|
Желание лета и солнца превысили все возможные пределы ожидания окончания бесконечного российского сезона «НЕЛЕТО» и на кухне за бутылочкой пива было принято решение смотаться на машине в теплые края. Поскольку теплые края, с обязательным наличием моря, обещались быть либо в Краснодарском крае, либо в Крыму, то взвесив все исходные данные, проголосовали за Крым. Двухнедельная поездка была запланирована на период с 22 августа по 6 сентября 2009 г.
Поясню сразу, рассказ будет достаточно подробным, возможно, кому-то эти подробности понадобятся для планирования своей поездки. Цены буду сразу приводить в рублях. Там, где память будет отказываться выдавать точные данные по стоимости, укажу ориентировочно.
Исходные данные
Поездка осуществилась на праворуком автомобиле Nissan Bluebird 2001г (в 14-м кузове, 1,8 л) с новосибирскими номерами (волею судеб, автомобиль, поставленный на учет в славном городе Новосибирске, живет и ездит в не менее славном городе Москва вместе с нами). Весь экипаж составил два человека: я (Сергей) и моя супруга — Лена.
План маршрута был разработан очень простым: доехать до самой южной точки ЮБК (Южный Берег Крыма) — Фороса, а дальше неспешно двинуть по побережью в сторону Феодосии, останавливаясь в тех местах, где больше понравиться и уже оттуда возвращаться домой, но не через Керченский пролив, а опять через Симферополь, а после него — той же дорогой обратно. С ночевками решили не заморачиваться, а ночевать там, где понравится. Для подстраховки была взята хорошая, легкая палатка «Campus» и большой надувной матрас «Intex» со встроенным электрическим насосом. Раз палаточные ночевки могли в потенциале быть, в комплект к палатке и матрасу добавились: раскладные стол и кресла, газовая плитка, баллоны и еще куча туристического скарба.
Забегая вперед, второй день путешествия, расставил все точки над «i», и маршрут был скорректирован на еще более близкий к сердцу — «едем вообще куда хотим».
Сборы
Как это обычно и бывает, если что-то планируешь заранее, а особенно отдых, то обязательно, по никому не ведомым причинам, должно свалиться великое множество всяких-разных дурацких обстоятельств, желающих своим присутствием поставить под вопрос все приятные планы. В спешном порядке что-то было решено, что-то перенесено, а на что-то забито. В частности, оказалось (вот неожиданность-то! :)), что через десять дней закончится срок действия талона техосмотра. Спешно испросив эти 50 квадратных сантиметров заламинированного картона в Новосибирске, получили вполне реальный ответ: «Без проблем, но это займет какое-то время». Безудержное рвение занырнуть в Черное море поставило вопросу с техосмотром статус — «ЗАБИТЬ». Так мы и решили, что как только талон будет готов, отправить его из Н-ска DHL-ем куда-нибудь в Крым, желательно в Ялту, а мы там как-нибудь перехватим.
Единственным осмысленным подготовительным элементом стал беглый осмотр перечня гостиниц Запорожья, потому как, руководствуясь желанием в первый день проехать примерно 1 000 километров, ночевка выпадала именно там. В Запорожье я не поленился позвонить и забронировать в некой гостинице «Джаз» номер. А также была скачана последняя версия программы «IGO AMIGO» с картами Украины.
Так или иначе, окончательное решение о поездке было принято за пару дней до нее. Отъезд был назначен на раннее утро субботы, и чем более раннее оно будет, тем более реальные шансы не попасть в бесконечную очередь страждущих выбраться из города в выходные на любимую дачу.
Поскольку, в машине нас всего двое и ночевать в ней мы не планировали, то решили не стеснять себя в количестве нужных и ненужных вещей. Казалось бы, взяли все только самое нужное, но машина оказалась забитой до самого верху. Столько вещей в нее запихивалось только однажды — при переезде. Хоть поспать получилось всего три часа, но проспать время старта мы себе не позволили, очень уж хотелось купаться.
День 1
Погода в 04:00 часа утра субботы отличалась стабильностью. Она была такой же стабильно дерьмовой, как и в несколько предыдущих дней. Было по-осеннему холодно и шел занудный дождь. Одометр на ноль, бенза под завязку — в путь!
Дорога
Первую запланированную остановку по маршруту долго ждать не пришлось. Она случилась ровно через шесть минут нашего путешествия в круглосуточном «МакАвто». Еще пять минут на горячий кофе в машине — вот теперь точно жизнь прекрасна! Погнали.
Быстро проскочив почти весь мигающий желтыми светофорами, спящий город, мы выехали на новую Симферопольку и, изображая катер, ибо количество воды на дороге превышало все разумные нормы летних осадков, двинулись на вожделенный ЮГ.
Подробно описывать дорогу до границы не буду по двум причинам:
Отмечу лишь несколько моментов. Дождь, не прекращаясь, поливал следующие 800 километров — это угнетало. Доблестные сотрудники ДПС не тормозили ни разу — это радовало. Видимо, второе напрямую вытекало из первого, мне бы тоже не хотелось стоять и мокнуть на дороге, даже за деньги… Скоростной режим сильно не нарушал, опасных обгонов не допускал. Скорость старался держать в пределах 100-130 км/ч.
Граница
Вопрос о месте пересечения границы был, безусловно, изучен, но до последнего момента окончательного решения — где пройти через таможню, в голову не приходило. Решили, что поедем туда, куда дорога выведет, а она, разумеется, вывела в Гоптивку, что и не удивительно. Заведомо зная, что в Украине бензин дороже, на финишной прямой перед границей, за пару километров до российского шлагбаума, заправились до полного бака родным бензином. К хвосту очереди мы подъехали ровно в 14:30 (МСК). Офигенным удивлением стало, когда на этом же небольшом отрезке перед границей, нас обогнал, дружески посигналив и моргнув аварийкой, «Lexus IS» с… новосибирскими номерами!
Потом стояли в очереди друг за другом, было время немного пообщаться — веселая компания, все из разных городов, с водителем-девушкой из Новосибирска выехали покататься! Всегда приятно встретить так далеко от дома, знакомые цифры номера региона (даже также редко встречающиеся в Москве 42, 70, 22, 04, 24, 38, 25 воспринимаются как Земляки!).
Количество машин было около 70, и это обстоятельство немного расстроило, но решив подойти к вопросу философски, мы попили чая (два термоса рулят), подкрепились, стали спокойно читать разные распечатки о прохождении таможни. Спасибо сайту Антона Дыбова!
Двигаемся медленно, но (!) главное доползти до «Duty Free» — это единственный плюс в пересечении границ разных государств.
На таможне сложилось вполне конкретное ощущение: наши таможенники кормятся за счет украинских машин, их таможенники за счет российских машин. Ну, это и логично. Нашу границу мы прошли достаточно оперативно, без каких-либо вопросов и заморочек. Пара служебных вопросов о наркотиках и оружии, поверхностно брошенный взгляд в забитый багажник и проезжай, вези — чего хочешь.
Захватив в «Duty Free» бутылку «Baccardi», оказались перед украинским КПП. С хохлами все прозаичней. Зеленый коридор уже зарос паутиной и всех отправляют в красный коридор, а там сразу подходит чувак в форме и предлагает пройти побыстрее. Поскольку стоимость счастья — не разбирать и собирать все барахло (и без того три часа аккуратно упихуевоемого в машину и вымотавшего все нервы прошлого вечера), всего символические 500 рублей для поддержания дружеских отношений между братскими народами, то через три минуты, пожав друг другу руки, с зажатой между ними пятисоточкой, мы отправились дальше, потратив на все 3,5 часа времени.
