|
Маршрут: Барнаул — Абакан — Кызыл — Монголия — Горный Алтай
Приветствую всех любопытствующих: и тех, кто просто среагировал на заглавную фотку, находясь под действием тестостерона, и тех, кто действительно заинтересовался отчётом о поездке в Монголию! На самом деле, вы все — большие молодцы! Первые — в том, что следите за своим здоровьем и остаётесь верными своим инстинктам, Вторые — в том, что, независимо от вашей гендерной принадлежности, вы движимы тягой к чему-то новому и стремлением к знаниям, Третьи, Четвёртые и Пятые… — тоже красавчики, просто я пока не понял, в чём именно. ))) Ну, да ладно, не в этом суть.
Итак, вы читаете эти строки, а значит, вам уже крупно повезло и впереди вас ждут минуты (а кого-то, может, и часы/дни/недели…, если он ещё читает по слогам ))))) приятного блаженства от погружения в атмосферу мотопутешествий. Пристегните ремни, мы начинаем.
Здравствуйте все ещё раз. Меня зовут Сергей, и я увлекаюсь мототуризмом. Ссылки на отчёты о моих прошлых поездках, как всегда, внизу этой статьи. А пока хочу поделиться с вами рассказом о том, как я в компании двоих друзей прокатился в конце лета 2023 года на мотоцикле по маршруту «Барнаул — Кемерово — Абакан — Кызыл — Хандагайты — Улаангом — Ховд — Цагаануур — Кош-Агач — Барнаул».
Да, всё верно, на главном фото — не я!...)))) Это Наталья — участница нашей команды. Она украсила эту поездку, и потому, в знак благодарности, я решил украсить свой отчёт её фотографией. )) Парни, заглянувшие с целью просто поглазеть на женские фотки, увы, дальше вам будет скучновато: никакой обнажёнки и пышных силиконовых губ не будет…, но в остальном — это довольно «годный контент», так что «гранд пардон и силь ву пле».
Честно сказать, я не планировал дальних поездок, рассчитывая лишь выехать в Горный Алтай с Лёхой Котельниковым из Читы, который опять урвал 50-дневный отпуск и хотел приехать в гости. Но «искру» разжёг любитель путешествий с Сахалина — Исаев Влад (его отчёт тоже можно найти на дроме), который вместе с семьёй ехал в сторону юга России и гостил у меня несколько дней. Общаясь с ним, я настолько зарядился его азартом, что, проводив его в дальний путь, решился-таки на двухнедельную поездку куда-нибудь!
Монголию я уже рассматривал несколько раз, да всё как-то звёзды не сходились… Вместе с барнаульскими товарищами мы даже планировали эту поездку на родину Чингисхана на вторую половину июня, но ближе к делу у всех поменялись планы и команда рассыпалась… А в этот раз мировая «обстакановка» напряглась, и сам собой зажёгся зелёный свет над соседней страной. Я окончательно определился — еду в Монголию!
Эту затею с торжественным возгласом «ХОЧУ!!!» поддержала барнаульская мототуристка, фотограф и просто красавица — Самойлова Наталья. Правда, в начале сезона она уже успела прокатиться до Байкала, и не сильно хотела ехать ещё раз (пусть и отрезок немногим меньше 1000 км) по той же дороге. Но я убедил её, что завершать маршрут Чуйским трактом нам будет приятнее, и Алексей, который ещё не знал, что я решил ехать ему навстречу, чтобы попасть в Горный Алтай через Монголию, сможет перевести дух у меня перед обратной дорогой на Читу. В итоге мы согласовали с Лёхой маршрут, дату и место встречи и создали общий чат, чтобы коротать дни ожидания, обсуждая различные мысли относительно предстоящей поездки.
Перед поездкой я обслужил мот, а также традиционно смастерил из канализационных труб систему для перевозки на дугах безопасности 4 литров воды. Как там будет с «питьевым золотом» — неизвестно, пусть лучше будет в запасе, ведь человек может прожить без еды больше месяца, а без воды всего несколько дней…))))
За подготовкой и ожиданием незаметно пролетели 15 дней, и вот настал он — день начала путешествия.
День 1 (3 августа)
Решив не толкаться по утренним пробкам, мы с Натальей спокойно пропустили рабочий класс на свои работы и выкатились из орденоносного Барнаула в 10:30 по местному. Небо было облачное, но дождём не пахло, да и солнышко не жарило, так что ехать было очень комфортно.
Ещё «на берегу» мы договорились о скоростном режиме и суточном пробеге: едем примерно 100-110 км/ч и за день проходим в среднем 500 км. Это достаточно безопасно, не сильно утомительно и даже остаётся время на какие-нибудь пешие прогулки. Так, сегодня нам предстояло добраться всего лишь до Кемерово. Но и этот план чуть не сорвался…
Дело в том, что Наташа поехала в путешествие на мотоцикле, который имел небольшой набор «болячек»… И вот, не доехав до границы с Кемеровской областью, мы встали. С пробки радиатора слетел шланг на расширитель и никак назад не садился. Немного поковырявшись и дав остыть мотику, продолжили путь. Перекусили возле стелы, снова попытались зафиксировать шланг, но так и не решили проблему. Понимая, что с такой неполадкой в Монголию лучше не соваться, решаем ехать в Кемерово до мотосервиса, чтобы устранить проблему в гаражных условиях.
Кстати, на фото я осторожно подпираю локтем покрышку, которую вёз Алексею и которая постоянно сползала и упиралась мне в поясницу, методично формируя у меня лордоз.))) В 2021 году, когда мы катались по Дагестану, Лёха докатился до меня практически на корде. Поэтому в этот раз, опасаясь, что до Монголии он может доехать на лысой резине, Алексей заказал новую покрышку в Москве и отправил её в Барнаул. А я забрал её из ТК, упаковал как «зеницу ока» и заботливо катил этот ценный кусок резины по сибирским просторам, с нетерпением ожидая его передачи хозяину…)))
В 16:00 мы прибыли в Кемерово.
Здесь нас встретил Евгений, с которым мы в 2018 году вместе ездили в мото-путешествие на Сахалин (travel.drom.ru/66710/).
Он проводил нас до мотомастерской, где парни, разобрав полмотоцикла и провозившись почти 2 часа, в итоге намертво пригомырили злополучный шланг. При этом Денис ещё и отказывался брать за работу деньги. А вот и он на фото:
Спасибо тебе, Денис, за отзывчивость и чёткую работу!
На ночёвку мы встали на Байк-посту «Боевое братство». Закатив мотики, мы ознакомились с правилами пребывания, распаковали вещи и приняли душ.
Байк-постом заправляет Илья, он же Буян (на фото — справа).
Кроме нас в гостях у Буяна были Олег (Деда) и его сын, со Славгорода. Нас пригласили за стол, накормили, мы немного пообщались, а вечером за нами заехал Жека и повёз нас на обзорную экскурсию по Кемерово, утопающему в иллюминации.
Евгений, будучи заядлым патриотом своего города, а также имея в своём роду музейных работников, с лёгкостью справился с ролью экскурсовода, и, не успели мы моргнуть глазом, как незаметно пролетели почти 3 часа интереснейшей исторической справки. Спасибо, тебе, Евгений Владимирович!
Особенно мне понравилось «государственное» оформление дымящих труб:
Завершилась наша экскурсия посещением мемориала Воину-освободителю, где в этот день был зажжён Вечный огонь, а также проходила акция «Свеча поколений».
