|
Уже очень давно, наверное, с самого детства, мне не дают покоя передачи о путешествиях и путешественниках, об обычаях, людях, флоре и фауне на нашей планете. Всю осознанную жизнь стараюсь при удобном случае выбраться из города, будь то однодневное «путешествие» в лес, двухнедельный поход в горы, сплав по реке или поездка в другую страну. В 2009 году появился первый автомобиль, и любовь к путешествиям не дала нашей машине спокойной городской жизни. В направлении Казахстан—Киргизия бывал уже пять раз по разным причинам, мне там нравится, чувствую себя почти как дома. Отличное место для первого путешествия на авто! Тем летом мы опробовали авто и себя в поездке на Алтай, в город Белокуриху, это чуть больше тысячи километров в одну сторону. Недлительная, но веселая поездка. За зиму были мелкие выезды по краю и в соседние субъекты не более семи сотен в одну сторону. Тем временем собиралась необходимая информация для поездки в Казахстан к бабушке моей супруги. Вот что необходимо:
Для пересечения российско-казахской границы:
При прохождении таможенного контроля заполняются и выдаются документы:
Для путешествия по Казахстану при себе иметь:
На данный момент возможно, что-то изменилось, так как между нашими странами регулярно проводятся переговоры о упрощении таможенных отношений.
Итак, лето 2010 года, учиться с каждым днем все тяжелей и тяжелей, охота поскорее в путь. Сдаем сессию, покупаем атлас дорог, масло и антифриз, делаем ТО, и вот все готово! И вот мы (я и моя вторая половинка Женя) в нашей машинке мчимся в западном направлении из Красноярска. Первой остановкой была нам полюбившаяся Белокуриха. Кидаем якорь на пару недель там.
Вообще, описывать дорогу по России я считаю, большого смысла нет. В двух словах: Если собираетесь ехать в Белокуриху через Кемерово, убедительная просьба, не стоит это делать через Новокузнецк. Дорога Новокузнецк—Бийск заслуживает отдельной «похвалы», мы в прошлом году повелись на то, что там короче и пожалели. Но в этом году нас не проведешь. Как выяснилось, существует платная автодорога Алтай—Кузбасс (на картах пятилетней давности ее нет). Стоимость — рублей 20-30 с легкового авто, взамен ты получаешь около 300 км прекрасного полотна, практически без населенных пунктов, соответственно, без…, сами понимаете, кого! Хотелось бы отметить так же количество АЗС, буквально штуки 2-3 на все 3 сотни км. Как на нее попасть? Едем по трассе Кемерово—Новокузнецк, отличная дорога, как практически и везде в Кемеровской области (салют Тулееву!!!), проезжаем Ленинск-Кузнецкий, глядим на знаки, и перед Белово будет поворот на право на Барнаул, заправляемся и наслаждаемся дорогой, ставим новые рекорды скорости. Дорога живописная, множество виадуков и красивая тайга. Раньше это были ж/д пути, их разобрали и в коридоре положили асфальт, бывают прямые по 20-30 км. Ночью неразбериха с фарами встречных на этих прямых. Наверно писать более про этот кусок дороги и нечего.
Путешествие начинается.
Две недели спустя выезжаем из Белокурихи. Через 40 минут на Чуйском тракте. Покрытие отличное, очень смешные картонные сотрудники, тогда еще ГИБДД, стоят по обочинам в коварных местах. Барнаул. Забираем с вокзала любимую тещу (да, да, и такое бывает), которая подоспела на поезде. Теперь уже втроем, подкрепившись, выезжаем на Змеиногорский тракт. Вот тут внимание! Границу по логике вещей надо пересекать на Ауле и далее Семей (бывший Семипалатинск), но нам подсказали, что там дороги асфальтированной практически нет, мы проверять не будем, поверим. В Поспелихе сворачиваем на Курью, Змеиногорск (покупаем самое главное в поездке за границу! — наклейку RUS!), на пути уже встречаются УАЗики с черными номерами, значит, на верном пути, Староалейское и наконец, гос. граница — село Михайловка. Как на нашей границе, так и на казахской, все проходит очень быстро, заполняем все бумажки, все готово, тут же можно купить ОСАГО, мы решили взять с запасом, на три недели. И вот, наконец Казахстан!
