|
Отпуск всей семьей — весьма рискованное мероприятие, и потому готовились к нему заранее, а именно за год.
Все наше немаленькое семейство (мы с женой и трое деток) должно быть здорово и готово к активному отдыху, а здоровье авто — это отдельная тема.
Наш верный конь — Митсубиси Паджеро 4 дизель на механике был куплен ровно за год до поездки и, поскольку из первого испытания в Белокурихе ехал на эвакуаторе, к этой поездке тщательно готовился.
Было заменено все, что подавало признаки неисправности и могло стать критичным. Если перечислять коротко, опуская мелкие подробности:
Кроме того, для размещения вещей и всяких туристических штуковин был куплен и установлен на крышу бокс длиной 175 см. Изготовлен из фанеры и установлен сбоку от третьего ряда сидений рундук под бичпакеты, чаи, печеньки, тушенку и прочие перекусы.
Когда стало понятно, что авто будет готово и основные вложения сделаны, началось самое интересное – проработка маршрута. Не первый раз, готовясь к поездке, обращаюсь к разным источникам инета и убеждаюсь, что самую полезную и наиболее полную информацию всегда можно найти на Дроме. Спасибо Дрому и авторам рассказов о своих путешествиях, много чего полезного почерпнул и кое-что очень даже пригодилось.
Итак, план путешествия, следующий:
День первый.
Из Новосибирска выехали в 11 часов. Предпочитаем выспаться в день отъезда и спокойно собраться в дорогу, чтоб ничего не забыть. Трасса до Рубцовска нам давно известна, ничем не примечательна. Как и всегда качество дорожного полотна и ширина дороги резко меняются при пересечении границе с Алтайским краем, и можно не париться об обгоне по встречке, ехать на комфортной для себя скорости, учитывая, конечно, ограничения и камеры на дороге (благо навигатор отлично ловит сигнал и своевременно подсказывает их).
Для дозаправки топлива заехали в Рубцовск, а заодно прокатились через его центр и были приятно удивлены. Лет 15 назад, когда я был в командировке, Рубцовск показался мне умирающим городком, кроме серости и разрухи ничего в нем не обращало на себя взгляд, а сейчас ровные дороги, по крайней мере, в центре, отремонтированные фасады старинных домов, относительно современный автопарк и объявления о наборе персонала на производство. В общем, порадовались за жителей городка и поехали на границу.
К погранпереходу подъехали пятыми из легковых авто и 40 минут просто ждали, пока откроют ворота. Ужин у них был или пересменка, узнать невозможно, так как никакого расписания на воротах не висит.
Прошли паспортный контроль всей семьей (водитель первый), и дальше семья пешком на Казахскую границу, а я в авто на досмотр. Досмотр, что на российской, что на казахской границе довольно поверхностный, видимо, семейные путешественники у погранцов особого интереса не вызывают. В общем, на прохождение границы ушло около 2 часов.
Сразу скажу, что на всех погранпереходах по разному организовано прохождение: где-то водитель проходит паспортный контроль вместе с пешеходами, где-то на улице в отдельном киоске рядом с машиной, где-то дают талончик на осмотр и забирают на выезде, где-то не дают. На российской стороне перехода Павлодар — Карасук вообще семью из здания не выпускали, пока я досмотр не пройду, а досмотр там был самый серьезный с выворачиванием сумок и долгий (соответственно — 3 часа 15 минут на прохождение всего перехода с очередями).
Перед поездкой со всех сторон был наслышан о строгих, а вернее сказать алчных казахских гаишниках, да ещё и попутчик рассказал, что могут из Казахстана не выпустить, пока штрафы не оплатишь, а потому настроился ехать по правилам, с ограничением скорости.
Только переехал границу, и вот он, первый знак ограничения 30. Где конец зоны ограничения, непонятно. На несколько десятков километров ни одного перекрестка. Навигатор на российской симке отключен, и ничего не показывает. Дорога отвратительная, больше 70 не разгонишься, при том, что местные гоняют, и я на свой страх и риск поехал 70.
