|
Приветствую Вас, жаждущих перегнать авто из Приморья, и тех, кто это уже сделал!
Для начала, чтобы предупредить некорректные комментарии, сразу объявляю:
1. Я непрофессиональный перегон, а скорее «турист», начитавшийся отзывов о перегонах на этом сайте и воспользовавшийся советами.
2. Советы, которые вы прочитаете далее, ни в коем случае не являются истиной в последней инстанции.
3. Возможно, мои выводы будут не совпадать с реалиями.
4. Если я и сделал какие-то ошибки в этом путешествии и не знаю про них, то, пожалуйста, будьте добросердечны и скажите о них в комментариях максимально корректно :-).
Подготовка
Я уже давно бредил перегоном Владивосток ― Чита, но, как обычно, «дом ― семья ― работа», обстоятельства не складывались в пользу. Я так же, как и вы, перечитывал здесь статьи о перегонах, слушал рассказы бывалых. Скажу честно – я до последнего километра думал о том, а не совершил ли я ошибку, что решился на это путешествие. Ну и, конечно же, побаивался. Но был переломный момент: узнал, что одна знакомая знакомых сама пригнала себе машину с Востока без особых проблем и душевных переживаний. После этого я точно для себя определил, что я действительно хочу это попробовать и уж точно смогу это сделать, если это смогла девушка (кстати, оказывается, эта девушка не знала, что 1 500 км ей придется проехать не по асфальту). В общем, двоюродному брату пришла из Японии Mazda Demio, 2002 год выпуска, 1.3 л двигатель, комплектация Aeras. Пока машина проходила процесс растаможки, было решено, что до Тынды перегоним ее сами, плюс я, приехав из Читы, тоже приобрету во Владивостоке «что-нибудь на продажу». Также со мной отправился в приморскую столицу мой друг, который тоже горел этой идеей. Многие друзья крутили пальцем у виска, мол, зачем тебе это надо? Ведь у тебя есть машина! Не знаю, чем объяснить свое желание осуществить это путешествие. Ну, может, это вроде экскурсии какой? Желание преодолеть какие-то трудности, лишения? Ведь зачем-то же люди всходят на высокие горы! Причем их там не ждет небольшая сумма денег, которую можно получить, перепродав пригнанную машину :-).
Совет
Билеты я приобретал через Интернет (ticket.rzd.ru) – получается на 143 рубля дешевле, к тому же из 4 поездов, проходящих через Читу в сутки, было свободно всего лишь 2 купейных места! Выглядит это так: вы выбираете дату, поезд, диапазон мест и оплачиваете покупку через банковскую карту (дебетовую или кредитную). Далее распечатываете специальный бланк-заказ и в любое удобное для вас время забираете билет в кассе. Удобство заключается в том, что именно в тот момент, когда вы решились на поездку, вы тут же можете занять и оплатить место в поезде и более не волноваться, что можете не попасть на нужный поезд в нужное время.
Я решил, что не хочу тратить время во Владивостоке на приобретение необходимых в дороге средств для перегона – бумажный скотч, аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель и т. д., хотя и предполагал, что всё это есть на Зеленке. Так оно и оказалось.
И вот мы на вокзале. На перроне каждый второй – перегонщик: футболка, пузо, шорты, сигареты и небольшая сумочка через плечо. Плюс довольно фривольное поведение в образе «хозяина жизни». В отзывах пишут, что остальные пассажиры испытывают некоторый дискомфорт в плацкартных вагонах от соседства с такими персонажами. Да и я давно уже не езжу в плацкарте, поэтому билет был на купейное место. Мы также наблюдали в вагоне-ресторане: за столом несколько человек, mp3-блатняк с мобильника, пиво и сальные шутки.
Несколько суток пролетели незаметно: традиционно пиво, «доширак», картошечка и вареники на станциях, долгий сон.
1-й день
И вот мы во Владивостоке: брат, я и мой друг. Для начала мы должны были забрать растаможенную и оформленную машину брата, а потом уже заниматься чем угодно. Нас встретил Сергей Николаевич, так скажем, человек, причастный к покупке на аукционе в Японии этого авто, отправке, оформлении. Вместе с ним мы на его машине отправились оформлять договор купли-продажи, а после этого приехали за машиной на автостоянку. Надо сказать, что машина была именно в том состоянии, что и на аукционном листе, никаких дополнительных косяков не было. Затем нам Сергей Николаевич объяснил, как доехать на Зеленку, и мы попрощались. Сергей Николаевич, вам привет и спасибо!
Два года назад мы с моим другом были первый раз во Владивостоке на кинофестивале Азиатско-Тихоокеанского региона и поэтому уже имели представление о некоторых гостиницах в городе. Для начала отправились в «Чайку» ― трехместных номеров нет. Поехали в «Моряк» на Посьетской. На удачу нам попался трехместных номер с душем и горячей водой прямо в номере за 1 950 рублей в сутки, что получалось по 650 рублей с каждого – очень бюджетно, учитывая, что в центре и недалеко от вокзала.
Однако мои знакомые перегоны зря время не тратят – сразу с поезда на Зеленку, там приобретают нужный автомобиль и едут домой, не задерживаясь в гостиницах. Но мы же ведь туристы :-).
