|
Глава 1. Море зовет!
Наступило жаркое начало лета 2024. Надо ехать на моря. Конечная точка нашего путешествия, как и в прошлом году, турецкая Аланья. Старт запланирован на 29 июня в 9 утра, но, как показывает практика, раньше 10 не уедем. Подавляющее большинство автопутешественников просыпаются рано утром и едут до последнего, ночуя в гостиницах. Мы, в свою очередь, предпочитаем нормально выспаться и спокойно ехать. Автомобиль Ларгус кросс 2015 года. В машине два водителя. Я и жена. Едем периодически меняясь.
Утро 29 июня. Выспались, собираемся, грузимся. В итоге, как и предполагал, выезд 10:05. Ничего нового. Все как обычно. Едем по привычному для нас маршруту: Ижевск — Агрыз — Менделеевск — Набережные Челны. Так как на участке Ижевск — Малая Пурга идут работы на трассе, решили ехать через Бураново, чтобы не стоять в пробках. Ближе к Менделеевску на трассе тоже ведут глобальные работы. В пробке не стояли, но некоторым ориентиром на том месте была тополиная аллея, которую в процессе реконструкции трассы, как мне показалось, вырубили. Жалко. Едем дальше: Менделеевск — Набережные Челны — Заинск — Русский Акташ — все в штатном режиме. Поворачиваем на Кузайкино и останавливаемся размяться и поменяться за рулем. Разминаемся и осматриваем окрестности.
Очень сложно было подобрать ракурс съемки. Вся обочина завалена пустыми бутылками и одноразовыми салфетками.
Где-то на Ютубе слышал мнение, что, если водители меняются каждые два часа, то устаешь гораздо меньше и можно проехать большее расстояние. К сожалению, проверить это не получается, обычно едем дольше и меняемся по желанию или по усталости.
Пересаживаемся и едем дальше в сторону трассы Альметьевск — Казань. На своем привычном месте наблюдаем гражданина, стерегущего треногу. Судя по всему, он там живет.
Небольшая ремарка. В пути очень удобны крабовые палочки — размораживаются на ходу.
Перекусываем в процессе движения и наслаждаемся видами за окнами автомобиля.
После поворота в сторону Нурлата решили остановиться и пособирать клубники. Буквально 20 минут и лакомимся полевой клубяной.
Пересекаем стройку трассы М12 и сворачиваем в направлении Шенталы. Тут все штатно и проезжено не один раз. Дозаправляемся в Черемшане — цена радует.
Красивые пейзажи по дороге Черемшан — Исаклы:
Под вечер выезжаем на М5. Машин сразу становится на порядок больше — всё-таки трасса очень загружена и расширение ей не помешает. Толкаемся до развязки на объездную Самары.
За качество фото прошу не пинать. Телефон параллельно работал в режиме навигатора под лобовым стеклом и перегрелся от солнца. Фотографии получились смазанными.
Очень много камер-треног, но перед ними стоят знаки, предупреждающие о контроле. И все равно лихачей хватает.
Дорога от объездной Самары до Пугачева прошла без проблем. Плохих мест становится меньше, дорогу ремонтируют. Пока ехали до Саратова, стемнело. При подъезде к объездной Саратова попали под действие РЭБ. Навител отправил нас к черту на куличики, и после этого у него слетела регистрация и в России и Грузии. Маршруты прокладывать он отказался. Регистратор в машине показал скорость порядка 200 км/ч, навигатор в телефоне тоже потерялся. Ну да ладно. По указателям выехали на объездную Саратова и без дальнейших происшествий поехали в сторону Волгограда. В этот раз в Волгоград решили не заезжать. Оставили на следующий год. Объехав центр Волгограда по 3-ей Продольной улице и проехав (по мнению навигатора) по Волге, мы выехали в сторону Элисты. В Элисте тоже не задержались. Короткая заправка на Лукойле и двинулись по маршруту Ипатово — Светлоград — Грачёвка — Минеральные Воды. Традиционный уже ужин у Магнита на выезде Минеральных вод и едем дальше. Сильно не торопимся. Нам необходимо подать заявление для зачисления сына в 10 класс через Госуслуги 1 июля. Решили это сделать во Владикавказе сразу после полуночи.
Перед Владикавказом остановились около Ирана.
Приехав во Владикавказ, заправились на АЗС Роснефть ближе к погранпереходу. Остановились отдохнуть чуть за ней. Даже удалось поспать пару часов. Подав заявление, едем на границу.
Со стороны России погранпост прошли относительно быстро. Несколько потоков пограничники «обрабатывали» быстро. Выехав на нейтральную полосу, встали в пробку. Бардак жуткий. Пришлось толкаться до самой грузинской границы. В итоге границу прошли где-то в 6 часов утра. Сел за руль. Спать не хотелось. Спасло то, что поспали во Владикавказе, но на горном серпантине стало рубить и за руль села жена. Проснулся уже на подъезде к Жинвальскому водохранилищу, где делали традиционные фото.
