|
Таня спросила: «Будешь писать отчет?» Я ответила — нет. Но передумала, воспоминания, эмоции стираются из памяти, забиваются новыми событиями, но так порой приятно почитать о былых подвигах, и, конечно, если дорогой читатель почерпнет что-то полезное и интересное для себя, мне будет очень приятно.
Итак, суббота, звонок:
— Когда едем, завтра или в понедельник? Сколько дней ты можешь выделить?
Судорожно считаешь, прикидываешь.
— 10 дней могу, лучше завтра.
— Не, завтра все решится, давай лучше в понедельник.
— Ок ))
Воскресенье уходит на беготню по магазинам. Муж, хмурясь, спрашивает, что это. Это? Это в дорогу, завтра еду в Бурятию. Конечно, за рюмкой чая были разговоры о поездке, но они, вдруг, стали реальностью)) Серый развивает бурную деятельность: «Так, яйца варить, зелень мыть, что еще надо?»
Машина загружена, утро понедельника — поехали))
Женский экипаж опять в пути. Просто едем, первая ночёвка в районе поворота на Белогорск. Ужин, выдохнули, включились мозги. Надо хоть какой-то план накидать.
Навигатор забыли дома, бывает, но есть древняя бумажная карта и телефоны с кучей разных приложений. Но для приложений надо качнуть карты, внезапно. Конечно, какие-то локации были, но что это, где это и стоит ли ехать — вопрос. Считаем: 10 дней, 3 туда, 3 обратно, 4 в Бурятии, что там делать 4 дня?!))
Звонок другу вносит смуту и добавляет интереса. Лена — чудо-девушка, живущая в Чите, страстный путешественник, готовая в любую минуту делиться информацией.
Пока летим по амурке, с помощью Лены корректируем план.
Кстати, лайфхак, оводы залепили стекло, в дождь омывайка не спасает от слова совсем. Немного шампуня в бачок спасут ситуацию, стекло чистое, план составлен, выдохнули, мчим))
Вторая ночевка — поворот на Багульный, любимая кафешка с обалденно вкусной кухней.
Приходит понимание, что спешить нам некуда, мы все успеем, надо наслаждаться)
Бегаем по округе, пытаясь снять красивый закат))
Утро началось с нереального рассветного зарева.
Через запотевшие окна, в первую минуту, показалось — пожар. Поохали, побегали с камерой, едем дальше. Читу проходили рано утром, с Леной не получилось встретиться, жаль((
Одно время писали, что красные шишки есть только в Якутии. Официально заверяю, везде, где растет лиственница, молодые шишки у нее красные.
Какая-то деревня, блестят купола церкви, сворачиваем, находим маленькую деревянную церквушку, новодел — не интересно, снова на трассе.
Вот уже Мухор-Шибирь, ремонт дороги, мой любимый малиновый асфальт — визитную карточку Бурятии — меняют на обычный , печально. Наша цель — Старый Селенгинск, но его нет на картах, на бумажной есть, в приложениях нет. Шуршим интернет, оказывается, город давно заброшен(( Ок, едем в Новоселенгинск, по пути заезжая в местные достопримечательности.
Стоянка Гэсэра на перевале Убиенный.
В центре Новоселенгинска расположен музей декабристов, куда нам не удалось попасть. Вознесенский собор, Феникс — герб Новоселенгинска, символизирующий многочисленные осады города бурятами и монголами, а также пожары, после которых он вновь возрождался. Большая экспозиция с информационными щитами.
Походили, почитали, интересно.
Вот он, Спасский Собор, все, что осталось от Старого Селенгинска, но как в него попасть?
Разлив, река полноводная, интернет подсказал про переправу, едем. Паром уже не ходит, вечер, но хоть расписание узнать и спросить местных, есть ли смысл?
На переправе никого, отъезжаем где-то на километр, сворачиваем с дороги на ночевку. Вдруг — машина, я к ней: «Здравствуйте, подскажите…» Водила молчит, пытается заглянуть за меня в нашу машину. И вдруг я понимаю, что он пьяный в ноль, не подаю вида, продолжаю кланяться, поднимает на меня глаза, что-то буркнул и укатил вдаль. Принимаем решение возвращаться в Гусиноозерск, спрятаться там совершенно негде, мы как столб в пустыне и пьяный паромщик.
