|
Поскольку программа нашего пребывания в Англии была весьма плотная, и разъездов намечалось очень много, то вопроса брать или нет напрокат автомобиль даже и не стояло. Это было понятно априори, точно так же, как и то, что брать мы будем однозначно автоматный «овощ». Опыт езды за правым рулем у предполагаемых водил имелся, а вот опыта езды по улицам с левосторонним движением отсутствовал: решили на первый раз не рисковать.
Дважды мы потом об этом очень круто жалели - на стрипе в Санта Под и на автодроме в Бедфорде, зато в остальных ежедневных ситуациях чувствовали себя вольготно.
Итак, все по порядку.
Rent-a-car
Автомобиль мы арендовали в компании Alamo еще из Москвы. На проверку там оказались самые низкие цены при прочих равных условиях. За семь дней пребывания мы уплатили порядка 12 тысяч рублей (это с учетом стоимости страховки франшизы: если ты попадаешь в ДТП и с тебя удерживают определенную сумму из франшизы, то по возвращению в домой ее возвращают). При этом мы оформили полную страховку на все случаи жизни - не хотелось попадать на деньги, если при выезде из поворота случайно посмотрим не в ту сторону.
Прилетали мы в аэропорт Хитроу. Во всех других зарубежных странах, где нам доводилось побывать, терминалы компаний, сдающих автомобили в аренду, располагаются непосредственно в здании аэропорта. Здесь же нужно было выйти на улицу, сесть на шаттл и доехать (минуты три) до огромного паркинга рент-э-кара. С тем, насколько это неудобно, мы столкнулись на обратном пути, когда, сдав автомобиль обратно мы 15 минут ждали нужного шаттла, чтобы доехать со всеми вещами до аэропорта. А если бы мы опаздывали?
В общем, это был первый звоночек о том, что мы попали в страну антиподов.
Зато в самой компании нам были сделаны довольно интересные предложения. Мы могли выбрать нужную страховку из нескольких вариантов - например, застраховать дополнительно стекла и колеса или так называемый «полный бак» - на случай, если на обратном пути не успеваешь заправиться до полного, тебя не ругают и не снимают деньги за бензин по драконовским ценам.
Кстати, нужно иметь ввиду, что стоимость «дополнительного водителя» - 6,5 фунтов в день. Но если вы оплачиваете полное страхование - 8,5 фунтов в день - то в него «дополнительный водитель» уже включен.
Удивительно было, что среди прочих менеджеров компании индийско-пакистанской наружности мы попали к девушке вполне себе европейского вида. Но самое приятное было, когда услышав, как мы переговариваемся между собой на русском, она заговорила на нашем родном языке :)
...Достался нам то самый автоматный Nissan Note василькового цвета, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей.
Платный Лондон
Первый день у нас был свободным и мы решили посвятить его краткому изучению Лондона. Один из участников нашей «экспедиции» знал, что въезд в центр города - платный, однако, мы забыли уточнить этот момент в рент-э-каре, а больше нигде доступной информации найти не смогли. Платный въезд в центр Лондона ввели еще в 2003 году, однако в 2007 зону расширили, а въезд подорожал до 8 фунтов в день. Это в том случае, если вы оплачиваете накануне или в день посещения. Если на следующий день, то стоимость возрастает до 10 фунтов, во всех других случаях вас ожидает 60 фунтовый штраф.
Как выяснилось позже, оплатить сборы можно либо через сайт "Transport for London": https://www.tfl.gov.uk/tfl/roadusers/congestioncharging/default.aspx, либо по телефону или SMS, номера которых указаны там же, либо прям на месте в специальных пунктах оплаты. Однако, если ты не в курсе насчет платного въезда в центр города, то ты и не узнаешь об этом, пока тебя не оштрафуют. Ну разве не антиподы??
Чтобы у вас не было сомнения, находитесь вы в платной зоне или нет, все они отделены красной линией и значком С. Так что будьте внимательны! Мы вот до сих пор ждем штрафа, ибо до сих пор не знаем, пересекли мы «тонкую красную линию» в наш первый день или нет - так были заняты ориентированием и левосторонним движением.
Вообще, центральные мостовые Лондона несут на себе массу полезной информации, в том числе на всех пешеходных переходах под ногами для туристов из «правосторонних» стран написано: "Look Left" или "Look right". Очень полезно, кстати...
Что касается Лондона, то есть еще две вещи, про которые надо сказать:
Лондонские кэбы далеко не все красные, желтые или черные. В основном они яркие, расклеенные или разрисованные разноцветной рекламой.
А подземные парковки - катастрофически дорогие: от 12 до 20 фунтов за 4 часа. Естественно - чем дальше от центра, тем дешевле.
Зато метро относительно дешевое - за 5,2 фунтов можно ездить весь день внутри зон 1 и 2 (а это почти весь интересующий туристов Лондон, включая такие отдаленные станции, как Гринвич) - и очень живописное, особенно так называемое «легкое метро», которое использует проложенные на высоте порядка 10 метров рельсы.