Возможность свободно провезти через границу, с современно оборудованными КПП, с кучей таможенников любой груз, хоть гранатомет, навеяла мысль о невероятно нелепой показушности событий, когда в «Новостях» на всю страну гордо заявляют, что, мол, было произведено задержание каких-нибудь преступников, которые из Казахстана или Узбекистана пытались провести три килограмма наркотических веществ! С таким подходом, скорее всего, железнодорожными составами завозится все запрещенное. Ужас!
Ну да ладно, граница границей, а мы на море!
Дорога по Украине
Поскольку времени до вечера было хоть отбавляй и грела мысль о 200 км отличной дороги после Харькова, то, поменяв часть денег в обменнике сразу после границы, у первой заправки, кстати, с очень хорошим курсом, мы двинулись дальше. Но какими бы замечательными ни были те предстоящие 200 верст трассы Харьков — Новомосковск, до них надо еще доехать! До Харькова идет дорога среднего качества, вполне терпимо. С нее уходим направо на объездную и сразу хренеем от ее качества — сюда не ступал барабан дорожного катка, по крайней мере, в этой стране. Последний раз, видимо, это было еще в СССР. Сейчас же там яма на яме. После непродолжительной поездки по объездной уходим опять направо, на Киевскую трассу (по объездной получается примерно четверть круга).
Поскольку с утра прошло уже изрядное количество времени, решили организовать небольшой привал и подкрепиться поосновательней. Съехали с дороги, привал пришлось сделать прямо в машине, потому что дождь так и продолжал моросить. Полчаса отдыха и снова «по коням!». Через пару километров сворачиваем налево, на новую трассу в сторону Симферополя и, как писал уже один человек, начинаем усиленно кайфовать! Настоящий широченный автобан с отличным асфальтом и практически полным отсутствием движения. Такое автомобильное счастье нарушает только маленький червячок здравого смысла, который сразу начал грызть мозг: «На такой дороге обязательно будут менты! О-бя-за-тель-но! Поэтому не гони». И самое главное, что понимать-то я понимаю, что так оно и есть, но убрать ногу с педали газа не могу — сама приклеилась.
Самое разумное решение в этой ситуации, было бы упасть на хвост кому-нибудь и ехать с отрывом метров 400, чтобы всегда был перед глазами индикатор наличия ментов (может быть так поступать по отношению к «индикатору» и некрасиво, но я не обижаюсь, когда у меня на хвосте кто-то едет с той же целью, поэтому считаю, что и мне можно), но нам почему-то попадались либо тихоходы, которым купаться в Черном море совсем не хотелось, либо какие-то серьезные джипы, которые пролетали на первой космической скорости, и чтобы кого-то из них догнать и удержаться на хвосте, мне не хватило самую малость — 200-300 парнокопытных под капотом. Договориться с червяком удалось на условиях, что мы будем ехать не быстрее 150 км/ч. Ну ладно, 160.
На удачу, державна автоинспекция встретилась всего раза четыре, и до нас им интереса никого не было. Последние километров 15 оказались старым асфальтом, но не менее широким. Заканчивается эта дорога выездом на донецкую трассу. Уходим налево, в сторону Донецка и, через километров 10-15 сворачиваем направо, в сторону Запорожья. Еще совсем чуть-чуть, и мы на родине Горбатого. Немного покружив по городу, таки добираемся до своей гостиницы «Джаз». Первое впечатление: какой дурак построил гостиницу в такой заднице? Реально, чтобы найти ее, даже с GPS-ом, нам потребовалась сноровка, но поскольку уже не было ни желания, ни сил искать что-то альтернативное, приехали именно туда. И НЕ ПРОГАДАЛИ! Второе впечатление — ха! А здесь-то лето! Выползая из машины, ощутили, что ничего общего погода Запорожья с погодой Харькова не имеет и здесь прекрасный летний вечер.
День 2
Не реклама. Утром гостиница «Джаз» оказалась очень неплохим комплексом с БОЛЬШИМИ номерами, маленькими ценами (реально меньше, чем где-либо в городе) и нормальной охраняемой стоянкой. Все это расположено прямо на берегу Днепра, причал, большая прогулочная зона с прудом (утки включены) и парком. В общем, все прикольно.
Поскольку ЮБК был уже не за горами (вру, конечно, именно за горами :)), мы нормально выспались, позавтракали, пошатались, поглазели на Днепр и в 11:00 двинулись дальше. Заправка по конской цене на «Укрнафте» (на остальных нормально выглядящих еще дороже), и мы по дороге в Мелитополь. Транспорта достаточно много, но большая часть отрезка до Мелитополя с реверсивным движением, поэтому проблем с обгонами практически не было. Солнце, на небе ни облачка, душа поет и рвется вперед. Да так рвется, что даже не всегда ПДД соблюдает.
Лирическое отступление про ПДД и нарушения. Дабы отзыв был честным на 100%, каюсь. Нарушал. Скорость, обгоны, разметка.
Но скажу сразу, дабы хоть отчасти отвести праведный гнев читателей, нарушал аккуратно. Я, в принципе, придерживаюсь позиции на дороге такой: если ты ЗДРАВО оцениваешь свои возможности, уровень своего водительского мастерства, технические возможности и состояние своего автомобиля, то ИНОГДА, на свой страх и риск, нарушить можно, НО ТАК, чтобы, ни в коем случае не мешать своими действиями другим участникам движения и уж, само собой не допустить этими действиями аварийной ситуации. Кто-то скажет, мол, нашел оправдание своим действиям и, наверное, будет по-своему прав.
Просто правила дорожного движения не могут допускать каких-то неоднозначных действий. Если нельзя — значит нельзя, если можно — значит можно. Но ведь дорожная обстановка бывает не всегда однозначной. Таким образом, я позволял себе иногда вольности. Обгонял, где нельзя, но если был 100000% уверен, что это безопасно, ехал иногда быстрее положенного (кто ж этим не грешит) и все такое.
Итак, Мелитополь! Не хочу обидеть жителей этого города, но дорог хуже я не видел нигде! При всем том, что почти везде лежит асфальт — это очень обманчивый асфальт. Такое ощущение, что в один момент все дороги вскипели, забурлили, а потом так застыли и покрылись волдырями. Просто стиральная доска, даже на самых центральных улицах. Поскольку дорога проходит через весь город, успели полюбоваться на «местные красоты». Учитывая, что вчерашняя дорога не отличалась чистотой, сначала 800 км дождя, стало быть, было грязно, а потом 200 км скоростной магистрали по солнцу средь полей, стало быть, мы неслабо уменьшили популяцию местных насекомых, то к Мелитополю машина была похожа на старый зерноуборочный комбайн. Заехали на хорошую мойку, где нас встретили как родных. За 200 руб. машину вымыли и вычистили так тщательно и аккуратно, что не придраться. Идеально! Мы, не менее тщательно, в это время лопали груши и мечтали о закате на берегу моря.
Наконец-то вожделенный Крым! Ура!
