|
Всем здравствуйте. Расскажу о том, как я на Памир ездил. Ну, как ездил, немного вкусил той красоты, но не в полной мере, так сказать. Мысль о посещении Памира в голове крутилась давно, но все как-то пазл не складывался. И вот за 2 месяца на семейном совете было принято решение, что в этом году мы поедем вместо Алаколя в Ташкент на 2 недели. Супруга родом из Ташкента, и решено было отвезти детей к родственникам на время отпуска супруги на 2 недели. Тут я подумал, а не съездить ли мне как раз дальше, на Памир? И тут началась подготовка. Машину свою как таковой не готовил, лишь сменил все масла и передние колодки. Владею Toyota Town Ace Noah. И всегда на дальняк ездим на нем. За 2 месяца было просмотрено и прочитано тонны контента про Памир, и на момент отъезда я уже виртуально побывал там.
День Х настал 01 июля, у супруги закончился рабочий день в 18:00, и в 20:00 мы всей семьей выезжаем в дорогу. Водитель и пассажиры: я, супруга, старшая дочь 10 лет, сын 7 лет и младшая дочь почти 2 года. Выезжаем с Каскелена, это пригород Алматы в направлении Ташкента.
Наклейки распечатал в день выезда.
О трассе Алматы — Ташкент — Термез в интернете много инфы, двухполоска в каждом направлении с разделительным забором, разрешенная скорость 110 км/ч для легковых. После 70 км есть отрезок 45 км, где идет ремонт до границы с Жамбылской областью. Дальше бетонка.
Последняя АЗС перед границей, заливаю до горла + 20 л в канистры. Дальше бензин будет в 2 раза дороже.
Границу переходили в МАПП Жибек Жолы, в народе Черняевка, которая максимально близка к Ташкенту. Приехали в 5:20 утра. Народу было мало. Но все равно на переход границы занял 3 часа.
Отдохнув 02.07, третьего июля я выехал в сторону Таджикистана. По пути забрал друга, который должен был со мной поехать. Друга забрал с КПП Сырдарья, от Жетысая, где живет друг, он самый близкий.
Приезжаем на границу МАПП Айбек, выезжаем из Узбекистана, доезжаем до ворот Таджикитана и… пограничник, увидев нас, сразу просит машину припарковать около ворот. Заходим, а нам говорят, что в Таджикистане пруль под запретом и нас не пустят. Про запрет я знал, но где-то читал, что ввоз и регистрация для граждан Таджикистана запрещена, но иностранцев это не касается. Оказывается, касается. Друг работает дальнобойщиком, и он сказал, что видел как на Альфардах люди таксуют по маршруту Екатеринбург — Худжанд, и это вселило уверенности. Поговорив с пограничниками и таможенниками и поняв, что не пропустят, мы выехали обратно. Друга отвез на тот же пункт пропуска, а сам вернулся в Ташкент.
Начались выходные в Ташкенте, сходили поглазеть не телебашню ночью, покушали плов, самсу, успели побывать на днях рождения родственников со стороны жены и даже посетили Железнодорожный музей.
Железнодорожный музей интересный, но на улице. Из-за сильной жары старались быстрее все пройти. Оплата за вход 25000 сум (200 руб.) для своих граждан и в 2 раза дороже для иностранцев.
Плов был, как всегда, на высоте по вкусу. Умеют узбеки готовить вкусно.
Казан диаметром примерно 3 метра.
Немного фото из Ташкента.
Но электрички уже и тут наступают.
В сильную жару не справляются холодильники.
Нагулявшись в Ташкенте, что-то заскучал я. Памир обломался, из-за этого в целом настроения не было. До конца отпуска еще целая неделя. 9.07 утром, пообещав жене,что я приеду за ними (а может и нет))), я выехал обратно домой. Границу проскочил за 5 часов и к ночи приехал домой. Приехал домой, пару дней поработал, а мысль о горных красотах не отпускает))) Столько готовился, столько в интернете просмотрел и все зря, что ли? Нет, так не пойдет. Нужно исправлять ситуацию. Вспомнил про 3 парней, которые на Оке проехали Памир, и тут взгляд пал на машину жены Ravon R2, левый руль, тонировку только надо содрать. Полностью технически исправен, пробег 42000, заливай бензин и езжай, как говорится. В итоге 11.07 в 18:00 вечера я опять выехал в сторону Ташкента уже на Равоне.
