|
Приветствую всех! Или как говорят в Бурятии и Монголии — Сайн байно́!
В середине апреля 2023 года в связи небольшим отпуском запланировал и осуществил 4-дневную поездку с супругой на машине в братскую Монголию в туристических целях и небольшого шоппинга.
1. Маршрут, скорость.
Запланированный маршрут Улан-Удэ — Кяхта (граница) — Алтан Булаг (граница) — Сухэ-Батор — Дархан — Улан-Батор по плану и изученным маршрутам должен был составить 585 км в одну сторону.
Выдвинулись в среду в 7:10 утра от границы города Улан-Удэ, в 9:10 спустя 210 км были в Кяхте. Прохождение границы составило 1 час 25 минут, некоторое время занял обмен валюты и кофе. В 11:00 выдвинулся с границы в сторону столицы Монголии. На границе Улан-Батора (далее — УБ) был в 15:10, т.е. чистое время в пути составило около 6 часов и 540 км, сокращение длительности маршрута связано с построенной новой трассой и в прямом смысле вскрытием гор и сопок (гугл карты периодически не видели трассу и предупреждали о сходе с маршрута). От начала города до отеля расстояние составило 23 км и ровно час пути, навигация предлагала альтернативы, но я намеренно проехал по центру города для ознакомления. На месте были в 16:10, отель «Platinum» (4 звезды, центр города, большой номер, хороший завтрак, бесплатная стоянка, с этим здесь напряжённо, по утрам и вечерам, также в выходные жесткие пробки).
Полное время пути с учетом прохождения границы и остановок составило 8 часов 20 минут от дома до отеля и около 585 км.
Скорость на нашей стороне держал в основным 110-140 до 170, на монгольской 80-140. Ограничение лимита скорости в Монголии — 80 км/час, камер нет, но, как меня предупреждали, бывают засады с камерами-треногами в окрестностях Сухэ-Батора и Дархана. Одну засаду видел за Дарханом в с. Хонгор, на обратном пути там же. Кстати, лишают прав иностранцев на полгода за превышение скорости! Однако ж водительское братство есть везде, и монголы дружно моргают фарами, предупреждая о засаде ДПС.
2. Дороги.
На нашей стороне всё ровно и хорошо, но за рекой Селенга в Кяхтинском районе есть участок около 20 км достаточно старой, но сносной дороги, на монгольской между Сухэ-Батором и Дарханом по ощущениям та же советская дорога около 40 км. На остальном участке пути преимущественно абсолютно новая трасса, которую закончили в ноябре 2023 года. До этого километров 300 были, мягко скажем, направления, причем в прямом смысле слова, грунтовок 10, езжай по какой хочешь. Сейчас по всей трассе идет строительство второй двойной полосы. Перед Улан-Батором уже есть такой идеальный участок километров 50, две полосы в одну сторону с барьерным ограждением.
Отдельно стоит заострить внимание на кошмарные искусственные неровности, так называемые "лежачие полицейские", очень высокие, с крутым углом въезда и съезда, установлены вблизи населенных пунктов, бедные приусы, как они ездят? Могут быть расположены по большому счёту где угодно, нужно быть ОЧЕНЬ внимательным.
3. Монгольская езда и машины.
Возможно, в связи со скоростным лимитом, возможно, в связи с менталитетом, монголы больше 100 км/час по трассе не ездят, в основном 80, есть экземпляры и 40, и 60, причём может быть и Крузак 200, и раздолбайка. Не сказал бы, что мало машин на трассе, но ехать по трассе просто и приятно из-за просторов и множества прямых участков, к примеру, маршрут Улан-Удэ—Иркутск в разы сложнее из-за количества машин, фур, байкальских серпантинов и перевалов. Короче, за весь путь меня никто не обогнал. Правда, на обратном пути на выезде из УБ километрах в 30 шёл я на круизе 120, обогнал меня Лексус 570, затем Крузак 200-й.
Что удивило в городе, так это такое же медленное движение 40-60 км/час и АБСОЛЮТНО резкое непредсказуемое перестроение, вклинивание из полосы в полосу, выезд со второстепенной дороги, естественно, ни о каких сигналах поворота и речи быть не может, ну, может 1 из 30 показывает, у нас 1 из 10). На трассе также почти никто не обозначает обгоны и повороты, более того, при совершении обгона не смотрят, что там сзади творится. Надо быть очень-очень внимательным. На границе втюхивают монгольское ОСАГО (2000 руб.). При всём при этом как-то все мирно и дружно едут, очень для меня умилительно, кстати, сигналят, конечно, больше чем у нас, но не так, как в Китае, Египте или Юго-Восточной Азии. На крупных перекрестках и магистралях стоят и работают смешные регулировщики-полицейские.