Следующим чекпоинтом стал Симферополь. Там задач стояло несколько:
В «Евросети» мы быстро приобрели сим-карту с тарифом «Турист». В Украине, кстати, при покупке симки не требуется паспорт. Достаточно денег. :) Съели по мороженому и поехали на Привоз. Больше всего шокировали цены на арбузы: 1 кг стоит меньше трех рублей. Там же есть и большой оптово-розничный магазин со всем остальным. Вчера утром я думал, что в машину больше не влезет ничего…
Я жестоко ошибался. После посещения рынка машина потяжелела килограмм на 80… Несколько арбузов, несколько дынь, виноград, овощи и прочая снедь, а главное — пиво! Разумеется, пиво брали украинское: «Оболонь», «Биле». Прихватили бутылочку массандровского шампанского «брют». Распихивать по машине пришлось все совершенно хаотично, лишь бы влезло. Особенно красочно смотрелись бутылочки и баночки с пивом, которые торчали отовсюду, откуда только можно торчать.
Как следствие такого расточительного расхода времени оказалось, что на часах уже 17:00 и уже давным-давно пора ехать.
Проезжая Бахчисарай, мы поняли, точно надо было быть порасторопнее, потому как темнело прямо на глазах и яснее ясного ощущалось, что в Форосе мы окажемся затемно. Поскольку дорога после Бахчисарая предвещалась более горная, то совсем не хотелось ехать по ней в кромешной тьме, и мы слегка поднажали. На самом деле это не помогло, и в 19:30 вокруг уже было хоть глаз выколи.
Поскольку торопиться смысла больше не было, мы «постарались расслабиться и получать удовольствие». В таком режиме мы выехали, наконец, на Южнобережное шоссе и в очередной раз офигели. Во-первых, справа открылось наконец-то море… Открылось это, конечно, символично сказано. Это была черная пропасть, внизу которой по береговой линии светились миллионы огоньков, а за ними, на черной, как смоль поверхности, лежала яркая лунная дорожка. Во-вторых, количество машин было больше ожидаемого и все ехали плотным потоком. Осталось каким-то образом спуститься вниз и понять, где же нам придется все-таки сегодня ночевать. Свернув в подозрительно безлюдный и безавтомобильный небольшой съезд, но куда настоятельно рекомендовал попасть наш amigo, через 50 метров уверенного спуска уткнулись в знак «кирпич» и поднятый шлагбаум.
Забегая вперед, скажу, что с этого момента начало портиться настроение. И не зря. Побродив с фонариком, пообщавшись группой местных парней навеселе, невесть откуда взявшихся, была получена первая информация: здесь НИГДЕ ВООБЩЕ нельзя подъехать к морю и тем более поставить палатку. Информация подтвердилась, когда мы проехали под «Кирпич» и через два десятка поворотов на 360 градусов внизу, уткнулись в сурового охранника на КПП какого-то крутейшего коттеджа. Мало того, недвусмысленно объяснили, что нам надо обратно на дорогу, ибо это резиденция самого «..бла-бла-бла, хрен знает кого..» какого-то местного суперчувака и находится здесь никак нельзя.
Следующий поворот с шоссе вниз, был «официальным» спуском в Форос и тут разочарование только усилилось. Пообщавшись с добрым десятком человек, мы решили прекратить эти расспросы местных аборигенов, поскольку одиннадцатому я готов был дать кулаком в рожу. Абсолютное ощущение, что даунизм здесь норма жизни. На простой вопрос, как проехать к морю и где можно переночевать (ладно уж поставить палатку — это сильно сложный вопрос), мы получали любые нескладные ответы, но только не по делу. Каждый сказал, что здесь самое классное море и самая чистая вода и что, конечно, это мечта, а не место. Из всех «разговоров», стало понятно одно — переночевать можно либо в съемной квартире с посуточной оплатой по цене около 3 000 рублей за ночь (!) (при этом, это просто старая зашарпанная однушка в совковой панельной трехэтажке), либо поставить палатку в так называемом «кемпинге».
Кемпинг представляет собой еще более удручающее зрелище, но дешевле. За 500-800 рублей, можно поставить палатку на территории 1кв. метр, где уже и так стоят палатки друг на друге, в 200 метрах от машины, и в 2 км от моря, под ногами валяется мусор, горят две тусклые лампочки на весь «кемпинг» и есть летний душ, за отдельную плату с лимитом воды и страшной грязью. И ЭТО ЗА СВОИ ДЕНЬГИ! Помотавшись еще час по черным закоулкам мы остановились на меньшем из зол. За 500 рублей остались в другом кемпинге. Постараюсь описать: достаточно просторная огороженная асфальтированная (!) площадка, около 20-ти палаток прямо на асфальте и десять автокемпингов.
Грязно, валяются бутылки, банки, мусор. Машина рядом с палаткой, не тесно. Где-то рядом находится коллектор, где пару раз в час включается минут на десять насос и начинает откровенно вонять, потому как ветер всегда дует одинаково. Поскольку у меня хронический насморок и заметно снижено обоняние, мне повезло больше. Море относительно недалеко, нам показали, пять минут ходьбы по дорожке через общественный туалет, потому как в двух шагах находится типа «CLUB», больше напоминающий колхозную дискотеку с пьяными малолетками, и мы на пляже! Вуаля! Пляж представляет собой 50 кв. метров нагромождений диких размеров валунов, несколько разбитых пивных бутылок, пустых банок и — о чудо! — чистой водой, в которой купаться, увы, уже совсем не хочется. Контингент гуляющих отдыхающих, в этот вечер был до безобразия прост. Нам встречались только радостные пьяные придурки. Может именно в этом и был весь секрет? Поставив прямо на асфальт палатку, опрокинув по паре банок пива, мы легли спать с чувством, что в душу наплевано до краев.
День 3
Я не питал особых иллюзий по поводу того, что утром все преобразится и станет неузнаваемо красивым. Отличие заключалось лишь в том, что большинство по утрам все-таки не бухает и поэтому пьяных рож было, правда, меньше. Немного побродив по округе, мы оценили окружающую действительность, а именно: вокруг полный совок, ломовые цены, и главное — нет моря. Все побережье застроено и нет ни единого БЕСПЛАТНОГО подхода к воде (про подъезд вообще молчу).
В моем представлении понятие «платный пляж» должно отличаться хоть чуть от понятия «бесплатный пляж». То есть, если взимается плата, то хоть мусор-то убрать можно? Где нормальный подход к воде? Душ? Лежаки? Переодевалки? Навесы? Спасатели? Где хоть что-то из перечисленного? Нет. В Форосе деньги берут просто за море, которое завалено огромными булыжниками, что в него ни зайти, ни выйти.
Хороший пляж и парк, в понимании местных отдыхающих, на территории санатория «Форос», под одной из стен которого, расположился наш «кемпинг». Поскольку вход на территорию санатория, конечно, платный, нам добрые люди показали место, где можно перемахнуть на халяву через забор. Перемахнули…Погуляли… Посмотрели… В общем, мне искренне жаль тех людей, кто считает тот пляж хорошим и тот парк красивым, и по своей воле приезжает туда отдыхать. Интереса ради зашли в главный корпус санатория, внешне, в принципе, выглядящего вполне прилично, чтобы узнать, сколько стоит проживание у них. У входа, в диком диссонансе с окружающей действительностью, стояло запаркованными с десяток маши, каждая из которых стоимостью не менее 40 000$. «Мерины», затюненые «Крузаки», «Инфинити» и иже с ними. Несколько машин с московскими номерами. Апофеозом полоумности стала минимальная стоимость номера в санатории, что-то около 6 000р в сутки! Занавес.
С этого момента мы и решили изменить запланированный маршрут на более предпочтительный — «едем туда, где понравится». Безусловно, в две недели отпуска были заложены и экскурсии, и достопримечательности, но сейчас больше всего хотелось тупо батониться на море, купаться до упора и жариться на солнце.
