|
Прим. Drom.ru: Этим летом наш хороший друг и коллега автомобильный фотограф Иван Баринов совершил бюджетное путешествие в Грузию на автомобиле. Обратно он привез кучу впечатлений и более трех сотен отличных снимков. Мы попросили Ивана составить отчет о поездке для нашего раздела «Автопутешествия». Передаем ему слово.
Первым шагом к этой поездке стало желание просто забыться, отдохнуть от забот и городской суеты. Я планировал проехаться по горным дорогам Норвегии на автомобильное событие Gatebil, но вопреки всему эта поездка не состоялась. Тем не менее, на зло обстоятельствам я твердо решил через месяц отправиться в свое первое автомобильное путешествие длиной 6000 километров, но в более бюджетную страну.
В каждом путешествии необходимо ставить себе цель, будь то отдых, полученные впечатления от увиденного, новые знакомства или испытание себя. Я выбрал наиболее простую цель: попробовать путешествовать на автомобиле, понять, мое это или нет. Ранее мне приходилось ездить по 1500 км в сутки, но это были ненастоящие путешествия, они были организованы другими людьми, и любой форс-мажор был заранее учтен организаторами. Самое интересное, что негодование от отмены поездки на Gatebil уничтожило все мои страхи: я был готов ехать даже в одиночку. Так частично и получилось. На протяжении второй части маршрута я развлекал себя компанией полицейских, деревенских жителей и музыкой из магнитолы. Оставался лишь один забавный вопрос: выдержат ли мои уши отсутствие шумоизоляции в Renault Logan. Уши выдержали. Не выдержал лишь частично оторванный о камень брызговик, потекший амортизатор и погнувшаяся термозащита со стороны бензобака. Эти мелочи никак не повлияли на ходовые качества автомобиля и тем более на впечатления от поездки. Наше путешествие в 2000 км на автомобиле и десять дней внутри Грузии включает в себя следующие города и поселки: Степацминда, Шатили, деревня Рошка и Местия. Крупные города Тбилиси и Батуми не несли для меня ценности по причине отсутствия природы и были выбраны лишь для ночевки и отдыха от пеших прогулок по горам.
Загрузив в машину все необходимое для похода, мы отправляемся в Ростов на Дону — это наиболее популярная остановка для путешественников. Дорогу до Грузии еще нельзя назвать идеальной, но это лишь по причине ремонтных работ на небольшом участке трассы, где стыки снятого асфальта являлись самой большой неровностью на протяжении всего маршрута. Важную часть путешествия занимает планирование времени пересечения границы. К слову, для автомобилей единственной открытой границей является Верхний Ларс, и очередь из желающих посмотреть на горы может доходить до десятка часов. Чтобы избежать очередей, продумывайте путешествие так, чтобы прибыть в Грузию в среду или четверг — в эти дни летом среди туристов меньше всего активности. К границе мы подъезжаем за час до ее закрытия, и уже через полчаса радостно уходим от таможенников с печатью в паспортах. Нас встречает открытая с 2010 года (закрытая с 2006-го) Военно-Грузинская дорога.
Первый день в Грузии и первое испытание для автомобиля. Накануне заката я решаюсь на сумасшедший поступок: забраться к храму Святой Троицы у горы Казбек. По обычаю эту тропу (потому что дорогой ее сложно назвать) нужно проходить пешком, но во мне проснулся спортивный интерес. Сможет ли Logan посоревноваться с местными Mitsubishi Delica? Нам встречаются экскурсоводы и практически крутят у виска пальцем, не советуя идти на такой риск, но половина пути пройдена и отступать было бы обидно. Вытирая пот со лба и прислушиваясь к сердцебиению, мы продолжаем дорогу. Несколько раз напарнику приходится выходить из машины и контролировать прохождение довольно глубоких (для Логана) ям. Финальной точкой становится яма и бугор, которые мы точно проедем на пузе. С чистой совестью (ведь мы прошли большую часть подъема) и уже под лунным светом мы возвращаемся в первый гостевой дом. В целом дорог Грузии бояться не стоит. Отнеситесь с ответственностью к выбору скорости на неровных участках, и вам не придется воспользоваться запасным колесом.