Как, наверное, знаете, монголы очень любят гибриды, и как следствие, по ощущениям, половина всех машин Монголии это Тойота Приус! Очень много Краунов 210-х, Альфардов, Лексусов гибридных, классика — Крузаки 200-е и 300-е, 300-х реально много, в целом превалируют японцы, много Хёндэ, в основном грузовички. Есть немцы, американские пикапы новые, много Геликов. Видел Ягуара. Кстати, Камри 70 видел всего лишь одну — белый гибрид пруль). Очень много женщин за рулём.
92-й бензин стоит 2330,00-2500,00 тугриков — 55,48-59,52 руб. за литр (курс был 42 тугрика за 1 руб., месяца 2-3 назад 50-55 т./р., попали в самый невыгодный курс).
4. Культурная программа.
Площадь Сухэ-Батора (монг. Сүхбаатарын талбай) — центральная площадь столицы Монголии Улан-Батора. Названа в честь основателя современной монгольской государственности, Д. Сухэ-Батора. Монумент Чингисхана.
Дворец Богдо-гэгэна. Небоскребы. Гостиница.
Конная статуя Чингисхана (монг. Чингис хааны морьт хөшөө) в Цонжин-Болдоге — крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире.
Гандантэгченлин (монг. Гандан Тэгчинлин хийд, тиб. དགའ་ལན་ཐག་ཆན་གང་; кратко Гандан) — крупнейший буддийский монастырь в Улан-Баторе, с 1944 по 1990 год был единственным действующим местом отправления буддийского культа в социалистической Монголии. Центр исторического района Ганданский холм. В настоящее время его населяют более 150 монахов. В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары — «Мэгжид Жанрайсэг».
Горхи-Тэрэлж (монг. Горхи Тэрэлж, дословно Ручей рододендронов) — национальный парк Монголии, в 80 километрах к северо-востоку от Улан-Батора. Долина, окружённая сопками, горами и причудливыми скалами.
Смешной случай — парк динозавров был закрыт. Перелезли через калитку, откуда ни возьмись вылез монгол, начал чота гундеть незло, но, когда увидел 2000 тугриков (48 руб.), смягчился, предложил открыть калитку на обратном пути, оказался монгольский бурят))).
Итоги.
Пройдено около 1350 км от гаража до Монголии и обратно, расход составил 7,8 л/100км туда и 7,4 оттуда на монгольском бензине (по автобану Тэрэлж-УБ около 30 км на 100 км/час БК показывал 4,7 л/100км). Эксцессов с автомобилем не было, полиция было абсолютно равнодушна ко мне и машине, видел 2 иркутские машины и одну бурятскую на статуе, также одну бурятскую, шёл на обгон через сплошную на спуске к УБ, по-нашему))), а по-другому никак, сплошная у них норма, километр, два и более…
В общем и целом, мне очень понравилась Монголия, народ хороший, добрый, НЕЗАВИСИМЫЙ, очень спокойный, никто никуда не торопится, не хамит, не кричит, все улыбаются, подскажут и помогут, никто не отказал. Общался с более старшим поколением и молодежью, молодежи очень много в столице, много красивых модных девушек и женщин. Очень понравился грациозный жест вскинутой кисти у женщин из автомобиля, типа и пропусти, и спасибо).
Не могу не отметить закалённость местного населения, реально мороза не боятся даже дети.
Судя по количеству небоскрёбов, крутецких машин, просто машин, приличных новостроек, народ живёт весьма недурно.
Природа завораживает, степи, сопки, горы и скалы впечатляют, очень активное солнце за городом, мне на минутку показалось, что долины пошире, сопки и горы повыше, чем у нас в Бурятии, эх, глянул сеть, так и есть).
Пару капель дегтя: удручает количество отвалов при строительстве дорог, надеюсь, временно, но вскрытие сопок и гор повсеместно совсем не понятно и печально, также отказываюсь понимать строительство бесчисленных баз отдыха в национальном парке Тэрэлж…
Менталитет монголов можно охарактеризовать симбиозом таких понятий как:
— тайский «СабАй» — комфорт и радость в душе;
— буряткое «ХамАА үгЫ» — символ беззаботности и легкого отношения к проблемам;
— «Акуна матата» — это знают все).
За сим пока всё, всем добра и сил!