Мы вернулись к машине, собрали палатку и рванули туда, куда даже и не думали ехать — в Евпаторию!Все. Неудачная часть отдыха закончилась, и начиная с этого момента, все пошло только в хорошем ключе. И чем дальше, тем, оказалось, лучше.
Отличная погода, +28, на небе ни облачка, хорошая дорога — настроение растет вверх!
Интересно, что на таком небольшом отрезке (меньше 150 км) очень отличается ландшафт и растительность. Чем дальше к Евпатории, тем все более пологая местность, вокруг степи, минимум деревьев и огромное количество виноградников. Не удержавшись от соблазна, я перелез через проволочное заграждение и отведал виноградика.
На удивление, он оказался очень кислым. Мы выдвинули несколько предположений:
Отрезок дороги от Саки до Евпатории, по-моему, что-то около 10 км, проходит по косе, где и останавливаются люди с палатками, машинами или просто купаются. Пляж представляет собой песчано-галечное побережье с тихой, спокойной водой. Подъехать можно, при желании, прямо к воде, но более удобно, логично и чистоплотно ставить машину на некотором удалении от воды.
Мы предварительно приметили место, где можно было бы разбить лагерь, и поехали дальше в город, просто осмотреться. Уверен, в Евпатории есть масса интересных достопримечательностей, но целью была обычная прогулка, поэтому, можно сказать, что ничем выдающимся сам по себе город не запомнился. Возвращаясь с набережной, наткнулись на очень большую очередь в стилизованное под старину окошко, где продавали, с пылу с жару, чебуреки, беляши и все такое. В обычной обстановке мы никогда на улице не покупаем подобные вещи, но тут все выглядело так цивильно и так вкусно, что мы решили поступиться правилами и опробовать, тем более, что желудок своевременно напомнил: «ЭЙ! Дайте еды! Я пустой».
Постояв 15 минут в очереди, мы выяснили несколько вещей:
Мы заглянули за угол и попали во двор ресторана. Изумительно! Прекрасно оформленный и декорированный, очень уютный, безупречно чистый, с приятной восточной музыкой ресторан. Зависли мы там часа на три. Да, в Евпатории однозначно дешевле, чем в Москве. С отменным обслуживанием мы вдвоем очень вкусно поужинали «до упора» (остатки даже с собой завернули) за 800 руб. Название ресторана, к сожалению, я точно не помню, по-моему «Джеваль» или как-то так.
Немного поплутав по неосвещенным улицам (а ночи в Крыму особенно темные), наш друг «IGO» почему-то знал только короткий путь за город по таким улочкам, которые, наверное, и местные жители не знают. Послушав нашего Сусанина, побывав, в самом НЕцентральном районе города, мы очутились опять на косе.
По каким-то, известным только ей признакам, мой любимый штурман безошибочно в темноте определила: «Вот наше место!» Аккуратно переползя, через канавку, с асфальта на песок (вполне пригодный для осторожного перемещения на машине) мы остановились в точке «ИКС». На удивление, вечерами и ночами на побережье не только очень темно, но и холодно. Мы надели теплые вещи, в свете фар и налобных фонариков быстро поставили палатку, накачали матрас и, захватив пивко, закутавшись в пледы, развалились в двух креслах прямо у воды. Под звук накатывающихся на берег маленьких волн, при свете луны, отражающейся от воды, под мириадами звезд, релакс начался!
День 4
О, как же классно утром выползти из палатки и с разбега влететь в море!
До обеда мы не вылезали из воды, а часам к трем солнце стало жарить так сильно, что мы решили смотаться за Евпаторию, дабы изучить там географию и, возможно, найти более прикольное место для разбивки лагеря, потому как нынешнее место располагалось близко к дороге. Оперативно собрав палатку и шмотки, рванули через город, на ту сторону. Практически сразу за городом мы нашли неплохой, полностью песчаный, пляж, с большим количеством палаток, автокемпингов и просто народа. Была мысль остаться здесь, но покрутившись и не найдя нормального места для палатки (все хорошие места были заняты), решили поехать дальше. Кроме того, большое количество народа вокруг — это не совсем то, что хотелось в палаточном отдыхе.
Дальше по побережью пошли всякие разные пансионаты и санатории. В частных мини-гостиницах и пансионатах цена варьировалась в диапазоне от 1 000 руб. до 3 000 руб. с человека в сутки. В санаториях, как оказалось, еще не знали о том, что Советский Союз распался, и на дворе капиталистическая эпоха. Конструктивно поговорить о поселении не получилось нигде. Сплошные охи-вздохи, разговоры о режиме, ответственности и все в таком духе. Бла-бла-бла… А предлагать какие-то ощутимые деньги за этот совок не очень-то и хотелось.
Едем дальше. А дальше асфальтированная дорога решила уходить от берега и возвращаться не планировала совсем. Сворачиваем в поля и, вызывая пылевой торнадо, двигаемся в сторону воды. Берег оказался обжитым палаточниками, но в значительно меньшем количестве. И все бы ничего, но вода была вся зеленой от водорослей, хотя на косе вода была кристально чистая. Пообщались с какой-то странной теткой, которая сообщила нам, что: водоросли — это очень прикольно, они полезные, купаться в этих зеленых соплях совсем не страшно и это, конечно, лучшее место на море. Мы поблагодарили ее за столь «ценную» информацию, развернулись и поехали на уже обжитое место. Сами того не ожидая, вырулили к вчерашнему «Джеваль» и, как самые слабохарактерные существа, не смогли отказать соблазну зайти и еще раз предаться чревоугодию. Опять ночь, опять постановка палатки в свете фар, опять пиво под звездами… Романтика!
День 5
Утром народ подтягивается довольно рано, и к 9:00 людей уже начинаешь вполне ощущать. Отдыхающих много, видно, что часть из них — это местные жители. Примерно пару-тройку километров побережья от города имеют вид более цивилизованных пляжей. Более ли менее оборудованные, хотя душа мы не видели нигде, отгороженные между собой, хотя по воде можно смело пройти на любой, большей частью платные.
Жаркое солнце напекло мысли о том, что нам тут уже надоело батониться и пора двигать дальше. Решено было отправляться в сторону Ялты и по пути посмотреть — что же это за воспетый Пушкиным Бахчисарайский фонтан!
Далее случилась достаточно забавная ситуация. Надо сказать, что вчерашние покатушки по полям в поисках лучшей жизни сказались сантиметровым слоем пыли на машине и по поводу сего возникла оживленная дискуссия. Позиция Лены заключалась в полнейшем неприятии решительного несоответствия неопрятного внешнего вида машины с «кристально чистой» окружающей действительностью. Машину, мол, надо обязательно вымыть! Здесь-то мнения и разошлись. Моя позиция была проще — нафиг надо, неохота. Но, поскольку, дамам нужно уступать, машина была старательно Леной вымыта… морской водой. О последствиях мы как-то и не подумали )). Итак, наш «Nissan Bluebird» мутировал в «Nissan ZEBRA». Соль лежала полосками на машине похлеще, чем только что была пыль. Пришлось потратить остатки пресной воды на повторную мойку машины, а потом и себя.