Первые впечатления
Поскольку я привыкла бросаться головой в прорубь, то первое, что я сделала по прибытию в Англию, я отодвинула все и сама села за руль. Облегчало ситуацию то, что в отличие от японских автомобилей, в английских все рычажки и кнопочки расположены по-европейски, а не в зеркальном отображении. Именно поэтому народная примета «если в солнечный день водитель включил дворники, значит, он недавно сел за правый руль» здесь не срабатывает :)
Движение в Англии, а особенно в Лондоне, насыщенное, автомобилей много и, что самое характерное - к ПДД относятся довольно свободно. В пробке тоже могут повести себя по-разному: если могут объехать - объедут, особенно этим отличаются мотоциклисты. Скоростной режим нарушают не особо задумываясь, хотя за превышение скорости свыше 20 км/ч штрафы высокие и растут в геометрической прогрессии. На красный, конечно, не ездят. Но больше всего нас поразило то, как свободно они паркуются: на любой стороне улицы, неважно, в какую сторону мордой, лишь бы не на тротуаре - за это штрафы просто космос! Кстати, и к пешеходам никакого уважения нет: если ты переходишь улицу перед едущим автомобилем, то лучше постараться сделать это побыстрее!
На магистралях водители ведут себя вежливее. Если ты выезжаешь - обязательно подвинутся, если обгоняешь - пропустят. Естественно - медленные ряды расположены слева, а скоростные справа. Об этом тоже не нужно забывать. Да, и на платных магистралях Англии мы обнаружили забавное ноу-хау. Для тех водителей, кто оплачивает проезд без сдачи, есть отдельные терминалы, оборудованные специальной корзинкой-уловителем. В ее широкое отверстие бросаешь горсть мелочи, которую она автоматически определяет, считает и после этого открывает шлагбаум. Сам процесс занимает несколько секунд: это помогает не скапливаться очередям.
Перед поездкой меня очень интересовал вопрос кругового движения в Англии. Знакомые запугивали тем, что круги там состоят из центральной клумбы и еще нескольких на каждом въезде. Но такой перекресток в Англии только один - в промышленном городке под названием Свиндон, недалеко от Лондона. Похоже, что этот перекресток неземного происхождения строила та же личность, что наяривает космические круги в колосящихся полях. Все остальное круговое движение вполне человеческое, только едет в другую сторону.
Но, конечно, самый интересный автомобильный опыт ждал нас впереди.
Евротоннель
Как мы знаем, Объединенное королевство Великобритании расположено на островах, а это значит, что связь с Европой до недавнего времени была возможна либо по воде, либо по воздуху. А в эпоху до самолетостроения и вовсе - только по воде. Паромы, обеспечивавшие связь между островами и континентами, во многом зависели от погоды: в шторм связь обрывалась, а от этого страдал и бизнес, да и просто человеческие отношения.
Немного истории
Наверное, мало кто знает, что первая идея построить тоннель под Ла Маншем возникла в 1802 году и принадлежала французскому инженеру. По его проекту тоннель должен был освещаться масляными лампами, вентиляция - осуществляться через специальные отдушины, ведущие к морскому дну, а ездить по нему предстояло на конных экипажах. Стоимость постройки такого тоннеля приближалась к 1 миллиону английских фунтов стерлингов (примерно 66,4 миллиона в ценах 2005 года). Но из-за войны Наполеона проект был отложен. Потом было еще несколько попыток реализации проекта, но каждый раз что-то случалось. Последним препятствием стала Вторая мировая война. После этого дело пошло в гору. В 1957 году была сформирована исследовательская группа, в 1973 - проект, наконец, одобрили и запустили. Но через несколько лет из-за финансового кризиса опять заморозили. И вот в начале 1987 года его снова извлекли из архивов и ратифицировали. 15 декабря того же года заработал первый проходческий щит.
Бурили с обеих сторон, и вот наконец 1 декабря 1990 года обе стороны встретились в намеченной точке. Погрешность составляла всего лишь 358 мм по горизонтали и 58 мм по вертикали.
6 мая 1994 года Евротоннель торжественно открыли.
Стоимость всего проекта составили порядка 10 миллиардов фунтов стерлингов. Длина тоннеля - 31 миля.
Весь проект состоит из трех тоннелей. Два из них - крайние - предназначены для поездов, и между ними - служебный тоннель, по которому могут передвигаться автомоибли различных служб. Именно через него эвакуировали людей во время двух известных случаев возгорания. Все обошлось без жертв.
Руководство к действию
Пересечь ЛаМанш по Евротоннелю можно, во-первых, купив билет в пассажирский поезд, действующий между лондонской железнодорожной станцией Сент-Панкрас, парижским Северным вокзалом (Gare du Nord) и станцией Midi/Zuid в Брюсселе с остановками в Эшфорде, Кале и Лилле, или загрузившись вместе с автомобилем в специальный вагон. Естественно, мы выбрали второе!
