|
«Пора сменить обстановку, надо ехать заграницу» — подумали мы с женой еще в начале года, заполняя график отпусков. Заграница, конечно, манила, но, во-первых, не хотелось ехать в банальные места отдыха земляков-туристов, а во-вторых, поездка в более интересные для нас страны откладывалась в связи с покупкой второго авто. Напомнили о себе родственники из курортного села Булан-Соготту на берегу озера Иссык-Куль, того самого, в котором находится широко известный санаторий «Аврора». Обсудили и забыли на полгода. В начале июля наткнулся на профильном форуме на отчет казахских товарищей о поездке в Боровое и на озеро Балхаш и вспомнил о наших планах на трехнедельный отпуск. Жена начала исследовать отчеты, написанные на Дроме, я почитывал другие источники. На всякий случай были распечатаны ПДД и штрафы в Казахстане и Киргизии, куплена наклейка RUS, которая, к слову, не пригодилась. Начал принимать заказы на подарки. Осталось выбрать, на чем ехать. Выбор был сделан в пользу менее прожорливого автомобиля, а именно Nissan Note. А так как совсем недавно было ТО3, то соответственно все системы были в порядке. Провели финальную ревизию жидкостей и поменяли тормозные колодки. Спутниками поездки были навигатор, видео-регистратор «Квадрат» и радар-детектор.
Коротко об автомобиле: Nissan Note, 2012 года выпуска, мотор 1,6 л., коробка автомат, пробег на момент старта около 45 тысяч километров, покупался новым. Средний расход по трассе — 6,5 литров. Был замечен в поездках по близлежащим городам Сибири и на Горный Алтай. Показал себя в дальних поездках очень неплохо, вопреки ожиданиям хорош на обгонах для такого двигателя, в машине в меру комфортно и удобно. Конечно же, нужно сделать скидку на класс авто и его стоимость. Если кто хочет узнать больше о самом авто, на данном ресурсе есть отзыв, а также на драйв2.ру есть «небольшой» блог, кого заинтересует дам ссылку.
Старт был дан 11 августа 2014 года в 02:00 по новосибирскому времени. Рванули на Карасукский таможенный пост, если верить некоторому сайту, то до поста чуть более 400 километров. Не торопясь, около 6:00 мы прибыли на границу. Тихо, спокойно, перед нами одна машина, останавливаемся, берем миграционные карточки, заполняем их заранее, чтобы не стоять потом в очереди, проходим паспортный контроль, бегло осматривают авто, едем дальше. На всё про всё ушло от силы минут пятнадцать, может, потому что машина была почти пустая, да и время. Дорога после таможни после «нашей» показалась не очень, но вскоре на горизонте появилась деревушка, где было принято решение купить страховку и позавтракать. Дедуля за 500 тенге предложил проводить до страховщиков, но его обломала женщина, выходящая с вокзала, сказав адрес. Тут-то и узнали про разницу в час во времени, приехав к страховщику. Почему-то данная информация нам была не известна. Страховка на месяц вышла около двух тысяч тенге, женщина страховщик немного рассказала о дорогах до Астаны и пожелала доброго пути.
Впереди Астана. Первые впечатления от Казахстана. Бензин дешевле, гораздо дешевле, когда приехали он стоил 28,50 за литр 95-го, и 23,00 за 92-й бензин, соляра вообще по цене 92-го, а у нас дороже 95-го. Когда уезжали, 95-й стал стоить 150 тенге, что тоже дешевле, чем у нас. Качество дорог не впечатлило. Повсюду ремонты, объезды и так далее. Забегая вперед, скажу, что на юге Казахстана дороге еще хуже. Ехать непривычно скучно, пейзаж одинаковый на протяжении многих километров. Разбавляют пейзаж только необычные кладбища — монументальные строения больше похожие на мечети и храмы, да редкие по меркам сибирских просторов заправки.
