|
Уже давно собирался поехать на Байкал проведать своих родственников и решил в начале февраля смотаться туда, так как во Владике работы особой не было и мое отсутствие на пару недель не сильно сказалось бы на работе.
Итак. Машина куплена на ауке с родным пробегом 75 тысяч с оценкой 4-В. Собственно, действующее лицо — Toyota Succeed, 2002 год, передний привод, 1500сс, автомат. Искал попутчиков вплоть до последнего дня выезда, но партнеры из Иркутска не смогли взять билеты, некоторые форумчане или уже уехали, или еще не приехали. Машину пока поставил на «Зеленку» с ценой. Звонили перекупы, всем нужна была моя машина, но цену «резали» чуть ли не на штуку. Скажу по секрету, выставил я ее за 215 тысяч рублей, так как в ее технической чистоте был уверен на 100%. Но время шло, транзиты кончались, и ждать больше не было смысла.
Накануне заехал на Снеговую за резиной. Погода во Владике просто шелестела: солнце, тепло под плюс 10. Зимняя резина продавалась под хороший торг. Купил 165/80 R13 Граспик Айс, чисто зимний рисунок (почти джиповский) без какого-либо намека на универсальность (ехать-то собирался в Сибирь как-никак). Сторговался за 3 500 вместе с дисками и балансировкой (в дороге сто раз поблагодарил то, что отбалансировал колеса). Пока менял колеса увидел, что тормозные колодки с износом и до кончины осталось 3-5 мм. Поехал на «Военку» и купил колодки: 580 рублей. Также прикупил брызговики из какой-то смеси резины и пластмассы. Масло купил, но менять не стал, так как на панели был стикер, на котором указано было, что масло меняли пару тысяч назад в Японии. Вечером поменял колодки, поставил брызговики и вдруг обнаружил, что диск задевает за тормозной суппорт после замены колодок. Решил на вечер не замудряться и утром на следующий день разобраться, в чем дело.
Старт. 20-го февраля утром пришел на стоянку, поддомкратил колесо и увидел, что после замены колодок суппорт вышел наружу, задевая за диск. Оказывается, диски, которые я купил с зимней резиной, уже родных на пару мм. Чтобы не терять время, поставил на передок летнюю резину с родными дисками и в 10 утра выехал со стоянки. В дороге решил, что проблему с дисками можно решить двумя способами: или поставить по одной старой колодке на каждую сторону, или поставить прокладки под диски. В Уссурийске заезжаю на китайский рынок и покупаю две прокладки за 250 рублей. Перед Уссурийском догнал мужика на Toyota Wish с транзитными номерами и синими «лопухами», почему-то только на передних колесах. Поравнявшись с ним на светофоре в Уссурийске, спрашиваю его: «Далеко путь держите?», и, не дожидаясь ответа, «Можно на хвост вам упасть?» На что тот говорит, что едет до Хабары к брату и не против «хвоста». Уже веселее. Едем вместе. Вижу, что мужик всю дорогу с кем-то трындит по сотовому и пытается скинуть меня со своего хвоста (?). Странно как-то. Вроде бы не против компании, но при обгоне как бы специально задерживает меня, а сам ныряет перед встречкой и дает по газам. Первый раз перед Михайловкой «ушел». Второй раз уже где-то по трассе ушел в подъем через сплошную. Я уже подумал, что раз он такой «ездун», то нам явно не по пути, тем более что права мне еще нужны будут. Где-то перед Хвалынкой догнал его, и мы завернули на заправку. Заправили полные баки по 22 рубля. Мужик сказал, что где-то его ждут два автовоза, и с ними он что-то там должен «перетереть». Я его спросил, что, мол, он собирается ехать с автовозами? На что он ответил, нет, едет один. Ладно, думаю, что если он выкинет еще один такой финт как обгон перед носом встречки, догонять его больше не буду. Лучше уж ехать одному. Дальше трасса пошла поровнее, да и на каждой горке стояло по машине ДПС: сильно не погоняешь.