В полночь мы вернулись на базу и под приятными впечатлениями от прогулки безмятежно уснули…
День 2 (4 августа)
В отпуске никаких будильников! Поэтому я проснулся далеко не с первыми лучами солнца, спокойно досмотрев до конца свой сон.
Встав, я принялся варганить завтрак из макарон и вкусной белорусской тушёнки, которой я забил почти половину багажной сумки.
Наталья тоже проснулась, немного «пойожила» (в смысле поупражнялась йогой) и присоединилась к готовке. После трапезы мы собрались, как полагается, пополнили копилку байк-поста, поблагодарили Буяна за приют и покинули Кемерово.
Забыл сказать, что Евгений очень сильно хотел поехать с нами в Монголию, т.к. тоже давно хотел попасть в эту страну. Но, к большому сожалению, ему не удалось согласовать отпуск на работе и потому, со слезами на глазах и радостью в душе, он проводил нас в добрый путь, сказав, что мысленно будет ехать с нами… А ещё у меня с прошлой поездки начал барахлить звуковой сигнал. Поэтому я закрепил на руле велосипедный клаксон в виде зелёного лягушонка-путешественника и ласково нарёк его в честь нашего товарища — Женькой! Прокатим этого пучеглазого, представляя, что Евгений превратился в этого радостного симпатягу и теперь поедет с нами.
Погодка была отличная. Мы ехали, наслаждаясь лучами солнца. И где-то за Мариинском увидели «поломашку» на противоположной стороне трассы. Остановились, чтобы помочь.
Несколько дней назад парень ехал в Красноярск и немного разложился на трассе. Сам не пострадал, а вот дырчик потрепало. Собрав его как получилось, он доехал до места назначения, а теперь возвращался обратно домой, и на полпути двухколёсный скакун заглох… Мы немного поплясали с бубном, проверили топливо/воздух/искру…))), попробовали завести с толкача. А чуть позже остановились томские байкеры, и совместными мозговыми усилиями мы поставили диагноз — двигателю пришла «полярная лисица»… Оставив бедолаге номера кемеровских ребят, на случай, если он не сможет поймать попутный грузовик, мы продолжили путь.
Добрались до Ачинска и свернули в сторону Ужура.
По плану мы хотели встать на берегу какого-нибудь озера, а завтра доехать до Абакана, где в итоге должны встретиться с Лёхой, который тем временем уже подъезжал к родственникам в Красноярске. Спустя ещё 3 часа мы добрались до границы республики Хакасия.
Равнинный горизонт постепенно вздыбился и превратился в холмистый рельеф, а наши тени на асфальте начали причудливо вытягиваться, выползая на обочину, как бы намекая на остановку и поиск места для ночлега. Солнце садилось…
Не смог удержаться, чтобы не сфотографировать свою красотку — «Криню» в вечерних лучах:
Кстати, несмотря на то, что Наталья профессионально занимается фотографией, в путешествии она категорически отказывается от этого действа, давая себе отдых, и не берёт с собой фотоаппарат. Так мои надежды на то, что в этой поездке я забуду о фотосъёмке, не увенчались успехом, и потому в отчёте почти все фото с моего телефона…)))) Именно поэтому часть фото вертикальные… Гранд пардон за неудобства.
Вечерело… Пока лягушонок Джон любовался лучами уходящего в закат светила, мы с Натальей решили не тянуть до оз. Шира, а остановиться на оз. Тус близ села Солёноозёрное.
Незадолго до нашей поездки в Хакасии бушевал циклон и регион заливали обильные дожди. До озера вела грунтовая дорога с остатками следов недавних осадков, и на выезде из очередной лужи я не справился с управлением и приложил мотик, немного подломив левый водонос. ((((
Подавив глубокий стыд ущемлённого эго, я списал падение на исключительную «дорожность» моей резины. ))) Мы продолжили путь и вскоре спустились к озеру, где нас сразу, как вновь прибывших, атаковали стаи местных комаров спортивного телосложения.
Обильно полив себя Рефтамидом, мы оперативно установили палатки. А потом прогулялись до берега, и я успел сделать офигенный кадр с винтажным катамараном на фоне розовых облаков, отражающихся в тихой водной глади!
Быстро стемнело. Я рассчитывал отделаться лёгким чаепитием перед отбоем, но на Наташку напал ночной жор, и мы оторвались по полной, заварив и уничтожив полный котелок «Роллтона» с белорусским тушняком! Придавив это всё-таки чаем, мы расползлись по палаткам и уснули…)))
День 3 (5 августа)
Не изменяя принятой установке, я досмотрел очередной сон и только потом проснулся.
Вечером со стороны Абакана ночное небо озаряли молнии, поэтому я немного опасался, что ночью будет дождь, а утром, как следствие, трудности со сбором лагеря и выездом на трассу. Но, к счастью, на рассвете было солнечно, и на небе вместо туч были небольшие облака.
На утренний приём пищи вновь пошли консервы марки «ГРОДФУД», правда уже в комбинации с пищей богов — гречей! )) Наталья, снова выгибалась и скрючивалась в йоговых упражнениях, а потом сходила познакомиться с соседями и вернулась с 5 л питьевой воды, помидором и огурцами. Шикарный завтрак вышел.
Валяясь после чревоугодия, я наблюдал прикольную картину, как местный воробей, выискивая пропитание, остановился возле банки с надписью «Цыплёнок в собственном соку», замер и от удивления открыл клюв.))))
Позвонил Алексей и доложил, что выдвинулся из Красноярска на Абакан. Там он планировал встретиться с двоюродным братом, поэтому я решил, что мы не будем сильно спешить со сборами и ещё немного поваляемся. Между делом мы сделали пару заплывов, ополоснулись в ледяном душе, а я успел урвать ещё часок сна…)))
К полудню на озеро начал прибывать народ… Это послужило стимулом к сборам. Мы пообедали, свернули лагерь и покатили дальше, решив по пути заехать в посёлок Туим, чтобы посетить Туимский провал. На озеро Шира заезжать не стали, полагая, что там тоже сейчас людно, да и Алексей уже почти подъезжал к месту нашей встречи. Проезжая мимо вокзала в с. Шира, остановились, лишь чтобы сфоткать забавную скульптуру у центрального входа.
Вскоре мы добрались до искомого посёлка:
Туимский провал — это техногенный провал на месте закрытого в 1974 году подземного рудника. (Спасибо Википедии). Раньше поглазеть на него можно было бесплатно, но потом местный туризм начали развивать и огородили территорию. Мы не стали жопиться и, оставив мотики на стоянке, пополнили местную казну покупкой двух билетиков. Вид на провал с вершины, конечно, завораживает!
Ну, и сама локация будоражит воображение, особенно когда узнаешь, что от вершины горы до уровня воды 127 м, а глубина водоёма — аж 200 метров! Некоторые смельчаки прыгают в провал на тарзанке. У нашей поездки иные задачи, поэтому мы воздержались от этого мероприятия…)) Можно было посетить одну из шахт с выходом к озеру, но это развлечение тоже не зацепило. И, налюбовавшись изумрудной водой, мы покатили дальше.
Через пару часов мы въехали в столицу Хакассии, которая в это время отмечала «День города». На парковке возле хостела уже стоял знакомый мотоцикл с читинским номером.