Ехал быстро настолько, насколько мог Равон, 140-150 км/ч, чтоб успеть под утро проскочить границу, в итоге приехал раньше. В 2 часа ночи. Проход границы занял опять 5 часов, если была бы тонировка, было бы дольше. Об этом позже расскажу. К тестю домой приехал в 7 утра, позавтракав, сразу выехал в сторону границы с Таджикистаном. До границы 100 км.
Узбекистанскую сторону проскочил быстро, особого осмотра не было. В очереди было 5 машин, далее нейтралка и Таджикистан. На стороне Таджикистана осмотр нужно проходить дважды: сначала у пограничников, далее у таможенников. Необходимо оформлять временный ввоз авто. Минимальный срок 15 дней и стоимость 330 сомони (2650 руб). Местной валюты не было, благо прям там есть отделение банка, и я поменял 100$ на 1090 сомони. Кстати, в Таджикистане менять деньги у менял на улице категорически запрещено, только в банках. Курс примерно везде одинаковый. Сам осмотр прошел быстро, но вот оформление ввоза заняло время. Дело в том, что через этот пост едут и легковые, и грузовые. Все идет через таможню. В очереди стояло человек 7-8, и на одного, по моим наблюдениям, уходит около 30 минут. Мне помог один таджик, с которым я познакомился, пока стоял в очереди. Он ехал из Челябинска на минивене. Сказал, что легковые, вообще-то, идут без очереди. Попросил мои документы и зашел с моими/своими доками, а потом вышел и мне сказал, чтоб я пошел оплатил. Старший смены таможенников вспомнил меня, говорит, вы же неделю назад хотели заехать на праворульной машине. Я сказал, что поехал домой в Алматы и приехал на машине жены. Он не поверил. Тогда я показал свою машину на стоянке. И только увидев мои номера, он поверил.
Заехал в Таджикистан в обед, солнце палило нещадно, жара была больше 40. Первым делом начал искать на стоянке, где можно сделать страховку. Но там их и в помине нет. Подошел к местному таксисту, спрашиваю, где сделать страховку, а он мне в ответ: «Эээ, брат, ты гость, не надо тебе страховку. Езжай так». На вопрос, как быть с полицейскими, он заверил, что проблем не будет. Привыкший, что у нас в Казахстане страховка обязательна, да и при въезде в Узбекистан тоже нужна, как-то было не по себе. Но полное отсутствие людей, кто этим занимается, на границе вселило уверенность, и я поехал в сторону Душанбе.
До Худжанда дорога ровная, степь, жара, населенных пунктов почти нет, 70 км пролетели быстро. А вот следующий участок Худжант — Душанбе уже даст вам понять, что вы в Таджикистане, то есть в стране гор. После Худжанда сон начал одолевать, а мест с теньком нету нигде. Встал в кармашек у дороги так, чтоб солнце сзади было, и поспал 1,5 часа. Расстояние до Душанбе всего 305 км, но Анзобский перевал высотой 3378 м и перевал Шахристан высотой 3372 м не дадут вам быстро проехать. Дорога очень хорошего качества, по одной полосе в каждую сторону, но опасная из-за отсутствия отбойников во многих местах. Имеет несколько тоннелей с освещением и без. Оба перевала очень красивы.
После поселка Хушикат есть кольцо, там дежурят БДА или гаишники. Останавливают почти всех, и я не был исключением. Вышел из машины, и гаишник сразу отправил меня в небольшое отделение. Я взял с собой паспорт и техпаспорт и забыл документ ввоза на листе А4. Захожу в будку, а там 2 гаишника. У меня в кошелке были сумы, тенге, доллары и, конечно же, сомони. И одна, то ли 10 то ли 50 сомони купюра немного торчала из кошелька. Сотрудник увидел её и началось:
— Ооо, привет, смотри вот оттуда что-то на меня смотрит.
Мы посмеялись вместе.
— Давай документы!
Я даю паспорт, техпаспорт.