Доехали до Шмаковки, где свернули к кафешке, так как было уже почти 3 часа дня и пора было перекусить. Точное время в дороге не записывал — некогда было. Заехав на стоянку (попутчика Виктором звали), он подъехал к миксеру и Toyota Serena на транзитах, из которых вышли водилы и поприветствовали его. Я тоже подошел к ним, представился, Виктор назвал меня... местным рэкетиром... у мужиков челюсти отвисли на минуту. Пошли обедать. За столом мужики несли какую-то хрень, я понял из разговоров, что они едут в Уфу. Никаких автовозов и в помине не было. Просто Виктор, видимо, «забздел», когда я его спросил о компании. Ну да ладно, аллах ему судья. Перед Шмаковой начинался снег, и я, быстренько пообедав, пошел менять передние колеса. Отъехал на ровное место, достал колеса, приготовил прокладки, домкрат и увидел, как отъезжают от стоянки мои «попутчики». Виктор подъехал и сказал: «Ну, мы поехали помаленьку?» Я ответил, что, мол, езжайте, я догоню. Снег разошелся не на шутку, асфальт уже покрыл приличный слой снега, и ехать на летней резине было самоубийством. Ехать четвертым в колонне с миксером вообще не входило в мои планы. Тем более, что чужие люди, и, случись что в дороге, ждать они меня явно не будут, а тащится с ними всю дорогу — муторно. Лучше уж поеду дальше один. Спокойно поменял колеса, прокладок по 5 мм хватило для того чтобы диски не доставали суппорта. Уложил все в багажнике, под руку положил все необходимое, тронулся в путь. Еще в планах на дорогу стояла задача заехать на шмаковские источники и набрать воды. Тот источник, который стоит сразу за кафешкой справа — вода не очень на вкус, отдает маслом и сладковатая на вкус. Помнится, что лет 15 назад, когда источники были «народными», кто-то закачал туда нефть. Поэтому поехал на источник, который слева от дороги в 700 метрах от кафе. Вода там кисловатая на вкус и без привкуса масла. Заехал на источник, передо мной «заливался» грузовичок в штук 20 бутылок из-под Пепси. Продавец сказал, что зальет меня и поедет домой. Я залил 5-литровку и взял у продавца бутылку, 20 рублей, кажется, за все.
Снег шел уже сплошной стеной, и видимость упала в ноль. Выехал на трассу и сказал себе: ну, в добрый путь. Резина Граспик вела себя как-то необычно, скажу я вам. На голом асфальте держит, на рыхлом снегу — держит, а вот на снежном накате — как корова на льду. Хоть в рисунке и наблюдались бороздки «липучки». Чем-то она напоминала нашу Омск-шину, разогреется — держит нормально, а на морозе дубеет. В общем, никуда не торопясь, двинул в строну Хабаровска.
Перед Дальнереченском увидел своих «попутчиков» на заправке. Заезжать не стал, так как у самого было почти полбака бензина, и поехал дальше. На посту ДПС тормозит гаишник. По всей трассе удивило то, что гайцы были чистенькие, наутюженные, жилетки явно новые, ни грамма алкоголя в глазах, и никто не просил показать оружие, отсыпать наркоты в кулак. Но Гайцы есть Гайцы. Инспектор повторяет маневр ДПСника в Спасске: берет в руки доки, разворачивает ПТС на второй странице (с некоторым азартом смотрит подпись прежнего собственника) асса! — есть подпись (жаль :)), ага — смотрит в доверку с тем же выражением — асса! — подпись совпадает (еще бы, подпись-то факсимильная!) — опять не то, разворачивает ОСАГО — ну, вообще наглость, думает он — ОСАГО на 20 дней от Росгосстраха! — хотя машина от фирмы. Перед выездом ОСАГО от фирмы на год без ограничений я убрал подальше, а в дорогу сделал Росгосстрах за 900 рублей на 20 дней. Последний заход гаишника: «А покажите-ка аптечку и огнетушитель!» Думаю, показал бы ему скорую и пожарку сзади, меньше бы удивился. Выхожу в снег из машины, открываю багажник, разворачиваю колеса и достаю запечатанную в целлофан аптечку и огнетушитель. Знак, говорю, там! Раздосадованный гаишник отдает мои доки и бежит на перехват моих «попутчиков», которые уезжают далеко вперед за пост. ДПСник побежал за ними на ходу выкрикивая: «Щас я вас вы8888бу!» Я еду дальше.
