|
Всем привет. Почему решил написать о перегоне 6-летней давности? Даже и не знаю, почему… Во-первых, не было у меня тогда Интернета. А потом… написать хотел, но всё как-то недосуг было. Читаю рассказы о перегонах праворульных японок и думаю: вот напишу свой рассказ. Наконец сподобился.
Люблю джипы. Когда-то начинал с Нивы. Потом были: MMC Pajero, Toyota Surf, Land Cruiser-80, Land Cruiser Prado LJ78, Nissan Terrano…
После достославного августа 98 моё финансовое благополучие сильно понизилось. «Крузака 80-ку» пришлось обменять с доплатой на «Прадика» 78 кузов 91 года. Сначала после 80-ки машинка показалась неказистой, а потом очень и очень понравилась. Тем паче, что я любитель помесить грязь на бездорожье, а это «Прадик» умеет делать очень хорошо.
Осенью 2002 года, «наковыряв» маленько баксов и залезши в кредит, решился я купить «Прадика» посвежее, беспробежного по России, желательно с дизелем 1KZ. Почему мой перегон был вынужденным? Да потому что я изначально не собирался ехать своим ходом! Я хотел поставить свой новый джип в «сетку» и ехать на поезде домой.
Итак, утро 26 сентября 2002 года, аэропорт в Артёме. Меня должны встретить. Наконец, я слышу: «Володя!» Меня встречает Иваныч, дядька моего Кента. Иваныч с молодых лет живёт во Владике, тогда ему было около 50-ти. Едем к нему. «Что собрался брать? «Прадик»? Хорошая машинка! 4 вд уважаю! — Иваныч сам ездит исключительно на микроавтобусах-дизелях 4 вд, — Наконец-то приехал нормальный человек за 4 вд и за дизелем!» Я улыбаюсь приморскому солнцу. Всё кажется мне таким чудесным. Прямо с аэропорта приехали с Иванычем на Зелёный Угол.
— Что же ты так, с бухты-барахты нагрянул?! Позвонил бы заранее, я присмотрел бы тебе «Прадика»! — сетовал Иваныч. — А сколько ты зелени с собой взял? Всего 8 штук?! Не-е, с KZ не возьмёшь! Мало! Да и цены подросли.
Это был первый холодный душик для меня. Мы исходили с ним Зелёнку и действительно, на «Прадо» года 95-96 с 1KZ денег железно не хватало! А ведь я ещё хочу отправить его по ЖД… В итоге, присмотрел «Прадо» 93 года с 2LT-E, за 6 850 у. е. Все остальные 93-94 годов «Прадики» были ценой за 7 500 у. е. Этот же был безбожно задран (лифтован) в Японии, с мощными силовыми бамперами, без расширителей крыльев, без подножек... Чтобы очутиться у него в салоне, нужно было подпрыгнуть. Решили переночевать и посмотреть рынок ещё завтра.
И вот наступило завтра. Мы снова на Зелёнке. Я с ужасом увидел, что на почти всех джипах ценники были переписаны в сторону увеличения баксов на 200 в среднем! Глянул на одной из стоянок 3-дверный Прадо 92 года за 5 000 баксов… Нет, не по мне машина! Маленькая, багажника почти никакого…
— Всё, Иваныч, выхода нет. Едем брать лифтованный «Прадик».
Вызвонили хозяина «Прадо». Попытались с ним торговаться. Скинул он всего…50 долларов и при этом пытался убедить нас, что он завтра из-за этой скидки умрёт голодной смертью, а его дети пойдут просить милостыню… Всё, беру. За 6 800 долларов. Проверили машинку. Движок 2LT-E шепчет, прогнали по колдобинам. Всё о’кей, только жестковатым он мне показался излишне. Как потом оказалось, не зря… Мне отдали ключи от машины, показали в дальний угол стоянки:
— Вон там оформляйте в вагончике справку-счёт.
Документы были оформлены, в справке товарищ указал сумму сделки — 1 000 рублей. Я вытащил баксы:
— Платить вам?
— Что? А-а, зелень… Нет, не мне, хозяину машины.
