|
Здравствуйте. Этим летом мне посчастливилось съездить на Аляску, в один из самых интересных и красивых штатов США. Программа WORK AND TRAVEL позволяет это сделать с минимальными затратами и возможностью заработать 4-5 тысяч долларов за пару месяцев пребывания там. И такой срок не предел. Расскажу немного о самой работе. В абсолютном большинстве случаев работа для студентов на Аляске — это работа на рыбных заводах. Переработка рыбы (горбуша, кета, нерка, кижуч) и крабов. В «высокий сезон» работа идет по 10-12 и более часов в день без выходных. Примерно, конец июня — конец июля. Дальше улов становится меньше, соответственно, работы меньше.
Завод, где я работал, располагается в тридцатитысячном Джуно, столице штата. Находится город в южной части Аляски. Климат там очень мягкий. Самая большая температура, которую я наблюдал, была около 20 градусов. Жители Джуно говорят, что зимой она редко опускается ниже -5— -10. Всему виной океан, который всегда около +5 — +10.
Ну, теперь о самом путешествии по Аляске :).
Из Джуно невозможно выехать на автомобиле в США или Канаду, поэтому для путешествия я выбрал хайвэи полуострова Аляска. Маршрут был выбран такой: Анкоридж — Сьюард — Хомер — Анкоридж — Вальдез — Фэрбэнкс — Денали — Анкоридж. На всё про всё четыре дня. Ночевки в машине, питание в придорожных кафе.
День 1: Перелет в Анкоридж. Далее: Анкоридж — Сьюард — Хомер — Анкоридж. 510 миль
Забронировав автомобиль эконом-класса в компании «Hertz», я вылетел в Анкоридж. Полет длился около двух часов, и на протяжении почти всего времени я наблюдал шикарные виды гор из иллюминатора самолета.
В офисе компании Hertz мне сказали, что сейчас эконома нет, и самый доступный вариант — Ford Fusion V6 SEL :). Деваться было некуда, и за 75 долларов в день я взял эту машину. Для оплаты подошел «MasterCard» Сбербанка, а международные права, которые я сделал заранее, даже не понадобились, подошли российские внутренние. Причем, у меня они большие, старого образца :).
Выезд из Анкориджа не составил большого труда. Вообще в США очень удобно расположены названия улиц. Когда проезжаешь перекресток, то наверху видишь название улицы, которую пересекаешь. А если это небольшой перекресток без светофора где-нибудь в тихом районе, то рядом со знаком «STOP» будут две таблички по направлению данных улиц.
Сьюард Хайвэй, ведущий из Анкориджа в Сьюард, первое время идет вдоль залива Turnagain Arm. На дороге встречается много остановок, в том числе, остановок, обозначенных знаком «PHOTO» с изображением фотоаппарата. Последнее означает, что в данном месте можно сделать хороший снимок.
Музей добычи золота. В нем представлены предметы, инструменты, утварь времени Золотой Лихорадки в США.
Alaska Wildlife Conservation Center. Если переводить дословно, «Центр сохранения дикой жизни Аляски». Уникальное место. Здесь можно посмотреть на диких животных с очень близкого расстояния :). Вход 10 долларов.
Сьюард хайвэй.
Сьюард. Много маленьких кафе и магазинчиков. В общем, типичная одноэтажная Америка.
Этот город расположен у океана. При теплой, даже жаркой погоде с воды можно ощутить пронизывающий холодный ветер.
Путь эвакуации при цунами. Всё серьезно.
В Сьюарде я увидел состав с двухэтажными вагонами. Высота 18 футов. 5,6 метра!
Да, и никого электричества, все поезда дизельные :).
Причал Сьюарда. Здесь множество компаний предлагает туры и круизы по океану.
Река Русская. Она славится отличной рыбалкой. Здесь можно понаблюдать за лососем, который прямо выпрыгивает из воды :). Жалко, снимки не получилось сделать.
Православная церковь в городе Нинильчик.
А на въезде в сам Нинильчик можно увидеть вот такую табличку.
