|
Ехать решили рано утром в субботу (и как потом оказалось, не зря!), хотя сильно уж рано это не назовешь, в общем, за знак с перечеркнутым названием «Красноярск» выехали часов в 7 по местному времени. Что сразу порадовало – так это отсутствие большого количества транспортных средств на дороге. Изредка попадались одинокие фуры, дачники и местные автомобили из придорожных деревень и городков. Кстати о фурах, на полпути заметил условный сигнал: если едешь за грузовиком, фурой, автовозом и т. п., а дорогу не видишь (или горка, или поворот, или просто высовываться боишься) – они (особо дружелюбные и сознательные, по крайней мере) показывают: ЛЕВЫЙ поворот – значит, «встречка» идет, обгонять нельзя, ПРАВЫЙ – значит, типа все чисто – обгоняй. Спасибо им за это, помогают. Да, товарищи, о сигналах: не забываем моргать дальним на трассах – сегодня помог ты, завтра помогут тебе!!
До Новосиба основные населенные пункты: Ачинск, Боготол, Мариинск, Кемерово, Болотное. Из них запомнился г. Кемерово. То ли потому, что погода была хорошая (ни одного облака в небе), то ли просто приятный город. Чистый, красивый.
Около 16:40 вечера 1-го дня пути, взяли первый рубеж: Новосибирск. Пригородные дороги, конечно, свободой передвижения не порадовали, так как, видимо, народ ехал кто с дач, кто на дачу, кому просто дома не сидится. Хотя чувствую, нам еще повезло, что была суббота – совсем стоячих пробок на пути особо не попадалось. В сам город не заезжали, проехали по краю, трасса идет в объезд. Примерно в течение часа-полтора черты Новосибирска скрылись за горизонтом зеркала заднего вида…
На часах было примерно 18-18:30, возник вопрос: что делать? – попробовать дотянуть до Омска (так как изначально решили останавливаться только в крупных городах или их окрестностях) или заночевать недалеко от Новосибирска. Так как водитель (я) из разряда людей, имеющих принцип «Чем больше сделано щас, тем меньше останется на потом…», то поехали дальше (здесь стоит отметить, что днем была сделана 50-минутная остановка исключительно с целью похрючить (поспать). Справка: время, уделенное на сон днем – вдвое-втрое эффективнее отдыха ночью!). Едем. В стороне от трассы остались города: Обь, Чулым, Каргат, Барабинск (это где продают вкусных копченых сазанов, жерехов и пелядей), Татарск. Проезжая этот участок, понял, что НИКОГДА НА ТРАССЕ НЕ НАДО ОТТЯГИВАТЬ ОЧЕРЕДНУЮ ЗАПРАВКУ ТОПЛИВОМ, так как можно встать в самом неподходящем месте. Встречались такие, с канистрой в руке, и главное не поможешь – так как у самого в баке по нижнее деление, и лампочка горит, неизвестно, на сколько еще хватит! До Омска все-таки доехали и даже переехали немного. Нашли гостиницу – и как назло, туда в этот день приехали участники ралли «Париж-Дакар» на КАМАЗах, все места заняли, поэтому пришлось спать прямо в машине. Отдых в машине, надо сказать, весьма посредственный, за исключением, может быть, тех машин, сиденья которых складываются и образуют кровать. Но в принципе эффект от сна достигается, и утром можно продолжить мозолить седельную мышцу. Когда морда лица была ополоснута свежей холодной водой, зубы почищены, синие КАМАЗы зафотаны, и выпита пара кружек кофе – сели в машину. Встал вопрос: куда дальше ехать. Один вариант – через Казахстан (трасса М51 через Петропавловск), второй – трасса Е30 – На Тюмень. Спросили у знающих людей – подсказали: лучше ехать по второму варианту, причем до Тюмени доезжать не надо. Кстати, если кто будет путешествовать в первый раз – полезно почаще общаться с людьми, экономит время и бензин.