Я вышел из вагончика. На руках у меня были ПТС, справка-счёт. Ключи от авто у меня. Но где же хозяин? Я походил по стоянке, поспрашивал хозяина «Прадика». Все, кого я встретил, пожимали плечами. Хм… Я запрыгнул в своё приобретение, завёл дизель, подъехал к воротам. Они открыты. Никто не выбежал из будки. Машина оформлена. Езжай друг. Я ещё минут 20 искал хозяина, уже бывшего. Иваныч матерился. Наконец, тот объявился.
— А если бы я уехал? — спросил я. В ответ — улыбка.
За отправку «железкой» моего монстра везде просили не менее 40 тысяч рублей. А у меня осталось, кажется, 20 тысяч или что-то около этого.
— Я бы, конечно, занял тебе. Но сам сейчас без денег, — сказал Иваныч.
Я бы сам постеснялся просить у него.
— Что делать будешь? — спрашивал Иваныч. — Есть такой вариант: машину оставишь у меня, сам дуй домой за деньгами.
Эх, если бы были они у меня! Дома у меня и занять-то не у кого…
— Ну что… Поеду самоходом! — сказал я.
— Ты же, кажется, сам ни разу не гонял? — спросил Иваныч. — Не боишься?
— Бойся не бойся, а ехать надо!
Купили на рынке хороший домкрат, баллонный ключ, аптечку, аварийный знак. И Атлас автомобильных дорог России. Заехали в сервис, поменял масло в двигателе, все фильтра, проверили все уровни. Чел в сервисе сказал, что состояние машинки очень неплохое.
— Только крепления амортизаторов в нижних точках уже немного подразбиты. Аморты дорогие — Rancho. И этому я тоже не придал значения…
Утро, 5 часов. Иваныч на своём «Таун-Айсе» проводил меня до выезда из Владика.
— Возьми хоть вот одеялко у меня. А то спать-то и накрыться тебе нечем! — предложил Иваныч.
— Спасибо, Иваныч! — Я взял одеялко, мы обнялись на прощанье.
Я запрыгнул в Прадо, в последний раз махнул рукой гостеприимному Иванычу и, поставив селектор АКПП на D, двинулся. На посту ГИБДД меня тормознули гайцы.
— Пил?
— Да нет. Что я, идиот, пить в дорогу?!
— А чё руки трясутся?
И тут меня это окончательно вывело из себя:
— Слышь, может, у тебя трясутся с бодуна?!
— Да оставь ты его, — буркнул другой гаец.
Еду. Дорога отличная. Машинка прёт отлично, весело свистит турбинка. Проехал Уссурийск, выглянуло солнышко. И стало жарко! Это приморский сентябрь. Включил кондиционер — работает великолепно! Попробовал включить музыку — хрен! Что такое?! Ведь проверял на Зелёнке — работало и радио, и магнитола! Значит, за ночь заменили, сволочи! Да, всю дорогу без музыки придётся пилить…
Еду. С одной стороны настроение приподнятое: машину купил, вроде ничего, нравится всё больше и больше. А с другой, мой «самоход» — чистейшей воды авантюра. Ни разу не гонял машины сам. Абсолютно не готовился к этому. Дорогу не знаю совершенно. И нехорошие слухи о всякой мафии…
— Нигде не останавливайся, никого не подсаживай ни за какие коврижки! — учил вчера Иваныч. — Хабару ходом проходи, не останавливайся, не давай себя зажать!
Вообще, я считал все рассказы о хабаровской мафии, грабящей перегонов, страшилками, которые сами перегоны и распространяют, чтобы меньше ездило покупателей за машинами самостоятельно. По географии у меня в школе была 5-ка. Я знал, что мне предстоит проехать Хабаровск, Биробиджан, Читу, Улан-Удэ, Иркутск. Но я прекрасно понимал, что карта — это одно, а реальная дорога — совсем другое. Но атлас, забегая вперёд, скажу, мне всё же, помогал.
