|
Добрый день, уважаемый читатель! Выкладываю небольшой отчет о нашей поездке в Заполярье, надеюсь, он будет интересен вам при подготовке своего маршрута или просто в общепознавательных целях.
Краткая информация о поездке:
Маршрут: Н. Новгород — Палех — Иваново — Ярославль — Вологда — Вытегра — Пудож — Медвежьегорск — Беломорск — Мурманск — п-ов Рыбачий — п-ов Средний — Мурманск — Ревда — Кандалакша — Варзуга — Петрозаводск — Вытегра — Н. Новгород.
Общий километраж: 5500 км.
Даты: 27 июля — 11 августа 2019 г.
Автомобиль: Mitsubishi Pajero Sport III (в стоке).
Команда:
Иван (Папа). Сфера интересов — «залезть» туда, куда никто в здравом уме даже не думает. Всегда ищет приключения на разные части тела.
Ольга (Мама). Сфера интересов — получить положительные эмоции от происходящего, обеспечить безопасность всем участникам поездки. Вносит зерно здравого смысла в идеи мужа.
Ася (8 лет). Сфера интересов — игры и мультики на планшете. Не прочь порезвиться на свежем воздухе и слопать вкусняшку.
Глеб (1 год 10 мес.). Сфера интересов — всегда быть рядом с мамой, вовремя переодеться, поесть и поспать.
Жулик (плюшевый лис) — от его лица будет отдельная часть отчета в конце.
Идея побывать на полуострове Рыбачьем зрела давно, да и вообще мы больше любим север, чем юг. С появлением младшего ребенка стало сложно выбираться в пешие походы и трекинги, т.к. Папа физически не может унести столько снаряжения на своей спине, поэтому на какое-то время акцент сделали именно на автопутешествиях.
Маршрут поездки досконально не прорабатывали, т.к. было очень много неизвестных: как поведут себя дети, какая будет погода, получится ли проехать на неподготовленной машине и т.д. Для себя мы наметили ключевые точки, интересные для посещения, и набросали уйму полезной в дороге информации — потенциальные места ночевок, достопримечательности, контакты, краеведческие описания и т.д. На все было отведено 16 дней, на самом деле для полноценного путешествия это очень немного, поэтому затягивать с выездом не стали — выехали утром первого отпускного дня 27.07.19 г. Правда, для этого пришлось почти неделю собираться по вечерам.
Субботнее утро на выезд из города — это всегда пробки. Куда без них… Толкаясь в заторах, добрались до границы с Ивановской областью. Тут дорога неожиданно закончилась, т.е. асфальт, конечно, остался, но ехать выше 80 км/ч стало проблематично.
Первая остановка (если не считать короткий перекус) — Палех, старинный российский центр русского народного промысла — палехской лаковой миниатюры и иконописи. В нем живут мои дальние родственники — художники-иконописцы. Вместе с ними немного погуляли по центру, сходили в храм и музей иконописи. В целом — очень интересное место, рекомендую не проезжать мимо.
Дальше Ивановская область запомнилась продолжением «так себе дороги» и обилием мобильных камер. Более-менее нормально поехалось только в Ярославской области, тут претензий к качеству дорог нет.
В целом мы планировали как можно больше ночевать в палатке, но погода внесла свои коррективы — начался обложной дождь, поэтому решили остановиться в недорогой гостинице в Вологде. Про место ночевки даже рассказывать не буду — оно того не стоит.
На следующий день до обеда решили задержаться в Вологде — осмотреть исторический центр. Это не входило в первоначальную задумку, но побывать в городе и ничего не увидеть очень обидно.
Особенно запомнились кремль и подъем на колокольню Софийского собора, а также очень вкусный кофе и пончики — пришлось даже пару раз бегать за добавкой. В музеи мы не ходили — сын этому пока активно препятствует, но о том, что решили задержаться, ни разу не пожалели!