Лёха снял четырёхместные апартаменты класса супер-эконом, заселился и уехал в центр на увеселительные мероприятия с братом. Мы с Натальей заполнили свободное пространство комнаты своими вещами, ополоснулись и стали изучать с помощью карты навигатора местность на предмет наличия охраняемой стоянки и приличной харчевни в зоне пешей доступности.
Поиски не увенчались успехом, поэтому мы прокатились до вокзала, навернули по шаурме, вернулись и бросили мотики во дворе хостела.
Зайдя внутрь, обнаружили там хозяина мото-резины, обнялись, и наша команда наконец-то обрела полный состав! За чашкой чая бегло накидали маршрут на завтра и легли спать.
День 4 (6 августа)
Ночью поливал несильный затяжной дождь, но на утро снова было ясное небо и практически сухой асфальт. Нам опять везёт.
После подъёма Алексей продолжил знакомство с Наташей, узнав о её увлечении утренней йогой. Оказалось, что мотивацией у неё был какой-то спор с товарищем, и если она пропустит тренировку, то вынуждена будет заплатить штраф. А ещё, кроме отличного аппетита Наталья обладала отменным метаболизмом и употребляла несколько литров воды в день, будучи примером для нас! Причём, литр воды она уничтожала сразу после своей йоги, поэтому про водяной резерв на дугах моего мотоцикла Алексей даже и не стал спрашивать…)))
Позавтракав в местной «Вилке-ложке» рисовой кашей с сырниками, мы упаковались и покинули Абакан.
Новенькая покрышка заняла своё законное место на мотоцикле Алексея. А я, сбросив груз ответственности, радостно продолжал накапливать материал для отчёта, фотографируя даже на ходу.
Не всегда хотелось устанавливать штатив, поэтому периодически фото-композиции были без моего присутствия в кадре.
Для справки: у нас с Лёхой однаковые мотоциклы, с небольшой разницей в годах выпуска и объёме (у меня 750 см3, у него — 700 см3).
Проехав Саяногорск, мы, по настоятельному совету моего товарища Лагунова Павла, недавно проехавшего по Хакассии, решили посетить экстрим-парк «Мраморка».
Паша обещал нам великолепные виды на Енисей, поэтому мы залезли на все смотровые площадки. Но, вероятно, мы слегка завысили ожидания, т.к. разглядев реку с разных ракурсов, так и не утолили эстетический голод. И, увидев указатель «Карьер», мы, не раздумывая, пошли в указанную сторону. Вскоре тропа уперлась в гигантские мраморные валуны. (Нам предстояло вскарабкаться на саааааааааамый верх).
Наталья была в сланцах, поэтому осталась отдыхать в тени с нашими вещами, а мы продолжили путь наверх. Час мы карабкались по отвесной скале из мраморного курума. Грунт уходил из-под ног, мы явно были обуты «не по погоде». На последних силах мы добрались до вершины и мокрые от пота выползли на грунтовую дорогу, откуда, действительно, открывался шикарный вид на Енисей.
Хотели пройти на действующий карьер, но нас встретил сторож и сказал, что территория под камерами и вход запрещён. Всё же мы смогли посмотреть на старый мраморный карьер и хоть как-то оправдали смысл этого горного похода.
Передохнув, мы двинули в обратный путь, который тоже занял около часа. Пару раз большие камни соскальзывали и с грохотом летели вниз. Благо, мы с Лёхой спускались в шахматном порядке, а внизу никого не было, и всё обошлось, но местами было жутковато. В итоге, если верить шагомеру, мы намотали 15000 шагов, прошли 134 этажа, вымокли и уставшие поехали дальше. Зачем владельцы парка установили этот указатель, мы так и не поняли… Ну, да ладно, зато скинули пару килограммов лишнего веса. ))
После получасового марш-броска мы добрались до самой большой в России — Саяно-Шушенской ГЭС и перевели дух, любуясь монументальным сооружением.
Эх, вот бы ещё сброс воды увидеть… Но это надо было в мае приезжать. А сейчас август и каскад стоял, скучая без дела.
Мы немного повалялись на газоне и, собравшись, поспешили в сувенирную лавку, чтобы успеть купить магнитики на память.
После этого, доехав до СНТ «Изербель», пообедали в кафешке. И, когда уже садились на мотики, бабушка, торговавшая у обочины своим урожаем, подошла к нам и подарила десяток свежих огурцов со словами: «Берите. Вы же спортсмены, вам кушать надо!» ))) Было весьма неожиданно, но очень приятно. В ответ я презентовал ей сувенирчик из Барнаула. Спасибо вам, добрая женщина!
Переправившись по плотине Майнинской ГЭС на другой берег Енисея, мы добрались до с. Шушенское.
Решено было остановиться в селе, чтобы утром сразу посетить музей. Цены на гостишки не радовали, поэтому Лёха оперативно нашёл на Авито квартиру с тремя спальными местами по демократичной цене. Получив от хозяйки ключи и приехав на адрес, мы слегка насторожилось местным колоритом, едва войдя в подъезд…
Пока ребята заносили вещи в хату, ко мне подошёл любопытствующий дяденька по имени Саня и сказал, что мы можем не переживать за мотоциклы, оставляя их во дворе, т.к. он — местный «авторитет» и уже со всеми договорился. Я поблагодарил его за инициативность и великодушие, и окончательно утвердился в решении искать охраняемую стоянку. ))) Прокатился по району, но, не найдя ни одной стоянки, договорился с полицейскими поставить на ночь мотики рядом с РОВД.
Заселившись, мы сходили за провиантом, приняли душ и, нарубавшись пельменей с подарочными огурчиками, усталые, но довольные, легли спать.
День 5 (7 августа)
Утром, пока Наталья вновь истязала себя индийскими упражнениями под умиротворяющую музыку, Алексей Владимирович перенял у меня эстафету и заботливо приготовил на завтрак шедевральный омлет. Употребив белковое яство с остатками саяногорских огурцов, мы отправились в музей-заповедник «Шушенское».
Это место представляет собой комплекс под открытым небом, где воссоздана обстановка и быт сибирского села прошлого столетия.
На территории в 16 гектаров размещены 29 домов, 23 из которых подлинные и построены в конце 19 века.
Большинство домов и дворов открыто для посещения, поэтому можно легко окунуться в архитектурно-пространственную среду и атмосферу крестьянской усадьбы, увидеть изнутри жизнь крестьянской семьи.
Оказалось, что экскурсию надо было заказывать заранее…, поэтому нам пришлось самостоятельно осматривать все экспозиции, периодически прибегая к помощи аудиогида. Тем не менее, мы посидели на лавках в избах:
…заглянули на задние дворы:
…заценили ассортимент в торговой лавке:
…и даже почалились на нарах тюрьмы волостного правления:
Лично мне больше всего понравилась демонстрация ткацкого ремесла. К своему стыду, я забыл имя этой доброй и отзывчивой женщины, которая нам подробно рассказала и показала процесс создания полотна. Спасибо ей огромное!
А вообще-то, история музея берёт начало в 1924 году, когда возникла идеологическая мысль увековечить память о пребывании в этом сибирском селе В. И. Ленина в качестве политического ссыльного.
Включив на телефоне песню Пахмутовой «И вновь продолжается бой» в исполнении Кобзона, мы торжественно подошли к памятнику вождя )))):
…затем осмотрели комнату, где жил, писал книги и продолжал вынашивать революционные планы дядя Ленин:
…а потом заценили баню, в которой мылся вождь мирового пролетариата:
Время близилось к обеду, желудочный сок начал напоминать о себе, поэтому мы попытались сделать постановочное фото, как на старых снимках, купили на память сувенирчики и завершили осмотр.
