет назад, ну и вряд ли он вот так себе дорогу прорубал чтоб проехать. не гони

Хариус - сила! УАЗинг тож круто! Нее у меня бы тямы не хватило ))))

Сибирский федеральный округ
Классный отчет!
Очень позновательно.
Читал на одном духу.
Прошу не обращать внимания на невнятные замечания и бредовые комментарии некоторых субъектов.
Много здесь таких в нэте "правильных" и "чистоплотных" В жизни подчас всё наоборот.

Сусанина:
5+++++

Mithas
Кемеровчане засирают нашу тайгу. Скоро сяду с карабином на переходе, парочку другую убрать, чтоб другим неповадно было
Eskavod22
Хороший отчёт. Вопрос, почему большинство авто было УАЗ? Может просто не жалко техники..... а в целом- МОЛОДЦЫ !!!!!

Отчет действительно отличный!!!!
МОЛОДЦЫ!!!!!
Джорж 1 Томск
Отменные - решение и исполнение!!!!!! Респект! 5+++

Ребята ВЫ СУПЕР, УВАЖЕНИЕ ВАШИМ ДЕВУШКАМ, ТОЖЕ ЕСЛИ НИЧЕ НЕ ИЗМЕНИТСЯ В АВГУСТЕ ПОЕДЕМ В ТАЙГУ. ПРАВДА НЕ ТАК ГЛУБОКО КАК ВЫ НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ....... И НЕОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЯ НА НЕКОТОРЫХ ЛИЦ ПИШУШИХ ЗДЕСЬ, ХОТЯ ОНИ В ЭТОМ ДЕЛЕ ПОЛНЫЙ 0 ТОЛЬКО ПО АСФАЛЬТУ И МОГУТ, УАЗ ВСЕ ТАКИ ЗВЕРЬ МАШИНА
Автозапчасти в наличии и под заказ. Япония, Европа.
Тел. 941637

Димитровград
Хороший отзыв. Запомнится на всю жизнь вам. Наверное рыбы наелись вдоволь?

Eskavod22:
Специально в экспедицию шли на одних УАЗах по многим причинам ! 1. Самая проходимая машина(прошу прощения у японоводов) . 2. Очень легко и быстро чинится в любых условиях ( сломаться может любой авто, особенно в тех условиях) . 3. Один на всех унифицированный набор запчастей. 4. Не особо жалко гонять по кустам и между деревьями бока обдирать. 5. Не большая длина и ширина машины ( очень тесно между деревьями) . 6. Легкий ( легче тащить в гору и через перевал , тяжёлую машину в горах на каменистой почве , где деревья со слабой корневой системой , не каждое дерево выдержит) , и при этих габаритах достаточно вместительный салон (если это можно назвать салоном) . 7. Большой дорожный просвет на военных мостах ( пропускать камни и пеньки между колёс) . 8. Мы очень любим УАЗики !!!

Kelar D-град 73 rus:
Хороший отзыв. Запомнится на всю жизнь вам. Наверное рыбы наелись вдоволь?
К сожалению рыбы поели мало, не было времени на саму рыбалку, хотя некоторые члены экспедиции считают, что они объелись! Зато теперь есть дорога для всех желающих, им будет легче и больше времени на рыбалку останется, да и мы думаем туда ещё разок-другой сбегать!

Тояматоканава
Вроде не такие уж и*****ы, а поломок уйма, жестко.

Тояматоканава
*ховны

Отчет отличный.
Что есть на подготовленной УАЗке в дождь в тайге по конной тропе лезть в гору или спускаться с горы знают мои "руки, ноги, пятая точка". Носить часами бензопил/топор в руках в лесу с завалами, где нормальная скорость движения 1.5-2 часа пехом тоже достойно уважения, а с учетом многодневки...это уже нормальный такой "отжим".
Ну а самое ценное вы привезли с собой домой: понимание того, что главное в экспедициях - это КОЛЛЕКТИВ (а не техника, как думают многие, не бывавшие в подобных поездках), и желание вернуться туда снова.
УАЗ-Патриот, 2011, его зовут Пижон (35"-е докатки, лабутены), паркетник в полном гламуре

Приморский край.г.Фокино
МОЛОДЦЫ !!! 5+++
MMC CANTER 4D35.4WD. 2 моста.рефка.