Лагерь собран, двигаем в Бахчисарай. По дороге, решили проехать непосредственно через Саки, чтобы найти путеводитель по Крыму и путешествовать более осмысленно. Заехали — да-а-а-а-а… коммунизм жив. Первое впечатление: где люди, где жизнь, где магазины с путеводителями? Да ладно, с путеводителями, хоть бы продуктовый найти — пить охота очень! Едем, едем, тормозим у первого похожего на магазин заведения (выглядел, как на картинках из 80-х.). Захожу и фигею: это книжный и половина витрин — это путеводители. Штук 25 разных! Выбран и куплен нужный, а через дорогу оказался продуктовый с целым холодильником разных холодных соков! Первое ощущение оказалось обманчивым, наши две потребности (сок и книжка) удовлетворены наилучшим образом. Реальный город САКИ!
Потом опять проехали через Симферополь и вот мы в Бахчисарае. По пути сюда изучив путеводитель, мы отметили интересным, посещение Ханского дворца, пещерного Успенского мужского монастыря и пещерного города Чуфут-Кале, по возможности. По нашим географическим ощущениям и последующим расспросам, город разделен трассой на две половины: новую и старую. Логично, что достопримечательности в старой, и поэтому мы сворачиваем по указателю «Успенский монастырь» налево, и спускаемся вниз. Небольшие, чаще очень старые невысокие дома, все отдает каким-то южным колоритом. Фактически, эта часть города очень вытянута и основная дорога всего одна.
Через несколько километров, справа оказывается Ханский дворец, а еще дальше выезжаем на небольшую площадь, откуда начинается довольно крутая дорожка вверх к монастырю. Тут же подбежал мужик с предложением оставить машину за какую-то там плату на охраняемой площадке, потому что бросать просто так очень опасно. Вскроют, разграбят, колеса снимут, проколют, поцарапают, разобьют, угонят и т.п… Послали его нафиг и запарковались тут же просто так. Надо сказать ничего абсолютно не случилось, стало быть деньги сэкономлены :).
Не буду пересказывать историю достопримечательностей, которые мы видели, для этого есть всезнающий Яндекс, поделюсь только субъективными впечатлениями и ощущениями.
Успенский монастырь обладает какой-то своей особенной атмосферой. Красивые постройки прямо в скале, ощущение спокойствия, отрешенности от внешнего мира, и красоты. Несмотря на большое количество людей, все чистенько и приятненько. Можно зайти внутрь, только заставляют женщин повязывать платками голову и тех, кто в шортах (а это все люди) оборачиваться тоже большими платками, их на входе заготовлено две большие коробки. Замечу, бесплатно! Внутри, в вырубленных в скале помещениях с низкими потолками и запахом от горящих свечей, и вовсе ощущение монументального релакса.
Осмотрев монастырь, узнали, что именно отсюда начинается дорога в горы, в пещерный город Чуфут-Кале, где жили некие караимы. Запыхавшиеся от спуска люди поделились впечатлениями, сказали, что наверху очень прикольно, но дорога очень длинная и сложная, забираться чуть ли не по камням. После этого мы сразу решили: идем! Скажу сразу, если хоть раз вы были в горах, то этот подъем просто прогулка в детском саду! Сначала, вообще, полноценная хорошая дорога, потом просто хорошая тропа, ну немножко камешков было. По дороге видели большого взрослого ежика, который, фыркая, ковырялся около тропы.
А наверху вообще кайф! Город из скалы. Правда, он практически весь разрушен, но посмотреть есть на что. Незаметно для себя мы примкнули к группе с экскурсоводом и все оставшееся время с открытым ртом провели наверху все время, не отходя от экскурсовода.
Эта женщина рассказывала так грамотно и интересно, что просто сложно было не остаться в этой группе. Загадали желания у 300-летнего фисташкового дерева, полюбовались классным видом с огромного обрыва на ветру, полазили по пещерам, и настала пора возвращаться. Поскольку уже вечерело и через часа полтора планировалась полная темнота, решили спросить у этой же женщины-экскурсовода, можно ли заночевать прямо в Бахчисарае, чтобы завтра осмотреть еще и Ханский дворец.
Познакомились, и всю дорогу вниз проболтали обо всем подряд: о жизни, работе, Крыму и Украине, достопримечательностях и караимах, легендах и природе! Оказалась интересная, культурная, эрудированная женщина Ирина, родом из г. Юрга в Кемеровской области (к слову, я был в Юрге три недели назад проездом — посмеялись совпадению), а теперь живущая в новой части Бахчисарая. Она рассказала нам про город, про гостиницы, про нежелательные прогулки с наступлением темноты (можно найти приключения на одно место). Предложила нам остановиться у ее подруги, с кем училась еще в институте, тоже экскурсоводом. Созвонилась, все выяснила, дала нам ее адрес и телефон, объяснила, как доехать (оказалось еще с километр дальше по той, практически единственной, улице).
Подруга оказалась приятной, культурной женщиной лет 50, которая, за смешные 250 руб. в сутки, поселила нас в своем доме. Поскольку дом был поделен на две части (гостевую и хозяйскую), а постояльцев больше не было, в нашем самостоятельном распоряжении оказались: два этажа, три жилые комнаты, кухня, столовая, душ. Во дворе красивый садик с беседкой, прикольный ласковый кот с подружкой, место для машины, запирающиеся ворота. Свезло, так свезло!
День 6
Утром мы поняли, насколько удачным было совпадение, поселиться жить у экскурсовода! Узнали массу интересного и познавательного, где действительно стоящие вещи для осмотра, а где разрекламированные путеводителями «места собирания денег с туристов». Было решено, Ялта подождет, останемся еще на денек здесь, а пока покатаемся по окрестностям.
Главный минус Бахчисарая в том, что он ну вообще никак не на море. По совету Галины (хозяйка) мы решили смотаться в Песчаное (рядом еще есть Угловое и Береговое), это в 50 км от Бахчисарая. Как говориться, бешеному псу 100 верст — не расстояние, и мы смело поехали купаться. Дорога среднего качества, достаточно извилистая с небольшими перепадами высот, но это только в плюс. Практически полное отсутствие попутных и встречных машин, солнечная погода и виноградники позволяют получать удовольствие от вождения — практически гоночный трек!
Название Песчаное говорит само за себя, хорошие пляжики, народ, и, как следствие, не такая чистая, как хотелось бы, вода. После приятного омовения и слопанного арбуза, мы поехали в Балаклаву.
Интересно, что в этой части Крыма огромное количество приятных глазу названий деревень: Фруктовое, Вишневое, Айвовое, Каштаны, Солнечный, Тенистое, Прохладное, Орехово и все в таком духе. Особенно порадовал населенный пункт «Приятное свидание», находится по дороге между Симферополем и Бахчисараем.
Дорога в Балаклаву — суперкайф! Отличный асфальт, скоростные участки, влево-вправо-вверх-вниз — это круче чем «Nascar Racing». Есть реально крутой спиральный затяжной спуск (а по пути домой, соответственно, подъем), несколько километров. Это, конечно, не Семинский перевал на Алтае, но впечатляет не меньше.
Центр Балаклавы — это, конечно, бухта. Куча красивых разных яхт и катеров, набережная, ресторанчики, гуляющие люди. На другой стороне бухты вход в бывшую военную ремонтную базу подводных лодок, ныне музей, но о нем позже.