В первом Ауле (название поселка) в киоске у дороги было решено купить сим-карту на тенге, обмененные ещё в Новосибирске. 6000 тенге и Билайн, оплаченный на месяц, наш, но по большей части трассы навигатор подвисает и выдает неактуальную информацию, а объезды, которых в северо-восточном Казахстане предостаточно, вообще не видит. Так что в помощь нам была интуиция и местные дальнобойщики, которые, кстати, не очень-то соблюдают скоростной режим.
Время на телефоне переключилось на казахское (на 2 часа раньше), и в 8 часов уже стемнело. В Семей приехали в полночь по местному времени и сразу словили вайб южного города. Яркие подсветки, стриженный карагач, гуляющая молодежь. Захотелось к ним присоединиться, но нам надо выспаться и на следующий день доехать до Талдыкоргана. В забронированной гостинице Семей-сити нас ждали и разместили в чистых номерах с приятным постельным бельем. Разрешили положить продукты в холодильник. Гостишка, конечно, без звезд, но переночевать пойдет. Одно насторожило — в номерах, находящихся через коридор, очень хорошо слышно соседей по вентиляции.
Вспомнили, что в Семипалатинской области родились мой дед и тесть, но поскольку и тот и другой в раннем детстве уехали, мест рождения мы не знаем.
День второй. Деньги. Ремонт дорог.
Расчет в отеле принимают только в тенге, а тенге уже не хватало. И тут возникла вторая сложность. Мало того, что обменники работают только с 9 утра, так ещё и деньги по российскому паспорту не меняют, нужен загранник. Пока мы со старшей дочкой искали подходящий обменник и уговаривали прохожую девушку обменять наши деревянные на казахские фантики, жена с младшими погуляла в очень ухоженном и современно оформленном центральном парке. Продавать симку в салоне связи Билайн по российскому паспорту нам также отказали, но при этом в магазине бытовой техники продали симку Active за 3800 тенге с тарифом на месяц. Стартануть удалось только в 11 часов по казахскому времени (по-нашему уже обед), а нам надо пройти 860 км. И начался ремонт дороги — 400 км до Аягоза объезды по щебенке, на которых больше 40 не разгонишься. Где-то за фурой вообще 7 км/час ехали, 30 минут простояли на ж/д переезде и только к вечеру попали в Аягоз.
Первым делом нашли единственную приличную заправку и ещё там отстояли очередь 20 минут. Спасибо дизелю, так как на бензин очередь была часа на полтора. На вопрос о туалете на заправке нам ответили, что воды нет, уличной кабинки тоже нет, так что любой кустик в степи (а их там нет) наш. Завязались в узелки и поехали искать цивильное место, где можно ещё и покушать. В центре Аягоза есть несколько кафе-столовых, остановились по наитию и наконец-то отдохнули от изнурительной дороги по жаре (на улице +35). Обед мы полностью осилить не смогли, к огромным порциям острой пиши все-таки надо привыкать.
Из Аягоза выехали в 7, через час стемнело, но, к нашему счастью, жара спала, ремонты дорог закончились, шикарное дорожное полотно, идеальная разметка и ночные автобусы, которые едут 120, не взирая на знаки, были нашими проводниками. Пятнадцать часов в дороге, и глубокой ночью мы въехали в Талдыкорган. Спасибо тете Вале за бессонную ночь — дождалась.
День третий. Талдыкорган.
У родни всегда хорошо. Отмылись, отъелись, отоспались (к обеду проснулись), на улице пекло +35 и яркое солнце, город замер в духоте, на улице почти нет людей. Детские площадки заполняются только после 6 вечера. И мы, наевшись вкуснейшего арбуза, принесенного троюродным братом, вечером пошли изучать город. Стриженный в разные формы карагач, пруд для купания, новенькая набережная на берегу горного Каратала создают уютную и комфортную атмосферу. Гулять можно хоть до утра, ночная относительная прохлада гораздо приятнее дневного зноя.
День четвертый. Дань предкам.
Надо вспомнить и о предках. В Карабулаке в 15 км от Талдыкоргана до 1994 года жили родители моей мамы, дед там и похоронен. Мы с братом в детстве каждое лето приезжали сюда на 2 недели отъедаться фруктами и отогреваться на солнышке, а потому всегда с замиранием сердца еду в этот городок пройтись по местам своего детства.