Заехал в магазинчик в каком-то городишке, купил кое-чего поесть. Денег у меня было, что говорится, «впритык», поэтому я экономил. Проехал Приморский край, въехал в Хабаровский. В каком-то посёлке превысил скорость — составили протокол на 450 р., который так и не пришёл домой. Перед Вяземским я увидел на обочине 3 легковушки с транзитами. Двое людей махали мне, чтобы я остановился. «Вот оно, началось! — подумал я, — Делают вид, будто что-то случилось, гримируются под перегонов! А сами меня хотят ограбить!» Я надавил на газ. На въезде в Хабаровск, к моему удивлению, меня не остановили на посту ГИБДД. Странно.
Город Хабаровск. Время — час пик. На улицах полно народа. Я еду, кажется, через центр. Знаю, что мне нужно проехать к мосту через Амур. А как туда проехать — чёрт его знает! Ладно, думаю, проеду центр, а там спрошу кого-нибудь. Движение очень оживлённое. Краем глаза вижу справа (!) какие-то движения. Глядь — белый «Спринтер». Из него высовывается почти по пояс чувак и машет мне: стой, мол. Я верчу головой: нет, мол. Тогда они обходят меня слева, и то же самое: машут, чтобы я остановился. От меня они получают отказ. Далее происходит следующее. Я упираюсь в троллейбус. Включаю левый поворот и пытаюсь продолжить движение. Да не тут-то было! Поток машин нескончаемый. Попробовал сдать взад, а там тот же белый Сринтер! Троллейбус тронулся, но… Впереди меня вдруг, откуда ни возьмись, появился «Марк»! Всё, я зажат. Ни взад, ни вперёд. Приехал.
Из обеих машин вываливают человек 5 крепких ребят и идут ко мне.
— Открывай двери! — орёт один из них.
Другой показывает молоток:
— Не откроешь — стекло сейчас полетит нахрен!
Открываю. Двое садятся ко мне в машину и начинают «базар»:
— Ну чё, надо платить. За джип у нас такса 500 баксов.
— Да вы чё!? У меня столько нет! — говорю я.
— Ладно. 400.
— А может, 300?
— Не, ну ты оборзел! 300 басков, или сейчас будем шмонать тебя и машину! Не найдём — побьём стёкла, пробьём радиатор, попинаем двери! И стой тут, считай, во сколько тебе это встанет!
Наверное, надо было кричать, поднимать шум, звать милицию. Но я был абсолютно деморализован. Для меня было шоком то, что творят эти сволочи в центре города! И я отдал им эти 300 долларов… Главарь написал на клочке бумаги, примерно, следующее: «31-й снял. Не тормозить. Хредя».
— Если будут тормозить, покажешь «ксиву»! Отстанут.
Еду через проклятый Хабаровск. Нашёл мост. Перед мостом на посту останавливает гаец. Посмотрел документы и спрашивает вкрадчивым таким голоском:
— Ну, как город проехал? Спокойно?
— Очень даже спокойно! — отвечаю.
Мент погано улыбается. Мне кажется, что они здесь все заодно — и бандиты, и гаишники.
Переехал Амур. Еду по Еврейской АО в паршивейшем настроении. Денег осталось что-то около 10 тысяч. Впереди почти весь путь. Путь, который я совершенно не знаю. Где-то после Смидовичей остановился «отлить». И тут останавливаются две японки с транзитами! Ну, нет! Больше я никому ничего не отдам! Я приготовился к худшему, приготовил «ксиву».
— Ну чё, как проехал Хабару? — спрашивают водилы и тоже «отливают». — А мы тебя тормозили под Вяземским, там мент караван собирал для проводки по городу. Надо было набрать 5 машин — вот мы тебя и тормозили!
Вот зачем меня тормозили под Вяземским! Рассказал я ребятам, как меня «обули». Попросился к ним в попутчики — они ехали в Иркутск.
— Не, ты за нами не угонишься! Мы меньше 150 не едем!
Снова еду один. Вечером, уже в наступающей темноте, проезжаю Биробиджан. Довольно быстро выезжаю из него — и снова дорога, теперь уже ночная. Где-то после Биробиджана на посту ГИБДД попросился остаться переночевать. Но гаец не разрешил категорически!