— А где ввоз?
— Ой, — говорю, — я в бардачке забыл, давайте принесу сейчас.
— Ээ нет, давай вон ту, что на меня смотрит и показывает глазами на кошелек. Купюру я уже успел засунуть поглубже.
— Нет, у меня и в самом деле есть ввоз, сейчас принесу.
— Да нет, не надо, я же тебе говорю…
Тут в разговор вмешался второй сотрудник, в повышенном тоне что-то сказал первому на таджикском. Что он сказал, я не понял, но по интонации понял, что он попросил отпустить меня. Мне отдали документы и пожелали счастливого пути.
В Душанбе приехал поздно, времени погулять в городе не было. Нашел комнату в гостевом доме на 13 этаже и спать.
13 числа с утра поехал в ОВИР делать разрешение на посещение ГБАО. Приехал к 9 утра, сказали, если срочно надо, то 100 сомони (800 руб.) и через час заберете. Я оплатил, но все равно ждал начальника, чтоб печать поставить, почти до обеда. Там же сделал копии паспорта и разрешения, чтоб оставлять на
постах, об этом писали в интернете путешественники, которые побывали там.
Разрешение получено, можно ехать.
В самом Душанбе посетить достопримечательности ни планов ни времени не было. Поэтому оставалось поменять деньги и заправиться. Деньги поменял рядом в банке. АЗС Газпром нашел по пути на выезде из города в мою сторону. Заезжаю, а там пересменка. Говорят, напротив работает, еду туда. Прошу заполнить полный бак 95-го, и тут случается непонятное. Дело в том, что бак Равона на 35 литров. Но мне заправили 40 литров, притом, что у меня еще оставался бензин где-то на 60 км. Спросил у кассира, как такое возможно, он дал чек и попросил написать руководству для решения проблемы. Махнул рукой, развернулся и поехал дальше.
Доехать до Калайхума можно двумя путями — один северный по бездорожью, по которому изначально хотел ехать. И южный, так сказать, попсовый, по которому едут все. Я поехал по нему. До Куляба ехать 185 км и тоже есть тоннели, вообще в Таджикистане много тоннелей, и самый красивый, на мой взгляд, Нурекский.
После тоннеля сразу Нурекское водохранилище и небольшой рынок сухофруктов.
Дорога до этого места хорошего качества, а вот дальше до Куляба среднего качества, разбитый асфальт, но терпимо. По пути был заброшенный пост БДА (ГАИ), который облюбовали местные коровы.
На въезде в Куляб есть Газпром, заезжаю туда, прошу 95 бензин до полного. И тут кассир мне говорит, что у меня бак полный и заливать некуда. Как это проехать 180 км и не потратить литра бензина? В итоге мне залили 0,26 литра бензина на 3 сомони))) Обычно, когда я заправляюсь в Казахстане 92 бензом, то обычно остаток бензина в баке показывал 450-480 км. После душанбинской заправки остаток километража начал показывать 590 км и не падал до Куляба. По всей видимости, на предыдущей АЗС мне после отсечки пистолета еще литров 5 точно долили, если не больше. А учитывая, что это 95 бензин, то и расход меньше. Другого объяснения я не нашел.
После Куляба началась отличная дорога. Две полосы вверх, одна вниз. Машин мало.
Как заехал на перевал, сразу пост. Там нужно оставить копию паспорта и разрешения. Видел россиян, мужчину и женщину на одном мотоцикле. Дорога начала петлять вниз, и тут вдруг появился Афганистан!!!
Далее дорога начала становиться все ближе и ближе к границе, пока окончательно не подошла к Пянджу. По дороге встретил знак, который пестрил в интернете. Остановился, а там туристы из Германии. Подождал их, сделал фото себе в копилку, и, не спеша поехал дальше, наслаждаясь видом.
Когда увидел знак, то сразу вспомнил про наклейки. А наклейки были забыты в бардачке Тойоты. Эх, надо будет еще раз приехать, чтоб до конца проехать и наклейки наклеить.
Спросил у водителя джипа, который вез немцев с Душанбе, смогу ли доехать до Хорога. Он настоятельно не рекомендовал это делать и ограничиться асфальтом до Калайхума. От знака до этого кишлака около 100 км. Поэтому дальше я поехал совсем не спеша, наслаждаясь красотами. В некоторых местах дорога очень близко подходит к реке.