Молодцы! Съездили просто СУПЕР!!!! сам хочу проделать что-нибудь подобное но всё ни как не решусь......

МОЛОДЦЫ, так держать!!! ))) "зеленые", к вам обращаюсь! обратите внимание на это фото https://i.drom.ru/pubs/4483/169... на нем четко видно, что ребята используют коро-защитную стропу!, что бы не наносить вред дереву за которое цепляются. уже этот факт говорит о том, что люди бережно относятся к природе и не надо их под одну гребенку со всеми!
Tiguan 09 2.0
Eskudo 98 2.0
Eskudo 89 1.6
Жить вообще вредно...
Говорят от этого умирают... )))

Сусанина:
Вникнись в смысл слов что я писал выше.

Не осилил, заметил один прикол, в статье почему то не называются имена "попутчиков", только погоняла, так сейчас принято? А вообще не выглядят они изможденными, вот если бы Таймыр весь пешком обойти, вот это испытание.

Блеск, прочитал на одном дыхании. Снимаю шляпу!!!Незабываемые впечатления на всю жизнь...

NissanSafari 4x4
Мда, УАЗ машина зверь, хоть и ломается, но зверь. Сам вледею Nissan Safari и я не уверен что мой "Сафарь" прошел-бы эту дистанцию, хотя подготовлен то он посерьезнее ваших Уазиков...
И еще, я бесконечно уважаю всех участников этой экспедиции! МОЛОДЦЫ!!! Отдельный респект автору этого рассказа!

Point:
Ну-ну... У меня есть личный опыт, когда 6 здоровых мужиков за 4 дня протащили подготовленный УАЗ ажно на 1800 метров пути...)))))))))))))))))) Без лебежения. И что дождь, что солнце, пофиг, если у тебя перед носом завал "из прутиков по 30-60 см в диаметре"...))))))))))))) )))))))))
Не нужно путать прохождение пусть и очень плохих, но дорог, с ПОЛНЫМ ОТСУТСВИЕМ ПОДОБИЯ ДОРОГИ. Хотя...понять это может тока тот, кто имеет опыт многочасовой или многодневной оценки "ширины ворот" по звукам скрипа стволов деревьев о крылья/двери авто.

Огромнейший РЕСПЕКТОС!!! Земляки - рад за вас!!! Сам давно мечтаю податься в такое приключение, но пока нет техническо-финансово-временной возможности! Искренне рад за вас!!! С большим бы удовольствием посмотрел ВИДЕО данного трофи!!! Надеюсь кинете хоть ссылочку на него!
ГАЗель NEXT термобудка 1,5 тонны. длина 3м. 89039928929
NISSAN TEANA J32

географический центр Руси
+ очень многа!!!! молодцы!!!!!! тяжко вам было, но выдержали, пробились к цели!! сам катаюсь (но в основном на этапах ЧС), поэтому представляю,КАК это было!!
Русские называют дорогой то место, где хотят проехать...

географический центр Руси
Вникнись в смысл слов что я писал выше.
По поводу твоего глубокоуважаемого дедушки и его рабочих поездок.... Без фото с "очень похожим видом" как то незачёд...(((
А касательно пафоса. Ты вообще пробовал хоть раз в НАСТОЯЩЕЕ бездорожье забраться и БЕЗ посторонней помощи оттуда вернуться, безпафосный ты человечище!!!??????? А может просто у самого кишка тонка в подобное путешествие рвануть, потому и легче чужое достижение апка кать??
Зы. Ну и про твои "зелёные" призывы. Просмотрев выложенные фотки в этом рассказе я УВИДЕЛ регулярное использование корозащитки и распиливание УПАВШИХ деревьев, которые мешали проезду (из опыта: на срезе они практически всегда белые) и НЕ увидел фактов валки живых деревьев. А если уж ты заводишь речь о "последней самке" какой-нить твари и "жучке не специфичном", то начинай с себя: все имеющиеся транспортные средства с ДВС на прикол и лошадка тебе в помощь!))) Мошка какя-нить последняя из вида об лобовик не разобъётся, жучка-паучка такого же на дороге не раздавишь, выхлопными газами атмосферу загрязнять перестанешь, да и нефти в недрах больше останется!!!
Русские называют дорогой то место, где хотят проехать...
Блеск!!!!!! Браво!!!!!!! Серьезнейший поход! Слава УАЗАМ!!!! И спорить тут не о чем. Особенный респект - автору за отчет, за стиль, за грамотный язык!!!!!!
Мастер Алтай, не обращайте внимания на мелких шавок, тявкающих на вас из=за сломанных=спиленных десятка деревьев и кустов. Пожары, золотари и пр. уничтожают лес сотнями гектаров, вот где надо бить тревогу! А тут из-за автомобильной колеи вой подняли... Через год-два все замоет дождями, завалит листвой-хвоей и все станет как раньше!
Еще раз - великолепный поход и замечательная команда. С победой!!!!!!!!!
Искренно,почесному!СУПЕР!!!!