Промежуточный пункт в Грузии был город Гори. Цель — музей Сталина. Припарковались напротив музея и местные парковщики взяли с нас мзду: 1 лари. В дальнейшем мы нашли рядом несколько мест для бесплатной парковки, хотя и эта сумма не напряжна. В целом музей понравился. К сожалению, в дом, где родился Сталин, не пускают, но в вагоне поезда и в самом музее работают экскурсоводы, которые отвечают на все вопросы.
Подарки Сталину:
Макет дома в горах, где располагалась подпольная типография:
Дом, где родился Иосиф Виссарионович:
Дверь в палисадник:
Вагон, в котором передвигался Сталин:
Люстра чем-то напоминает современную:
Кондиционер:
Электрощит:
Спросили, где можно поесть хинкали. Нам посоветовали кафе напротив, и, действительно, хинкали и хачапури были очень вкусные, да и размер большой.
Далее решили прогуляться до крепости Горисцихе и заодно немного посмотреть город. Заглянули с сыном на памятник грузинским воинам-героям.
В тени деревьев за импровизированным столиком обедала бригада местных дворников или, наверное, лучше будет сказать уборщиков, либо смотрителей. Пожелал им приятного аппетита, на что моментально был приглашен к столу. Я вежливо отказался, и мне было предложено настоящее самодельное грузинское вино. Сказал, что я за рулём, на что мужики со смехом сказали: «Что там будет? Это же обычное вино». Вот оно, грузинское гостеприимство!
Сделав фотографии, немного прогулялись вчетвером около крепости. Предложил пройтись вокруг крепости, но мои отказались и пошли к машине. Я же продолжил прогулку. Прошел по местному минирынку. Купил небольшое ведёрко с малиной. Обошлось в районе 10-13 лари. Сколько точно, уже не помню. По пути посмотрел на старинные аутентичные грузинские улочки и дома прошлого или, вероятно, даже позапрошлого века, сделал фото на память.
Вернувшись в машину, мы двинулись дальше.
Дорога до Батуми заняла немного времени. С каждым годом трасса Тбилиси — Батуми приобретает законченный вид. Доезжаем до пограничного поста Сарпи. Страховка на машину по территории Турции была сделана заранее и распечатана, поэтому мы едем сразу на пункт пропуска. Жена как хозяйка автомобиля едет за рулем по автомобильному потоку, мы с детьми идём отдельно. На нашу беду, перед нами приехало два автобуса, и в помещении толпа народу. Но все же пересечение занимает не так много времени, и мы в Турции! Ждём жену на машине и вперёд! Море зовёт!
Промежуточная цель — Трабзон. В планах заехать в торговый центр, зацепиться за Wifi, сделать денежный перевод самому себе через Золотую корону и снять лиры в ближайшем отделении почты (РТТ). Вечерело. Спокойно докатываемся до уже знакомого нам места ночёвки в городе Фындыклы.
Кто-то устроил огород прямо на берегу моря:
Просто чайка на фонаре:
Утром проснулись и тихонько доехали до торгового центра. Так как время до открытия ещё есть, решил прогуляться до отделения почты, которое было найдено по картам ещё дома. Облом номер 1: я его не нашёл. На том месте в здании шел ремонт. Вернувшись к машине, решил дождаться открытия, перевести деньги и по пути в любом отделении PTT снять лиры. Облом номер 2: в торговом центре бесплатного вайфая не нашли. Прикинули финансы — деньги в лирах только на бензин до Аланьи с небольшим запасом, а имеющиеся евро — на оплату отеля, да и тратить их не хотелось. Ни о каком шопинге речи быть не может, да и цены кусаются. В дальнейшем возникла мысль, что надо было сделать перевод ещё в России, когда был нормальный интернет, а потом спокойно получить. Ладно, не смертельно. Едем вперёд, периодически меняясь за рулём. Маршрут уже знакомый: по побережью Черного моря до Самсуна:
После Самсуна поворачиваем в сторону Анкары. Едем через Мерзифон, Чорум, Кырыкале, Кулу.
В Кулу останавливаемся около «нашего места». На одном углу перекрестка есть открытый доступ к wifi. Не знаю почему, но он там уже второй год подряд. Цепляемся, узнаем последние новости, переводим деньги и в путь на Конью.
Проходим Конью по объездной уже ночью. Машин мало, едем не торопясь. В горах, где нет источников света, остановились показать детям ночное небо с миллионами звёзд. Немного кемарим по пути, и утром на рассвете мы поворачиваем на трассу Анталия — Аланья. Ещё минут 40, и мы на месте. В очередной раз мы молодцы!
Глава 2. «А что дома делать?» Ф. Конюхов.
Пролетели незаметно дни, и нам опять пора в дорогу. Наша цель на этот раз заехать в грузинский Боржоми, а уже в России — в Ростов-на-Дону, где живёт наш старший.