Запарковались на одной из маленьких улочек рядом с бухтой и первым делом отправились пообедать. Очаровал ресторан «Татьянин Мыс». На открытом воздухе, на втором этаже, с видом на покачивающиеся белоснежные яхты и летающих чаек, мы утонули в комфорте и вкуснятине: жареные рапаны, вкуснейшая солянка, форель, десерты, м-м-м-м… Это заведение достойно «Оскара» среди ресторанов! Добавить к этому прекрасное обслуживание, интерьер, приятная музыка. За этот праздник души мы заплатили 1 500 руб. на двоих…
С трудом вытащив себя из-за стола, пошли почитали расписание теплохода, который ходит на мыс Фиолент, оказалось, что у нас есть еще минут 50 до его прибытия и можно смело погулять и пофотаться.
Теплоход идет на Фиолент час в один конец, потом идет обратно. Таким образом, интервал между рейсами получается два часа. Проходит теплоход недалеко от берега, вдоль отвесных скал.
На мысе внизу на берегу отдыхает народ, который приплывает утром и уплывает вечером (или приезжает на автобусе сверху и спускается на берег по длинной лестнице), там кристально чистая вода. Сверху находится красивая церковь. Мы же попали на последний теплоход в 17:00, поэтому не было возможности остаться на берегу, но все же искупаться на Фиоленте получилось. На берег мы спрыгнули самые первые (а там уже стояла длинная очередь отдыхающих на теплоход, это же последний рейс), по-солдатски разделись, покидали вещи — и в воду! Десять минут на водные процедуры , со скоростью электровеников оделись и последними забежали на борт. Обратный путь сопровождался нежным розовым закатом в море и тысячей чаек, которые, показывая фигуры высшего пилотажа, ловили на лету бросаемый народом хлеб в воду. Нырять за хлебом в воду, кстати, чайки могут не хуже уток.
Еще прогулка по набережной и новое ощущение красоты. Вся бухта стала переливаться огнями, на каждой качающейся яхте были огоньки, на берегу и в ресторанах музыка.
Нагулявшись по этой красоте, зашли еще раз в «Татьянин Мыс», где уже настраивались музыканты. Вечер прошел на «5+»: горячий согревающий кофе с вкусным десертом и живая музыка, заставили нас пересмотреть планы на следующий день…
В полночь мы вернулись в Бахчисарай. Надо сказать, что спускаться ночью в абсолютно безлюдную, покрытую непроглядной темнотой старую часть города и, высвечивая дальним светом причудливые тени старых зданий, пробираться по улочкам к своему дворику, этой очень необычное ощущение. Внешний облик окружающей обстановки и расстояния оказались в темноты совершенно другими, нежели ярким солнечным днем. В один момент мы даже засомневались в правильности направления движения, таким чужеродным и незнакомым все казалось вокруг.
День 7
Утром мы первым делом отправились в Ханский дворец. Интересно было послушать экскурсовода, пройти по куче комнат и залов дворца, погулять в зарослях цветущих красных роз.
Конечно, это не Петергофский дворец по своему величию и великолепию, но эта необычная для нас культура не менее интересна. Про фонтан я, честно сказать, не знал до этого момента абсолютно ничего, и был немало удивлен, когда его увидел. И это он? Оказалось, что он. Очень необычная история и символика, сама задумка восхитила. После посещения дворца, зашли в кафе рядом (не помню название) пообедать. Дело в том, что владельцы кафешек, которые в изобилии находятся рядом, приплачивают экскурсоводам, чтобы те рекламировали их среди туристов. Вот мы и клюнули. УЖАС! Огромные (для этого) цены, грязь, нулевой сервис и отвратительная «национальная» еда.
Вчерашний день в Балаклаве оставил в памяти неизгладимое впечатление и желание вернуться обязательно. Я настаивал на обязательном посещении базы подводных лодок, а Лена вечернего «Татьяниного мыса». Возражений не было, и, захватив, про запас с собой десятикилограммовый арбузик, поехали знакомой дорогой опять в Балаклавскую бухту.
Расписание работы музея-военной базы и время посещения с экскурсоводом расписано на входе. Мы купили билеты и поехали купаться. Чуть дальше, по той же стороне бухты, где находиться штольня, есть место, где купаются люди. Пока мы, после купания, стояли и грелись на солнышке у машины, мимо проехал «Субарик-Аутбек» с новосибирскими 54 номерами!
Штольня произвела неоднозначное впечатление. С одной стороны, это колоссальное сооружение. Огромный сверхсекретный комплекс по ремонту подлодок, хранилище ядерных боеголовок, сухой док, каналы, коммуникации — и все это построено внутри горы! Одновременно может внутрь заходить несколько подводных лодок среднего типа. Впечатляет очень! С другой стороны осознание того, что все эти бесконечные труды и тонны денег, вбуханные в строительство, с развалом Союза были просто заброшены, навевает одно: «Не ту страну назвали Гондурасом…». Хорошо хоть музей взялся за приведение в порядок этого объекта, частично восстановил (в некоторые проходы попасть еще нельзя) и сохранил завод.
Вечером мы опять балдели в «Татьянином мысе», а потом поехали через ночные горы, «домой» в Бахчисарай.
День 8
План был составлен таким: утром выезжаем в сторону Соколиного, забираемся по дороге на Ай-Петри (самая высокая точка Крымских гор) и спускаемся по серпантину в Ялту, а там решим на месте, чего делать и где ночевать.
Поскольку цена на бензин в Крыму и без того дикая (в районе 28 руб. за литр 92-го), то старались заправляться на хороших брендовых АЗС, но в отдалении от населенных пунктов, где немного, но дешевле. Понятно, что на трассах больше вероятность недолива или бодяги, но 28 рублей давила жаба. Результат желания сэкономить на этот раз оказался забавным. Пропуская все «дорогие» заправки, выехали на отрезок, где они почему-то кончились совсем. Притом, что лампочка, символизирующая голодный обморок двигателя, уже горела ярко-ярко. Доехали до Соколиного, а за ним по памяти карты начинается серпантин, понимаем, что, похоже, следующая заправка будет только в Ялте. Смотрим в «IGO» — и правда, последняя АЗС осталась семь километров назад. Пришлось возвращаться…
Влево-вправо-влево-вправо-влево-вправо… и так долго-долго — это дорога на Ай-Петри. Угол подъема очень небольшой, машина едет прекрасно, но жрет 16 литров на сотню, это я потом посчитал, против обычных 10 в городе. Склон с этой стороны горы очень насыщен растительностью, и часть дороги проходит в зеленом тоннеле, под сводами деревьев.
Через несколько десятков поворотов наткнулись на скопление запаркованых по разным сторонам дороги машин. Оказывается, в этом месте начинается тропа к «Большому каньону Крыма» и «ваннам молодости».
Цена вопроса, что-то около 100 руб. с носа (хотя, как оказалось позже, если пройти 50 метров влево или вправо, то на тропу можно попасть бесплатно) и мы, конечно, отправились туда. Вся прогулка заняла часа четыре, но ощущения были непередаваемые. По-честному, сам каньон не впечатлил абсолютно. Позже я читал, что настоящий каньон начинается дальше, за «ваннами молодости«. Может быть и так, спорить не буду, но те места, которые должны «навсегда запасть в душу своими сказочными видами», как сказано в путеводителе, даже рядом не валялись с теми местами, что мы видели в горном Алтае. Но все равно, красивый, местами сказочный, лес, перепрыгивание по камням и огромным корням, яркие лучики солнца, пробивающиеся сквозь плотную зеленую листву, тысячи очень шустрых ящериц, греющихся на нагретых камнях, и, наконец, сами «ванны молодости» — этого стоила наша прогулка!