Однозначно рекомендую этот музей к посещению! Классное место! Целых 3 часа ушло на погружение в крестьянскую атмосферу, и «выгружаться» из неё очень не хотелось. Настолько там всё душевно сделано и колоритно.
Очень сытно, вкусно и бюджетно подкрепились в кафе при музее. Особо запомнилась миниатюрная булочка хлебца «Купеческий». )))
Вернулись на блат-хату, собрали вещи, пополнили запасы воды, пригнали мотики, упаковались, сдали ключи и попрощались с Шушенским. Из местной дворовой атрибутики очень понравились уходящие в историю уличные сушилки для белья (сам на таких сушил всё детство):
…и необычная для меня композиция из почтовых ящиков (ни разу таких не видел):
Следующей точкой нашего маршрута был национальный парк «Ергаки». Очень удачно мы растянули посещение музея до обеда, т.к. на подъезде к месту назначения на трассе местами видны были следы утреннего дождя, который мы пропустили вперёд, а потому мы снова ехали посуху и не надевая дождевики.
После очередной смазки цепей мы с Лёхой решили ненадолго поменяться мотоциклами. В итоге он сказал, что у меня совершенно другой мот по ощущениям, а я отметил, что мне тоже надо бы установить проставки руля для большего удобства.
Вокруг мелькали потрясающей красоты пейзажи. Мимо одной из таких «картинок» мы никак не смогли проехать и остановились для фотосессии.
Красивые виды, классная погода, ровная дорога с плавными поворотами — ехать сплошное удовольствие.
Пару часов в пути, и мы на месте! Регистрируемся в Визит-центре.
Время близилось к закату, и мы решили, что успеем осмотреть только какую-то одну достопримечательность. Ей стал знаменитый «Висячий камень». Доезжаем до парковки, ставим моты, оставляем лишние шмотки (Наталья даже переоделась), берём воду, я беру с собой пакет арахиса с изюмом на перекус, и выходим на эко-тропу.
Радостно и легко мы зашагали по оборудованным тротуарам, наслаждаясь и любуясь каждым метром окружавшего нас пространства.
Очень живописный маршрут! Так и хотелось встать тут с палаткой. Но, увы, этого делать нельзя, а палаточный лагерь был аж в 3,5 км от парковки. Тащить всё барахло без рюкзаков было бы абсурдно и бессмысленно, т.к. мы не планировали жить тут неделю. К тому же солнце потихоньку опускалось, а висячий камень сам себя не посмотрит, поэтому мы шли налегке к чётко обозначенной цели.
Вчерашний поход на карьер оказался разминкой, т.к. до сегодняшней вершины пришлось добираться в 2 раза дольше. Правда, виды были несравнимо шикарнее — кругом красота на красоте.
Спустя час мы добрались до озера Радужное и увидели знаменитую каменюку! Вон он, на вершине, над моей головой:
Мы на полпути, теперь предстоял путь наверх. Одно радовало: подъём был хоть и довольно энергозатратный, но достаточно комфортный и безопасный — на крутых участках оборудованы лестницы.
Чем выше поднимались, тем краше были виды! Сплошное великолепие!
Глаз радовался, душа пела, ноги несли вперёд и вверх, несмотря на усталость!
Ещё час вертикальной ходьбы и мы у цели! Случайности не случайны, и снова всё сложилось просто замечательно: из-за позднего старта мы одни шли в направлении камня, все остальные туристы шагали нам навстречу, возвращаясь с маршрута. Потому, поднявшись на вершину, мы оказались практически одни (кроме нас было всего 3 человека) и легко нащёлкали кучу удачных снимков без толп туристов на фоне заката.
Ещё одним плюсом было то, что мы шли не под палящим солнцем. Думаю, в полдень мы бы помирали от жары… А так мы спокойно отдохнули в лучах уходящего солнца, испытали капитальный восторг, подкрепились орехово-изюмовой смесью, допили остатки воды и направились в обратном направлении.
Закат встречали в пути. На мотоциклы садились уже в сумерках. Вернулись к Визит-центру и за 150 рублей с носа поставили палатки на прилегающей территории, оборудованной деревянными помостами, беседкой и туалетом. Шикардос!
Расположившись, мы приготовили ужин, ещё раз поделились эмоциями от пережитого за день и, невероятно уставшие, но предельно счастливые, уснули с чувством полного умиротворения.
В итоге поход занял у нас 5 часов! А намотали мы 25000 шагов и 96 этажей! Классный день!
День 6 (8 августа)
Проснувшись, открыв глаза и распахнув палатку, я в очередной раз обрадовался, лежа и глядя на чуть облачное небо, обещающее хорошую погоду.
Вчера вечером, ставя палатки в темноте, мы не могли оценить всю красоту места нашего ночлега, поэтому утром были приятно удивлены невероятным видом на наш лагерь.
Пока Наталья продолжала ответственно выполнять условия його-спора, мы с Алексеем приготовили завтрак, после чего все дружно наполнили желудки, свернули свой скарб и погнали в направлении Тывы.
На одном из перевалов трассы Р-257 нас привлекла необычная, но довольно печальная картина. Мы остановились и спешились. По обе стороны от дороги все холмы были усеяны «чёрными карандашами»… Это были следы когда-то прошедшего здесь лесного пожара.
Масштаб бедствия был колоссален, чернота покрывала все ближайшие склоны.
Ну, ладно, во времена динозавров бывали катаклизмы и похлеще. Главное, чтобы причиной таких явлений не была человеческая халатность. Товарищи туристы, пожалуйста, будьте осторожны с огнём! Соблюдайте меры безопасности! Берегите лес!!!
Мы продолжили путь и вскоре въехали в республику Тыва.
На одном из съездов остановились, чтобы сделать редкое совместное фото.
Кызыл встретил нас в районе обеда.
Первым делом мы посетили сквер «Центр Азии» на берегу Енисея, где установлен одноименный обелиск, наиболее известный монумент города.
Очень понравилась своей тонкой работой скульптурная композиция «Царская охота», установленная в 2014 году в честь 100-летия г. Кызыла и единения Тывы и России.
Пока мы гуляли по скверу, подкатил свадебный кортеж, и из машин высыпала молодёжь. Я обрадовался, надеясь услышать национальную музыку или увидеть танец, но, к сожалению, ничего подобного не случилось. Участники женитьбы, игнорируя запрещающие таблички, толпами разбрелись по газону, стали наливать спиртное, а переносная колонка начала извергать современную пародию на музыку, от которой чуть не пошла кровь из ушей, поэтому мы ретировались и поехали дальше.
Следующей достопримечательностью был «Тубтен Шедруб Линг» — самый большой в России буддийский монастырь.
Обойдя здание по часовой стрелке, по пути вращая сотню барабанов с мантрой «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», мы подошли к центральному входу и вошли внутрь.
Разувшись до носков, мы поднялись на второй этаж и осмотрели основную экспозицию. Я не сразу увидел надпись «Фотосъёмка внутри запрещена!», поэтому успел сделать пару снимков. Надеюсь, что не испортил этим свою карму… )))
Чтобы не мешать единственному молящемуся, мы покинули монастырь и плавно переместились в кафе «Лето», чтобы наконец отобедать. После трапезы заехали за продуктами в магазин «Хороший», где Лёха приобрёл ещё и пятилитровую бутыль воды торговой марки «Я Алексей, и я возьму!». Прикольный маркетинг, но лично мы и так бы взяли. )))))))
А потом заехали в рыбацкий магазин и купили удочку, чтобы попытать удачу в водоёмах Монголии. Ведь, по рассказам заядлых удильщиков, рыба там клюёт на голый крючок и в любой луже.