Вся дорога до Астаны составила около тысячи километров. Гаишники (или жол полициясы) останавливали два раза, один раз на посту, проверили документы, переписали данные и отпустили, а второй уже в городе. Наслушавшись и начитавшись о казахстанских штрафах, нарушать не хотели, поэтому скорость не превысили за все время ни на километр. Приехали на окраину города уже около семи вечера, прогулялись в соседний торговый центр, купили местную симку пчеловодного оператора и пошли искать гостиницу, долго искать уже не было сил, поэтому нашли какой-то хостел за пять тысяч тенге. Обстановочка, прямо скажем, советской общаги, но комната чистая, с отдельным душем и туалетом. Переночевали и решили остаться в Астане еще на день. Случайно натыкаемся на объявление о сдаче номера люкс в хостеле прямо в центре Астаны за сущие семь тысяч тенге, называется UH Hostel. Бросаем вещи в номере и с места в карьер. Вообще у нас должен был быть личный гид, очень хороший товарищ, но мы немного не совпали с ним с визитом по времени, поэтому у нас был электронный гид через популярный мессенджер. Сели в машину и поехали.
Начали с музея Президента, конечно, для нас непривычно, что вход бесплатный, одно расстроило, фотографировать нельзя, кроме как на первом этаже, пару фоточек я все-таки сделал.
На очереди великолепный и несравненный Хан-Шатыр. Торгово-развлекательный комплекс, говорят, самый большой шатёр в мире. Еще бы, внутри есть все, бассейн с пляжем, развлекательные центры, куча кафешек и ресторанов, динопарк и даже аттракцион со свободным падением. В общем, все, что душе угодно.
Далее мы идем к монументу Астана — Байтерек. Но прежде чем дойти от Хан-Шатыра до Байтерека, проходим в арку здания «КазМунайГаза», натыкаемся еще на много красивых мест и строений, таких как Оперный Театр, ЖК «Северное сияние», те самые «танцующие» небоскребы, и так далее. До некоторых достопримечательностей доехать уже не успели. Вот немного фото.
Ну и, наконец, сам Байтерек. Как докладывает википедия, монумент был построен по велению и инициативе президента Назарбаева как символ переноса столицы, ну и, конечно, для красоты. На верхнем этаже находится оттиск правой руки президента, туристы и жители города верят, что прикосновение к оттиску приносит счастье и исполняет желания. Мы, конечно, не захотели стоять в очереди, которая стартовала из лифта, поэтому я нагло пролез и только сфотографировал счастливчиков, отстоявших очередь. Там же есть кафе. На самом деле сооружение впечатляющее, сходить интересно, удовольствие стоит тысячу тенге с человека.
На Байтереке есть макет центра со всеми основными красотами.
Спускаемся на родственном лифте фирмы Митсубиши вниз, разглядываем рыбок в аквариумах, тут же, конечно, предлагают сувениры.
Идем дальше, по направлению к президентскому дворцу и набережной, до которой мы так и не дошли. Красивейшие ковры из цветов, аллеи, водопады, красота. Доходим до остановки дома Министерств, чтобы сесть на транспорт и доехать до главной мечети и цирка. Жаль, конечно, что не пошли дальше, но время уже поджимало, следующий раз сходим дальше обязательно.
Кстати, стоят на площади с одной и другой стороны велосипеды. Хозяина найти не удалось, на сайт зайти тоже, дозвониться по номеру справки также не представилось возможным.
Чтож, едем дальше.
Вот немного фотографий этих красот.
Очень понравилась схема движения транспорта с конкретной остановки, показана карта и отдельным цветом выделен маршрут определенного автобуса, удобно, черт побери. К сведению, стоимость проезда составила 60 тенге, около 12 рублей. Садимся в выбранный автобус, доезжаем до цирка, специфичное инопланетное строение — цирк. Фигурки, фонтан и развивающийся флаг Казахстана. Рядом с цирком — развлекательный центр «Думан», в нем океанариум и другие разные развлечения, в него не пошли, не любитель я таких вещей. Но сходили в музей бабочек, жена была очень довольна.
Ну и, конечно, эпилогом дневной программы стала мечеть «Нур Астана», одна из самых крупных в Центральной Азии.