В Карабулаке мало что изменилось, разве что железная дорога, на которой мы превращали стекло в порошок, уже разрушена и заросла кустарниками. Совсем немного новых строений. Так же течет арык, и на его берегу вольно растут яблоки белый налив, к концу июля уже спелые. На бабушкиной усадьбе по-прежнему стоит один из двух домиков, и дверь в баню все та же, обитая черным дерматином.
Съездили на могилу к деду, немного убрались, заехали на Каратал ноги помочили и в путь. Следующая цель по дороге в Алматы — поселок Сары-Озек — родина моей мамы. Дорога отличная, часа через полтора были уже там. По Сары-Озеку прокатились обзорно, выяснили, что мамина подруга детства недавно уехала в Россию, нашли её телефончик у соседей, порадовали местных детишек конфетами и яблоками. Сары-Озек приятно удивил строительством аллеи с лавочками и подсветкой, подведенным к домам газопроводом и тянущимся водопроводом (вода здесь всегда была проблемой). В общем, и в это захолустное место приходит цивилизация. Но, по словам местных, работы нет и все ездят в Алмату и Канаев.
Только выехали на трассу — сразу знак платной дороги, и других вариантов проезда до Алматы нет.
Трасса отличная, поэтому до Канаева доехали с ветерком. На берегу р. Или рядом с трассой увидели купающихся и рыбаков и, пока ещё светло, тоже решили освежиться у воды.
Дикий, не самый чистый берег не испортил впечатление от теплой и чистой воды, каменистое дно массирует ноги, горный рельеф радует глаз. Достали удочки, чтобы попытать удачу на чебака, а черви наши жары не вынесли — засохли. Смеркалось, быстро перекусили и на трассу выехали уже в темноту. Не мы одни, в субботу вечером многие возвращаются с отдыха на Капчегайском водохранилище. Пробка в 4 ряда на трассе, с разрешенной скоростью 140 км/час, растянулась на 70 км. Только через 2 часа подъехали к пункту оплаты дороги и встали в очередь. Машины за 4 до нас на всех 15 пунктах пропуска заглючило оборудование, и начался музыкальный оркестр, нетерпеливые казахи на разные лады без остановки давили на сигналы. Через несколько минут шлагбаумы поднялись, и вся толпа проехала бесплатно.
Заехав в Алмату, ещё больше почувствовали нетерпеливый, горячий нрав южных казахов. Они мчатся по городским улицам со скоростью 80-90, прижимаясь друг к другу в плотном потоке, постоянно сигналя и моргая фарами. Через 20 минут езды я вспотел, через 30 решил, что на следующий день поеду на такси.
И снова нас встретила т. Валя, но уже другая, и снова вкусный ужин и мягкая постель обрадовали нас.
День пятый. Алматы.
Жара, 46 градусов в тени. И только бассейн во дворе брата спас от перегрева. К вечеру съездили на Кок-тобе, поднялись на канатной дороге, посмотрели на город с высоты, прокатили детей на аттракционах и, спустившись, прогулялись по ночной Алматы.
Алматы — очень красивый, современный город с активным, я бы даже сказал, агрессивным характером. Отличное благоустройство, много рекламных подсветок и освещенных зданий, широкие и очень качественные дороги, понтовые автомобили, бурные реки и вид на горы делают его несравнимым ни с одним казахстанским городом.
День шестой. Развод на бабки, граница, Бишкек.
Плотно позавтракав, продолжили путь теперь уже до конечной точки, с заездом в Бишкек.
Только выехали из Алматы, произошло то, о чем предупреждали все блогеры, проезжающие через Казахстан. Проводив нас взглядом, налитым жаждой наживы, верные своему делу гаишники включили сирену и отправились в погоню, но не спасать мир, как это бывает в американских блокбастерах, а отнимать чужие кровные. Я психологически был готов и ждал этого события.