«Привет! В начале 19-го века я был заселен креолами, русскими и алеутами. Имена моих первых детей: Квасников, Осколков, Компков и Астрожин. Они были бывшими охотниками, которые хотели найти свой собственный кров. Некоторые их внуки живут здесь и по сей день. Моя русская православная церковь на возвышенности была построена в начале 20-го века. Мои река и залив Кука известны своей рыбой, а пляжи — моллюсками. Я прошу Вас, пожалуйста, уважайте моих людей, их наследие, их культуру, их собственность, а так же мои реку и пляжи. Спасибо!»
Залив Кука. Вода, конечно, не очень теплая, но купаться можно :). А какой сильный запах йода на берегу!
Когда выехал из Нинильчика, начало смеркаться, и я решил, что до Хомера не поеду, лучше возвращаться в Анкоридж. Кстати, до него я тоже не успел доехать в первый день :). Пробег составил около 400 миль вместо запланированных 510. В итоге, первая ночевка была около озера Портэдж, до Анкориджа оставалось еще около 60 миль. На улице было около 50 F (10 C), я оставил заведенным двигатель, выставил температуру на 75 F (24 C) и уснул на заднем сидении :).
День 2: Озеро Портэдж — Анкоридж — Гленнален — Вальдез — Гленнален. 500 миль
Проснувшись утром, я понял, что ночью слегка отклонился от Сьюард хайвэй и остановился около озера Портэдж. Сделал пару снимков, позавтракал и поехал дальше.
Снова Сьюард Хайвэй.
Хочу немного сказать о самой дороге, точнее ее покрытии. Качество вполне достойное, иногда встречаются следы ямочного ремонта, но выполнен он очень хорошо! В центральной части Аляски дорожное полотно иногда идет волнами, всё-таки на этой земле вечная мерзлота! На края дороги нанесена гребенка поперек движения. Подобрана она таким образом, что никакая подвеска с ней не справляется, и когда съезжаешь на нее, на кузов передается сильнейшая вибрация :). Иногда в опасных местах, например, как эта, гребенка нанесена по сплошной линии в середине дороги. Вообще, это сделано для пробуждения, если ты начинаешь уставать или даже засыпать или просто тебя ослепило солнце, и ты немного сошел с полосы. Ведь они уже, чем в России, например. В общем, яркий пример активной безопасности на дороге! Да ведь и просто смотреть по сторонам на такой извилистой дороге опасно, а пейзаж заставляет это делать :).
Вот такие в Анкоридже ходят экскурсионные автобусы :).
Заправки в США устроены, в принципе, так же, как у нас. Отличие только в том, что практически везде можно расплатиться картой «Visa» или «MasterCard». Причем оплата происходит так: вставляешь карту, затем льешь столько топливо, сколько тебе необходимо, и после этого с карты снимаются деньги. На некоторых заправках «Газпромнефть» в Москве я тоже такое видел. А можно просто расплатиться наличными, затем заливать топливо. Это уже как во всей остальной России :).
И еще один интересный факт. Меня сначала смутили октановые числа 87, 89 и 90. Неужели в США более низкооктановый бензин, чем у нас? Потом я пригляделся к колонке и увидел, что над каждым номером октанового числа написано «Minimum octane rating (R+M)/2 method». Как я понял, это означает, что ОЧ определяется как среднее между полученными значениями в моторном (motor) и исследовательском (research) методах определения ОЧ. И это число будет гарантировано ниже, чем число, которое определяется только исследовательским методом, как у нас в России. В общем, бензин примерно тот же, просто называется по-другому. Кстати, как вы видите, над каждым сортом топлива стоит отметка о прохождении сертификации соответствующей колонки! И еще, в США на моей памяти только на заправке и в автоматах с едой и напитками налоги включены в стоимость товара, которую видит покупатель.
Цена на бензин примерно такая же, как у нас, немного меньше доллара за литр. На дизель не обратил внимание :).
Далее из Анкориджа я отправился на север по Гленнален хайвэй. Участок до города Вассила, который находится в 60 милях от Анкориджа, имеет две и более полосы в каждую сторону с ограничением 75 миль в час (120 км/ч). Все другие дороги Аляски имеют по одной полосе в каждую сторону, и ограничение на них обычно составляет 65 миль в час. Бывают места, где скорость ограничена 55 или даже 45 м/ч. В городах ограничения от 45 до 15 м/ч. Да! И практически все это соблюдают! Могу сказать, что обычно я ехал по хайвэям 70-75 миль в час, при этом меня практически никто не обгонял :).