На одном из перекрёстков запомнился изрядно захмелевший маргинал, который переходил дорогу и, подняв руку со сжатым кулаком, громко приветствовал нас возгласом: «УДАЧИ, БРАТЬЯ!». ))) А после заправки на выезде из Кызыла я плохо закрепил багаж и на очередном неровном участке дороги у меня катапультировался тубус. Благо, что Наталья шла следом, остановилась и подобрала его. Спасибо тебе, Наташа, ты большая молодец!
Я надёжно зафиксировал пострадавший цилиндр, мы догнали укатившего вперёд Алексея Владимировича, и все вместе дружно поехали в закат.
Дождь опять прошёл стороной, оставив нам лишь приятный и красивый след в виде двойной радуги на фоне тувинских холмов.
Через полчаса мы прибыли в последний на нашем маршруте город Тывы — Чадан. Прогноз погоды рисовал ночные дожди, поэтому мы решили заселиться в чудо-гостиницу «Жарки» по баснословной цене (900 рэ с человека), с минимальными удобствами (администратор выдавила фразу: «душа нет, а про баню вообще забудьте») и минусовым сервисом (Наташа резюмировала выражением, что это «полный чадан»). Да, звучит странно, но других вариантов не было…((( Однозначно «НЕ РЕКОМЕНДЭ!»
Расположившись в апартаментах класса «Антилюкс», мои компаньоны вновь возжелали пельменей перед сном.
Мы сходили в ларёк за провизией, с горем пополам приготовили ужин на умирающей плитке, нарубались не очень полезной пищи и уснули с очередным чувством тяжести в желудках. Ох, уж, эти пэпэшники…)))
Завтра переходим границу.
День 7 (9 августа)
Т.к. ночевали мы в 100 км от границы, то решили не заморачиваться с завтраком и просто доели сочни с чаем, которые привезли с Кызыла. Небо было пасмурное, но дождя опять не было. Это немного сгладило негативный осадок от пребывания в захудалой гостинице.
К 11 утра мы прибыли в приграничный населенный пункт — село Хандагайты.
Залили полные баки, докатились до КПП и прошли обе таможни менее чем за час! И это с учётом обмена валюты каждым из нас! (Для справки: Курс был 1/35. Лично я обменял 8000 рублей на 280000 тугриков) А ещё нас приняли, несмотря на то, что мы попали почти в обед, без лишней бюрократии и волокиты. Спасибо вам, российские и монгольские товарищи пограничники!
УРА!!!!!!!!!!!! Получилось!!! Мы в стране вечно синего неба!
Первой диковинкой стал дорожный знак с ограничением «44». На границе не делали страховку, поэтому мы ехали аккуратно, чтобы не заработать проблем. Лягушонок Женька, улыбаясь, сидел на руле и был очень счастлив тому, что впервые оказался заграницей.
Через час начался слепой дождик. Мы решили надеть дождевики, правда, чисто для галочки. Ещё через час неспешной езды мы прибыли в город Улаангом.
И тут нам снова попадается дорожный знак с ограничением, только теперь рядом с числом «44» стоит буква «Т», теперь стало понятно, что это ограничение по массе…)))
Въехав в Улаангом, мы остановились у двухэтажного здания с двумя вывесками на русском языке «РЕСТОРАН» и «СУПЕРМАРКЕТ».
Зашли в ресторан, который по факту выглядел как обычное кафе. Официантка по-нашему не знала ни слова, мы по-монгольски тоже «ни бэ, ни мэ»… Взяв абсолютно нерусифицированное меню, наугад заказали какое-то ассорти из роллов, оливье, картошки «фри», риса, куриных голеней и квашеной капусты… ))))))
Утолив голод необычным монгольским «винегретом», начали полно осознавать, что мы в другой стране, наперегонки считая проезжающие мимо «Приусы». Хотели отведать настоящий монгольский чай (с молоком, солью и чем-то ещё…), но довольствовались только пакетированным «суслом».
После трапезы вышли на улицу. Я уточнил у водителя форда на красноярских номерах, откуда он едет и куда. Оказалось, он проехал по Монголии нашим маршрутом только в обратном направлении. С его слов дорога от Ховда до Улаангома хорошая. Отличная новость! Осталось только решить вопрос со связью. С помощью дяденьки, мало-мальски понимающего по-нашенски, доехали до офиса «Unitel».
Наталья и Алексей купили местные симки. Я не стал подключаться, решив немного побыть вне зоны доступа.
Так получилось, что составление маршрута ребята доверили мне. Я предложил доехать до озера Убсу-Нур, чтобы встать на ночёвку в палатках на его берегу. План был единогласно утверждён, и мы покатили дальше.
Немного отъехав от города, мы свернули на грунтовку и поехали в направлении озера.
Целый час мы тряслись по песчаной гребёнке, но всё никак не могли подъехать к озеру: дорога шла параллельно берегу и была отделена от воды трёхсотметровой песчаной полосой с каймой из зарослей колючих кустарников. Лёха пытался проехать напрямую, но до воды всё равно оставалось далеко, и мы решили поискать другой путь.
Встретили монголов на машине, которые понимали русский язык. Объяснили им, что хотим встать поближе к воде, и они согласились проводить нас. Проехав в таком темпе ещё минут 30, мы увидели песчаный свороток в сторону озера. Поблагодарили провожатых, они выдали в ответ лозунг «Россия, Монголия, дружба, всегда!» и уехали.
Гребёнка сменилась рыхлым песком. Гружёные мотики стали закапываться…
Последние 100 метров мы преодолевали по очереди, разгрузив мотоциклы и подталкивая друг друга по очереди. Выкатились на ровный участок и определили место под лагерь на пустынном побережье.
Начинался закат. Поставив палатки, мы наперегонки побежали купаться. Чистый песчаный пляж, приятная прохладная вода и ни души вокруг! Самое то, для уставших и вспотевших мото-туристов. Кайф!!!
Охладившись в солёных водах бескрайнего озера, очень напоминающем настоящее море, мы спешно принялись за готовку. Стемнело, небо затянуло, поднялся ветер, и нам пришлось кухарить с налобными фонарями, спрятав плитку за палатку. Отужинав, мы переставили мотоциклы с наветренной стороны, чтобы они прикрывали палатки, и под вспышки молний на горизонте, невероятно счастливые, улеглись спать.
Классный день!!!
День 8 (10 августа)
Ночью наши палатки немного потрепало монгольским ветром и слегка сбрызнуло дождиком, но утром вновь было спокойно: из «окна» было видно чистое небо, солнышко ласково нагревало жилище, с озера дул приятный свежий бриз.
К слову, об озере: Убсу-Нур — самое большое по площади озеро в Монголии. Часть его находится на территории России, в республике Тыва. И, как я уже сказал, озеро солёное. Ну, правда, чем не море?!
Пока Лёха тестировал купленное в Кызыле удилище (к сожалению, тест не увенчался успехом), а Наталья йожила на фоне побережья и пролетающих мимо уток, чаек и журавлей, я заступил дежурным по кухне и сотворил на завтрак уху из консервированного тунца китайского производства.