Для того чтобы воспользоваться Евротоннелем, нужно знать несколько исходных. Во-первых, на арендованном авто можно пересекать Ла Манш только имея специальное разрешение от прокатной компании на выезд за пределы Британии. Стоит такое разрешение 58 фунтов и действует на весь срок аренды.
Во-вторых, необходимо купить билет на сам поезд. Если вы бронируете его заранее, то стоимость составит 49 фунтов. Если покупаете день-в-день - 98. Есть еще и система скидок для тех. Кто пользуется Евротоннелем постоянно. Минимальная стоимость такой поездки будет 38 фунтов. http://www.eurotunnel.com/ukcP3Main/ukcPassengers/ukcTickets/
В-третьих, не забудьте, что для пересечения Ла Манша вам нужно минимум 2 визы: английская и европейский Шенген!
Въезд в тоннель расположен задолго до берегов ЛаМанша - и это понятно: поезду нужно спуститься на серьезную глубину и сделать это довольно плавно. Вокзал, с которого уходят грузовые поезда, представляет из себя огромную станцию с большим количество платформ. Служащие направляют автомобили на ту или иную платформу в зависимости от того, откуда стартует поезд.
Внутри поезда - 2 палубы, верхняя и нижняя, каждая из них разделена на герметично закрывающиеся отсеки, рассчитанные на 10-12 автомобилей. Между отсеками есть шлюзовые вакуумные двери, а также есть лестницы с палубы на палубу и, конечно же, туалетные комнаты.
В принципе, во время движения поезда ходить по палубам не рекомендуется, но все обычно плюют на эти рекомендации. И хотя поезд едет всего лишь 30 минут, народ набирает с собой термосы и бутерброды - чтоб не скучно было ехать.
Впрочем, если у вас есть фантазия и достаточно смелости, вы найдете, чем заняться в полумраке движущегося поезда :)
Личный опыт
Нам было интересно абсолютно все: путешествие по тоннелю под Ла Маншем представлялось необыкновенным приключением. И хотя до этого мы прилично покрутились по Дувру в поисках рент-э-кара для получения «разрешения на выезд», настроения нам это не испортило.
Проехав специальный контроль и получив свой билет «туда-обратно» (Мы сделали одну глупость, указав точное время возвращения. Как мы поняли позже, можно покупать билет в два конца с «открытой датой») мы оказались в очереди страждущих попасть на поезд. Однако, как только подошло время «посадки», очередь стала двигаться весьма быстро: никаких пограничников не было, несколько будок, символизирующих границу, были глухо закрыты. Перед нами открылась станция, и девушка в ярком жилете давала отмашку прибывающим машинам в сторону верхней или нижней палубы.
Мы заехали в длинный отсек, парковщик поставил нас практически вплотную к другой машине - так, что оставалось немного места, чтобы мог пройти человек. После того, как все загрузились, краткий инструктаж по радио - что можно, и что нельзя, и - поезд трогается.
Знаете, сидя в автомобиле, испытываешь странное ощущение. Ты - за рулем; если смотреть в окно поезда - там движущиеся пейзажи, но автомобиль стоит. Сознание отказывается воспринимать сей факт :)
...30 минут пролетают довольно быстро. Поезд тормозит и всех выгружает из вагонов в той же последовательности действий. Вы - во Франции.
Выезжая с вокзала, мы все искали глазами зону паспортного и таможенного контроля. Но ничего такого не было: английские туристы никого не интересовали. Здравствуй, Европа!
Франция, и обратно в Дувр
Окрестности Кале встретили нас солнцем, голубым небом и надписями, предупреждающими о правостороннем движении. До возвращения в дождливую Англию у нас было еще порядка двух часов времени, за которые мы успели покружиться по городу, купить сувениры, перекусить и заправиться.
Еда была на удивление вкусной (не в пример британцам французы понимают толк во вкусной пище), погода - теплой, а бензин - дорогим. Если в Британии самое дорогое топливо (кстати, на BP) стоит 1.04 фунта (что в переводе примерно 1.10 евро), то во Франции 1.25 - 1.30 евро. Для бедных туристов сумма довольно ощутимая :)
Обратный путь представлялся точно таким же - спокойным и беспроблемным. Однако, это оказалось не совсем так. Если французам глубоко безразлично, кто приедет к ним из Дувра, то англичане к этому вопросу подходят иначе. Пассажиры каждого автомобиля были проверены на паспортном контроле, а мой товарищ даже допрошен с пристрастием: так получилось, что в аэропорту в его паспорт не поставили штамп о пересечении границы.
Затем мы довольно долго пытались справиться с автоматом по выдаче обратных билетов, так и не справились, пришлось связываться с оператором, называть номер брони, и только тогда автомат «выплюнул» нам обратный билет. Дальше все прошло тихо и спокойно, мы погрузились на обратный поезд и вскоре прибыли в Дувр.
Впереди нас ждали поездка на Санта Под, кольцо в Бедфорде, поклон трассе Сильверстоун и другие приключения в стране антиподов
Маша Blade Мельникова |