Пора было идти спать, завтра рано утром старт на Балхаш. Кое что не успели посмотреть, но опять же будет повод съездить в Астану еще раз. Надеюсь, на следующий раз наш лучший гид поедет с нами, и мы не пропустим ни одного красивого места в этом прекрасном городе. Тем, кто еще не был в Астане, очень советую съездить хотя бы разок, такой красоты с азиатским привкусом вы не увидите больше нигде.
П.с. только когда начал писать отзыв узнал, что город-то и называется Астана, потому, что с казахского Астана — столица.
И еще немного вечерних фотографий.
Итак, половина восьмого утра 13-го числа, пора покидать прекрасный город и ехать дальше. Напоследок делаю еще пару фоток окрестностей, делаю предстартовую проверку авто, едем.
По пути делаю еще немного фотографий, все-таки в Астане фотоаппарат туристу можно не убирать бесконечно.
Стартуем на Балхаш. Краем глаза видим Темиртау, незаметно проезжаем Караганду (на обратном пути заедем в город основательно, с ночевкой).
Весь путь занял около восьми часов, 600 километров пролетели быстро. Прибыли в город Балхаш около четырех часов дня, городок маленький, кое-как нашли банкомат.
Что ж, нужно заночевать, по навигатору нашли гостиницу, но ценник в две с половиной тысячи рублей за ночь нас не устроил, решили искать вариант побюджетнее. А для этого просто наудачу поехали вниз по озеру. Пара типичных полупустых деревень и вот виднеется вывеска — Приозерск.
О как, город, в прошлом военный городок, ныне полуразваленный город, для красного словца называемый «город-призрак», около 13 тысяч жителей, город, построенный в годы «холодной войны».
Есть, конечно, в нем и новые постройки и восстановленные дома, гуляет много детей, а «взрослые» куда-то торопятся, но общая картина на фото.
Навигатор показывает дорогу к единственному в городе отелю, туда и направляемся. Гостиница — остатки былого советского прошлого, гордая надпись о наличии беспроводного интернета означает его присутствие лишь в холле на первом этаже и два метра от лестницы на втором этаже. Шесть тысяч тенге и номер полу-люкс в нашем распоряжении. Санузел и кондиционер — вот он полу-люкс, душ из школьного спортзала на первом этаже. Уставшие ложимся спать около девяти часов. На завтра в планах искупаться в шикарном ярко-бирюзовом озере. Утро, легкий завтрак манной кашей в кафе в этом же здании, пора поплавать. Быстро пробежались по городу, сделали немного фото, поехали на берег. Вода — чистейшая, но не очень теплая, да еще и ветер поднялся. Решили двигать дальше, в сторону Киргизии.
До границы по М36 около 550 километров. По дороге много маленьких высохших соленых озер, небольшие и большие поселения, возле который продают кучи арбузов и дынь, монументы всякого рода птиц и животных, сгоревшие автомобили, крупный цементный завод, в общем, в отличие от северных дорог Казахстана местность не голая, пейзаж разнообразный, и в сон не тянет. Чего-то интересного по пути не много, памятники местным аксакалам и другие монументы, едем, останавливаясь лишь заправиться и размяться. Погодка радовала температурой около сорока градусов, без кондиционера делать, конечно, тут нечего.
Казахстанско-киргизская граница проходит по реке Шу, в деревне Георгиевка (Кордай). На Кордае мы были в половину десятого вечера. До Бишкека считанные километры. Впереди прохождение таможни. Подъехали, очередь машин десять, света на границе нет, воды нет, полчаса ехали двадцать метров. Кордай кастомс, тачка на прокачка, если вы понимаете, о чем я. Ну, а так как машина на жене оформлена, я взял сумку с фотоаппаратом и пошел на контроль пешком, миграционную карту забирают, обязательно проконтролируйте, чтобы на въезде поставили туда печать, чтобы на выезде не возникло проблем. С автомобилем сложнее, заполняешь декларацию на ввоз авто, прописываешь ценный груз внутри, на обеих сторонах пытаются срубить денег, но, как говорится, лицо тяпкой и пограничник понимая, что денег ему не видать, с недовольным лицом отпускает восвояси.
