Путевые заметки Новосибирск — Актру

16.10.2007 | 21182 просмотра

Пока мы добирались до лагеря Актру эти скалистые холодные горы как-то незаметно-ненавязчиво загипнотизировали, что-то сделали с глазами-ушами: теперь сознание отказывается воспринимать многолюдное разноцветье, городские пробки и четыре стены, будь они хоть самые уютные...

В горах полно сибиряков, особенно барнаульцев и новосибирцев, колесящих по окрестностям в поисках лагеря Актру, перевалки, шинокских водопадов и других сурово-влекущих мест Алтая. Как показал опыт, отличная оснащенность — GPS и всевозможные карты — далеко не везде способны помочь автотуристу. Поэтому не будем заострять внимание на эмоциях, а поделимся фактами.

Путевые заметки Новосибирск — Актру.

Водопады на реке Шинок

Известная достопримечательность. Но не все, кто отправляется посмотреть на них, знают, что для этого нужно иметь мощный двигатель, хорошие тормоза, или как минимум пять часов времени, терпение и неслабые ноги.

Отъехав немного от Тог-Алтая (если ехать от Солонешного) по правую сторону можно обнаружить дерево, увешанное тряпочками, после него по левую сторону будет палаточный лагерь, а напротив, справа от трассы, дорога уходит вверх, на водопады. От этого поворота до водопадов около восьми километров. Проехать по горной дороге километра три, до крутого подъема усеянного камнями, можно даже на легковушке. Если преодолеть и этот подъем, то дальше дорога снова будет терпимая, разве что с бесконечными крутыми подъемами, спусками и грязевыми ваннами. Но автомобильная дорога доведет вас не до самих водопадов, а до еще одного базового лагеря, где вам придется заплатить по 30 руб. с человека за «вход» и оставить машину.

В итоге, шесть из восьми километров можно преодолеть на машине с достаточно мощным двигателем. Дальше придется идти пешком минут 40 до водопадов.

От трассы до базового лагеря возят ГАЗы, ЗИЛы и УАЗы, но не факт, что для вас найдется место в машине или попутчики. Машина поднимается к лагерю за 2 500 руб., независимо от количества пассажиров.

Денисова пещера

Проехав по трассе четыре километра от поворота на водопады, слева можно увидеть Денисову пещеру. Денисовой она называется потому, что во второй половине XVIII века в ней жил отшельник Дионисий. Алтайцы называют пещеру Аю-Таш — «медвежий камень». Люди жили в этой пещере еще 300 тысяч лет назад. В верхней части пещеры было смотровое окно, за счет которого обеспечивалось естественное освещение и дымоход. Сегодня в нее проведено электричество, а стены внутри исписаны современными «петроглифами» типа: «Здесь был Вася» и т.д.

Дальше можно доехать до чуйской трассы и по ней до Курая. Вот здесь и начинаются блуждания некоторых автотуристов, желающих побывать на леднике Актру, Голубом озере или перевалах близ альплагеря Актру.

А побывать там действительно стоит: 16 часов беспрерывной езды от Новосибирска и вы — в мире холодного каменного духа, затаившегося своей силой в каждой капле воздуха, пронизывающего так ненавязчиво и незаметно, так вкрадчиво меняющего мироощущение и так прочно завладевающего сердцем туриста...

Дорога на перевалку

Доехав до Курая, пересекаем горный поселок по накатанной дороге. Дальше дорога по щебню ведет в Кзыл-Таш, следующий за Кураем поселок, от которого начинаются многочисленные дороги, пересекающиеся и расходящиеся по всему степному пространству. Тут главное — придерживаться основного направления, и попасть на мост через реку Чую. После моста, спустя несколько километров, будет брод через реку. По броду спокойно проезжают легковушки — не забудьте запечатлеть этот памятный для вашего стального друга момент с помощью фотоаппарата. Тут можно также помыть машину (лучше на обратном пути).

После брода — резкий поворот влево, огибаем холм, особо не петляя, и — добираемся до перевалки. На перевалке есть платная стоянка, где можно оставить машину.