Несколько слов о дорожной полиции. Если вас останавливает полицейский, а это происходит только (!), если вы нарушили, то не нужно ни в коем случае выходить из машины, нужно положить руки на верхнюю часть руля, чтобы они были в поле зрения полицейского, это сделано для того, чтобы он видел, что вы не будете в него стрелять. Затем аккуратно и не спеша, обязательно не спеша, показываете ему свои документы. Ну, и далее протокол и т.д. Документы представляют собой права, вашу страховку и страховку на автомобиль. Т.е. так таковых регистрационных документов на сам автомобиль не существует, а номерной знак закреплен за машиной, а не за хозяином. В общем, практически полная свобода покупки-продажи и эксплуатации авто. Да, это не Россия с гигантскими ценами на новые и подержанные автомобили, прописками, регистрациями и постановками на учет…
Ладно, вернемся к путешествию.
Действующая православная церковь в городке Еклутна.
Служба ведется на английском языке, а прихожане, в основном, крещенное местное население, т.е. индейцы, а так же потомки смешанных браков русских и индейцев.
Кафе на Гленнален хайвэй. Оформлено в старинном стиле.
После того как очень сытно и вкусно пообедал, я спросил у хозяина: «Что это за интересное небольшое пианино стоит вон там?» В ответ: «Это механическое пианино. Смотри, что оно умеет». Он открыл крышку и отодвинул дверцы в корпусе. За ними показалась перфолента, намотанная на барабан. Длина и расположение дырочек на ней соответствует длине и высоте играемых нот. Хозяин кафе запустил всю эту конструкцию :). Как же необычно смотреть на пианино, на котором клавиши нажимаются сами! Потом я сыграл «Yesterday», уже в обычном режиме, поблагодарил хозяина кафе и поехал дальше :).
Река Матанаска и одноименный ледник :).
Где-то на Гленнален хайвэй.
Уже в августе листва кое-где была желтая. Всё-таки континентальная Аляска — довольно холодное место на Земле.
Среди деревьев очень много хвойных, но, в отличие от России, здесь, в основном, ели.
Озеро Суситна, которое находится в 20 милях от Гленнален хайвэй.
Проехал городок Гленнален и увидел знак «PHOTO». Оказалось, что рядом с дорогой открывается красивый вид на реку Куппер. Вдали видны горы Врангель.
Далее мой путь лежал в Вальдез. Ведет туда Ричардсон хайвэй.
Дорога пошла всё выше и выше. Это был переход через перевал Томпсон. Его высота всего 750 метров :). На подходе к нему я стал замечать, что всё чаще и чаще на горизонте появляется ледник. Это был ледник Вортингтон. Со стоянки до самого ледника пешком всего 15-20 минут :).
Этот телефон-автомат работал :).
На подходе к Вальдезу. Водопад Бридаль Вейл.
Рядом с ним водопад Хорстэйл («Хвост лошади»). А, ведь, похоже :).
Город Вальдез. Он находится на заливе Принц Уильям. Живет туризмом. Так же в городе находится конец Трансаляскинского трубопровода, через который льется нефть от залива Прудо, находящимся на Северном Ледовитом океане.
По Вальдезу бегают кролики, которые не боятся людей :).
Выступление местного музыкального коллектива :).
К пирсу могут подходит гигантские туристические суда. В тот момент их там не было, но были видны специальные буферы для их подхода.
На выезде из Вальдеза я увидел знак «PHOTO». Это оказалось место, где можно увидеть лосося, который идет на нерест вверх по реке :). Было уже темно, и снимки получились не очень хорошего качества. Но самое главное, что я пришел просто посмотреть на рыбку, а кто-то пришел ей поужинать :).
Стало сильно смеркаться, но надо было ехать дальше. Поднимаясь на перевал Томпсон, я попал в сильную облачность, пришлось ехать не очень быстро. Да, в тумане я как-то ездил, а вот в облаке до этого никогда :).
Уже по темноте доехал Гленналена, проехал чуть за него и заночевал по старой схеме, т.е. в машине. На улице было около 40 F (4 С). За день пройдено 500 миль.