1234ТОмич1234
Классное путешествие и крепкие характеры!!
Только вот осмелюсь возразить как бывший кмс по альпинизму что про 40° уклоны в пути и более того, а даже про 30° ОГРОМНОЕ преувеличение.
возьмите детскую машинку и транспортиром выставите книжку по углом 30° градусов и вы увидите нереальность своих слов об уклонах))
Возможно вы путаете градусы с процентами уклона, где 100% означает подъем на 1 метр при продвижении в 1метр вперед.
Неподготовленному человеку 40 градусный склон кажется отвесным. При 50 градусов в горах склон называется стеной. по 30 градусному травянгистому склону склону человек ногами на пределе поднимается.
Соответственно при уклоне 50 процентов крутизна примерно 20-25 градусов получится

Потаскун:
По выбору авто. Поломки для экспедиции ТАКОЙ сложности , которые описаны в отчете - "вообще не считаются".))))))))))))) Ну если тока проблемы с раздаткой. Насчет преимущества япов в условиях ПОЛНОГО отсутсвия дороги в тайге может рассуждать тока тот, кто "знает цену лишнего коробка спичек в ширину и длину авто" при поисках ворот в подобных условиях (зеленка + рельеф + дожди, т.е. видимость снижается порой да 5-10 метров, а беготня по зарослям начинает напрягать минут так...через 10). Судя по необходимости движения по горным речкам/ручьям при невозможности "детального прощупывания дна" - тока мосты. Единственные япы, которые могут иметь преимущество в подобных условиях - жимники или мостовые коротыши ТЛК/Сафарь. Но в данной экспедиции было 4 авто и 15 (!!!) участников, т.е. на каждом авто (с учетом исчо и ГСМ и хавчика на две недели) - офигительный ПЕРЕГРУЗ!!!Попробуйте загрузите шмудяка на полтонны в жимник или даже в саф-коротыш, проедьте В ЧЕТВЕРОМ в салоне 700 км, в т.ч. по гравийкам на боевой резине, потом загоните его в такие условия. )))))))))))))При условии, что это не соревы, где авто облегчается до максимума, а ЗИП выкладывается в лагере или передвигается на "техничке". P.S.: ну а про то, что чинится "на коленке" и запчасти можно найти даже там, где их быть не должно по определению - было наглядно показано.P.S.S.: ну а то, что в епенях ломаются ЛЮБЫЕ авто - ФАКТ, не требующий доказательств.
+100000000- в самую точку!!!!

Point:
Вникнись в смысл слов что я писал выше. Угу. Не прорубал. Он просто проехал до туда и не говорил "тут не ступало колесо авто". Для него это была простая работа, а не куча пафоса. Напоминает вся эта возня детство, когда по весне рощи в районе водой наполнялись и в ночные заморозки перемерзало всё, а мы по льду шатающемуся ходили и гордо там хитрые пути именовали "тропа жизни". И особенно были в почёте те, кто знал как пройти "отсюда и до того дерева", не провалившись во льду. И пофиг что летом там рощу можно было пройти вдоль и поперёк...Так и данная экспедиция, подождав хорошей погоды, прошла бы без особых проблем и возни многодневной в чаче получившейся после дождя непрекращающегося.
Давненько так не смеялся!!! Спасибо огромное!!!! Фильм посмотрите и увидите как там дело с дождями обстояло. http://WWW.4x4video.ru в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ, называется АБАКАНСКИЙ ПРОРЫВ.

alkon410:
Всё правильно, мы же туда отдыхать ездили и все получили огромное удовольствие!