После мой друг от предыдущей бессонницы в поезде заваливается в номере спать, а мы с братом отправляемся на Зеленку в поисках автомобиля для меня.
Сначала я хотел взять Chevrolet Cruze – недорогая малолитражка с высоким клиренсом – вот что мне нужно для первого перегона, думал я. Но через пару часов раздумий и хождений в жаркую и солнечную погоду по авторынку, я решил купить почти такую же, как у брата Mazda Demio, 2001 года выпуска, 1.3 л двигатель. Машина довольно универсальна: сидения раскладываются в двухместную кровать, задние сидения складываются для увеличения багажного отделения, очень энергичный двигатель, и неприхотливая в эксплуатации и обслуживании, в общем, за те деньги, которые она стоит, это – идеальный вариант сочетания цены/качества/потребительских свойств, к тому же она дешевле Chevrolet Cruze, а вот наценка на эту машину в наших краях такая же, да и потенциальных покупателей у Demio больше, а значит, будет легче продать. Да и выпендриваться мне совсем ни к чему, ведь основная и любимая машина у меня уже была.
Совет
Если вы приобретаете машину для продажи, то лучше всего оформить генеральную доверенность от продавца на вас – приехав в свой город, вы легко можете продать ее, либо выписав передоверие, либо оформив справку-счет. Ну, а если для себя, то можете сразу выписать справку-счет или договор купли-продажи. Но, забегая вперед, скажу, что для себя машину лучше не гнать (по крайней мере, я так для себя определил). Даже если вы будете на небольшой скорости преодолевать грунтовые участки федералки, вы все равно сильно сократите ресурс автомобиля. С другой стороны – на ваш век хватит!
Наличные деньги я с собой не брал, часть денег была на банковской карте ВТБ24, а другая часть на карте друга. Связано это было с тем, что на наших картах определенный лимит на сумму обналичиваемых денег в сутки.
Совет
Нет нужды везти наличку в трусах, на дворе XXI век. Используйте варианты с блиц-переводами, обналичкой в банкоматах и т.д. Но не возите с собой наличку, не рискуйте.
Машина была, наконец, приобретена, и мы втроем отправились погулять по набережной в районе кинотеатра «Океан».
2-й день
Позволили себе поспать чуть подольше обычного. Затем отправились в бывшую «Копейку» позавтракать-пообедать (сейчас это ресторан быстрого питания Republic), кстати, если вы поселились недалеко, то советую питаться в этом заведении – недешево, но зато очень вкусно, и радует ассортимент.
Затем коллега по работе моего брата устроил нам небольшую экскурсию по Владивостоку. Вообще, для жителя города, в котором нет даже реки, по которой ходят судна, кажутся очень необычными и красивыми судна, порты и все, что связано с судоходством. Мы побывали на смотровой площадке, на которой после субботы было очень грязно. Прокатились на фуникулере.
Заехали на Снеговую за резиной для машины брата и моей. У брата с Японии на Demio резина уже была в неважном состоянии, поэтому он приобрел 4 колеса, а мне повезло больше – все 4 колеса были в прекрасном состоянии, и я взял только 2 колеса в запас.
Совет
В дорогу обязательно купите как минимум 2 колеса сразу на «кастрюлях» (стальные диски). Пока вы едете до шиномонтажа, есть вероятность несколько раз пробить колеса. Основная беда грунтовой федералки – это боковые порезы от острых камней.
Поехали на Шамору. Попали в длинную пробку, слева сплошная, смельчаки обгоняют колонну справа по обочине. Заехать на асфальтированную территорию не дает гаишник, поэтому протягиваем чуть дальше и, воткнув на обочину машину, отправились на берег. Поели вкусный шашлык, из-за которого мы потом только в Чите вспомнили, что заказанную окрошку нам так и не принесли.
После хорошего перекуса сели в машину и поехали дальше к Всероссийскому Детскому Центру «Океан» ― мечте каждого школьника. Там сделали несколько фото, понаблюдали пробку в обратную сторону во Владивосток. Особо отметить нечего, разве что вокруг очень красиво, опрятно. Опять преодолев пробку, мы поужинали в первой попавшейся японской кафешке. Потом мы двинулись дальше и закупили домой японский фаст-фуд в супермаркете за гостиницей «Чайка», там же недалеко СВХ и стоянка за гостиницей «Амурский залив», на которую мы и ставили свои Demio.
Завтра ранним утром нам предстоит далекий путь домой. Мы решили выехать в 6 утра, т. е. до основного трафика, когда в понедельник люди едут на работу.
3-й день
«Посидев на дорожку», поехали. В тумане заплутали, в общем, заблудились. Плюс брат совсем недавно за рулем, а рядом встревоженный друг. В общем, долго мы плутали, уже и владивостокцы на работу поехали, не протолкнуться. Не буду рассказывать весь этот кошмар, но выезд мы нашли.