Начинает смеркаться, снег, скорость от силы 50-80км/час. Через некоторое время вообще стемнело. На дороге снежный туман, видимость ноль, особенно когда догоняешь какую-нибудь фуру. Такая дорога до самого Хабаровска. ДПС Вяземский проехал без остановки, ДПС Хабаровска также без остановки. На въезде в Хабаровск заливаю бензин за 21,70 полный бак. Перед Хабаровском звонил парню, который покупал в прошлом году Toyota Mark II у меня, и просил его провести меня через город. На заправке вижу «свою» машину — темный тонированный Марк в 110 кузове 4ВД — как раз по погоде. Брал его на ауке с пробегом в 24 тысячи км. Павел подъехал на заправку почти одновременно со мной. Огромное спасибо тебе, Павел! Здороваемся, в пару слов перекидываемся новостями. Время было около 10 вечера, в Хабаровске снег не такой плотный, но на дорогах уже каток. Павел спрашивает, как будем ехать, на что я отвечаю: «Как ближе и быстрее». Он подытоживает: «Значит поедем через центр». ОК. Едем через центр. Поехали. Пытался запомнить дорогу, но где-то за проспектом от вокзала (когда-то гулял там пешком, и друг служил в армии в Хабаровске) я потерял счет перекресткам и просто старался не отстать. Народ, то есть водители Хабаровска, видимо, понимали, что я еду за черным Марком и никто не пытался вклиниться, и даже давали проезд и место на светофорах. Счет времени я тоже потерял, уже запутался в перекрестках (в памяти была карта Хабаровска), но все запомнить был не в силах. В прошлый раз, два года назад, я проезжал Хабаровск в колонне по объездной, а в этот раз через центр. Напрягало большое наличие светофоров в отличие от Владика, а также то, что, несмотря на снег и накат на дороге, дороги никто не чистил и не посыпал. Перед перекрестками образовался настоящий каток. Практически на цыпочках проехали город, как-то не заметно прошли мост. На мосту ДПС меня проигнорировал: никто не остановил. Павел проехал далеко за мост, остановился, снова в пару слов перекинулись, я предложил ему «на бензин», он наотрез отказался :( Договорились созвониться, я поехал дальше. Огромное спасибо тебе, Павел, еще раз!!!
Итак, Павел развернулся и поехал ДОМОЙ, а я остался ОДИН на дороге. Стало немного грустно. Время было около 11 часов. На той стороне Амура снега вообще не было. Дорога чистая, разметка заметная. Я двинул вперед. Скорость 100-110. Обгоняю серый Toyota Vitz, который едет ровно 90. Не знаю, сколько времени проходит, снова обгоняю серый Vitz, который едет 90! Не глюки ли уже ловить начинаю? Вроде спать не хочу еще. Меня обгоняют три белых АД — как сайгаки пропрыгали стороной, и я «падаю им на хвост»: скорость 120-130. Снова обгоняем серый Vitz на скорости 90! Там, видно, весь Биробиджан прикалывается по серым Витсам! Тем временем мои «сайгаки» приняли меня в команду: семафорят при обгонах, дают пространство для маневра. Шпарим на всех парах. Подумываю доехать с ними до ночлега и сознакомиться. Нравится манера их вождения в колонне. Видно, не первый раз в связке, присущ даже какой-то молодецкий задор и азарт, обгоняют друг друга — не лихачат, но и не рискуют и не плетутся. Я высматриваю кафешку справа, в которой останавливался два года назад, не могу найти. В том месте, где она, кажется, должна была быть, стоит целый комплекс. Подумываю о ночлеге, но мои «сайгаки» летят, не останавливаясь, дальше. Еду за ними. На какой-то заправке они сворачивают, сразу рядом с заправкой кафе, слева от дороги. Время 12 ночи. Думаю, что они тут и будут ночевать, заворачиваю за ними и, не заезжая на заправку, подъезжаю на стоянку за кафе. АДешки, заправившись, улетают в ночь. У кафе стоит только две машины: Subaru Impreza и какой-то «дырчик» типа Suzuki Samurai. Их водители готовятся ко сну: одевают спортивные костюмы, лыжные костюмы, шапки, достают спальники. Неужели будут спать с выключенным мотором? Иду в кафе и жму на звонок. Расписание на дверях: круглосуточно. Но ночью открывают только по звонку на дверях. Беру чай и иду спать.
За первый день проехал 960 км. В дороге был с учетом снега 14 часов. Где встал на ночлег – не знаю.