Красавцы! Отличная поездка.
Patrol Y60 TB42 3D
Tough Dog 2", 33" MT, TX Winch 9.5

Мой отзыв: Nissan Patrol 1995

Cлава УАЗу.Девчонкам МЕГА ЗАЧЕТ.Серьезно все у ВАС и по взрослому.+
Высшая и самая характерная черта нашего народа-это чувство справедливости и жажда ее.

Нижний Ногород
Молодцы- не каждый на такое способен.
VW Passat 1,6 2006г Patron Sport 250
делатель Утазиков
читал комы и плакал от смеха,и за природу....(на крузаке надо было бы пол леса вырубить, что бы он проехал)

делатель Утазиков
мастер Алтай,он же я так понимаю "Снайпер",респект Вам,и Летописцу,да и Всем Вам ребята,протестили старый добрый "козёл"на троллей нет смысла обращать внимание,у меня вопрос немного профессиональный,469 как сильно переделали,или это всё таки более мене заводская сборка?

делатель Утазиков
интересно,а Патрик там пролезет?хотя вряд ли,ну ни кто его пока так не мучал,может возьмётесь?

делатель Утазиков:
Патрик длинее, тяжелее и дороже. Тут нужен легкий компактный трактор.

делатель Утазиков:
Делатель Утазиков, спасибо Вам и всем участникам форума за одобрение и высокую оценку нашей экспедиции! В отчёте меня называют Сусанин, ребята придумали за неделю до выезда, что мол заведу их не знамо куда и там же брошу в глухих местах. А Летописец это мама моя, в смысле супруга. НаУАЗах передвигаюсь ежедневно уже одиннадцать лет, до этого на отцовском ГАЗ -69а. Были с стандартные и серьёзно подготовленные авто. В этот раз у машин подготовка была минимальная-на всех три лебеды, четыре шноркеля, лифты кузова и подвески, резина от 31 до 35 дюймов.У всех защита электрики автомобилей МИНИМАЛЬНАЯ!!! Практически стандартные авто. Да, на трёх авто спереди дисковые тормаза. Ни блокировок, ни заниженныхраздаток, ни усиленных полуосей, короче ничего нет! Сам за все эти годы не перестаю удивлятся, как УАЗики везде едут, да ещё с такими перегрузами!!!??? И до дома ВСЕГДА сам, никогда на галстуке не привозили. Но , конечно, широкий спектр запчастей всегда с собой!

делатель Утазиков:
Если это предложение , то мы готовы попробовать. При определённой подготовке пройдёт и Патрик, только затраты физических сил штурманов и пилотов будут значительно больше и двери-крылья больше пострадают или придётся деревья валить. Хотя по нашей колее можно за два-три дня теперь пройти, но и от погоды будет зависеть

555555555555555555555555555555 555555555555555555555555555555 55555555555555555555 ккруть .

Выбранный маршрут впечатляет!!!! Не зря говорят, что чем тяжелее в пути, тем более приятна достигнутая цель- молодцы !!!

Армавир
очень много фоток классная поездка!
Мой отзыв: Toyota Celica 2001

Красавчики
Добра вам хлопцы
Dlinnyi
это 5 (пять)!
природаэтокруто
Есть трактование сова ПРИРОДА - затягивать, так вот ребята проехав на своих авто ничего не нарушили и весь их путь затянется через год и его следы останутся только на фото, а критики так никогда и не увидят тех мест, которые они так рьяно защищают, хотя пройди немного дальше до варварских мест добычи золота на этих малых речушках, развороченных драгами - где вы были защитники хреновы, золотое колечко с советских времен наверное до сих пор носите.....

Мастер Алтай:
к сожалению это не в моих силах, организовать подобный тест драйв Патрику,однако ссылку выложили на заводском форуме,не я,сам по ней сюда пришёл,ещё вопрос(уж извините) а какого года УАЗы?передок ещё рессорный или уже пружинный? и были ли поломки заводские?ну например в раздатке,что умерло? ПОДШИПНИК не наше изделие :)

Оболдеть! Вот это поездочка!!! Вот это терпение и упорство!!!
Subaru Forester 2.0X 2002г
Мой отзыв: Subaru Forester 2002