Дальнейший путь проходил мимо оз. Кубинское, на него заезжать не стали, т.к. была довольно ветреная погода. Потом свернули на г. Кириллов. Впечатления от посещения Кирилло-Белозерского монастыря остались крайне положительные — очень интересные экспозиции музеев (правда, по ним мы ходили очень избирательно), да и сама территория музея-монастыря очень ухоженная и интересная. Подкачало только кафе — обедать на территории не рекомендую.
Кирилло-Белозерский монастырь.
Вид на монастырь с другого берега озера.
После Кириллова заехали еще в Ферапонтов монастырь, он по сравнению с предыдущим более камерный и уютный. Основные экспозиции уже закрывались, поэтому мы только погуляли по территории и поднялись в храм над воротами.
Дальнейший путь лежал до Вытегры, добрались мы туда поздним вечером, даже попробовали остановиться в гостинице, но подходящего по бюджету варианта не нашли, поэтому решили ночевать на берегу Онежского озера между р. Илекса и р. Андома. Ветреная, холодная и дождливая погода подарила нам практически пустой берег в сосновом лесу, а Онега порадовала восхитительным закатом и шумом прибоя.
На следующий день мы планировали посетить мыс Бесов нос. Проехать туда на неподготовленной машине можно даже не пытаться — дорога туда испытание даже для самых серьезных внедорожников, поэтому мы договорились с моторной лодкой. Возят на мыс из п. Шальсикй по озеру или из д. Каршево по р. Черная. Расстояние примерно одинаковое, однако в нашем случае первый вариант исключался сразу — волна не позволяла выйти небольшой лодке в озеро. Приехав в Каршево, мы выяснили, что сотовой связи здесь нет и как найти человека, с которым мы договаривались, не понятно. Поехали на лодочный причал (он находится за деревней чуть ниже по течению реки). Там удалось договориться о поездке с первым встречным капитаном, цена 3000 руб. с учетом ожидания 1,5-2 часов, пока мы гуляем. В принципе этого времени более чем достаточно, чтобы все посмотреть, но при условии, что вас привезут прямо на мыс. В нашу погоду лодка в озеро выходить не стала, поэтому мы прогулялись по хорошо набитой тропе и песчаному пляжу около 2,5 км в одну сторону, попутно немного «поклевали» черники. В целом отведенного времени с трудом хватило на дорогу, осмотр маяка, петроглифов и фотографирование. По возвращении наш капитан уже нервничал.
Погода постепенно портилась, периодически принимался дождь, небо еще больше затягивалось тучами. На обед мы остановились в придорожном кафе в Пудоже, затем ехали почти без остановок до Медвежьегорска. Дорога на всем пути отличная, но немного узковатая, есть много камер, причем двух типов. Одни установлены рядом с издалека заметными вышками (на вышках расположен ветрогенератор), другие представляют из себя небольшие металлические ящички, аккуратно замаскированные в придорожных отбойниках, их заранее увидеть довольно сложно, а установленная на телефон программа предупреждает далеко не обо всех камерах. Кроме того, на этом участке дороги я очень боялся встретиться с перебегающим зверьем. Траффика почти нет, дороги пустые, зверь должен быть непуганый и, как оказалось, не зря боялся — попалась мне на капот неосторожная птичка, которая легко снесла половину переднего спойлера, оставив на память о себе клок перьев и мокрое пятно.
Медвежьегорск встретил огромной очередью на единственной приличной заправке и мрачными стенами колонии. Желания остановиться и погулять по городу у нас не возникло, поэтому решили ехать дальше — до куда получится. К полуночи получилось добраться до Беломорска. Пару раз мы хотели остановиться с палаткой, но мест для этого не так много, да и ветер с непрекращающимся дождем был такой силы, что выходить из машины вообще не хотелось.
Гостиница (вернее комната в квартире) в Беломорске также не достойна упоминания ее контактов, годится только на случай необходимости дешево переночевать.