Остановил инспектор ДПС, вежливо предложил взять с собой попутчицу – Злата, вам привет! Я был совсем не против, тем более если опять заплутаем, то подскажет, как правильно ехать. И вот первый пост ДПС на выезде, большой, инспекторов много, камеры. Меня и брата останавливают. Далее происходит следующее. Мне предлагают зайти внутрь поста, там я вижу какой-то инфракрасный анализатор (не помню точно, как называется) с трубкой, в которую мне предлагается дунуть, обжав рукой конец этой трубки. Далее инспектор нажимает кнопку, на маленьком экране написано «калибровка», затем приглашение дунуть. Дуть нужно сильно и пока на экране бежит полоска. Я все сделал по-честному и был в себе уверен, ведь я специально не употреблял 2-е суток, потому как был уже предупрежден о «бдительности» местных ИДПС. Аппарат показал 0,05 каких-то там единиц. Тут ИДПС делает искренне удивленное лицо, ведь я только что утверждал, что я не пил, и вы зря теряете время. «Не пооооняяааал?», ― растягивает человек в погонах. Я уверенно и спокойно отвечаю, что не употреблял, и это ошибка, а что показывает этот аппарат, я понятия не имею. Затем инспектор просит меня перегнать чуть дальше за пост машину, так как она мешает там. Я возвращаюсь в машину, перегоняю ее чуть дальше поста. Тут начинаются мысли, что что-то здесь нечисто. Я двое суток не употреблял. Ну, разве что из-за насморка, который я подхватил из-за сквозняка в поезде в ночь с Хабаровска во Владивосток, я пользовался спреем «Отривин». Да нет, не может быть! Прихожу к выводу, что это развод. Да, да. Просто меня пытаются развести на деньги. А я принципиально для себя решил, что доеду домой без единого штрафа и тем более взятки. Буду соблюдать скоростной режим, ни в коем случае не буду шалить со сплошной. Возвращаюсь обратно в здание поста, а там другой милинчанин отдает мне мои документы и водительские права, пробормотав что-то вроде «перед вами был другой водитель, после него не продули», из чего я должен был сделать вывод, что передо мной был какой-то алкоголик, который надышал в трубку, которая не проветрилась до моего анализа. Но ведь она калибровалась? Дальше ― еще интереснее. Мой брат аналогично мне проделал то же самое – у него прибор показал 0,02 каких-то единиц чего-то там. Брат начал утверждать, что не пил (это действительно так и было, он тоже 2-е суток не употреблял), на что инспектор ДПС процедил сквозь зубы матерное слово, значение которого переводится как «смею утверждать, уважаемый водитель, вы лжете». И так же просит его перегнать машину за пост, чтобы не мешать всем остальным останавливаемым машинам, но при этом сообщил, что когда-то там освободится патрульная машина, и они поедут во Владивосток на медицинское освидетельствование. У брата это первый гаишник. Начинаем с ним рассуждать, что же будет дальше. Скорее всего, ни на какое освидетельствование нас не повезут, потому что никто не торопится составить протокол, акт передачи ТС другому лицу (мне, я ведь был вписан в страховку, и ко мне уже не было претензий со стороны ИДПС). В протоколе должно фиксироваться время задержания водителя, ИДПС имеет право продержать несчастного водителя не более 3-х часов. Значит, ждут, когда брат начнет предлагать взятку. Однако чувство беспокойства не покидает, хрен его знает, как они тут будут беспредельничать. Предлагаю брату вновь дунуть в трубку, мол, все-таки доказать, что он не пил, и аппарат глючит. Он упрашивает другого молодого инспектора дать ему возможность еще раз дунуть. Аппарат показывает уже 0,05 каких-то единиц. «Не веришь? Хочешь я дуну?», ― не унимается ИДПС. Аппарат показывает 0,00. Либо мистика, либо «ловкость рук». Тут уже напряжение нарастает. Да, кстати, меня не пустили туда, сказали ждать на улице. Я звоню брату на сотовый, чтобы поинтересоваться как у него дела, однако он обрывает разговор после замечания ИДПС, что разговаривать по сотовому нельзя внутри помещения. Далее вообще что-то невероятное происходит. Тут нарисовывается именно тот ИДПС, который остановил моего брата, отзывает его в сторону и тихо спрашивает:
― Кто за тебя звонил?
Брат плохо расслышал и переспросил.
― Кто за тебя звонил, я спрашиваю?
Брату показалось, мол, «кто тебе звонил?», и уверенно отвечает:
― Брат мой.
― А-а… Брат твой... Ну, держи документы, счастливого пути!
В общем, я думаю, схема развода такова: человек дует в трубку, аппарат показывает наличие алкоголя, с вами в комнатке два ИДПС. Если у вас имеется грешок, вы, под страхом лишения водительских прав в чужом городе, начинаете типа «да ладно, командир, не губи, давай договоримся», либо твердо стоите на своем – «не пил». Затем вас просят перегнать машину, потому что она якобы мешает в том месте, где вас остановили. Когда вы выходите из комнатки, эти два ИДПС делятся мнениями – стоит ли вас дальше разводить на взятку или отпустить с миром и не тратить время. Также, скорее всего, есть какой-то фокус, что у гаишника показывает 0, а у водителя больше ноля. Т. е. пока вы заходили в комнатку, дули в трубочку, отнекивались, спорили и т. д., вас уже изучали. Плюс ко всему, если вы действительно трезвый и давно не употребляли, то никто не будет тратить на вас время и везти вас в город на освидетельствование на служебной машине (когда можно было бы бензин слить, например), исписывать кучу бумаг. Даже если вас и повезли на освидетельствование и намекают на «своего» врача, то посудите сами – с одной стороны, если перед врачом трезвый пациент, то он не станет связываться с вами и рисовать вас пьяным, потому что вы, как истинно трезвый, поднимите шум, главврача, напишите жалобы и т.д. С другой стороны, представьте себе гаишника, который каким-либо образом мотивирует врача (платит ему свои же деньги) сделать вас нетрезвым. Какой смысл инспектору тратить свои деньги, чтобы сделать вас пьяным и ничего не заработать? Поэтому ниже совет.