Нозят уже неискренние слезы зеленых о природе... Вот сколько путешествую замечаю одно - мусор за собой как правило увозят лишь джиперы и автопутешественники на побитых временем универсалах - им не впадлу в свои машины мешок пустых банок от тушенки покидать и выбросить на свалке. Легковушечники чаше закапывают мусор - видимо наивно предпологая, что он сгниет. А вот любители пешей прогулки .... я как-то ни одного даже с лопаткой не встречал, а уж чтобы в рюкзаке у них обнаружились пустые банки и др использованный материал - это вообще фантастика. Зато ноют о бережном отношении к природе больше всех...
А давайте скинемся мне на G-Wagen ))) Карты привязаны к телефону в профиле ))) Собрано 60,00руб )))

Баранул
Два УАЗа 1998 года, один 1958 ( переделан из ГАЗ-69 в 2006 году) и один 1995. Все передние мосты военные , на рессорах, родные движки. Можно сказать, что заводских полмок не было. Замена генератора ( раскрутились два стяжных винта и его заклинило), замена стартера. На двух авто срезало болты крепления поворотного кулака, но это уже усталость металла накопившаяся за несколько лет участия в соревнованиях по трофи, несвоевременная их протяжка и диски с большим отрицательным вылетом. Рассыпались два подшипника в раздатке ( думаю , что им просто время уже пришло) и сказалась периодическая езда с водой в масле. Это привело к срезанию зубьев на шестерне, подшипники заменили, а шестерню расклинили ДЕРЕВЯННЫМИ клиньями!!! Почти весь путь по бездорожью в горах машина прошла на первой прямой передаче, правда сцепление почти умерло, но до дома все дошли своим ходом! Если посмотрите наш филь об экспедиции, то там видно, что нет почти половины зубьев. Не знаю какая машина прошла бы этот путь с такими поломками. Вот и всё что сломалось. Разбитые окна, оторванные зеркала, пробитые баки, а также помятые двери. крылья и крыши- не в счёт!

смотрел чисто тока фотки и был в шоке что так бывает КРУТО!!! Молодцы!!!

Шамбала
Молодцы ребята и девчата! Полвторого ночи, а я вот на вашем отчете завис...занесу в избранное! Эх, туда бы на "Страннике", как по асфальту бы прошел, только вот ширина у него может быть больше, между деревьев тяжелее лазить...
Удачи в новых путешествиях! Хотя отчет прошлогодний, поди уже в дороге где...
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

Огромный респектище вам!!! Суперская экспедиция и экипаж!Фотки отличные! На злопыхателей не обращайте внимания- это они от зависти и слабости духа такие комменты понаписали. Удачи вам и новых приключений!
ну ващеееееееееееее!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!

ТО ЖЕ ТАК ХОЧУ!! Если не секрет какие мосты стоят!!! удачи во всех ваших начинаниях!!!

oleggggg:
Мосты военные , без блокировок.

Мастер Алтай:
Мосты военные , без блокировок.
Еще один аргумент в пользу ПРОДУМАННОСТИ технической стороны такой экспедиции.
Заранее благодарен за ответы.

Потаскун:
Еще один аргумент в пользу ПРОДУМАННОСТИ технической стороны такой экспедиции. Надежность техники в ТАКИХ условиях на первом месте! Самым надежным механизмом является тот,... которого нет!)))))))))))))))))) С блоками в таких условиях (камни/корни под небольшим слоем землицы или движение по валунам в руслах) все мосты можно было бы там и оставить. Кстати, а как решали вопрос с питанием лебедок? По две аккумы или лебедки с низким током потребления и мощные автогенераторы (или отдельные гены на лебедки)? Или подзаряжали уставшие аккумы во время дневок/ночевок обычным бензогенаратором? Правда при последнем варианте остро встает вопрос объем/масса аппарата, ну и расход ГСМ.Заранее благодарен за ответы.
Всё правильно, надёжность на первом месте!!! Это не соревнавания на 2-3 дня, когда к вечеру всё-равно эвакуатор приедит, нам надо было ещё и домой самостоятельно вернуться. Лебёдки самые обычные, две COM-UP и одна T-max с обычными токами, 400-450 ампер при нагрузке. По одному аккумулятору и у каждого гена по 100-120 ампер вместо стандартного. Дополнительных генераторов не было и ночью не заряжали, иногда в промежутках между лебежениями приходилось заряжать аккумы на высоких оборотах.

Отличное путешестиие! Отличный отзыв ! Как же я вам завидую!
GAZ-66GT V8 4WD touring special...

Потаскун + 10000000000 , Point - гринпис комнатный. Так рассуждать может только человек, сталкивающийся с лесом только в парке и на фото деда!