Утром погода разбушевалась пуще прежнего. Дети даже не стали выходить из машины. Чтобы первый раз за поездку посмотреть на море. Однако на Беломорские петроглифы (Залавруга) мы все-таки пошли все вместе. Дети с удовольствием шлепали по лужам. Всего туда-обратно необходимо прошагать по лесной тропинке около 3 километров. Петроглифы, конечно, понравились! Благодаря погоде тут не было огромных экскурсионных толп и надоедливых продавцов сувениров, мы гуляли по камням практически в полном одиночестве. За время прогулки все очень замерзли и немного промокли — дождь не останавливался ни на секунду. Кроме того, дул такой сильный ветер, что прямо перед нами в лесу падали деревья. В машине переоделись в сухое, отогрелись горячим чаем и рванули дальше.
Дети рады такой погоде и лужам на тропинке.
Дерево, упавшее прямо перед нами.
Трасса «Кола» в этом году все в ремонтах. Очень сильно тормозит реверсное движение и протяженные участки, на которых асфальт полностью снят, поэтому ехали довольно долго. На обед останавливались в придорожном кафе у Зеленоборского. В Кандалакше решили уйти с трассы и проехать через Нивский и Полярные зори. Очень уж хотелось посмотреть на места, описанные в книгах Андрея Буторина (серия «Метро 2033»). В целом все ожидания оправдались — и центр цивилизации Полярные зори, и пейзажи в районе Мончегорска, и Оленегорск вставали перед глазами как декорации к книгам о постапокалипсисе… Мы ни разу не пожалели о том, что сделали этот небольшой крюк.
Редкие просветы в погода позволяли мечтать о возможности на следующий день подняться на перевал Геологов, но ближе к Мончегорску погода снова ухудшилась, и прогноз не предвещал вообще никаких положительных изменений в ближайшие дни. Тем не менее я хотел переночевать в Оленегорске, чтобы утром принять окончательное решение — ехать на перевал или сразу в Мурманск. Попытки найти гостиницу в Оленегорске оказались тщетны: в крупных все было занято, а мелкие гостиницы хоть и числятся на карте, но по факту мы не нашли даже вывесок на месте. Телефоны никто не брал (хотя звонить было уже поздновато — время ближе к полуночи). Ночевать в палатке под штормовым ветром и дождем ради мифической вероятности по улучшению погоды было не логично, и мы решили отложить попытку забраться на перевал на обратную дорогу. Забронировали хостел в Мурманске и покатили туда по пустой ночной трассе.
Памятник северному сиянию в Полярных зорях.
Хостел «Якорь» нам крайне не понравился. Вроде бы и дизайн неплохой, и расположение, и персонал отличный, но грязь, рваное белье, обшарпанные стены, и сломанная мебель не вызвали положительных эмоций. К тому же еще и большинство соседей — гастарбайтеры, которые, наверное, и причастны ко всему этому безобразию. По погодным условиям мы решили остаться в городе на целый день, только сменили место проживания на другой хостел «Good night». По нему можем дать только положительные отзывы — нам очень понравилось! Даже помогли записать музыку на флешку, т.к. из-за своего собственного «косяка» пришлось всю дорогу довольствоваться всего одной композицией…
Осмотр города мы начали с экскурсии по первому в мире атомному ледоколу «Ленин». Сейчас он стоит на приколе в Мурманском порту и приглашает на борт туристов со всего света. Побывать на такой громадине оказалось очень интересно и взрослым и детям, впечатления потрясающие!
Дальше мы поехали осматривать памятники города — Ждущая, Алеша и кот Семен понравились нам больше всего. Да, в Мурманске есть памятник обыкновенному коту, вернее не совсем обыкновенному: этот кот случайно был потерян хозяевами в Москве во время поездки в отпуск, а спустя 6,5 лет он объявился дома — тощий, облезлый, с обмороженными лапами! Эта история нас очень впечатлила и понравилась детям!
Затем по самому длинному мосту за полярным кругом мы отправились на противоположную сторону Кольского залива на Абрам-мыс, где расположен мемориальный комплекс Летчикам-защитникам Заполярья и великолепная смотровая площадка на порт и город. Погода располагала к прогулкам, поэтому мы проехали еще немного по побережью, посмотрев карьер и радиомаяк в Мишуково. Вроде бы все не далеко, а около 100 км в результате за день мы накрутили.