Ехать или идти дальше — решать вам. На альплагерь, как и на водопады можно доехать на ГАЗе или ЗИЛе (эти монстры легко проходят глубокие колеи по грязевой дороге). В принципе, можно подняться туда и на Ниве, и на Уазе, но машина должна быть подготовлена к сложной дороге, а ваши ноги обуты как минимум в резиновые сапоги. Возможно и такое, что на поездку до лагеря уйдет больше времени, чем на пеший подъем: это примерно три часа.

В альплагере, если вы хотите побывать на леднике, Голубом озере и перевалах, придется остановиться на пару дней. На прогулку до Голубого озера понадобится около девяти часов. На следующий день можно сходить на какой-нибудь перевал (их там несколько).

Чуть выше альплагеря есть озеро Сачки, возле которого можно остановиться в домиках за 500 руб. с человека в сутки. Здесь же есть замечательная банька и столовая, в которой можно питаться за дополнительные 300 руб. в сутки (если туда успели завести продукты). А на территории самого альплагеря много поддонов из досок для палаток, можно взять напрокат и саму палатку.

Важно знать

Напоследок хотелось бы упомянуть еще несколько пунктов.

По трассе от Курая есть несколько замечательных столовых: В Белом Боме и Онгудае, и, если вы решите заехать в Чемальский монастырь на остров Патмос, то в Элекмонаре (рядом с Чемалом) делают обалденные блинчики и вообще все очень вкусно.

На Алтае очень мало комаров (их практически не заметно), в мае много клещей (не везде), а в августе их практически нет.

Для неискушенных, даже в летнюю жару в такое путешествие обязательно нужно взять с собой теплые вещи: шерстяные носки, пару теплых штанов, вязаную шапочку и зимнюю куртку. В горах, особенно ночью — очень холодно. Высота в лагере Актру 2 060 м.

Маршрут: Новосибирск — Бийск — Белокуриха — Солонешное — Тог-Алтай — Малый Яломан — Курай, и обратно можно проехать по чуйскому тракту, через Семинский перевал и заехать в Чемал. На такое путешествие из Новосибирска и обратно ушло пять дней, пройдено 2 000 км.

Путевые заметки Новосибирск — Актру.

Насчет заправок можно не переживать — их там много, вплоть до самого Курая.

Опубликовано, газета «Новая Сибирь», август 2007.

Ольга Салий, Роман Паулов

Статья ни о чем. Скорее в духе "все на Алтай!". То, что подобные "туристы" уже загадили половину Алтая, это не важно, нам же надо выполнить редакционное задание.

За слова: "Тут можно также помыть машину (лучше на обратном пути)", горе-журналистов хочется отправить на общественные работы по уборке Алтая. Может быть перед крыльцом редакции "Новой Сибири" тоже можно приехать помыть машину? Думайте господа журналисты прежде чем писать...
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru

Не плохая статейка. Почти пошаговая инструкция, как добратся для достаточно красивых мест, обязательно возьму на заметку. Но вот согласен с Kort! Ребят думайте о чем пишите!!! Алтай не общественная помойка!

Статейка замечательная, особенно для тех кто там ни разу не был (как я)
Про "помыть машину" это действительно удручило и подпортило восприятие от статьи в целом.
жим-жим - это не страх, это обследование!

Надо будет попробовать съездить таким маршрутом. Солонешное вроде как будущая игорная зона. Предсавляете сколько туристов ломанется на Алтай

отличный экскурс по актру. замечания:
1. бревна на мосту через актру переносятся с место на место и едется на ура.
2. от перевалки до альплагеря ходу от 40 мин до 1 часа на стандартном 78м прадо в зависимости от погоды и дождя.
3. до голубого озера от альплагеря 2 - 2.5 часа пешком(мальчиками)
4. если ехать в июне, начале июля пока не начало таять, дорога намного лучше.
5. за фото с сафарем на мосту отдельное спасибо

помыть машину !что за хамство.если каждый турист вымоет свою машину и оставит гору мусор как это делают многие я не знаю что случиться с моей маленькой родиной.уважамемые гости и кто в будущем хочет посетить маршруты хочу предупредить.Ведь Алтай это не только красивая картика ,у алтая есть священные духи .рек и гор.отнеситесь к ней с уважением и она отблагодарит вас тем же.