Далее оказалось все менее беспечно и просто. У нас запланирована ночевка в Оскамане (бывший Усть-Каменогорск), около 160 километров осталось. Я бы хотел уделить отдельное внимание в рассказе дорогам Восточного Казахстана: на фоне полного спокойствия, неплохого полотна внезапно может возникнуть пропасть, попав в которую можно, еще не выходя из авто, подсчитывать деньги на капитальный ремонт подвески. Довольно часто дорога сужается до одной полосы, так как обочина сползла в кювет, я уже не рассказываю о «стиральной доске» на спусках, о отсутствии разметки. Бывает так, что можно ехать по трассе республиканского значения около 300 километров вообще без единого знака, учитывая, что населенные пункты встречаются здесь с такой же периодичностью, то путешествие превращается в какой-то «Дакар». Ну разве нас это пугало? Ерунда! Даже добавляет интерес. Одна просьба: позаботьтесь о топливе, и проверьте перед выездом запаску, ну и, конечно, поставьте защиту двигателя снизу, хотя в России обычно без этого не ездят.
Вот на одном из таких спусков, километрах в 70 после границы, осложненном обилием ям и колдобин, я начал показывать мастерство высшего пилотажа, на горе был знак «40», я не успел сбросить, дабы не «убить» тормоза на ямах, а внизу, красавцы, стоят.
Выхожу из машины, объясняю ситуацию. Штраф. Причем на видео видно, что буквально через 10-15 метров после знака я уже еду 38, а не злополучные 55. Строго. Ну ладно, сам виноват, вопросов нет. За такое злостное нарушение мне выписали штраф — в переводе на рубли 1 500, и, как у иностранца, забрали права и выписали временные. Круто. Предлагают оплатить в банке в Оскамане, и с квитанцией выручить права в МАИ (это ГИБДД так зовется у них). Берет зло, что столько чести такому нарушению. И почему надо забирать права, неужели меня на границе выпустят, если будет должок? Черти че! Настроение подпорчено, едем далее. Еще через 50 километров ситуация такая: идет трасса и ей под откос правее спуск, куда-то в поле. Тормозят, говорит: — Почему не показал поворот, что остался на трассе? Тут даже знака нет, что это главная, а та второстепенная. Я говорю: — Права уже забрали. Мне в ответ: — А-а-а.… Ну ладно. Проезжайте. Видимо, я уже оплатил проезд, ну хоть сам нарушил. Не так обидно. Въезжаем в город, ищем забронированную гостиницу «Усть-Каменогорск». Насчет гостиницы хочу сказать, что она не стоит тех денег, которые за нее отдаешь. Насчет цен, к сожалению, не помню, так как пишу о поездке практически через год. Я не фасоню, просто на обратном пути останавливались в гостинице «Галирад» — раза в два дешевле и во столько же раз лучше. Все, слава Богу, на сегодня напутешествовались.
Приключения продолжаются.
Утро. Собираюсь, решил не завтракать, а идти выручать права, квитанция есть. Еду тише воды, ниже травы. И что вы думаете? Сложный перекресток с трамвайными путями и множеством полос. Пока его проезжал, заморгал желтый, естественно, я завершаю маневр на «моргающий» желтый. Проезжаю полквартала и вижу, что в мою сторону бежит сотрудник МАИ, придерживая шляпу рукой, а второй машет жезлом. Как мне дорог этот Усть-Каменогорск! Чего еще? Выхожу. Говорит: «Мне по рации сказали, что ты под желтый проехал перекресток!». Знаю… И? Штраф уже 3 000 нашими. Глаза наливаются кровью. Предлагаю посмотреть видео. По рации спрашивает, есть ли видео, я по его выражению лица понимаю, что нет. А мне говорит есть, и на мою просьбу просмотреть, отвечает, что это можно сделать только на комиссии, при отказе от штрафа. Я пытаюсь не ругаться, сажусь к нему в авто и начинаю рассказывать, что в России это не нарушение. Стоит на своем. Спрашиваю, что я должен был делать? Замереть? Или отпрыгнуть на тротуар? Уходит от ответа. Полный развод. После пяти минут беседы он говорит: — Давай 5 000 тенге. Примерно 1 000 с «хвостиком» рублей. Вот ты, какой красивый! Отвечаю, что с собой нет. Сейчас съезжу до гостиницы и привезу. Очевидно, он понял, что сел в лужу. Еду в гостиницу, кажется, что у домов есть глаза, собираемся все, садимся в авто. Едем в МАИ, по дороге, конечно, сотрудников уже след простыл. Там уже обед. Ждем. Забираем права, из города выезжаем часа в три. Ладно, подальше бы от этого неприятного города.
На парковке сторож пожелал удачи, на светофоре парень высунулся из авто и крикнул: «Привет, Красноярск!». Спросили, как выехать из города, мужик проехал и показал нам дорогу. Как всегда, настроение народа отличается от тех, для кого туризм это деньги. Как говориться: в семье не без урода. Едем по трассе, успокаиваемся, появился запах полыни со степи, знакомые пейзажи. Вообще запахи для меня играют огромную роль в моих воспоминаниях. Полынь пахнет детскими воспоминаниями от поездок в Среднюю Азию.