Смотровая площадка в Абрам-мысе.
На следующий день утром мы выдвинулись в сторону Рыбачьего. Для экономии времени завтрак не готовили — в хостеле только залили термосы кипятком, а в городе купили кофе и пироги на перекус. (Кстати, пирог с треской и брокколи в пироговой «Штолле» — это просто нечто!).
От Мурманска до погранзаставы на Титовке 100 км, их мы пролетели достаточно быстро, хотя обгонять на трассе достаточно сложно — много поворотов и крутых спусков/подъемов. Пограничники только проверили документы, багажник даже открывать не стали, т.к. было видно, что он завален вещами. По дороге очень много братских могил и мемориалов, рекомендую заложить время на их посещение. Мы же решили большинство интересных объектов отложить на обратную дорогу, т.к. хотели добраться сегодня до мыса Немецкого, а самая короткая дорога к нему проходит по отливной полосе, мы спешили и, в общем-то, даже понимали, что опаздываем.
Дорога до Немецкого в принципе проезжаемая для любого автомобиля. В подтверждение этому мы видели по пути пару «недоприводов», однако это удовольствие на любителя. Все-таки такие дороги — удел внедорожников, причем желательно подготовленных. При спуске с перевала я даже один раз зацепил камень защитой. Все основательные лужи и броды мы проверяли, для этого супруга всю дорогу ехала в болотных сапогах. В лужах опасны не только глубина. Но и крупные камни, которых сразу можно попросту не заметить. Для планирования маршрута я бы не стал закладывать среднюю скорость на этом участке больше 10-15 километров в час, плюс надо оставлять время на осмотр достопримечательностей и фотографирование. Мы лишили себя этого удовольствия, о чем я сейчас искренне жалею.
Около пяти ,часов вечера мы добрались до мыса Немецкий. Ветрище, как и везде, жуткий. Достаточно долго любовались красотами, фотографировались, пытались перейти вброд на самый кончик, но прилив не позволил это сделать. Здесь же перекусили, но ночевать решили подальше. Все-таки на Немецком как-то неуютно: довольно много народа приезжает, рядом жилые дома. Двинулись в сторону мыса Кекурский. Дорога оказалась спокойно проезжаемая, всего пара бродиков. На самом мысе очень красиво, но жутковато — в округе мы нашли как минимум 3 недоглоданных скелета оленя. Явно кто-то из крупных хищников приходит сюда с добычей. Палатку как смогли спрятали от ветра за скалами. Воду привезли с собой, т.к. на месте пресной воды не найти. Весь вечер гуляли по окрестностям и фотографировали. Всего за день проехали 192 км.
Наша пирамидка. Очень хотелось сделать хоть что-нибудь необычное.
На скалах Кекурского. Сын в гневе — ветер «достал»!
От мыса Кекурский до Скорбеевки есть вполне приличная дорога (паркетники проезжают без проблем), но мы решили двинуться по дороге ближе к кромке скал, вдоль побережья. В целом здесь дорога тоже совершенно нормальная. Только ближе к заброшенному поселку начинаются отдельные засадные места. Были пара заболоченных ручьев, броды, несколько очень крутых спусков и крупные камни. Местами пришлось поработать лопатой и поворочать камни, иначе никак не получалось вписать геометрию машины в окружающую местность. Как водитель я получил истинное удовольствие от этой дороги — действительно интересно, особенно если принимать во внимание, что большинство проезжающих машин едут другой дорогой и помощи ждать неоткуда. На этом участке мы не встретили ни одной живой души. Да и вообще это место нам очень понравилось!
На скалах между Кекурским и Скорбеевкой.
Видите камень справа? Его пришлось выворачивать с помощью жены, лопаты и какой-то матери…
Очередная проверка геометрической проходимости.