Уже поздно. Я начинаю уставать, я в препаршивейшем настроении, я понимаю, что надо устраиваться на ночлег. Но…еду и еду.
После Облучья сворачиваю куда-то в лес, лезу по камням и буеракам по какой-то жуткой тропе. Выезжаю на поляну. «Вот здесь меня не достанет никакая мафия. Сюда проедет только или ГАЗ-66, или такой как я». Прохладно. Я вылезаю из машины, отливаю, разминаю кости. Потом перекусываю. Раскладываю сиденья, ложусь спать. Дизель тарахтит на холостых, печка дует теплом. Я отключаюсь, проваливаюсь в небытие.
Впереди — около 5 тысяч километров неизвестности. В кармане 10 тысяч рублей. Я, как был с самолёта — в лёгкой курточке, в джинсах, в туфельках. Дороги не знаю абсолютно. А ведь впереди — бездорожье и строящаяся кусками «федералка». В багажнике из ключей — только баллонный. Хватит ли денег на топливо? А ведь ещё и поесть надо иногда. Ну ладно, я на этом могу и сэкономить. Не кувалдой машу за рулём. А что, если что-то случится с машиной? Или опять какие-нибудь бандюги? Короче, еду с утра и понимаю: «Вот это я попал! Надо было всё-таки оставить машину у Иваныча во Владивостоке. И приехать потом с деньгами, погрузить на сетку». Но поздно метаться! Надо ехать.
Еду по Амурской области. В Архаре заправился соляркой у тракториста. Значительно дешевле, чем на АЗС. Ага, на соляре можно экономить, только бы совсем на дерьмо не нарваться… Новобурейск, Родионовка, Завитинск… Дорога — то асфальт, то грейдер. Но пока сносная. Где-то перед Белогорском остановился передохнуть, сделать осмотр машины. Увидел эстакаду, заехал на неё. Осмотрел джип снизу. Вроде бы, всё о’кей, только не пойму, чего он такой жёсткий. Наверное, прошлому хозяину-японцу нравились такие амортизаторы. Когда открыл капот, обнаружил, что лопнул патрубок между воздухофильтром и турбиной. А это значит, что мотор хавает грязный воздух. Чёрт! Взгляд упал на аптечку. Из неё взял лейкопластырь и замотал рванину, кажется, плотно. После Белогорска на обочине увидел «Корону». Остановился. Из неё выглянули двое, парень и девушка. Я предложил парню купить баксы по хорошему курсу — он купил. И в свою очередь предложил:
— Девку не надо? На час или два?
— Нет, спасибо. Тороплюсь.
Еду дальше. Миновал Белогорск, Серышево. Питаюсь остатками купленной в Приморье колбасы и уже подсохшим хлебом. Ловлю себя на мысли, что есть почти не хочется. Перед Свободным стою, разглядываю щит с указателями. Подъезжает чёрный 3-дверный «Сафарь». Выглядывает парень лет 25-ти.
— Чё, на Читу путь высматриваешь? — спрашивает.
— Ну да. А ты куда едешь?
— В Ангарск.
— А я в Красноярск! — обрадовался я. — Может вместе?
— Идёт.
Теперь мы вдвоём! Я рад попутчику, почти земляку. Миновали Зею, Свободный. Подъехали к Шимановску. На въезде стоит Делика, возле неё плакат: «Отправка автомобилей по железной дороге до станции Чернышевск. Цена 6 000 рублей». У меня на это денег уже нет: от Чернышевска ещё пилить да пилить… Здесь мой новоявленный попутчик поехал в посёлок покупать аккумулятор (отгорела клемма!). А я впервые за двое суток поел горячего в придорожной кафешке.