Совет
Воздержитесь от алкогольных возлияний как минимум за 2-е суток. Будете на 100 % уверены в себе, и развести вас уже не получится. Помните, что при задержании вас инспектор ДПС должен составить протокол, в котором фиксируется время задержания. Держать вас имеют право не более 3-х часов. Поэтому если составление протокола затягивается, значит тут что-то не так. Кстати, внутри здания поста есть несколько номеров доверия. Если ситуация чересчур накалится (все равно держите себя в руках, не стоит ругаться, просто будьте спокойны и уверенны), то можно попробовать этими телефонами воспользоваться.
Пока мы пребывали на «привале» на посту, моя попутчица уже распрощалась и прыгнула в другую попутную машину.
Далее следовали другие посты, на которых постоянно сверяли номера кузова и двигателя с указанными в документах.
Совет
Дотошно проверьте соответствие всех номеров агрегатов, проверьте наличие нужных подписей в ПТС. Распространенная ошибка – нет подписи прежнего собственника в ПТС или настоящего (если приобрели авто по справке-счет).
Надо отметить широкую дорогу и хорошее качество асфальта. Ближе к Хабаровску качество покрытия меняется. Попадались по пути несколько засад: гаишники с радаром и даже биноклем – это, видимо, для отслеживания неприкосновенности сплошной разделительной полосы. Но мы никому не попадались, потому что скорость не превышали, сплошные не пересекали. Заехали в Уссурийск, позвонили коллеге брата – нужен был банкомат для снятия наличных. Благодарю человека, которого в понедельник оторвали от работы. В банкомат ВТБ24 была большая очередь, так что я сразу прошел в кассу и снял наличные через терминал, очереди не было.
Пейзаж менялся, солнечная погода сменилась на дождливую, темнело. Благополучно проехав пост ДПС, мы остановились на обочине, чтобы совместно решить, что нам делать дальше: ехать через город и после ночевать у кафе или заночевать здесь и сейчас? Решили остановиться в мотеле «Мотель», он расположен сразу же за постом с левой стороны. Приличный трехместный номер с чистой постелью по 300 рублей с человека, душ с горячей водой и туалетом на этаже, охраняемая стоянка по 50 рублей с машины, кафе на территории.
4-й день
С непривычки после такого марш-броска, проспали на пару часов запланированное время выезда. Горячий душ, сдача номера, выезд.
Совет
Проезжать Хабаровск оказалось просто. При въезде в город сразу после поста ДПС идет отворот направо. Вам туда. Далее только по главной и по указателям на Биробиджан. И только в одном месте на перекрестке направо, но там указатель есть, так что если будете внимательны, то точно не заблудитесь.
Подъезжаем к посту ДПС перед мостом через Амур. Проверка документов, и двигаем дальше. Мост действительно потрясающий. Асфальт высокого качества. Тут мы и завтракаем-обедаем в ближайшем кафе. Бандитов не встречали, видимо, их действительно ныне нет.
Федеральная дорогая проходит стороной Биробиджан, и вскоре асфальт заканчивается, а пока наслаждаемся идеальным асфальтом. Стрелки, как все тут пишут, не укладывали. Перед окончанием асфальта слева строится кафе. Мы заехали туда и решили обклеить машины.
Я старательно обклеивал авто бумажным малярным скотчем, оказалось зря. В большинстве мест, машину можно было бы и не обклеивать, а один камень прилетел туда, где линия скотча заканчивалась. Также прикрутил пластиковые широкие брызговики, хорошо помогают не давать камням от собственных колес оббивать пороги машины.
Совет
Как мне рассказали опытные перегонщики, бумажный скотч если и клеят, то зимой. Летом он прикипает на солнце и отодрать его очень и очень затруднительно. Лучше всего медицинским лейкопластырем и только в действительно проблемных местах: арки колес, пороги и нижняя часть дверей. Также вероятность попадания камней в кузов зависит и от вас. Если вы будете прижиматься слишком близко к впереди идущей машине, то точно схлопочете отлетевший камень в лобовое стекло или капот. Поэтому держите дистанцию, если идете на обгон, то максимально жмитесь к левой обочине, чтобы не обкидать камнями обгоняемого. Вообще, любые маневры нужно делать с головой, т. е. думать и об окружающих тоже. Вам ведь вряд ли бы понравилось, если бы вас слишком близко обогнали и обдали градом камней?