В Скорбеевке останавливаться не стали, только пофотографировали прямо из машины, настроения гулять по грустному техногену не было. Решили сгонять на водопад и бухту Скорбеевскую. Дорога туда так же хорошо накатана, брод вполне проходим после предварительной разведки. На водопаде устроили полноценный обед с приготовлением горячего. Потом доехали до бухты. Честно говоря, тут нам обоим так понравилось, что было острое желание остаться на ночь. Но смущало то, что тут уже стояли люди (и в бухте и на водопаде) и что проехали в километрах очень мало. Я решил ехать дальше, о чем опять же потом пожалел… Нужно лучше к себе прислушиваться и чаще делать так, как хочется, чтобы потом не оставалось чувства недосказанности.
После бухты мы рванули на п-ов Средний. Уже знакомая дорога никаких проблем не принесла, все лужи были уже измерены до этого. А вот на Среднем дорога оказалась довольно интересной. Конечно, там нет таких красивых пейзажей и большая часть дороги проходит вдоль густых кустов. Зато дорога уж точно не для «недоприводов». Объезд самого глубокого брода через р. Выкат теперь отмечен указателем. На пути встречается довольно много участков с крупными камнями, ехать приходится очень вдумчиво и осторожно. В одном месте дорогу по диагонали перекрывает наклонная плита, это место я прошел на грани геометрической проходимости. Будь тут немного посырее — без серьезного контакта с камнями наверняка бы не обошлось.
К вечеру добрались до скал Два брата и берега рыжих камней. Народа очень много, стоят целые группы по 4-5 машин, многие ремонтируют пробитые колеса. Мы нашли себе уединенный уголок на рыжих камнях: и народ не видно - не слышно, и до моря рядом. Погода уже привычно не радовала нас сильным ветром, дождем и холодом. На фотографиях может показаться, что я преувеличиваю, но на самом деле просто фотоаппарат чаще всего доставали в редкие минуты затишья и просветов.
На следующий день мы очень долго собирались и выезжали, т.к. пытались поймать редкие окошки погоды для фотографирования. В таком же режиме поехали и дальше: останавливались на всех понравившихся скалах, спускались в бункеры береговой батареи, в районе мысов Металаниеми и Волоковый решили спуститься по курумнику к береговой линии. Как ни странно, все колеса на этой дороге остались целы… На ночевку встали на берегу губы, немного не доезжая до ее окончания. Это был самый короткий по километражу день за всю поездку — всего 22 километра.
Каждый вечер мы всей семьей читали книгу «Осиротевшие берега» М. Орешеты, настоятельно рекомендую всем, кто поедет по нашим следам ознакомиться с трудами автора, очень интересно!
Где-то на Среднем:
Батарея Поночевного:
Немного об изменчивости погоды (разница между следующими двумя фотографиями не более 5 минут):
А это не запотевший объектив, это «окно погоды»:
На таких просторах чувствуешь себя игрушкой в руках Природы.
Спуск по курумнику.
Завтрак на берегу Океана:
Немного северной природы:
На четвертый день нашего пребывания на полуостровах мы взяли курс на Мурманск. Уже очень хотелось помыть детей в теплом душе и хоть немного просушить обувь и палатку. Однако, несмотря на погоду, и уезжать тоже не хотелось. Поэтому собирались мы долго и не спеша, выехали только к обеду. Вскоре остановились у музея. На осмотр самого музея и прогулку к месту ведения боев на хребте Мута-Тунтури ушло 2-3 часа, точно не засекал, но и этого показалось мало. В следующий раз, пожалуй, буду планировать на это место целый день. Вниз нас согнал ледяной ветер и сын, который громко заявлял свой протест на дальнейшую прогулку.
С перевала удалось дозвониться до хостела и забронировать номер, теперь можно было сильно не спешить. Мы много раз останавливались и фотографировали. Правда, ветер пытался оторвать двери машины, сбивал с ног и вообще всячески препятствовал нам. После спуска с перевала мы свернули на старую немецкую дорогу. Ущелье, по которой она проходит, нам показалось очень мрачным и давящим. Цели забраться по ней далеко не было, поэтому мы развернулись около первых строений немецкой базы «Норд». В следующий раз, скорее всего, этой дороге мы уделим большее внимание.