Разговорились с девушкой в гостинице, удивилась, что нас интересует старая церковь, сказала, что они ходили туда пешком, нам просто не повезло, разлив.
Ставим машину на стоянку, строим планы за следующий день, спать.
Утром, выйдя к машине чуть ли не в пижаме, оказываемся в центре местного базара, бабульки нас выгоняют — мешаем, со стороны смотрелось смешно, большой джип, неуклюже пятясь, пытается выехать между укропом, картошкой и рассадой. Позавтракали, рванули снова в Новоселенгинск искать, с кем переправиться на другую сторону реки.
Вид со скалы Англичанка на Старый Селенгинск.
В память о Марте Кови жене миссионера Роберта Юиля. Умерла в Селенгинске в 1827 г.
Написано на памятнике, что под Утесом Англичанка.
Туда бы с палаткой да на недельку. Мечемся по деревне, стучим во все двери, но найти лодку не удалось, еще, говорят, не спускали плавсредства. Вообще, Новоселенгинск оставил странные впечатления, шикарные, неубитые туристами места, богатая, интересная история города, большой музей, но, когда ходили по музейной площади, в окна за нами подглядывали, но так никто и не вышел спросить, кто мы и что нам надо, единственный живой человек спрятался за аркой, что это?! Мы так жутко выглядим? Чужих не любят?
Грустные покатили дальше искать плато Чингисхана или стоянку Чингисхана, точных координат у нас не было, только примерное направление. Поворачиваем на Тапхар и… уезжаем в Шаманские горы.
Везде невероятные ковры суккулентов.
Нашли координаты плато, возвращаемся. Прям возле трассы незаметный поворот на право к г. Тобхор.
По легенде, именно на этом плате Чингисхан разбил шатер во время своего похода на север. А внизу, в долине, выстраивались непобедимые тумэны монгольского полководца.
Прощаемся пока с Бурятией и держим путь на Байкал, в надежде посидеть возле костерка на берегу, поесть омуля и хариуса. Сворачиваем в сторону Заречья, честно, грусть-тоска, все застроено домиками, везде реклама «отдых на Байкале», но мы не отчаиваемся, мчим по прекрасной, абсолютной ровной трассе вдоль Байкала с надеждой найти место для ночевки и купить рыбы. Село Средняя, хватаем первого встречного, пытаем продавщиц в магазине с глупым вопросом — где купить рыбы? Местные от нас шарахаются — нигде.
Останавливаемся возле голосующей женщины.
— Подвезете?
— Хоть на луну, только найдите омуля))
Звонки всем знакомым, рыба была вчера и будет завтра. Спасибо, но завтра нас уже тут не будет. В отчаянии заезжаем в очередной магазин, о чудо, рыба есть, правда скумбрия, ну да ладно, хоть что-нибудь. Конечно, мы слышали, что вроде как запретили вылов омуля, но не думали, что все так серьезно. Даже продавать могут не все магазины, то есть добыча все-таки есть. Рыбнадзор лютует, лютуют и местные, для которых рыба была единственным источником дохода. Одни уничтожают сети, другие сжигают дома.
Так, с рыбой вопрос решили, осталось пройти следующий квест — найди спуск к Байкалу. Помотались по непроходимым зарослям, все спуски перекрыты, а в деревне, после нашего фееричного вояжа чет не хотелось ночевать, смирились, едем на базу. Спасибо ребятам, посмеялись с наших злоключений, разрешили проехать к воде.
Красивый закат, а через 2 часа, не менее красивый рассвет.
Утренняя прогулка по окрестностям.
Вода холодная, да и на улице не жарко, Баргузин не дает расслабиться. На базе есть горячие источники, у нас в Приморье они тоже есть, поэтому купаться не стали. Спасибо, Байкал, поехали мы дальше!
Читинский тракт, мчим в Боян-Гол.
Там на высоте 1300 м на скале нарисован лик Будды Шакьямуни высотой 33 м. Маршрут рисуем на коленке, надеясь на указатели, коих , как написали в интернете, там много, заблудиться сложно. Действительно, нашли легко , дорожка узкая. Для тех, кто не уверен в своей машине, на подъеме есть оборудованные места для стоянок , мы заехали на самую верхнюю стоянку, местами веселый подъем, скальник торчит, на самом верху большой крен вправо.