Еду. За мной сирены какое-то время просто едут, терпеливо жду реакции, не изменяя скорость и полосу движения. В какой-то момент слышу на тараберском в рупор «Буль-буль-буль». Прижимаюсь, останавливаюсь и в лучших традициях зная, что представителей закона лучше не злить, если не хочешь потерять полдня, выхожу и достаю документы. Даже не глядя в доки, предлагают пройти в их автомобиль. Сажусь, и после проверки страховки рулевой гаец предлагает мне дыхнуть. Я чуть не рассмеялся, зная, что будет дальше. Распечатываю трубку, делаю глубокий выдох, он забирает прибор, держит в своих руках и с невозмутимым лицом показывает мне 1,6 промилле. Не буду пересказывать диалог. После долгого и упорного убеждения, что я не пил ничего уже неделю, даже кумыс, и предложения с моей стороны проверить детей и съездить на освидетельствование, расстроенный человек в форме отдал мне документы и выдал рекомендацию сходить к врачу проверить желудок, так как у меня повышенная кислотность. Так что, друзья, если нужна бесплатная медкомиссия без отрыва от дороги, Welcome в Казахстан.
Справедливости ради надо сказать, что за всю поездку это был единственный контакт с блюстителями правопорядка.
Далее без приключений по неплохой дороге с обычной разрешенной для Казахстана скоростью 100 доехали до границы КПП АК-Жол. В этот раз на прохождение границы ушло около часа, водитель на паспортном контроле отдельно на улице, осмотр формальный — открытие дверей и не более. Если бы ещё казахские водилы вставали в очередь согласно автоочереди, а не бежали вперед паровоза, было бы ещё быстрее.
До Бишкека рукой подать, пейзажи лесополос вдоль дороги неожиданно стали похожи на сибирские, тополевые лесополосы, заросшие травой обочины, от казахской степи и след простыл. Дорога на четверочку, ограничение 90, и превышать нельзя нисколько (в Казахстане допустимо 10). Чем ближе к Бишкеку, тем больше в Россию в девяностые, узкие, не очень ровные дороги, неблагоустроенная обочина, регулировщики вместо светофоров, подержанные праворукие иномарки, очень мало новостроек — такой предстала перед нами столица Киргизии.
На подъезде к центру в пробке простояли ровно час, при том что на улице 41, ещё и кушать очень хочется. Было решено остановиться в ближайшем свободном месте, а их на расстоянии 2 км дороги не оказалось, и идти пешком до какой-нибудь кафешки. У Монумента Славы, в охлажденном кондиционером зале ресторанчика Tasim carsy приятно и недорого покушали. Официанты любезно поставили мой телефон на зарядку. Прогулялись по монументу славы. Закупились продуктами на вечер в местном супермаркете. Что интересно, санкционная в России Coca-Cola не вызвала особого желания. А вот местные блинчики из киоска на улице по 200 рублей за кг (да-да 200 руб./кг) мы взяли на вечер и ели ещё три дня. Смотреть что-то ещё по такой жаре уже не было сил, поэтому встали в пробку на выезд из города. Уже в сумерках выехали из города, но и на трассе быстро поехать не удалось. Здесь, как чудо из прошлого, прям по дороге ездят комбайны и не какие-нибудь, а НИВА такие красные, помните? Я таких в России лет 15 не видел. Вся остальная сельхозтехника тоже старая. Газ 53, ЗИЛ 130, Камазы 80-х годов выпуска, все это здесь ещё актуально.
Время на час позже, чем в Казахстане. Пока выезжали из пригородов Бишкека в Чуйскую долину, стемнело. И опять, как в Казахстане, началась отличная дорога с идеальной разметкой и бетонными разделителями со встречкой, только очень извилистая. К 11 вечера по местному времени добрались до Бостери, нашли наш отель «У Рыбака», и начались нюансы заселения.
— Парковка?
— Да есть, но платная — у неё другой хозяин.
— Место на парковке?
— Ищите сами.
— Мыло и туалетная бумага?
— Нет, не слышали.
— Кабельное телевидение?
— А что это? (один канал БЕЛРОС)
Wi-FI — сначала пройди квест, найди администратора, и она расскажет, но не факт, что Wi-FI будет работать.
Это были минусы, теперь плюсы.
За 10000 руб. в сутки мы получили 3-местный номер с 2 доп. местами. Белое, очень качественное постельное белье, большую новую душевую с чистой стеклянной перегородкой, чайник, холодильник и балкон с журнальным столиком и диванчиком.
Немного поработав над собой и решив, что исправить недостатки можно только сменив менталитет, к часу ночи мы улеглись с открытыми окнами. И тут проявился самый главный недостаток — ночью, когда ветер стихает, в курортный городок подносит запах канализации. Все-таки надо ещё поработать киргизам над инфраструктурой.