Дорога становится всё хуже. Грунтовка, отсыпанная довольно крупными камнями. И громадные клубы рыжей пыли. Плюс ко всему вдоль дороги горела тайга. Пыль, дым, тряска… Ад! Я благодарил всех японских и русских богов за то, что у меня в «Прадике» работает кондей. А вот у попутчика — нет. Так мы и несёмся по ужасной дороге сквозь завесу пыли и дыма. Берея, Сиваки, Ушумун. Чтобы не глотать пыль из-под легковушек, обгоняем их: подвеска наших машин позволяет. Хотя… Один раз какой-то отморозок на «Калдине» обогнал нас на скорости около 140 км в час и исчез в клубах пыли! Я представляю, что будет с его подвеской… Тыгда, Дактуй, Магдагачи… Заночевали под Талданом.
Холодное утро. Проезжаем Большой Невер. Сворот на Соловьёвск. Заправляемся. На заправке попрошайничают чумазые дети. Сковородино. Выезжаем на так называемую «федералку». Сначала шла хорошо укатанная ровная грунтовка с песком. Едем 90 — 100 — 110. А потом… Всё хуже и хуже. Камни всё крупней, ямы глубже, колдобины чаще. Меня трясёт в моём «Прадо» нещадно. Не могу понять: мой старый «Прадик» был гораздо мягче. Мне жалко мою новую машину. А попутчик прёт как чёкнутый, и я несусь за ним. Подъехали к речке. Моста нет. Но дорога на той стороне есть. Значит, ездят. И мы форсировали речку вброд. Вода скрыла мои колёса полностью! За нами внимательно следили дорожники. Но мы сорвали им «калым» — не забуксовали и не попросили буксира. Позже я узнал, что в нескольких километрах есть мост. А в то время я недоумевал: как форсируют речку легковушки?!
Приехали в Ерофей Павлович. Заправились. Спросили у дорожников, проедем ли своим ходом до Амазара? (По карте, от Ерофея до Амазара никакой дороги нет!)
— Не знаем. Кажись, кто-то на микрике вэдэшном проезжал, порвал 2 комплекта резины.
Вот так! Но раз микрик проехал, мы и подавно проедем. Вперёд! А дорога… Дорога превратилась в жуткое бездорожье. Камни, ямы, валуны, крупный скальник с острыми краями, им отсыпано это подобие дороги. Подъёмы. Спуски. Жуть. Самое прикольное для меня началось в том, что мы начали догонять и обгонять легковушки, которые обходили нас по асфальту! Они, бедолаги, тоже едут по этой «дороге». Своим ходом. Я смотрю на них, и мне становится их жалко. С черепашьей скоростью, с остановками, с рывками, с пробуксовкой, со страшным скрежетом камнями по днищу. В некоторых местах, где мы довольно легко перепрыгиваем через валуны, ребята с легковушек выходят и расчищают дорогу от крупных камней, разбрасывая их. В других местах, где довольно крутые подъёмы с крупным скальником, люди выходят из машин и по очереди толкают бедных японок, буквально переносят их! Да, те кто сейчас гонят самоходом машины, не представляют, какие были мучения ещё 6 лет назад!
Вот стоит «Эмина». Или «Эстима». У неё вывернута левая часть передней подвески. Наверное, напоролся на крупный камень. А вот «Королла». Переднее колесо попало в глубокую промоину, побит перед, никого рядом нет… Когда кончится этот кошмар!? Мы-то едем по федералке довольно сносного качества, то ползём по отсыпке из крупного скального грунта, то сворачиваем с федералки на жуткие узкие лесные дороги с крутыми подъёмами и спусками, резкими поворотами. А вокруг — нескончаемая тайга и глушь. И становится реально жутко. Если убить человека, затащить его в лес метров на 20 от дороги — и всё! Никто не найдёт тебя! Может быть, так и случается с некоторыми перегонами. Истории о пропажах перегонщиков японских машин с завидной регулярностью появлялись у нас в городе.
Иногда проезжаем какие-то забытые богом селения. Возле них ни на въёзде, ни на выезде нет никаких табличек и указателей. В деревнях этих я не видел ни огородов, ни каких-либо учреждений, следов какой-то хозяйственной деятельности. Кто, как и зачем здесь живёт?! Уму непостижимо! Да и названия крупных сёл звучат не то, что зловеще, а то и вовсе страшно: Таптугары.