Обойдя скалу, можно выйти на вторую точку скального комплекса Баян-Хонгор — туда, где установлены статуи Будды, привезенные из Индии. Хорошее место, прекрасно оборудованные переходы, упасть сложно, но можно постараться.) Пользуется популярностью у паломников, также видели информационные щиты туроператоров.
Кристально чистый, хвойный воздух.
Возле Боян-Гола есть озеро с хорошо организованной зоной отдыха, что непривычно, учитывая местоположение далекое от популярных маршрутов. Спустившись лихо с небес, поехали в сторону Хоринска искать место для ночевки. Указатель — «Анинский дацан», хм, надо ехать.
Первый буддиский объект в Бурятии, выполненый в камне.
Основан в 1795г., конечно, он был разрушен, разграблен в советские годы, но с 1990 г. потихоньку его востанавливают. Кстати, вокруг него самое большое количество субурганов — 108, хранилищ родословных семей хоринских бурят.
По легенде, начинали его строить как православный храм, но что-то пошло не так. Взрывали три раза, но он устоял, только третий этаж уничтожен. Когда едешь по просторам с трудом представляешь, что 100 лет назад здесь кипела жизнь, жили люди, процветала торговля, ходили караваны из/в Монголию, Китай. Сейчас это нетронутая степь, бесконечные просторы. Очень мило пообщались с местным жителем, боюсь неправильно назвать, лама? Рассказал о истории дацана, о этапах восстановления, провел экскурсию по построенным дуганам. Мы ему о наших путешествиях, он о своих.
Недалеко от дацана есть пещеры с петроглифами, но большой разлив рек, мы опять не попадаем. Солнце уже садится, пора двигаться дальше.
Надпись на столбе: 31.08.1830 г. дневка декабристов при переходе из Читы в Петровский завод.
Рядом был еще информационный стенд, ключевое слово — был. Кстати, кто поедет в Анинский дацан, ориентируйтесь на этот столб, поворот сразу за ним.
Недалеко от Хоринска, где мы решили остаться на сутки, отдохнуть. Но спокойный отдых это не про нас. Вечер, костер, неспешные разговоры за жизнь, лиса пришла в гости, Маша в машине зависает в интернете, вдруг машина тухнет, едрить, сел аккумулятор. Таня хватает крокодилы бежит на трассу, я с фонариком следом. Задача практически нерешаемая, по этой дороге и днем-то машин мало проезжает, а уж поздним вечером. Минут через 15 нам повезло, тормозит машина, объясняем ситуацию, соглашается помочь. Пока я с водилой пляшем с прикуркой, Таня общается с пассажиром, который заинтересованно спрашивает, есть ли у нас водка. Ё-маё, опять бежать! Может быть, они бы и не вернулись, а может, сгоняли бы в соседнюю деревню и приехали обратно, рисковать нет смысла.
Держим путь в Кижингу, ночь, темно, грунтовка, куски хренового асфальта, всё как мы любим, плюсом ночующие посреди дороги коровы, лошади и сова, сидевшая на обочине. Встаем спать под забором какого-то дома в 3 часа ночи, в 6 утра стук в окно: «Идите отсюда, у нас забор, хозяйство, вы будете курить, все сгорит». Чтоб ты провалился, какой курить, поспать бы. Перебазируемся в лесок, досыпаем пару часов.
До свидания, негостеприимная Кижинга.
Ну, так, на один раз глянуть, если по пути. Гораздо интересней расположенный чуть дальше Кижинский дацан Дэчин Даши Лхумболинг.
Специальный павильон для статуи Будды Шакьямуни.
Там же есть необычный дуган в виде пещеры. Помотавшись по степным дорогам, возвращаемся на асфальт, по какой старой убитой дороге выезжаем на федералку в районе Хилока.
Оказывается, стелы Забайкалье — Бурятия две.
Навигатора у нас же нет, а приложение, хоть и карты свежие , ведет каким-то старым объездом Читы, ну ладно, новая дорога — новые впечатления )
Только в Читинской области встречали подобные таблички.
