|
Пока мы добирались до лагеря Актру эти скалистые холодные горы как-то незаметно-ненавязчиво загипнотизировали, что-то сделали с глазами-ушами: теперь сознание отказывается воспринимать многолюдное разноцветье, городские пробки и четыре стены, будь они хоть самые уютные...
В горах полно сибиряков, особенно барнаульцев и новосибирцев, колесящих по окрестностям в поисках лагеря Актру, перевалки, шинокских водопадов и других сурово-влекущих мест Алтая. Как показал опыт, отличная оснащенность — GPS и всевозможные карты — далеко не везде способны помочь автотуристу. Поэтому не будем заострять внимание на эмоциях, а поделимся фактами.
Водопады на реке Шинок
Известная достопримечательность. Но не все, кто отправляется посмотреть на них, знают, что для этого нужно иметь мощный двигатель, хорошие тормоза, или как минимум пять часов времени, терпение и неслабые ноги.
Отъехав немного от Тог-Алтая (если ехать от Солонешного) по правую сторону можно обнаружить дерево, увешанное тряпочками, после него по левую сторону будет палаточный лагерь, а напротив, справа от трассы, дорога уходит вверх, на водопады. От этого поворота до водопадов около восьми километров. Проехать по горной дороге километра три, до крутого подъема усеянного камнями, можно даже на легковушке. Если преодолеть и этот подъем, то дальше дорога снова будет терпимая, разве что с бесконечными крутыми подъемами, спусками и грязевыми ваннами. Но автомобильная дорога доведет вас не до самих водопадов, а до еще одного базового лагеря, где вам придется заплатить по 30 руб. с человека за «вход» и оставить машину.
В итоге, шесть из восьми километров можно преодолеть на машине с достаточно мощным двигателем. Дальше придется идти пешком минут 40 до водопадов.
От трассы до базового лагеря возят ГАЗы, ЗИЛы и УАЗы, но не факт, что для вас найдется место в машине или попутчики. Машина поднимается к лагерю за 2 500 руб., независимо от количества пассажиров.
Денисова пещера
Проехав по трассе четыре километра от поворота на водопады, слева можно увидеть Денисову пещеру. Денисовой она называется потому, что во второй половине XVIII века в ней жил отшельник Дионисий. Алтайцы называют пещеру Аю-Таш — «медвежий камень». Люди жили в этой пещере еще 300 тысяч лет назад. В верхней части пещеры было смотровое окно, за счет которого обеспечивалось естественное освещение и дымоход. Сегодня в нее проведено электричество, а стены внутри исписаны современными «петроглифами» типа: «Здесь был Вася» и т.д.
Дальше можно доехать до чуйской трассы и по ней до Курая. Вот здесь и начинаются блуждания некоторых автотуристов, желающих побывать на леднике Актру, Голубом озере или перевалах близ альплагеря Актру.
А побывать там действительно стоит: 16 часов беспрерывной езды от Новосибирска и вы — в мире холодного каменного духа, затаившегося своей силой в каждой капле воздуха, пронизывающего так ненавязчиво и незаметно, так вкрадчиво меняющего мироощущение и так прочно завладевающего сердцем туриста...
Дорога на перевалку
Доехав до Курая, пересекаем горный поселок по накатанной дороге. Дальше дорога по щебню ведет в Кзыл-Таш, следующий за Кураем поселок, от которого начинаются многочисленные дороги, пересекающиеся и расходящиеся по всему степному пространству. Тут главное — придерживаться основного направления, и попасть на мост через реку Чую. После моста, спустя несколько километров, будет брод через реку. По броду спокойно проезжают легковушки — не забудьте запечатлеть этот памятный для вашего стального друга момент с помощью фотоаппарата. Тут можно также помыть машину (лучше на обратном пути).
После брода — резкий поворот влево, огибаем холм, особо не петляя, и — добираемся до перевалки. На перевалке есть платная стоянка, где можно оставить машину.
Ехать или идти дальше — решать вам. На альплагерь, как и на водопады можно доехать на ГАЗе или ЗИЛе (эти монстры легко проходят глубокие колеи по грязевой дороге). В принципе, можно подняться туда и на Ниве, и на Уазе, но машина должна быть подготовлена к сложной дороге, а ваши ноги обуты как минимум в резиновые сапоги. Возможно и такое, что на поездку до лагеря уйдет больше времени, чем на пеший подъем: это примерно три часа.
В альплагере, если вы хотите побывать на леднике, Голубом озере и перевалах, придется остановиться на пару дней. На прогулку до Голубого озера понадобится около девяти часов. На следующий день можно сходить на какой-нибудь перевал (их там несколько).
Чуть выше альплагеря есть озеро Сачки, возле которого можно остановиться в домиках за 500 руб. с человека в сутки. Здесь же есть замечательная банька и столовая, в которой можно питаться за дополнительные 300 руб. в сутки (если туда успели завести продукты). А на территории самого альплагеря много поддонов из досок для палаток, можно взять напрокат и саму палатку.
Важно знать
Напоследок хотелось бы упомянуть еще несколько пунктов.
По трассе от Курая есть несколько замечательных столовых: В Белом Боме и Онгудае, и, если вы решите заехать в Чемальский монастырь на остров Патмос, то в Элекмонаре (рядом с Чемалом) делают обалденные блинчики и вообще все очень вкусно.
На Алтае очень мало комаров (их практически не заметно), в мае много клещей (не везде), а в августе их практически нет.
Для неискушенных, даже в летнюю жару в такое путешествие обязательно нужно взять с собой теплые вещи: шерстяные носки, пару теплых штанов, вязаную шапочку и зимнюю куртку. В горах, особенно ночью — очень холодно. Высота в лагере Актру 2 060 м.
Маршрут: Новосибирск — Бийск — Белокуриха — Солонешное — Тог-Алтай — Малый Яломан — Курай, и обратно можно проехать по чуйскому тракту, через Семинский перевал и заехать в Чемал. На такое путешествие из Новосибирска и обратно ушло пять дней, пройдено 2 000 км.
Насчет заправок можно не переживать — их там много, вплоть до самого Курая.
Опубликовано, газета «Новая Сибирь», август 2007.
Ольга Салий, Роман Паулов |