Однажды на рыбалке в гомнах порвали коробас на шишиге, аж блок зад.передачи почти выпал,с куском корпуса. Кое-как выдернули таким же 66 на БТР-ой резине. Бампер был в воде! 1 и 2-ой не стало. Так это не беда, у нас же еще была пониженая 3-я и 4-я ! 50 км по не "очень" хорошей дороге, с сухим картером КПП мы долетели на ура!....это я о советской технике, именно о советской !
GAZ-66GT V8 4WD touring special...

Замечательный отчет, и много фотографий, просто зачитался!
Если моя точка зрения не совпадает с вашей, это не означает, что псих я...
yasobe.ru/na/motocexdom

Мастер Алтай:
Может на каком-нить другом ресурсе есть более подробная инфа о подготовке экспедиции (все составляющие)? Полезную инфу вижу даже по этому отчету (один тока способ транспортировки ПУСТЫХ емкостей под воду - "5 баллов"!), но хотелось бы поболее. А то весь собственный опыт в основном приобретается методом "проб и ошибок".
суперконь
отлично

Потаскун:
К сожалению, самая полная информация находится в голове, в этом отчёте и в качестве видеоматериалов. На других ресурсах только этот отчёт и видео.
Матур хакас
Достали кемеровчане, скоро дорогу сделают на Б Абакан, и окончательно убьют нашу харюзевую реку. Будем защищать Родину, расставим растяжки, штук 5 думаю хватит. Шуде

Шикарное путешествие, отличный отчет, стиль повествования, и чувство юмора!

Если кто-то хочет реально помочь природе, вам не сюда, господа! Поинтересуйтесь, во что превращается земля после вырубки леса или когда драга проходит через долину, если кто не в курсе.
Suzuki Escudo TA01W - был
MarkII TourerV JZX100 - был

Улыбнитесь, завтра будет хуже! (с) Беся

Мастер Алтай:
Ясно. Спасибо за ответы хотя бы здесь!

Да-ааааа!!!! Капец!!! Посмотрев видеоотчёт понял, что я бы так не смог, а из техники - такой маршрут выдержат только УАЗики! УРА УАЗикам!!!, УРА участникам экспедиции!!!

чита- иркутск
молодцы ребята. Все просто класс. Радует что нас не много но мы есть,
Darex
Классно сгоняли!!!! По моему опыту на узких колесах эффективней.... а то что не грязь то лебедка... И брод и снег по капот всеровно пер на старом добром педжеро-2

Краснодар 93 rus
Класно! Я б так не смог, но очень хочется!
novlex
девчёнкам большой респект!

Молодцы все ребята, ударно отдохнули!

Комсомольск 27rus
люблю читать такие отчёты, сопереживаю. Молодцы!
Y61
Мой отзыв: Suzuki Every 1987

HONDAdromBANDA
Очень-очень-очень-очень-очень- очень-очень-очень-очень-очень- очень-очень-очень-очень-очень- очень-очень-очень КРУТО!
QUE PASA
Мой отзыв: Honda Inspire 1998

ПРОСТО СУПЕРРРРРРР!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!
Тойота Виста, 91г., Ниссан Ларго, 87г.,Тойота Карина, 88г.в. - были, Ауди-100, 94г. - есть.

а почему блокировки на мосты не ставите?
Suzuki Escudo TA01W - был
MarkII TourerV JZX100 - был

Улыбнитесь, завтра будет хуже! (с) Беся
Серёженька1
А у кого с гусеницами есть чо, надо по этому маршрутику сгонять, глядишь и на седанчике скоро можно будет проехать..

nihil:
а почему блокировки на мосты не ставите?
Блокировки конечно вещь хорошая и они нам очень помогли бы в этих условиях, но с их установкой сильно снижается надёжность авто! На соревнования используем регулярно, за день-два с мостами ничего не случится.

Серёженька1:
На седанчике там никто проехать не сможет, ну если только волоком и на крыше вверх колёсами. А сгонять надо обязательно, не пожалеете!

Серёженька1:
Мне прям охота чтобы ещё кто-нибудь СГОНЯЛ по этому маршруту!
Мужики,а кто у вас из экипажа Фефелов?Привет ему!!!
Evgen220
Респект и уважуха!!!