После еды и до самого полудня мы просто чилили, валяясь в палатках, и купались.
Подъехал к нам местный пастух на приземистой лошадке в кислотной накидке. Абсолютно не понимая друг друга, мы немного потрещали с ним за жизнь, он показал, как его конь круто гоняет по песку и ускакал вдаль...
Мы немного лопухнулись и, обнаружив, что запасы питьевой воды почти закончились, поняли, что второй ночёвки на этом месте не будет…(((
Потихоньку свернув лагерь, мы попрощались с озером, ещё раз преодолели песчаный участок и поехали в сторону трассы, перескакивая с одной грунтовки на другую в поисках более ровной.
Навигатор показывал то ли погоду, то ли график котировок каких-то акций, поэтому мы немного отклонились от курса. Сменив траекторию, мы просто поехали, ориентируясь по солнцу…
По пути нам периодически встречались пугливые корабли пустыни.
В итоге, снова покатавшись 2 часа по монгольским бездорожным дорогам, мы всё-таки вышли на трассу и вернулись в Улаангом, чтобы заправиться, поесть и сделать страховки на мотоциклы. Первым делом заправили коней. В пересчёте на нашу валюту литр 92-го стоил 82,6 руб.
Рассчитывают прямо «возле шланга»: тётенька циркулирует между заправочными постами и собирает денюжки. Правда, монгольская королева бензоколонки немного обсчитала меня, ну да ладно, списал на чаевые. ))) После АЗС заезжаем в кафе, где меню уже русифицировано. Была мысль заказать суп с фрикадельками, но название немного смутило, навеяв тёмные мысли о происхождении этих самых фрикаделек…
Т.к. традиционный пищевой рацион монголов связан со скотоводством, то почти все блюда — мясные. В результате Лёха и Наташа взяли буузы (манты), а я заказал овощное рагу с мясом. Национального чая снова не было в ассортименте…
Перекусив, узнали у хозяина кафе, где можно оформить страховку, и поехали на городской автовокзал. Если с заправкой и обедом мы справились легко, то со страховкой была беда: работники офиса страховой компании впервые столкнулись со страхованием иностранной мототехники. Час промучившись, они так и не смогли оформить страховку.
Среди участников операции «Застрахуй» был транспортный инспектор автовокзала, которого звали Отан Нараб. Он неплохо говорил по-русски, и я предложил ему записать мне на телефон голосовое сообщение для монгольского гаишника, что, мол, вот пытались сделать страховку, но не смогли. А дополнили мы доказательную базу совместным фото. Поблагодарили всех. На том и распрощались.
Заехали в магазин, пополнили запасы воды, я купил магнитики в сувенирном отделе. Покинули Улаангом и поехали в сторону Улгия. Не того, который самый западный город Монголии в 80 км от российской границы, а того, который типа село между Улаангомом и Ховдом. ))) Сразу за городом асфальт снова закончился, и мы «помчались» по грунтовой федеральной трассе А1701…
Хотя периодически на дороге встречались крупные камни, ехать было намного комфортнее, чем по вчерашней стиральной доске с песчаными колеями.
Счастье наше было недолгим, и вскоре мы уперлись в небольшую речушку, которая пересекала «федералку».
Ни попутного, ни встречного транспорта на горизонте видно не было. Вспомнив народную пословицу, я решил узнать брод, прежде чем соваться в воду. Скинул штаны с ботами, исследовал пешком дно, наметил нужную траекторию, и мы благополучно форсировали водную преграду и продолжили путь.
Но через 15 минут встретили ещё одну реку — Телин-Гол, русло которой разделилось на 5 потоков. Пробило на русский фольклор. Вспомнили ещё одну пословицу: «Тише едешь — дальше будешь». Схема предыдущей езды вброд отработала хорошо, а «Повторение — мать учения». В этот раз почти час ушёл на изучение подводного рельефа и преодоления брода. Стоя на противоположном берегу речки и переводя дух, мы радовались приобретённому удачному опыту. Тут мимо нас прошуршал монгол на китайской двухколесной тарахтелке и сходу форсировал всё русло за пару минут…)))))) Ничего не оставалось, кроме как констатировать то, что «этот кулик хорошо знает своё болото».
Солнце уже садилось, и мы встали на ночёвку сразу за речкой, немного отъехав от дороги.
После ужина перед отбоем созерцали ясное небо, обильно усыпанное многочисленными звёздами.
Красота!
День 9 (11 августа)
Отлично выспавшись под шум горной реки, мы встретили ещё один восхитительный монгольский рассвет.
Очередное доказательство того, что случайности не случайны, произошло на завтрак. Как только шеф-повар Алексей понял, что слегка переборщил с приготовлением гречи с тушняком, к нам подъехал любопытный монгольский пастух на китайском дырчике и в национальном халате. Он без лишних церемоний слез с мотика и присел на корточки возле наших мотоциклов, с улыбкой наблюдая за нами. На тот момент мы уже мастерски владели несколькими монгольскими словечками. Обратившись к гостю фразой «Сайн байна уу» (что значит «здравствуйте»), мы пригласили его жестами за импровизированный стол.
Вот оно — китайское чудо техники с мощной надписью «Мустанг 5». Такие аппараты очень популярны здесь, и мы встречали их довольно часто.
Накормив чабана алтайской гречей и протупив в полном языковом барьере ещё полчаса, мы отпустили монгола с миром. Перед отъездом 39-летний Алтынгыль (так его звали) жестами объяснил нам, что больше бродов не будет. Я бы не удивился, если узнал, что у него была фамилия «Петросян», т.к., собрав палатки и двинув дальше, мы упёрлись в очередную речушку через несколько сотен метров от лагеря…)))))
Побродив с утра босиком в ледяной воде, мы успешно перекатились на другой берег и продолжили путь.
Больше бродов не было.
Зато дорога испортилась, и началась жёсткая «стиральная доска» с участками песка…, намного хуже, чем до озера Убсу-Нур. Подвеска не переставала работать, аж пломбы из зубов чуть не выпали. Скорость временами падала до 40 км/ч.
Иногда на пути встречались вот такие насыпи. Я так понял, что это были «Обо» — священные места в культуре народов Центральной Азии.
Стада лошадей сбивались в кучи и укрывали образованной тенью лежащих на земле жеребят.
А ещё очень понравились яки, или по-монгольски «сарлаг», что значит хрюкающий бык. Такие прикольные, игривые. (Для справки: молоко и шерсть яков считаются гипоаллергенными. При этом их молоко целебное, а шерсть самая тёплая!)
К обеду мы всё-таки добрались до «малого» Улгия.
Честно сказать, мысль о том, что это не та дорога, о которой говорил нам красноярец у магазина, давно сидела в голове… Но вся навигация вела по этому пути (у Наташи и Алексея — google и maps.me, у меня — OsmAnd). Мы видели, что можно было ехать по другой дороге, через Наранбулаг, но разворачиваться не хотелось вовсе. Поэтому маршрут менять не стали.
Зашли в сельский «Дэлгүүр» (магазин), остудились, постояв внутри, и закрепили результат, хряпнув по мороженке.
Мне попалось лакомство из кислого молока и очень даже пришлось по вкусу.
Потом зашли в местную харчевню и подкрепились цуйваном (блюдо из лапши с мясом). Монгольский чай снова не удалось попробовать: и нам принесли обычный китайский термос с одноразовым пакетиком чая внутри на целый литр…
После еды мы снова приступили к дорожному вибромасссажу. Пейзажи начали меняться на марсианские.