Проехав еще немного, я увидел очень красивый водопад. Постоял в прохладе, чтоб остыть немного после жаркого дня.
Проехав еще 30 км, встретил француза с супругой, напросился сделать фото с его машиной. Он едет из Европы через Россию, из Астрахани к нам на запад Казахстана Атырау —Бейнеу, в Узбекистан Бухара — Самарканд и оттуда заехал в Душанбе. Сильно, конечно.
Уже на подъезде к Калайхуму встретил небольшой детский парк и памятник с флагштоком, органично вписанный в горный пейзаж.
Доехал до цели.
Приехав, первым делом нашел ночлег. Заночевал в гостевом домике за 200 сомони (1700 руб.) Номер был без кондиционера, но с вентилятором. В этом месте слияние рек Пянджа с Обихумбоу, и если Пяндж был грязным, то Обихумбоу имела приятный бирюзовый цвет. Тут многие кафе сделали навесы прямо над рекой, и после ужина я просидел в таком до поздней ночи в комфортной прохладе.
В конце этого видео видно слияние рек разных по цветам. Перед сном посмотрел на карте, сколько я проехал от дома. 1600 км, не так уж и много.
Ворота гостевого дома, в котором остановился.
На следующий день 14.07 был поставлен амбициозный план доехать до Ташкента, это 800 км, чтоб в субботу передохнуть и в ночь на воскресенье уже выехать домой в Алматы. Но все пошло не так, но обо всем по порядку.
Утром в 7:00, сделав фото с Равоном, я выехал.
Тот отрезок дороги, который идет вдоль границы с Афганистаном, специально ехал не спеша, дабы побольше кайфануть от увиденного. В том месте, где Пяндж был прям близко к дороге, остановился, чтоб прикоснуться к Пянджу))
Это то, что вчера не успел запечатлеть.
Проехал 100 км, и река, а вместе с ней и граница начали уходить влево, а дорога направо.
С этого момента я переключился в режим перегона. И весь день ехал обратно. Дозаправлялся в Кулябе и в Душанбе на тех же АЗС. Цель была хотя бы засветло проехать перевалы между Душанбе и Худжандом, все успел и темнеть начало, уже когда выезжал с Худжанда и до границы оставалось 70 км.
К границе приехал, когда уже стемнело, к 22:00. И тут я узнаю, что пост закрыт на «тепловой режим» и до 8 утра будут пропускать только грузовые. Очередь из легковых прижалась к обочине, и я был 9 в очереди. Чуть позже кто-то пошел поговорить с пограничником, и тот вроде сказал, что начнет скоро пускать по чуть-чуть.
Сидел в машине клевал носом, в какой-то момент уснул. Проснулся от того, что передняя машина завелась, смотрю, семь машин, стоявшие передо мной, проехали, но потом опять закрыли, за 3 часа уже еще один ряд образовался, потом они начали лезть. К 4 утра очереди уже как таковой не было. Все начали действовать по правилу «кто первый морду машины поставит, тот и прав».
Пограничник вышел и начал уточнять, кто с ночи стоит, и я с одной машиной, которые стояли в очереди с ночи, заехали на погранпереход. Проверка была формальной. Таможенник сказал, что, вообще-то, бензин нельзя вывозить с Таджикистана. Я сказал, что этот бензин был залит еще в Казахстане, а потом особо не пригодился. Отпустили. На досмотре пограничников сотрудник подошел и спросил понравилось ли мне в Таджикистане? Я ответил утвердительно, и он сказал, что я могу выезжать.
Выезжаю на нейтралку, а там уже запись, чтоб заехать в Узбекистан. Записался. Нейтралка полная машин, запускают по 5 машин, на эти 5 машин в среднем уходит от часа до двух часов. Время перевалило за 10 утра, и солнце начало жарить. Благо в машине была вода, набранная с родника между Душанбе и Худжандом.
Нейтральная территория между Таджикистаном и Узбекистаном.