Видать, Читинские парни очень суровы. Держим путь в Калинино, там интересная церковь, самая древняя на территории Забайкальского края 1712 г. постройки! В 1664 г. основан Нерчинский Успенский мужской монастырь, в 1706г на его территории начали строить церковь, очень богатую церковь с обилием позолоты, серебра, драгоценых украшений на иконах, книгах. Монастырь, со временем, упразднили, церковь пришла в упадок, се ля ви(
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Разрушается медленно, но верно.
Едем по дороге, пытаясь в тумане хоть что-нибудь увидеть, по картам мы вроде на месте, вдруг сквозь подсвеченный солнцем туман купола, это было круто! Разговорились с прихожанкой, сказала, что приезжала комиссия, смотрели, изучали, собираются вроде как восстанавливать. Хорошо бы, может оживет сибирская глубинка, туристы поедут.
Венецианское зеркало в «Бутинском дворце».
Нерчинск — старинный город, основанный казаками сотника Петра Бекетова, как и Чита, в 1653 году. После сожжения людьми Гантимура был восстановлен в 1657 году енисейским воеводой Афанасием Пашковым под названием Нерчинский острог. В 1689 году здесь был заключён Нерчинский договор с Китаем. Давайте говорить честно, кто знает что за договор с Китаем и кто такие братья Бутины? А ведь во Владивостоке есть даже улица Нерчинская! Итак, зеркала — жемчужина музея, бывший особняк Михаила Бутина, зеркал было 6, самых больших — 18 кв. м — 2, одно утрачено, но как сохранилось второе? Фантастика! Единственное, что удалось найти, это то, что доставляли их с Парижской выставки по речкам, через Амур и Шилку.
Памятник сестре М. Бутина, Татьяне Мауриц.
Мы приехали в понедельник — музей закрыт, позвонили, нас любезно пригласили зайти, только экскурсовода не было, но девочки везде провели, рассказали, очень хороший музей, видно, что все сделано с любовью и поддерживается на должном уровне. Постепенно восстанавливается парк, который благоустраивала Татьяна и, по словам современников, он мог сравниться только с садами Европы. Работники музея сказали, что иностранные группы более частые гости, чем русские. Печально.
Пора прощаться с чудесным городом Нерчинск, следующая остановка — Кульдур.
По традиции, заехали на памятник возле ст. Жанна.
Хотели еще заехать в Ерофей Палыч, посмотреть столб с петроглифами, но на ходу, ловя интернет, не смогли найти более-менее четкого направления. 30 км лесовозной дороги от Ерофей Палыча — так себе ориентир(
Встреча с родственниками, обмен впечатлениями. Городок всё так же печален, хоть и построили горнолыжку. В больничку и за продуктами гоняют в Биробиджан, 150 км на минуточку.
Наше небольшое путешествие подошло к концу. Жара на трассе +33, длинный перегон до Владивостока. Фуры отдыхающие днем и двигающиеся караванами ночью. Колонны автотуристов, едущих на встречу. Разговорились с четой пенсионеров на стареньком универсале, на Кавказ поехали ребята, молодцы! Перегонщики, особенно якутяне, прям очень много шли. Знаю, что многим интересна дорога.Очень много камер, особенно в амурке, народ заклеивает номер, главное не забыть потом отклеить. В Новобурейске и, конечно же, после Амурского моста — посты, тормозят всех подряд. Нормальная дорога, конечно, есть участки ремонта, от Жирекена до Чернышевска — амурские волны.
Пробег 8000 км, бенз — 41500 руб., средняя цена 48 руб. Из поломок — порваный тросик ручника. Надеюсь, наше путешествие заинтересует, основной посыл — и в Забайкалье есть жизнь, есть куда заехать и что посмотреть, совсем необязательно гнать сломя голову на Байкал, Алтай, или модное нынче направление — Дагестан. Но мы задумались, маршрут уже пройден вдоль и поперек, может, есть смысл отправлять машину в Новосиб на автовозе, а дальше уже рулить?!
Спасибо, всем, кто дочитал до конца, ровных дорог и ни гвоздя, ни жезла, господа путешественники.