Из увиденного и услышанного можно сделать вывод, что Грузия становится все более популярным местом для досуга туристов, что на руку местным жителям. Здесь и небольшой бюджет: полное путешествие из Москвы и обратно на одного человека в автомобиле обошлось в 30 000 рублей. Возможность селиться в собственных домах грузин, обустроенных так, что вы вряд ли найдете отличия от своей собственной квартиры или дачи: самый грустный вариант будет похож на советскую квартиру с ковром на стене и скрипучей металлической кроватью, в наилучшем случае вас поселят в комнату с хорошим косметическим ремонтом, где утренний крик петуха или сумасшедшее мычание коровы будет глушиться привычным стеклопакетом, а перед сном можно принять душ с довольно дорогой отделкой и сантехникой. И стоит этот комфорт около 20 лари (около 600 рублей) — это минимальная стоимость за проживание, на которую мне удавалось договориться. Имеет смысл первому назначить стоимость за ночь: так вы покажете владельцу, что имеете представление о ценах. Возможно, здесь же хозяин предложит вам и поесть. Ужин в жилом доме стоит от десяти до пятнадцати лари, но вы останетесь без права выбора еды. Нам не очень везло, и мясо мы ели лишь в забегаловках и ресторанах — в домах приходилось довольствоваться огромными количествами овощей, лавашом, хачапури, сыром, медом и чаем. Для полного представления о местной еде стоит посетить рестораны Тбилиси и Батуми, ценники везде примерно одинаковые, а при удачном выборе вы получите незабываемое удовольствие от правильно приготовленных хинкалей. Мы настолько погрузились в атмосферу Грузии, что придумали собственную хинкальную шкалу для оценки какого-либо события или пейзажа. Да это путешествие тянет на десять хинкалей из десяти!
И самым впечатляющим местом для меня остается Голубое озеро около деревни Рошка. Этот пеший маршрут протяженностью шесть километров по протоптанной тропе завершается несколькими озерами, одно из которых имеет ярко-голубой цвет в солнечный день. Это место создано для ночевки и при случае обязательно оставайтесь здесь с палаткой. Гулять, наблюдая все новые пейзажи, здесь можно целый день. Не исключено, что, возвращаясь к палатке, вы увидите это место по-другому. Нам очень повезло, и мы застали все капризы погоды: от яркого солнца до темных туч, грозивших дождем. Здесь я сделал самые красивые фотографии именно благодаря удачному освещению, когда солнце пробивается сквозь горы, но все остальное небо затянуто облаками.
Наиболее интересной и дикой для автопутешествия является дорога до Шатили. Кажется, что за эти 50 километров и несколько часов дороги можно увидеть все мыслимые пейзажи: высоты гор, покрытые бархатной травой, хвойные леса, ручьи и водопады. Осенью здесь должно быть просто невероятно, главное успеть до закрытия этой дороги на зиму. Представьте, что это одна единственная дорога длиной 50 километров до населенного пункта, и по пути практически не встречается никакой цивилизации. Зимовать здесь остается лишь одна пожилая женщина, которой сбрасывают продовольствие на вертолете. Все остальные жители Шатили уезжают в другие города. Ценник на жилье здесь наиболее дорогой, мы потратили 100 лари за ночевку и ужин на двоих. Само же село не представляет из себя исключительной ценности. Главной достопримечательностью остается лишь крепость, которую постепенно переделывают в гостевой дом.
Тбилиси становится для нас точкой для отдыха. Также как и человеку, автомобилю требуется заправка, и при выезде не забудьте пополнить бак: в случае если ваша дорога пройдет через Боржоми, вам не встретится ни одна приличная заправка. Наибольшей популярностью пользуется Wissol и Лукойл. Тем временем мой напарник улетает в Москву, и я направляюсь в Батуми через Боржоми и горы высотой 2000 метров. Путешествие в одиночку по этому маршруту не приносит ничего кроме тревоги: скорость составляет не более 20 километров в час на протяжении четырех часов. Уже стемнело, и я с осторожностью то поднимаюсь, то опускаюсь к горнолыжному курорту. Вокруг все настолько дико, что даже переночевать негде. Спасением для меня стала гостиница, которая пустовала по причине не сезона для снега. Не заметить ее невозможно: это наиболее крупное сооружение в округе, да и находится она на самой высокой точке. Здесь меня угостили самым вкусным вином.
Батуми — это настоящий парник в летнее время, но мне еще как-то повезло, и накануне прошли ливни. За бюджетное путешествие приходится платить, и я располагаюсь в гостинице Сарпи за те же 20 лари, но без кондиционера. Официальная цена за номер составляла 60 лари. По словам встретившегося мне инженера по водоснабжению, здесь наиболее чистая вода и пляж из всех мест отдыха в Тбилиси. Но есть и минус: пляж Сарпи находится прямо напротив границы Грузии и Турции, и чтобы припарковать машину, нужно какое-то время подышать выхлопами ожидающих фур.
Культура вождения здесь в корне отличается от Тбилиси. В противовес современным дорогам и камерам, контролирующим скорость, Грузия именно в Батуми показывает свою не лучшую сторону. Отсутствие разметки позволяет водителям самостоятельно выбирать траекторию перестроений, обгонов и поворотов. Каждый такой маневр сопровождается обязательным сигналом клаксона. Зачем они это делают? Мне показалось, для предупреждения о предстоящем маневре, но один из водителей объяснил это просто желанием посигналить — он получает от этого удовольствие. На однополосных шоссе также будьте внимательны при обгонах. Грузины склонны вылетать на встречную полосу вопреки знакам, разметке и даже чувству самосохранения. Благо обочина предусмотрительно большей частью вмещает в себя целый автомобиль, это дает вам шанс спокойно уйти от неприятеля. Я встретил всего одну мелкую аварию, и то на ней собралось, наверное, по два поколения родственников от каждого участника ДТП. Это говорит о том, что грузины все же трепетно относятся к своим автомобилям. Если охарактеризовать их вождение одним предложением, то можно выразиться так: спокойствие коровы, сопровождающееся резким появлением свиньи. Так один раз я чуть не задавил поросенка, резко выскочившего из травы. А коровам можно лишь позавидовать в спокойствии: они мирно отдыхают на дорогах и не совершают резких движений.
Двух дней в Батуми хватает, чтобы изучить город и насладиться морем.
Финальной точкой в моем путешествии становится Местия. Дорога туда проходит по мелким и обыденным населенным пунктам, но под конец я попадаю на горную дорогу, где природа выдает всю возможную красоту за один раз. В отличии от всех ранее изведанных мест, туристов здесь целенаправленно ждут. Подтверждением этого служат различные продуктовые магазины, сувениры, полицейский участок, предложения с экскурсиями, множество гостевых домов и шиномонтаж на случай, если вы все-таки прокололи колесо. Местные гостевые дома оказались переполнены, поэтому меня тут же перехватила женщина и предложила пожить у нее дома за всю ту же минимальную сумму.
Самым оптимальным временем для пешего похода в Грузии считается раннее утро и день до часа. После начинается жара, которая быстро лишает сил и заставляет пить каждые пять минут прогулки. Таким образом уже в десять утра я нахожусь у ледника Чаалади — одной из самых легкодоступных точек для туриста. Дальнейшее преодоление ледника возможно только со специальным снаряжением, и я начинаю отставать от группы, к которой присоединился ради безопасности — путешествие в одиночку всегда рискованно, все же окружающие путешественники всегда следят друг за другом, даже если это незнакомец.
Еще на пути к Шатили мы почувствовали на себе дружелюбие людей в местах, сильно отдаленных от крупных городов, здесь сложно остаться одному, и вам обязательно подскажут дорогу, найдут жилье и накормят. Примером тому стала деревня Рошка, где, кажется, нет никакого крова для туриста, но в нескольких домах здесь специально ждут гостей, хотя их хозяева совершенно не знают русского языка и об этом не говорит ни одна табличка.
Это было удивительное и насыщенное путешествие, которое не требовало чрезвычайной организации, навыков скалолазания, огромных запасов еды и теплой одежды. Хоть Грузия и дикая, но она дружелюбная. Я обязательно сюда вернусь.