А мы уйдём на север (дорога в Заполярье) — 2018

А мы уйдём на север (дорога в Заполярье) — 2018

16.05.2024 | 3900 просмотров

Ну, поехали.

Летом мне обязательно хочется куда-то ехать. Желательно до края. Чтобы в море упереться. На западе в Калининграде и Балтийске у маяка был. На восточном краю во Владивостоке у маяка был. Почему-то очень хотелось на северный маяк посмотреть. Ну, и, если разобраться, куда ж еще летом ехать? Не на юг же.

Собственно север у нас представлен несколькими городами. Но так уж вышло, что единственный наш город за полярным кругом, куда можно доехать на обычной машине не по зимнику, а по нормальной дороге, это Мурманск. Поэтому выбора особого не было. Нужно идти простым логическим путем.

Плюс летних путешествий в том, что длинные дни. А при движении на запад особенно. Часовые пояса. Выезжаешь пораньше до пробок и уже в обед, пожалуйста, Омск. По этой причине я его обычно пропускаю. Конечно, было желание проверить, какие там перемены по части прогулок на коляске, но таки не завернул. Догадывался, как будет проходить возвращение, и отложил Омск на обратную дорогу. Отстояв все ремонты и реверсы, приехал в Тюмень, когда по местному времени только стемнело.

Очень желательно, чтобы отель у вас был в центре. Поближе к историческому и достопримечательному. Чтобы пешком на коляске и от руля отдохнуть. В Тюмени хороший выбор отелей удобных и доступных для инвалидов. Как-то сложилось, что по обыкновению я селюсь в «Ремезове». Там доброжелательно, вкусно и встречают уже как родного. И практически в квартале от городского парка.

Поскольку я уже не юноша, а 1300 км за один прием несколько выматывают, следующий день отлеживался, сколько мог. При этом всем советую размяться, побродить от парка до набережной или наоборот. Всё-таки нефть и четыреста лет истории тут оставили след.

Дальше. Дальше. От Тюмени до Екатеринбурга рукой подать. Город, конечно, красивый, но я бывал в нём не раз, достопримечательности видел, а отдыхать вроде еще рано. Поэтому заезжать не стал. Путь не близкий. Пейзажи пошли уральские. Спуски-подъемы. Горы-лощины. Речки-озера. Заправки-мотели. Придорожная торговля.

Пермь в конце рабочего дня как любой крупный город в конце рабочего дня. Главное, повторюсь, чтобы отель был в центре. Тогда безразличны дорожные пробки, а вы имеете максимум в зоне доступности. Гостиница «Урал» для этого вполне подходящая. Встаем на зеленую туристическую линию и вперед. В целом, конечно, на коляске можно. Хоть на набережную. Но зигзагами и не везде по тротуарам. Да и рельеф в центре тот еще. Вопросы «Зачем мне эта история? Куда черт понёс?! Кто так строит?!!» неизбежны.

Воткинск это ещё Урал или уже Поволжье? Эту местность обозначают как Предуралье. Но, если смотреть с нашей стороны, это чистое Зауралье. И вообще, все эти «пред» и «за» отдают шовинизмом и ксенофобией. Так или иначе, но навигатор повел меня не по главной федеральной трассе, а каким-то своим путем, на котором лежал город Воткинск, в котором Петр наш Ильич Чайковский провел в доме своего батюшки первые восемь лет.

Хорошие многополосные дороги потихоньку строят. Но в Поволжье и далее на запад при таком количестве городков с деревеньками и бесконечным встречным потоком хочется, чтобы широкие участки скорее соединились в сплошной автобан хотя бы до Урала. И камер бы побольше навесили. Потому что в европейской части там, где нет камер, водительская манера становится более безумной. Может, в процентном отношении горячих дебилов не больше, чем в Сибири или на Дальнем Востоке, но количественно их точно больше, и это сильно заметно.