И вот мы съехали с асфальта. В этих местах дорога еще хорошая, ровная. Можно держать 100 км/ч, а более отмороженные или, может быть, более уверенные и профессиональные водители едут гораздо быстрее. Причем асфальт то появляется, то исчезает. Тут и известная инсталляция «Москва – Владивосток» встретилась с большой стоянкой, которая даже разлинована.
На неасфальтированных участках дорог стоит пыль, очень плотная, особенно за грузовиком, у таких даже габаритных огней не видно, так что будьте осторожны. И еще видимость ухудшает низко висящее солнце на закате, оно светит прямо в глаза.
Совет
Будьте предельно внимательны и осторожны. Обязательно следите за тем, чтобы всегда был включен ближний свет. Встречаются «летучие голландцы», которых замечаешь гораздо позже, чем если бы они были с включенным ближним светом и задними габаритами. Однажды нам попался стоящий на правой обочине большой самосвал, но так как он был широкий, он также занимал и проезжую часть, мы еле успели его обрулить. Так что еще раз повторяю – не расслабляйтесь, будьте внимательны, неприятности ждут вас на каждом метре вашей дороги.
Позже на заправке при подъезде к Белогорску почувствовал странный неприятный запах, похожий на запах тухлых яиц. Конечно же, не обошлось без шуточек моих компаньонов из соседней машины. Я открыл капот и обнаружил, что кипит аккумулятор, и запах исходит от него. Тут же давай срочно обзванивать знакомых, которые возможно сталкивались с такой проблемой и подсказали бы, что нам делать. Чуть позже замечаем, что и у брата тоже закипел аккумулятор! Тут уж точно непонятно, какие версии разрабатывать – ну не может быть так, чтобы на обеих машинах закипели аккумуляторы! В итоге мы дотянули до отворота на Белогорск и решили заночевать у кафешки и шиномонтажа рядом. Была получена консультация, что, скорее всего, аккумуляторы умерли от старости, их нужно просто заменить, но курить рядом с испарениями, все же, не стоит. В Mazda Demio прекрасно раскладывается салон в почти ровную кровать, так что особых проблем с комфортом сна не было. Перед сном позволил себе банку пива.
5-й день
Проснувшись, мы отправились с братом в Белогорск. Там после недолгих поисков обнаружили автомобильный рынок, где и нашли два нужных аккумулятора. Но выяснилось, что деньги я забыл в машине у отворота, поэтому начались поиски банкомата. Банкомат нашелся внутри банка, но мы ошиблись со временем – тут уже разница с Москвой 6 часов, так что пришлось полчаса подождать. Аккумуляторы были поставлены, старые упакованы и положены в салон, т. к. выбросить было некуда. Кстати, в обеих машинах весь любой мусор мы выкидывали в пустые освободившиеся из- под чего-либо, которые потом выкидывали в мусорные баки. Аккумуляторы довезли аж до Тынды и там выкинули, куда следует. Пожалуйста, не мусорьте.
В этот день особых событий не было, ехали и ехали. Ну, разве что такой случай: я по рации спросил у ребят: «Как дела?», ― в ответ: «Нормально». И тут же: «Стой! Мы колесо пробили!». Заменили колесо, поехали дальше.
Совет
Возьмите с собой какой-нибудь лосьон-спрей от пауков, комаров, ведь неизвестно, сколько раз вам придется останавливаться для замены колеса в жару или вечернюю прохладу.
Буквально через 10 метров опять пробивает колесо! Опять левое, опять заднее! Меняем, и дальше в путь.
Мучений от бесконечной грунтовой дороги как таковой не было, я был морально настроен к такой дороге. Я уже читал кучу отзывов, в которых говорилось о 1 500 км неасфальтированной дороги. По совету бывалого не нужно считать каждый преодоленный километр как солдат дни до дембеля – просто езжай и всё.
В Гонже решили попробовать расхваленную одним из бывалых на https://www.drom.ru/ домашнюю кухню Саши и Ларисы, но, к сожалению, к нашему приезду уже все было съедено, и снова готовить сегодня уже не собирались. Жаль, пришлось в соседнюю «домашнюю кухню» идти, в принципе, совсем недурная. Внутри были хамоватые перегоны, а один вообще отчудил: поел, встал и громко закричал в сторону кухни, с эмоцией, будто это был не борщ, а помои:
― Кто борщ варил?!
В ответ испуганная официантка (да-да, официантка) бежит на кухню, кого-то зовет, а перегон снова кричит:
― Я спрашиваю, кто борщ варил?!
В этот момент выходит испуганная девушка:
― Я…
Тут выражение лица перегона меняется на доброе, и он задушевно произносит:
― Вкусно! – и подмигивая, уходит. Видимо, это шутка юмора такая.
Или вот еще один момент. Официантка разнесла всем присутствующим заказы, и только один посетитель был с пустым столом. А надо заметить, что в этих кафешках почему-то нет такой системы, как в наших бурятских позных, где за вами закрепляют номер заказа, и когда официантка спрашивает чей, к примеру, седьмой заказ, вам остается только поднять руку и сказать, что седьмой заказ ваш. Так вот, женщина вышла с подносом и спросила у всех, чьи щи. Все молчат, потому что это не их щи. Она снова переспрашивает. Все молчат. Она опять настойчиво переспрашивает, чьи же это щи. Посетитель за пустым столом наконец-то проронил слово, что-то вроде «ну вы же видите, что я последний тут, значит мне щи!». Что ему было трудно сразу ответить, чьи это щи?