Какие манипуляции провел с машиной для дороги? Машину не обклеивал, поставил только брызговики и проложил картоном моторный отсек и засунул картонку перед радиатором. На Саксиде сделать это было довольно сложно: пришлось снять с клипсов решетку радиатора и просунуть туда картонку. Картонки засунул туда две: одна в одну внахлест. На трассе одну картонку сдвигал на другую, на ночлег обе картонки раздвигал, закрывая радиатор полностью. Готовившись ко сну, обнаружил одну неприятную особенность Саксида: у него передние сиденья не раскладывались полностью! Пришлось расположиться на заднем сидении. С горем пополам сомкнул глаза, ночью просыпался от шума подъезжающих машин. В салоне была жара, пересохли и потрескались губы. Рядом встал Toyota Corolla Fielder, водитель которого выходил и разговаривал с водителем Импрезы. На стоянку заехала фура и заблокировала выезд. В общем, к утру стоянка у кафе была полностью забита «транзитами». Утром решил, не торопясь, выспаться, как следует, а уже потом ехать дальше. Соседи с Импрезы и Филдера уже пошли в кафе. Я также взял чай и завтракал в машине, так как еще с Влада набрал сдоб полный пакет. Заметил, что соседи также не торопятся отъезжать, что-то обсуждая. К моменту, когда солнце показалось на горизонте, стоянка почти полностью опустела. Решил напроситься к соседям «на хвоста», тем более что весовая категория машин была почти одинаковой. Спросил парня с Импрезы, далеко ли они едут, на что он без крендибобелей ответил, что едут в Иркутск и не против компании в виде меня, только посоветовал пристроиться к Филдеру. Никита (водитель Импрезы), познакомил меня с водителем Филдера, Виктором. Обсуждали они, как выяснилось, то, что Виктору нужно было быть в субботу в Иркутске до обеда. Я, честно говоря, потерял контроль во времени, и какой сегодня был день, не помнил, а заглядывать в календарь телефона не стал. Я согласился, что не прочь тоже в субботу быть на Байкале и готов ехать с Виктором. Бросив взгляд на панель приборов Филдера, я понял, что у него мотор 1800сс и расход бензина у нас будет примерно одинаковый. Виктор предупредил, что очень торопится и будет останавливаться только на П-П-П-П: пописать, поспать, покушать и пополнить бак. Я согласился с ним, что также не на прогулку вышел. Пополнили баки до полного и двинули в путь. Как оказалось, сразу за кафешкой стоял пост ДПС и отворот на Биробиджан. Прямо уходила новая асфальтовая дорога в объезд Биробиджана. Гаишник на посту смотрел куда-то вдаль взглядом капитана дальнего плавания и на нас не обратил никакого внимания. Сразу за постом скорость поднялась до 140км/час.
С утра 21-го февраля, следуя за Филдером, дорога для меня превратилась в сплошную серую ленту. На ровных участках скорость доходила до 140-150, на гравийке после грейдера — 120, на плохой гравийке скорость падала до 30-40 км/час. Перед мостом через Бурею стоял жигуленок с ментами и ловили всех на радар, за мостом ДПС тормозил всех подряд и, проверив доки, желал всем счастливого пути. Несмотря на высокую скорость, Виктор не спешил разбивать свой Филдер и по гравийке ехал очень аккуратно. Где, какой участок был, асфальта или гравийки, где был участок хорошей грейдированной гравийки, а где только что отсыпанной — я не помню. У меня была задача не отстать и не словить камень в лобовуху. Кажется, за Архарой начинался участок отсыпаемой грунтовки, где я словил первый камень прямо под «транзит». Второй камень прилетел от встречного Сафаря с хабаровскими номерами под правый угол стекла и появился крабик на стекле. Дорогу отсыпали с помощью китайских ФОТОНОВ, ХОВО и ФАУ, за которыми пыль стояла сплошной стеной. Каким образом нам удавалось увиливать между ними, до сих пор не пойму. На заправке перекрестка на Белогорск я успел заклеить оба скола скотчем. Кстати, бачек омывателя был замерзший, и приходилось чистить стекло снегом на остановках.