Как-то на передышке Лёха признался, что в один момент даже почувствовал себя гонщиком ралли «Париж-Дакар», пока не пробил подвеску на скорости около 100 км/ч. )))) Через час тряски Наталья почувствовала сильную усталость и попросила небольшой перерыв, чтобы отдохнуть.
Дело шло к закату… За день прошли всего 180 км, но все очень устали… А асфальта всё не было видно…
На одном из участков дороги мы с Лёхой, остановившись, почти синхронно завалили мотики на разные стороны. Благо обочина была из песчаных брустверов и техника не пострадала. Наташа шла за нами и сказала, что выглядело падение красиво и эффектно. Это был знак! Мы съехали с того, что тут называют дорогой и разбили наши юрты прямо в поле, как настоящие кочевники.
Засыпали под натиск мощнейшего ветра, пытавшегося сложить наши палатки. Перед сном опять переставили мотоциклы так, чтобы они прикрывали наши жилища.
Завтра точно будет асфальт!.. Надеемся…
День 10 (12 августа)
По причине того, что монгольская растительность довольно скудна, поиски места для туалета могут занять длительное время…)))
Так с утра я чуть было не осквернил малозаметное неогороженное местное кладбище, пытаясь найти подходящее место.
Вовремя разглядев низкорослые надгробия, я скорректировал направление движения и удалился в степь…
На завтрак к нам подъехал 69-летний пастух, по имени Байджа, блуждающий в поисках своих баранов и высматривающий их в монокль. В этот раз погонщик был, как положено, на Toyota Prius.
От каши он отказался, но кофе с печенюшками охотно угостился.
Также к чаю у нас всегда был ассортимент из орехов и сухофруктов. Очень удобная штука в условиях дефицита багажного места и отсутствия изобилия магазинов по пути.
Монгольский дедушка подтвердил данные карт о том, что скоро грунтовка закончится, нарисовав на песке число «8», и, попрощавшись, поехал искать дальше потерявшееся стадо. А мы собрались и снова вернулись на грунтовку-трясучку…
Мы поняли, что все монголы в душе юмористы: долгожданный асфальт наступил не через 8, а почти через 20 км! ))) Наконец-то мы доехали до населённого пункта Мянгад! Остановились, упали на колени и расцеловали долгожданное дорожное полотно. До Ховда оставалось около 40 км.
Радость наша не знала границ! Заехав в посёлок Буянт, мы решили отметить встречу с асфальтом поеданием монгольского арбуза, поддержав развитие тутошнего растениеводства.
Трапеза состоялась на берегу речушки, прямо у дороги, где местные женщины стирали бельё и сушили ковры.
Для местных мы сразу стали событием дня: ребятня, облепив мотоциклы, с интересом разглядывала технику.
Пацаны постарше были понаглее и местами напоминали каких-то весёлых гопников. )) Они то пытались примерить шлем, то рьяно наяривали акселератор и нажимали кнопки, а ещё норовили выменять наши мотоциклы на свой китайский мотохлам. Лёха очень раздражался от их наглости, поэтому я отвлёк их для совместного фото, после чего мы оперативно прыгнули по сёдлам и помчали дальше.
Чуть не забыл рассказать про один очень прикольный момент! Ещё при въезде в Улангоом я обратил внимание, что во многих дворах, где дома сложены из шлакоблоков, нет ни огорода, ни теплиц, зато стоят баскетбольные кольца. Может, Монголия — какая-то баскетбольная держава, или я чего-то не знаю? Так и тут, на окраине посёлка, мы увидели стритбольную площадку! Не знаю название местной команды, но, похоже, что это были «MONGOLIAN BULLS». ))))))))))
По пути увидели юрты недалеко от трассы. У Натальи была мечта — заночевать в национальном жилище. Мы решили оставить это на завтра, но всё же подъехали к стоянке, чтобы сфоткаться на фоне гэра (по-монгольски — дом/юрта).
Вскоре мы въехали в город Ховд, один из старейших городов Монголии, который был основан в 1731 году (если верить Википедии). Получается, он на год младше Барнаула.
На въезде в город установлена оригинальная скульптурная композиция, очевидно, отражающая исторический оттенок этой местности.
Покушали в местном кафе, к сожалению, снова без традиционного монгольского чая. По количеству огурцов в порции понятно, что овощи тут в цене.
Почему-то окна в кафешке хоть и пластиковые, но двойные…))) Неужели тут так холодно бывает?
Подкрепившись, объехали несколько гостиниц и остановили выбор вот на этом месте:
Номер без изысков, зато есть душ с горячей водой. Цена — 100000 тугриков (почти по 1000 рублей с человека).
Помылись, немного повалялись, сходили в ближайший супермаркет за продуктами, выгрузились и пошли прогуляться по вечернему городу. По пути я купил в киоске ту самую кисломолочную мороженку, и настроение повысилось ещё больше.
Визитная карточка города — это Сапоги, установленные по разные стороны одного из перекрёстков.
На центральной площади просматриваются следы советской архитектуры.
Кроме ужасно популярных «Приусов» и других гибридомобилей, периодически попадаются российские вездеходомобили:
Особого восторга Ховд не вызвал. За что ещё зацепился глаз? Ну, пожалуй, это потешная картинка с монгольским «дядей Стёпой» и надписью «Осторожно, дети!»:
…неработающий вход какого-то заведения с колоннами в стиле «Ампир»:
…оригинально оформленные колодезные люки:
…и, конечно же, скрипка с лошадиной головой высотой с пятиэтажку! Это «Морин хуур» — традиционный монгольский смычковый струнный инструмент (их ответ Саруханову…)
Прослонявшись 2 часа по перекопанным улицам с открытыми колодцами посреди тротуаров и созерцая чудеса уставшей монгольской архитектуры, мы зашли в ресторанчик и, вопреки пэпэшным канонам, навернули на ужин вкусные жирные хушууры (чебуреки). Выйдя из кафешки, обнаружили, что уже стемнело и включили подсветку. Дошли до нашего притона, жахнули чайку и уснули.
На том и завершили этот день.
День 11 (13 августа)
Встали. Заварили ролтон с тушняком, навернули по тарелке этого месива, придавили чаем, снова завалились и поспали ещё 2 часа. Ещё раз проснувшись, всё-таки встали и начали собираться. Лёха со своим колесом постоянно мне напоминал персонажа из фильма «Мимино». )))
Скидали вещи, вынесли их на задний двор, где томились наши железные кони и сохло гостиничное бельё (прямо как в Шушенском), навьючили багаж и покинули город.
Небо над Ховдом хмурилось, но по мере удаления от города облака редели, и вскоре небо показало нам свою синеву.
Мы продолжали наслаждаться идеально ровным асфальтом.
Прошуршали по трассе 100 км, на горизонте показались снежные вершины, ветер стал холодным, и мы начали мёрзнуть… Пришлось остановиться и надеть непродуваемые дождевики.
Через полчаса перед нами предстало Толбо-Нур, пресное озеро, расположенное в 150 км от границы с Россией.
Свернув в сторону озера, мы приехали к шлагбауму. Проезд был платный, но дяденька-охранник пропустил нас бесплатно, и мы оказались на какой-то турбазе.
С трудом найдя управляющего, которым оказался казах, и с ещё большим трудом дождавшись, когда он закончит говорить со всеми друзьями, мы договорились о заселении. Так как завтра мы уже планировали въехать в Россию, а у нас ещё оставались монгольское деньги, то мы сняли юрту за 120000 тугриков, исполнив давнее желание Наташи и поставив очередную галочку в своих списках.