Примерно на полпути от Омска до Тюмени – есть поворот на Ишим, дорога через него выводит снова на трассу М51. Повернули, срезали… Дорога сначала была хорошая, несмотря на то, что не федеральная трасса. Вообще по ходу следования мне показалось, что в нашей стране наконец-то занялись решением дорожных проблем, так как очень часто попадались дорожники и участки свежезакатанного асфальта. Причем, делают конкретно, по три полосы в одну сторону. Правда, есть такие места, проезжая по которым, кроме слов п....., б.... и на…, говорить больше ничего не получается (встречали перегонщиков, они говорят, здесь нормально еще, от Владика вообще тыщи 2 километров дороги почти нет. Сам не проверял, но слышал от многих, кто ездил!). Ближе к выезду на М51 – развилка. Решили срезать, поехали как короче. Потом выяснилось, что видимо, не угадали, так как на полпути дорога закончилась совсем, пошел участок с количеством колдобин – штуки 3 на квадратный метр (отсюда, не всегда более короткий путь – более быстрый). Стойки было реально жалко. Назад не поехали. В принципе участок не такой уж длинный оказался, но несколько километров пришлось потрястись!
Выехали на М51. Таким образом, объехали казахов. Проехали суровый г. Челябинск. Началась трасса М5.
Следующим крупным Check Point’ом была назначена УФА. Дорога от Челябинска до ближних подступов к Уфе ничем особо не запомнилась: погода была хорошая, солнце, машин, как встречных, так и попутных – немного. Зато, как доехали до Урала – ситуация несколько изменилась. Пошли подъемы, спуски, серпантинчики. Качество дороги в принципе удовлетворительное, даже местами хорошее. Что характерно – откуда-то повылазили ГАИшники: только разгонишься с горки – навстречу уже моргают, причем, горы перекрывали с обеих сторон. Повезло, никто не остановил. Здесь запомнилась природа, леса, горы, пейзажи, зелень, красота, одним словом. Воздух чистый, прям чувствовался из форточки, запах хвои. Количество машин – увеличилось. Особую жалость вызывали тяжеловозы и фуры. Видно было, что каждый подъем дается как последний: кто надрывается, еле ползет, у кого сцепление горит, кого на аварийке уже буксируют.
Смеркалось. Казалось, что Уфа вот-вот порадует своими очертаниями, но не получилось, машин под ночь почему-то стало еще больше, дорога стала опасной, скорость меньше, водитель (я, то есть) заколебался. Решили остановиться в первой попавшейся более-менее нормальной гостинице, расположенной по правой стороне дороги (негласное правило автопутешественников) и качественно поспать. Нашли, остановились, там даже баня оказалась. Утром проснулись с чувством того, что качественно поспать не получилось: то ли от того, что рано встали, то ли от жары, то ли от вечернего литрового вливания в уставший организм слабых алкогольных напитков. Однако, необходимую порцию отдыха организм получил, мозг проснулся окончательно, когда был узнан счет Россия – Голландия – 3:1!!, двинулись дальше…
От Уфы поехали на Казань. Начался 3 день пути. С него началось частое и плотное общение с представителями ГИБДД. Первый штраф был пойман из-за некоторой потери бдительности после 2-х дней непрерывного, злостного и безнаказанного нарушения скоростного режима. Как потом выяснилось, встречный «жигуль» не на кочке фарами потряс, а предупреждал о приближении к машине с суровыми башкирскими гаишниками! Когда он мне показал скорость на радаре, я удивился и немного даже обрадовался – 123 км/ч – видимо, на кочках все-таки успел сбросить километров 30-40, повезло, в 300 р. уложился. Чем примечательны башкирские гаишники, так это конкретностью: захожу к ним в машину – сразу спрашивает: «Куда писать?» Я говорю: «Может, без формальностей…». В общем, 100 р., и поехали дальше. Второй инцидент произошел возле Казани. Остановили на посту, в последний момент, то ли номера посмотрел, то ли вид мой ему не понравился. Здесь уже пытались развести покрупнее. Говорит: «Пройдите на пост». Зашел. Проверяет документы. Достает какой-то непонятный перемотанный изолентой алкометр, говорит: «Дыши». Дышу, здесь, видимо, дает о себе знать вчерашнее пиво, хотя выпито было 2 бутылки и около 12-13 часов назад. Удивился. Отправил в соседнюю комнату. Там еще один башкир сидит, молодой, но видно, что опытный, дает трубочку с пакетиком, говорит: «Надувай». Надул – позеленела (кстати, всегда заранее обращайте внимание на её цвет, я не посмотрел, может, и была уже зеленая). Посмотрел он на неё и начал: вот, говорит, типа у тебя остаточное, щас будем отстранение оформлять, тебя на экспертизу, за такое щас тоже лишают, от полутора лет и далее в том же духе. Здесь главное не подсесть на палево, особенно с непривычки. Говорю: «Вы че, блин, вчера выпил чуть-чуть, на жаре еще с утра все выветрилось, если что и было», – и давай с ними спорить (но не сильно агрессивно, а логично и спокойно). В общем, мент понял, что я не его рыба, и денег не дам. Ладно, говорит, езжай. Даже совет дал: покушай, говорит, чего-нить.