Хороший асфальт менялся стиральной доской и потом переходил в грунтовку. За мостом через Зею заехали в столовую. Нормальная такая советская столовая, оборудованная в кафе, только вокруг ни души. Справа от дороги в низинке стоит. Зашли, сделали заказ, сели за стол, я, честно говоря, думал, что заказ принесут к столу, раз сразу не дали, хотя деньги взяли. Сидим, болтаем. Тетки кричат: «Заказ на 125 рублей!» Пару раз так крикнули, потом до меня дошло, что это я взял обед на 125 рублей! Сервис, однако! Насторожило еще то, что когда я брал заказ, мне предложили «последнюю» порцию борща, каким образом они вычислили последнюю порцию? Краем глаза увидел, что тетки ставят тарелки в микроволновки и там разогревают заказы, но был настолько уставшим, с непривычки от грохота камней в ушах шумело, что не обратил внимания на это сразу. Внимание пришло от увиденного немного позже — за ближайшим кустом на дороге. Благо была гравийка и скорость была небольшой, так что после остановки, оставив под кустом обед, быстро догнал Виктора. Свернули с федералки через Свободный в объезд, потом снова пошли по федералке. Проехали развязку в Сковородино, раньше там уходили на старую дорогу через Невер, Сковородино на Ерофей Павлович, сейчас там развязка с точными указателями по федералке на Ерофей и Читу. Я ехал, не меняя Владивостокского времени, и к 12 часам ночи мы заехали на парковку у перекрестка на Ерофей Павлович. Заправка работала, но кафе было закрыто. Виктор спросил, едем дальше или ночуем, на что я ответил, что время 12, можно и поспать. Он же ехал по Иркутскому времени и не прочь был ехать дальше, так как у него на часах было всего 10. Остановились на ночлег. Я, имея опыт прошлой ночевки, подложил сумку под переднее сиденье и, расположившись как на троне, с удовольствием вытянул ноги вниз под панель.
За весь день пройдено 1 250 км, в пути 17 часов.
22 февраля. Как отрубился, не помню, кажется, закрыл только на минуту глаза, и тут стук в стекло — стучит Виктор. «Ну что, прем дальше?» — спрашивает. «Прем», — отвечаю. В салоне жара, на столик ставил стакан воды на ночь, чтобы не было сушняка. Выскочил, раздвинул картонки у радиатора. Поежился от холода и вперед. На часах 6 утра.
В Амазаре заливаем полные баки по 23 рубля, по сравнению с Тыгдой в 26 рублей и Владиком в 24,50 — просто подарок. На улице минус 24 градуса мороза. Два года назад здесь было минус 50. В Семиозерном заезжаем в кафе. Где-то по дороге попадается асфальтированный участок с постом ДПС! Пост закрыт — не могут найти работника, говорят, спиваются быстро. Сразу за постом сворачиваем налево и уходим на старую дорогу в объезд федералки. Кое-кто едет напрямик по отсыпанной грунтовке. Мы выезжаем на федералку быстрее, хотя пропетляли вдоволь по объездной. На федералке стоят транзиты и меняют колеса, видимо, тоже «сокращали» свой путь напрямки.
До Жирекена федералка ничем не отличается от той дороги, которую проходили день назад. Кое-где грейдированная и ехать можно 120, кое-где разбита так, что скорость не более 40, но даже на таких участках находятся «шумахеры», которые обгоняют нас как стоячих, осыпая камнями и встречных, и попутных. Понравилась манера вождения Виктора, как уже говорил, разбивать он свою машину не торопился и ехал аккуратно. На гравийке при обгоне уходил на крайнюю левую сторону, при встречке прижимался вправо и практически останавливался, пропуская встречную машину. Таким вот образом он не словил ни одного камня в стекло. На обочинах дороги то тут, то там валялось битое стекло. Самые страшные «попутчики» на федералке в плане битья стекол — грузовики, отсыпающие дорогу, Сафари и Крузаки с читинскими и хабаровскими номерами, которые несутся по грунтовке как по асфальту, не сбавляя скорости, и... пьяные буряты на белых Фитах. Кажется, в Семиозерном, когда мы завтракали в кафе, зашли перегоны-буряты. Заказали по полному обеду и по чекушке водки. С таким вот «завтраком» и проходят федералку, видимо. От Жирикена пошел новый асфальт. Бывшие перевалы сгладили, и дорога превратилась в мягкие волны с обгонными полосами на подъемах. Участок дороги, который в 1992 году я проходил за 12 часов, в 2006 году за 4 часа, прошли за 20 минут. Филдер легко уходил в гору на скорости в 130-140 с мотором 1800сс, а моему Саксиду с полторашкой приходилось попыхтеть, чтобы не отстать от него. На подъемах пользовался принудительным отключением ОД. На спусках «ложил стрелку» за 180.