По дороге заезжаем на водопады и останавливаемся у памятников (наверстываем то, что пролетели мимо по дороге туда), но холод и ветер нигде не позволяет задержаться надолго. До Мурманска мы добрались уже глубокой ночью.
Несмотря на всю такую же мерзкую погоду, мы решаем все-таки попробовать съездить на перевал Геологов. По дороге до Ревды есть интересное место — музей под открытым небом Саам-Сыйт. Тут знакомят с бытом и традициями саамского народа, есть контактный зоопарк, катание на квадроциклах, обед с традиционными блюдами и т.д. Все мероприятия проводятся по расписанию раза 4 в день, стоимость в районе 1,5-2 тыс. с человека. Мы заехали только посмотреть снаружи и отметить это место себе на будущее.
На подъездах к перевалу мы окончательно убедились, что чуда не случилось — облачность была настолько низкая, что иногда видимость пропадала еще на дороге. Тем не менее решили подняться к перевалу насколько позволит машина. К своему удивлению, у подножия горы встретили ребят из Казани, которые одевались в штормовую одежду и готовились идти пешком. Восторгаясь силой их духа (и немного завидуя, белой завистью) мы поехали вверх. Дорога достаточно круто идет вверх, встречаются крупные камни, но в целом больших проблем не доставляет. Мы доехали до начала перевального взлета (там, где дорога начинает идти серпантином) и решили остановиться. Смысла подниматься на перевал не было абсолютно никакого, в 10-15 метрах в любую сторону «молоко». Немного погуляли и пофотографировались. Дочь давно хотела потрогать облака, здесь это удалось осуществить в полной мере: стоишь, раскинув руки, а через тебя проносятся с бешенной скоростью заряды воды. Почти как в душе, только очень холодно!
На спуске вновь встретили ребят, они продолжали идти вверх. Пожелали друг-другу удачи и двинулись дальше.
От Ревды выехали на трассу «Кола» и двинулись на юг. На ночевку, как и планировали остановились на оз. Имандра, на уютной полянке в соснах. Стоянку выбирали так, чтобы обязательно рядом было болото — пособирать морошку. Однако удалось набрать лишь полкружки еще не спелых ягод, дозрели они только дома.
Дождь так и не прекращался, но стало немного теплее — около +12 градусов, появились первые в этой поездке комары.
Следующее утро порадовало нас сухостью! Мы наконец-то просушили палатку, поэтому собирались снова долго и неспешно. В районе поворота на Апатиты заехали на горнолыжный комплекс и выполнили еще один обязательный пункт программы — посмотрели на настоящего северного оленя.
Дорога до Кандалакши запомнилась только утомительным ожиданием реверса на ремонтируемых участках. После поворота на Терский берег погода неожиданно наладилась, появилось долгожданное солнце. Мы ненадолго остановились на смотровой площадке, полюбоваться на красивейший Кандалакшский залив.
До Умбы (да в общем то и дальше, до самого начала грейдера) дорога отличная, а местами даже идеальная. В поселке заправили очередной полный бак, купили в местной кулинарии целый пакет великолепных пирожков с горбушей и двинулись дальше.
Грейдер начался километров за двадцать от нашей сегодняшней цели — аметистового берега, но и по нему в принципе ехалось нормально.
В районе заброшенного рудника (мыс Корабль) мы погуляли и пособирали красивые камушки, а на ночевку встали чуть дальше по берегу — в паре километрах от Лодочного ручья.
Немного местной фауны:
Весь следующий день мы провели на Терском берегу. Для начала съездили в Варзугу, осмотрели старинные деревянные храмы. Хотели попасть внутрь, но батюшка был строг: «Приходите в субботу на службу». Спорить и уговаривать его не стал.
Следующим пунктом была Кузомень. Песчаная пустыня, появившаяся из-за безалаберности человеческого племени, конечно, очень впечатлила… А детям очень понравилась, они с удовольствием носились и кувыркались в дюнах.