Стартуем. По пути заезжаем на все попадающиеся АЗС Шелл с целью покупки масла 5w-40. Находим в продаже две канистры по цене 1000 лир (2900 рублей) около Манавгата и едем дальше. После горного серпантина остановились возле «минибутика», а по сути одноэтажного сарая с распродажей одежды. Немного закупились за весьма небольшую денежку. Затем заехали в придорожную харчевню поесть традиционных турецких лепешек — гезлеме. Немного перекусив и размявшись, едем дальше.
Решили не заезжать в торговый центр в Конье и через объездную уходим в Кулу. В Кулу на АЗС Шелл, пусть и подороже, покупаем ещё одну канистру масла. На заветном месте скачиваем последние новости из интернета, почту, сообщения мессенжеров и снова в путь. Ночью проходим всю плоскогорную часть Турции и под утро спускаемся к Самсуну. Ну, а далее дорога одна — по побережью к границе с Грузией, куда мы и подъехали во второй половине дня. До свидания, Турция, мы ещё вернёмся!
Прохождение границы составило в районе часа. В Батуми немного погуляли, попили чудесный квас «как в СССР», который продается на каждом углу из бочек.
Замечаю жене, что обычно Батуми встречает нас дождем, а сейчас только тучки ходят на горизонте. Лучше бы не говорил — после выезда из города попали в такой ливень, что в метре ничего не было видно.
Следующая цель нашей поездки — знаменитый город Боржоми. Поспав на заправке, мы приехали туда часов в 8 утра.
Шикарная атмосферная улочка на подъеме к парку.
В парке Боржоми есть особенность: вход платный с 9:00. Поэтому мы без проблем заходим бесплатно. Честно говоря, смотреть там нечего. Самая главная достопримечательность — это бювет с настоящей минеральной водой, которую можно набрать в бутылку. В остальном остатки аттракционов из СССР и относительно новые. Если приложить руки и средства, то можно сделать неплохой парк отдыха.
Ретроурна из СССР:
Инсталляция:
Реновация:
Но воздух тут шикарный — возможно, сказывается раннее утро, когда солнце ещё не вышло из-за гор и не стало жарить в полную силу. Сам бювет снимать не стал. В интернете фотографий множество.
Памятник Прометею за забором:
Еще здесь обитают такие животные:
В очередной раз убедился в доброжелательности жителей Грузии. Дочка 9 лет, не захотела идти с нами в дальнюю часть парка, а решила просто посидеть на лавочке, так, с ее слов, три человека, в том числе семейные пары, спрашивали, все ли с ней хорошо, не потерялась ли она и не нужна ли ей помощь.
Следующий этап — это поесть хинкали и хачапури в Гори. Заодно сходили с женой на рынок за малиной. Пообедав, едем дальше и через 4 часа проходим границу. Грузинская граница проходится почти моментально. На нашей выкладываем все вещи из машины. Пограничник заглядывает внутрь, второй просит открыть пару сумок, спрашивает про провоз декларируемых предметов. Кроме спиртного ничего не везём, да и его в пределах допустимого. Заветные штампы и мы на Родине.
Следующая цель — Эльбрус. Доезжаем до него утром, выспавшись на заправке у села Кёнделен. Машину оставили до платной парковки у моста и пешочком идём да поляны Азау, откуда на Эльбрус идут две канатные дороги. Одна старая, маятникового типа. Вторая новая, но подороже.
Поднимаемся на старой в три этапа. Первые два в вагончике. На третьем этапе индивидуальные сидения, а под ногами ничего нет. Только высота. Думал, дочка испугается, но нет, говорит «поеду». И ведь села и поехала. Молодец.
Прогулялись, пофоткались на фоне Эльбруса и едем дальше.
Пятигорск. Главный курорт Минеральных вод. Мы проездом. Нас интересует место дуэли Лермонтова с Мартыновым и знаменитый провал, куда Остап Бендер продавал входные билеты.
Место дуэли примерное. Точных данных нет. Оформлено красиво. Столбики в виде пистолетных патронов, а по углам сидят грифы.
Около Провала делаем фото вечернего Пятигорска.
Ну и какое фото без Остапа Ибрагимовича.
Вечером стартуем в сторону Ростова-на-Дону. По пути решили не насиловать себя и спокойно поспать на заправке на трассе, и рано утром мы приезжаем в город.
Гостим до следующего дня и снова в путь. Маршрут через город Шахты, далее по бесплатному отрезку трассы М4. Поворачиваем на Волгоград. Перед Волгоградом навигатор предлагает нам альтернативный маршрут параллельно трассе Саратов — Волгоград через Михайловку и Елань. Решили проверить. Весьма сомнительное решение, как оказалось. Сначала дорога была на троечку, затем на одном участке было состояние такое, что дорогой это назвать было сложно. Асфальт был здесь обновлен в последний раз, наверное, еще при СССР. Зато как заехали в Саратовскую область, то свежий асфальт был как манна небесная. Один плюс — машин очень мало. С ветерком доезжаем до объездной Саратова, переезжаем через Волгу и знакомой дорогой через Пугачев, Самару, Заинск, Набережные Челны добираемся домой.
Итог. Пройдено 9484 км. Потрачено 640 литров бензина при среднем расходе 6,7 литров на 100 км.