День 3. Гленнален — Фэрбэнкс — Динали. 400 миль
Проснувшись утром, я понял, что ночью остановился у придорожного кафе. Решил позавтракать в нем. Кафе, как оказалось, было оформлено в чисто американском стиле. В общем, примерно такие кафе мы видим в их фильмах :).
Сытно позавтракав, я двинул от Гленналена по Ричардсон хайвэй на север, в Фэрбэнкс.
Природа, по мере продвижения вглубь полуострова, начала сильно меняться. А погода перестала быть стабильной, дождь и ясное небо могли за пару часов сменить друг друга несколько раз.
Вдоль дороги идет Трансаляскинский трубопровод, по которому бежит нефть.
Городок Дельта. Здесь заканчивается Аляска хайвэй — дорога длиной 1 422 мили, которая идет в Аляску из США через Канаду. Это единственная круглогодичная сухопутная связь с Аляской.
Березки :).
Достопримечательность городка Дельта :). Здесь приведены самые низкие температуры в Дельте. Цифры, конечно, впечатляющие :). 25 июня 1983 г. — +9 F (-12 C), 6 января 1975 г. — -72 F (-57 C).
Памятник комарам. Настоящие мне там не попадались :).
Road house. Дом у дороги. Или же, скорее, дом путника. Энтузиасты восстановили дом отдыха 19-20 века. Тогда, во времена золотой лихорадки, сюда ехали попытать счастье многие люди. Но дорога в то время занимала несколько недель, а не день-два, как сейчас. Здесь показано, как отдыхали и переводили дух люди, которые ехали по этой дороге более века назад.
Примерно в десяти милях от Фэрбэнкса находится городок Северный Полюс. Местные считают его местом жительства Санта-Клауса. Странно, я думал, что это Лапландия :).
Фэрбэнкс. Самая северная точка моего маршрута. 65 градусов СШ. В России примерно на этой широте находятся Архангельск, Надым, Новый Уренгой, Туруханск, Анадырь. Климат так же суров. Морозы за 40 не редкость.
Памятник первым поселенцам этих мест.
Брусчатка, фонтаны и часы напомнили мне Красноярск :).
В Фэрбэнксе я решил сходить в Музей Льда и Музей Севера. В итоге, еще попал в Музей Авиации.
Итак, Музей Льда.
Перед самой выставкой показывают фильм про ежегодный чемпионат среди ледяных скульпторов. Российские мастера ежегодно занимают там призовые места :).
Показали, как делают рисунки на брусках льда.
North to the future! Без комментариев :).
Далее мой путь лежал в Университет Аляски. Там находится Музей Севера.
В музее много внимания уделено Второй Мировой Войне. Здесь начиналась авиатрасса Алсиб (Фэрбэнкс — Красноярск), по которой шли самолеты, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу.
Следующее фото сделано не мной. Спасибо Илье Гринбергу :).
Золото Аляски :).
Вечной мерзлотой покрыта практически вся Аляска. Исключение составляет только Александров архипелаг в южной части штата, где находятся города Скагвэй, Хайнс, Джуно, Ситка, Кетчикан, Петербург, Врангель.
Pioneer’s park. Что-то вроде наших парков отдыха с детской железной дорогой и прочими аттракционами.
До Питера всего 3 829 мили. Правда, через Северный Полюс :).
Множество кафе и сувенирных лавок.
Надпись на табличке гласит: «Почувствуй -40 здесь!» Как я уже говорил, -40 F (-40 С) здесь не редкость.
Музей Авиации.
КШМ звезды. Сразу становится понятным принцип его работы: главный и прицепные шатуны покрашены в разный цвет.
Небольшая экспозиция посвящена Алсибу и сотрудничеству американских и российских летчиков в 90-е годы ХХ века. Можно купить сувениры с соответствующей тематикой.
На белой карте написано: «Первый межконтинентальный перелет дельталетов через Берингов пролив состоялся 1-2 апреля 1992 года» :).
Напоследок расскажу немного об автомобильной инфраструктуре в Фэрбэнксе. Все автомобили, которые я там видел, имели вилки в решетке радиатора. Это вилки «кипятильников», которые нагревают антифриз в системе охлаждения двигателя. О зимней температуре в этих местах я уже говорил.