На улице жара, курс на Калбатау (бывшая Георгиевка), затем Жангизтобе, между этими селениями дорога отвратная, потом Аягуз. Темнеет. Наконец выехали из ВКО (Восточно-Казахстанская область) и заехали в ЮКО (Южно-Казахстанскую область). В темноте на дорогу выбегают тушканчики, очень интересные зверьки. Ночью отметились на КПП, в Учарале, это военная часть, в этом месте дорога проходит очень близко с Китаем. Дороги в целом стали намного лучше. Затем за кормой остались Саркан, Джансугуров (город имени казахского писателя), наконец конечная точка — Талдыкорган. В городе были в четыре ночи. Да, ехали долго, 800 км за 13 часов это по меркам России долго, но дорога оставляет желать лучшего, да и с сотрудниками уже навстречались на полгода вперед. За две недели пребывания в городе сделали два выезда. Съездили в Текели — это в 70 километрах от города, очень красивое место в горах, растут дикие яблони. Место с прекрасным климатом, поэтому там размещают санатории. Там произошел переломный момент в моих отношениях с МАИшниками. Там нас остановили снова. Уже смешно, правда? Выхожу и морально готовлюсь к новой наглости. Очень долго рассматривает мои документы, похоже, видит впервые, заглянул в багажник. Проезжайте. Все? На обратном пути он, отвлекшись от проверки документов другого водителя, отдал нам честь. Очень приятно. Дело не в чести, а просто приятно за человеческое отношение. Спасибо ему.
Больше нас не останавливали до конца поездки. Как-то психологически было проще далее ездить на авто. Под конец второй недели пребывания съездили искупаться на озеро Балхаш. Ехать туда надо через Матай, селение находиться в пустыне. Вообще расположение города Талдыкорган интересно тем, что на юге в 70 км от города расположены горы, со снежными вершинами круглый год, в 100 км на северо-восток песчаная пустыня с барханами. Балхаш — красота неземная, голубая вода, теплая, песчаные пляжи. Там встретили женщину, которая семь лет живет в Красноярске, приехала к родным. Мир, как всегда, тесен.
На обратном пути удалось разглядеть живописный участок дороги возле горного склона длиной в 250 км. По дороге встретили машину с номерами Великобритании. Эх, гулять, так гулять. Молодцы, что их не пугают расстояния. Кстати, это не первые иностранные номера, которые я видел по дороге, я не говорю про соседний Киргизстан и Узбекистан, как-то в городе видел, стоял внедорожник с номерами Австрии, по-моему, тоже не хило. По дороге можно увидеть колорит южного Казахстана. В Саркане республиканская трасса проходит через фруктовый рынок. И вот так бывает! Мы не смогли не остановиться. После чего машина напоминала ташкентский поезд. Вообще администрации города отдельный привет за сообразительность. На подъезде к городу асфальт заканчивается, и начинается гравийка с огромными речными булыжниками, что подвеска нашей машинки начала умолять сбросить скорость. Правильно, нечего гонять!
Проезжали через аул, который заново отстраивался, очевидно, после сели. После Учарала километров на 200 начинается пустыня, термометр показывал 41. На середине пути через пустыню проезжаешь озеро Сасыкколь, когда подъезжаешь к нему, его еще не видно, а освежающий запах озера появляется, незабываемые ощущения, это, наверно, и есть запах жизни, запах оазисов. Перед Усть-Каменогорском смекалистые инспектора задумали новую проверку внимания. Стоит знак «60», а под ним «2,8 км». Но меня уже не проведешь. Я засекаю, через 2,6 стоят. Возле них машины три. Бедняги. После ночевой, на границу. Выехали в обед. Очередь, машин 10. Через часа полтора проехали. И нон-стопом до родины 1 300 км за один присест с короткими перекурами на заправке и кафе. Слава богу, мой организм устроен так, что я не засыпаю за рулем. Стоит только выйти и сесть на удобный диван — пушкой не разбудишь. А вот для пассажиров тяжеловато. В следующий раз сделаем ночевку в Барнауле. Дома были в пять утра.
Несмотря на все сложности, поездка очень понравилась. Наверное, без проблем не бывает, это неотъемлемая часть путешествия. Я хочу посоветовать тем, кто хочет, но сомневается: Смелей, ничего невозможного не бывает, главное, включать голову, ну, и конечно, к любой поездке нужно подходить основательно. Купите карты, проверьте машину, возьмите необходимое для себя и авто, продумайте маршрут, почитайте условия прохождения через границу, условие пребывания авто за границей, почитайте отзывы. Необходимо, чтобы поездка выглядела не как коммерческий перегон авто, а комфортное путешествие.
Планов — море. Планируйте путешествие сами, только так вы получите от отдыха то, чего хотите. Удачи на дорогах!