По фоткам смотрю что уазики выстояли несмотря ни на что?? оО

сергулик:
Мужики,а кто у вас из экипажа Фефелов?Привет ему!!!
Нет такого среди нас. Места ему не хватило. Привет передам обязательно.

Молодцы нет слов....Так держать!!!

офигенно!!! молодцы

Вникнись в смысл слов что я писал выше.
не спорю, может быть бы и прошла. Как пройдёшь сам, выложи фотки рядом с нашей табличкой, там и посмотрим.... А говорить о тех местах где ТЫ ни разу не был может хоть кто....

Мастер Алтай:
Давненько так не смеялся!!! Спасибо огромное!!!! Фильм посмотрите и увидите как там дело с дождями обстояло. WWW.4x4video.ru в разделе ПУТЕШЕСТВИЯ, называется АБАКАНСКИЙ ПРОРЫВ.
http://www.4x4video.ru/index.php?act=cabinet&subact=myalbum& start=0&id=1489

25rus>23rus
что сказать? выше уже всё сказано и не раз.........остаётся лишь присоединится к адекватным людям и выразить своё уважение к вам...))) молодцы, на "козликах" пройти такой маршрут не каждому дано. Удачи Вам!!!!
авторемонт, двс, ходовка, кпп. качественно и по приемлемым ценам.

Куйбышев, НСО
Искаверкали не тронутую тайгу. Оставили после себя колеи, следы "пребывания". Молодцы епть :-(
ГАЗ-21Р' 67
SPRINTER' 97
SURF' 94
MARK II' 97; 2,5; FOUR
MARK II' 00
Mercedes-benz c200k' 02
spiringeorigy
думал купить легковую..... японку 4wd...... пока возьму ниву.......а брату помогу довести до ума уаз !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! молодчики.......низкий поклон вам ребята!!!!!!!!!!!!

spiringeorigy:
Всем , всем , всем огромное спасибо за добрые отзывы , за понимание , высокую оценку и поддержку !!!! Всем удачи , успехов и интересных приключений !!!

Zёrg:
Настоящие психи!!! ;))) Вызывают искреннее уважение!
-...Обезбашенные!!! Восхищаюсь! Автор молодец - тонкий юмор, кураж. А где комары-то, ни на одном фото не запечатлились? Тоска, наверное, без них.

Альбина С.:
Там нам другой мелкой и вредной живности хватило! Скучать не давала мошкара и гнус!

Славентий почти 33
Никого не слушайте. не останавливайтесь на достигнутом. Отзыв-респект !!! Само путешествие- выше всех похвал ! Так держать !

Поездка- сказка, а отчет читается на одном дыхании. Офф-роадцам респект!!!
А недовольные и ворчащие просто дальше своего дивана с ноутбуком никуда не ездили:)))

Читал урывками в течении недели. Где тута максимальный балл поставить?))))

Якут-Тлт
Ребятам и их спутницам +10.Нытикам и мышам монитронным пишущим о том что, что то не то по их мнению везет людей к их мечте и идеи вообще по барабану на вас и ваше мнение,они могут себе это позволить морально,если вам это не дано дышите молча и не засоряйте эфир.

По поводу "*******,"искорежили " и так далее,джипер ни когда за собой не оставит"*****"," ;искорежили",а вы хоть раз были в тайге после бурелома писаки!? Ответ знаю точно:НЕТ!

Всем кто стремится изведать неизведанное, удачи и пусть вам фортуна сопутствует во всем!

УРА!!!!!! СКОРО УЕЗЖАЕМ В НОВУЮ ЭКСПЕДИЦИЮ!!!!!

Баранул
Скорее бы! Очень хочу в Туву, уже ни каких сил нет ждать!

Мега отчет! Осилил не с первого раза. Отчет и фотки +5

Почитал. Представляю, какая большая по объему проделана работа, чтобы все это систематизировать и написать в читаемом виде. Местами проскакивает лирика - душевно написано. Респект и уважуха.
Мой отзыв: Toyota Vitz 2000

Прочитал "от корки до корки" на одном дыхании...
Блин ну Вы ребята и девчата - МОНСТРЫ - первопроходцы!!! Молодцы! Покатушки и прилагаемый отчет на "пять с плюсом"
Y61/42Т