В Чернышевске завернули на заправку. Виктор дал карточку ОМНИ со скидками. Получилось примерно по 22 рубля за литр. За Чернышевском пошла гравийка, которую, кажется, никто не собирается закатывать в асфальт. Благо, что грейдер ее проходит изредка и прошел перед нами снег. Кое-где укатана обочина, и ехать по ней намного приятнее, чем по дороге. Не доезжая Читы километров 100-120, начинается асфальт, который кое-где имеет трамплины — за 16 лет ничего не изменилось. Затяжные подъемы и спуски. Скорость кое-где 150-170. Виктор, не глядя на сплошную, обгоняет, я замешкался на одном спуске и отстал. До поста ДПС в Чите видел только его хвост далеко впереди. На посту ДПС в Чите никто не остановил. Перед кольцевыми на объездной Виктор подождал меня и гонка снова продолжилась.
В Улетах снова заправлялись на ОМНИ со скидками — 21,50 за литр. Снова гонка, снова кое-где скорость до 180. В Хилке то ли обедаем, то ли ужинаем, так как уже стемнело. Мухоршибирь — заправляемся, 22,20 руб./литр, на улице темно, спрашиваю его, где будем спать, Виктор отвечает: «Дома в постели». Летим дальше.
Дорога по Бурятии довольно ровная в горизонтальной и вертикальной плоскости, за исключением перевалов. Кое-кто из форумчан сказал, что Бурятские перевалы похлеще сочинских. Фуры семафорят поворотниками, когда видят, что их собираются обгонять. Встречки прижимаются к краю, перевалы в целом почищены и посыпаны. При очередном обгоне на хвост падает Toyota Camry и жмется прямо к моему заднему бамперу. Скорость 120-130, а этот типус не слазит с бампера. Начинаю оттормаживаться, давая ему понять, что, мол, так и «приехать» можно, если он не успеет остановится, мне как-то не хочется стоять в ночи с подбитой задницей. Ноль эмоций! Летим вниз под косогор, скорость 140, впереди переезд и светятся жилетки ДПСников, этот тип висит на хвосте. Виктор бьет по тормозам и сбрасывает скорость, я, увидев все это заранее, оттесняю Камри сзади, ухожу вправо на переезде, Камри встает в хвосте у Виктора. На другой стороне дороги ДПСники заняты с лесовозом, если бы увидели эти финты, мы бы долго и упорно объясняли, почему ехали так при знаке в 40. Дальше снова гонка. Камри сзади напрягает своей манерой висеть на хвосте. Отстал бы на пару корпусов, никто его не пытался сбросить, так нет же — сам рискует и меня нервничать заставляет. Где-то Камри отстает и сворачивает на заправку, у нас почти полные баки. Летим дальше, я облегченно вздыхаю.
Прем под 160, Филдер снова уходит вперед на подъеме, я, пытаясь его догнать, ложу стрелку. На прямой и на подъемах Филдер заметно выигрывает в тяге. На спуске пытаюсь догнать его, и стрелка зашкаливает. Впереди маячит грузовик. Филдер его давно обогнал и ушел вперед, встав в хвост колонны из трех машин. На открытом пространстве ночью видно далеко, километров на 5-6. Я на всех порах жму под косогор, пытаясь обогнать грузовик до спуска в яму. Тут из ямы на встречу вылетает легковушка и бьет по глазам дальним светом. Я бью по тормозам и пытаюсь погасить скорость, высчитываю, с какой скоростью идет грузовик и встречка. Тормозного пути явно не хватает, и я уже отчетливо вижу редуктор заднего моста грузовика, на деле оказавшегося лесовозом, плетущемся на спуске со скоростью километров 20. Чтобы не намотаться на этот редуктор, ухожу вправо на обочину и даю газу — обхожу грузовик справа по обочине. Встречка, с той стороны грузовика, визжит тормозами — крендель, лучше бы фары на ближний переключил, чтобы меня не слепить. При моей скорости, я только крутнул руль вправо и снова влево, и я на дороге, жму дальше. Скорость 120. Смотрю в зеркало — встречка остановилась на обочине, видимо, пошли искать меня в кювете — хрена вам! Представляю, что они подумали, когда не нашли меня ни сзади грузовика, ни на обочине! У меня даже адреналин не выступил, так все быстро произошло.
Помаленьку начинаю оттаивать и решаю сбавить скорость и встать где-нибудь на ночлег, пусть Виктор едет сам дальше. Но он немного сбавил скорость и подождал меня. Появился какой-то азарт. Так сказать, черт в руках. Где я еще так погоняю? Отец семейства, прилежный семьянин, не пью и не курю. Жена меня убила бы, если бы я вытворил нечто такое при ней. Ей наплевать, что я когда-то в начале 80-х занимал первые места на различных ралли и автосоревнованиях. Ну да ладно, едем дальше.
Пролетели Десятниково и Тарбагатай. Пошли знакомые места. Дорога ничуть не изменилась с 80-х годов. Не сбавляя (!) скорости идем вдоль Улан-Удэ. Проходим Сотниково. ДПСник проверяет документы, спрашивает, куда путь держим, и отпускает. Асфальт чистый, прем дальше. Кажется нормой скорость в 140-150. Вдоль Байкала пошла укатанная дорога. Скорость снизили до 120, кажется, плетемся как черепахи. Подъезжаем к Бабушкину — я дома! Моргаю Виктору и сворачиваю на перекресток. Выходим, предлагаю ему заночевать у меня, на что он отказывается, говорит, что утром должен быть в Иркутске. Пожимаем руки. Спасибо огромное тебе, Виктор, что не бросил меня и показал дорогу, которая очень изменилась за последние два года. Также спасибо, что без всяких выкрутасов сразу сказал, куда едет и взял «на хвоста».
Итак, я дома. По Владивостокскому времени — 2 часа ночи. Родители уже спят, так как я не смог дозвонится до них с дороги. Тихо перелезаю через забор, открываю ворота, ставлю машину во двор и готовлюсь ко сну. Загорается свет, выходит отец и говорит, что, мол, бог послал машину во двор :) За разговорами просидели до 3-х ночи. Утром скидываю СМСку Виктору — у него все в норме, в 5 утра он был тоже дома. Я весь следующий день провел в полусонном состоянии. Спасла от комы только баня!
За весь день прошли от Ерофей Павловича до Бабушкина 1 600 км. В пути 20 часов.
Итоги. По сравнению с 2006 годом (и тем более с 1992 годом) федералка стала просто взлетной полосой. Если так дело пойдет с ее строительством, то возможно, что действительно к 2009 году ее закроют асфальтом. А это — двое суток от силы пути на Байкал. Для приморцев выход на Запад, для сибиряков самый короткий путь к морю. Возможно, что РЖД значительно сократят свои цены на Восток, а куда это годится — в Москву из Иркутска билет на самолет стоит 5 000 рублей, а во Владик на поезд — 8! Да и на Восток из Иркутска уехать просто не реально.
Заправок полно по дороге, есть где перекусить, но и не стоит полностью надеяться на придорожный сервис, кое-что в дорогу брать все же нужно, особенно средство от разогретых в микроволновке «последних» порций борща.
За всю дорогу я не пробил ни одного колеса. Поймал два скола, которые заклеил успешно в Иркутске за 400 рублей. Всю дорогу шел на зимней резине. Машину не обклеивал вообще. Брызговики, которые прикрутил во Владике, уже к Белогорску превратились в расческу — все были разбиты камнями. Если ставить брызговики, то нужно брать их из хорошей резины. Что стало с днищем от камней, не знаю, так как в Иркутске вся машина покрылась придорожной грязью, но в районе задней правой двери краска отлетела до металла примерно 10 мм, и на капоте появилось несколько сколов. При помощи белого маркера за 5 минут все сколы были мной убраны. Если поеду в следующий раз, то обязательно закрою капот и все пороги чем-нибудь. Виктор, например, укутал капот одеялом и обмотал скотчем, а пороги обклеил строительной лентой, которая на морозе трепыхалась, как перья индейца на ветру. Все жидкие чехлы отлетают по дороге на морозе как шелуха.
На дороге попадаются и профи, и новички, и откровенные отморозки, которым пофигу, какая дорога под колесами. Поэтому нужно просто уважать друг друга по пути до дома. Если идешь на обгон, то прими налево в крайний левый ряд, если тебя обгоняют — прими вправо и сбавь скорость, только так можно сберечь свои и чужие стекла от камней и краску от сколов. Ширина дороги такова, что одновременно могут разъехаться пять-шесть грузовиков. Что тогда жаться друг к другу — не на танцах же поди!