День седьмой — десятый. Иссык-куль.
Невероятной красоты озеро. Чистейшая вода, которая в день действительно меняет до 40 оттенков синего и голубого цвета. Крупный песок. Горы со снежными вершинами видно с пляжа.
Развлечения на любой вкус и цвет. Батуты на воде, сап-борды, гидроциклы, полеты на парашюте за катером, виртуальные очки, американские горки с мертвой петлей, катера, прогулочные корабли — это далеко не полный перечень развлечений.
В киосках активно рекламируют жаренное мороженое. Кафе на любой вкус, от самсы на пляже до приличных ресторанов в курортном городке. По пляжу постоянно снуют торговцы с самсой, напитками, вареной кукурузой, форелью. Мы со своим чисторуколюбием на пляже еду не брали, кушали в кафе, где нас обслуживала очень добрая и открытая киргизская девушка Айгерим. Её имя в переводе означает Чудесная Луна.
Порции в кафе не огромные, но приличные. Самый дорогой чек на 5 человек вышел в 1800 сом (1800 рублей), это, конечно, без алкоголя, наелись до отвала.
Четыре дня пролетели незаметно, пора и в обратный путь собираться.
День одиннадцатый. ГСМщики. Пустынный и заброшенный Казахстан.
С утра по дороге до погранперехода рассмотрели чудную Чуйскую долину во всей красе. С точки зрения природы и сельского хозяйства это действительно очень богатое место. Плантации на разных высотах различаются по климату. Солнечных дней очень много. Река Чу поит долину сполна. В итоге здесь в нескольких сотнях метров друг от друга могут расти и абрикосовые сады и картофельные или пшеничные поля. Дорога, как ранее писал, отличная, ровная, с бетонными разделителями на змейке, с ограничением 90. В поселках, на знаках 40 подлавливают треноги с камерами, поэтому ехал максимально осторожно.
Ближе к погранпереходам на трассе стоят женщины с детьми и продают бензин в 5-литровых бутылках.
На первом погранпереходе длиннющая очередь легковых авто, поэтому поехали дальше. Подъезжаем, вдоль обочины стоят фуры, легковых авто не видно, при повороте к шлагбауму погранец нам показывает, что надо развернуться и встать в очередь. После разворота, заглядывая под фуры, замечаем, что очередь легковых здесь стоит на обочине, за фурами (обычно наоборот) и между фурами есть просвет, где можно заехать в очередь. Еще раз разворачиваемся и заезжаем. Мы примерно 10 в очереди. По откосу вдоль обочины нас объезжают 2 VW Passat, после чего мой сосед перекрывает откос и мне говорит: «Прижимайся, а то эти ГСМщики проехать не дадут». Так плотнячком, прижимаясь друг к другу, заезжаем на КПП и наблюдаем следующую картину: ГСМщики идут через одного, вкладывая в документы записочку. Заливают полный бак и тут же сплошным потоком едут обратно. Дело в том, что разница в цене топлива, например, дизеля, составляет 14 рублей (в Казахстане 275 тенге это примерно 60 руб., в Киргизии 74 сома — 74 рубля). Перевозить топливо в канистрах запрещено — считается контрабандой, а в бензобаке пожалуйста. И ушлые ребята снуют через границу туда-сюда, по несколько раз за день, зарабатывая таким образом себе на жизнь.
Целью в этот день было озеро Балхаш, жилье не забронировано, но в машине есть палатка, матрац, спальник, бич-пакеты, банка тушенки и вода в достаточном количестве — значит, переночевать сможем, главное — найти место и поставить палатку дотемна, в идеале хотелось бы ещё и порыбачить вечером, но это уже роскошь.
На участке от погранперехода до поселка Улкен дорога, прямо надо сказать, на троечку, достаточно неровностей, местами ограничение скорости 50. В паре поселков ведется ремонт дороги, при этом объезд по гравийке организован в объезд поселка, соответственно, расстояние увеличивается на несколько километров, чего не показывает навигатор.
С цивильными кафе проблема, в местных закусочных воды нормальной нет (и чем они посуду моют), поэтому решено было остановиться в лесополосе рядом с кукурузным полем и приготовить обед самостоятельно.