После Амазара по атласу обозначена дорога! Значит, проехали самый жуткий участок! Я замечаю, что мой джип стало сильнее мотать и раскачивать. Останавливаюсь, смотрю вниз. Правый передний амортизатор оборван! Полштока как не бывало! Я умоляю своего попутчика нестись потише. После Могочи едем в сумерках. Свет фар вырывает из темноты силуэты громадных деревьев и острые камни на дороге. Едем по каким-то жутким лабиринтам между сосен и елей, то взбираемся на крутые подъёмы, то летим вниз куда-то в черноту…
Иногда попадаются такие места: дорога разветвляется на три одинаковых пути! И, как в той сказке, направо пойдёшь — к дракону в пасть попадёшь. Куда ехать!? Налево, направо или прямо!? Никаких указателей нет! Тогда мы останавливались и ждали. Подъезжали ребята на легковушках, и если они без остановок уверенно ехали по какой-либо из дорог, значит, бывалые перегоны, значит, можно смело ехать за ними! Мы едем за ними, обгоняем их, потом в сомнительных местах снова их ждём… Мы уже узнаём друг друга. Они называют нас «разведчиками», а мы их «проводниками».
Время — около ноля часов. Надо бы укладываться где-то спать. Но моему попутчику захотелось поужинать! Хотя перед этим, часов в 20, я предлагал поесть, но он сказал, надо ехать. И вот теперь он захотел есть… Въезжаем в какую-то богом забытую деревню. Останавливаемся, спрашиваем пацанов: «Где тут у вас можно поесть?»
— А вот разве что в клубе! Там у нас есть бар.
Подъезжаем к клубу. Это обыкновенный бревенчатый дом. Окна его светились, внутри гремела музыка. Заходим. «Спрячь за высоким забором девчонку — выкраду вместе с забором!!!», — громко хрипели колонки. А под единственной лампочкой под потолком извивались в танце пьяные местные. Вот и бар. Прибита доска, на неё облокотившись, стоит балдая «барменша». На вопрос «Что у вас можно поесть?» она широким жестом указала на «ассортимент». Кроме водки я ничего не увидел.
— Ну что, поел? — спросил я попутчика (кажется, Серёга его звали). — А теперь пошли отсюда быстрее, а то вот, кажется, местная блоть хочет с нами поближе познакомиться…
Извивавшиеся в диких пьяных конвульсиях личности мужского полу смотрели на нас довольно неприветливо. Их лица, не отягощённые печатью интеллекта, красноречиво говорили о том, что внутри черепной коробки вместо мозгов — рудиментарные отростки, которые говорили им примитивные определения и команды: «Чужие. Бить». Мы довольно проворно ретировались из этого очага культуры, прыгнули в машины — и по газам. Заночевали на федералке, рядом с целой вереницей таких же бедолаг-перегонов. Только они, скорее всего, спят сытые, а мы голодные… Среди ночи ко мне постучались. Это дорожные рабочие предлагают краденую соляру. Я к этому уже привык. Даю деньги, они сами заливают топливо в бак. Заправился — и спать.
Ночевали мы где-то перед Сбегой. Утро было холодное. Повалил снег. Едем. Проехали Сбегу, Джелонду, Аксёново-Зиловское. Смотрю, что такое!? Вместе со снегом в лобовое стекло мне летят из-под колёс «Сафаря» Серёги-попутчика какие-то чёрные ошмётки! Подъезжаю ближе, а у него левое заднее разлетается на куски, и он прёт уже на диске! Мигаю ему. Останавливаемся. Смотрит на колесо и хватается за голову.
— Серёга, ну как ты едешь?! Неужели не чувствуешь?! И я несусь за тобой, амортизатор оборвал. Вот теперь и у тебя проблема! — сетую я.
А между тем это, действительно оказалось проблемой! Дело в том, что у него между литьём и гайкой баллонник не влезает! Померили мой — то же самое. Попросили у троих остановившихся перегонов — не лезут ключи! Толстые! Что делать? Посоветовавшись, решили так: я с его ключом еду до ближайшего селения, где есть хоть какое-то подобие гаража и обтачиваю там ключ вполовину толщины.