Новосиб, Турочак
Да,ребята,молодцы! Особенно девчата! А текст от Татьяны... читал неотрываясь! Здорово! Сам не раз проходил по этому маршруту,но только на снегоходах. Раньше ходили там до Тёплого ключа-покупаться(зимой прикольно),сейчас ходим на снежиках в другом месте,через Бийку,существенно короче. Так же бывает бьёмся с лебёдками,свой кайф! Есть вопрос. Чуть выше по Абакану от устья Консу стоит новая заимка (200-300 метров). Баня, свет,чистый домик-все человеческие условия. Почему там не прийти в себя перед обратной дорогой? Или занято всё было? По поводу радетелей за природу: пусть лучше свою борьбу сосредоточат у золотарей и на делянах, с которых вывозят десяток лесовозов в сутки кедрач у них под носом. Ходили нынче в октябре на Б.Абакан через Бийку пешком по снегоходному треку. Тяжело, но впечатлений уйма! А рыбы навалом! Ещё раз молодцы,новых вам направлений, и смотрите там не портите,блин, природу!

Баранул
Да, действительно , есть там избушки. Но хозяин не пожелал иметь автомобильную колею к своей заимки, да и у нас, честно говоря, никаких сил уже не было!Сделал разведку по правому берегу Б. Абакана-там пришлось бы ещё часов пять рубиться! А вообще изначально была идея перейти через хребет именно со стороны Бийки, ещё в 2005 году, но тогда не нашли проезда да и техника совсем стандартная была.Но мы эту идею не оставляем и в мае этого года была проведена частичная пешая разведка, результаты обнадёживают, но вот как раз и не хватает снегоходного трека для привязки к направлению, а там уже будем искать свои наиболее благоприятные участки для проезда.
P.S. Спасибо за хорошую оценку нашей прогулки.

Баранул
Кстати, а как на Ваш взгляд, после пешей прогулки в Октябре, возможен проезд на автомобилях через хребет со стороны Бийки по снегоходному треку?

Новосиб, Турочак
Нет невозможен. Там тааакой курум! Камни друг на друге размером с ваш Уазик 3 км. вверх! Зимой я и представить не мог,что мы проходим над ними-столько снега. Пройдя пешком много чего увидел интересного,например озёра на верху Абаканского хребта. Спуск пологий к р.Албас,вот еслиб не этот курум в подъём. Зайди на одноклассники- Гусев Константин Новосибирск 44 года- там много фото в альбоме этого похода. Поделишься впечатлениями...

Баранул
Спасибо . Обязательно зайду! Про Албас мне местные жители говорили, что спуск пологий и что основной проблемой будет подняться с нашей стороны.

Новосиб, Турочак
Ха,придумал! Можно наверное на бигфуте поднятся,главное не кувыркнуться назад.

БЛАГОВЕЩЕНСК
отличный заезд+++++5

Спасибо !!!

молодцы,да молодцы,не вижу никакого геройства,а только убийство речки.катались по ней катались и теперь хотите хариуза половить.а где фотки как вы мусор закапываете и на стволе свою несчастную табличку приспосабливаете.не катались бы по реке и не размещали бы такие фото меньше стыдно было б за вас
Мастер Алтай:
вот уже раз 10 ходили на Консу, до Абакана, на лошадях. Просто не имею представления, где можно проехать на УАЗах. Но точно не по тропе. Там идти то иногда страшно.
А до мошки и до там всякой кусачей мошкары не было внимания. Но клещей там очень много в конце мая, июне. В разломе они как дождь сыплются с деревьев.

Молодцы!!!!! Я бы на такое не решился. Адский труд.

ХМАО,Нефтеюганский
Путешествия это хорошо,я сам родом с Хакасии,но после таких вылазок и там скоро всю природу загадят как у себя на Алтае.

Амурск
вообще красава .... молодца ребята. уважаю смелых и тех, кто любит прокатится по русским направлениям.тем более так рискованно прокатится.респект...
Тверь
Даааа....классно покатались! Молодцы:)))

Баранул
Приезжайте к нам в гости , мы Вам такие места покажем!!! Такой красоты больше ни где в мире нет!!!

Джида
Классно прокатились!!!!!!!!!!!

Очень интересно!))

Ромарио
Отличный отчёт и отличная поездка!!! так держать!!!

игорь
Прошли этот маршрут на квадриках за день, поели ушици и на следующий день назад. Обратный путь р.Абакан- пос. Мрасс- Су составил не более 5 часов.