В сам город Бишкек мы въехали уже почти в одиннадцать вечера. По пути заехали лишь в обменник. Хостел был найден заранее, благодаря известной программе о путешествиях. Жаль, конечно, что из всех вариантов был лишь номер возле сауны, но в 11 часов особо выбирать было не из чего. За 20 долларов мы получили комнату с вентилятором, розеткой и с шаговой доступностью к санузлу.
А так как до пункта назначения остается всего около 250 километров, можно сильно не торопиться, решили прогуляться по Бишкеку. Бишкек так же очень выдает в себе постсоветское пространство, большинство построек родом из СССР. В центре города недалеко от ЦУМа находится, по всей видимости, заброшенный дом культуры, напротив него построено современное стеклянное здание, контраст по-киргизски. Ну и, конечно же, монументы памяти погибшим на Великой Отечественной войне.
В ЦУМе мобильное царство, различного рода точки продаж мобильных телефонов и бытовой техники, офис популярного оператора Мегаком, сим-карту которого мы и приобрели, забегая вперед скажу, что связь почти везде хорошая. Во дворе ЦУМа находится кафе, где очень вкусные бургеры с настоящей мясной котлетой (не реклама). Возле кафе фонтан с лавочками, можно тихо покушать. Очень порадовали автоматы с газировкой, которые починены и работают, напиток, однако, совсем не тот.
Ну что, перекусили, купили симку, стартуем! Или … ну вы знаете, что надо делать))) Пункт назначения — Булан-Соготту, курортный поселок в 280-ти километрах от Бишкека. На удивление очень хорошая дорожка. После казахстанских дорог на этом отрезке можно расслабиться. В Боомском ущелье вообще только-только докатали новый асфальт. Тридцать километров горного серпантина с идеальным асфальтом, заходишь в крутые повороты и радуешься, как ребенок. Не думал, что на такой маленькой машинке можно повеселиться, но Ноут часто недооценивают, а зря. По пути много маленьких сел, по дорогам расставлены палатки и просто «витрины». Торгуют всем, что есть. Кукуруза, кумыс, разные выпечки, дальше арбузы, дыни, абрикосы…. Примерно посередине ущелья есть неплохая кафешка, будет на фото. Очень советую, вкусно и недорого.
«Кош колиниздер» — приветствует нас Иссык-кульская область. Как только проезжаешь Балыкчи, виднеется Иссык-Куль. Виды шикарные, слева горы, справа озеро.
Очень повеселил местный БиПи, почти обрадовался британской топливной компании, однако тут же почти расстроился. БиПи оказался Бишкек Петролеум, с посредственным качеством бензина. Кстати, если выбирать из двух зол, то местный ГазПромНефть оказался наиболее перевариваемым для нашего суперкара.
Без малого 5 часов и мы на месте. Родственники встретили вкусным пловом, полным садом черешни, вишни, абрикосов и другими вкусняшками. На завтра в планах посещение ущелья (на следующем фото вид из дома).
Проснулись в 9 по местному, решили начать с покатушек по соседним деревням, спустились к речушке сделать пару фото. Воздух чистейший, рядом с речкой продают хороший мёд.
Однако погодка всё еще была не очень, около 15 градусов тепла, и ехать по ущельям желание пропало. Решили с женой прокатиться до Бишкека. И посетить один из крупнейших рынков Азии — Дордой. Упущу эти два дня. Скажу лишь, что потратили мы на него два дня, пару десятков тысяч российских денег и так всё и не обошли и всё, что нужно, не купили. В прочем, время потрачено не зря. Всем советую съездить, но главное не торопитесь. Вот так выглядит парковка на Дордое, в рабочий день, утром народу куча.
Далее погодка улучшилась, поехали обратно в Комсомол (так в Советском Союзе назывался Булан-Соготту). И конечно, пора уже было посещать местные достопримечательности. Музей Пржевальского находится всего в четырехстах километрах от Бишкека, или в 150-ти от Булан-Соготту. Едем. По пути заезжаем на горячие источники и за 200 сом на человека греем кости.