От бесконечного ожидания начинают мозги кипеть. То в машине сидишь с включенным кондиционером, то на улицу выходишь от скуки. Сидел в теньке с мужиками, разговоры пошли про жизнь, о том, о сем, как говорится. И тут один таджик, так невзначай просит меня помочь перенести небольшую сумку с кошачьим кормом в Казахстан!!! Говорит, что смена на узбекской стороне попалась и не пускает, заставляет таможить. А ты как раз в Казахстан едешь, сразу через Черняевку мне туда пронеси, пожалуйста. Вспомнив, откуда идет весь трафик, я утвердительно и наотрез отказался.
К обеду подошла моя очередь, и я в очередной пятерке заехал пятым. Оплатил мойку на въезде 20000 сум (160 руб.), санобработку 23000 сум (185 руб.) и еще заставили заплатить за какой-то транзитный номер 20000 сум. Девушка, которая его оформляла, сказала, что в следующий раз… я перебил ее и сказал, что следующего раза не будет. Забрал номер и пошел на досмотр. На досмотре вытащили все, что можно, из машины. Закидывает собаку, а она обратно, он её еще раз закидывает, вдруг что унюхает))) потом попросили отнести запаску на рентген. Смотрю — все несут. А кому-то обшивки снимают, внаглую засовывая пальцы, чтоб что-то там усмотреть, благо меня это не коснулось. В конце пограничник спросил, не просили ли меня на той стороне помочь пронести посылки, передачи и посмотрел мне в глаза. Я сказал нет, но вспомнил про кошачий корм в сумке. На том и отпустили. С момента, как заехал в ворота на узбекской стороне и въехал в Узбекистан, прошло 1,5 часа. В общем, на обе границы ушло 16 часов, с 22:00 до 14:00 следующего дня. До Ташкента оставалось 100 км, и я, купив еще банку энергетика, поехал.
На подъезде в Ташкент купил 2 арбуза с поля, которые хотел привезти домой, но они, конечно же, не влезли)))
Доехав до Ташкента, отдохнул, поужинали опять пловом, который привезла свояченица, и рано утром в 5 утра по местному мы выехали в сторону границы, до которой 20 км. Приезжаю и опять повезло, народу совсем мало, я даже покурить не успел, как заехал в ворота. На узбекистанской стороне случилось неприятное. Тесть подарил скейт дочке, на досмотре проверяющий взял его и попросил дать покататься. Я ему сказал, что он рассчитан для ребенка, но пока сказал, он взял его и начал кататься. Тут подошел второй и тоже начал, я еще раз сказал, что он не для взрослых, и только потом он отдал скейт. Именно этот пограничник, когда я выезжал на Тойоте, попросил ключи, завел машину и сидел смотрел на панель приборов, минут пять переключая скорости. В целом для Узбекистана пруль вообще в диковинку. Каждый раз, когда езжу в Узбекистан, вижу удивленные взгляды в свою сторону. Скейт не сломали, но неприятный осадок остался. Нашу сторону прошли еще быстрее. Может, увидев свои номера авто и троих детей, а может, просто повезло, пограничник попросил сразу заехать на досмотр, быстро прошли паспортный контроль. Самого досмотра не было. Скейт лежал прямо под стеклом двери багажника, и проверяющий пошутил, себе ли я купил этот скейт. Я сказал, что он меня не выдержит. Мы вместе посмеялись, он пожелал доброго пути, и въехали на родину, потратив минут 20 на нашу сторону.
Дорога домой заняла 10 часов, к вечеру приехали домой. В Таразе останавливались покушать на час. Дети, привыкшие к минивену, тяжело перенесли дорогу в Равоне. Было тесно.
Про таджикских пограничников: очень вежливы, все разговаривают на русском, постоянно слышал в свой адрес «Добро пожаловать в Таджикистан», когда узнали, куда я еду, то старались посоветовать, где и какие места лучше посетить. В этот раз роуминг работал прям совсем плохо. Постоянно слетал. Приехав в Душанбе и найдя место, где переночевать, я поехал по адресу, позвонил хозяину и сказал, что я приехал. Все звонки, кроме первого, были в Whatsapp. Хозяин сказал, что выходит, чтоб встретить меня, и тут у меня отключается интернет. Понимая, что сейчас мне будут звонить, быстро перегружаю телефон, но интернет не приходит.