В этой экспедиции хотелось по возможности избегать крупных городов. Благо, что некрупных и даже средних в европейской части просто завались. Отсюда желание посмотреть Чебоксары. Надо сказать, не везде в небольших городах помнят про особенности инвалидов. Отель «Ибис» был выбран для надежности. Сетевые стандарты в деле доступности для колясок и всё такое. Собственно с доступностью оказалось отлично. Въезд-выезд, пандусы, лифты, ширина дверей. Вот только поручни в санузле прикрутили к гипсокартону. При попытке опереться они отвалились. Совет — проверяйте. Падать неприятно. И не центр. К пешеходной улице с чебуреками и Чебурашкой пришлось ехать.

Чем западнее, тем плотнее движение на многополосной федеральной трассе. Впереди Москва. Пора сворачивать. Город Владимир и по его краешку в Суздаль. Там всё, как было до советской власти. Только транспорт современный и туристов мильён. Стены, колокольни, монастыри, конечно, недоступны для колясок. Но, если очень хочется, то, например, в трапезную занесут вместе с коляской. Доступных удобств, естественно,  нет. Ну, в общем, Суздаль приятно посетить и побродить. И, пройдя вдоль и поперек, уехать.

А остановиться на пару дней лучше в Ярославле. Выбрал «Ринг-отель». Обещали доступность. Неплохо, но от входа до лифта ступеньки или чемоданный пандус. Охранник закатывал меня с разгона. Скатывалось легче. Пожалел, что не решился на «Ибис». Вероятно, здесь поручни были надежны, но память была еще свежа. Обязательно проверю в следующий раз. Потому что город потрясающий и хочется в него вернуться. Вот просто погулять, поглазеть и перекусить в ресторане самообслуживания. Ну, очень понравилось.

От Ярославля до Мурманска строго на север порядка полутора тысяч километров. По дороге завернул посмотреть на тихую провинциальную Вологду. Вы слышали про разлитое умиротворение? Вот оно там. От этого места и чем севернее, тем заметнее разливается. Исчезает спешка и суета. Дорога хорошая. Траффик минимальный, виды замечательные. Порой по левую руку с дороги открывалось Онежское озеро.

Остановка предполагалась в Медвежьегорске. Но о доступных отелях здесь не слышали. И даже покемарить в машине тут не хотелось. Как-то сам городок не впечатлил. Немного не доезжая Сегежи нашлась подходящая заправка со стоянкой для ночевки.

С каждой сотней километров лес становился ниже и тоньше. Карелия тихо превращалась в Лапландию. Всё больше скалы, озера. В воображении оживали далекие тысячелетия, когда наползал и уходил ледник.

До самого Мурманска, хотя были большие участки активного дорожного строительства, в основном дорога отличная. Питерских номеров встречалось едва ли не больше, чем карельских и мурманских. Сделать фото у стелы Полярный круг небольшая очередь.

Апатиты, Магнетиты, Мончегорск, Оленегорск. Индустриальные пейзажи, суровая природа. Так и слышится «не время, товарищ». Здесь сама муза истории поверх туники непременно носила бы телогрейку. Мурманск был в тучах и встретил хмуро, дождем. Но пока я пробирался в центр, сменил дождь на солнце. Осталось найти маяк.

Отель «Азимут» на главной площади. Все удобно и доступно. Придраться вообще не к чему. С 14-го этажа вид из окна на порт и корабли. Почти как в «Азимуте» Владивостока. Разве что простор не океанский. Последние белые ночи. В окно виден ледокол «Ленин». Вокруг парки. Красивые и ухоженные. Проспект, разумеется, Ленина. Вдоль него сталинский ампир. Зелено и чисто. Заметен капитальный ремонт. Прогуляться на коляске — несколько кварталов в удовольствие. Легко. Очень интересно заворачивать во дворы.

На коляске удалось прогуляться даже в порт к стоянке ледоколов. Там же есть музей, куда пришлось прятаться от ливня. Директор музея и экскурсовод оказались милейшими людьми, которые не просто провели подробную экскурсия, но вызвали ко входу такси, потому что ливень не заканчивался. Практически в любую сторону от отеля без проблем, пока позволяет рельеф. Тротуарные съезды есть почти везде. Но, как только город начинает лезть вверх по склону, очень нужен мотор.