Вода различной температуры в разных каменных «чанах». Воду меняют часто. Едем дальше. Конечно же, вокруг красота, справа горы, слева горы, спереди горы.
Общая карта Иссык-Куля.
Немного не доезжая до Каракола (Пржевальского), поворачиваем направо, еще около 7 километров. Паркуемся возле ворот, заходим на территорию парка-музея. 50 сом с человека и мы внутри. В здании самого музея — огромный атлас путешествий и глобус. По залу расставлены чучела животных и птиц, многие личные вещи Пржевальского. Ехать обязательно.
Та самая лошадь. Низкая и «спортивная».
Выходим на улицу, идем дальше к памятнику и могиле. Памятник был открыт еще в далеком 1893 году.
Чуть левее находится памятник и могила первого директора музея Хусейна Карасаева, киргизского ученого-языковеда, зачем он в музее Пржевальскому, одному киргизскому президенту известно.
Вдаваться в подробности не буду, в интернете полно статей про музей и самого Пржевальского. На выходе из музея жена, ожидавшая меня из уборной, нашла в интернете статью про Джеты-Огуз, или Джеты-Огузское ущелье, в переводе — «скалы семи быков», всего в 28 километрах от Каракола. А почему бы и не съездить.
До курорта Джеты-Огуз, находящегося на высоте более 2 тысяч метров, идет узенькая, но неплохого качества дорога.
По пути, в одном из сел, увидели очень интересный памятник погибшим в ВОВ.
Не доезжая ста метров до санаториев, прижимаемся левее и едем в ущелье. Вся красота ущелья начинается от курорта и выше. Дорожка не очень, если у вас машина низкая, ехать не советую, но мы полезли, потихоньку залезли до самого верха, выше — только на конях, до самого верха обычно ездят на полноприводных авто.
Разбитое сердце, место паломничества влюбленных.
Ноут на фоне «семи быков».
Предстоит проехать пять полуживых деревянных мостов. По дороге красивейшая горная речка, небольшая пещера, в самом конце много юрт для отдыха туристов. Отсюда стартует конная прогулка на водопад, от которой мы отказались ввиду некоторых обстоятельств.
Дальше едем в Семеновское ущелье, словами это не передать. Просто смотрите фото.
Далее — Григорьевское ущелье. Дорога для легкового авто совсем не подходит. Доехали туда, куда доехали. Дальше машину жалко. До озер в ущелье не доехали.
Галочку на посещении ущелий поставили, горячие источники посетили, музей Пржевальского посетили. Каждый день после посещения достопримечательностей ездили купаться на берег. Проход через санатории. Где-то берут 50 сом, где-то бесплатно. Вода прозрачная, но не такая прозрачная, как в Балхаше.
Учитывая, что я в прошлом человек дальневосточный, а сейчас сибирский, я даже хорошо загорел. Что для меня является большой редкостью.
Отдыхать хорошо, но пора собирать вещи и выдвигаться в сторону дома. Следующая точка маршрута — Алматы. Уже привычный путь до Бишкека, но не в сам Бишкек, а в Карасу (Черная речка), по совету поехали туда, сказали, проще и народу меньше, чем на Кордае. Но не всё так гладко, как хотелось. На въезде в Казахстан заставили вытащить всё из автомобиля и проехать на сканер. На обеих сторонах пограничники намекали на денежное вознаграждение в обмен на быстрое прохождение таможни. Но кормить халявщиков никто не собирался, поэтому потратили полтора часа на прохождение. И как выяснится позже, на границе Казахстана с Россией, киргизский таможенник забыл поставить печать на миграционной карточке жены, поэтому проверяйте печати.
Дело сделано, двигаем дальше в Алматы. Без малого 250 километров в принципе хорошей дороги за исключением объездов. По дороге видим современные ветряные мельницы.
Около часа дня въехали в Алматы. Из планов было поесть и доехать до Кок-Тобе. Кок-Тобе — парк отдыха на горе. До него можно доехать по канатной дороге протяженностью почти два километра. С горы открывается прекрасный вид на Алматы, а в самом парке находится памятник Битлам.
Еще очень интересную стоянку видно, когда спускаешься с горы, когда климат позволяет, почему бы не устроить такой паркинг.
Прогулялись и поели наверху. Надо было найти гостиницу переночевать. Нашли гостиницу «Рандеву». В принципе прилично, но везде не покидает атмосфера Советского Союза. Привычные 5000 тенге за стандарт и номер наш. Душ, часовой отдых и запланированная поездка в Парк Развлечений. Дождались подругу и с ее братом поехали в Парк. На входе платишь 3000 тенге, или около 600 рублей, и на всех аттракционах катаешься без ограничений. Остается лишь отстоять очередь. Прокатились на всем, на что хватило духа.
Около 9 вернулись в гостиницу.
Встаем пораньше и едем дальше. Пункт назначения — Караганда. Этот участок самый тяжелый, дорога не очень, везде ямы и кочки, на объездах грязь и камни. Больше тысячи километров вдоль Балхаша. Остановок почти не делали, тормозили только для того, чтобы покушать. Большую часть пути стояла жара и сильный ветер. Ехать было тяжело, менялись раза три за всё время.
В Караганде были уже почти в девять часов вечера. Вбив в навигатор ближайшие гостиницы, позвонил в одну из них. Места есть, ценник в 5000 тенге нас устроил. Приехали, поднялись, очень прилично. Свежий ремонт, душ, санузел, был даже балкон, правда, выходил он во двор, где шла стройка, и была навалена куча мусора.
Проснувшись, как всегда, пораньше, удивились понизившейся температуре, ночью подморозило хорошо, на машине был иней.
Держим путь на Павлодар. В Павлодаре задача — купить арбузов и дынь, и потратить остатки тенге. Чуть более 400 километров пройдено, хочется поесть и размять ноги. В Павлодаре находим немецкий паб, а так как раз обед, берем бизнес-ланч за сущие копейки и идем на соседний крытый рынок за арбузами и так далее.
К слову скажу, что в Павлодаре родился мой отец. Так что, почти маленькая родина. Набираем всякой всячины и стартуем домой.
От Павлодара до границы около 100 километров. Приехали на границу, пост Шемонаиха, уже почти в 10 часов вечера по нашему времени. Тут и выяснилась проблема. Как я уже говорил, таможенник забыл поставить печать на миграционной карточке. Зашли в таможенный пост, подали документы и…. еще минут сорок мы сидели ждали, пока они позвонят и всё узнают. Документы принесли уже минут через 15. Но, видимо, ждали финансовой помощи, поэтому еще минут 20 или 30 выжидали. Машину особо не смотрели, постукал парень по обшивке и сказал, проезжайте.
Вот она Родина, здесь даже воздух родной. В ближайшем селе Кулунда заправились на Роснефти, и в путь домой. До Крутихи дорога печальная, почти триста километров старого асфальта, более 60-70 километров в час разгоняться не хотелось. Но от Крутихи совсем новая дорога вплоть до Ордынки, не едешь, а плывешь. Все, кто ездил по этой дороге, знают, какой она была раньше. От Крутихи до Новосибирска долетели за два часа, дома были около трех часов ночи. Обмыли приезд и легли спать. Утром подвели итоги.
Итого. Проехали в общем 7000 километров. Затраты на дорогу следующие: около 15000 рублей на бензин, на жилье около 7000 рублей (напомню что на Иссык-Куле и в Бишкеке жили бесплатно у родственников). Питание не считали, тут всё индивидуально, но все гораздо дешевле, чем в России. Самые большие траты были на рынке Дордой, но это как расходники для авто, без них никуда.
Напоследок про авто. Ноут ожидания оправдал и превзошел. Вместительный и шустрый. Расход колебался от 6,2 до 7,0 литров. Общий пробег авто превысил 52 тысячи километров. Надеюсь, будет служить нам и дальше верой и правдой.
Всем спасибо за внимание, строго не судите, пишу впервые, по фотографиям на награды не претендую, около трети фото сделаны на телефон. Кто еще сомневается ехать или нет, ехать, ехать и еще раз ехать.