|
Всем, привет!
В этом году мы решили с семьей поехать в автопутешествие по Сибири, на одном из наших автомобилей — ГАЗ-3102 2000 года.
Основная задумка была — побывать на «острове каторжников» Нарыме, в честь которого названа улица Нарымская в Новосибирске и Нарымский сквер.
Ровно в этом направлении шли каторжники через Новосибирск в сторону своей ссылки — остров Нарым.
Это было одной из основных целей, а там уж как получится. Главное «сжечь» 2 недели отпуска. Честно говоря, я не особо верил в «Волгу» и думал, что она развалится примерно километрах в 50 на выезде из Новосибирска, поэтому был абсолютно спокоен.
Немного об автомобиле. Это стоковый автомобиль с карбюраторным двигателем ЗМЗ-402, 5-ступенчатой КПП и шаровой передней подвеской. Из нестокового в ней были: дисковые тормоза вкруг (передние от Honda Inspire, задние от Ford Focus 2), трекшен-бары, погружной электробензонасос, два электровентилятора, газоотделитель в цепи бензонасоса от VAG и самоблок ТЗС с преднатягом 8, который в дальнейшем сыграл со мной очень злую шутку (фото и текст далее).
Повторюсь, так как я не думал, что мы отъедем далеко от Новосибирска, мы (я, жена и сын 11 лет) позавтракали, загрузили вещи в машину, я заправил полный бак, и мы выдвинулись.
Первым пунктом маршрута был город Томск, где нам нужно было выложить одну вещицу у друзей.
Далее из Томска мы выдвинулись на паром в Колпашево. И уже не доезжая километров 20 до парома, на многокилометровой грунтовке произошла первая поломка. Прозвучал какой-то «Дзинь» в районе левого переднего колеса, и начался грохот. Я остановился, проинспектировал подкапотку, подвеску, ничего не увидел, продолжил движение. Грохот и лязг были невыносимые, но все функционировало, тормоза работали, машину никуда не вело. Так как уже темнело, было принято решение медленно со скоростью 30 км/час добраться до парома. Подобных затяжных грунтовок в течение всего путешествия было множество, я стал называть их «вибростендами».
Благополучно доехали до места первой ночёвки. Так как больше постояльцев не было, то мы ночевали одни в гостинице. Забегая вперёд, хочу сказать, что изначально была выбрана тактика не бронировать жильё заранее, а селиться куда-нибудь уже по месту. И эта тактика в дальнейшем сработала и не подвела нас. То есть мы не были привязаны к броням и ездили в свое удовольствие.
Наутро я снял переднее левое колесо и нашел причину скрежета — на грунтовке открутился и потерялся один из 2 болтов М12, крепящих скобу тормозного суппорта. Благо, выпал нижний, тормоза продолжали работать, но скоба на кочках болталась на оставшемся болту и издавала скрежет.
Не надеялся найти в Колпашево нормальные нехозяйственные болты М12х1.25, но нашёл! Починились, проехались по достопримечательностям Колпашево — музей, парк, обрыв, на котором расстреливали заключенных, — жуткое место с тяжелой энергетикой.
Понравился продукт-плейсмент по-Колпашевски
Выдвинулись далее обратно на паром. Путь лежал в Парабель
Парабель — зажиточный населенный пункт, где есть Газпром. Не вздумайте при местных произносить «Парабэль», они прям не понимают этого. Парабель живет двумя направлениями деятельности — Газпром и туризм.
Встретил земляков новосибирцев. Приезжают рыбачить
Заселились в уютный гостевой дом
Здесь мы плавно подходим ко второй неприятности, которая сопровождала меня всю поездку — течь масла из КПП. Она была в небольшом количестве и при выезде из дома. Я грешил на сальник, но как же я ошибался. С каждым днём течь становилась всё ощутимее. Я купил две литровки ТАД-17, и благо 5-ступая КПП позволяет доливать масло в себя прямо из салона, чем я и занимался. Для себя я это объяснял тем, что сальнику всё хуже и хуже, вот и течет.
Мы переночевали, дождались катера и поехали в Нарым. Это было воскресение после субботнего перерыва, поэтому народу было много. Катер едет 2 часа. На моторке 1 час. Далее в Нарыме при разговоре с местными жителями узнал, что раз в неделю по понедельникам ходит даже автомобильный паром.
Про Нарым нужно сказать отдельно. Если у вас есть ностальгия по СССР в хорошем смысле этого слова, если вы хотите вспомнить езду на мотоцикле, хотите увидеть детей любого возраста, которые здороваются с любым незнакомым взрослым, вам сюда!
Здесь на краю села тайга, болота. Местные говорят «болотА», Васюганские болота также недалеко территориально.
Село постепенно вымирает, сейчас здесь 800 жителей, в начале 2000-ных действовавшим тогда губернатором была отстроена школа на 800 учащихся из красного кирпича. Это очень монументальное зрелище.
Магазинчики здесь все универсальные, то есть чипсы, крепеж и похоронные венки продаются в одном магазине, как и в любом малом селе.
Мы посетили местный музей, который посвящен как культуре местных поселений (селькупы), так и знаменитому каторжнику И.В. Сталину, который пробыл здесь около месяца и сбежал, спрятавшись на пароходе.
Нарым встречает сухо. Путник, сдюжишь?
Здесь нужно прояснить один момент, который нам особо не заостряют в школе на уроках истории. Что такое была ссылка в Нарым или Шушенское (мы там тоже были, читайте ниже). Это когда политзаключенного засылают в глухое поселение, подальше от партячеек и он сам на выделенные ему государством деньги ищет хату под съем.
Нарым условно делится на «старый Нарым», исторический и «новый Нарым», который стал развиваться вглубь к тайге. Из-за этого старое кладбище оказалось как бы по центру единого Нарыма на возвышенности (дабы не затапливало). Прям за оградой от школьного стадиона. Это старое кладбище называется «Парк», но особо там погулять не получится, так как дорожки поросли травой. Но как для уединения и мыслей о вечном — место прекрасное.
На второй день была экскурсия на болотоходе на болота в тайгу. Как раз начался сезон шишек, они нападали на дорогу, собрали пакет. Видели на дороге следы медведя и лося.
Вернулись в Парабель, всё это время машина хранилась на спонтанно оборудованной для таких туристов, как мы, площадке недалеко от пристани.
Импровизированный паркинг для рыбаков и туристов
Из Парабели выдвинулись в Мариинск, как промежуточный пункт где переночевать
Переночевали, проехали по центральной улице и выдвинулись дальше. Путь лежал в Хакасию.
Заехали в Ачинск перекусить и выдвинулись далее
По пути в поселок Жемчужный (озеро Шира) лежало озеро Учум, решили заехать на него. Рядом с озером расположен огромный санаторий. Переночевать там не получилось, ибо путевки только заранее и минимум неделя.
И мы решили, прежде чем двинуться далее, объехать это озеро по кругу, благо колея виднелась и навигатор бодро вел нас далее. Доехав до середины радиуса, увидели перегородивший дорогу бетонный блок. Люди начали объезжать его вверх по горе и там тоже поставили бетонный блок. Люди поехали еще выше, и я решил не возвращаться, а тоже проехать по той третьей колее, что «еще выше». Это было очень страшно, ну, чтобы вы понимали, продольный крен машины был таким, что она при преодолении этого участка все время катилась боком вниз. Но Бог миловал, и мы стали искать выезд на трассу.
Но не тут-то было, мы уперлись в забор. Возвращаться обратно по этой же горе было крайне рискованно. Я вышел из машины и увидел, что ворота держатся просто на проволоке, едем далее.
Приехали на какое-то кладбище и далее снова забор с табличкой «Закрывайте ворота».
Видимо, забор был от коров. Жуткое место, далее, далее!
Мчим до Ширы.
Переночевали на одной из баз. Я заметил, что прогорел глушитель, ибо пришло время. Нашел СТО в поселке, рядом оказался магазин газовских запчастей, купил банку, заменили.
На следующий день поехали на Туимский провал и Ширинские столбы.
Очень понравилась экскурсия в заброшенную шахту. Антураж 1:1 как в игре «Метро 2033», прям рекомендую фанатам игры. Заброшенная узкоколейка, вагонетки, завалы.
Надо сказать, что Ширинские столбы менее на слуху, чем Красноярские, но от этого они не менее интересные. Мне очень понравилось.
Далее наш путь лежал в Хакасию, Абакан как база, откуда мы планировали посещать различные места. Сняли посуточно квартиру в свежем доме, заселение и выселение, как и в Парабели, — дистанционно.
Смотровая площадка — Семиозёрка
Далее побывали на «Тропе предков» — это крайне интересный набор маршрутов, который рекомендую пройти всем! Побывать в Хакасии и не пройти Тропу предков — фатальная ошибка!
Далее заскочили на Сундуки.
И под вечер решили заскочить на Боярскую писаницу. На этом эпизоде необходимо остановиться подробнее. Если бы не прошедший до этого в степи дождь или если бы у меня в мосту не было самоблока, то всё бы закончилось благополучно. Но совпадение этих двух фактов сделали контент. Навигатор, как ни в чем не бывало, повел нас по грунтовой дороге до места назначения. Но так как до этого прошел сильный дождь, она стала представлять некую проблему для заднеприводного автомобиля на летней шоссейной резине.
Я остановился осмотреться. Пока еще как будто бы ничего не предвещало беды, самоблок бодро толкал меня по колее и размытой чаче, и я решил продолжить движение. Но появился нюанс. Мои попытки выехать из колеи, чтобы ехать по траве, не увенчались успехом. Было два варианта — ехать задом несколько километров назад, либо до цели назначения вперед. Я выбрал второе. Ехал я так довольно долго, пока колея не начала идти в гору. Здесь сдулся даже самоблок, так как автомобиль уже не смог толкать накопленную перед передними колесами кучу глины еще и в гору. Далее комментировать фото — только портить.
Благодаря самоблоку автомобиль мог ехать и вперед и назад, но выйти из колеи не мог.
Мы решили дойти пешком до цели нашего путешествия, бросив автомобиль один в степи.
Дошли.
Далее мы попробовали вызволять автомобиль различными способами — подкладыванием травы, вытягиванием тросом вручную вбок, не помогало. Автомобиль, как трамвай, ехал только по рельсам. А нам бы уже обратно развернуться. И, видимо, как в сказке про лягушку, которая в банке со сметаной взбила масло, я, бесконечно ездя туда-сюда и земля чуть подсохла от дождя, я в очередной раз крутнул руль во все стороны, и машину выбросило поперек колеи. Это мне и было нужно. Далее уже дело техники, снова самоблок помог мне выехать по раскисшей колее до трассы, и мы выдвинулись на базу.
На следующий день стал слышен стук в задней подвеске — как оказалось, на одном из грунтовых вибростендов открутилась гайка уха амортизатора, и он болтался.
Починили.
Абакан. Музей Железной дороги.
На следующий день посетили Большой Салбыкский Курган и гору Кюн-Тан, крайне рекомендую!
Также в Абакане посетили огромный музей.
Следующим этапом путешествия у нас значилось село Шушенское.
Величественная Саяно-Шушенская ГЭС
Финальный пункт нашего путешествия — Красноярск. Хотели переночевать в Саяногорске, но там цены в 3 раза дороже, чем в Красноярске. Выдвигаемся!
В Красноярске поехали на Столбы. Но так получилось, что у Столбов есть не один вход. И навигатор повел нас в так называемый «Восточный вход». В отличие от главного входа, где мы были в прошлые года, этот вход скучнее, более пологий и лесистый. Но так как мы тут ни разу не были, прошли по маршруту. Маршруты помечены разными штрихами краски на деревьях.
Далее посетили парк «Бобровый лог», там пообедали и выдвинулись в зоопарк «Роев ручей». Выскажу свое мнение об этом месте. Как многие знают, в моем родном Новосибирске есть тоже неплохой зоопарк, но этот мне как-то более зашел. Почему?
Он более уютный, более продуманный, что ли. Звери здесь выглядят более ухоженными и спокойными, умиротворенными. Рядом есть колесо обозрения, на нем прокатились.
Вспышка все запортила, но тут варан сидит на черепахе
Перед поездкой домой заехал на СТО на осмотр. На подъемнике выяснилась причина течи из КПП — трещина в блоке КПП, которая за время поездки увеличилась.
Итого за всю поездку от дома до дома пройдено 4046 км, израсходовано 410,67 литров бензина АИ-95. То есть средний расход за поездку составил 9,85 л/100 км.
Были и пробки в городах, и затяжные грунтовки. По трассе ехал в диапазоне 80-120 км/ч на 5 передаче, она прям очень выручала.
За всю поездку сотрудник ГИБДД остановил всего 1 раз и то поинтересоваться что и как, даже ОСАГО не спросил. Пришел всего 1 штраф за невключенные фары 500 рублей.
Всем спасибо за внимание!