Подхожу к одному парню и прошу включить раздачу, говорю, что неместный. Он мне дает свой телефон, чтоб позвонить, спрашивает, откуда я, и напоследок — «Добро пожаловать в Таджикистан». На постах, пока доехал до Калайхума, около 5 постов где-то. И везде слышал эту фразу или «Счастливого пути». Было приятно.
ГАИшники БДА останавливали, но, кроме того случая на кольце, никто документы не проверял даже. Увидев иностранные номера, первый вопрос «Вы в гости?» «Да». Сразу машут рукой, мол, езжайте. У нас в Казахстане стоять гаишникам уже много лет запрещено, и мы отвыкли попросту от этого. Только патрулируют. А вот в Узбекистане и Таджикистане стоят на радар «стреляют». Когда ехал обратно по объездной города Дангара по идеальному дорожному покрытию где-то 100 км/ч, тут из-под дерева с тенька выбегает гаишник, и в руках держит что-то похожее на пистолет, направляет прямо на меня. Я опешил от неожиданности и резко сбросил скорость. В левом ряду ехала местная Тойота и гаишник начал махать мне палкой, чтоб я проезжал, а на Тойоту начал показывать, чтоб тот остановился. Но тот по газам. Когда я сравнялся с ним, он начал махать жезлом от злости. Типа из-за тебя не смог остановить ту Тойоту, езжай уже быстрее.
Дорога, по которой я проехал, в очень хорошем состоянии. Перед Кулябом есть старый асфальт где-то 70 км и отрезок 5 км, где сняли его, в остальном везде свежий асфальт. Если вы хотите кого-то обогнать, то вам нужно включить левый поворотник, и впереди идущая машина прижмется к обочине и облегчит вам обгон. Удобно. Трасса платная, потратил около 90 сомони в один конец.
Насчет тонировки, я её содрал потому, что на просторах интернета читал, что в Таджикистане за нее штраф около 500$, касается ли это иностранцев, не нашел. Да и вообще в целом инфу про дорожное движение Таджикистана толком нет в интернете. Или я плохо искал. Всю информацию о Памире смотрел на ютубе или на Дроме. Отодрал потому что все равно её менять буду, да и в Узбекистан каждый раз, когда заезжаешь, оплачиваешь 180000 сум (1500 руб.). При въезде в Узбекистан на Черняевке поставили аппарат, чтоб оплачивать налог на тонировку, но там нужен узбекистанский номер телефона, его, естественно, у нерезидентов нету. Когда заезжали на Тойоте, минут 40 потеряли, просто чтоб найти человека, который бы помог нам оплатить этот налог. На вопрос, как оплатить за тонировку, они говорят —идите там оплачивайте, там стоит человек — но этого человека нет. И только когда собралось человек 7-8, граждане Казахстана, Таджикистана, России, подошел человек, который помог. Когда заезжал на Равоне, то видел порядка 5 человек, которые стояли и не знали, как оплатить за тонировку, а без оплаты вас не впустят.
По расходам в самом Таджикистане я потратил всего 200$ это оформление временного ввоза и расходы на бензин 9,4 сомони за литр АИ 95 на Газпроме.
+ расходы на дорогу по Казахстану порядка 60000 тенге (12000 руб.). Гастротур в Душанбе не получился. Времени было уже совсем мало.
Вывод: несмотря на все сложности, моё минипутешествие мне понравилось. Если вам нравятся горы, то Таджикистан обязателен к посещению с красивыми горами и дружелюбным народом. А Афганистан такой закрытый и далекий для нас и в то же время, когда вы сидите на берегу Пянджа такой близкий будет приятным бонусом к поездке. У меня получилось «галопом по Европам» но все равно я получил кучу положительных эмоций. Пробег на Равоне составил 3200 км. Если бы все проехал как я считал до границы с Кыргызстаном и обратно, то должен был составить не менее 5000 км. Значит бо́льшую часть Памира я не проехал. А дальше самое интересное, Хорог, Ишкошим, Мургаб, Ак-Байтал… Значит, буду хотеть еще раз поехать туда.