Так как база была казахская, то и юрта нам досталась казахская…)) Лёха интуитивно занял центральное место — место хозяина, позволив мне сфотографироваться на его кровати.
Заселившись и пообедав единственным в меню блюдом — казахским лагманом, мы отправились в пеший поход на ближайшие скалистые сопки, окружавшие озеро.
Желания искупаться не было, так как дул холодный ветер, вода была прохладная, да ещё и было свежо предание с трассы, когда мы поймали «зябликов». Хотя некоторые купались, даже пара ребятишек.
Не все кадры были удачными, и иногда встречались вот такие «натюрморты»…
Дойдя до подножия, мы забрались на вершину, полюбовались озером с высоты птичьего полёта и сделали несколько красивых фото.
Лёха решил вернуться на базу, а мы с Натальей пошагали на соседнюю вершину, с которой разглядели бесплатную бухту с ведущими к ней полевыми дорогами.
Передохнули, наблюдая начинающийся закат, сделали ещё несколько фоток и пошли обратно.
Вернувшись в лагерь, обнаружили Лёху в плоховастом состоянии: его чувствительный желудок оказался не в восторге от жирного лагмана и подрасстроился…((( Вечером «монгольские казахи», бухавшие у соседней юрты, пытались нас накормить и напоить, трижды заманивая волшебным словом «водка», но мы вежливо отказались от такого угощения.
Перед сном мы признались друг другу, что у всех накопилась усталость, а ещё выяснили, что всё-таки не у всех бюджет позволит их участие в конном походе на Мультинские озёра, который я забронировал. Поэтому нам пришлось отменить это мероприятие и скорректировать маршрут.
День 12 (14 августа)
Хотели заночевать в юрте для галочки? — Получайте! Немного озябли мы в юрте прошедшей ночью, т.к. оборудована она была тоже «для галочки» и печки в ней не было от слова «совсем». А погода, некстати, начала портиться, и к утру за войлочными стенами было уже всего 4 градуса…
На рассвете Алексей сделал очередную попытку рыболовства, к сожалению, снова впустую. Традиционно употребив наш любимый гречнево-тушёночный деликатес, мы зарядили свои организмы необходимой энергией и поехали дальше в сторону дома, надев побольше вещей, спасаясь от холода.
В 11 утра прибыли в «большой» Улгий и на остатки тугриков долили бензина.
Один из вчерашних несостоявшихся собутыльников рассказывал, что основное население Улгия — это казахи. И, действительно, теперь по соседству с баскетбольными площадками красовались мечети.
Выкатились на трассу и пошуршали дальше. Небо было практически чистое, но ветер дул мощный, причём строго встречный. Казалось, что монгольское небо невидимыми руками давило на грудь, не пуская нас домой и пытаясь задержать…
Прибыли на границу, объехали очередь, встали. В этот раз удача забыла про нас, и принципиальный пограничник никак не принимал от нас документы, т.к. видел, что мы объехали несколько машин. При этом из водителей никто не возражал, даже те, кого мы объехали, вставал за нами в очередь в окошко, понимая, что они могут согреться в машине, а мы стоим на ветру, да и досмотр мотоцикла занимает всего минуту, в отличие от машины с несколькими пассажирами. А может, пограничник просто взятку хотел, а тут такой повод? Ну, да ладно…
Всё же монгол был сломлен и пропустил нас. Монгольская приграничная зона закончилась, не успев начаться… А русская земля встретила нас любимыми выбоинами и ямами на асфальте, растянувшись на пару десятков километров.
В итоге обе таможни мы проходили 2,5 часа…, вместо тувинских 30 минут. Тем не менее, граница пройдена, мы на Родине!!!
Жека тоже рад и, как всегда, улыбается! ))
Доехали до села Кош-Агач, сделали памятное фото и щедро заправились «недорогим» российским бензином.
Стресс от прохождения границы резко снизился, как только мы съели по тарелке вкуснейшего борща в местном кафе. А благодаря великолепным видам, которые нам начал дарить Чуйский тракт, от нервных переживаний почти не осталось и следа, их место заполнили радостные эмоции от созерцания красот Горного Алтая.
Монголия, конечно, по-своему хороша, но как же приятны привычные нашему взгляду ели, сосны и кедры.
Проехав Курайскую степь, пощёлкали пафосных одиночных фоток на фоне Северо-Чуйского хребта.
Прокатились до Гейзерного озера и наконец-то показали Лёхе это чудо природы.
Как же не хватало нам этого изобилия растительности…
Слопали по свежему куриному шашлыку. И, догоняя прячущееся за горы солнце, мы поспешили в сторону Чибита.
Остановились на базе «Сартакпай», где сняли деревянный домик с кирпичной печкой. Капитально натопив жилище перед сном, вырубились одномоментно, как олимпийские синхронисты.
День 13 (15 августа)
Отлично выспавшись, мы позавтракали, поблагодарили хозяйку за тёплый приём и продолжили путь домой. Сегодня нам предстоял последний день путешествия.
Погода не стала омрачать нам завершение поездки и продолжала радовать нас солнечными лучами и сухой трассой.
На перевале Чике-Таман мы перекусили сочными чебуреками с травяным чаем и зафиксировали приятный момент на «плёнку».
До дома оставалось менее 500 км. Ехали не спеша, полной грудью вдыхая чистый горный воздух. Останавливались только для дозаправки и перекуса.
Прокручивал в голове последние прожитые дни, и как-то случайно на секунду в голове промелькнул вопрос: «И зачем мы попёрлись в такую даль, когда рядом такая красота?». Но тут же мозг сам выдал ответ: «А, может, мы для того и путешествуем, чтобы не только увидеть новые и интересные места, но и в очередной раз убедиться в том, как красиво в родных местах и как хорошо дома!» )))))
В Барнаул въехали ближе к семи вечера. Путешествие подошло к концу. В итоге Наташа успела на запланированную работу фотографом на свадьбе, Алексей довёз свою покрышку в целости и сохранности, а вечнозелёный и вечносчастливый лягушонок Женька благополучно вернулся на малую родину. Остановились возле Гео-маркета, обнялись, наговорили друг другу кучу приятностей, смахнули слёзы радости и разъехались: Наталья — домой, мы с Лёхой — ко мне в гараж.
Вечером Алексей приготовил наивкуснейший суп на курином бульоне, чтобы окончательно вылечить желудок перед дорогой на Читу. А на следующий день мы обслужили его мотоцикл, переобули-таки заднюю покрышку и хорошенько прогрелись в бане у меня на саду.
Рано утром, 17 августа, я проводил читинского мотопутешественника домой и пригласил его в гости на следующий год. Наталья предложила нам подумать о маршруте на Памир… )))
Вот такая поездка у нас получилась. Считаю, что, несмотря на всякие неприятные мелочи, нам удалось сделать это путешествие увлекательным, интересным и разнообразным. Всем спасибо за участие, поддержку и просмотр. Всем ДОБРА!
Статистика мероприятия:
Продолжительность — 13 дней
Расстояние — 3800 км
Средний расход топлива — 4 л/100км
Личный бюджет — 29500 рублей
Ну, и финальная мысль: Не тратьте свою энергию на негативные моменты, мыслите позитивно, будьте добрыми и всегда радуйтесь жизни, как лягушонок Женька!