После «Азимута» перебрался в «Парк Инн Полярные зори». Кормили хорошо везде. «Парк Инн» не менее комфортен. Даже побогаче. В номере на коляске без проблем. Въезд-выезд легко. Он в квартале от пр. Ленина. Чуть дальше от центра и порта и эта часть города немного выше по склону. Так что прогулки от него проходили уже в другом уровне. Таких уровней у Мурманска много. Напоминает застроенные сопки Владивостока. Только меньше. На самый верх, конечно, гулял только на машине.

Не могу молчать. За четыре дня в Мурманске на машине и коляске объехал всё. Порт, центр, все районы, включая Колу. Даже в промзоне побывал. За это время никто нервно не сигналил, не торопил других, не лихачил, не стартовал с визгом резины, да что там, громкой музыки из машины я не слышал. Водители не торопятся. Пешеходы не спешат. Какая-то странная атмосфера спокойствия, уважения и уравновешенности. В местных теленовостях все говорят без нажима и взвинченных интонаций. Чистым, правильным языком, который можно встретить у нас только в Академгородке. Может, я попал в неудачное время? Или это характер такой, нордический выдержанный. До сих пор в шоке. Не могу вспомнить другой подобный город.

Выехать совершенно на берег Северного Ледовитого и смотреть из-под руки в сторону полюса не получилось. От Мурманска до поселка Териберка, что на самом берегу окияна, 130 км. Пустяки. Но из них 40 км грейдера. Посмотрел видео, как туда добираются, послушал, что рассказывают местные, и не решился растрясти машину так далеко от дома.

Манящие красоты берега, где снимался «Левиафан» и маяк Териберки остались на другой раз. Всё сразу не получается. Маяк в Мурманске, хотя и символический, нашелся. Край земли в целом присутствовал. Но повод вернуться есть. Пожить подольше. Спокойно получить пропуск в Североморск. Местные говорят, здесь красиво не только в полярный день, но и в полярную ночь. Верю им. Уезжать из Мурманска не хотелось. Несмотря на то, что где-то там далеко на юге ждал прекрасный южный город Санкт-Петербург.


Дром

Комментарии

     
Omsk
Сообщений: 151497
Ух, сразу третья серия лакомства)
18
 
Ответить
10592078
Москва
Приятный рассказ, легко читается. Отличное путешествие! 🤝
27
 
Ответить
   
Kuzbass
Сообщений: 723
Отлично! Запад, Восток, Север. Ждем репорта*****оездке на Юг!
Мой отзыв: Toyota Prius 2009
12
 
Ответить
   
Kuzbass
Сообщений: 723
Евгений/К-42
Отлично! Запад, Восток, Север. Ждем репорта*****оездке на Юг!
Репорта*****оездке на юг
3
 
Ответить
   
Kuzbass
Сообщений: 723
Евгений/К-42
Репорта*****оездке на юг
Дром, в чём дело? Почему такой сбой в этом предложении?
5
 
Ответить
Александр
Кодинск
В очередной раз автор с легкостью окунул чтецов в своё путешествие! Класс! И ведь не задумывался раньше о таких вещах, как инвалидодоступность окружающего тебя мира... Стал обращать внимание и понял, что все совсем не здорово. Автору поклон за оптимизм, стойкость и веру в светлый мир! От всей души!
25
 
Ответить
Сейчас после сво очень много будет людей с ограниченными возможностями.
Протезирование это конечно выход, но не сразу же наверное, время надо.
И вот тоже задумалась, а условий то раз два и обчёлся. Посмотришь на эти пандусы, съезды...
С помощником еще можно, а одному на коляске как?
11
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
Александр
В очередной раз автор с легкостью окунул чтецов в своё путешествие! Класс! И ведь не задумывался раньше о таких вещах, как инвалидодоступность окружающего тебя мира... Стал обращать внимание и понял, что все совсем не здорово. Автору поклон за оптимизм, стойкость и веру в светлый мир! От всей души!
Кроме инвалидов есть ещё пожилые люди. Есть ещё мамочки с колясками. В конце концов никто не знает своей судьбы. Подвижность можно потерять в две секунды на ровном месте. Почему архитекторы и строители не хотят подстелить соломки хотя бы себе?))
26
 
Ответить
Александр
Кодинск
MikeNsk
Кроме инвалидов есть ещё пожилые люди. Есть ещё мамочки с колясками. В конце концов никто не знает своей судьбы. Подвижность можно потерять в две секунды на ровном месте. Почему архитекторы и строители не хотят подстелить соломки хотя бы себе?))
Золотые слова!
12
 