Взяли Казань. Была поставлена цель: седня добраться до Н. Новгорода через Чебоксары. Проезд древнего города обошелся несколько дороже… за несколько десятков километров до него проезжали небольшой населенный пункт. Попал на ровном месте практически: развилка, едет фура (медленно, даже показалось, что тормозит). Разметки нет – дорога новая, знак «Обгон запрещен» был замечен до перекрестка, после – вроде не было, как оказалось позже, наверно, все-таки был (хотя я был запаренный и даже проверить не удосужился, возможно, их версия была выдумана, позже только думал, что разобраться до конца надо было). В общем, обхожу я так легонечко эту долбанную фуру, не нарушая, кстати, скорость, что довольно редко происходило, и только выныриваю – ЗДРАСЬТЕ ВАМ!! – стоят б…., родные, наши, русские!, аж радар из рук чуть не выронил. Тормозит. Останавливаюсь. Почти задавил его, так как зимняя резина по грязному мокрому асфальту пошла юзом. Отправил в машину. Там их еще трое сидит, нафига так много – не пойму. Ну что, говорит, лишение типа, от 3-х до 6-ти, по-моему. И давай дальше пугать в том же роде. Я им спокойно объясняю, что лишать не надо и т. д., в общем, выписали на 300 р. Штраф оплатишь, говорят, у себя, будь внимательней на будущее. Проехали.
До Новгорода чуть-чуть не доехали – решили сначала остановиться на полчасика, отдохнуть, а потом и ваще заночевать. Проснулись в 4-5 часов утра, привели себя в порядок, поехали. Почти рассвело, дорога 6-ти полосная, без колдобин и ям, машин мало, лишь изредка одинокая фура сверкнет габаритами. Казалось бы – что еще надо? Оказалось, еще для счастья не хватало антирадара! Отъехали километра 3, обхожу так аккуратненько фуру, и тут, откуда ни возьмись – полосатый фаллоимитатор (не в обиду инспекторам ГИБДД, они в принципе только за правилами кем-то написанными следят)! Машет с обочины… Оказывается, мы ехали по населенному пункту, названия не помню уже. Об этих недоразумениях вообще стоит отдельно сказать: дорога – по 3 полосы в одну сторону, магистраль, можно сказать, в стороне от неё – домики, посередине – отбойник, пешеходных переходов по земле нет, а бывает, и вообще нет – и вот какого фига, спрашивается, там втыкать белую табличку к надписью «МАЛАЯ ЕЛЬНЯ», например!! Бесит. Особенно когда плотность таких населенных пунктов становится – 5 штук на километр. В общем, тормозят опять меня, показывает радар, там – 99 км/ч. Еще бы 1 км и 1 500 р. А так снова 3 сотнями отделался. На этом, в общем-то, моё дорожное общение с представителями ГАИ закончилось. Тем не менее, дорога после этого приятней не стала: возникло чувство постоянного палева, на встречу моргают не все, а патрульных машин – примерно, одна на 3-5 километров (под Новгородом, дальше поменьше вроде стало), да в таких местах – что издалека не заметишь. Даже при виде чучел нога приобрела рефлекс падать на тормоз… В общем, ехать приходилось не быстро, около 100 км/ч, но как только начали подъезжать к Москве, я понял, какое это счастье, ехать хотя бы те же самые 50-60 км/ч!! время с 8-9 утра примерно до 5-7 вечера было затрачено только на то, чтобы добраться от восточной части ближнего Подмосковья до западной. В общей сложности километров 300, со всеми блужданиями и объездами, напрямую и того меньше. Кто ездил – тот поймет.
Была жара. Сначала ломанулись по 3-ей объездной дороге (или как она там называется) через Орехово-Зуево, в общем – там переезды все колом! Пробищи немереные. На каждом – гаишники стоят, у особо торопливых и наглых права отбирают. За переезды щас права отбирают – так что никогда лучше не рисковать, даже если вы уже у шлагбаума. Эти минут 10-20, могут стоить либо очень дорого, либо 3-6 месяцев тесного использования общественного транспорта. Попробовали срезать, перейти на 2 кольцо – то же самое. На МКАД решили даже не соваться. По 2-му объездному (это где Апрелевка) добрались до Киевского, там отстояли еще пару длиннющих проборей, выехали на Минку (выезжали час, наверно, естественно). Здесь процесс пошел чуть быстрее, в общем, часам к 5-7 вечера наконец-то добрались в конечную точку путешествия (г. Руза, недалеко от Можайска, 70 км на запад от Москвы).
Подводя итог
Путешествовать на машине, даже в первый раз на дальние дистанции – не страшно, главное, по дороге руководствоваться здравым смыслом. Если при этом еще цель поездки не НЕОБХОДИМОСТЬ, а развлекательно-познавательная – то процесс становится интересным. Запасаемся фотоаппаратом, камерой, зарядками (от прикуривателя желательно) и в путь. Масса впечатлений обеспечена. Самая засада: водителю, если он один, придется побольше отдыхать, чтобы не вымотаться. Если водителей 2 и более – тогда проблем вообще нет.
По трассе мест, где можно остановиться – масса, правда, есть сомнительные, но возле крупных городов можно всегда найти приличный ночлег, баню, душ, еду и т. д. Стоимость ночлега варьируется в пределах 500 – 1 500 р. на человека (учитывая все связанные со стоянкой расходы). Об общении с гаишниками: разговаривать надо уверенно, в меру жестко, логично, обоснованно и так, как будто ты не виноват (что довольно часто, кстати, и бывает), но в тоже время не повышать тон, агрессивно не спорить (особенно с башкирскими и татарскими). Умеренные шутки – помогут разрядить обстановку (потому что, как ни странно – они тоже люди и на посту стоять весь день – тоже не в прикол.)
Машина, на которой ехали (вдвоем): Nissan Bluebird Sylphy, 1,5, механика, 01 год 6 месяц. Дошла на одном дыхании. Средний расход за всю дорогу – 6,3 литра на сотню. Расходники не ест, передние стойки были поменяны перед дорогой (как оказалось, зря). Задние были изношены процентов на 70-80, за дорогу, конечно, убились окончательно, но пока еще езжу, просто на ямках раскачивает, как на водяном матраце : ).
Когда отмывал мушек, бабочек и прочую фигню с капота после поездки – понял, почему перегоны и бывалые люди заклеивают передок малярным скотчем: обнаружил массу сколов, коцек, битумных капелек (издержки дорожно-ремонтных работ). Говорят, еще спасает отбойник на переднюю кромку капота. Стекло, как ни странно, за все 4 500 км не пострадало, не поймал ни одного камешка (точнее, поймал, но по-тихому, трещин не оставили). Наверно, повезло.
Дорога на трассе свободней в выходные, в городах, по-моему, без разницы, злостных дачников везде хватает, либо тех, кто едет на работу, с работы.
Об этике: приятно видеть едущий навстречу, мигающий фарами автомобиль, поэтому после проезда очередной патрульной машины – рука сама ложиться на рычаг переключения дальнего света. Перед тем, как начать обгон перед горой – советую сразу (желательно еще перед поездкой) для себя решить: важны ли эти секунды, или пусть даже пара минут, которые можно выиграть по сравнению с тем, что можно потерять. И в соответствии с принятым решением действовать так всю дорогу. Многие не задумывались заранее, а зря…
Нарушать правила нужно с умом, чтоб не создавать опасных ситуаций! А вообще единственное, наверно, что невозможно не нарушать – так это скоростной режим (превышение в пределах 40 км/ч тянет на 300 р., так что за редким исключением скоростных участков дорог – можно укладываться). Иначе дорога заняла бы куда больше времени и сил. Остальное все терпимо, проверено на собственном опыте.
Вроде, написал все. Если что еще всплывет в памяти, то будет редакция 1.2.
Счастливого пути!!