Совет
Две домашних кухни находятся в самой Гонже. Причем на перекрестке никаких указателей нет, поэтому если вы проголодались, то смело поворачивайте налево в Гонжу. Сразу же на въезде по левую сторону вы увидите два дома с «домашними кухнями».
Мы договорились, что с братом заедем в Тынду, там отдохнем и поедем обратно. Уже смеркалось, мы отвернули на Соловьевск. Местами сносная грунтовка, ехать можно. Опять брат пробивает колесо. Воздух тут невообразимый! Едем дальше.
По пути встретили Nissan Terrano, стоящий на дороге в сумерках без включенных габаритов. (Терпеть не могу такое легкомыслие! Включи габариты! Не можешь? Поставь знак аварийной остановки! Нет знака? Купи и вози с собой! Реально полезная вещь на трассе). Мужчина в годах и молодой парень что-то колдовали под капотом. Я остановился и предложил помощь. Оказалось, что забился фильтр, и солярка не поступала в двигатель. Попробовали мой компрессор, но он слабоват для таких целей, видимо, не очень оборотистый. Мужчина попросился подвезти его по пути до Соловьевска, чтобы позвать кого-нибудь на подмогу. По пути мне было рассказано, как в последнее время тяжело тырить солярку, работы нет, все плохо. От отворота с трассы Хабаровск ― Чита до Тынды 214 км. Этот путь мы преодолели за 5 часов. Потому что дорога плохая, потому что уже к концу трассы было почти утро, и очень хотелось спать. Дома мы были радушно встречены супругой брата, поели, закинули некоторые вещи в стирку и улеглись спать без задних ног.
Проснулись мы в обед, перекусили и начали собираться в дорогу, заехав в супермаркет и немного прокатившись по Тынде. Город похож на наш Краснокаменск, только в лесу. Брат с семьей проводили нас из города, заехали на местную смотровую площадку, тепло попрощались и выехали домой. Мы недалеко отъехали от Тынды и следовали за медленным грузовиком, который поднимал столб пыли, обогнать возможности не было. И тут мы заезжаем на объезд строящегося моста, и внезапно после грузовика появляется лежащий на земле огромный камень! Я по тормозам – остановились в 2-х см! Пронесло…
Днем, конечно же, мы гораздо быстрее добрались до трассы Хабаровск ― Чита, по пути каким-то немыслимым образом какая-то палка проткнула брызговик. Может, индейцы тут какие?
До Читы оставалось чуть больше 1 000 км. Решили ехать, пока глаза не слипнутся. Я старался следовать совету опытных перегонщиков и поэтому всегда заправлялся до полного бака сразу, когда в баке оставалась половина. На удивление, АЗС попадались довольно часто, и я сделал ошибку – первый раз пренебрег этим правилом, и мы тут же попались! Но об этом позже, а пока мы подъезжаем к Могоче. Дорога тут во всю строится, поэтому едем указанными объездами. Дорога как в лунных кратерах от дождя, скорость 5 км/ч. Кое-где попадались совсем уж труднопроходимые участки, но особых проблем не было. И, наконец, мы выезжаем на асфальт, а тут и могочинский пост ДПС. Нас останавливают, как обычно, невнятно представляются, я подаю документы.
― Спешите куда-то?
― Конечно, домой!
― Быстро ехали, а там знак «ограничение скорости до 30 км/ч». Это нарушение.
― Вы как определили, что я ехал быстрее 30 км/ч? На глаз что ли? – с удивлением говорю я. Во время нашего диалога подошел второй инспектор, причем оба вооружены до зубов, как на блок-посту каком-то. И очень пристально на меня смотрит, такое ощущение, что таким образом он хотел вызвать у меня волнение якобы за какое-то нарушение. Далее выясняется, что у меня сегодня закончился срок на транзитных номерах. Меня приглашают пройти в здание поста. Там мои документы попадают в руки другого инспектора, постарше возрастом и званием двух остальных. И как всегда, вопросы, где я работаю, почему не успел продлить транзиты и т.д.
― У вас просрочены транзиты, сейчас посмотрим как квалифицировать ваше нарушение, – и достает брошюрку.
― Ну уж точно не по 12.2 (статья в КоАПе – прим. автора)!
― Как же не 12.2? У вас просрочены транзиты, а это серьезное нарушение, т. к. просроченные транзиты равносильны тому, что их вообще нет, а это управление без гос. номеров!
Тут я понимаю, к чему клонит инспектор. Не будет он меня штрафовать на 5 000 рублей, он хочет взятки. Я продолжаю:
― Послушайте, мы все это проходили: просроченный транзит – это всего лишь нарушение порядка регистрации транспортного средства, не более.
― Ха! Я могу сейчас вашу машину оформить на штраф-стоянку, а вы дождетесь утра (а дело было глубокой ночью – прим. автора), придет начальник, и вы с ним уже решите, как квалифицировать ваше нарушение.