«Ванны молодости» — это углубления, вымытые горной рекой, наполненные ледяной водой. Вода не бывает никогда теплее +11 градусов. Любую конечность, опущенную в воду, начинает сводить судорогой через 3-4 секунды, и меня сильно удивили маленькие дети, которые смело плюхались в менее глубокой ванне (примерно по пояс, а всего их две). В глубокую трехметровую ванну со скалы прыгали обезбашенные взрослые. Понаблюдав за этим безобразием, я решил, что не зря же столько сюда шли, надо бы и мне омолодиться. Причислив себя к обезбашенным взрослым, я полез на скалу. Первое ощущение, когда ныряешь в воду такое, будто с тебя резко содрали кожу или по всему телу прошлись наждачкой, после чего вылетаешь на берег быстрее, чем падал в воду. ЗАТО БОДРИТ НЕ ПО-ДЕТСКИ! И дальше лезешь опять на скалу, чтобы повторить эффект. :)
После этих ванн в теле появляется легкость и энергия, энерджайзер отдыхает! Обратный путь занял больше времени, потому как «нормальные герои всегда идут в обход!» (© «Айболит-66»). С дороги мы почему-то сбились и шли по внутреннему компасу. Через лес, через овраг, через речку и опять через лес мы выбрались на дорогу, но совершенно не в том месте, где бросили машину :).
После еще полсотни поворотов мы выехали на плоскогорье. Вид со смотровой площадки был и правда обалденный, видно все южное побережье! 1 224 метра, если я не ошибаюсь.
Можно было подняться еще немного выше, на «зубцы Ай-Петри», но там было в десять раз больше народа и желание лезть пропало. А вид меня удовлетворил и отсюда.
Кроме того, сыграл еще один факт. Шагу нельзя ступить, со всех сторон чуть ли не за руки тянут выходцы с Кавказа с воплями: «Сюшай, дарагой, захады, покушай — очен вкусно» и все в таком духе. Я, вообщем-то, не националист, но вся эта херня уже в кишках. Не хватало, чтобы на 1 224 метрах высоты чувствовать себя, как на барахолке…
Спуск был достаточно продолжительным, потому как нужно соблюдать осторожность, не разгоняться и не выезжать в поворотах на встречку.
Дорога выводит в Ливадию, это район Ялты. Погулять по городу и посмотреть окрестности мы решили в следующий раз, а пока хотелось немного отдохнуть и попить кофе.
Сейчас все противники фастфуда и американизма могут начинать кидать в меня камни, но мы искали «MacDonalds»! Естественно, где же ему быть, как не в центре Ялты на набережной. Так и оказалось. Поскольку весь город стоит на склоне горы, то схема проезда в центр простая до невозможности. Из любой точки города, по любой дороге, нужно просто ехать вниз и приедешь на набережную. Чтобы запарковаться в Ялте в центре, нужно иметь немалую сноровку. Протиснувшись по тесным улочкам почти до самой набережной, разъезжаясь в миллиметрах от других машин, нашли место для парковки (спасибо бесконечным московским пробкам и тотальному отсутствию места в центре — очень тренирует).
Набережная, вполне красивая: стоят кораблики разные, маленький пляж, где купаются местные жители в грязной воде, толпа людей, дурацкие машинки для детей, всякие батуты и аттракционы, какие есть в каждом ЦК ПиО, каждого российского города, цены как в Монте-Карло, фотографы с замученными обезьянками и все в таком духе. В общем, Сочи №2. На все это российско-украинское туристическое счастье с высоты десяти метров гордо взирала большая ярко-желтая американская буква «М». Кофе, кстати, в украинских «макдаках» вместо вкусного «Paulig» варят невкусный «Жокей» и совсем не продают сырный соус. Ну да ладно, это дело вкуса.
Совсем скоро стемнело, и пора бы было подумать и о ночлеге. По поводу ночевки было известно только одно — останавливаться надо не в Ялте, а в любом маленьком городке-поселке. Галина из Бахчисарая посоветовала нам заглянуть в Лазурное (км 30 в сторону Алушты), там, по старой памяти, было хорошее место в плане купания и адекватные цены на жилье. Ставить палатку на берегу мы уже и не планировали, нигде в округе такой возможности не было, к морю близко не подъехать.
Трасса в сторону Алушты очень хорошая: широкое четырехполосное шоссе, в местах сужения — движение реверсивное, много освещенных участков, хорошая разметка.
Через 30 километров, когда спускались с трассы по извилистой дорожке, в полной темноте, в Лазурное обуяло двойственное чувство: с одной стороны, у нас хорошее настроение и абсолютно ничего не беспокоит, в Крыму уже подосвоились, а с другой стороны — где-то это уже было… Чертов Форос!
Внизу сразу встали встречаться дома с табличками «Жилье, СДАМ и т.п. » или просто на столбах номера телефонов. Обзвонив несколько номеров, мы не получили ни одного нормального ответа на простой вопрос: «Сколько стоит комната на двух человек? Сейчас» Где-то телефоны не отвечают, кто-то пьяный мычит в трубку, кто-то озвучивает цены, как в «Метрополе», кто-то задает тупые встречные вопросы… Очередное живое общение с бабушкой-вымогательницей поставило точку в, такого рода, поиске.
Решено — раз тут жилье сдают все и вся, то поедем и поищем «вручную» какой-нибудь красивый дом и поговорим с хозяевами. Дсять минут осмотра местности дали плоды. Вот мы у большого красивого дома, на стук в дверь вышла очень милая женщина и дальше события развивались совершенно непредсказуемо! Такого мы не ожидали совсем.
Елена, так звали хозяйку, показала нам отличную большую комнату на втором этаже с отдельным входом (лестница), идеальный порядок и чистота, свой санузел, кровати, новое постельное, пледы, телевизор, холодильник, вентилятор, утюг и т.д. и т.п. Сговорились мы на 200 гривен в сутки (это примерно 700-750 руб.).
Поскольку мы планировали еще попасть в магазин, купить холодненького пивка, Елена нам предложила не ходить по темноте, а просто позвонила мужу Володе, который сейчас возвращался домой на машине и перечислила ему, все что нам нужно купить. Брать денеги за жилье и продукты с нас она категорически отказалась! «Ну, кто же на ночь деньги дает… Оставайтесь, отдыхайте, завтра накупаетесь на море, потом и рассчитаетесь».
День 9
Елена с Володей оказались великолепными людьми, и, к слову сказать, мы остались у них до конца отпуска. Такое теплое и доброе отношение людей редко когда встретишь внезапно. Большой дом, выстроенный своими руками, сад, две летние беседки, летняя кухня, гараж. Все сделано руками и для себя. Мы абсолютно никак себя не чувствовали стестненными, все что ни захочешь — пожалуйста. Володе и Лене — огромный привет и РЕСПЕКТ! Все было просто удивительно.
Такая красота растет у Лены и Володи!
Лазурное при дневном свете оказалось милым местечком, вся нижняя часть с набережной состояла из очень даже фешенебельных мини-гостиниц. Все очень чисто и опрятно, атмосфера курорта. До моря идти всего минут 10 неспешным прогулочным шагом. Это, конечно, не в двух шагах, но нас это нисколько не напрягало и, даже приятно было каждый день топать к морю.
Недалеко располагался хороший продуктовый магазинчик, где все, что необходимо, можно было купить, но мы чаще закупались фруктами и продуктами в Алуште, потому как до нее всего три километра, а на рынке и выбор больше и цены ниже. Там же есть оптово-розничный магазин «Фуршет», в нем даже лучше, чем на рынке.