Так же на стоянках офисных знаний, торговых центров, университета, жилых домов и т.д. имеются розетки для подключения «кипятильников». Очень удобно: приехал зимой, заглушил мотор, включил «кипятильник», и двигатель остается теплым.
И, напоследок, суровый аляскинский велик :).
Далее мой путь лежал из Фэрбэнкса на юг в Анкоридж через национальный парк Денали.
Городок Ненана на одноименной реке.
На заправке мне встретился автопоезд. Раньше я их часто видел, но они были в пути, а тут мне представилась возможность подойти поближе и рассмотреть :). Машинка, конечно, впечатляющая. На вопрос, какая длина и масса у этого грузовика, водитель ответил: «Масса сто двадцать тысяч фунтов (55 тонн!), а точную длину я не знаю, да и она строго не контролируется». Вот такой там регламент, в отличие от маленькой страны России…
Уже по темноте доехал до въезда в парк Динали. Туристический центр поражает роскошью.
У меня были сомнения по поводу того, можно ли поехать в Динали на машине. В итоге, точно выяснилось, что нельзя! На машине можно доехать только до первого КПП, что в 15 милях от въезда в парк. Так же можно купить билет на автобус (30 долларов), он довозит до конца дороги (примерно 50 миль) и останавливается во всех значимых местах. Я посчитал, что завтра разберусь по погоде. Мне очень хотелось увидеть гору Мак-Кинли (6 194 м), но при облачности, даже небольшой, это сделать невозможно, а на карте парка обозначены лишь «возможные» точки наблюдения Мак-Кинли.
В итоге, я отъехал от туристического центра и уснул в машине. Завтра — последний день на Аляске, ну, по крайней мере, в ближайшие годы :).
День 4. Динали — Анкоридж. 350 миль
Ранние автобусы в парк (начинают ходить с 7:30) я благополучно проспал :). Всё-таки устал за столько дней езды и избытка впечатлений. Но, когда вышел на улицу, понял, что не зря проспал, так как стояла плотная облачность. Так что я решил, не спеша погулять по туристическому центру, поехать в Динали на машине (докуда смогу доехать), и направляться в Анкоридж.
Туристический центр.
Здесь же находятся кафе, прокатные центры, сувенирные магазины и т.д.
Можно набрать камушков из Динали :).
Река Ненана.
Джордж Парк хайвэй. По этой дороге я направляюсь назад в Анкоридж, заехав перед этим в сам Динали.
А это уже дорога внутри национального парка Динали.
А вот и мост через речку Савадж с КПП. Дальше него можно проехать только на автобусе или по спецпропускам на своем автомобиле. Ну, можно еще пешком или на велике :).
А вот это единственная фотка со мной с моего четырехдневного путешествия по Аляске :).
Окрестности дороги в парке Динали. Карликовая растительность.
По дороге часто встречались машины, которые небольшими кучками стояли на обочине. Один раз я остановился около них (ну, интересно же :)), спросил у вышедших из авто людей, что такое. Держа в руках бинокли и фотики с телевиками, они сказали, что в этом месте можно увидеть лосей :). «И вон там, например, бегает один». Я потом вспомнил, что видел соответствующие знаки перед этим участком. Ну, вот один из лосей :).
Дорога в Анкоридж была довольно долгая, примерно 5-6 часов, и запомнилась подвезенными автостопщиками из Франции, которые работали волонтерами три месяца на Аляске, высокой скоростью передвижения (около 80-85 миль в час), перевернутой машиной на подъезде к Анкориджу (единственное ДТП, которое я видел в США), ну, и, конечно, прекрасными видами :).
К сожалению, фотографий этой дороги очень мало, ведь мы почти не останавливались, да и перевернутую машину не удалось сфотать, кстати, я никогда до этого такого не видел.
Далее был Анкоридж. В Музей Авиации я не попал, оказался закрыт (уже в 17?00), зато посмотрел на самолеты на озере Худ. Это самое большое в мире место базирования гидросамолетов! Да и обычных самолетов там тоже не мало :).
Здесь же располагаются ремонтные мастерские.
Воздушное такси :).