Оставаться тут ночевать, да еще и без машины – такая перспектива меня не радовала. А он так и ждет от меня стандартной фразы «ну, командир, давай решим как-нибудь». Но тут я подумал, что вряд ли этот инспектор задержит меня на ночь и тем самым доставит удовольствие своему начальнику разговаривать в начале рабочего дня со злым, небритым перегонщиком, стучащим по столу кулаком, громко орущим и размахивающим уже написанной жалобой. Я пошел ва-банк:
― Да задерживайте, я уже дома.
Инспектор засомневался в успехе своего развода меня на взятку. Тут в открытое окно показался другой инспектор, который меня остановил. Разводящий инспектор другому инспектору:
― Ну, что? Простим земляка?
«Простим земляка»?! Таким образом, ИДПС обставляет все так, что он по-прежнему прав, но благодаря его безразмерному великодушию решает меня простить. Не признает свою неправоту, не выписывает штраф на 100 рублей за нарушение порядка регистрации ТС, а великодушно прощает.
― Не знаю, – отвечает второй ИДПС.
Я молчу и не клянчу, чтобы меня простили, хотя от меня этого ждут. Мне возвращают документы и желают счастливого пути. Даже не пишут штраф, разве хочется кому-то возиться с писаниной? Вот вам и вымогательство. Яркий пример того, когда ИДПС сам подталкивает нарушителя к даче взятки, причем обманывая его, утверждая, что «это очень серьезное правонарушение», хотя на самом деле цена вопроса – 100 рублей штрафа.
Едем дальше. Благодаря возмутительной встрече можно ехать еще.
Совет
Вообще, ночью, когда нет машин на дороге, можно ехать – быстро все равно не получится, а дорога свободна и пыли нет. Но не стоит злоупотреблять, и при первых признаках надвигающегося сна остановиться и поспать, хотя бы минут 15, чтобы потом дотянуть до очередного кафе, возле которых обычно ночуют десятки машин. Так спокойнее и безопаснее. С другой стороны, ехать ночью бессмысленно, так как терять световой день на отдых и сон нецелесообразно.
Бензин скоро закончится, а заправки все нет и нет. Надо было на предыдущей АЗС, когда в баке уже была половина, заправиться. Уже светает, хочется спать. Машина глохнет на мосту сразу после отворота в Жирекен (350 км до Читы). Мы быстренько с моим компаньоном развернули машину и скатились с моста на автобусную остановку прямо у отворота в Жирекен. Разложили сидения и мгновенно вырубились.
Проснулись мы примерно в обеденное время, взяли с собой все деньги, пустую пластиковую пятилитровую бутылку и пошли пешком в Жирекен. Местный абориген, встретившийся по пути, сказал, что до заправки всего лишь километр. Он обманул нас, до заправки оказалось километров 5. Мы уже порядком устали идти и решили проголосовать попутной машине. Остановился белый универсал, за рулем в сильном опьянении (то ли алкогольном, то ли каком другом) парень предложил нам заплатить денег за проезд до АЗС. Мы отказались, сославшись на то, что денег нет, только вот на бензин, и все тут. Тогда он сказал: «Не обессудьте, пацаны, я же по делам езжу», ― и уехал, но метров через 30 остановился, сдал задним ходом и предложил подвезти до какого-то поворота, а там мы пешком дойдем. Мы согласились и поехали. Водитель же при этом о чем-то разговаривал и надолго поворачивал голову назад в нашу сторону и лишь изредка смотрел на дорогу. Проехали мы совсем немного, могли бы и пешком пройти, чем затевать небезопасное знакомство с пьяным парнем в спортивном костюме.
― Вот тут, пацаны, пойдете через сюда, потом сюда, а там за бочкой увидите заправку. А я поехал к своим пацанам по делам, – мы смотрим направо и видим таких же персонажей на берегу маленькой речушки, которые слушают музыку и веселятся. Мы поблагодарили нашего сомнительного спасителя, вышли из машины и пошли дальше. Парень же не унимался, сигналил нам вслед и кричал то «от души», то «не обессудьте», то «удачи, пацаны». Наконец мы скрылись из вида друг друга, прошли какой-то заброшенный промышленный объект, но никак не можем найти заправку, указателей тоже нет. Вышли на железнодорожную станцию, там тетенька нам указала, где АЗС. На местной заправке не оказалось 92-го бензина, пришлось наливать 80-й. При этом не отпускала мысль, что, возможно, местные аборигены, изрядно повеселевшие от алкоголя (и это в рабочий день в обед!), захотят с нами познакомиться поближе и в любой момент могут сюда приехать, чего бы нам сейчас в нашей ситуации совсем бы не хотелось. Мы решили не испытывать судьбу и вернуться другой дорогой, чтобы нас было не видно из кемпинга пацанов – по железнодорожным путям до моста. Допускаю, что никто и не хотел нам причинять вреда, никто и не собирался грабить нашу машину, пока она стояла без бензина на остановке, но зная, как это все бывает и происходит в неблагополучных деревнях и селах, когда аборигенам хочется выместить свою обиду за плохую жизнь на «столичных», мы всячески избегали подобных контактов. Возможно, лучше было бы проголосовать на трассе и с перегонщиком доехать до АЗС на дороге, а не в населенном пункте и обратно вернуться с попутным грузовиком, а таких там очень много ездит. Наконец, 80-й бензин попал в бак, машина завелась, и мы неспешно поехали дальше до ближайшей АЗС. Ехали максимально экономично, на горизонте заправка все не появлялась и не появлялась. Слева обнаружилась временная база дорожных строителей и маленькая заправка на их территории. Мы заехали туда, но мне отказали, т. к. заправка исключительно для автомобилей организации. Ни за какие деньги. Пришлось ехать дальше, по пути голосовал мужичок, которому нужно было в Чернышевск, взяли его с собой. Ехали мы километров 30, я все переживал, что вдруг опять не хватит доехать до заправки. А наш новый попутчик рассказал нам, как кидают на подобных предприятиях-подрядчиках строительств простых работяг. Платят за вахту в несколько раз меньше обещанных, предприятие банкротят и закрывают. И так с шестью тысячами рублей, выплаченных за 3-х месячную вахту, остаются работяги ни с чем. И догонять некого. В Чернышевске мы заправили полный бак, угостили местных мальчишек шоколадом, дали немного денег и счастливые от того, что все благополучно закончилось, поехали дальше. Домой.