— Я поехал, — говорю, — Ты только если возьмёшь у кого подходящий ключ, заменишь колесо, дождись меня, хорошо?
— Конечно, дождусь!
Я еду. Надо выручать попутчика, почти земляка. Вот и село, довольно большое. Только название какое-то зловещее — Жирикен. Но я уже привык — Жирикен, Таптугары… А вот и гараж! Вон и мужик какой-то ходит! Ворота открыты. Заезжаю прямо в ворота, выхожу из машины, иду с ключом к мужику:
— Эй, земеля! Помоги, пожалуйста!
Боковым зрением вижу, как что-то большое и чёрное метнулось ко мне слева. Я инстинктивно выбросил в ту сторону левую руку, а ещё через долю секунды увидел, что это было. Огромная чёрная собака прыгнула на меня без звука. Впрочем, звук был — звон цепи. Её пасть метила мне в лицо. Но на пути появилась моя левая рука, и это спасло меня от возможного уродства лица. Огромная пасть сомкнулась на моей руке. Зубы псины разрывают куртку, рубаху и впиваются в локтевые мышцы. Я ударяю псину по морде правой рукой, поскальзываюсь и падаю на какие-то плиты, пребольно ударившись головой. Меня спасла цепь: она натянулась, и зубы собаки щёлкали сантиметрах в 20-ти от меня. Подбежал мужичонка, оттащил псину, запер её куда-то. Я, видимо, в шоке, не обращаю внимания на рану, подаю ключ мужику:
— Надо обточить наполовину!
Мужик схватил ключ, при этом посматривая мне на руку, и убежал. Теперь и я посмотрел на свою руку. Глянул — и мне стало плохо. Как будто три раза полоснули острым ножом. Глубина — почти до кости. Разваленное мясо. И, что интересно, крови почти нет! У меня закружилась голова, затошнило. Я прислонился к машине, судорожно глотая воздух и заматывая раны обрывками рубахи. Прибежал мужик, подаёт ключ. Готово.
— Садись в машину и быстро показывай, где тут у вас больница! — скомандовал я.
Поехали.
— Вот больница! — показал мужик и сиганул на ходу из машины.
Захожу. Что случилось? Собака. Ясно.
Бабёнки быстро, профессионально, бережно обработали и перевязали мне руку. А также напоили чаем. Положили отдохнуть на кушетку. Я полежал немного и вскочил: меня ждёт Серёга! Приезжаю я на то место, где у Серёги разлетелось колесо. А Серёги, как говорится, хрен ночевал. Уехал. Развернулся я и поехал дальше один. Проехал проклятый Жирикен, Бушулей. Вот и Чернышевск. Знаю, что отсюда до постоянного асфальта уже недалеко. Здесь тусятся много перегонов — сгружают с «сеток» свои машины те, кто не поехал своим ходом по жуткому участку дороги. Поспрашивал я ребят: «Не видели парня на чёрном «Сафаре-коротыше»?» Нет, никто не видел. Серёга, если читаешь сейчас эти строки, отзовись, как доехал?
Еду дальше. Рука болит страшно, опухла. Хорошо, что еду на хорошей машине. Хорошо, что коробка-автомат. Хорошо, что гидроусилитель. Только всё остальное плохо… Деньги подходят к концу: строящаяся федералка кончилась, солярку теперь работяги не предлагают, заправляюсь на АЗС. Подъезжаю на АЗС или к придорожному кафе — на меня смотрят с опаской: небритый, куртка порвана, виден грязный бинт… Проехал стороной Читу. Погода сменилась к лучшему, выглянуло солнце. Ехал до потёмок. Заночевал где-то в степи, под Мухоршибирь, заехав за лесопосадку… Кошмарное путешествие продолжается.