Такого количества самолетов я еще никогда в жизни не видел :). Такое ощущение, что в чуть ли ни каждый житель Анкориджа летает на своем самолете! Ведь в США самолеты довольно недорогие + недорогое обслуживание и легкость получения разрешения на полеты…
Иногда встречаются вот такие авиапереезды :). Знаки гласят: «Остановись, не поворачивай, уступи дорогу самолету!».
Всё, мой четвертый день пребывания на полуострове Аляска подходил к концу. За день накручено около 350 миль с учетом заезда в Динали и поездок по Анкориджу. Надо ехать в аэропорт, отдавать машину и отправляться в Сиэтл.
Несколько слов о машине, ну, и, конечно, фотографий :).
Автомобиль Ford Fusion V6 SEL. Хороший большой американский седан. 3 литра, 240 сил, шестиступенчатый автомат. Средний расход получился 26 миль на галлон (9 л/100 км). Богатый салон: климат, кожа, электросиденье, большой люк и т.д. Минус, который я заметил: справа от руля нет вообще никакого рычага, дворники включаются поворотом верхушки левого рычага вокруг своей оси (как свет в леворуких японцах), а свет — тумблером под левой рукой (как в немцах). Ну, это всё, может, дело привычки :). Еще можно вспомнить незакрывающийся лючок бензобака. А так, конечно, очень качественный, добротный и уютный автомобиль! Цена НОВОГО в США (моей комплектации) — 26 500…
На одной из прямых решил попробовать, что будет, если нажать акселератор до конца :). Машина уверенно и быстро набрала 180 км/ч, и всё, сработал ограничитель. Обороты на такой скорости смешные.
Ну, и, конечно же, ручка открытия багажника из самого багажника с изображением убегающего человечка :).
На этом мой рассказ о путешествии на машине по Аляске окончен. Прошу прощения, что в рассказе могут быть допущены некоторые неточности в плане названий мест и их описания и перевода. Всё-таки английский далеко не мой родной язык :). Да и в моем русском могут быть ошибки :).
Расстояния в отчете я расставлял примерно, уже когда был в Москве, по карте, которую использовал для путешествия по Аляске. Но, в целом, всё сходится :).
Напоследок хочется добавить фотографии Джуно и самых интересных автомобилей, которые я видел в США (штаты Аляска, Гавайи и Калифорния), ведь Drom.ru — это автомобильный сайт :).
Итак, Джуно.
Ледник Менденхолл.
Центр, или, как принято, говорить, даунтаун города. Джуно — крупный туристический центр. Сюда приходят гигантские лайнеры, в основном, под флагом Голландии. А в магазинах этой части города можно найти сувениры, ювелирные украшения и т.д. Так же присутствует множество кафе и туристических контор.
Ручей Золотой. В конце XIX — начале XX вв. здесь старатели отмывали золото :).
Озеро Оук.
Университет Аляски в Джуно.
И, самое главное, завод :).
Ну, и, самое последнее, автомобили! :)
Pontiac Trans AM 1979 на продаже. Стоит 12 500, 6.6 литра…
Хотродик :).
«Шевроле» 49-го года :).
Полицейский мустанг :).
«Dodge Charger» на 30-ых дисках!
Типичный автомобиль Аляски :).
Старый американец :).
Всего-то 6 500, и 340-сильный болид ваш :). Пусть и 94-го года.
«Shelby GT 500» и «Dodge Challenger RT» :).
Сильный монстр!
На Аляске любят «Субарики». Сколько «Субару» вы насчитаете на этом снимке? :)
Колоритный байкер.
Ну, кажется, всё :).
Даже не знаю, чем закончить свой рассказ :). Могу сказать одно: в США мне понравилось, но уезжать туда жить я не хочу. Да, моя будущая профессия здесь не востребована, в отличие от США, но, не смотря ни на что, в России жить, на мой взгляд, как-то правильнее, если можно так сказать. Где родился — там и пригодился.
Не знаю, я не квасной патриот, но самые большие переполнения чувств я испытывал дважды: когда увидел красоты Аляски (уж очень она похожа на Россию, особенно, на Сибирь и Алтай), и в самолете Вашингтон — Москва, когда летел домой, в Россию. И даже московское метро не испортило ничего и не повергло меня в шок :).
Спасибо всем, кто осилил мой неказистый рассказ или же просто посмотрел мои фотографии!