Совет
Чем ближе к дому, тем больше проявляется «второе дыхание». Не стоит обольщаться и ехать быстрее, вы все равно такой же уставший.
Дорога тут тоже плохая, скорость 20-40 км/ч. Нас обгоняет Honda HR-V, скрывается из виду. Но потом мы видим, что машину каким-то образом занесло, и теперь она стоит на обочине, зарывшись в песок. Ну, вот и асфальт, и характерные для забайкальских дорог волнообразное полотно. Вот уже и связь появилась, значит, до Читы осталось примерно 30-35 км. Едем неспешно, настроение приподнято – мы уже практически дома! Даже если здесь машина встанет колом, не беда! Мы – дома! На местном посту ДПС нас не остановили, заехали в город не через Смоленку, а через Песчанку.
Итоги
Мы использовали безлицензионные пешеходные рации, очень помогает. День разговариваем, ночью заряжаем. В комплекте зарядник от сети, от прикуривателя, а также гарнитуры hands-free, но ими мы не пользовались. Рации лучше брать максимально дальнобойные, чтобы связь не пропадала, когда вы отдаляетесь друг от друга. Профессионально разговаривать в эфире не учились, но по ходу дела сами собой образовались правила разговора в радиоэфире. Видел некоторых перегонщиков, которые пользовались радиостанциями, как у таксистов с длинной антенной на крыше или багажнике.
Совет
В движении очень шумно, к тому же наверняка играет музыка. Для того, чтобы начать сеанс связи, скажите «Прием». Или можно использовать функцию вызова на рации (мы ее использовали только как тревожный сигнал, обозначающий, что впереди ДПС). Как правило, если начать сразу же говорить, то собеседник, неготовый к прослушиванию вашего спича, переспросит то, что вы сказали. А так, вы вызываете «прием», вам отвечают «слушаю» или «прием», что означает, что вас готовы выслушать (убавили громкость магнитолы, поднесли рацию к уху). Так как радиостанции односторонние, то желательно каждую фразу заканчивать «прием», чтобы ваш собеседник понимал, что вы закончили предложение, и от вас ждут ответ. Когда вы переговорили и хотите закончить так называемый «сеанс связи», то произносите в эфир «отбой». Не забывайте о том, что на вашей волне тоже может кто-то разговаривать.
Размышляли с компаньоном, что на дороге можно вполне встретить какой-нибудь подставной якобы сломавшийся Toyota Funcargo с якобы перегонщиком, голосующим на обочине. Сами мы такого не встречали, но если местным ухарям смекнуть…
Комплекс пищи (салат, первое, второе, чай) обычно стоит 170-200 рублей. На бензин мною было потрачено 6 202,8 рублей (с учетом заезда в Тынду).
После достаточно трудной для первого раза дороги испытываешь такие чувства, когда возвращаешься домой, как будто ты отсутствовал месяц. Низкий поклон и большое спасибо моей супруге за понимание, терпение и выдержку. Я спрашивал себя в первые 2 дня после возвращения, поеду ли еще? Однозначно – нет! Однако прошло несколько дней, и я уже готовлюсь в следующую «экспедицию», подстрекаю знакомых съездить. Правду говорят, что-то есть в дороге. Манит она снова. Как только представится возможность, я обязательно поеду снова.
Самый главный совет
Будьте бдительны, не будьте самоуверенными. При первых признаках сна останавливайтесь, хотя бы делайте небольшой перерыв, если все-таки хотите добраться до кафе со стоянкой. Обязательно включайте ближний свет днем. При аварийных остановках правильно пользуйтесь знаком аварийной остановки – в столбе пыли всякое может быть. Будьте вежливы, не хамите.
Дополнительные фотографии и видео в моем Живом Журнале: svatoff.livejournal.com.
Ссылки:
Фото: http://fotki.yandex.ru/users/svatoff/album/41327/
Видео: https://ru.youtube.com/view_play_list?p=D4BF7CA164F9F606
С уважением, Леонид.
svatoff |