Проехал Улан-Удэ, еду вдоль Селенги. Вот и Байкал-батюшка. С детства мечтал его увидеть. Красотища необыкновенная! Собираюсь нынче съездить сюда отдохнуть. Бабушкин, Танхой, Выдрино, Байкальск, Слюдянка. Кажется, в Слюдянке я плотно поел в кафе с видом на Байкал. После Култука — прощай Байкал. Еду по Иркутской области. Немного блуданул по Иркутску. В Ангарске живут родственники жены брата. Заехал к ним, отдохнул двое суток. Отмылся, отстирался. Сделал перевязку. Спасибо вам, Дима и Таня!
Рано утром выехал из Ангарска. Усолье-Сибирское, Черемхово, Кутулик, Зима, Тулун… В Алзамае пообедал. Вскоре я уже ехал по Красноярскому краю. Я уже считал, что я почти дома и что мои злоключения закончены. Но не тут-то было. Начался чудесный участок дороги в Красноярском крае, все его знают, между Тайшетом и Канском. Кажется, где-то в районе Нижней Поймы морда моего джипа вдруг заходила ходуном вверх-вниз, удары просто страшные. Я притормозил. Двинулся снова. Как только скорость больше 30 км в час — начинается угрожающая раскачка передка, удары об отбойники. Я вылез из машины, заглядываю под неё с самыми плохими предчувствиями. Да, так и есть! Оборван второй передний амортизатор! Нижнюю часть штока вырвало вместе с гайкой, и там сейчас приличная дыра! Будь ты всё проклято! Я залез под машину, попытался что-то сделать со своей больной рукой… Что-то сделать можно только в автосервисе. И вот тут я обнаружил, почему мой джип был таким жёстким и почему, скорее всего, я оборвал амортизаторы! Rancho были с регулируемой жёсткостью! В самом верху каждого аморта была «крутилочка» с 5-ю фиксированными положениями. И все стояли на самом жёстком режиме.
Еду со скоростью 30-40 км в час. На неровностях дороги начинается биение передка, и тогда скорость падает до 20-15 км в час. Вот так и пилю… В Канске у гайцев спросил насчёт автосервиса. Показали.
— Мужики, помогите, пожалуйста! — просил я. — Надо закрепить амортизатор, хотя бы временно, до Ачинска доехать. У меня осталась 1 000 р. — заберите (У меня действительно осталось всего 1 000 р.!). Если мало, дайте адрес, я приеду, обязательно вышлю!
Бесполезно. Не помогли мне славные сервисмены города Канска. Хотя дома мне люди сказали, что временно закрепить аморт, подобрав крупную шайбу — дело получаса, и по цене никак не больше 500 р.! Вот так.
«Попилил» я дальше. В Красноярск я въехал уже ночью. После Емельяново жутко захотелось спать. Заехал в лес, устроился, но…не спится! Ноет рука, в голове роятся мысли: где и какие брать аморты к машине. Покрутился, помучился, и поехал дальше. Ночь пилил до Ачинска. Утром в 7 часов я подъехал к дому матери.
Мой друг, перегонщик машин в то время, Андрюха, хохотал над моим рассказом долго:
— Да-а. В первый раз поехал своим ходом — и такие приключения! Это умудриться надо, собаку какую-то найти!
Дома подыскал я амортизаторы для своего монстра. В городе была одна такая машина. Лифтованная, с силовыми бамперами, с чудовищной толщины глушителем, который издавал грозный утробный рык, и казалось, что на этой машине стоит движок лошадок в 350, а не 90 с чем-то.
Проехал я путь перегонов, и у меня осталось двоякое чувство. Скажу сразу: для себя своим ходом машину я не погоню, даже с учётом того, что дорога сейчас заметно лучше. Не погоню даже джип. Хотя, надо сказать, японские машины стойко выдерживают сии издевательства. Мне кажется, Жигули российского производства этой дороги не выдержат, развалятся на куски.
А с другой стороны, несмотря на все злоключения, приключившиеся со мной, я ещё раз прокатился бы по этому пути! Вспомнил бы, посмеялся над собой, незадачливым перегоном… Сейчас я жду Land Cruiser Prado 98 года 95 серии, купленный на аукционе.
Приедет он в мой Ачинск по железной дороге.
P. S.: Прошу прощения, фотографий нет. Не было у меня тогда с собой фотоаппарата.