Недалеко от деревни встретили диких лошадей. Они совершенно не боятся людей. Когда мы остановились — как разбойничья банда, окружили машину со всех сторон и буквально потребовали чего-нибудь вкусного. Мы предложили яблоко, но оно показалось им слишком маленьким, поэтому самый большой копытный бандит решил оторвать нам автомобильное зеркало. Хорошо, что оно складывается в обе стороны! Пришлось идти на отвлекающий маневр — яблоко закинул подальше, и быстро ретировался.
На обратном пути снова заехали на мыс Корабль, видимо, вчера не в полной мере удовлетворили свою собирательскую потребность — набрали еще несколько красивых камней.
Потом стали искать место ночевки. Несколько мест оказались уже заняты, и мы свернули к Тоне Тетрине. Проехать туда нам не удалось, был прилив, поэтому встали в устье реки Черная. Кроме удобного места привлек нас тюлень. Видимо, он удачно поохотился и теперь отдыхал на песчаной косе, подставив свой толстый бок долгожданному северному солнцу.
Ближе к вечеру на «рыбалку» стали подтягиваться местные. Надували лодки, разматывали сети и т.д. Мысленно я уже попрощался с надеждой выспаться перед обратной дорогой и уже в полудреме отмечал, что машины все ездят и ездят. Однако, к своему удивлению, утром я проснулся отлично выспавшимся и удивился культурности людей в этих краях — никто не шумел, не рубил дрова, не звенел бутылками. Когда я вылез из палатки, был удивлен еще больше — на берегу не было ни одной машины кроме спрятанного в кустах УАЗика! При ближайшем рассмотрении все стало понятно — нашими соседями оказались сотрудники ФСБ РФ. Вскоре увидели и владельца автомобиля — на моторке пришел патруль, состоявший из нескольких бравых парней в полном обмундировании. Мы перекинулись приветствиями и несколькими дежурными фразами, затем наш лагерь был ненавязчиво обнюхан служебной собакой. Хорошо, что горбуша у нас была с собой только консервированная.
Покидать Белое море нам очень не хотелось, но пора было двигаться в сторону дома. По дороге заскочили на Колвицкий водопад.
Затем снова заезжали в Умбу за пирожками, потом останавливались в Канадалакше и запасались вкусной копченой рыбой в дорогу. На трассе снова толкались в пробках на реверсах. Необходимость ночевки застала нас между Сегежей и Медвежьегорском. После нескольких неудачных попыток мы встали на оз. Видлозеро. Стоянка не самая идеальная, но для ночевки в дороге сойдет.
Ехать домой решили новой дорогой, так интереснее. По пути заехали на истоптанный многими тысячами туристов водопад Кивач. Там больше всего нам понравился музей, если не боитесь огромных толп — стоит посетить.
В Петрозаводске посетили фирменный магазин спиртзавода и прогулялись по набережной столько, сколько позволил младший ребенок. Для сокращения времени решили вместо полноценного обеда обойтись фастфудом, но местный «мак» нас очень разочаровал — в пакет не положили чуть ли не половину заказа. Когда это обнаружилось, разворачиваться уже не хотелось…
Дорога в сторону Вытегры представляет из себя смесь приличного грейдера, отвратительной грунтовки и еще более отвратительного асфальта. Кроме этого по ней еще и постоянно идут большегрузы с многочисленных карьеров.
По дороге оказалось много всего интересного, например, Вепский этнографический музей в Шелтозеро, встречаются старинные деревянные церкви, не хуже, чем на раскрученных Кижах. Мы любовались всем из окна, т.к. тратить время на остановки было уже поздно. Только в д. Щелейки, уже в сумерках по очереди (т.к. дети спали) походили у огромной деревянной церкви Дмитрия Мироточивого.
К паромной переправе в Вознесенье добрались в районе десяти вечера. Честно сказать, я готовился искать ночевку где-нибудь здесь и переправляться утром, но оказалось, что последний паром идет аж в 23:00.