Горный Алтай всегда славился своей красотой! Не зря Шукшин искал там страну вечного счастья... Я был на Чемале, там вообще как Голевуд! И на рафтах сплавляют и на конях катают, каждый найдёт занятие по душе!!!
Да подмеченно верно про мытьё машины!
А так хороший отзыв! 4 балла (1 за машину миносом)

Сообщений: 1903
Эхх... караташ на фото, были знаем :)
Suzuki Jimny JB23W, K6A, +2''

7александр77
всё красиво представлено!! а кто знает что нибудь о покупке и перегоне япошек с владивостока??? до волгограда или москвы без преключений!!
Сычев Саша
Фото отличные, спасибо за экскурс в красивейшие уголки нашей Родины! Не нашел про мойку, и не стал заморачиваться, чего и вам не советую. Добрая и краткая статья, спасибо одним словом. Хабаровчанин

около Н-ск, г Обь
что за места... таких по всей Сибири тоже много! Только вот гор поменьше, а природа тоже загляденье)) Только пробираться туда надобно на НТЛБ или хотя бы на газушечке с вАренным верхом для комфортного проживания внутри аппарата) А так на фотографиях колёсную технику жалко...
Мой отзыв: Mazda 323 1983

Н-ск
Дык я не понял, Паджарый то залез в альплагерь? Что-то фоток нет...
Mark II Grande Four JZX93

Сообщений: 120434
да, что с паджерой стало? я на этот мост не рискнул лезть, тем более вдвоем с женой :)

7александр77
Мужики, кто его разбудил? Или парень тока из коматоза вышел?

А вообще...
НЕУЖЕЛИ ЭТО ВСЁ НАШЕ!!!

P.S. Как это в том анекдоте: ...ичего только русские не придумают, что бы дороги не строить.

Ну, в принципе статейка неплохая. Кратко и по делу - для тех, кто решил побывать в тех краях это некий путеводитель что-ли...
Но вот некоторые фразы... типа
"В альплагере, если вы хотите побывать на леднике, Голубом озере и перевалах, придется остановиться на пару дней"
Блин, да Вас на настоящий ледник ни один нормальный настоящий альпинист или горный турист и близко не выпустит без спецзнаний, снаряги и связок. Там вообще-то ТРЕЩИНЫ бывают.

"На следующий день можно сходить на какой-нибудь перевал (их там несколько)"
То что Вы называете перевал-на самом деле просто горочка, так как на перевал настоящий (категорийный) Вы не зайдете просто вот так вот легко. Скорее всего эти перевалы - некатегорийные. Их и за перевалы-то считать нельзя, так...

"Для неискушенных, даже в летнюю жару в такое путешествие обязательно нужно взять с собой теплые вещи: шерстяные носки, пару теплых штанов, вязаную шапочку и зимнюю куртку. В горах, особенно ночью — очень холодно. Высота в лагере Актру 2 060 м."
А вот про теплые вещи - это Вы точно приметили. Правда высота 2060-совсем небольшая. Когда я ночевал этим летом на такой высоте, +-500 метров, честно говоря, вышеперчисленные теплые вещи лежали ночью в палатке в шмотнике под головой. Вот на 3000-4500 м они уже реально были нужны.
Nissan PickUp (D22)
Toyota Carina ED 3S-FE ST-182 1990 г.в.

Фото хорошие.

Да с такими координатами на Алтае и останешься блудить. Автор где Чуйский тракт и где Солонешное????? Вы бы хоть точку выезда на Чуйский тракт указали взяв Усть Кан за ориентир, он что у вас канул в лету?? А где Яконур, Ябоган , Шиба, Талда и наконец Туекта на которую (следуя указателям) нужно ориентироваться, чтобы снова попасть на Чуйский? Или вы на Чуйский тракт через неведомый портал выбирались? Да ужжж..... Есть еще один путь, через Ильинку, короткий, но только на вездеходе)))