К Балхашу подъехали засветло, но берег нас не обрадовал. Нет ни одного местечка с удобным подъездом и местом для стоянки. Деревьев на берегу Балхаша нет совсем, соответственно, от жары в тенечке не укрыться.
Вдоль озера трасса тянется на 300 км. Расчет был на то, что трасса от Алматы на Астану будет отремонтирована и мы проедем быстро. Как же мы ошибались! Ремонт в самом разгаре (говорят, уже не один год), разметок нет, навигатор потерялся и ехать можно только наугад, хорошо хоть одна из сторон (2 полосы — наша и встречная) уже заасфальтированы.
Понимая, что через час стемнеет, сворачиваем в поселок Улкен, в местном магазине узнаем, что на пляже сдаются юрты. Юрты оказались все заняты, и нам разрешили поставить палатку на травке недалеко от берега за 5000 тенге (1000 рублей). Поставив в сумерках палатку и сварив на газовой горелке похлебку, улеглись спать. Жена с двумя дочками в палатке. Мы с сыном в паджеро разложили передние сиденья.
Ох, и веселая была ночка! С вечера отдыхающие слушали музыку и веселились до 2 ночи, а в 5 утра, как только забрезжил рассвет, бодрые казахские дети пошли купаться, а вслед за ними пришли коровы.
Поспали мы ровно 3 часа и пошли удить рыбу.
День двенадцатый, Дорога в Караганду.
Рыбалка, я вам скажу, на Балхаше отменная. Заходишь по пояс и в 2 метрах от себя закидываешь поплавочную снасть. Чебачки щекочут ноги и клюют на все, что забрасываешь (хлеб, кукуруза), один даже на голый крючок позарился. Рыбу, разумеется отпустили, довезти её до куда-либо по такой жаре невозможно. Очень хочется вернуться сюда для рыбалки на сома или жереха.
Позавтракали, искупались в теплой, как парное молоко, воде, сложились и в путь.
Дорога до городка Балхаш также вся в ремонте с расширением (будет 2 полосы в каждую сторону), сейчас по одной полосе, но уже отремонтированной, хорошего качества. По пути все реже встречаются точки продажи рыбы, я уже начал переживать, что не поем своего любимого вяленого жереха, и вижу, на встречном направлении, стоит пара юрт и столики под шатрами, а на солнышке в марле вялятся ряды сомов и жереха. Еще одно желание поездки выполнено, едем дальше.
По дороге встретили стадо верблюдов и точку по продаже верблюжьего молока. Обед искали в городке Балхаш по навигатору, одно кафе принимает банкет, другое в центре не работает, в третьем только пирожки остались. А нормальной еды ой как хочется. Добрая женщина казашка провела нас к четвертому кафе, или больше столовой, с полным набором восточных блюд + пельмешки и толченая картошечка. Освежившись двумя литрами компота и немного передохнув в прохладе, едем дальше. Именно на этом участке от Балхаша до Караганды на трассе происходит то, о чем мне много рассказывали. Хорошая дорога, по одной полосе в каждую сторону, разделена одной сплошной без особых на то причин. В общем потоке, без мигалок, едут гайцы, и как только кто-то нетерпеливый вылазит на обгон, отправляются за ним в погоню. Я тоже чуть не попался. Завершал обгон по прерывистой, но гавнистый дальнобойщик добавил газу и не дал встроиться перед ним. Пришлось резко оттормаживаться и встраиваться уже с пересечением сплошной. По счастливому стечению обстоятельств гаец в это время научал другого казаха на обочине и нас не видел.
В Караганду приехали по темноте, квартиру в центре города искали уже в дороге через Booking.
При въезде Караганда создала впечатление живого, современного, строящегося города с широкими проспектами и вежливыми водителями. Только включаю поворот — и мне уступают, глазам не поверил, перестраиваюсь второй раз и история повторяется. После наглых водил Алматы это был шок.
Ещё удивил рост местных жителей. На юге Казахстана и в Киргизии сложно встретить высоких людей, в Северном же Казахстане есть реальные великаны под 2 метра.
Хозяйка попросила отменить бронь на Букинге и рассчитаться лично (не хотят платить процент сервису, который их кормит). Я вообще-то против таких махинаций, но время позднее и что-то ещё искать уже не было сил.