Перебравшись на другой берег поехали в сторону Вытегры. Все попытки найти удобное место для ночевки оказались неудачными. Дорога каким-то странным образом чередовала участки убитой грунтовки и идеального асфальта, причем они могли внезапно сменять друг друга каждые 100 метров. В результате глубокой ночью мы добрались до Вытегры, где с хорошей скидкой заселились в гостиницу.
Утром дочь уговорила нас сходить в музей-подводную лодку (мы уже были там несколько лет назад). Таким образом, мы случайно и неожиданно оказались на праздновании дня города. Посетив музей, закупили праздничного шашлыка и сладкой ваты, после чего наконец-то двинулись дальше.
Знакомую дорогу Вытегра-Вологда-Ярославль-Иваново прошли почти без остановок и вечером заселились в Ивановский хостел «Созвездие+». Впечатление от него опять подпортили проживающие — было огромное количество гастарбайтеров, захвативших кухню огромными казанами с пловом, и парочка шумных алкоголиков, которые полночи орали в коридоре и курили в номере. Хрупкой девушке-администратору не позавидуешь…
В крайний день нашей поездки мы посетили старинный городок Шуя, в нем нас поразила необычная колокольня. Затем мы пару раз останавливались пособирать грибы, в чем наконец-то преуспели.
Домой, как и планировали, вернулись не очень поздно, чтобы успеть разгрузить и помыть машину, спокойно поужинать, помыться и отоспаться перед новой рабочей неделей.
Всего за поездку было пройдено чуть больше 5500 километров. Машина отделалась парой косметических «коцок», оторванным спойлером и разбитой противотуманкой (неудачно вылетевший камень из-под колеса квадроциклиста на Рыбачьем).
Несмотря на суровую погоду на протяжении практически всей поездки, мы все-таки отлично отдохнули, преимущественно морально… Для себя уже наметили планы на будущее — вернуться на Кольский полуостров еще не раз!
Ну и в завершение рассказа дам пару слов нашему попутчику — хитрому плюшевому лису Жулику.
«Всем привет! Меня зовут Жулик, и я хочу рассказать вам о своем необычном путешествии! Я давно заметил, что если хозяева что-то грузят в багажник машины, значит скоро они уедут. Причем, чем больше всего они туда положат, тем дольше их не будет дома. Однажды утром я увидел, как хозяева положили в машину столько всего, как будто они собрались уехать на целый год!
Этого я не мог так оставить! Во-первых, одному дома скучно, во-вторых, я сгорал от любопытства — куда же они едут?! Придумывать разные хитрости — это мое призвание, и вуаля!
В тот же день я был обнаружен. Думал, что будут ругать, но младшая хозяйка встретила меня очень тепло!
Так я оказался в походе. Вернее, в поездке. С питанием было неплохо. Иногда удавалось урвать что-нибудь из тарелки младшего.
Иногда обходились перекусом.
Иногда приходилось готовить самому.
А еще по утрам пили ароматный кофе!
Спать приходилось в палатке.
Но иногда все-таки останавливались в теплых норах гостиницах.
Каждый день мы ехали на машине. Это скучно.
Но если не просто сидеть, а рулить, то ничего!
По дороге видели много достопримечательностей:
Некоторые из них были очень печальными и рассказывали о человеческой глупости… Мы, лисы, хотя бы друг друга не убиваем.
Было и много природных красот.
Здесь хозяева тоже говорили «красота!»… Все таки какие-то они у меня странные…
После такого я очень замерз, и мне предложили лекарство от холода. Кажется, было вкусно, но я точно не помню…
Чем я еще занимался? Ловил рыбу.
Строил пирамидки.
Упражнялся в скалолазании.
А еще меня научили фотографировать.
Посмотрите, правда ведь неплохо получилось?
По дороге мы заехали в пустыню, в гости к моему брату Феньку, но его не оказалось дома. Наверное, поехал в отпуск на юг.
Да, и в лесу нашлись мои дальние родственники — Лисички:
Мне в походе очень понравилось, но еще больше я был рад, когда мы наконец-то вернулись домой! Что может быть лучше, чем теплая ванна и уютная постель в родной норе!