Тот, кто гоняет машины каждый день, ничего нового из моего рассказа не увидит. А тот, кто собирается за машиной в первый раз — езжайте, ничего страшного нет. Только мой совет, сначала купите машину или договоритесь о ее покупке через инет, а уже потом езжайте во Владик, а то многие приезжают во Влад с мыслями, что машины тут на деревьях растут и раздают их тут на сдачу в магазинах. А на деле оказывается, что и двух недель порой не хватает для того, чтобы найти нормальную машину, даже имея необходимую сумму на руках. Если уж приехали в одиночку за машиной, все же из Владика советую выезжать утром, Хабаровск проходить с колонной или проводником, а дальше искать попутчика. Обычно до Хабаровска уже можно найти попутчика равной весовой категории. Если гоните легковушку, то не стоит цепляться к грузовикам — вам же будет муторно. Не стоит цепляться к профи — не угонитесь. Лучше всего спариться с такой же машиной, как ваша, и которую гонят «для себя». Если уж спарились с кем, то нужно обменяться телефонами и жестко договорится ехать вместе хотя бы до Читы.
Краткая стенограмма дороги:
1. Первая заправка в Угловом на Роснефти — 23,50.
2. Хвалынка — заправка слева от дороги — 22.
3. Хабаровск — заправка справа на въезде — 21,70.
4. Перекресток на Биробиджан — 24 — 960 км от Владика.
5. Белогорск — 23,50 — 1 450 км от Владика.
6. Тыгда — 26 — 1 800 км от Владика.
7. Амазар — 23 — 2 270 км.
8. Чернышевск — 24, по карточке ОМНИ скидка 4,5%. Можно здесь купить карточку за 150 рублей и пользоваться скидками всю дорогу на заправках ОМНИ и БНП в Бурятии. Скидки накопительные до 8,5%. При заправке с карточкой дают бутылку воды в подарок. 2 650 км от Владика.
9. Улеты — 21,50 со скидками — 3 075 км.
10. Мухоршибирь — 22,20 — 3 514 км.
11. По Бурятии со скидками — 22.
12. В Иркутске — 22 со скидками.
Пройдено 3 755 км, сожжено 260 литров на общую сумму 5 900 рублей. Средний расход составил 6,8 литров на 100 км с двумя ночевками с включенным мотором.
Машина показала себя с наилучшей стороны. Подвеска ни разу не «пробивала», на поворотах не кренило, так как у нее два стабилизатора поперечной устойчивости спереди и сзади. Несмотря на высокий салон, центр тяжести расположен низко, и машину не «колбасит» на дороге, хотя дорожный просвет приличный и ни разу не «цеплял». Расход небольшой, уровень масла остался на прежнем месте как был во Владике — ни разу не доливал. Батарею «укрыл» в фирменной коробке от аккумулятора, то есть поставил батарею прямо в коробке и укрепил. Таким образом электролит не замерзал в дороге. Бачек омывателя замерзал и оттаял только в Иркутске, не помог даже пузырь дешевой водки — купил водку за 60 рублей и влил в омыватель. Мужики у магазина рты пооткрывали :). Водка кончилась, и моторчик снова замерз. Надо было спирту налить. В салоне тепло, ничего не гремит и не скрипит, но не понравились сиденья, видимо, спать можно в ней только в багажнике.
P.S. Мотаясь по делам из Иркутска в Улан-Удэ, заметил, что перегоны настолько беспечны, что порой рискуют не только своими жизнями и машинами, но и жизнями местных жителей. Вы, сев за руль машины и проезжая по незнакомой дороге, не испытывайте судьбу: никто за вами не гонится, не пытайтесь сократить свою жизнь. Едьте спокойно, соизмеримо дорожной обстановке. Проехав 24-го до Иркутска после снегопада я насчитал пять аварий на перевале перед Иркутском. В начале марта в снег, проехав в сторону Улан-Удэ, — восемь аварий на участке в 60 км, и все аварии с участием перегонов. Куда торопиться, на тот свет?
Есть масса интересных мест, где можно извлечь нечто приятное. В Приморье есть пара мест с водопадами, в Шмаковке можно набрать настоящей минеральной воды. Дальше по трассе еще много достопримечательностей. В Чите есть музей жертв репрессий. В Бурятии — Дацан. Заезжал в Дацан и видел колонну «транзитов» навстречу, видимо, не все куда-то торопятся. Проехать в Дацан можно так: после проезда моста перед Улан-Удэ с оленями уйти на первой развязке в сторону Кяхты, дальше по указателям, минуя Иволгу, км 20 вправо от трассы. Везде есть указатели, не заблудитесь. В Дацане есть несколько домиков, в которых принимают ламы и даже лечат от недугов, которые не под силу традиционной медицине (http://datsan.buryatia.ru/map_of_datsan.html) Ну, и Бурятия славится, конечно, своим мясом, позами и водкой — водка там вкусная, потому что вода чистая, только увлекаться ей не стоит. Удачи всем на дорогах!