Пляжей в Лазурном много, они небольшие, чаще из мелкой гальки, но есть и большие валуны, если охота посидеть на горячих камнях. Мелкая галька оказалась даже лучше песка, потому как лежать на ней также мягко и приятно, но к телу ничего не прилипает и вещи тоже всегда чистые. Людей в Лазурном совсем немного, отчасти это объяснялось тем, что основной сезон уже закончился, но в самые загорательные часы (09-12 и 16-19) пляжи были, конечно, заполнены, правда, не до такой степени, чтобы это мешало нам отдыхать. Места всем хватало.
Дальше я не буду разбивать рассказ на дни, а просто поведаю о тех местах, куда мы выбирались на самостоятельные экскурсии.
Надо сказать, что погода стояла, все две недели чудесная и только в последние пару дней небо стало хмуриться, пролились дождики (пару раз сильные), но все равно, в целом, было очень даже тепло. Температура всегда днем держалась около +30, к вечеру заметно холодало.
Каждый день у нас была такая программа: с утра отрывались на пляже, купались, загорали, лопали фрукты, играли в карты, читали книжки и журналы, а к 12, когда солнце начинало жарить немилосердно, возвращались обедать и собирались кататься по окрестностям. А вечером возвращались, делали шашлыки, пили вино или пиво и гуляли по берегу под звездами. КРА-СО-ТА!
Виноградники.
Интересный момент мы выяснили, когда в первый раз стали искать древесный уголь для приготовления шашлыка. Как оказалось, родная нам береза в Крыму не растет вообще. Просто не приживается. Поэтому, все делают шашлык на углях из фруктовых деревьев! «Какая береза! Слива — вот это уголь!», сообщил нам Володя. Уголь недешев, около 180 руб. за мешок 2,5 кг., продается чаще на заправках.
Еще немного расскажу о том, куда ездили и чего видели.
Пещера Эмине Баир Хасар
Одним из интереснейших мест, оказалась пещера Эмине Баир Хасар. Расположена она в горном массиве Чатыр-Даг по соседству с пещерой Мраморная. Пещер, открытых для посещения туристами в Крыму несколько, но, несмотря на активную рекламу Мраморной пещеры, все добрые люди, с которыми мы познакомились (Ирина, Галина, Володя, Елена) говорили, что это просто зазывалово. Баир в разы превосходит по красоте Мраморную. Ну и поскольку, мы уже были измучены нарзаном, решили обязательно посетить именно Баир.
Дело в том, что пару лет назад мы были в Абхазии и спускались в Новоафонскую пещеру — вот это эмоции! Вот это впечатления! Это другой мир…
Баир не подвел. Ехать до пещеры недалеко. От Алушты по классной трассе километров 30 (если не ошибаюсь, ну может 50...) , затем по указателю уходим налево и через километров 8-10 начинается плохонькая грунтовка вверх на плато. Дорога и вправду не ахти, но и не настолько страшная, как расписана в путеводителе.
Сама пещера очень красивая, с подземными озерами, огромным количеством сталактитов, сталагмитов и сталагнатов. Внутри достаточно прохладно, круглый год неизменные +5 градусов и высокая влажность. Об этом предупреждают на входе, и можно взять напрокат куртку. Без экскурсовода вниз не пускают, но одному и не так интересно. Экскурсовод рассказывает массу всего познавательного и захватывающего. Вход платный, зависит от выбранного маршрута (их несколько). Мы заплатили за самый длинный и продолжительный что-то около 600 рублей за двоих.
Есть нормальная ровная бесплатная парковка, но она неохраняемая, поэтому ценных вещей в машине оставлять не стоит (сигналка с двухсторонней связью под землей не ловит :)).
Посещение пещеры рекомендую всем, а особенно тем, кто никогда не был в пещерах в принципе, это завораживает и шокирует!
Никитский ботанический сад
Невероятной красоты и размеров ботанический сад в Никите (пару километров от Ялты в сторону Алушты). Сюда ехать всем ОБЯЗАТЕЛЬНО! Огромных размеров парк, великолепно ухоженный, с гигантским количеством красивейших растений. Там можно гулять весь день и просто наслаждаться. Есть отдельные павильоны с орхидеями, кактусами, бабочками и массой чего еще. Одних только роз, наверное, больше 200 видов! Притом, что большую часть мы застали цветущими. Плата за вход символическая, что-то около 100 рублей с носа.
Ласточкино гнездо
Завораживающий вид как сверху, так и снизу. Очень красивое место, но слишком уж оно популярно среди туристов. Людей огромное количество, со всех сторон торговцы сувенирами, закусочные, фотографы и прочие всякие. У подножия скалы построен причал, куда поминутно подходят прогулочные теплоходы со всего побережья. В самом замке сейчас находится какой-то понтовый ресторан.
Не понравилось особенно то, что пока едешь по южнобережному шоссе, то через каждые несколько километров стоят указатели «Ласточкино гнездо — «икс» километров» и так по уменьшению. Думаешь, вот какие молодцы — везде указатели поставили! Зато когда проезжаешь «Ласточкино гнездо — 3 км» дальше догадывайся сам. Поворотов несколько, никакого намека на указатели, но даже если отмерить ровно три километра, то никаких поворотов нет в помине! Есть только через один км и через пять км несколько! Методом проб и ошибок поворот был найден (опознавательных знаков никаких), спукаемся вниз, а там развилка за развилкой, несколько дорог проходят в разных уровнях. Стали расспрашивать людей — нам традиционно не везет. Одни говорят ехать туда, другие в диаметрально-противоположном направлении! Ну что же это за тотальный географический кретинизм-то!?
Доехали, нашли, свернули с дороги в нужный съезд — уперлись в КПП. Для того чтобы попасть к замку, нужно денюжку заплатить. Охранники в красках расписали необходимость проезда к замку именно на машине (это, естественно, дороже), ибо идти пешком далеко, гора крутая, лестница длинная и прочая ересь. Чувствуя очередной развод, послал их, вернулся на 20 метров назад и бросил машину под специально установленным в этом месте знаком «Стоянка запрещена». Разумеется, от КПП до замка идти оказалось всего пять минут по парку, никаких гор и лестниц.
Ливадия
Ливадии находится Ливадийский (как не странно:) ) дворец, окруженный красивым парком. Может быть в силу своей невежества, но архитектурой дворца мы особо не впечатлились. Внутрь не заходили, просто погуляли по парку. В принципе, неплохо.
Ялта
Ялту мы ездили раза три. Красивый своим южным колоритом, необычный своим расположением (на склоне горы), иногда шокирующий своими ценами город. Кстати, талон техосмотра мы без проблем, вовремя получили в местном офисе DHL.
Обратная дорога
В обратный путь мы двинулись в 7:00 субботы, проехали 30 километров и тут нас в первый раз (!) за всю поездку остановили на посту ДАИ. Просто показав документы, мы продолжили дорогу.
В шесть часов вечера мы были на таможне. На две границы у нас ушло 1 час 40 минут и 500 рублей опять для поддержания мостов любви и дружбы с Украиной. Машину не досматривали нигде, но мы особо ничего запрещенного и не везли. Шесть литров алкоголя, но это совсем немного превышает допустимую норму провоза. После границы мы остановились на привал — и следующий марш-бросок до Курска. Там была методом тыка найдена недорогая гостиница, где и заночевали.
На следующий день в 18:00 мы были уже дома. Приключения закончены, завтра на работу.
Подводя итог поездки можно выделить несколько фактов и наблюдений:
Всем удачи на дорогах!