Ответить
lesok
Рязань
MikeNsk
Кроме инвалидов есть ещё пожилые люди. Есть ещё мамочки с колясками. В конце концов никто не знает своей судьбы. Подвижность можно потерять в две секунды на ровном месте. Почему архитекторы и строители не хотят подстелить соломки хотя бы себе?))
Вы полагаете, за последние три десятка лет что-то поменялось в сознании бывшесоветского человека? Да, прогресс есть. Но в целом остракизм по отношению к инвалидам никуда не делся.
2
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 31121
Михаил! Рад узнать, что у тебя все в порядке...
Еще и такие путешествия!
Плесень размножается спорами. Не спорьте с плесенью.
2
 
Ответить
suppura
Новосибирск
Спасибо! Очень интересно было почитать. Удачи в новых путешествиях!
2
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
lesok
Вы полагаете, за последние три десятка лет что-то поменялось в сознании бывшесоветского человека? Да, прогресс есть. Но в целом остракизм по отношению к инвалидам никуда не делся.
Главное, что прогресс есть) вода камень точит)
2
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
house
Михаил! Рад узнать, что у тебя все в порядке...
Еще и такие путешествия!
Да что мне сделается) ездю по малому)
3
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
suppura
Спасибо! Очень интересно было почитать. Удачи в новых путешествиях!
Спасибо!
1
 
Ответить
Юмор и оптимизм - главный двигатель всех наших путешествий, аксиома, однако. И хотя во всех вышеперечисленных городах доводилось бывать и в 20 и в 21 веке, увидел много нового. Именно глазами человека с ограниченными возможностями - неисправимого оптимиста и юмориста. А в Териберке как раз делать-то особо и нечего, разве что ноги помыть в Северном Ледовитом... Да и то, удовольствие довольно сомнительное... Для меня, в канун 60-летия представляли бОльший интерес города в Приполярье и Заполярье. Например, музей и рыборазводный завод Кольской АЭС в городе Полярные Зори и... Африканда. С которой батя уходил на фронт в 1942 году... К сожалению добавить снимки не удалось, увы-увы...
2
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
Анатолий Сущенко
Юмор и оптимизм - главный двигатель всех наших путешествий, аксиома, однако. И хотя во всех вышеперечисленных городах доводилось бывать и в 20 и в 21 веке, увидел много нового. Именно глазами человека...
Очень хотелось в Североморск. Но записываться на автобусную экскурсию смешно - ибо в автобус не попасть, а по блату машиной не прокатило) На военные кораблики не посмотрел)
1
 
Ответить
MikeNsk
Очень хотелось в Североморск. Но записываться на автобусную экскурсию смешно - ибо в автобус не попасть, а по блату машиной не прокатило) На военные кораблики не посмотрел)
Не велика беда, хотя в сент. 2015-го и кораблики были в планах. Вполне хватило и другой экзотики на две недели съёмок, похлеще корабликов.
1
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 234
Анатолий Сущенко
Не велика беда, хотя в сент. 2015-го и кораблики были в планах. Вполне хватило и другой экзотики на две недели съёмок, похлеще корабликов.
На фотках видно, что прогулка удалась)) Северная природа прекрасна. Хоть опять езжай)
 
 
Ответить
MikeNsk
На фотках видно, что прогулка удалась)) Северная природа прекрасна. Хоть опять езжай)
Это была самая обычная! двухнедельная фотосъёмка многочисленных только достопримечательностей Заполярья с описанием и занесением координат для различных сайтов путешественников. Сотрудничал с несколькими десятками таких платформ. В том числе и уникального рыборазводного завода по воспроизводству стада лососевых (красная рыба) и осетровых (сибирская популяция) в отработанных водах Кольской АЭС, самой северной в Европе. Для меня мало самому прокатиться и нащёлкать карточек, важнее их разместить на различных ресурсах для будущих путешественников. К сожалению, подавляющее большинство даже не в состоянии сляпать обычный отчёт, уж не говоря о том, что бы свои карточки размещать ещё где-то, кроме собственного убогого архива.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром