|
В этот раз маршрут был не вполне понятен. Хотелось, конечно, посмотреть на наши новые регионы и сделать круг через Крым. Но знающие люди рассказывали, что сейчас там вообще плохо с гостиницами, а уж найти доступные и с удобствами для инвалидов практически нереально. На крайний случай я был готов на сложные варианты проживания, без доступной среды, но и с ними не было никакой ясности.
В качестве запасного направления летней прогулки рассматривал поехать в Дагестан, где горы и море будут одновременно. По крайней мере, на этом направлении гостиницы отыскивались в интернете и при прозвонах подтверждали в некоторых случаях возможности для колясочников.
Но, когда я уже знал, где мне жить на Кавказе и что там смотреть, незадолго до отъезда появилась возможность остановиться на квартире в Луганске. Соответственно, горы и море были отодвинуты на вторую очередь. И дальше обстоятельства вели так, что очередь до них так и не дошла. Очень кстати накануне отъезда метнулся к соседям в Кемерово. Отчасти по делу и заодно освежить впечатления в попытке сравнить Кузбасс и Донбасс.
Первые несколько дней пути даже по много раз хоженым дорогам приятны в основном не новизной, а самим фактом движения и предвкушением новых впечатлений. Первая обязательная остановка, как всегда в эту сторону, «Барабинский пост». Полдороги до Омска. Хочешь - не хочешь, но попить здесь чаю и пописать надо непременно.
После границы с Омской областью дорога привела прямо на грозу. Молнии над головой. Ливень такой, что щётки на максимальной скорости едва справлялись. Говорят, что в грозу лучше не останавливаться. Опять же, когда едешь, дождь проходит быстрее.
В Омске гостиница «Турист» наконец-то занялась ремонтом. Посмотрим позже, но пока нет альтернативы отелю «Ибис» по удобству для колясочников и по расположению в самом центре. Неплохая кухня. Поэтому лучше ужинать здесь, а не искать доступные кафе в округе. Тем более, что они в основном недоступны. Пешеходная улица, кстати, здесь устроена в таком месте центра, что не мешает основным транспортным потокам.
В Тюмени, как нетрудно догадаться, привычный отель «Ремезов». Здесь кухня ещё лучше, бесплатный вечерний чай с пирожными и просто уютно. Ну, и как же здесь не погулять вечерком, если центр города практически за порогом. Посмотреть на новую пешеходную улицу, которую также устроили в месте подальше от главных транспортных артерий.
Остановка перед Уралом была в этот раз в Челябинске. Тут недавно тоже появился «Ибис». Жаль, что не в центре, но недалеко от университета и рядом с парком. Интересный отель с космическими мотивами. И до выезда из города недалеко.
Что рассказать про дорогу через Урал? Несколько часов с красивыми видами, и вы почти в Уфе. Дорога не везде идеальна. Ремонты. Но долгих пробок не было. Даже на мосту через Сим. Наверное, повезло. Уфу оставляем в стороне и едем дальше на юг, на Самару.
В этом месте случился небольшой упссс. Сначала началась пробка. По оценке навигатора на несколько часов. И от него же настойчивое предложение объехать через деревни. Имея некоторый опыт, я не мог на это пойти и терпеливо стоял за фурами. Но чуть впереди придорожный щит показал направление в рекомендуемый объезд. Многие стали туда сворачивать, и я поддался. Дорожные службы рекомендуют, не какой-то навигатор.
Вначале был асфальт. Но в одной деревне навигатор указал сворачивать на щебенку. Многие, не только я, остановились у этого поворота в большом сомнении. Но что было делать? Половина объезда уже пройдена. Возвращаться и встать в ту же пробку? Вслед за остальными повернул на эту дорогу и я. И чем дальше она вела, тем хуже становилась. Думал только о том, как бы ничего не пробить и не оторвать. Через несколько десятков километров, выбравшись на асфальт, в очередной раз поклялся себе не поддаваться на греховные соблазны и никогда не объезжать там, где не идут фуры. Никогда!
Тем не менее без потерь пройти этот участок не удалось. Полезла температура. Несмотря на плюс 30 за бортом, пришлось включить печку на полную и в такой бане несколько часов тянуть на минимальных оборотах до Самары. Как всегда, в ночи в знакомый «Ибис».
На следующий день в Самаре было воскресенье и работающих сервисов было немного. «Фит сервис» известная новосибирская компания и, поскольку у них есть филиал в Самаре, естественно, я обратился туда. Мне припаяли оторванный от вентилятора провод и заодно заменили термостат. Дальше погода становилась только жарче, но проблем с температурой и вообще со всем остальным больше не случилось.
Если будете в Самаре, обязательно погуляйте по ней хоть пару дней. В старой части, той, что ближе к Волге, немало сохранившейся истории. Есть даже дом, где провёл своё детство писатель Алексей Толстой. Там перед воротами стоит бронзовый Буратино. Где-то там же в неприметном доме вход в резервный бункер Сталина. И, конечно, самая длинная набережная. И во всю её длину песчаный пляж. Кстати, там можно найти и пляж для инвалидов со всеми удобствами и плавающими колясками.
Дальше дорога шла вдоль Волги в Волгоград. Без пробок. Размеренно. Остановка только на заправке. Слева на горизонте появился Саратов, но быстро исчез. Исчезла и всякая облачность. Солнце всё больше раскалялось. Стали появляться развалы с арбузами. В Волгоградских пригородах ими торговали прямо у дороги с грузовиков.
Темнело по-южному быстро. Вот только начало смеркаться при въезде в город, а на парковку отеля заехал уже в ночи. Волгоградский «Космос» был вполне доступен и удобен для коляски. Там же в ресторане можно было поужинать, глядя на вокзал за окном.
Местные советовали в такую жару сидеть дома и на Мамаев курган сходить вечером. Но Родина-мать звала. Хотя и не без нюансов. Снизу от начала мемориала подняться вдоль всех ступеней невозможно. Пандусов нет. Но можно объехать и встать на парковку у верхней площадки. И уже оттуда погулять по верхнему парку на коляске. Хотя бы так.
На машине можно немного погулять по городу. Такого, чтобы посмотреть, тут не очень много. Поэтому едем дальше. А дальше солнце, марево и продавцы бахчевых культур. Разные городки по дороге с интересными названиями. В Ростовской области вдоль дороги целые поля ветрогенераторов. Выбрался на трассу «Дон» и почти сразу свернул с неё на Донецк. Тот, что в Ростовской области. Главная дорога сама привела к КПП. Паспортный контроль, досмотр машины. Очередь была небольшая. Инвалиды без очереди, но не полез.
Луганская область начинается городком Изварино. Там вас встречает Ленин. Немного непривычный. Но скульптор художник — он так видит. За Изварино начинаются сельские пейзажи, какие-то притихшие, сонные. Состояние дорог сильно хуже, чем в Ростовской области, примерно такое как в Новосибирской. Асфальт часто переходит в его отсутствие.
Дорога ведёт через Краснодон, потом Молодогвардейск. История прямо за окном. В населенных пунктах состояние дорог получше загородных. Местные гоняют. И я их понимаю. Больше газу — меньше ям. При этом дороги ремонтируют активно. Скорее всего, к следующему лету плохих мест будет сильно меньше. Надо вернуться проверить.
Через час доехал до знаковой стелы Луганска. Вскоре появился и сам город. Тихий, невысокий на окраине, с заросшими трамвайными путями.
Большинство наших городов имеют схожие черты. В Луганске точно такой же цирк, как у нас в Новосибирске. Кстати, и в Самаре цирк точно такой же. Пейзажи и домики в посёлках тут попадаются ровно такие же, как в Кузбассе. Луганск мне сильно напоминает Кемерово, с той разницей, что танков первой мировой я больше ни в каком другом городе не видел.
По состоянию зданий и улиц видно, что с деньгами тут было не всё хорошо. Но сейчас городом явно занимаются. Ремонт улиц здесь выполняют московские товарищи. Поэтому получается отлично и так, как надо с учётом доступности и удобства для инвалидов.
В общем, в Луганске есть что посмотреть и где погулять. Точно нужно несколько дней, чтобы объехать его вдоль и поперёк и ощутить ауру места. Можно быстро ассимилироваться, привыкнуть к району, где живёшь, и сойти за местного. Вот только насчёт отелей тут пока не очень.
Дальнейшее движение определила погода. Стояла жара, и в сторону юга просто смотреть не хотелось. Повезло, что судьба привела в Луганск, а не в Дагестан. Там было +45. Поэтому лучше двинуть куда-нибудь севернее. И чтобы было, где погулять.
По дороге было село Староживотинное. Оно 16-го века. Недалеко от Воронежа. Очень живописно и уютно. От 16-го века там осталось только название. Но какие там яблоки, помидоры и самогон! Это что-то.
Москва стала ещё удобнее. Что хотелось бы отметить. Возможности для передвижения по городу на коляске растут геометрически. Да что там, по экспоненте. От МГУ и Воробьёвых гор по набережной через Нескучный сад до новой Третьяковки и Кремля почти без проблем. Встречались даже доступные кафе и туалеты для инвалидов. Но и здесь до идеала им ещё работать и работать. Я нашёл недостатки и поехал дальше.
Ярославль всё так же прекрасен. Волга так же течёт. Народ вечерами так же гуляет по набережной или по улицам и паркам. Или сидит в кафе и летниках, коих во множестве в центральной части. Под более чем живую музыку. И потом снова гуляет. Отель «Ибис» так же в самом центре и так же удобен во всех отношениях. И кухня там просто восторг.
Было бы больше денег, я бы катался по стране по полгода. Но чего нет, того нет. Пора домой. На обратном пути было очень много дорожных ремонтов и пробок. Перед Нижним Новгородом потерял из-за этого несколько часов. Там уже и ждать перестали, но холодное пиво сберегли. А вот смотреть город уже не было сил.
Следующий переход был до Воткинска. Там никто дороги не ремонтировал. Было тихо, сонно и душевно. Гостиница «Центральная» на том же месте, дежурная вспомнила и дала тот же номер. По виду в городке ничего не изменилось.
Зато перед Екатеринбургом дороги делали вовсю, и пробка казалась бесконечной. Уже знакомый «Атриум Палас Отель» рядом со Свято Троицким кафедральным собором. Очень удобное расположение.
По части доступности тротуаров здесь за истекший период неплохо позанимались. Переходы и перекрёстки в центре города в основном выполнены с идеальными понижениями. Конечно, не такими темпами, как Москва, но прогресс в этой части очень заметен. По доступности для колясок Екатеринбург начинает приближаться к Тюмени.
От Екатеринбурга до Тюмени ехать всего ничего. 330 километров. Почти всё это четырёхполосная дорога с разделителем. Осталось меньше ста километров двухполоски. Скоро тут водителям будет счастье. Поэтому было время вечером ещё раз погулять по центру. Удобный чистый город с хорошими дорогами и отличной пешеходной улицей, не создающей проблем движению.
До Омска расстояние в два раза больше. Стемнело, пошёл дождь. Какие тут прогулки? С крылечка «Ибиса» спускаться не хотелось. Хотелось есть и спать.
Обратная дорога из Омска в Новосибирск почти всегда проходит без остановки на Барабинском посту. И вообще, независимо от направления, обратная дорога всегда быстрее. Видимо, что-то тянет поскорее домой убедиться, что у нас ничего не изменилось.