В городе проблемы с водой, её просто не бывает, даже холодной. Про горячую и говорить нечего. Помылись, что называется, наполовину.
Супермаркет, ужин, сон. Ещё один день путешествия завершен. Хочется домой!
День тринадцатый. Астана.
Ну как побывать в Караганде и не увидеть хотя бы одну её достопримечательность?
А что мы знаем о Караганде? Только ответ на вопрос «ГДЕ?». Вот этой фразе и посвящен памятник, который находился ближе всего к нашей квартире. Отметились у памятника фотками и поскакали дальше, в этот день предстояло доехать до Астаны, погулять по столице и успеть к ночи прибыть в Павлодар.
На этот раз дорога шикарная — платник со скоростью 140. Авто не так много. Доехали с ветерком всего за 500 тенге (100 руб.). На въезде пост, дядьки с автоматами тормозят и предлагают мне пройти в здание поста. Ну, думаю, началось. Сейчас дышать заставят, давить начнут толпой. Но нет, меня провели на регистрацию, и лейтенант занес ручкой в бумажный журнал (это в самом современном городе страны) данные об авто, водителе, и количестве пассажиров.
Въезд в город совсем не парадный, не такой как из Тюмени в Екатеринбург, где широкая трасса выгорожена высоким забором и совсем не видно неустроенных пригородов.
Но, ладно, въезд, сам город не соответствует ожиданиям.
Да много стекла, да все скворечники новые, но железная дорога, идущая по эстакаде через полгорода, не достроена, в президентском парке у Дворца согласия нет нормальных деревьев, на дорожках вся плитка волной и местами разрушена, и остатки этой плитки валяются в уже сухом канале, заросшем камышом, нестриженная трава. Набережная в ремонте, от жары не укрыться. Под палящим солнцем небольшой детский городок с совершенно обычными аттракционами для маленьких детей. Отдохнули только, когда зашли под мост. Здесь, в тени от массивной бетонной конструкции, сосредоточилась скудная спортивная жизнь молодежи: баскетбольная площадка, ринг, боксерские груши из легковых шин, площадка для малышового воркаута с турниками. Дети наконец-то набегались, а взрослые посидели в теньке, и пошли все вместе искать обед. Кафе «Избушка» поразило огромным обеденным залом, прудом с рыбками. Цены средние, а вот порции оставляют желать лучшего, совсем не такие, как на Иссык-Куле. Пообедав, решили не портить больше впечатление о столице и двинуться дальше. Но поскольку тенге остались только на квартиру в Павлодаре, а топлива в баке до России не хватит, решили в столице поменять рубли на тенге. Так как среди немногочисленных прохожих не нашлось желающих помочь нам с обменом валюты, пошел сам в банк и был слегка удивлен, когда выхоленная девушка мне сообщила, что они работают только с долларами и евро.
Быстрее отсюда, быстрей домой, поближе к границе с Россией, где больше русских и, наверняка, есть обменники с рублями!
Платная дорога началась от Астаны и у Павлодара неожиданно перешла в обычную, без всяких пунктов пропуска и оплат, и таким образом, из трех поездок по платной дороге в Казахстане мы заплатили только один раз)). Хозяйка квартиры наотрез отказалась принимать оплату в рублях, но здесь у обменника уже нашлись хорошие люди и помогли нам с обменом. Мы сняли неплохую трешку в центре за 4200, но проблемы с горячей водой все те же, что и в Караганде.
Скоростная трасса Астана—Павлодар
День четырнадцатый. Домой.
За Павлодаром начались знакомые пейзажи Кулундинских степей: мертвые соленые озера, в том числе и розового цвета. Обычная, как в Новосибирской области, дорога. Самый долгий погранпереход был примечателен ещё и тем, что очередь расположилась на обочине встречной полосы, где не каждая пузотерка сможет проехать.
Но вот граница пройдена, и родной Карасук встретил нас обходительными девушками в кафе «Веранда» на территории центрального парка. Толченая картошечка, салаты без бешеного количества майонеза и цивильный кофе — всё такое родное.
Ещё 4 часа и мы дома. Маршрут пройден.
Можно мечтать о следующей поездке.